Доклад

Доклад История сестринского дела

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 25.12.2024





       Министерство здравоохранения Республики Башкортостан

                             Башкирский медицинский колледж
                                                     
                                                        Доклад

                            на тему: ” История сестринского дела”.
                                                        Выполнила: студентка  2курса 22м гр.

                                                                                Забирова Розалия.
"История сестринского дела".
Истоки милосердия и ухода за больными и ранеными

   Чувство любви к ближнему во все века было присуще человеку. Согласно христианской религии, ближний -- это тот, кто создан по образу и подобию Божьему, то есть все люди. Одним из многочисленных проявлений любви к ближним стал уход за больными. Причем, женщине в большей степени, чем мужчине, приходилось ухаживать за больными.

   У народов Древнего мира уход за больным осуществляли родственники. Специальных людей, которые посвящали бы себя делу ухода за больными, не было, исключение составляли лишь женщины, занимающиеся оказанием помощи роженицам и новорожденным. Вначале это были пожилые родственницы, но со временем появились особые специалисты. Наибольшего развития организация подобной помощи достигла у греков и римлян.

   В Древней Греции были акушерки, которыми, по определению Гиппократа, могли быть только рожавшие женщины, а также женщины с большим жизненным опытом. Они определяли сроки беременности, наступления родов, им предоставлялось право ускорять роды лекарственными средствами и священными песнями. Акушерки занимались также лечением женских болезней и даже были свахами. Отдельную группу составляли женщины-врачи, занимавшиеся также женскими болезнями. Многие из женщин-врачей и акушерок состояли на государственной службе. Но особенно развито акушерское дело было в Древнем Риме. Здесь акушерки не только оказывали помощь во время родов, но и ухаживали за роженицами и младенцами.

   Соран Эфесский в своем трактате по гинекологии обращал внимание на то, чтобы женщины, желающие заниматься родовспомогательным искусством, были грамотны, "подвижны, приличны и имели нормальные органы чувств, были здоровы и сильны, имели длинные тонкие пальцы с коротко обрезанными ногтями". Если акушерки были не особенно молоды, то он рекомендовал им "быть постоянно трезвыми, спокойными и молчаливыми, не быть суеверными, из-за корыстных целей не употреблять абортивных средств".

   В Афинах и Риме заболевших бедняков и раненных в сражениях воинов лечили в домах богатых граждан, где уход за ними осуществляли женщины. Однако в полном объеме развитие дела ухода за больными получило только с распространением христианства. Ученики Иисуса Христа -- апостолы -- не только проповедовали христианское учение, но и исцеляли больных. Попечение о больных и неимущих брали на себя в первую очередь женщины, которые назывались диаконисами, а также мужчины (диаконы), добровольно посвятившие себя бескорыстному уходу за больными и ранеными.

   При церквах и монастырях стали возникать богадельни, или "диаконии", предназначенные вначале для больных монахов и монахинь, а позже и для всех больных. Уход за больными в этих заведениях считался еще у первых христиан богоугодным делом, ему посвящали себя почти все члены общины, но, в основном, женщины и диаконисы. Уже тогда было замечено, что у постели больного женщины чаще, чем мужчины, проявляют выдержанность и легче переносят беспокойные ночи и дни, полные тревог и забот о больном.

   Христианская попечительность о больных со времен римского императора Константина Великого (IV век н. э.), поддерживавшего христианскую религию, принимает новый вид -- учреждаются общественные больницы и госпитали для больных и бесприютных.

   К XI веку относится создание во многих городах Западной Европы (Нидерланды, Германия и др.) общин женщин и девиц для служения делу милосердия и ухода за больными. В летописях этих стран упоминается о многих женщинах, принадлежащих даже к княжескому роду, которые посвящали свою жизнь уходу за прокаженными в первых общественных больницах. Так, в XIII веке графиня Елизавета Тюрингенская, которая отличалась глубокой религиозностью и любовью к людям, всю свою жизнь посвятила служению делу милосердия. В возрасте 20 лет она на свои средства построила госпиталь, организовала приют для подкидышей и сирот, в которых сама много работала.

   В 1235 г. Елизавета была причислена к лику святых и в ее честь была основана католическая община "елизаветинок" -- из пожелавших последовать ее примеру. В мирное время сестры общины ухаживали только за больными женщинами, а в военное время -- и за мужчинами, нуждающимися в медицинской помощи. Много сделала община и для больных проказой.

