Доклад Структура сознания, её особенности и функции. Характеристика сознательного и бессознательного
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
Структура сознания, её особенности и функции. Характеристика сознательного и бессознательного.
Сознание - это специфически человеческое, неразрывно связанное с мозгом, свойство высокоорганизованной материи отражать материальный мир в идеальных (субъективных) образах. Сознание характеризуется целеполаганием. Прежде чем что-нибудь сделать реально, человек делает это мысленно, в идеальной форме
Сознание имеет творческий, активный характер. Оно направлено на преобразование мира и создание нового. В этом отношении целесообразно обратиться к понятию «сознательность». Оно характеризует человека и его деятельность с точки зрения способности действовать и творить со знанием дела. Иначе говоря, сознательность есть синоним разумности действий человека
Структураобщественного сознания - это его строение, устройство, включающее различные его элементы, стороны, грани, аспекты и взаимные связи между ними.
Осознаваемое («Я») - всё то, что более или менее упорядочено внутри себя и стремится упорядочить всё вокруг (логика, разум). Сознание на этом уровне обрабатывает информацию последовательно, стремится к однозначности своих утверждений и общезначимости их толкования. Бессознательное («Оно») - совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума и не всегда ему подотчетных (эрос, танатос). К сфере бессознательного относятся инстинкты, от которых человек, как биологическое существо, не свободен. Инстинкты порождают у человека подсознательные желания, эмоции, импульсы, проявляющиеся в нашем сознании в форме влечений, переживаний, аффектов и т.п. Ощущение дает человеку непосредственное отражение явлений, внешней стороны предметов. Мышление противопоставляется чувственному познанию как опосредованное отражение внутренней сущностной стороны предметов, событий. Рассудок (или здравый смысл) определяется как низшая ступень логического познания, основанная на представлениях и понятиях повседневной жизни. Разум - высшая ступень логического понимания, теоретическое, философски мыслящее сознание, оперирующее широкими обобщениями и ориентированное на наиболее глубокое знание истины. Важным элементом сознания является внимание. Благодаря сосредоточенности внимания интересующий нас объект находится в фокусе сознания. Эмоциональные процессы выражают состояние внутреннего мира человека, его отношение к объектам внешнего мира, к другим людям, к самому себе. Разделяют эмоции позитивные (радость, восторг), негативные (горе, гнев, тревога, страх), а также состояние эмоционального безразличия (например, равнодушие). Воля - это обнаружение сознания. Это не только умение желать, но и способность совершать действия, направленные на достижение цели, преодолевать препятствия, возникающие затруднения на пути к искомым целям. Воля как сила жизни. Исключительно важное место в структуре сознания занимает память, как способность запечатлевать, сохранять и воспроизводить информацию, жизненный опыт. Огромный познавательный потенциал несет в себе интуиция. Интуиция - это способность непосредственного постижения истины путем прямого её усмотрения чаще всего без соответствующего доказательства и практической проверки.
Предусловия сознания. Отражение и его основные формы.
При рассмотрении этого вопроса необходимо осмыслить, что сознание как св-во материи возникает на определенном этапе ее эволюции. История возникновения сознания- одна из составляющих общего процесса развития материи. Сознание есть высшая форма и результат развития важного св-ва материи-отражения. Отражение - это изменение одного предмета под воздействием другого, или, иными словами, передача особенностей этого предмета другому в процессе их взаимодействия. Способность к отражению и его характер зависит от условия организации материи. В качественно различных формах отражение проявляется в неорганическом мире, в мире растений, животных и у человека. В простейшем случае отражение в неорганической природе - это механические деформации, физико-химические изменения. С появлением жизни формируются качественно новые формы отражения. Простейшей формой отражения в живой природе явл. раздражимость, представляющая собой ответную реакцию организма на внешние или внутренние воздействия среды в виде возбуждения. Эта форма отражения, имеющая приспособительный характер, широко распространена у растений и простейших животных. Следующий этап в развитии форм отражения в живой природе заключается в проявлении чувствительности (способности к ощущению). Если раздражимость присуща и растениям, то ощущение - форма отражения, специфичная для животного мира. Оно появляется уже на уровне простейших животных и предполагает способность реагировать не только непосредственно на факторы внешней среды, имеющие биологическое значение для организма, но и на биологически значимые факторы, несущие тем самым жизненно важную для организма информацию. Более высокой формой биологического отражения явл. рефлексы и ощущения. Рефлексы и ощущения проявляются у животных, обладающих нервной системой. Рефлекс - это закономерная реакция организма на внешнее раздражение, осуществляемая при участии центральной нервной системы. По мере морфологического усложнения организмов в процессе органической эволюции наряду с безусловными (или врожденными) рефлексами и на их основе у животных появляется и условные (т.е приобретенные) рефлексы, возникает высшая нервная деятельность.
