Доклад Ценностный спектр музыкальных жанров синхронические и диахронические аспекты
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
Ценностный спектр музыкальных жанров: синхронические и диахронические аспекты
Среди типологий слушателей музыки наиболее многочисленны классификации, основанные на их музыкальных предпочтениях. Как оказалось, слушатели с общими музыкальными вкусами часто обладают не только близкими социально-демографическими характеристиками, но и сходными личностными качествами. Отношение к тем или иным жанрам также обнаружило связь с такими ценностями как свобода, независимость, самоактуализация и т.п.
Так, например, социолог Х.П.Райнеке следующим образом характеризует слушателя, ориентированного на классику: его отношением к музыке руководит установка на принадлежность к избранным; установка же эта дается неустанным стремлением к совершенству, постоянным преодолением трудностей, аскетизмом (Reineke, 1981, 7). В исследованиях Х.Реттельмейера показано, что более догматичные и интолерантные реципиенты ниже оценивали современные произведения. Различия исчезали, если оцениваемые произведения были традиционными (Rettelmeyer, 1967; цит.по Yimenez, 1986, 383).
Недавнее исследование связи музыкальных предпочтений и личностных черт выявило три группы паттернов, ассоциируемых с выбором наиболее типичных видов рок-музыки, с общей широтой музыкальных интересов и с предпочтением поп-музыки (как наиболее легкой для восприятия). Более или менее достоверно предсказывать музыкальные предпочтения можно по таким чертам личности, как экстраверсия и открытость. Для экстравертов типичным оказывается выбор поп-музыки. Открытые индивиды высказывают предпочтения в широком диапазоне. Женщины значимо чаще предпочитают популярную музыку остальным ее видам, чем мужчины (Rawlings, Ciancarelli, 1997).
Способность к адекватной оценке отраженного в музыке состояния или эмоции тоже оказалась связанной с тем, какого типа музыку предпочитает обычно слушать субъект. Масштабное исследование Роберта Вагнера (800 испытуемых в возрасте 14-21 лет) подтвердило, что быстрее и точнее соотносят музыкальные произведения со списком эмоций те, кто чаще слушает классическую музыку (Wagner, 1978). Выявились зависимости не только личностных черт и качеств, но и особенностей памяти. Так, у тех опрошенных, кто любит слушать музыку, оказалась хорошая вербальная и автобиографическая память, в то время как направленная в будущее память оказалась ниже средней; у тех же, к примеру, кто любит решать числовые задачи и головоломки, оказались высокими показатели вербальной и направленной в будущее памяти, но низкие показатели автобиографической памяти (Sehulster, 1995).
М.Илле и О.Сакмаровым выяснялись представления любителей музыки различных жанров о ценности собственного мнения и достоинства, свободе дискуссий, гласности.Чаще всего максимальные ранги эти ценности получали в группах, ориентированных на "подлинный рок" и "коммерческий рок", реже всего - в группе активных противников рока. Там же были получены результаты, свидетельствующие о том, что положительно относятся к классической музыке 68,9% любителей "подлинного рока", 43,6% среди его активных противников и 17,6% среди потребителей эстрады и коммерческого рока. Данных об отношении любителей классики к року, эстраде в статье не приводится, однако делается вывод, что "искусство, если оно подлинное, волнует независимо от жанра" (Илле, Сакмаров, 1989, 69). На наш взгляд, положительное отношение к классике здесь может быть декларируемым, просто как к некоей традиционной культурной ценности. В случае же отказа от этих ценностей само их присутствие в культуре придает больший вес такому отказу.
В ряде социологических исследований именно отношение к традиционным ценностям искусства становилось основанием для сравнения двух групп реципиентов. Так, у любителей музыки по сравнению с любителями были выявлены более богатое воображение, более развитые чувствительность, эмпатия, более сдержанные самооценки, более тонкие и подробные описания отрывков музыкальных произведений (Семенов, 1988. 132). Однако неясно, связано ли это с тем, что “равнодушная или неприязненная реакция есть всегда обедняющая и разлагающая предмет реакция...”(Бахтин, 1986. 130), либо с тем, что любители музыки оказываются более способными к передаче своих ощущений и впечатлений.
