Доклад Культура ролевого движения
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
Сущность. Главенствует, конечно, безусловная страсть к средневековью и фэнтэзи. Ролевики живут там, где селятся драконы, демоны, эльфы, гномы и прочие магические существа. Это их образ жизни, но не стоит думать, что реальность отвернулась от них. Ведь такие люди прекрасно находят себе работу, друзей, семью… Что интересно, по статистике, большая часть ролевиков либо психологи, либо программисты. Разумеется, любой из них любит костры, леса, природу, песни под гитару. Ролевое движение, прежде всего, строится на дружеских отношениях – без них в нашем мире не прожить, поэтому каждый знает, что попади он в трудную ситуацию – ему будут рады помочь.
Музыка. Как говорит старая истина: «Не каждый металлист – ролевик, но каждый ролевик – металлист», Отсюда следует, что всем ролевикам без исключения присуща любовь к рок-музыке, в основном к heavy metal. Ну, и конечно, к фолк-року, стилизованному под старинную музыку… В России это либо кельтские, ирландские или славянские национальные мелодии, а также песни на ролевую тематику, которые все равно сопровождаются музыкальными деталями средневековья и фэнтэзи.
Внешность. В первую очередь, конечно, длинные волосы. Независимо от пола, 90% ролевиков носят длинные волосы. Также им присуще всяческая атрибутика исторического типа – металлические браслеты, кольца, перстни, использование различных рун, кожаные наплечники, шнурок на волосы поперек лба, ну, и все, что связано с их образом жизни. В повседневной одежде они мало чем отличаются от обыкновенных неформалов. А вот если проводиться отыгрыш или тренировка, то идут в ход древнерусские рубашки, кольчуги, доспехи, плащи, длинные красивые платья, меховые и кожаные кирасы, все это вкупе с оружием, типа меча, лука, кинжала, алебарды и т.д.
Классификация. В первую очередь хотелось бы сказать, что существуют ролевики традиционные и техногенщики. Первые выступают за фэнтэзи, вторые за оружие и игры XX-XXI веков. Обычно, между ними идет легкая, почти незаметная конкуренция, даже пренебрежение друг другом. Эта статья написана о первом типе. Их как только не принято делить, но основной группой являются толкиенисты – они, в основном представляют мирный класс, который просто играет по книгам Дж. Толкиена.
Основные занятия. Обычно, ролевики делятся на кланы (команды), в которых выстроена своя иерархия, есть свои плюсы и минусы, разработан свод законов, герб, устав, форма единой одежды. Каждая команда проводит тренировки, обычно на природе. В них входят упражнения в бое на различных видах средневекового оружия. У кого нет профессионального меча или посоха, могут пойти и срезать себе палку где-нибудь в лесу, чтобы упражняться в технике. Отсюда и идут постоянные усмешки над ролевикам, что, дескать, бегают с палками по лесу и колотят друг друга.
Кроме физических тренировок, ролевики еще любят отыгрыши различных миров. Например, кто-то становится демоном, которому «мастер» (человек, который следит за выполнением правил и определяет ход игры), дал задание выкрасть принцессу из одного людского поселения. Соответственно принцессу охраняют другие игроки – воины-люди. Так начинается увлекательная игра с боями, разборками, договорами, соглашениями. У всех определяются плюсы и минусы, магия и сила, ловкость и здоровье. Еще одна вещь, которая у ролевиков стоит не на последнем месте, это так называемая DnD (Dungeons and Dragons) – словесная ролевая игра, в которой игрок не действует активно физически, а на словах объясняет свои действия, контактирует с другими игроками и от его поступков зависит ход игры, которую собственно и ведет «мастер». Ну, и, конечно, любой ролевик не пропустит хорошего флэшмоба! :)
Субкультура толкиенистов.
В качестве же примера субкультуры я хотела бы рассмотреть субкультуру толкиенистов, потому что, во-первых, она относится к субкультуре молодежи вообще, и, во-вторых, она весьма интересует меня саму как любителя стиля фэнтэзи.
Подростки вообще находятся в любом обществе в уникальном положении. Порой в условиях приспособления к взрослой жизни они пытаются неким образом частично оградить себя от него и организуют своеобразные неформальные молодежные организации. В многочисленных исследованиях в качестве причин прихода подростков в НМО выделяют: догматизм, непонимание, презрение со стороны учителей, школьную уравниловку, разного рода семейные проблемы, поиск доверительного общения, желание самоутвердиться и т.п.
Краткая история толкиенизма.
