Доклад

Доклад Экзистенциально-инициальная работа с телом

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 9.11.2024



Экзистенциально-инициальная работа с телом

Мы не имеем тела, отдельного от нашей души, тело - это лишь часть души, наделенная пятью чувствами.

(Уильям Блэйк)

Поведать я хочу об измененьи форм, что с телом происходят. Все твари на земле. Сама земля и небо меняются… И мы как часть творенья не можем не стремиться к измененью.

(Овидий. "Метаморфозы")

Прежде чем говорить непосредственно о работе, необходимо прояснить термины. Когда мы произносим слово экзистенциальный, часто на память приходят Камю и Сартр, и далеко не все знают, что экзистенциализм как таковой далеко не исчерпывается этими несколько мрачными французами. Да и среди самих французов далеко не все столь пессимистичны, например, Габриель Марсель (Марсель, 1995). Что же касается немцев (или немецко-говорящих экзистенциалистов) их взгляд на жизнь куда оптимистичнее, хотя и не менее серьезен, чем у французов. (Хайдеггер, 1993; Binswanger, 1962; Boss, 1962).

Такое очень разное отношение к жизни побудило одного из американских авторов разделить всех экзистенциалистов на Yes-экзистенциалистов и No- экзистенциалистов. Иными словами, если мы рассмотрим "шкалу" от Небытия к Бытию, то около полюса небытия окажется Камю и рядом с ним Сартр, а ближе всего к полюсу бытия будут М.Хайдеггер, Г.Марсель и ряд религиозных экзистенциалистов (Van Dusen,1962). Также интересно отметить, что у Ж.П. Сартра и А. Камю именно человек выступает в качестве меры всех вещей, в то время, как, например, Хайдеггер в качестве точки отсчета рассматривает не человека, а само бытие, что позволяет провести разделение экзистенциалистов еще по одному основанию антропоцентризм - онтоцентризм (от онтос - бытие, греч.). С точки зрения психотерапии в качестве перспективного можно рассматривать только Yes-экзистенциализм и онтоцентрическое направление (Летуновский, 2001).

Нет единого понимания и самого термина экзистенция. В широком смысле экзистенция понимается просто как существование. В узком - экзистенцию понимают как существование в качестве самого себя ничем не детерминированного - ни социумом, ни собственной биологией, ни даже самим собой длящимся из прошлого. По словам М.К.Мамардашвили (Мамардашвили,1993) Экзистенция - это то, что ты должен сделать сам, здесь и сейчас. Она исключает откладывание на завтра или перекладывание на плечи другого, на плечи ближнего, нации, государства, общества. Возникает закономерный вопрос "кому должен?" - самому себе, своей собственной Сути.

Еще одно достаточно широко распространенное заблуждение, заключается в том, что экзистенциальная психотерапия представляет собой абстрактное философствование и к телу никакого отношения не имеет. В то время как проблема телесности была одной из центральных у таки экзистенциально ориентированных авторов как Медард Босс (Boss, 1958) и Ван ден Берг (Van den Berg, 1962), однако, на наш взгляд, методические аспекты психотерапевтической работы с телом лучше всего проработаны малоизвестным немецким экзистенциальным психотерапевтом Калфридом фон Дюркхаймом (Дюркхайм, 1992).

Следующий термин, который нам следует прояснить это понятие инициации. В экзистенциально-инициальном подходе речь идет не столько об одномоментной процедуре инициации, сколько об инициальном пути, то есть пути экзистенциальном в узком смысле этого слова. Здесь мы напрямую выходим на тему подлинности собственного существования и усилии необходимом для такого рода подлинности. А быть подлинным - значит жить во всей полноте своего существа, всецело присутствуя в ситуации, а следовательно и в своем теле.

Конкретный опыт психотерапевтической практики показывает, что путь к целостному присутствию человека в мире, очень часто начинается именно с целостного присутствия в своем теле. И наоборот, дистанцирование от своего тела, отношение к нему как к чему-то чуждому - один из главных признаков психического нездоровья самой различной этиологии и более того - онтологической незащищенности человека (Лэнг,1995). И когда доступ к глубокому контакту с пациентом бывает закрыт вследствие мощных психологических защит конкретное физическое тело пациента часто является основным, если не единственным ресурсом для запуска успешного психотерапевтического процесса.

Путь к онтологической защищенности (или укореннености в Бытии) лежит через укоренение себя в своем собственном теле, которое заключается в обучении пациента чувствовать свое тело с одной стороны максимально дифференцированно (ощущая каждую его частичку), с другой - максимально интегрировано (как единое целое) при чем как в статике так и в движении. В некоторых случаях хорошие результаты дает непосредственно техника представления себя деревом и укоренения в земле (пускания корней, заземления). В последствие, после достижения пациентом некоторых успехов, акцент в работе переноситься на соотношение телесности человека с другими людьми, вообще с миром, со своей собственной Сутью.

Основной целью совместной работы психотерапевта и пациента является прозрачность телесности пациента для своей собственной Сути, только в этом случае можно говорить о подлинности его существования. Под Сутью понимается не архетип Self в Юнгианском смысле, а само Бытие, раскрывающееся в уникальном паттерне конкретной человеческой экзистенции. Только в контакте со своей Сутью человек может быть самим собой. Человек, прозрачный для своей сути открыт миру и укоренен в Бытии.