В последние годы было проведено несколько исследований ценностей, приписываемых реципиентами музыке в целом и отдельным ее жанрам, по методике «Ценностный спектр» Д.А. Леонтьева (Леонтьев, 1997). Методика представляет собой список из 18 наиболее абстрактных ценностей, составленный на основе перечня бытийных ценностей А.Маслоу. Задача испытуемых состоит в том, чтобы в столбцах, соответствующих оцениваемым объектам, отметить галочками, какие ценности присущи каждому из объектов. В качестве объектов оценивания обычно выступают «рок-музыка», «классическая музыка», «авторская песня» и «эстрадная песня», а также общие понятия «музыка» и «жизнь».
В исследовании Ю.А.Волковой и Д.А.Леонтьева, проведенном в 1987 году, опрос производился среди слушателей концертов авторской и рок-музыки. Было показано, что аудитория рок-музыки воспринимает ее как явление, родственное не столько искусству, сколько реальной жизни, выделяя прежде всего такие присущие ей ценности, как уникальность, игра, смысл, целостность, жизненность, самодостаточность. Музыка в сознании этой группы слушателей ассоциируется прежде всего с эстрадной песней и – в меньшей степени – с классикой, но не с роком.
Эстрадная песня для аудитории рок-музыки выступает как вид развлечения и отдыха; с ней ассоциируются ценности игры и легкости. Авторская песня характеризовалась как полная смысла, истины и добра; классическая музыка – как исполненная завершенности и красоты. Интересно, что меньше всего любителей рока охарактеризовали классическую музыку как простую, легкую и самодостаточную; по мнению авторов исследования, она слишком тяжела и сложна для восприятия слушателей рок-музыки и не может служить самодостаточным отдыхом (Леонтьев, Волкова, 1997, 121-130).
Несколько иные результаты были получены для аудитории классической музыки (дипломная работа О.Кравцовой). Ее исследование проводилось на двух концертах в Московской Консерватории (московского камерного оркестра и международного камерного оркестра Лижии О’Риордан). Результаты получены на основании 53 заполненных опросников. Возраст опрашиваемых – от 8 до 70 лет.
В их сознании музыка прежде всего ассоциируется с классической музыкой и в меньшей степени с авторской песней. Эстрадной песне были приписаны игра и легкость; авторская песня характеризовалась как полная добра, жизненности, смысла; классическая музыка – как исполненная красоты, совершенства, уникальности. Колонку, соответствующую рок-музыке, большинство вообще оставило пустой.
Были подсчитаны корреляции между объектами оценивания (см. таблицу 1)
Таблица 1. Ранговые корреляции между жизнью, музыкой и т.д. для аудитории любителей классической музыки
| Жизнь | Музыка | Эстрадная песня | Авторская песня | Классическая музыка |
Музыка | 0,586** | | | | |
Эстрадная песня | 0,250 | 0,344 | | | |
Авторская песня | 0,647*** | 0,512* | 0,700*** | | |
Классическая музыка | 0,423* | 0,816*** | 0,039 | 0,200 | |
Рок-музыка | 0,022 | 0,334 | 0,789*** | 0,476* | 0,019 |
* - корреляция значима на уровне 0,05
** - корреляция значима на уровне 0,01
*** - корреляция значима на уровне 0,005.
В дипломной работе Г.Алексаняна (1999) проверялись следующие гипотезы:
Гипотеза 1 – Музыка обладает в сознании аудитории своеобразным ценностным спектром, который частично совпадает и различается в зависимости от музыкального жанра.
Гипотеза 2 – Ценностный спектр будет изменятся в зависимости от аудитории.