Социальная сущность сознания. Общественно-исторические основы её возникновения.
Дальнейшее развитие присущего материи св-ва отражения происходило у наших предков под определяющим влиянием социальных факторов. Точнее, процесс возникновения сознания протекал в единстве с возникновением общества. Решающая роль в этом процессе перехода биологической формы движения материи к социальной принадлежит трудовой деятельности. Она способствовала формированию абстрактного мышления и возникновению высших, сугубо человеческих форм отражения.
Сознание - это совокупность психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком внешнего мира и своего собственного бытия. Сознание - это специфически человеческое неразрывно связанное с мозгом, свойство высокоорганизованной материи отражать материальный мир в идеальных образах. Сознание характеризуется целеполаганием. Прежде чем что-нибудь сделать, человек делает это мысленно, в идеальной форме.
Идеальное - это свойство сознания, обусловленное социальной природой существования (бытия) объекта, отраженного в психике субъекта в чувственных и мыслительных образах, проектах и схемах деятельности, духовных ценностях и идеалах. Идеальное есть характеристика сознания как противоположности морали. В этом плане она предстает как субъективная реальность, противостоящая реальности объективной. В отличие от материального, обладающего свойствами вещности, пространственности, временности, идеальное обозначает непротяженность, невещественность, содержательное сходство образа и соответствующего предмета. Иными словами, сознание двухполюсно. С одной стороны оно опирается на материальное, имеет его в качестве своей предпосылки и в этом отношении оно вторично. С другой - оно устремлено на новое материальное, опредмечиваясь и объективируясь в новых результатах человеческой деятельности, выступает в этом плане как первичное. Сознание имеет творческий, активный характер. Оно направлено на преобразование мира и создание нового. Многие философы определяют сознание как величайший дар человеку, указывая при этом что сознание одновременно и крест и тяжесть т.к. в нем дана вся боль мира.
Общественное и индивидуальное сознание, их диалектическая взаимосвязь.
Общественное сознание - это совокупность существующих в общ-ве идей, теорий взглядов, воззрений, чувств, настроений отражающих бытие людей, условия их жизни. Общ. сознание не функционирует вне сознания конкретных людей, но это не является доказательством тождественности индивидуального и общ-го сознания. Индивидуальное сознание - это внутренний мир личности, ее жизненный опыт, мироощущение и мировосприятие. Оно отражает через призму конкретных условий жизни человека не всю реальность, а лишь отдельные ее стороны и черты, фиксируя много частного, неповторимого, ценного для данного человека. Возникновение, функционирование и развитие индивид. сознания есть функционирование и становление конкретного человека. Общ. сознание по своему происхождению формируется из важнейших достижений индивид. сознания. Те или иные идеи, концепции, прогнозы проходят через «сито» общ-го мнения. Затем, имеющийся сгусток проходит испытание временем, эпохами с их постоянно изменяющимися ценностями, установками. Индивид. сознание явл. общественным сознанием, т.к. каждый человек становится личностью только в процессе социализации, усваивая то, что чел-во накопило в общественном сознании в предшествующий период.
Структура общественного сознания: уровни, сферы, формы.
Общественное сознание (ОС)- строение, устройство, включающее различные его элементы, стороны, грани, аспекты и взаимные связи между ними. В общественном сознании выделяют такие элементы: уровни, сферы, формы. Уровни: обыденное и теоретического сознание. Сферы: общественная психология и идеология. Обыденное сознание - повседневное, практическое сознание. Оно представляет собой функцию непосредственно практической деятельности людей и отображает мир на уровне явлений, а не его сущностных глубинных связей. Формы ОС: научное, философское, эстетическое, религиозное, нравственно, политическое, правовое.