   Христианская благотворительность в средние века в католических странах выражалась и в создании различных светских и духовных рыцарских орденов, члены которых считали основной своей целью уход за больными. Например, основной функцией ордена Святого Лазаря (отсюда -- лазарет) в Иерусалиме был уход за прокаженными. Ордена тамплиеров во Франции и немецких рыцарей покровительствовали паломникам и заботились о больных и неимущих. Членами ордена могли стать и женщины.

   Главным делом ордена, основанного в Иерусалиме и названного в честь Святого Иоанна, было попечение о больных и уход за больными. Первой его настоятельницей в 1099 г. стала римлянка Агнесса. Сестры давали обет проводить все свое время в уходе за больными, посте и молитве и трудиться на благо ордена. Деятельность женщин этого ордена распространилась и в Италию, Испанию, Францию, Англию, где ими были созданы монастыри.

   Особенно известной стала деятельность общины "иоанниток" в Париже. В 1348 г., во время большой эпидемии чумы, члены общины показали пример самопожертвования. Современники этих событий описывали такую картину: "Всеми оставленный больной лежал один со своими муками. Родные боялись приблизиться к нему, врач страшился вступать в его жилище и даже священник лишь со страхом причащал его. Со стонами, разрывавшими сердце, призывали дети родителей, отцы и матери -- сыновей и дочерей. Но тщетно! Даже и до трупов родные прикасались лишь потому, что никто не соглашался исполнять последние желания за деньги... ничто не могло собрать родных и знакомых на обряд погребения. Трупы самых знатных и заслуженных лиц относились в могилы самыми бедными людьми, потому что невыразимый страх отталкивал от гроба их друзей и товарищей". Тем весомее выглядят многочисленные примеры самопожертвования сестер орденов при оказании помощи больным. Только в Париже за время эпидемии умерли более 500 сестер этих орденов, но эту опасную работу продолжали делать другие сестры.

   Много сделали по уходу за больными и сестры ордена, так называемые "госпитальерки". В ведении этих сестер находились крупные госпитали -- Святого Людовика в Париже, а также в других городах Франции. Только один Отель-Дье (дом Божий) в столице вмещал 6000 больных; сюда принимались больные с любыми заболеваниями, даже заразными.

   В 1617 г. во Франции священник Викентий Поль организовал первую общину сестер милосердия. В этом году в г. Шатиньоне в одной из своих проповедей он обратил внимание прихожан на крайне тяжелое материальное положение одной бедной семьи, члены которой были больны. Пораженные красноречием проповедника слушатели (и особенно женщины) стали помогать не только этой семье, но и всем больным прихода. Для правильного распределения помощи Викентий Поль решил организовать общество и принялся за составление устава. "Милосердие к ближнему, -- говорится в этом уставе,-- есть вернейший признак христианина, и одним из главных дел милосердия является посещение бедных, больных и всякого рода помощь им". Вначале общество называлось "общество милосердия", а члены его -- "служительницы бедных". Они должны были по очереди брать ежедневно из общего склада необходимую провизию, приготовлять из нее пищу и разносить больным. Но задача этого общества состояла не только в оказании материальной и физической помощи, но и духовной. "Служительницы бедных" старались научить больных лучше жить и достойно умирать, поэтому они совмещали свои посещения с религиозными беседами, чтением и наставлениями.

   В Германии общины сестер милосердия были созданы еще в 1808 г. В Италии сестры милосердия появились лишь в 1821 г. Их главной задачей был уход за заразными больными, которых не принимали больницы. Два раза в неделю они посещали на дому больных, имеющих хронические заболевания, и снабжали их пищей и лекарствами, которые были назначены врачами.

   Первые общины сестер милосердия в Австрии были организованы в 1834 г., в Чехии -- в 1837 г. К середине столетия в Западной Европе уже насчитывалось около 16 тыс. сестер милосердия.