Гипотеза 3 – Ценностные содержания музыкального жанра обладают устойчивостью на больших временных интервалах в той мере, в какой сохраняет устойчивость сам жанр.
Исследование проводилось в различных аудиториях (эстрада, авторская песня, рок-музыка и классическая музыка). Опрашиваемым была предложена методика ценностного спектра, где в качестве оцениваемых объектов выступали: эстрадная песня, авторская песня, рок-музыка, классическая музыка, жизнь и музыка вообще. Исследования были проведены в 1998- 1999 годах. На основе результатов опроса были составлены итоговые матрицы по каждой опрашиваемой группе:
Таблица 1. Ценностный профиль аудитории любителей авторской песни (исследование Г.Г. Алексаняна).
Авторская песня | Жизнь | Музыка | Эстрада | Автор. песня | Класс. музыка | Рок музыка |
Добро | 11 | 4 | 1 | 13 | 3 | 8 |
Единство противоположностей | 6 | 3 | 2 | 7 | 2 | 10 |
Жизненность | 5 | 3 | 2 | 13 | 1 | 7 |
Завершенность | 1 | 4 | 2 | 0 | 7 | 0 |
Игра | 8 | 8 | 10 | 2 | 2 | 4 |
Истина | 2 | 4 | 0 | 11 | 4 | 7 |
Красота | 6 | 6 | 2 | 4 | 10 | 3 |
Легкость | 4 | 7 | 14 | 0 | 3 | 3 |
Необходимость | 16 | 4 | 1 | 15 | 4 | 10 |
Полнота | 2 | 4 | 0 | 5 | 3 | 3 |
Порядок | 1 | 2 | 0 | 2 | 5 | 2 |
Простота | 1 | 2 | 18 | 5 | 1 | 4 |
Самодостаточность | 3 | 5 | 3 | 3 | 5 | 1 |
Смысл | 5 | 3 | 0 | 12 | 8 | 9 |
Совершенство | 2 | 1 | 0 | 0 | 12 | 0 |
Справедливость | 3 | 3 | 0 | 10 | 0 | 7 |
Уникальность | 8 | 3 | 0 | 9 | 4 | 4 |
Целостность | 4 | 7 | 1 | 3 | 8 | 2 |
Таблица 2. Ценностный профиль аудитории любителей эстрады (исследование Г.Г. Алексаняна).
| Жизнь | Музыка | Эстрада | Автор. песня | Класс. музыка | Рок музыка |
Добро | 14 | 10 | 10 | 10 | 10 | 2 |
Единство противоположностей | 9 | 5 | 2 | 2 | 4 | 7 |
Жизненность | 9 | 11 | 11 | 8 | 2 | 1 |
Завершенность | 4 | 8 | 5 | 5 | 4 | 1 |
Игра | 12 | 9 | 9 | 4 | 5 | 8 |
Истина | 7 | 9 | 5 | 7 | 6 | 5 |
Красота | 10 | 11 | 12 | 5 | 12 | 2 |
Легкость | 3 | 6 | 15 | 3 | 4 | 4 |
Необходимость | 16 | 8 | 5 | 3 | 5 | 0 |
Полнота | 8 | 5 | 3 | 5 | 5 | 2 |
Порядок | 4 | 3 | 2 | 3 | 7 | 4 |
Простота | 4 | 6 | 14 | 7 | 0 | 2 |
Самодостаточность | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 2 |
Смысл | 12 | 7 | 9 | 13 | 8 | 9 |
Совершенство | 5 | 8 | 3 | 1 | 9 | 2 |
Справедливость | 13 | 1 | 2 | 5 | 2 | 0 |
Уникальность | 9 | 5 | 4 | 9 | 8 | 7 |
Целостность | 8 | 4 | 1 | 2 | 4 | 1 |
Таблица 3. Ценностный профиль аудитории любителей рок-музыки (исследование Г.Г. Алексаняна).