Научное. Приоритетной ценностью в науке является истина. Наука включает в себя ряд конкретных наук, которые подразделяются на дисциплины. За критерий научности принимают науки о природе (физика, биология, химия).
Философское. Спецификой философского мировоззрения является понятийное отражение действительности. Мировоззрение на этом уровне называют миропониманием.
Эстетическое. Эстетика - самостоятельная область знаний. Предмет ее исследования -человеческая чувственность, способность индивида образно, целостно постигать мир, видеть в уникальном всеобщее.
Религиозное. Понимание специфики религиозного сознания с необходимостью связано с вопросом о происхождении сущности самой религии. Основным способом восприятия мира является вера.
Нравственное (мораль). Мораль - квинтэссенция мыслительного и практического опыта людей (обычаев, законов, норм), с помощью которых выражаются высшие ценности бытия и долженствования. Это правила и образцы поведения, которые закрепились в исторической памяти человечества и направлены на согласование интересов отдельных людей друг с другом и с интересами общества в целом.
Политическое сознание - совокупность идей, теорий, взглядов, выражающих отношение социальной общности к политической системе, гос. строю, организации экономики общества, власти.
Правосознание. Это - отражение моральных, политических, правовых практик, складывающихся на протяжении всей истории человечества. Это - система общеобязательных социальных норм, правил, установленных в законах, и систему взглядов людей, на право, оценку ими норм права, поведения граждан.
Закономерности развития общественного сознания.
Общественное сознание (ОС) - сложная совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, взглядов, идей, теорий, в которых отражается общественное бытие, реальный процесс жизни людей. Основные закономерности развития общественного сознания по К. Марксу.
1. ОС зависит от общественного бытия и определяется материальным условиями жизни общества. Эта зависимость прослеживается в гносеологическом и социологическом аспектах. Гносеологический аспект означает, что общественное сознание - духовное психическое отражение общественного бытия в разнообразных соц. чувствах, настроениях, интересах, взглядах, теориях, которые возникают в конкретно-исторических обществах у большинства людей. Соц-кий аспект означает, что роль ОС определяется общественным бытием.
2.относительная самостоятельность от общественного бытия. Относительная самостоятельность ОС- эго способность отрываться от бытия общества и развиваться по свойственным ему специфическим законам в пределах конечной и общей зависимости общественного сознания от общественного бытия. Относительная самостоятельность ОС проявляется: - в преемственности духовного развития человечества, которые разрабатываются на основе достижения предшествующих эпох; - общественного сознания способно опережать общественное бытие (особо присуща науке и идеологии); - ОС может отставать от общественного бытия (пережитки прошлого которые особенно долго и упорно удерживаются в сфере общественной психологии); - в активной роли общественных идей и теорий, человеческих чувств, желаний, стремлений, воле; - во взаимодействии различных форм общественного сознания. Все виды ОС взаимосвязаны и оказывают влияние друг на друга. Т.о., указанные закономерности позволяют рассматривать ОС как целостный духовный феномен в его динамическом состоянии.
Структура сознания, ее основные уровни
Сознание можно рассматривать и с точки зрения системно-структурного подхода, т.е. как внутренний мир, мир субъективной реальности, субъективной рефлексии, который в гносеологическом плане противостоит миру объективной реальности. Именно этот "постоянный" внутренний мир стал объектом внимания современной мировой философии (философский структурализм, феноменология, экзистенциализм, герменевтика, психоанализ и др.), которая стремилась овладеть структурой субъективности.
Субъективная реальность является ничем другим, как сознанием, мысленным взором, переживанием. Она идеальная и по форме, и за способом своего существования. Мысль продолжает природу и вместе с тем за способом своего существования противостоит ей.
Категория идеального обозначает специфическое для человека отображения объекта и действия в виде субъективного образа (понятий, суждений, умозаключений). Идеальное охватывает все структурные элементы субъективной реальности. Это любое знание, которое существует в форме субъективности, но связанное с материальными мозговыми нейродинамичными процессами.
Большинство определений понятия идеального фиксирует специфический характер, способ существования сознания. И это главное.