Впервые толкиенисты (в дальнейшем - "толкиенутые", термин из самой субкультуры) появились в Америке и Европе в середине 60-х. Тогда народ просто заболел книжками английского профессора, но главными фанатами стали, конечно, школьники и студенты.
Считается, что фэнтэзимания стала способом бегства от реального мира. Западная молодежь того времени устала от ценностей "общества всеобщего благоденствия" и естественным путем бегства из мира излишнего рационализма и прагматизма стал "путь в сказку", где жизнь проще и понятнее - мир героев и врагов, где каждый может стать героем.
Исследователи считают, что можно даже установить точное время начала толкиеномании: лето 1965 года, когда американской аудитории не хватило миллионного тиража "Властелина колец". Студенты Гарварда обзавелись значками: "Да здравствует Фродо!", "Гэндальфа - в президенты!", и т.д. Это было время, когда даже в газетах встречались названия статей типа "Еще немного Мордора!" - и люди это понимали! В пике толкиеномании даже президент США - Рональд Рэйган, спускаясь с борта самолета, называет СССР "shadowland" и "Land of Mordor" (эпитеты из книги, упомянутые именно потому, что они могли быть поняты населением США - а эти слова транслировались на всю страну!).
Возможно и это, и нападки самого Толкиена - в последних главах - обусловило столь резкое неприятие этой культуры советской властью. Волна толкиенизма прокатилась по всему миру, но в нашу страну проникла только в конце 80-х.
Полные переводы Толкиена появились впервые в России только в начале девяностых. Именно тогда начали появляться в России первые толкиенисты. Но массовость это явление получило только в середине нашего десятилетия.
С другой стороны, среди почитателей ролевых игр ("ролевики") - о них позже, сейчас же только об их истории - существует такое мнение, что ролевые игры начинались не с Толкиена. В свое время в Америке получили широкое распространение так называемые ролевые игры, предложенные населению в качестве метода психологической реабилитации, но очень скоро переросшие первоначальную задумку, ибо спустя некоторое время в недрах массового движения толкиенистов родилось историческое решение провести игру по Толкиену. Только тогда и началась горячка "ролевух", как их называют наши игроки.
Русские толкиенисты.
Первоначально, на мой взгляд, следует рассмотреть структуру толкиенистской тусовки. Во всей субкультуре обычно выделяют фанатов - ярых толкиенистов и ролевиков, но необходимо также сказать и о фэнах, которые к субкультуре хотя и не принадлежат, но имеют к ней отношение.
Кто такие фэны? Люди, которым нравится погружаться в небывалые миры. Люди, которым фантазия писателя помогает вырваться из обыденности будней, рождает сладкий трепет в душе, помогает жить. Фэны читают все: Стpyгацких и Ефремова, Толкиена и Говарда, Гаррисона и Хайнлайна. Читают и не-фантастикy. Даже в самых безнадежных книгах они отыскивают зеpна фантазии и домысливают несказанное, ненаписанное, непpидyманное. Поpой они начинают писать сами. Поpой становятся писателями. Им просто нравится этот странный процесс - "чтение". Hе смешивая реальный мир и мир книжный они работают, отдыхают, и читают, читают, читают...
Кто такие фанаты? Бывает так - одна книга, один автор задевает в душе какие-то особые струны, и тогда человек отказывается от всех остальных и посвящает себя Единственной. И появилась для Них такая "Библия" - "Властелин колец". Библия была дана, и появились толкиенисты. В народе их ласково прозвали "толкиенутые". Вначале им просто было хорошо вместе. Они нашли свою книгу и читали ее вновь и вновь. Дpyгие книги были уже не нужны - слишком простые краски (серые, белые, красные, зеленые, черные...), слишком странное, нелогичное поведение персонажей. Хотелось говорить и говорить о Единственной и Hеповтоpимой.
Потом, конечно, захотелось собраться отдельно от фэнов - которые продолжали интересоваться чем-то еще, собраться тесной группой единомышленников: на природе - как любимые герои. С мечами - как они, родимые. И не просто поговорить - а еще и побегать по лесу, придумав правила игры. Сpазиться с мерзкими оpками (как ни странно, многие захотели быть оpками!), швырнуть кольцо в Оpодpyин. Так возникли хоббитские игрища - так был перейден Рубикон. Толкиенисты стали воплощать свою библию в жизнь.