Рок-музыка | Жизнь | Музыка | Эстрада | Автор. Песня | Класс. музыка | Рок музыка |
Добро | 13 | 6 | 4 | 11 | 6 | 12 |
Единство противоположностей | 11 | 3 | 0 | 4 | 1 | 12 |
Жизненность | 7 | 5 | 0 | 12 | 2 | 12 |
Завершенность | 0 | 4 | 1 | 3 | 11 | 1 |
Игра | 14 | 8 | 7 | 5 | 3 | 6 |
Истина | 5 | 5 | 0 | 11 | 5 | 12 |
Красота | 7 | 6 | 0 | 2 | 13 | 7 |
Легкость | 3 | 2 | 15 | 2 | 3 | 5 |
Необходимость | 14 | 7 | 2 | 8 | 5 | 11 |
Полнота | 4 | 5 | 0 | 3 | 4 | 7 |
Порядок | 5 | 2 | 3 | 5 | 7 | 4 |
Простота | 4 | 1 | 15 | 4 | 0 | 5 |
Самодостаточность | 0 | 5 | 1 | 4 | 7 | 5 |
Смысл | 12 | 6 | 1 | 12 | 4 | 14 |
Совершенство | 4 | 3 | 0 | 4 | 13 | 1 |
Справедливость | 5 | 3 | 0 | 6 | 1 | 7 |
Уникальность | 9 | 8 | 1 | 11 | 7 | 13 |
Целостность | 6 | 11 | 2 | 1 | 8 | 4 |
Таблица 4. Ценностный профиль аудитории любителей классической музыки (исследование Г.Г. Алексаняна).
Классика | Жизнь | Музыка | Эстрада | Автор. Песня | Класс. музыка | Рок музыка |
Добро | 8 | 9 | 6 | 6 | 7 | 3 |
Единство противоположностей | 8 | 3 | 1 | 1 | 1 | 8 |
Жизненность | 5 | 3 | 4 | 10 | 4 | 5 |
Завершенность | 1 | 5 | 1 | 4 | 2 | 2 |
Игра | 6 | 5 | 9 | 2 | 3 | 4 |
Истина | 5 | 2 | 3 | 8 | 5 | 3 |
Красота | 5 | 10 | 1 | 3 | 10 | 2 |
Легкость | 1 | 6 | 10 | 1 | 4 | 1 |
Необходимость | 8 | 9 | 2 | 6 | 3 | 4 |
Полнота | 7 | 9 | 0 | 3 | 3 | 3 |
Порядок | 2 | 3 | 2 | 2 | 4 | 4 |
Простота | 4 | 5 | 14 | 5 | 2 | 3 |
Самодостаточность | 2 | 4 | 0 | 6 | 6 | 4 |
Смысл | 10 | 2 | 2 | 9 | 6 | 9 |
Совершенство | 3 | 6 | 0 | 1 | 8 | 1 |
Справедливость | 4 | 3 | 1 | 9 | 3 | 6 |
Уникальность | 8 | 4 | 2 | 7 | 6 | 3 |
Целостность | 7 | 5 | 1 | 2 | 5 | 2 |
Без подробного качественного анализа этих матриц можно отметить схожие оценки аудиториями авторской песни и рок музыки объекта «эстрадная песня». Никто из опрашиваемых не отметил присутствия в эстраде истины, совершенства, полноты; единицы нашли в ней смысл, необходимость, уникальность, самодостаточность, красоту. Зато большинство отметили наличие в эстрадной музыке простоты и легкости.
Фактически в этой работе были повторены более ранние исследования Ю.Волковой и Д.Леонтьева, что позволило провести диахронический анализ. Сравнение матриц (по аудиториям) показало, что отношение аудитории авторской песни к рок-музыке и аудитории рок-музыки к авторской песне изменилось за эти годы, в то время как понятие классической музыки все так же характеризовалось красотой, совершенством, отсутствием легкости и простоты.