Идеальное по своей сути характеризуется конструктивностью, способностью воплощаться в действительность путем объективации, опредметнения в формах культуры. Из разнообразного содержания сознания отбирается тот тип чувствительных и понятийных образов, которые более всего соотносятся с будущим результатом ее деятельности, с тем, что должно быть достигнуто и осуществленное человеком. Речь идет о таких психических образах, которые несут в себе идеи, замыслы, знание, реализация которых отвечает человеческим нуждам. На мысль Э.В.Ильенкова, человек приобретает идеальный исключительно в ходе приобщение к исторически развитым формам общественной жизнедеятельности вместе с социальным планом своего существования, культурой. Вот почему "идеальность" является аспектом культуры, ее измерением, свойством.
Сознание не сводится к психике человека. Понятие сознания более узкое сравнительно с понятием "психика человека". Психика состоит из таких духовных образований, как сознательное и несознательное и они находятся в постоянном взаимодействии.
Сознание - это прежде всего знание. Без знания сознания не существует. Вот почему в современной философской литературе большинство исследователей указывают на важную роль познавательной (когнитивной), эмоциональной и мотивационно-волевой форм деятельности сознания. Логическая структура когнитивной деятельности человека состоит из чувственно-сенситивного абстрактно-мысленного и интуитивного уровней. На этих уровнях возникают чувствительные и понятийные образа, которые представляют предметно-содержательную основу мышления. А именно мышление является процессом оперирования чувствительным содержанием и логическими формами, который имеет целью синтез чувствительного и рационального достояния новой познавательной информации. К познавательным способностям человека принадлежит также внимание и память. Но в когнитивной сфере сознания ведущая роль, бесспорно, принадлежит понятийному мышлению. Именно оно обеспечивает всей познавательной деятельности предметный, осознанный характер.
Эмоциональная сфера сознания - сложное, мало исследованное явление. Попытка выделить ее структуры и типологии не удалась. Эмоции - это отображение объекта в форме психического переживания, душевного волнение, непосредственного переживания жизненного смысла явишь и ситуаций и оцениваемого отношения к тому, с чем человек имеет дело. Эмоциональную сферу представляют чувство (радость, горе, любовь, ненависть и др.), аффекты (злость, ужас, отчаяние), страсти и самочувствие. В эмоциях предметы отображаются не в образах, а в их отношении к человеку, общества, их нужд, интересов.
Мотивационно-Волевая сфера представлена мотивами, интересами, потребностями субъекта в единстве со способностями в достижении целей.
Возле с сознанием в "внутреннем миру" человека существует уровень несознательного. Сегодня это признало большинство ученых. Считают, что несознательное - это совокупность психических явлений, положений и действий, которые лежат вне сферы ума.
К бессознательному принадлежат сновидение, гипнотические залоги, явления сомнамбулизма, залоги невменяемости, а также инстинкты и чувства. Инстинкты и чувства - это такие структурные элементы несознательного, которые могут зарождаться на ровне подсознательного, зависеть от него, а со временем переходить на уровень сознания.
К структуре несознательного зачисляются также автоматизмы и интуиция, которые могут зарождаться на уровне сознания, а со временем погружаться в сферу несознательного. Под автоматизмами понимают сложные действия человека. Первично образовываясь под контролем сознания, в результате длинной тренировки и многоразового повторения, они приобретают несознательный характер.
Благодаря включению несознательного к психической деятельности, по мнению ученых, нагрузка на сознание уменьшается, а это в свою очередь расширяет поле творческих возможностей человека. Современная наука оперирует и понятием подсознательного. Это особый пласт или уровень бессознательного. К нему включаются психические явления, связанные с переходом операций деятельности по уровню сознания на уровень автоматизма.
Одним из первых в истории науки решить проблему соотношения сознательного и несознательного старался австрийский психолог и психиатр З.Фрейд (1856-1939). Он приходил к выводу о существенно важной, а временами и решающую роль несознательного (особенно относительно психических заболеваний). На наш взгляд, концепция Фрейда лежит в русле той философской традиции, которая делает акцент на несознательному (А. Что-Пенгауер, Е.Гартман, А.Бергсон и др.).
Вместе с тем много философских направлений, ориентируясь предоставленные психологии, физиологии, медицины и других наук, в противоположность Фрейду, приходили к выводу, который в поведении человека, ее практической и познавательной деятельности ведущую роль сыграет все же таки сознание.