В чем была (и есть) цель толкиенистов? Рискну предположить, что, в первую очередь, - в приобщении. Ролевая игра по Толкиену не просто позволяет "продлить пространство книги", к великому сожалению дочитанной, перечитанной, и выученной наизусть. Hе только в очередной раз встретиться с дpyзьями-товаpищами, главное - можно почувствовать себя равным автору. Фэны читают все и знают все. Они могут судить о любом авторе - зато времени на подобные исследования у них не остается. Толкиенисты взяли на вооружение иной подход: сокращение числа книг до одной (это, конечно, в крайних случаях) они компенсировали академическим подходом и препарированием живого текста книги. Толкиен не разработал "как надо" эльфийский язык - а вот мы разработаем и начнем на нем говорить. Толкиен не уточнил, в каком строю и какими мечами дрались орки - а мы узнаем...
Кто такие ролевики? Толкиенистов роднила любовь к одному миру. Они могли вести бесконечные исследования одной-единственной книги и читать ее всю жизнь. Писали подражания, продолжения и пародии. Ролевиков же породила та ситуация, что вписаться в мир толкиенистов становилось все труднее и труднее. Славные прозвища были разобраны, громкие звания расхватаны, по всем сложным вопросам лексики и генеалогии имелись специалисты - трудно стало завоевать авторитет. И чья-то мудрая мысль нашла выход. Кто-то вспомнил о существовании других книг, пусть не столь великих, как книга ПРОФЕССОРА - но ведь и на их основе можно было устроить хорошую "pолевyхy"! Попрыгать с мечом, покричать громким голосом, взять то или иное славное имя.
Таких книг оказалось много. "Конан", драконы всяческих времен года, да и ряд отечественных авторов постарался - родились книги, отвечающие требованиям ролевиков. Им уже позволительно не знать тонкостей "Сильмаpиллиона". Они домысливают иные миры - куда более простые, а посему гораздо более легкие в плане приобщения. Число их быстро переросло число толкиенистов. Те, по крайней мере, вынуждены были помимо Толкиена читать иную литературу. Высокий уровень "Библии" не позволял расслабиться, заставляя заниматься самообразованием - пускай и для довольно странных исследований. "Библии" ролевиков серьезной работы ума уж совсем не требовали - они словно были предназначены для того, чтобы по ним играли...
Теперь обратимся к самой тусовке.
Толкиенисты в основном люди юные, лет 13-17, но встречаются среди них и мастодонты.
Настоящего толкиениста от всех других любителей фэнтэзи отличает очень многое:
Эти люди очень хорошо сознают свою отличность от прочих своих сограждан, так, что для соотечественников, не входящих в систему (а это все нормативное общество) порой нелегко понять и внедриться в нее;
Бережное отношение к игре, к литературе фэнтези, вплоть до филологического интереса к изучению эльфийских языков, большой интерес к истории, преимущественно раннего средневековья, боевые искусства, фехтование и пр.
Жизненное мировосприятие в сочетании с весьма юмористической оценкой собственных занятий (человек способен горячо, с жаром и на полном серьезе спорить о родословных хоббитов, но спустя минуту те же хоббиты станут объектом его насмешки - вообще плох тот толкиенист, который всегда относится к себе серьезно);
Для значительной части свойственны символы удивительной готовности верить при минимуме оснований для веры (вера в магию и т.д.). Например, встречаются такие, которые считают себя атеистами, но не сомневаются в существовании эльфов.
Сами толкиенисты выделяют в структуре своей тусовки несколько типов людей, пришедших сюда, в соответствии с причинами, приведшими в толкиенизм.
Во-первых, это люди, которые по какой-либо причине не сумели утвердить себя в большом мире, либо сумели, но то, что у них получилось, им не нравится. Они держатся за новый мир, как полярники за радиостанцию, поскольку потеря означает окончательное крушение жизни. Со временем такие люди составляют элиту толкиенизма; они замыкаются в своем узком кругу, и тут уже действительно вырастает религия, но направленная внутрь - потому крайне нежелателен приток новой паствы, ибо система герметична, свежая кровь может её погубить.
Другая часть толкиенистов - это те, кому просто нравится играть. Ролевая игра позволяет человеку оказаться в шкуре другого, оставаясь в то же время собою - а это интереснейший эмоциональный опыт. В отличие от театра, игра дает практически неограниченную возможность для действия. В большинстве своем такие индивидуумы ведут нормальную "цивильную" жизнь, а игры рассматривают как хобби, средство отдохнуть от суровых будней.
Третья категория - те, кому надо ощутить свою инаковость. В самом деле, толкиенист с его причудливыми костюмами, мечами подмышкой, средневековым стилем поведения действительно привлекает внимание. Как правило, подобные личности увлекаются параллельно еще уймой вещей и недолго, в целом, задерживаются в толкиенистском обществе.