В исследовании, проведенном в 1997-1998 году М. Авраамовой под руководством Г.Иванченко, для аудитории рок-музыки нашли подтверждение данные Ю.Волковой и Д.Леонтьева о близости ценностных профилей «рок-музыки» и «жизни», однако и в том и другом профиле за десять лет произошли изменения: практически исчезли самодостаточность и целостность, появилась и утвердилась с высокими рангами необходимость, однако остались уникальность, игра, смысл, жизненность (см. табл. 5)
Таблица 5. Ценностный профиль аудитории рок-музыки (исследование М.Н. Авраамовой).
| Жизнь | Музыка | Эстрад. песня | Автор. песня | Класс. Музыка | Рок-музыка |
Добро | 13 | 6 | 4 | 11 | 6 | 12 |
Ед. Пр-й | 11 | 3 | 0 | 4 | 1 | 12 |
Жизн. | 7 | 5 | 0 | 12 | 2 | 12 |
Заверш. | 0 | 4 | 1 | 3 | 11 | 1 |
Игра | 14 | 8 | 7 | 5 | 3 | 6 |
Истина | 5 | 5 | 0 | 11 | 5 | 12 |
Красота | 7 | 6 | 0 | 2 | 13 | 7 |
Легкость | 3 | 2 | 15 | 2 | 3 | 5 |
Необх. | 14 | 7 | 2 | 8 | 5 | 11 |
Полнота | 4 | 5 | 0 | 3 | 4 | 7 |
Порядок | 5 | 2 | 3 | 5 | 7 | 4 |
Простота | 4 | 1 | 15 | 4 | 0 | 5 |
Самодост. | 0 | 5 | 1 | 4 | 7 | 5 |
Смысл | 12 | 6 | 1 | 12 | 4 | 14 |
Соверш. | 4 | 3 | 0 | 4 | 13 | 1 |
Справедл. | 5 | 3 | 0 | 6 | 1 | 7 |
Уникальн. | 9 | 8 | 1 | 11 | 7 | 13 |
Целостн. | 6 | 11 | 2 | 1 | 8 | 4 |
В исследовании П.Сабадоша (дипломная работа, выполненная под руководством Д.А.Леонтьева) ставилась задача выявить ценностные профили некоторых музыкальных произведений и сравнить их у музыкантов и немузыкантов (Бетховен, соната №14 для фортепиано («Лунная») и симфония № 5, Танец маленьких лебедей из балета «Лебединое озеро» Чайковского, Адажио Альбиниони, Танец с саблями из балета «Гаянэ» Хачатуряна и куплеты Тореадора из оперы «Кармен» Бизе). Наименее характерными для оценки музыкальных произведений оказались ценности справедливости и необходимости. Подавляющее большинство ведущих ценностей каждого из музыкальных объектов в группах музыкантов и немузыкантов совпадает, что подтверждает наличие характерного именно для данных произведений ценностных профилей.
Развитие музыкального восприятия во многом связано с расширением тезауруса слушателя. Почти всегда слушательский опыт обогащает сознание слушателя как отдельными элементами знания о музыке, так и связями этих элементов. Что касается ценностей, связываемых слушателем с отдельными видами музыки и с музыкой в целом, то процессы их формирования гораздо менее изучены. Предметом исследования Г.В. Иванченко (1999-2000) была динамика ценностных представлений о музыке студентов творческого вуза, чья профессия предполагает постоянный контакт с музыкой (актеры, режиссеры, журналисты). В исследовании приняли участие 25 студентов первого курса творческого вуза (г. Москва), в возрасте от 16 до 20 лет, и 25 студентов четвертого курса, в возрасте от 20 до 28 лет, всего 50 человек, из них 29 женщин, 21 мужчина.
