Доклад

Доклад Проблема гармонии веры и разума. Вопросы доказательства бытия бога у Фомы Аквинского.

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 8.11.2024





Проблема гармонии веры и разума.­ 

Вопросы доказательства бытия бога у Фомы Аквинского.
Фома Аквинский - систематизатор средневековой­ схоластики­.­ Одним из наиболее выдающихся представителей зрелой схо­ластики  был  монах  доминиканcкого  ордена  Фома  Аквинский ­(1225/26  1274), ученик знаменитого средневекового теолога, философа и естествоиспытатели Альберта Великого (11931280).­Как и его учитель, Фома пытался обосновать основные принципы христианской  теологии,  опираясь на учение Аристотеля.  При этом последнее было преобразовано им  таким  образом,  чтобы оно  не вступало в противоречие с догматами творения мира из ничего и с учением о богочеловечестве Иисуса Христа. Как и у Августина  и  Боэция,  у Фомы высшее начало есть само бытие. Под бытием Фома разумеет  христианского  бога,  сотворившего мир,  как о том повествуется в Ветхом завете. Различая бытие ­и сущность (существование и суетность), Фома, тем не менее, не противопоставляет их, а вслед за Аристотелем подчеркивает их­обилий корень.  Сущности, или субстанции, обладают, согласно­Фоме,  самостоятельным  бытием,  в  отличие  от  акцидетнций (свойств,  качеств),  которые  существуют  только  благодаря субстанциям.  Отсюда  выводится  различение  так  называемых субстанциальных и акцидентальных форм. Субстанциальная форма сообщает всякой вещи простое бытие,  а потому при ее появле­нии мы говорим,  что нечто возникло, а при ее исчезновении, ­что  нечто  разрушилось.  Акцидентальная же форма  источник определенных качеств,  а не бытия вещей.  Различая вслед  за Аристотелем актуальное и потенциальное состояния, Фома расс­матривает бытие как первое из актуальных состояний.  Во вся­кой вещи,  считает Фома,  столько бытия, сколько в ней акту­альности. Соответственно он выделяет четыре уровня бытийнос­ти вещей в зависимости от степени их актуальности,  выражаю­щейся в том, каким образом форма, то есть актуальное начало,­реализуется в вещах.­ На низшей ступени бытия форма, согласно Фоме, составля­ет  лишь внешнюю определенность вещи (causa formalis);  сюда относятся неорганические стихии  и  минералы.  На  следующей ступени форма предстает как конечная причина (causa finalis)­вещи,  которой поэтому внутренне  присуща  целесообразность, названная Аристотелем "растительной душой", как бы формирую­щей тело изнутри, таковы растения.  Третий уровень  живот­ные, здесь форма есть действующая причина (causa efficiens),­поэтому сущее имеет в себе не только цель,  но и начало дея­тельности,  движения. На всех трех ступенях форма по-разному ­привходит в материю,  организуя и одушевляя ее.  Наконец, на четвертой  ступени  форма  предстает уже не как организующий принцип материи, а сама по себе, независимо от материи (for­ma per se,  forma separata). Это дух, или ум, разумная душа,­высшее из сотворенных сущих.  Не будучи связана с  материей,­человеческая разумная душа не погибает со смертью тела. Поэ­тому разумнан душа носит у Фомы имя "самосущего".  В отличие от нее,  чувственные души животных не являются само сущими, потому они и не имеют специфических для разумной души  дейс­твий,  осуществляемых только самой душой, отдельно от тела ­мышления и веления;  все действия  животных,  как  и  многие­ действия человека (кроме мышления и акта воли),  осуществля­ются с помощью тела. Поэтому души животных погибают вместе с ­телом,  тогда  как человеческая душа  бессмертна,  она есть­самое благородное в сотворенной природе.  Следуя Аристотелю,­Фома  рассматривает разум как высшую среди человеческих спо­собностей,  видя и в самой воле прежде всего ее разумное оп­ределение,  каковым он считает способность различать добро и­зло. Как и Аристотель, Фома видит в воле практический разум,­то есть разум,  направленный на действие,  а не на познание,­руководящий нашими поступками, нашим жизненным поведением, а­не теоретической установкой, не созерцанием.­ В мире Фомы подлинно сущими оказываются в конечном сче­те индивидуумы.  