Отличительные особенности экзистенциально-инициальной работы с телом:

Принципиальные:

1. Тело понимается как я сам, экзистенциальная опора всего сущего, эталон моей неразрывной связи с миром, моей безусловной причастности миру.

2. Тело рассматривается вне (или до) субъект-объектного членения реальности, как телесно-душевный континуум, включающий смысловые горизонты.

3. Тело рассматривается в неразрывной связи с другими и с миром (бытие-в-мире, бытие-вместе).

4. Тело выступает как своего рода "напоминатель" присутствия смерти в моей жизни, конечности моего физического существования.

Методические:

5. Терапевт при непосредственной работе с телом пациента не руководствуется ни какими заранее установленными алгоритмами и схемами, его конкретные действия всецело определяются и задаются контекстом ситуации.

6. В работе с движениями тела отрабатывается движение всей целостностью своего существа, исключая привычную последовательность: ментальный приказ - действие.

7. Терапевт должен быть предельно собран и всецело присутствовать (быть при сути) в ситуации.

8. Уделяется особое внимание связи с миром, развивается чувствование собственной нераздельности с другими и с миром.

9. Базовый принцип тренировки - от тела к более широкой реальности, например, телесная собранность, становиться собранностью вообще - чертой характера, качеством личности.

10. Толкование конкретного опыта проводиться не каузально (психоаналитическая традиция), а экзистенциально ("Как я существую?") и проспективно ("Какие наброски смысла мне открываются?").

11. Экзистенциально-инициальная психотерапия - не есть форма одностороннего воздействия на пациента, а просто общий отрезок Пути (совместный процесс), на котором один (терапевт) лишь немного больше заботиться о другом (пациенте), т.е. расчищает дорогу и выступает в качестве проводника.

Базовые методики работы с телом:

1). Инициальная работа с телом ("лайбарбайтен"). Метод разработан Калфридом Дюркхаймом и подразумевает непосредственный телесный контакт между руками терапевта и телом пациента.

2). Рисование в состоянии сосредоточенности. Метод разработан Марией Гиппиус и обоснован ею в докторской диссертации "Графическое выражение чувств" в Лейпцигском институте Гештальтпсихологии под руководством Крюгера и Вертхаймера в 1936г.

3). Инициальная работа с мечем. Метод также разработан К. Дюркхаймом на основе простейших движений с деревянным мечем из японского искусства владения мечом - Кен-До.

Опыт нашей работы показывает, что данный подход показывает хорошие результаты, при работе с депрессивными состояниями, психосоматикой, а также традиционной для экзистенциализма проблематикой: экзистенциальная боль (тяжелые психические травмы), проблема жизненного выбора, поиск смысла жизни (ноогенный невроз), аутентичность, страх смерти и др.

Список литературы

1. Дюркхайм Калфрид. О двойственном происхождении человека. - Спб., - Импакс, 1992. - 156 с.

2. Лейнг Р. Разделенное Я. - К.1995. - 320с.

3. Летуновский В.В. Экзистенциальный анализ. Перспективы метода в психологической практике. // 1 Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии. Материалы сообщений. - М.2001. - с.28-32.

4. Летуновский В.В. Экзистенциальная парадигма и проблема понимания. // 5 Международная конференция "Психология, педагогика и социология чтения". Материалы сообщений. - М.2001.

5. Марсель Габриэль. Трагическая мудрость философии. Избранные работы. - М.,1995. - 187 с.

6. Мамардашвили М.К. Психологическая топология пути // Мир человека: хрестоматия для учащихся. Часть 1. М.: Интерпракс, 1993, с.297-302.

7. Мерфи Мишель. Будущее тела. - Лос Анжлес: 1992, 785 с.

8. Круг Урсула. Раскрепощение "Я". // Человек №3 - 1993, с.97-98.

9. Пфеффлин Андрэас. Прийти к себе. // Человек №3 - 1993, с.89-95.

10. Хайдеггер М. Бытие и время. - М.,1993. - 451 с. (II).

11. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления: пер. с нем. - М.: Республика, 1993. - 447 с. (I).

12. Boss M. Psychoanalysis and Daseinanalysis. New York: Philosophical library, 1958. с.113-117.

13. Boss M. "Daseinanalysis" and psychotherapy. Psychoanalysis and Existential Philosophy. New York: E.P.Dutton Co. 1962, pp.81-89.

14. Binswanger L. Being-in-the-world: selected papers of Ludwig Binswanger. New York: Basic Books, 1963.

15. Van den Berg. The human body and the significance of the human movement. // Psychoanalysis and Existential Philosophy, A Group of articles. New York: E.P.Dutton Co. 1962, pp.89-129.

16. Van Dusen W. The theory and practice of existential analysis. New York: E.P.Dutton Co. 1962, pp. 24-41.

Летуновский В.В. Экзистенциально-инициальная работа с телом.

1. Реферат Парижский погром
2. Реферат Ценные бумаги 4
3. Курсовая на тему Вещное право
4. Реферат на тему Morality Of Euthanasia Essay Research Paper
5. Реферат на тему Shakespeare And Kingship Essay Research Paper In
6. Реферат на тему Технологии качественного обучения в рамках нестандартного урока
7. Реферат на тему Имидж политического лидера по средствам PR
8. Реферат Правила японского этикета
9. Реферат на тему Exposing Children To Profanity Essay Research Paper
10. Реферат на тему Against Ufos Essay Research Paper UFOs Neither