Доклад Индивидуальный текст экскурсии Симферополь мой город
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
Индивидуальный текст экскурсии «Симферополь – мой город»
г. Симферополь
ВСТУПЛЕНИЕ
Здравствуйте, дорогие экскурсанты, жители и гости города Симферополя, меня зовут Карихт Ирина Петровна, и сегодня я буду вашим экскурсоводом. На нашей экскурсии «Симферополь – мой город», Вы познакомитесь с основными достопримечательностями столицы полуострова Крым – города Симферополя. Это город с богатой историей, наполненной загадками, некоторые из которых не разгаданы и до сих пор. Его культура неповторима, ведь здесь в разные времена жили порой абсолютно разные народы, и каждый наложил свой неповторимый отпечаток на культуру Симферополя и полуострова в целом. Ведь города, как люди: у каждого своя биография, свой характер, не такой, как у других и неповторимый облик. Биография нашего города полна яркими страницами его исторической, культурной и экономической жизни. Характер города гуманен, в меру строг, но справедлив, он примет всех, кто в свою очередь примет его в своё сердце. В Симферополе и поныне уживаются вместе разные народности, способные сосуществовать вместе. И не только сосуществовать, но и процветать. Облик Симферополя – это облик города –собирателя, труженика, ведь не зря на его гербе изображена пчела, как символ трудолюбия.
Симферополь – ворота Крыма, на его ж/д вокзал ежегодно прибывает огромное количество человек. Всего на вокзале предоставляется около 70 видов различных услуг пассажирам. Большая часть услуг оказана пассажирам во время летних перевозок. В 1999 году был произведен капитальный ремонт и реконструкция главных транспортных ворот Крыма -железнодорожного вокзала и самой станции "Симферополь", мобилизовав на выполнение этой нелегкой задачи значительные силы и средства. Все работы по реконструкции были выполнены в кратчайшие сроки и станция Симферополь вместе с вокзальным комплексом приведена в соответствие с требованиями Европейских стандартов.
Достопримечательностью, практически визитной карточкой Крыма, стала башня вокзала с часами. Предназначение 42-х метровой башни - не только в часах, но и в обеспечении водой всего станционного хозяйства. Внутри башни сделана при строительстве артезианская скважина, на высоту поднята емкость, которая постоянно наполняется водой при помощи насосов. Первоначально на шпиле башни была установлена не звезда, а венок из колосьев, а звезда появилась значительно позже. На самом деле часы на башне имеют огромные размеры: диаметр каждого из четырех циферблатов, повернутых во все стороны света, больше трех метров, длина минутных стрелок - два метра, часовых - полтора метра. Возле каждой цифры на циферблате установлены знаки зодиака, каждый из которых размером больше метра, хотя снизу кажутся небольшими. Часы механические, они приводятся в движение гирями, вес которых
Наша экскурсия является пешеходной, поэтому убедительно прошу Вас : соблюдайте правила безопасности и не отставайте от группы, если же вы всё-таки потерялись, не паникуйте, звоните мне или кому-либо из нашей группы. Если Вам стало плохо или возникли какие-либо проблемы, обращайтесь ко мне. Если возникли какие-то вопросы по ходу экскурсии, я с удовольствием на них отвечу после показа объекта. Также Вам будет дано время после всей экскурсии, чтобы сделать фотографии и погулять по городу. Наша экскурсия будет длиться час, её протяженность ?, завершим мы её у национального Банка Украины.
Остановка – у кинотеатра «Симферополь»
«Древняя история городя Симферополя»
Симферополь (в переводе с греческого – «город-собиратель») относится к числу относительно молодых городов. Годом основания является 1784 год. Город расположен в предгорной части Крыма, в долине реки Салгир,
Город Симферополь расположен в очень удобном месте, если провести на карте Крыма линии с севера на юг и с запада на восток, в точке пересечения окажется Симферополь. Здесь встречаются степь и горы, север и юг полуострова, поэтому люди начали населять его с незапамятных времён.
Чокурчинская стоянка древннго человека
На юго-восточной окраине города, в пещере Чокурча располагалась мустьерская стоянка древнего человека, жившего здесь 40-50 тыс.лет назад. Открыта она была в 1927 году.
Неаполь Скифский – столица позднескифского государства
А в III в. до н.э.- III в. н.э., в течение шести веков, на Петровских скалах, на плато к югу от центра города, находился Неаполь Скифский – столица позднескифского государства. За свою многовековую историю он неоднократно завоёвывался, переходил из рук в руки от одних скифских царей к другим, подвергался опустошительным набегам кочевников. К сожалению, город почти не сохранился, сейчас о славе скифской столицы напоминают только остатки крепостной стены и полуразрушенная башня.
Ак-Мечеть – важный райцентр в крымском ханстве
Затем в начале XVI века, когда в Крым пришли монголо-татары, зародилось селение Ак-Мечеть, что в переводе означает Белая Мечеть. Вероятно, название своё данный населенный пункт получил от мусульманского храма, стены которого отличались белой окраской. Поселение было центром каймаканства, своего рода райцентром, в Крымском ханстве. В одно время он являлся даже резиденцией калги-султана, второго лица в ханстве. Ак-Мечеть и теперь является одним из районов города. К 1783 году в Ак-Мечети насчитывалось 331 дом и 7 мечетей. Ак-Мечеть и ныне является одним из жилых районов города Симферополя.
«Роль Екатерины
II
в становлении Симферополя»
Создание Таврической области
В 1783 году Крым вошёл в состав России. В 1784 году, 28 июня ( по старому стилю), князь Потёмкин Г.А. отправил первому правителю Таврической области В.В. Коховскому ордер, в котором отдавал распоряжение «возить камень для строения у Ак-Мечети губернского города».В фундамент первых административных зданий легло немало камней, обтёсанных когда-то скифскими и греческими мастерами. Но строили наспех и они быстро обветшали. Однако выбор места для этих построек определил появление «Европейского города», построенного позже по официальному прожектированному плану с чёткой сеткой взаимно перпендикулярных улиц от нынешнего проспекта Кирова по улице Толстого и от улицы Розы Люксембург к улице Самокиша.
