Доклад

Доклад Чайковский и члены династии Романовых

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 26.12.2024



Чайковский и члены династии Романовых

П. Е. Вайдман

Будучи известным композитором, П.И.Чайковский имел знакомства в самых высоких кругах российского общества, в том числе был лично знаком и с некоторыми представителями царствующего дома Романовых, получал приглашения на различные празднества и торжества, заказы на музыкальные сочинения в связи с теми или иными событиями. Самые теплые отношения сложились у П.И.Чайковского с К.К.Романовым (К.Р.), но можно упомянуть и некоторые другие любопытные факты из его творческой биографии, характеризующие всегда актуальную тему взаимоотношений художника и власти.

АЛЕКСАНДР II "Освободитель", 1818 - 1881. Чайковский не был лично знаком с императором Александром II, но в его переписке встречаются упоминания о событиях, связанных с личностью и царствованием Александра II и об отражении этих событий в музыкальной жизни. В частности, композитор с иронией повествует о "буре патриотического восторга", которая разразилась на представлении оперы М.И.Глинки "Жизнь за царя" в связи с неудачным покушением на императора в 1866 г., когда публика "вопила: "Вон поляков!" и спектакль был фактически сорван.

19 февр. 1880 г. должно было состояться торжественное представление в Петербургском Большом театре по случаю 25-летия царствования Александра II из живых картин с изображением основных моментов истории России за последние 25 лет. Живые картины должны были сопровождаться музыкой, которая заказывалась выдающимся русским композиторам: А.Г.Рубинштейну, Н.А.Римскому-Корсакову, Ц.А.Кюи и др. П.И.Чайковский также получил через директора Петербургской консерватории заказ на музыку к живой картине "Черногория в момент получения известия об объявлении войны Турции" (Главарь читает черногорцам манифест). Отказаться от такого заказа, по словам композитора, "не было никакой возможности", он "принялся энергически за дело" и через 3 дня окончил сочинение, в связи с чем писал брату Анатолию: "Само собой разумеется, что ничего кроме самого пакостного шума и треска, я не мог выдумать". Представление не состоялось.

В мае 1880 г. в связи с намечавшимся открытием Промышленно-художественной выставки Чайковский получил еще один заказ от назначенного главой ее музыкального отдела Н.Г.Рубинштейна: написать сочинение на одну из следующих тем: Увертюру для открытия выставки, Увертюру на двадцатипятилетие коронации Александра II или кантату на открытие храма Христа Спасителя. В связи с этим композитор писал П.И.Юргенсону, что "без отвращения нельзя приниматься за музыку, которая предназначена к прославлению того, что в сущности нимало не восхищает меня. ... Ни в юбилее высокопоставленного лица (всегда бывшего мне порядочно антипатичным), ни в Храме, который мне вовсе не нравится, нет ничего такого, что бы могло поддеть мое вдохновение". Как известно, П.И.Чайковским была написана Торжественная увертюра "1812 год", которая и была исполнена в зале Всероссийской Промышленно-художественной выставки.

АЛЕКСАНДР III Александрович "Миротворец", 1845 - 1894. Император не был чужд музыкальных интересов, он даже участвовал в домашних музыкальных концертах в Царском селе, исполняя партию корнета или геликона в духовом оркестре. Еще будучи цесаревичем, он часто присутствовал на концертах и спектаклях, эта традиция сохранилась и во время его царствования. О Чайковском Александр III слышал, вероятно, от своего учителя музыки Р.В.Кюндингера, который давал уроки музыки и Чайковскому. Личное знакомство композитора с царем произошло еще до официального представления в 1885 г. в Петербурге на спектакле оперы "Евгений Онегин". Александр III благоволил П.И.Чайковскому. Он присутствовал на ряде спектаклей, генеральных репетиций и концертов во время постановки и исполнения произведений П.И.Чайковского, "имел поощрение и желание", чтобы композитор писал для церкви, так что духовные сочинения композитора в какой-то степени обязаны своим появлением августейшему заказу. Для торжеств по случаю бракосочетания наследника престола, будущего императора Александра III с датской принцессой Дагмарой, ставшей затем императрицей Марией Федоровной, Чайковским была написана Торжественная увертюра на Датский гимн (1866 г.). В увертюре использовано соединение тем государственных гимнов Дании и России. На обеде в честь коронации Александра III (1883 г.) в Грановитой палате Кремля была исполнена кантата П.И.Чайковского "Москва". По заказу Московского городского головы для коронационных торжеств композитор написал "Торжественный коронационный марш для оркестра", который и был исполнен на торжествах в Сокольниках.