Этот  своеобразный  персонализм составлиет­специфику как томистской онтологии, так и средневекового ес­тествознания,  предмет  которого    действие индивидуальных­"скрытых сущностей"  "деятелей", душ, духов, сил. Начиная с­бога,  который  есть чистый акт бытия,  и кончая малейшей из­сотворенных сущностей,  каждое сущее обладает  относительной­самостоятельностью,  которая  уменьшаетси  по  мере движения­вниз,  то есть по мере убывания актуальности бытия  существ,­располагающихся на иерархической лестнице.­ Учение Фомы пользовалось большим влиянием в средние ве­ка, римская церковь официально признала его. Это учение воз­рождается и в XX веке под названием неотомизма   одного  из­наиболее  значительных течений католической философии на За­паде.­­­ Номиналистическая­ критика томизма:­ приоритет воли­ над разумом­­. Как уже отмечалось,  средневековая философия вобрала в­себя две различные традиции:  христианское откровение и  ан­тичную философию.  В учении Фомы возобладала последняя. Нап­ротив,  критики томизма апеллируют к библейской традиции,  в­рамках которой воля (прежде всего божественная воля  всемо­гугцество бог) стоит выше разума и определяет  его.  Расцвет­номинализма  приходится  на  XIII  и особенно XIV века;  его­главные представители  Уильям Оккам  (1285  1349),  Иоганн­Буридан (конец XIIIXIV век),  Николай из Отрекура (XIV век)­и др.­     В номинализме  пересматривается характерная для аристо­теленской традиции (Альберт Великий,  Фома Аквинский)  трак­товка бытия,  предполагающая тесную связь бытия с категорией­сущности.  Хотя Фома и проводил различие между бытием и сущ­ностью (ибо только в боге бытие и суетность совпадают),  од­нако считал, что сущность стоит к бытию ближе всех остальных­категорий.  А поскольку сущность постигается не чувствами, а­только умом,  то отсюда вытекает, с одной стороны, приоритет­разума,  а с другой  иерархическая структура тварного мира.­В номинализме определяющее значение получает идеи божествен­ного  всемогущества,  а творение рассматривается как акт бо­жественной воли. Здесь номиналисты опираются на учение Дунса­Скота (ок. 12661308), который обосновывал зависимость разу­ма от воли и считал божественную волю причиной  всякого  бы­тия.  Однако номиналисты пошли дальше Дунса Скота:  если тот­считал,  что в воле бога был выбор сущностей, которые он хо­тел  сотворить,  то Уильям Оккам упразднил само понятие сущности,  лишив его того основания, которое оно имело в ранней­и  средней схоластике,  а именно тезиса о существовании идей­(общих понятий) в божественном уме.  Идеи,  согласно Оккаму,­не  существуют  в божественном уме в качестве прообразов ве­щей: сначала бог творит вещи своей волей, а идеи возникают в­его уме уже после вещей, как представления вещей.­Номиналисты не разрывают и с Аристотелем,  но дают его фило­софии  иную,  чем  Фома,  интерпретацию,  опираясь на учение­Аристотеля о первичной сущности как  единичном  индивидууме.­Согласно  Оккаму,  реально существует лишь единичное;  любая­вешь вне души единична,  и только в познающей душе возникают­общие понятия. С этой точки зрения сущность (субстаиция) ут­рачивает свое значение чегото самостоятельно сущего,  кото­рому  принадлежат акциденции,  не имеющие бытия помимо субс­танций:  бог, согласно номиналистам, может создать любую ак­циденцию,  не нуждаясь для этого в субстанции.  Понятно, что­при этом различение субстанциальных  и  акцидентальных  форм­теряет  свое  значение,  и главное понятие томизма  понятие­субстанциальной формы  больше не признается необходимым.  В­результате умопостигаемое бытие вещи (сущность) и ее простое­эмпирически данное бытие (явление) оказываются тождественны­ми. Номинализм не признает различных бытийных уровней вещей,­их онтологической иерархии.  Отсюда равный интерес  ко  всем­деталям  и  подробностям  эмпирического мира.  Ориентация на­опыт  характерная черта номинализма,  которую  впоследствии­перенимают  наследники средневскового номинализма английские­философы эмпиричсского направления  Фр. Бэкон, Дж. Локк, Д.­Юм.­ Номинализм формирует  новое  иредставлеиис о и о знании и о природе познающего ума.  