Позже Екатерина II подписала указ о создании Таврической области. Датой же основания Симферополя считается
Развитие столицы Крыма
Сначала Симферополь рос довольно быстро. Но после смерти Екатерины II на трон вступил её сын Павел I, который, уничтожая многие начиная своей матери, 12 декабря
Размеренную жизнь города нарушили жестокие перипетии революций и Гражданской войны. И хотя февральские и октябрьские события
С июня
20 января
Современная жизнь города
Сейчас Симферополь остается административным, экономическим, научным и культурным центром АРК. Также его часто называют воротами Крыма, т.к все туристы, приезжающие в Крым, обязательно поедут через него. Город разделён на 3 района :Киевский, Железнодорожный и Центральный. Население около 40 тыс. человек.
Перед вами кинотеатр «Симферополь». Его строительство началось ещё до войны, а закончено было лишь в 50-е годы, сейчас это действующий 2-х зальный кинотеатр.
Имея богатую историю, Симферополь полон различными памятниками и сейчас мы проследуем к одному из них.
Остановка – у памятника братьям Айвазовским
«Армяне в Крыму»
История развития армян на территории Крыма
Перед Вами памятник братьям Ованесу и Габриэлю Айвазовским
Многовековая история пребывания армян в Крыму изобилует как светлыми, так и трагическими страницами. Со дня основания первой крымской колонии армянская община несколько раз подвергалась почти полному уничтожению или депортациям, но каждый раз, спустя некоторое время, возрождалась. «Побеждает тот, кто не устает строить», — эту истину армяне выстрадали всей своей нелегкой историей, вновь и вновь доказывая ее на крымской земле.
Во дворе средневековой армянской церкви Сурб Саргис (Св.Сергия), расположенной в центре Феодосии, находится могила, на которой всегда можно увидеть свежие цветы. На боковых гранях мраморного надгробия на армянском и русском языках высечено: «Иван Константинович Айвазовский (1817-1900 гг.)». Над русской эпитафией размещено изречение на армянском языке. В нем — выражение безмерной любви армян к великому соотечественнику, которое можно перевести так: «Рожденный смертным, оставил память бессмертную».
Вековая мудрость армянского народа, основа его национальной идеологии заключена во фразе: «Человек не в силе унести что-либо из мира сего. Он может только оставить на земле плоды своего умственного и физического труда». Так и живет древний народ, сверстник доблестных ассирийцев и египтян, радуясь редким и кратким промежуткам мира и спокойствия, когда можно заняться строительством, образованием, наукой, созидательным трудом.
Благодатная земля Тавриды была одним из первых очагов армянской колонизации. На протяжении многих веков вместе с русскими, украинцами, татарами, греками, караимами и другими народами незаменимый вклад в развитие материальной и духовной культуры полуострова вносили и крымские армяне, пережившие на этой земле и бесконечные нашествия, и кровавую резню 1475 года, и две депортации (1778 и 1944 гг.).
Первые связи армян с Таврикой относятся ко времени Тиграна Великого (I век до н.э.), состоявшего в родственных и союзнических отношениях с Митридатом VI Евпатором. Есть достоверные сведения о проживании армян на полуострове, относящиеся к периоду, когда Армения попала под власть Арабского халифата (VII век) и когда притеснения и непомерный гнет послужили причиной эмиграции армян из собственной страны.
Следующий наплыв переселенцев приходится на XI век: он был вызван нашествиями на Армению сельджуков и падением Анийского царства.
Особенно многолюдными армянские поселения Крыма становятся в XIII-XIV веках — время монгольских нашествий.
С начала XIV века армянские поселенцы разворачивают в Крыму активную деятельность: возводят постройки, развивают ремесла и сельское хозяйство, включаются в оживленные торговые отношения, открывают школы, основывают скриптории.
Армянские купцы играли значительную роль в черноморской торговле, о чем свидетельствуют нотариальные акты генуэзцев. Они принимали активное участие в торговой деятельности самих итальянцев на крымском побережье. Именно крымские армяне осуществляли распространение привозимых товаров на север и восток. Важную роль сыграли они и в развитии ремесленного производства в Крыму, составляя значительный процент торгового и ремесленного населения Кафы (Феодосия), Сурхата (Старый Крым), Судака, Карасубазара (Белогорск). Видный ученый, академик Вардгес Микаелян, известный своими трудами по истории крымских армян, основываясь на сопоставительных данных, утверждает, что к началу XV века две трети населения Кафы составляли армяне (это около 45 тысяч человек). В некоторых генуэзских источниках первой половины XV века юго-восточное побережье Крыма именуется «Приморской Арменией».
Серьезным испытанием для армянской колонии Крыма стал захват полуострова объединенными татаро-турецкими силами в конце XV века. Генуэзская колония прекратила тогда свое существование. Из-за кровопролитий 1475 года и последующих гонений на христиан существенно сократилась численность армянских поселений Крыма. Обстановка изменилась лишь в начале XVII века, когда вновь сложились условия для мирной культурной жизни. Тогда оживились ремесленное производство и торговля, начали восстанавливаться древние храмы и монастыри, были обновлены старинные рукописи, открылись учебные заведения, среди которых особенно славилась духовная семинария монастыря Сурб Хач. Это был второй период в истории армянской колонии Крыма, продлившийся до конца XVIII века.
В 1778 году с целью подрыва хозяйственной инфраструктуры Крымского ханства Россия выселяет с полуострова более 30 тысяч армян и греков (первых — на Дон, вторых — в Приазовье). По поручению императрицы операцию осуществил Александр Суворов. В Крыму осталось лишь несколько сот армян, которым по тем или иным причинам разрешено было не покидать полуостров.
После вхождения Крымского полуострова в состав Российской империи часть армян вернулась в родные места. Вскоре их численность в Крыму умножилась за счет переселенцев из Восточной и Западной Армении. Для возрождения колонии правительство создало армянам привилегированные условия: им были возвращены храмы, земли, городские кварталы; в Старом Крыму и Карасубазаре созданы городские национальные самоуправляемые общины.