В 1881 г. Чайковский получил от царя 3000 руб. серебром; по ходатайству главы Дирекции императорских театров И.А.Всеволожского в 1887г. Чайковскому "была пожалована государем пожизненная пенсия в 3000 рублей". П.И.Чайковский писал, что он, "столь обласканный императором", "выглядел бы неблагодарным", лично участвуя в открытии Всемирной выставки в Париже, приуроченной к празднованию 100-летия Великой французской революции - "торжествах, которым его величество не может симпатизировать" (письмо Ф.Маккару от 13/25 янв. 1889 г.). В 1887 г. П.И.Чайковский обратился к императору с личным письмом, в котором ходатайствовал о выделении средств на завершение строительства здания театра в Тифлисе. По воспоминаниям М.М.Ипполитова-Иванова, "средства были отпущены, и театр достроен...Таким образом, Тифлис обязан своим лучшим украшением Петру Ильичу". Мнение императора о музыке, в частности, Чайковского, сильно влияло на театральную репертуарную политику, о чем Чайковский пишет И.А.Всеволожскому в связи с преждевременным снятием с репертуара своей лучшей оперы "Пиковая дама" (письмо от 12 февр. 1891г.).

Императрица Мария Федоровна, 1847-1928. Также интересовалась музыкой Чайковского, присутствовала на ряде его спектаклей и концертов. В 1887 г. в знак своего расположения она прислала композитору "свой портрет с подписью в роскошной раме", который хранится в Доме-музее в Клину. По просьбе Марии Федоровны Чайковский посвятил ей 12 романсов, op. 60.

Романов Константин Николаевич, 1827-1892. Великий князь, второй сын Николая I, отец К.К.Романова (К.Р.). Горячий поборник реформ Александра II. С большой заинтересованностью относился к русской науке, литературе и искусству. С 1855 г. стал управлять флотом и морским ведомством, что способствовало привлечению туда интеллигенции, например писателей Гончарова, Писемского, Григоровича; морским офицером был и будущий композитор Н.А.Римский-Корсаков. К.Н.Романов был почетным членом Императорской Академии Наук и ряда университетов; внес значительный вклад в работу Русского Географического и Археологического обществ. В 1873 г., став президентом РМО, назначил из личных средств стипендию недостаточным ученикам консерватории. П.И.Чайковский был благодарен ему за покровительство в постановке на сцене императорских театров его ранних опер. К.Н.Романову посвящены опера "Опричник" и Квартет №2 для двух скрипок, альта и виолончели.

Елена Павловна (Фредерика-Шарлотта-Мария), 1806-1873. Великая княгиня, дочь вюртембергского принца Павла-Карла, с 1823 г. - жена Великого князя Михаила Павловича, брата императора Александра I. Получила образование в пансионе, где директором и ее наставником был известный ученый-биолог Ж.Кювье, что во многом определило в дальнейшем широкий круг ее интересов ко всем проявлениям творческой деятельности. Часто оказывала поддержку и материальную помощь Академии Наук России, университетам, Вольному Экономическому обществу, многим начинающим талантливым ученым и художникам. На ее вечерах и приемах бывали в разное время П.Вяземский, Ф.Тютчев, В.Одоевский, Н.Пирогов, И.Айвазовский и др. А.С.Пушкин и И.С.Тургенев называли ее "умной женщиной". Известна просветительская, благотворительная и меценатская деятельность Великой княгини и ее вклад в дело освобождения крестьян от крепостной зависимости. Под влиянием музыкальных вечеров, проводившихся у княгини (на них бывал и Чайковский), зародилась мысль об учреждении Русского Музыкального Общества и его органов - консерваторий. Елена Павловна много сделала для организации Общества: Петербургская консерватория получала от нее пособия на содержание консерватории, стипендиатов, помощь ученикам и ученицам, добавочное жалование профессорам. Да и классы консерватории размещались вначале в принадлежащем ей Михайловском дворце, где впоследствии проходили гастроли знаменитых музыкантов. До последних дней княгиня оставалась попечительницей и президентом РМО (1859-1873). Ее памяти П.И.Чайковский посвятил оперу "Кузнец Вакула или Ночь перед Рождеством".

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.belcanto.ru



1. Сочинение на тему Лингвистическое наследие Е Д Поливанова 1891-1938
2. Реферат Деятельность центрального банка России и макро экономическая ситуация в текущем году
3. Реферат на тему Hindus And Muslims Problems Essay Research Paper
4. Контрольная работа на тему Производство как основа жизни общества
5. Курсовая на тему Нормативно правовой и договорный порядок урегулирования споров
6. Реферат Социальон-экономические отношения в рамках отношений МЭО на примере стран Север-Юг, Восток-Запад
7. Биография Анализ произведения Л. Успенского Слово о словах
8. Реферат на тему Heritics Essay Research Paper Heritics the 3rd
9. Реферат на тему Affirmative Action Essay Research Paper What is
10. Реферат на тему Absalom Son Of David Essay Research Paper