Если обратиться к генезису человеческой психики, то несознательное выступает первым этапом ее развития, а сознательное - вторым. В связи с этим можно предположить, что несознательное и сознательное есть двумя относительно самостоятельными сторонами психики человека, они взаимодействуют между собой, активно влияя одно на один. И вдобавок несознательное содержит в себе богатые возможности, которые стимулируют рациональные аспекты человеческой жизнедеятельности и творческих действий субъекта.
Структура психической деятельности индивида не исчерпывается сознанием и несознательным. В субъективной реальности человека имеет место и такая подструктура, как самосознание. Она ориентирована на анализ, осознание, целостную оценку человеком собственных знаний, мыслей, интересов, идеалов, мотивов поведения, действий, моральных свойств и др.; с помощью самосознания человек реализует отношение к самой себе, осуществляет собственную самооценку как мыслящего существа, способного ощущать. В этом случае объектом познания субъект делает самого себя и свое сознание. Итак, человек - самооценивающее существо, которое без этого характеристического действия не смогла бы определить себя и найти место в жизни.
Обращение философов к самосознанию как особой сферы субъективного мира начинается еще из Сократа, из его максимы: "Познай самого себя". Со становлением философии как специфического знания о миру и человеке сложился взгляд на деятельный, неспокойный характер души, критичность ума относительно самого себя. За Платоном, деятельность души - это внутренняя работа, которая имеет характер беседы с самым собой. Размышляя, душа постоянно разговаривает с собой, спрашивает себя, отвечает, утверждает и возражает.
Таким образом, самосознание -- важное условие постоянного самосовершенствования человека. Она тесно связана с рефлексией. Понятие самосознания и рефлексии находятся в определенном соотношении, которое формируется по принципу дополняемости. Самосознание конкретизируется через рефлексию, которая раскрывает содержание сознания, ее место и роль в субъективной реальности самосознания.
В философской литературе рефлексию определяют как принцип мышления, с помощью которого оно осуществляет анализ и осознания собственных форм (категорий мышления) деятельности. Этот принцип состоит также в предметном и критическом осмыслении человеком научного знания, его содержания и методов соискания. Как форма познания, рефлексия есть не только критическим, а и эвристическим принципом. Поскольку своим предметом рефлексия избирает знание о самом знании, то она превращается в источник новых знаний. Вот почему, на наш взгляд, рефлексию можно рассматривать как деятельность самосознания, которое раскрывает внутреннее строение и специфику духовного мира человека.
Рассматривая этот уровень (подструктуру) субъективности, необходимо прибавить, что самосознание и рефлексия не является результатом лишь внутренних нужд изолированного сознания, они зарождаются в процессе коллективной практической деятельности и межлюдских взаимоотношений. А это значит, что человек не приоткрывается себе в ходе индивидуальной рефлексии, а обнаруживает себя через свои отношения с другими людьми, поведение, действия и социально значащие поступки. В процесси привлечение человека к системе межлюдских отношений самосознание и рефлексия постоянно проверяются, корректируются и развиваются.
Итак, подчеркнем, что элементы и равные структуры субъективной реальности формируются под влиянием социального образа жизни человека, который требует от нее самоконтроля своих поступков и действий, принятие на себя полной ответственности за них.
Все сказанное свидетельствует лишь о первых подступах к раскрытию структуры внутреннего субъективного мира человека, поэтому проблеме сознания еще далеко к своему решению. Мы многое еще не знаем о механизмах, функциях, залоге, структуре и свойствах сознания. Не-Выясненными остаются и вопрос взаимосвязи сознания с деятельностью и индивидом, бытием и т.п.. Наверное, последнее слово должно быть за наукой. Надеемся, что молекулярная биология, генетика, информатика и другие науки в будущем изменят наши представления о сознании.
Подобно к гегелевскому мыслящему духу, который продолжает природу, завершая цикл развития отображения и таким образом выступая его высочайшим этапом, современная информационная технология может быть началом нового цикла развития естественного и социального.
Возможно, с развитием многозначного, вероятностного детерминизма и прояснением многих новых характеристик бытия ( неметрического, виртуального существования природы, отношений) удастся сформулировать более фундаментальную теорию отображения, которая обогатит наши знания о сознании.