Габриель Айвазовский и его роль в становлении армянской культуры
В 1858 году по приглашению российского правительства из Парижа в родную Феодосию вернулся Габриел Айвазовский, известный религиозный деятель в армянский кругах, который был назначен предводителем Нахиджевано-Бессарабской епархии. Человек образованный, историк, он превосходно знал 20 языков. Под его руководством были восстановлены многие армянские храмы и монастыри. Епархиальный престол размещался в церкви Рештакапетац (Архангелов) в Феодосии. Айвазовский добился открытия национального училища и перевода из Парижа в Феодосию издания журнала «Голубь Масиса», основателем и главным редактором которого он являлся. В Феодосии журнал выходил на армянском языке дважды в месяц. Существовало и приложение к нему на русском и французском языках под названием «Радуга».
В октябре 1858 года осуществилась мечта Габриела Айвазовского, ради которой, собственно, он и вернулся в Крым: в Феодосии открылось училище, названное Халибовским — в честь попечителя заведения Арутюна Халибова.
В Халибовское училище принимались юноши армянской национальности из разных городов и государств. Общий курс обучения составлял 6 лет, а изучали здесь языки, естественные науки, религию, искусство, историю, литературу. Настолько высок был авторитет Халибовского училища, что осенью 1861 года император Александр II с семьей посетил его и лично поблагодарил Айвазовского и Халибова за «благое дело». При училище действовала типография, в которой печаталась учебная и художественная литература, журналы «Голубь Масиса» и «Радуга». Училище пользовалось поддержкой всех знатных армян. Несколько своих полотен подарил ему Ованес (Иван) Айвазовский, без которого невозможно представить историю и культуру Крыма XIX века.
Ованес Айвазян (Иван Айвазовский ,его творчество и роль в становлении армянской культурыв Крыму
Ованес Айвазян известен нам под именем Ивана Константиновича Айвазовского, выдающегося художника - мориниста. Родился он в 1817 году в Феодосии. А учился в симферопольской гимназии. На протяжении своей жизни он много путешествовал, однако оставался истинным патриотом и старался облегчить участь своего народа, который в то время страдал под турецким гнётом, а также очень многое сделал для процветания местной армянской колонии.
Остановка – возле памятника Суворову А.В.»
«Личность А.В. Суворова как великого человека»
Перед Вами памятник Александру Васильевичу Суворову.
Суворов А.В. - великий русский полководец, один из основоположников русского военного искусства, князь Италийский (1799), граф Рымникский (1789) и Священной Римской империи, генералиссимус российских сухопутных и морских сил, генерал-фельдмаршал австрийских и сардинских войск, Сардинского королевства гранд и принц королевской крови, кавалер всех российских и многих иностранных военных орденов. За всю жизнь не потерпел ни одного поражения.
«Русско-турецкие войны 17—19 вв и их значение для Крыма»
Причины и последствия русско-турецких войн 17—19 вв
Русско-турецкие войны 17—19 вв., велись за господство на Чёрном море и в прилегающих районах. В 17—18 вв. являлись продолжением борьбы России против агрессии Османской империи и её вассала — Крымского ханства; имели целью выход России к Чёрному морю и присоединение Северного Причерноморья, захваченного монголо-татарами
В 1774 году благодаря действиям А.В. Суворова, был заключён Кючук-Кайнарджийский мир , по которому Россия получила территорию южной Украины до Южного Буга и свободный выход в Чёрное море (крепости Кинбурн, Керчь и Еникале).
Военные действия 1777 – 1778 гг. под руководством А.В.Суворова
Но Османская империя не смогла смириться с независимостью Крымского ханства и в 1776 году, нарушив мирный договор, в Кефе высадила крупные военные силы. В ответ на это на полуостров направляются войска под командованием генерал – фельдмаршала Прозоровского, в помощь которому назначен 47- летний Суворов А.В. Здесь он проявил себя не толь блестящим стратегом, но и тонким дипломатом. В середине 1778 года он предотвратил высадку турецкого десанта в Ахтиарской бухте, чем была сорвана попытка Турции развязать новую войну в невыгодной для России международной обстановке: Суворов реорганизовал оборону побережья и предупредил, что любые попытки высадки турецких войск будут пресекаться силой, поэтому подошедшее на кораблях турецкое войско не решилось пытаться высадиться, и Турция признала Шагин-Гирея ханом.
А ранее, В 1777-
Таким образом, первой исторической достопримечательностью города стал ретраншемент (оборонительные укрепления), построенный великим полководцем А. В. Суворовым в
«Река Салгир – аорта водоснабжения Симферополя»
Нехватка пресной воды в Крыму
А сейчас прошу обратить ваше внимание на городской парк на берегах реки Салгир, который жители города называют «Салгирка».
Трудно поверить, что раньше река, которую Вы видите сейчас, была очень полноводной, на ней проходили соревнования и ходили судна. Но, со временем Салгир обмелел, потерял былую красоту. Дело в том, что Крым всегда страдал от нехватки чистой питьевой воды. Люди испокон веков стремились селиться поближе к живительной влаге: и столица скифского государства Неаполь Скифский, и резиденция калги-султана Крымского ханства Ак-Мечеть, и первые строения российского Симферополя - все тяготело к источникам пресной воды, выходящим по левому борту р. Салгир из-под Петровских скал. Длина его —
Салгир как источник питьевой воды
Для решения проблемы питьевой воды, в Крыму построили несколько водохранилищ и провели Северо – Крымский канал. Для водоснабжения г. Симферополя было сооружено в Аянское водохранилище. Однако воды этого водохранилища оказалось недостаточно, и в 1955 году было построено Симферопольское водохранилище емкостью 36 млн. м3. Первоначально оно предназначалось и для орошения, но затем большая часть воды стала подаваться на водоснабжение города. Однако население Симферополя быстро росло и воды стало не хватать, поэтому в
«Салгирка» - зелёный уголок в центре города»
История становления парка
А на берегах реки раскинулся великолепный парк - Салгирка.