Число оценок каждого объекта («жизнь», «музыка», «эстрадная песня», «авторская песня», «классическая музыка», «рок-музыка») суммировалось по группам. Затем частоты упоминания ценностей были заменены их ранговыми значениями в иерархии каждого из понятий, и был подсчитан коэффициент ранговой корреляции (по Спирмену). Полученные корреляции оказались в основном незначимыми. Наиболее близки иерархии “музыки” и “классической музыки” (см. таблицы 6 и 7).
Таблица 6. Ценностный профиль различных музыкальных жанров у студентов 1-го курса (исследование Г.В. Иванченко)
| Жизнь | Музыка | Эстрад. песня | Автор. песня | Класс. музыка | Рок-музыка |
Добро | 20 | 16 | 10 | 19 | 21 | 15 |
Ед. пр-й | 7 | 10 | 11 | 16 | 14 | 18 |
Жизн. | 17 | 9 | 10 | 18 | 8 | 17 |
Заверш. | 4 | 11 | 5 | 4 | 17 | 10 |
Игра | 8 | 20 | 14 | 15 | 13 | 10 |
Истина | 15 | 12 | 3 | 20 | 6 | 20 |
Красота | 21 | 20 | 12 | 17 | 16 | 11 |
Легкость | 13 | 8 | 22 | 9 | 15 | 3 |
Необх. | 10 | 4 | 10 | 10 | 4 | 6 |
Полнота | 11 | 12 | 6 | 11 | 15 | 7 |
Порядок | 7 | 14 | 3 | 7 | 12 | 8 |
Простота | 14 | 11 | 18 | 20 | 12 | 11 |
Самодост. | 3 | 10 | 2 | 9 | 15 | 17 |
Смысл | 19 | 17 | 8 | 16 | 18 | 18 |
Соверш. | 6 | 10 | 11 | 10 | 17 | 8 |
Справедл. | 10 | 8 | 5 | 20 | 13 | 20 |
Уникальн. | 19 | 11 | 9 | 14 | 14 | 17 |
Целостн. | 17 | 12 | 5 | 10 | 15 | 9 |
Таблица 7. Ценностный профиль различных музыкальных жанров у студентов 4-го курса (исследование Г.В. Иванченко)
| Жизнь | Музыка | Эстрад. песня | Автор. Песня | Класс. музыка | Рок-музыка |
Добро | 14 | 22 | 6 | 15 | 19 | 10 |
Ед. пр-й | 9 | 15 | 5 | 9 | 10 | 15 |
Жизн. | 17 | 17 | 6 | 14 | 13 | 16 |
Заверш. | 6 | 15 | 0 | 9 | 18 | 7 |
Игра | 17 | 19 | 8 | 17 | 14 | 8 |
Истина | 12 | 16 | 4 | 12 | 11 | 13 |
Красота | 19 | 22 | 7 | 11 | 18 | 9 |
Легкость | 5 | 12 | 18 | 10 | 14 | 8 |
Необх. | 14 | 7 | 10 | 6 | 8 | 6 |
Полнота | 17 | 16 | 4 | 4 | 16 | 9 |
Порядок | 13 | 18 | 2 | 5 | 15 | 7 |
Простота | 12 | 13 | 15 | 15 | 10 | 9 |
Самодост. | 7 | 17 | 5 | 9 | 13 | 12 |
Смысл | 10 | 21 | 3 | 14 | 16 | 12 |
Соверш. | 6 | 13 | 7 | 11 | 15 | 10 |
Справедл. | 8 | 9 | 4 | 19 | 10 | 17 |
Уникальн. | 21 | 10 | 9 | 12 | 12 | 16 |
Целостн. | 20 | 5 | 10 | 9 | 17 | 7 |
Из ценностей, которые характеризуют музыку более всего, первокурсниками были названы: игра, красота и смысл. В представлении студентов четвертого курса музыка - это прежде всего добро, красота и смысл. Далее, в эстрадной музыке большинство испытуемых отметило присутствие легкости и простоты. Менее всего эстрадную музыку, по мнению первокурсников, характеризует завершенность, справедливость, самодостаточность, порядок; по мнению четверокурсников — завершенность, порядок, смысл, истина. Авторская песня несет в себе истину справедливость, добро, смысл (студенты четвертого курса также отмечают игру и простоту). Ценности, характеризующие классическую музыку, мало меняются: и те и другие испытуемые отмечают добро, завершенность, красоту, полноту, смысл, совершенство. И, наконец, рок-музыка ассоциируется с такими ценностями, как справедливость, истина, смысл, единство противоположностей (первокурсники), справедливость, жизненность, единство противоположностей (четверокурсники).