Тусуются они преимущественно в двух местах: в Нескучном саду (Эгладор) и Царицыно (Мандос). Мандос обычно место боевое, Эгладор - более лиричное. Рассмотрим более подробно Эгладор.
Согласно толкиеновскому "Сильмариллиону" Эгладором звалась местность, где находилось потаенное королевство Тингола, закрытое от внешнего мира магической завесой Мелиан, "Эгладор" - по-эльфийски это значит "земля забытых" (именно таково официальное имя, дарованное "толкиенутыми" Нескучному саду).
Вообще в Эгладоре встретить можно кого угодно: и толкиенутых, и желязнутых (поклонников еще одного мэтра фэнтези - Роджера Желязны), и облегуиненных (есть фанаты и у Урсулы Ле Гуин).
Вступая в неформальный клуб, толкиенисты выбирают себе имя (в основном из книг Толкиена, например, Фангорн, Фагот, Галадриэль) и расу, то есть могут быть хоббитами, троллями, орками, гномами, эльфами, людьми и т.п. Выбранная раса иногда не предполагает никаких внешних признаков, поэтому в тусовке при знакомстве очень популярно выражение "существо". Между существами часто заключаются браки и другие родственные отношения - усыновления, удочерения, "уматерения" и т.д. Браки заключаются в зависимости только от личных симпатий, а не от рас, с чем было строго в книгах Толкиена (там, например, эльфийка, выходя замуж за человека, автоматически лишалась бессмертия). Многоженство в тусовке не возбраняется.
Любое существо может иметь как одну или две квэнты (собственные истории или легенды), так и более. Например, по одной это светлый дракон, а по другой - темный орк. Интересно, что "темных" (апологетов Тьмы) на Эгладоре встречается не меньше, чем "светлых". При всем уважении к Толкиену многие имеют свой собственный взгляд на события, описанные во "Властелине колец".
Так, например, широкий резонанс и, можно сказать, раскол среди толкиенистов вызвала книга Ника Перумова (Николай Данилович Перумов - известный петербургский писатель в стиле фэнтэзи) "Кольцо Тьмы", где он воспользовался миром Толкиена и написал сиквел "Властелина колец". Автор посмел ПРОСТО ПИСАТЬ КHИГУ! Он не вел доскональных исследований темы, не играл в СОУЧАСТHИКА процесса, не бегал по лесу с мечом - а взял и написал. Да еще и как много! И как быстро! Это было "оскорбление" профессора. Это было оскорбление всех тех, кто потратил годы на "тонкости эльфийского" и готов был отдать всю жизнь - за полчаса в мире Средиземья. Увидеть Мордор - и умереть... А тут Hик Перумов взял да и написал книжку - без дрожи в руках и преклонения перед темой. Как такое простишь... и не простили. Hавеpное, это был первый случай, когда "эльфийская" этика столкнулась с человеческой.
Обычно толкиенисты выделяются из толпы экзотическими нарядами. Многие ходят в плащах, некоторые - в средневековых нарядах. Здесь весьма популярны хайратники (ленты вокруг головы, прихватывающие волосы). Диапазон - от простых до плетеных из ниток с бисером. Почти обязательный атрибут - меч. Мечи - деревянные или текстолитовые - не пустое украшение. Поединки (или, как их называют, маньячки) занимают едва ли не центральное место в жизни Эгладора. Некоторые "существа" предпочитают другие виды оружия - копья, луки, кистени, кинжалы и т.д. Все оружие - самодельное или купленное у местных мастеров. В арсенале также щиты, кольчуги и доспехи. Хорошая кольчуга стоит недешево - до нескольких тысяч рублей. Изготовить ее можно и самостоятельно, раздобыв достаточное количество шайб или проволоки.
Толкиенисты часто встречаются на концертах. Концерты устраивают толкиенистские певцы - менестрели. Как правило, они исполняют собственные песни, аккомпанируя себе на гитарах. Иногда попадаются студийные записи. Темы песен, как и интересы исполнителей, разнообразны. Одни из них связаны с литературными произведениями, другие - с историческими событиями, третьи затрагивают насущные темы.
Однако отдельного разговора заслуживают сами ролевые игры.
Любопытно, но считается, что свой вклад в дело становления ролевиков в России внесла светлой памяти пионерско-комсомольская игра "Зарница". Первая всесоюзная (!) игра по "Властелину колец" прошла летом 1990 года под Красноярском. И с тех пор пошло-поехало! В настоящий момент только московских региональных игр проходит до десяти в год.