Это старейший парк города Симферополя. Раньше это был лес, но в процессе эволюции он превратился в парк, нуждающийся в постоянном уходе. От былого его величия осталось несколько дубов-великанов, а когда-то здесь располагался сумрачный, тенистый лес, перевитый лимоносон и крымским вечнозелёным плющом. К сожалению, при реконструкции парка эти лианы были почти полностью истреблены. Подлесок же был богат кизилом, лещиной, фундуком, боярышником, на опушках рос барбарис, шиповник, тёрн. Их остатки до сих пор живут в среди искусственных лесопосадок Симферопольского водохранилища, вдоль Малого Салгира, есть они и в парке Салгирка.
Он входит в число девяти образцово-показательных парков Украины, создание которых предусмотрено перспективной программой развития зеленых зон городов и преобразования окружающей среды республики.
Интересна история этого места. Раньше оно находилось за чертой города. И не случайно здесь расположились усадьбы тех, чьи имена прочно связаны с Крымом. В XVIII в. здесь некоторое время жил Пётр Симон Паллас - естествоиспытатель, географ и путешественник, член Петербургской Академии наук. Ему принадлежит замечательный труд "Флора России". В 1820-1863 гг. здесь жил и работал выдающийся русский ботаник, основатель Никитского ботанического сада - X. X. Стевен. В начале XIX в. эта территория была выбрана для загородного дома губернатора Тавриды Д.В. Нарышкина, который купил хозяйство после смерти П. С. Палласа.
Уникальный растительный мир парка
К этому времени относится закладка здесь на площади
На территории находится могила лесовода и географа Г. Ф. Морозова, который провел последние годы жизни в Симферополе, будучи профессором Таврического университета. Он создал современное учение о лесе как биогеоценотическом, географическом и историческом явлении. Не знаменательно ли, что территория парка связана с именами ученых - лесоводов и ботаников, которые много сделали для изучения и обогащения растительного мира Крымского полуострова.
Территория ограничена параллельными улицами и имеет форму вытянутого прямоугольника. Она очень живописна. Ее главные ландшафтные компоненты - извилистое галечное русло реки с куртинами белой акации, старый пруд с естественным источником, остатки усадебных насаждений с отдельными крупными экземплярами, старый фруктовый сад - всего до 70 видов и форм растений. Парк трактуется как живописно-прогулочный, где зеленые насаждения занимают 60 % территории. Для изоляции от транспортной магистрали ул. Ялтинской - формируется плотная защитная зона из дуба, клена, липы серебристой и мелколистной. Со стороны паркового пространства на фоне этих плотных посадок размещаются группы хвойных для повышения их декоративности. В парке растут тополь пирамидальный, ива серебристая, можжевельник колонновидный, кедр.
Композиция центральной части формируется двумя полянами - Малой и Большой. Вся планировка строится на живописно протрассированных дорожках, изгибы которых обусловлены размещением древесных насаждений. Это придает естественность пейзажной планировке. Плавно огибая массивы и куртины, дорожки ведут от одной композиции к другой, создавая постоянную смену ближних и дальних перспектив. Посетитель то подходит к реке, то удаляется вглубь к системе каскадных прудов. Обходя поляны, он видит декоративные куртины на фоне газона, хвойные чередуются с лиственными, просматриваются архитектурные сооружения. Формирование парка Салгирка послужило началом для строительства набережной протяженностью
Одетая в камень и оформленная зеленой полосой деревьев и кустарников, набережная стала наиболее привлекательным и эстетически выразительным маршрутом прогулок и местом отдыха. Все это надо видеть в натуре, чтобы по достоинству оценить великолепие, созданное трудом и талантом симферопольцев. Территорию парка Салгирка в полной мере можно отнести к историческим ландшафтам, преобразованным с учетом требований современного города. Фоном для каскада малых прудов служит молодая кедровая роща. Пруды не только декоративны, вода их используется для полива. Основной зеленый фонд составляли всегда типично степные Породы - акация белая, софора японская, вяз перистоветвистый, ива серебристая. Наряду с ними растут теперь прекрасные субтропические виды деревьев и кустар-ников: самшит, тисе ягодный, ива вавилонская, айлант, могучие платаны, великолепные кедры -атласский и гималайский, красиво цветущие магнолии и другие вечно-зеленые деревья и кустарники. Введение их в садово-парковые композиции и, в частности, в ландшафтное оформление русла р. Салгира значительно обогащает всю эту природную систему. Территория парка площадью
«Салгирка» - как одно из лучших мест отдыха в Симферополе
Высокий уровень благоустройства и правильно использованная первооснова этой территории способствуют повышению ее комфортности и эстетической ценности, улучшают условия отдыха и создают заметный контраст с урбанизированной средой, обеспечивая притягательность рекреационно-оздоровительных и культурно-просветительных парковых объектов, максимально приближенных к местам проживания городского населения.
Сейчас Салгирка остаётся излюбленным местом отдыха жителей Симферополя.
Гостям города она тоже по душе и остановиться они могут рядом с ней, в гостинице, к которой мы сейчас подойдём.
Остановка – у входа в гостиницу «Украина» со стороны Салгирки
«Гостиница «Украина» - одно из лучших мест для остановки в Симферополе»
Перед Вами «Украина». Она расположена в историческом, деловом и культурном центре Симферополя. Гостиница была построена в конце 50-х годов прошлого столетия и на сегодняшний день, после реконструкции, отвечает европейским стандартам категории "три звезды"
Удобное местоположение
Уникальное местонахождение отеля позволит Вам не только быстро попасть в любую точку Симферополя, но и получить максимум необходимых услуг в самой гостинице!
Номерной фонди оказываемые услуги
Гостиница "Украина" располагает 128 комфортабельными номерами европейского класса, кафе, барами, конференц-залом на 50 мест, оздоровительным центром: (сауна, хаммам, массаж, стоматологический кабинет, салон красоты), казино и бизнес-центром.
Гостиница «Украина» - лучшее место в Симферополе для бизнесмена и туриста, которым необходимо провести деловую встречу или посмотреть достопримечательности Крымского полуострова.
А сейчас, снова возвращаясь к военной теме, прошу пройти к следующему памятнику.