Итак, мы приходили к выводу, который способ бытия человека в мире всегда предусматривает наличие сознания, которое буквально "пронизывает" человеческую деятельность, так как она является необходимым условием ее организации и воспроизведение. Сознание как субъективная реальность выступает ничем другим, как трансформированной в идеальный план деятельностью, обобщенным опытом материально-предметного преобразования мира человеком, моментом теоретического и практического взаимодействия, отношением к миру, формой деятельности человечества.
5.1. Структура сознания и его функции
В вводной лекции было особо подчеркнуто, что философия ставит в центр своего внимания проблему сознания. Значение этой проблемы обнаруживается уже в том, что вид, к которому принадлежим мы, люди, обозначают как человек разумный. Исходя из этого можно с полным правом сказать, что философский анализ сущности сознания исключительно важен для правильного понимания места и роли человека в мире. Уже поэтому проблема сознания изначально привлекала самое пристальное внимание философов при выработке ими исходных мировоззренческих и методологических установок. В современных условиях углубленная разработка философских вопросов сознания дикту-ется к тому же развитием информатики и компьютеризацией человеческой деятельности, обострением ряда аспектов взаимодействия человека и техники, техносферы и природы, усложнением задач воспитания и развития общения людей.
Пожалуй, нет более сложного вопроса, чем вопрос о том, что такое сознание, что такое разум, какова их природа, их сущность. Сам этот феномен настолько сложен, что его исследует целый ряд наук: психология, логика, физиология высшей нервной деятельности, психиатрия, кибернетика, информатика и др. При этом рассмотрение отдельных аспектов сознания как специфически человеческой формы регуляции взаимодействия человека с действительностью в рамках различных дисциплин всегда опирается на определенную философско-мировоззренческую установку в подходе и сознанию. Это придает решению вопроса о природе сознания с философских позиций особый, дополнительный смысл и значение. При этом философия, в отличие от других наук, исследует общую природу сознания.
Обширные данные для понимания сознания дает исследование человеческой деятельности и ее продуктов, поскольку в них реализованы, запечатлены знания, мысли и чувства людей. Наряду с этим сознание проявляется в познании, вследствие чего и этот источник, изучение познавательного процесса, открывает различные стороны сознания. Наконец, очень тесно, можно сказать, органически связаны между собой сознание и язык, в силу чего и научный анализ такого явления, как язык во всей его многосложности, немаловажен для осмысления сущности, природы сознания. Сознание, как определяемое бытием, и выступает, прежде всего, в качестве свойства высокоорганизованной материи и одновременно как продукт эволюции материи, усложнения форм отражения в ходе этой эволюции, начиная с самых элементарных форм и кончая мышлением. При этом сама эволюция форм отражения определяется не изнутри, а на основе определенных взаимоотношений носителей отражения с окружающей средой. У человека это взаимодействие реализуется в практически преобразующей деятельности, осуществляемой в рамках определенных сообществ. Поэтому сознание не просто функция мозга, оно общественный продукт. Общественная природа сознания отчетливо видна в его органической связи с языком и с практической деятельностью, в которой сознание, его продукты опредмечиваются и которая придает сознанию объективный характер, направленность на внешний мир с целью не только его отражения, познания, но и его изменения. К тому же сознание не только изначально формировалось в первичных формах общества, но и сегодня оно закладывается и развивается у каждого нового поколения только в обществе через деятельность и общение с себе подобными.
После этих предварительных замечаний попытаемся разобраться, какова структура, организация сознания, какие основные элементы оно включает. Сознание - это в первую очередь совокупность знаний о мире. Не случайно оно тесно связано с познанием. Если познание есть сознание в его активной направленности вовне, на объект, то само сознание в свою очередь результат познания. Здесь обнаруживается диалектика: чем больше мы знаем, тем выше наши познавательные потенции и наоборот - чем больше мы познаем мир, тем богаче наше сознание.
Следующий важный элемент сознания – внимание, способность сознания концентрироваться на определенных видах познавательной и любой иной деятельности, держать их в своем фокусе. Далее, видимо, следует назвать память, способность сознания накапливать информацию, хранить, а при необходимости и воспроизводить ее, а также использовать ранее приобретенные знания в деятельности. Но мы не только знаем нечто и нечто запоминаем. Сознание неотделимо от выражения определенного отношения к объектам познания, деятельности и общения в виде эмоций. К эмоциональной сфере сознания относятся собственно чувства (радости, удовольствия, горя), а также настроения и аффекты (гнев, ярость, ужас, отчаянье). К названным ранее следует добавить и такой существенный компонент сознания, каким является воля, представляющая собой осмысленное устремление человека к определенной цели и направляющая его поведение или действие.