От первого к четвертому курсу происходят разнонаправленные изменения в представлениях о ценностях, связанных с жизнью, в то время как музыке приписывается существенно больше ценностей. В отношение же к отдельным видам музыки тенденция противоположная: как правило, студенты-четверокурсники отмечают меньше ценностей, чем первокурсники.
Полученные результаты, видимо, свидетельствуют о том, что даже за относительно небольшой промежуток времени (на который, однако, приходится профессиональное становление музыканта-исполнителя, звукорежиссера, актера) происходят глубокие изменения в переживании ценностей и смыслов, которые несет в себе музыка для ее слушателя. В целом эти изменения могут быть скорее охарактеризованы как дифференциация представлений об отдельных видах музыки наряду с обогащением или, может быть, размыванием представлений о музыке в целом.
Хотя на протяжении многих десятилетий педагоги, музыканты, журналисты не устают твердить о падении интереса к классической музыке, как мы видим, не только ее постоянные слушатели относятся к ней как к ценности, но и большинство других, причем «ценностный портрет» весьма близок у любителей различных жанров.
Вполне очевидно, что для реконструкции восприятия музыкальных жанров различными аудиториями требуется не только психологический, но и социологический, культурологический, музыковедческий анализ. Приведенные выше исследования представляют собой только одну из первых попыток изучения ценностных профилей различных музыкальных жанров.
Список литературы
Jimenez J.S. Adorno et la Modernite. Paris: Seuil, 1986.- 511 p.
Rawlings, D.; Ciancarelli, V. Music preference and the five-factor model of the NEO Personality Inventory // Psychology of Music. Vol 25(2), (1997). (pp. 120-132).
Reineke H.P. Das fenscher und der vermeintliche niedregang der musikkultor // Neue Zeitschrift fur Musik. 1981. N 1. S.6-8.
Sehulster,-J.-R. Memory styles and related abilities in presentation of self //American-Journal-of-Psychology; 1995 Spr Vol 108(1) 67-88
Wagner,-R. Study of the emotional and associating effects of music // Psychologie-in-Erziehung-und-Unterricht; 1978 Vol 25(6) 374-376
Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1984-1985. М.: Наука, 1986. С.80-160.
Илле М.Е., Сакмаров О.А. Рок-музыка: таланты и поклонники // Социологические исследования. 1989. № 5. С.64-69.
Леонтьев Д.А., Волкова Ю.А. Рок-музыка: социальные функции и психологические механизмы восприятия // Искусство в контексте информационной культуры. Проблемы информационной культуры. Вып.4. М.: Смысл, 1997. С.114-131.
Леонтьев Д.А. Методика ценностного спектра и её возможности в исследовании субъективной реальности» Методы психологии: ежегодник РПО т. 3 вып. 2
Семенов В.В. Социальная психология искусства: Актуальные проблемы. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. - 168 с.
Об авторах:
Авраамова Маргарита Николаевна - студентка МГТУ им. Н.Э. Баумана
Алексанян Г.Г. - студент МГУ им. М.В. Ломоносова
Кравцова О. - кандидат психологических наук
Леонтьев Д.А., Сабадош П. Афонина Л., Иванченко Г.В. - см. сборник-2000