Остановка – в сквере Победы, напротив памятника Долгорукову В.М.
«Памятник Долгорукову В.М. – историческое наследие г. Симферополя» Роль В.М. Долгорукова в Крымской войне
Итак, перед Вами памятник Долгорукову В.М. или Долгоруковский обелиск.
Князь Василий Михайлович Долгоруков-Крымский (1722-1782), российский военный и государственный деятель, племянник фельдмаршала
В.В. Долгорукова.
При объявлении первой войны Турции, на князя Долгорукова возложено было охранение наших крымских границ, а в следующем году велено вторгнуться с тридцативосьмитысячным корпусом в Крым. Эта задача была им выполнена блистательно. 4 июля он разбил семидесятитысячную армию хана Селим-Гирея и овладел Перекопом; 29 июля, при Кафе, вторично поразил собранное ханом девяностопятитысячное войско. Императрица 18 июля 1771 наградила князя Долгорукова орденом Св.Георгия I класса
Вслед за тем были заняты Арабат, Керчь, Еникале, Балаклава и Тамань, князь принудил Селима бежать в Константинополь и возвёл на его место доброжелателя России, хана Саиб-Гирея. По окончании войны Долгорукий нолучилъ шпагу с алмазами, бриллиантовые знаки к Ордену Андрея Первозванного и почётную фамилию "Крымский".
История создания памятника
Памятник в честь князя В.М. Долгорукова заложили на том месте, где, по преданию, в
Памятник был сооружен в 1842 году на Соборной площади Симферополя. Автором проекта был прусский профессор изящных искусств Штрейхенберг, а выполнил работу русский мастер Федор Вахрушов.
Описание и разъяснение барельефов и надписей на обелиске
Тело пьедестала с 4-х сторон украшено четырьмя скульптурными медальонами из белого каррарского мрамора, вмонтированными в ниши. Общая высота памятника от основания до вершины составляет
Штрейхенберг, разработавший проект, использовал для обелиска два вида мрамора, различных по цвету и структуре. Именно это придало памятнику определенную монументальность. Южный медальон изображает герб князей Долгоруковых, на котором размещены одноглавый орел и архангел Михаил; рука со стрелой и крепостные башни. По углам — скрещен шлем с пером в виде гребня,
На барельефе с восточной стороны князь Долгоруков вручает законы покоренным народам, которые изображены в лице 3-х избранных представителей, сопровождаемых толпою мужчин и женщин, несущих в дар князю драгоценные сосуды, курильницы и т.д. В нижней части изображен православный священник, вокруг него — множество людей: жен, детей, стариков и юношей, внимающих поучению. Вдали расположены проводники с верблюдами, на которых везут раненых в сражении, группы русских и татар, перевязывающих раны; пленники, освобожденные от оков. В центре сияет крест, как символ распространения христианства среди мусульман.
На барельефе с западной стороны изображена битва. На переднем плане полководец князь Долгоруков-Крымский — близ него адъютант и русские воины; далее изображены русские в момент жаркой рукопашной схватки. В центре круга, образуемого барельефами, изваян двуглавый орел — эмблема присоединения Крыма к Российской империи.
Торжество открытия обелиска началось с божественной литургии в Александро-Невском соборе.
За время своего существования памятник дважды подвергался ремонту, в результате его первоначальный облик несколько исказился.
В 1952 году был произведен частичный ремонт Долгоруковского обелиска, в результате которого заменили мраморные медальоны на бетонные. Два из них являются частичными копиями первоначальных, другие заменены полностью - изменены были и содержание, и материал. Столбы освещения также подверглись замене с изменением пропорций и форм фонарей. Взамен канонических диоритовых столбиков ограждения были установлены квадратные железобетонные. Площадка между бордюром и стереобатом была заасфальтирована, в результате чего основания (базы) фонарных столбов были утоплены.
В 80-е годы XX века, к 200-летию города Симферополя, проведены реставрационные работы Долгоруковского обелиска. Вынашивалась идея к юбилею города восстановить первоначальный облик медальонов, имевших прямое отношение к празднику города. Но их нужно было найти. Они были обнаружены в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Но восстановлены медальоны не были - городские власти не смогли найти мраморные блоки нужных размеров. Обелиск был приведен в порядок частично — отреставрированы база пьедестала, шпиль, стереобат.
Продолжая тему героического прошлого Симферополя, пройдем к следующему памятнику.
Остановка – в сквере Победы, у мемориального комплекса
«Мемориальный комплекс в честь освободителей г.Симферополя – дань защитникам города»
Вторая мировая война в Крыму
Вторая мировая война не обошла Крым стороной. Планируемая Гитлером немецкая колонизация Причерноморья «восстанавливала» государство готов в Крыму, для чего предполагалось переименовать Симферополь в Готенбург («Город готов»), а Севастополь — в Теодериксхафен («Порт Теодориха»). Теодорих был королем готов, но других — на Балканах и в Италии. В Крыму он никогда не был. Но нацистское руководство это не смущало, так как имя Готенхафен («Порт готов») было уже занято польской Гдыней. Симферополь не относится к городам – героям , таким, как Севастополь. Но защищали его героически.
Перед Вами мемориальный комплекс в честь освободителей г.Симферополя. В апреле 1944 года по приказу командующего 4 –м украинским фронтом генерала армии Ф.И Толбухина была создана фронтовая подвижная группа в составе 19-го танкового корпуса, двух полков 279-й стрелковой дивизии генерал-майора В.С. Потапенко и 21-й истребительно-противотанковой артиллерийской бригады полковника Н.Д. Павлова. Перед ними стояла задача освободить Симферополь. Ударную группу возглавил заместитель командующего 51-й армией генерал-майор В.Н.Разуваев. 12 апреля, преследуя фашистов тремя колоннами, советские войска встретили сопротивление противника в районе Сарабуза (ныне пгт. Гвардейское), где находились крупный фашистский аэродром и важная железнодорожная станция. Перегруппировавшиеся ночью танковые части утром, 13 апреля нанесли по врагу внезапный удар. В освобождении Симферополя принимали участие воины 279-й стрелковой дивизии и другие войсковые части, а также партизаны 17-го и 19-го отрядов 1-й бригады Северного соединения под командованием Ф.И. Федоренко, городские подпольные группы под руководством А.Н.Косухина и В.И.Бабия.