   В 1841 г. общины диаконис были организованы в США, а в 1851 г. -- на Востоке, где в ведении общин находились многие больницы и воспитательные учреждения (в Бейруте, Иерусалиме, Александрии). В 1884 г. в мире насчитывалось всего 56 общин, преимущественно протестантских, из которых 35 находились в Германии, 6 -- в России, 3 -- в Швейцарии, 3 -- во Франции, 2 -- в Голландии, 2 -- в Англии и по одной общине в Венгрии, Дании, Швеции, Норвегии и США. К концу XIX века существовало 60 общин диаконис, объединявших более 8000 сестер. Их благотворительная деятельность осуществлялась в 1780 учреждениях. Подобного рода общины существовали и при протестантских церквах в России -- в Санкт-Петербурге, Саратове, Выборге, Риге, Таллинне, Хельсинки.

   Начиная с середины XIX века католические монахини и протестантские диаконисы оказывали медицинскую помощь и осуществляли уход за ранеными во время военных действий. На принципиально новой организационной основе и на более высоком качественном уровне женский труд стал применяться при оказании медицинской помощи раненым в период Крымской войны (1853--1856 гг.).

Организация системы ухода за больными

   В 1763 г. известный русский просветитель И. И. Бецкой предложил создать в России систему учреждений для воспитания и профессиональной подготовки детей-подкидышей. Идею одобрила императрица Екатерина II. Она издала манифест о создании в Москве воспитательного дома на благотворительной основе и первой внесла 100 тыс. рублей.

   Правильная организация работы воспитательных домов по обучению и профессиональной подготовке своих воспитанников давала положительные моральные и материальные результаты. В 1803 г. в Петербурге и Москве на средства воспитательных домов были учреждены две больницы для бедных по 200 коек каждая, с целью "оказывать безвозмездно врачебное пособие всякого состояния, пола и возраста и всякой нации бедным и неимущим больным, судя по роду и степени болезни: или оставляя больных для лечения в больнице, или надзирая над приходящими ежедневно за советом и лекарствами". В 1828 г., после смерти императрицы, эти больницы в ее честь были названы Мариинскими.

   В этом же году -- 12 мая в Москве и 30 августа в Санкт-Петербурге "для призрения престарелых и не имеющих средств к пропитанию своему вдов" были официально открыты вдовьи дома. Их учреждение стало выдающимся актом благотворительности не только в России. Санкт-Петербургский вдовий дом включал: 1) отделение для малолетних детей; 2) сиротское отделение для дворянских детей; 3) дом призрения больных девиц благородного звания; 4) приют для детей, родители которых пострадали от наводнений 1824 г.; 5) приют для детей, родители которых умерли от эпидемии холеры 1831 г.; 6) училище для детей-сирот военнослужащих.

Общины сестер милосердия

   Организация ухода за больными в нашей стране тесно связана с деятельностью общин сестер милосердия. Как упоминалось, в 1844 г. в мире насчитывалось 56 общин сестер милосердия, из которых 35 были организованы в Германии, 6 -- в России (Санкт-Петербурге, Выборге, Саратове, Риге, Таллинне, Хельсинки) и по 1--3 общины в других странах. Первые такие структуры в нашей стране создавались по линии частной благотворительности. В марте 1844 г. в Санкт-Петербурге по инициативе и на средства Великой княгини Александры Николаевны и принцессы Терезии Ольденбургской была основана первая в России православная община сестер милосердия (с 1873 г. -- Свято-Троицкая община сестер милосердия в честь существующей при общине церкви Святой Троицы). Согласно уставу общины, который был утвержден в 1848 г., ее целью было "попечение о бедных больных, утешение скорбящих, приведение на путь истинный лиц, предававшихся порокам, воспитание бесприютных детей и исправление детей с дурными наклонностями". Община включала: отделение сестер милосердия; женскую больницу; богадельню для неизлечимых больных; исправительную школу; пансион; приют для приходящих детей; отделение "кающихся Магдалин".  В общину принимались вдовы и девицы всех сословий в возрасте от 20 до 40 лет. Прежде чем получить звание сестры милосердия, женщины должны были отработать в общине в течение года. Процедура зачисления в сестры милосердия проходила в торжественной обстановке, так же как при посвящении в сердобольные вдовы.После литургии, совершенной митрополитом Санкт-Петербургским, на каждую принимаемую в сестры возлагался золотой крест с изображением на одной стороне Пресвятой Богородицы с надписью "Всех скорбящих радость", а на другой -- с надписью "Милосердие". Принимаемая в сестры произносила присягу, в которой были следующие слова: "...буду тщательно наблюдать все, что по наставлению врачей будет полезным и нужным для восстановления здоровья вверенных моему попечению болящих; все же вредное для них и запрещенное врачами всемерно удалять от них". По Уставу сестры милосердия не должны были иметь ни собственной одежды, ни мебели, ни собственных денег. "Все, что может за свои услуги сестра получить подарками или деньгами -- говорилось в Уставе, -- принадлежит общине". Если имелись нарушения, сестра исключалась из общины по Уставу, но в истории общины не было такого случая. При создании общины количество сестер милосердия было определено в 30, испытуемых -- в 20 человек. Звание сестер милосердия в течение года получали 3--4 человека. Богадельня общины имела 6 коек для неизлечимых больных; для сирот и детей неимущих было 70 мест; в исправительной школе обучались 20 детей; только в первые 11 лет в отделении "кающихся" находились 446 человек.  Существовала община на благотворительные средства. В 50-е годы община переживала трудный период -- хозяйство пришло в расстройство, ухудшилась дисциплина сестер, встал вопрос об ее закрытии. Однако с 1859 г., когда общину возглавила Е. А. Кублицкая, ее деятельность стала возрождаться. Профессиональная подготовка сестер милосердия включала обучение основным гигиеническим правилам ухода за больными, некоторым лечебным процедурам. Впоследствии круг их обязанностей был существенно расширен. Помимо работы в отделениях общины, сестры милосердия бескорыстно осуществляли уход за больными в малоимущих и бедных семьях.