Наконец, важнейшей составляющей сознания, ставящей все остальные его компоненты как бы за одну скобку, является самосознание. Самосознание - своеобразный центр нашего сознания, интегрирующее начало в нем. Самосознание - это сознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своих действий, своего места в обществе, проще говоря, осознание себя как особой и единой личности.
Самосознание - исторический продукт, оно формируется лишь на определенной, притом достаточно высокой стадии развития первобытного общества. А наряду с этим оно является и продуктом индивидуального развития: у ребенка его основания закладываются примерно в возрасте 2-4-х лет. В развитии, динамике самосознания можно выделить три уровня. Первый - уровень самочувствия, сводящегося к элементарному осознанию своего тела и его включенности в систему окружающих человека вещей. Именно благодаря этому человек не только выделяет себя из предметного мира, но и имеет возможности свободно ориентироваться в нем. Второй уровень самосознания реализуется в осознании своей принадлежности к тому или иному сообществу, к той или иной культуре и социальной группе. Самый высокий уровень развития самосознания - возникновение сознания «Я» как такого образования, которая хотя и похоже на «Я» других людей, но одновременно неповторимо, причем способно не только совершать по-ступки, но и нести ответственность за них, что предполагает необходимость и возмож-ность как контроля над своими действиями, так и их самооценки.
Таким образом, самосознание характеризует не только самопознание, но и сопоставление себя с некоторым идеалом «Я», а значит, контроль и самооценку, а также возникновение на этой основе чувства удовлетворенности или неудовлетворенности собой. При этом само осознание человеком своего «Я» опять-таки может реализоваться лишь через сопоставление себя с другими людьми. Это лишний раз свидетельствует об общественной природе сознания, формирующегося в ходе коллективной деятельности и человеческого общения. Самосознание характеризуется двумя взаимосвязанными свойствами - предметностью и рефлективностью. Первое свойство дает возможность соотносить наши ощущения, восприятия, представления, мысленные образы с предметным миром вне нас, что позволяет обеспечить нацеленность сознания на внешний мир. Рефлексия же - это такая сторона самосознания, которая, напротив, сосредоточивает внимание на самих его явлениях и формах. В ходе рефлексии человек осознает свое «Я», анализирует его, сопоставляя себя с идеалом, размышляя о своем отношении к жизни, закрепляя или, наоборот, меняя определенные жизненные ориентиры. При этом в оценках и самооцен-ках возможны и ошибки. Проверка и корректировка здесь возможны при условии вни-мательного отношения к оценкам других людей и трезвого сопоставления с ними своих самооценок. Поэтому самосознание не есть некая константа, оно не только возникает в процессе совместной деятельности и общения с другими людьми, но и постоянно проверяется и корректируется в процессе углубления и расширения межличностных отношений.
А теперь зададимся вопросом: каково назначение, а точнее, каковы основные функции сознания? Первая и важнейшая - познавательная, которая реализуется в приобретении и накоплении знаний о природе, обществе и самом человеке. Вторая, тесно связанная с первой, - творчески конструктивная, проявляющаяся в опережающем отражении, в мысленном моделировании будущего и в целенаправленном преобразовании на этой основе действительности, в создании, в частности, предметных форм, не существующих в природе. Природа не строит самолетов, не печет хлебы, не пишет романы. Все это продукты человеческого разума и человеческих рук. Эту функцию в философии часто называют воображение. Способность к воображению – один из наиболее мощных механизмов человеческой активности. Третья функция - регулятивно управленческая, обеспечивающая разумное регулирование и самоконтроль поведения и деятельности человека, его взаимоотношения с внешним миром. Наконец, четвертая функция - прогностическая. Человек до определенного предела с некоторой вероятностью может предвидеть будущее, прогнозировать свои действия, строить планы и осуществлять их. Можно еще указать систематизирующую функцию, критически оценочную и описательную, которые являются следствием перечисленных выше. Все сказанное ранее позволяет нам дать общую характеристику сознания.
Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, состоящая в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтроле поведения человека.
Заключая первый раздел лекций, следует отметить, что сознание - важнейшая сфера человеческой психики, но не единственная, поскольку последняя включает в себя и бессознательное. Особое внимание вопросу о природе бессознательного уделял в свое время австрийский врач-психиатр и философ З. Фрейд. Он высказал ряд важных положений о сфере бессознательного. Вместе с тем З. Фрейд преувеличил его значение, отдал бессознательному первенствующую роль, утверждая, что якобы оно определяет и сознание, и все поведение человека, причем особое значение он придавал врожденным инстинктам и влечениям, ядром которых считал половой инстинкт. Не соглашаясь с подобной абсолютизацией места бессознательного в жизни человека, было бы вместе с тем неверно преуменьшать и тем более отрицать его роль в познании и поведении людей. Само бессознательное имеет три основных уровня. К первому относится неосознанный психический контроль человека за жизнью своего тела, координацией функций, удовлетворением простейших нужд и потребностей. Второй, более высокий уровень бессознательного - это процессы и состояния, которые могут реализоваться в пределах сознания, но могут перемещаться в сферу бессознательного и осуществляться автоматически и т.д. Наконец, третий, высший уровень бессознательного проявляется в художественной, научной, философской интуиции, играющей важную роль в процессах творчества. Бессознательное на этом уровне тесно переплетено с сознанием, с творческой энергией чувств и разума человека. О возможностях и резервах сферы бессознательного можно судить по тому, что в общем балансе информационных процессов на сознательном уровне перерабатывается в секунду 10 520 бит информации, тогда как на бессознательном – 10 590 бит. Для самосознания личности эта информация оказывается «закрытой», но она существует, поступает в мозг, перерабатывается, и на ее основе осуществляются многие действия. Неосознанное отражение, играя вспомогательную роль, освобождает сознание для реализации наиболее важных, творческих функций. Так, многие привычные действия мы выполняем без контроля сознания, бессознательно а сознание, освобожденное от решения этих задач, может быть направлено на иные предметы. Мы дали общую характеристику сознания. Теперь настало время перейти к более глубокому раскрытию его сущности путем всестороннего анализа его соотношения с материей. А это предполагает, во-первых, рассмотрение сознания как высшей формы отражения материи; во-вторых, как функции особым образом организованной материи, функции человеческого мозга, наконец, в-третьих, как продукта, причем высшего продукта, эволюции материи. По этим основным направлениям мы и пойдем в дальнейшем в анализе сущности сознания.
Структура сознания. Сознание и самосознание
Если в первобытном обществе самонаблюдения привели людей к заключению, что в их головах происходили процессы, отличные от процессов в окр природе, то эти явления они пытались объяснить с позиции мифолог представления о душе, которая управляет телом.
Если в эп нового времени сознание признавалось первичной реальностью не зависящей от экон, соц и пр факторов, то Марксизм признает вторичность сознания по отношению к миру. Не сознание опр-ет бытие, а наоборот. «Сознание — есть осознанное»
Сознание — свойство чел мозга особым образом отражать объективную действительность; субъективный образ объективной действительности. Сознание чела связано с формированием второй сигнальной системы, т.е. чел оперирует понятиями вместо реальных предметов.
Основой сознания является восприятие.
Структура:
1)сознание: когнитивная (позноват) среда, эмоциональная среда, волевая среда; 2)Самосознание: самочувтсвие, осознание себя, как члена общ, осознание Я; 3) Бессознательное (сновед, гипноз, инстинкты).
Самосознание - это начало подлинного человеческого сознания. Только тогда, когда у человека появляется самосознание, он становится способным к умственному труду, к работе с символами как носителями идеального, только тогда он становится и самооценивающим и самоконтролирующим существом, поощряющим либо порицающим самого себя за правильный или неправильный выбор программы поведения. С появлением самосознания человек становится способным оценивать все аспекты своего поведения в обществе - не только правильность своего мышления, но и нравственного облика, идеалов и мотивов своего поведения. А это означает, что с появлением самосознания у человека появляется возможность стать и быть личностью, т. е. творцом самого себя и своей судьбы.
Самосозн — процесс когда Я обнаруживает свою непосредственную причастность к знанию о мире.