Сооружение постамента
Здесь, в сквере Победы, в 1944 году были похоронены в братской могиле солдаты, освобождавшие Симферополь от немецко-фашистских захватчиков. А
Автор памятника – начальник штаба 216-го сапёрного батальона 19-го танкового корпуса капитан С.Ф. Коробкин. Эта машина – Т-34 № 201 – одной из первых вошла в город 13 апреля. На лицевой стороне постамента перечислены части и соединения, освобождавшие Симферополь.
В Симферопольском сквере Победы
«Александро – Невский кафедральный собор – религиозный памятник Симферополя»
История возникновения собора
А теперь, уважаемые экскурсанты, прошу обратить ваше внимание на Александро – Невский собор, который сейчас восстанавливают.
Он был заложен в 1823 году, а в 1829 его освятил архиепископ Херсонский Гавриил. Назывался он Александро – Невским в честь князя Новгородского Александра Ярославовича Невского, получившего свой исторический титул – Невский – за победу над шведами в битве 1240г. на реке Нева. Позже был возведён в святые.
Ещё Екатерина Великая хотела видеть в столице вновь обретённого края соборный храм. Но из-за смерти Г.А.Потёмкина (1791),а затем и самой императрицы (1796) постройка была отложена на неопределённоё время.
В 1813 году храм почти восстановили, но буря сорвала кровлю собора и разметала часть заготовленного материала. Другая его часть была расхищена и недостроенный храм начал разрушаться. Время шло, и только в 1822 году последовало Высочайшее повеление о сооружении нового храма на другом месте и по новому плану архитектора Шарлемана. . Проект его, в стиле классицизма, отличался торжественностью, изысканностью пропорций. Наблюдение за строительством поручили архитектору Якову Ивановичу Колодину. В
В соборе хранились предметы, подаренные Екатериной Великой: потир, дароносица в кресте, два копия, лжица, Евангелие, дарохранильница, сосуд для воды, ковш, кадило, два блюдца, звездица. В особой изящной витрине долгие годы хранилась Высочайшая грамота императора Александра II, подписанная в день коронации
Собору принадлежала часовня на военном кладбище над могилами умерших в Симферополе участников героической обороны Севастополя. Часовня была устроена в 1866 году и освящена во имя св. Марии Магдалины по воле государыни Марии Александровны, супруги Александра II. В храмах Таврической губернии ежегодно накануне Троицына дня в субботу служили панихиду в память погибших в боях и умерших от ран защитников Севастополя.
В 1860 году собор стал кафедральным. Потребовалась частичная перестройка, чтобы вместить всех прихожан. За время своего существования собор неоднократно расширялся и перестраивался. С приходом советской власти Александро – Невский собор сначала закрыли в 1922 году, а затем , в 1930, снесли. Сейчас собор восстанавливают.
Современное состояние и план реконструкции
К 2009 году, согласно проекту, в пределах сквера Победы , помилмо двух существующих памятников (героям Русско – турецкой войны и освободителям Крыма от немецко-фашистских захватчиков) – будет достроен Александро – Невский кафедральный собор и все эти сооружения в комплексе образуют единый архитектурный ансамбль.
А сейчас, уважаемые экскурсанты, прошу пройти к следующему экскурсионному объекту.
Остановка – у Верховной Рады АРК
«Верховная Рада – законодательный орган АРК»
Архитектурное решение здания
Итак, перед вами Верховная Рада АРК. Это шестиугольное сооружение, которое не вписывается в архитектуру данного района. Над входом изображены флаг и герб АРК.
Символика Украины: малый герб
Мы видим над входом государственную символику Украины и АРК.
Малый герб Украины представляет собой синий щит с золотым трезубцем. С самых давних времен трезубец почитается как магический знак, своего рода оберег. Это изображение археологи встречали во многих памятках культуры, датированных первыми столетиями нашей эры.
Известный среди народов Востока и Средиземноморья с давних времен, на украинских землях – со второго столетия. Существует до 30 теорий происхождения и значения трезубца (сокол, якорь, символ триединства света и т.п.). Трезубец, родовой знак Рюриковичей времен Киевской Руси. Первое упоминание в летописаниях об этих знаках относится к X столетию. Послы киевского князя Игоря (912-945 гг.) при составлении договора с византийцами имели свои печати с трезубцами. Со времен Киевской Руси трезубец становится великокняжеским знаком – его изображение археологи находят на монетах, печатях, посуде, кирпиче, настенных росписях. Киевский князь Владимир Святославович (980-1015 гг.) чеканил трезубец на монетах, где на одной стороне изображался портрет князя, а с другой - трезубец и надпись: “Владимир на столе, а это его серебро”.
Трезубец символизировал разделение Вселенной на небесное, земное и потустороннее, единство Божественного, Отцовского и Материнского – священных начал, трех природных стихий – воздуха, воды и земли. В декабре 1917 года Украинская Центральная Рада приняла трезубец в качестве герба УНР. 1 марта провозглашен закон о гербе, а
В 1939 трезубец стал государственным гербом Карпатской Руси, которая провозгласила независимость после распада Чехословацкой республики. В советской Украине трезубец поддавался официальной дискредитации, оставаясь несмотря на это символом национально-освободительного движения.
Символика АРК: флаг, герб, гимн
Флаг АРК представляет собой полотнище, состоящее из трех горизонтальных полос (сверху вниз): синего (1/6 ширины), белого (4/6 ширины) и красного (1/6 ширины) цвета.
Нижняя, красная полоса, символизирует героическую и трагическую историю Крыма; верхняя полоса – будущее полуострова (синий цвет в геральдике – символ благополучия и света). Центральная, белая полоса, символизирует сегодняшний день республики и основной принцип, положенный в основу «философии Крыма» – принцип равенства многообразных национальных культур, составляющих основу культуры Крыма (белый цвет, как вмещающий в себя все остальные цвета, в геральдике символизирует идеи многообразия и равенства). Большая ширина центральной белой полосы подчеркивает особенную значимость того, что делается для Крыма сегодня.