Ролевики занимаются организацией и проведением игр - как по Толкиену, так и по другим авторам. Их можно условно подразделить на мечемашцев, которые приходят в основном ради того, чтобы помахать разнообразным оружием, и Мастеров - собственно, тех, кто игры организует.
Проходят игры следующим образом: большая группа участников - с оружием, обязательно в костюмах - едет куда-нибудь в лес. Там, согласно сюжету, придуманному мастером (или мастерами-устроителями игры) распределяются роли. Игры проводятся по книгам, историческим эпохам или по придуманной мастером ситуации. Ролевухи могут идти от нескольких часов до несколько дней. За это время можно прожить целую жизнь, или даже несколько - жизнь героя или предателя, короля, менестреля или воина. Однако сценария в ролевых играх не бывает. Сюжет представляет собой только вводную информацию и более или менее определенные задачи у игроков - команд или отдельных личностей. Игра включает не только боевые действия, но также экономику и магию.
По правилам игры-Нуменорки игрок обязан иметь на одежде кусок ткани, цвет которой указывает на принадлежность к одному из народов Средиземья: синий - эльфы, красный - люди, зеленый - гномы, коричневый - орки. В каждой команде по несколько крестьян и бойцов (файтеров), а также ремесленники - ткачи, кузнецы и т.д. и, как минимум, один аристократ и, возможно, маг. У всех свои функции.
Для нормальной жизни все они нуждаются в определенном количестве чипов (от английского chip) - игровых эквивалентов еды и питья. Если в "стране" развито сельское хозяйство, то чипы выдает Мастер команды, если же нет, чипы покупают у соседей. Например, если в деревне гномов есть только огороды, а условия для содержания скота отсутствуют, то мясные чипы могут достаться в качестве платы за услуги умелого гномьего кузнеца - хотя бы за "усиление" доспеха. По окончании цикла каждый игрок обязан сдавать Мастеру необходимое количество чипов, подтверждающих, что он не умер с голода. В случае голодной смерти (или гибели на поле брани) игрок отправляется в Мандос (в просторечии мертвятник), где проводит три часа, а затем возвращается уже другим персонажем - каким именно, решают Мастера по согласованию с игроком.
У каждого участника игры определенное количество хитов (от английского hit) - жизней. Доспехи и уровень воинских навыков увеличивают их число. Оружие должно удовлетворять жестким требованиям безопасности и иметь сертификат Мастера. Каждый вид оружия обладает оговоренной в правилах поражающей силой и при нанесении удара снимает некое число хитов. Игрок считается убитым, если все хиты с него сняты и ему нанесен еще один удар.
Любое магическое умение также должно быть заверено сертификатом на бланке. Например, весьма полезный дар - так задавать вопросы, что отвечающий обязан говорить правду. Правда, другие игроки могут потребовать предъявить сертификат. Поверить на слово - возможное право, но блеф не запрещен.
Особое место, и очень важное, в играх занимают бои. Драки бывают трех видов: стенка, когда в ратном бою сходятся две группы товарищей, поединок один на один и, наконец, волчарник. Это когда собираются больше двух человек и "мочат" друг друга, при этом каждый сам за себя. Девушки в стенках и волчарниках участвуют редко, разве что самые грозные. Но от поединков между собой не отказываются. Серьезные увечий, как правило, никто никому не наносит. Самое страшное - это травма пальца с последующим синяком: в тусовке действует святое правило - "По голове не бить".
Заключение.
В целом, на мой взгляд (безусловно субъективный), субкультура толкиенистов - одна из самых самобытных и оригинальных, безусловно заслуживающих большего внимания общества, субкультур.
Уже сейчас субкультура толкиенистов способна влиять на общество и формировать новые субкультуры. Примером того может служить возникновение движения неоязычников (возрождение мифологии Древней Руси, поклонение ценностям древности и т.п.). Многие толкиенисты, повзрослев, плавно переходят в язычество, как наиболее подходящее их мировоззрению. Причем предпочитают, как правило, скандинавскую традицию. Некоторые язычники, занимающиеся военно-исторической реконструкцией, иногда проводят вместе с некоторыми из толкиенистов совместные фестивали и турниры.
Вообще, ролевое движение сейчас приобретает все большие обороты. Да и вообще здорово, когда люди отвлекаются от повседневных будней и занимаются чем-то отвлеченным и необычным.