Поскольку познание паправлено не на­сущность вещи, а на вещь в ее единичности, то оно есть инту­итивное познание (созерцание отдельных  свойств  вещи),  его­предметом  оказываются  акциденции,  и знание трактуется как­установление связи между явлениями.  Это ведет к  пересмотру­аристотелевской и томистской логики и оитологии, для которых­субстанция есть условис возможности отношений (не случайно в­томизме  гиоссология  учсние о иознании не существует неза­висимо от онтологии  учения о бытии). Теоретическая способ­ность в номинализме утрачивает свой оитологический характер,­умы болыне не рассматриваются как высшие в  иерархии  сотво­ренных сущих.  Ум,  с точки зрения Николая из Отрекура, есть­не бытие,  а представление о бытии, направленность на бытие.­Так в номинализме формируется представление о субъекте, про­тивостоящем объекту как особого рода реальности,  и о позна­нии  как субъектобъектном отношении.  Такой подход способс­твует выделению гносеологии в самостоятсльную область иссле­дования. Но одновременно возникает субъективистское истолко­вание ума,  человеческого духа, рождается убежденис, что яв­ления  психического  ряда достовернее физических,  поскольку­даны нам непосредственно,  тогда как физические   опосредованно. В теологии при этом подчеркивается приоритет веры надзнанием, воли  над разумом, практическинравственного нача­ла  перед теоретическим.­     В целом номинализм в значительной мере  определил  нап­равление  и характер развития как философии,  так и экспери­ментальноматематического  естествознания  XVIXVII   веков.­Именно с номинализмом было связано также и развитие материа­лизма в эпоху Возрождения и в новое время.­ Специфика­ средневековой­ схоластики -­­ Средневековая философия вошла в историю мысли под  име­нем схоластики, которое уже с давних пор употребляется в на­рицательном смысле как  символ  оторванного  от  реальности, ­пустого словопрения.  И для этого, несомненно, имеются осно­вания.­ Главная отличительная особенность схоластики состоит в­том, что она сознательно рассматривает себя как науку, пос­тавленную на службу теологии, как "служанку теологии".­ Начиная примерно с XI века в средневековых  университе­тах возрастает интерес к проблемам логики, которая в ту эпо­ху носила название диалектики и предмет  которой  составляла­работа  над  понятиями. Большое влияние на философов XIXIV­веков оказали логические сочинения Боэция, комментировавшего­"Категории"  Аристотеля и создавшего систему тонких различе­ний и определений понятий, с помощью которых теологи  пыта­лись осмыслить "истины веры". Стремление к рационалистичес­кому обоснованию христианской догматики привело к тому,  что­диалектика  превратилась  в одну из главных философских дис­циплин,  а расчленение и тончайшее различение понятий, уста­новление  определений  и  дефиниций,  занимавшее многие умы,­подчас вырождалось в  тяжеловесные  миоготомные  иостроения.­Увлечение таким образом ионятой диалектикой нашло свое выра­жение в характерных для средневековых  университетов  диспу­тах, которые иной раз длилась по 1012 часов с небольшим пе­рерывом на обед.  Эти словоирения и хитросплетения схоласти­ческой  учености порождали к себе оппозицию.  Схоластичсской­диалектике противостоялв различные мистические течения,  а в­XVXVI  веках эта опиозиция получает оформление в виде гуманистической светской культуры,  с одной стороны, и неоплатонической натурфилософии, с другой.­­­

1. Контрольная работа Анализ качества и ассортимента услуг предприятия туризма и гостиничного хозяйства
2. Контрольная работа Сегментирование рынка Функции маркетинга
3. Реферат Тунмэнхой
4. Реферат на тему Goldenrod Essay Research Paper Goldenrod is common
5. Диплом Применение условно-досрочного освобождения
6. Реферат на тему Гадание
7. Реферат на тему The First King Of Shannara Essay Research
8. Курсовая Социально-психологические аспекты работы с кадрами в ОВД
9. Реферат на тему Battle Of The Ants And Shooting An
10. Контрольная работа на тему Современные тенденции российского организационного рынка ценных бумаг