На гербе же центральной фигурой является белый (серебряный) грифон, держащий в поднятой лапе раковину с голубой (лазоревой) жемчужиной. Грифон (крылатый лев с орлиной головой) - мифологическое существо - символ античных городов Херсонеса, Пантикапея и других, в более поздние времена - городов Севастополя и Керчи.
С античных времён грифону приписывали охранные свойства. На гербе Крыма он изображён как символ хранителя и защитника республики. Голубая жемчужина символизирует Крым как уникальный уголок планеты, единство всех его народов, религий и культур.
Грифон положен на варяжеский щит (малый герб) - символ пересечения важных торговых путей, а его красный цвет - символ мужества, храбрости и отваги народов Крыма всех веков.
Щит держат мраморные античные колонны. Навершием герба служит восходящее золотое солнце - символ возрождения и процветания, тепла и света.
Под щитом, обвившись кольцами вокруг колонн, расположена сине-бело-красная (цветов флага Крыма) девизная лента с надписью: "Процветание в единстве".
Конкурс на лучший текст гимна продолжался несколько месяцев, в течение которых члены специально созданной конкурсной комиссии рассмотрели 60 стихотворных вариантов. Победила поэтесса Ольга Голубева Музыка гимна была написана в 1992 году известным далеко за пределами полуострова крымским композитором Алемдаром Карамановым.
А сейчас, уважаемые экскурсанты, мы пройдем к следующему экскурсионному объекту.
Остановка – у Крымского театра кукол
«Крымский театр кукол – искусство для детей»
История создания
Перед вами Крымский театр кукол. Официально считается, что театр создан в 1939 году, но энтузиасты-кукольники появились в Крыму еще в. 1934 году. Воспитательницы Симферопольского детсада №
В театре работало всего 7 человек. Своего здания и зала не было, в одной комнате репетировали, делали кукол и декорации.
В первый же год своего существования было показано 400 спектаклей. Стремясь не только развлекать, но и воспитывать детей, театр ставил самые действенные спектакли — игры, и эта традиция сохранилась до наших дней.
Во время Великой Отечественной войны часть труппы осталась в оккупированном Симферополе и поставила 7 спектаклей по мотивам народных сказок. Сразу после освобождения города, 16 апреля 1944 года, театр возобновил работу и вскоре получил небольшое помещение.
Произошло знаменательное для театра событие — началась совместная работа с крымским поэтом В. Орловым, который написал для театра ряд пьес, принесших успех и автору, и театру.
С 1978 года главным режиссёром театра стал Б. Азаров, талант которого раскрылся в лирических спектаклях, таких как «Кошки-мышки», «Когда расцветают ромашки». В них дети были не просто зрителями, но и участниками всего происходящего.
Появилось помещение в центре города, а главное — театр стал цельным творческим организмом, получил известность в нашей тогда ещё огромной стране.
За время своего существования театр дал более 40 тыс. представлений, побывал в Польше, Германии, Венгрии, Москве, Киеве, Тбилиси, Риге и др. городах.
Театр является призёром и дипломантом международных фестивалей и конкурсов. В сентябре 2000 года на его базе состоялся 1 Международный фестиваль театров кукол, на который съехались гости из Москвы, Красноярска, Омска, Вильнюса.
Творческая деятельность театра
Театр продолжает расти и совершенствоваться, в его репертуаре — 27 спектаклей, одним из самых интересных в последнее время стал «Бык, осёл и звезда» М. Бартенева, А. Усачева по Ж. Сулервьелю — тонкое, мудрое и светлое зрелище.
Успехи работников театра отмечены присвоением им почётных званий Автономной Республики Крым. Заслуженными артистами стали Г. Мартьянов, А. Азарова.
Теперь прошу вас пройти к следующему памятнику.
Остановка – на ул. Пушкина, у театра им.Горького
«Русский драматический театр им. Горького – старейший театр на территории Украины»
История основания
Вы видите здание Крымского академического русского драматического театра им.Горького. Это старейший театр на территории Украины, основанный ещё в 1821году. Начало ему положил московский купец Волков, страстный театрал, живший на юге некоторое время по совету врачей. Он приспособил для представлений каменный сарай при Доме дворянского собрания. Это первое здание длиной 107 аршин и вместимостью 400 зрителей прослужило 80 лет. С 1888 года театр получил название Симферопольский дворянский, позже назывался Театр Таврического дворянства и одно время находился в ведении Попечительства о народной трезвости. Новое здание по ул. Пушкина с нарядной, выразительной архитектурой в стиле позднего модерна с элементами неоклассицизма построено по проекту академика А. Бекетова за один год и состояло из трёх разно-функциональных объектов: театр (в левой части), доходный дом с магазинами и мастерскими, и ресторан.
Открытие театра состоялось
Театр открыл путь в большое искусство многим молодым талантам. Три года (1928-1931 гг.) блистал на этой сцене молодой М. Царёв, в предвоенные годы — М. Названов, В. Кенигсон, М. Куликовский, Н. Соснин. А выдающаяся русская актриса А. Перегонец, играя здесь, не уступала столичным знаменитостям.
В 1932 году театру присвоено имя Горького, и на этой сцене (на занавесе — буревестник) поставлены почти все его пьесы («Мещане», «Дачники», «Дети солнца», «Варвары», «Чудаки», «Враги», «Дети», «Старик», «Последние», «На дне»). «Последние» ставится как «Жена полицмейстера» и сейчас находится на афише. Особый успех имел спектакль «Старик» (режиссёр и исполнитель главной роли Народный артист РСФСР П. Гайдебуров), удостоенный Государственной премии за 1951 год.
Подвиг 8-ми актёров во времена 2 Мировой войны
Крымский театр широко известен еще и потому, что в его истории есть легендарная героическая страница. Это единственный творческий коллектив, который в годы Великой Отечественной войны оказал организованное сопротивление фашистам, создав в оккупированной городе подпольно-патриотическую группу «Сокол». Все члены группы во главе с художником А. Барышевым были расстреляны
Мемориальная доска на фасаде здания (скульптор Н. Атюнин) увековечивает этот подвиг. Данью памяти явился и спектакль «Они были актёрами».
Нынешняя деятельность
Сейчас репертуар театра обширен и разнообразен. В труппе театра 69 человек, из них 8 артистов Украины, 22 – заслуженных артиста, 3 – заслуженных деятеля искусств.
При театре создана государственная школа- студия на правах высшего учебного заведения. Спектакли идут на семи сценах ( основная, новая, камерная, малая, филиал, амфитеатр, сцена во дворике), общая вместимость всех залов – 1776 мест. Недавно основное здание было отреставрировано. Это огромный театральный комплекс площадью 12,5 тыс. кв. м., равному которому нет в странных СНГ и в Европе.
Ежегодно даётся 600-700 спектаклей, в зрительных залах каждый вечер – аншлаг.
А сейчас мы с Вами пройдем к кинотеатру.
Остановка – у входа в кинотеатр им. Т.Г. Шевченко
«Кинотеатр им.Т.Г. Шевченко – один из центров культурной жизни города»
Перед Вами кинотеатр им. Т.Г. Шевченко. Информации о нём очень мало, единственное, что мы знаем наверняка, так это то, что его здание очень старое, построенное ещё до революции. Кинотеатр им. Шевченко – первый в Симферополе. Сейчас он оборудован современной системой DOLBY. В нём проходят мировые премьеры.
А сейчас мы пройдём к ещё одному культурно-развлекательному заведению.
Вы видите перед собой цирк им. Б.Н.Тезикова.
Остановка – возле входа в цирк им. Тезикова
«Цирк им. Тезикова – место отдыха детей и взрослых»
История становления
Цирк – искусство демократичное, поэтому его любят и взрослые и дети. Симферопольский цирк – первый в Украине, которому присвоено имя его многолетнего директора, выдающегося деятеля циркового искусства Б.Н. Тезикова. Здесь выпущены и получили путёвку в жизнь такие известные коллективы, как цирк на льду, цирк на воде, цирк-ревю, конный дивертисмент, выпушено много цирковых номеров различных жанров, много спектаклей для детей. За годы работы в цирке гастролировали такие звёзды, как Ю. Никулин, Карандаш, Енгибаров, Людмила и Владимир Шевченко, Дуровы, Кио и др. В 70 – 80-е гг. цирк сотрудничал с цирками Венгрии, Румынии, Польши, Чехокословакии.
Современная жизнь после реконструкции
В 2002году была произведена генеральная реконструкция симферопольского цирка. В последние годы цирк испытывает творческий подъем, идут новые интересные программы и постановки.
А теперь прошу вас обратить внимание на здание Национального банка Украины.
Остановка – у входа в Национальный банк Украины
«Национальный банк Украины – центр финансовой деятельности Симферополя»
История здания банка
Здание банка «Общество взаимного кредита» существует под другой вывеской до сих пор. Архитектор — Николай Краснов, автор белоснежного Ливадийского дворца. Кстати, находясь в эмиграции (после окончания Гражданской войны) в Югославии, он спроектировал ряд зданий административного и общественного назначения в Белграде, столице новообразованного государства. Его строительство начали до Первой мировой войной. Однако после казни всей царской семьи большевиками его вид несколько изменился. Строительство здания банка планировали завершить к кануну трехсотлетнего юбилея Дома Романовых. Поэтому фасад проекта был украшен 2-мя геральдическими щитами. На каждом был изображён двуглавый орёл – герб Российской империи. А наверху щита завершала композицию царская корона. В советское время срубили орлов. Место каждого занял символ новой власти – серп и молот. Кроны же просто прикрыли пятиконечными звёздами. Несколько лет назад закончилась реставрация этого банка. Это не просто банк, а памятник архитектуры, внесённый в Государственный реестр памятников Крыма. Решили восстановить главный фасад здания один к одному, как в 1913 году, по проекту архитектора Николая Петровича Краснова. Советские символы убрали, а романовские короны остались.
Финансовая деятельность
История главного банка независимой Украины берет свое начало в марте 1991 года, когда Верховная Рада Украины одобрила закон "Про банки и банковскую деятельность". С первых дней основания деятельность банка направлена на укрепление государственности Украины.
Следуя своему уставу, в нелегких условиях реформирования экономики Украины, Национальный банк прикладывает все усилия для обеспечения стабильности национальной денежной единицы. Для этого он использует разные финансовые инструменты, что дало возможность в последнее время сократить темпы инфляции и стабилизировать курс национальной валюты.
Для выполнения возложенных на банк функций, касающихся кредитной, валютной и денежной политики, эмиссионно-кассовых операций, расчетов, совершенствуется структура управления, система контроля за деятельностью коммерческих банков. Внедрена система межбанковских расчетов, созданы собственные производственные мощности для изготовления национальной валюты и ценных бумаг.
Академия Национального банка стала центром подготовки специалистов банковского дела, где своим опытом делятся известные ученые, специалисты МВФ и других международных организаций.
Обрабатывается Концепция реформирования банковских систем Украины, ведется разработка новых нормативных актов, регулирующих банковскую деятельность.
С момента образования Национального банка Украины Председателями Правления НБУ были известные финансисты Владимир Матвиенко и Вадим Гетьман.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На этом наша экскурсия заканчивается. Мы с Вами познакомились со столицей Крыма, городом Симферополем, его основными достопримечательностями, узнали о его богатой истории, самобытной культуре, соединившей с себя культуры разных народов, экономике и общественной жизни. Как Вы уже убедились, Симферополь является центром Крыма во всех отношениях. Сейчас Вам предоставляется свободное время и Вы самостоятельно сможете ещё раз осмотреть понравившиеся Вам памятники и сфотографироваться на их фоне. Надеюсь, что Вам понравилось наше путешествие. Спасибо Вам за внимание, если у Вас есть какие-либо вопросы, я с удовольствием на них отвечу.