     женская больница при общине была организована на 25 коек, а начиная с 1868 г. уже насчитывала 58 коек. В 1884 г. была открыта мужская больница на 50 коек. В разные годы в общине в качестве преподавателей-консультантов работали известные врачи: Н. Ф. Арендт, В. Л. Грубер, Н. Ф. Здекауер, Н. И. Пирогов, Е. В. Павлов, В. Е. Экк, первая женщина-врач Н. П. Суслова.

   Покровская община сестер милосердия была учреждена в 1859 г. в Петербурге Великой княгиней Александрой Петровной. Согласно уставу (1861 г.) целью общины являлось "попечение о приходящих больных, подготовка опытных сестер милосердия и воспитание бедных и бесприютных детей".  Община включала отделение для сестер милосердия, больницу, лечебницу для амбулаторных больных, аптеку, отделение для грудных детей, отделение для детей младшего возраста, школу для мальчиков, училище для подготовки фельдшериц.   В отделении сестер работали 35 человек. Сюда принимались, как правило, девушки и вдовы в возрасте от 17 до 40 лет. Испытательный срок составлял 3 года, по истечении которого в торжественной обстановке, после принесения клятвы сестры получали золотой крест на ленте синего цвета с надписью "Любовь и милосердие". Сестры, испытуемые и воспитанницы училища для фельдшериц дежурили в больнице, лечебнице для амбулаторных больных, аптеке и обязаны были выполнять распоряжения врачей. Больница общины имела 20 коек для взрослых и 30 -- для детей. В лечебнице для амбулаторных больных бесплатно оказывалась помощь врачами-консультантами, находящимися в штате больницы. Отделение для детей младшего возраста было рассчитано на 98 человек обоего пола. Сюда принимались дети-сироты, калеки, слепые, дети из бедных семей. В школе для мальчиков обучались 40 воспитанников, которые оставались в общине до 12 лет. В училище осуществлялась подготовка 100 фельдшериц; обучение включало два этапа -- подготовительный (гимназический) и специальный (медицинский). Учебная программа предусматривала изучение анатомии, физиологии, физики, фармакологии, клинических дисциплин, малой хирургии, десмургии, методов ухода за больными. Курс обучения составлял 4 года. Окончившие училище сестры милосердия получали аттестат, дающий право работы в качестве помощника лекаря.

   В 1866 г. княгиня Н. Б. Шаховская создала общину сестер милосердия "Утоли моя печали" (название иконы Божией Матери). При общине, созданной при тюремной больнице, позднее были открыты сиротский приют для девочек, больница и амбулатория. Впоследствии община стала самой крупной в России, в 1877 г. она насчитывала 250 сестер милосердия.

   Особое место в деятельности первых общин сестер милосердия занимает Крестовоздвиженская община, которая была учреждена в Петербурге в самом начале Крымской войны по инициативе Великой княгини Елены Павловны (день создания общины -- 5 ноября 1854 г. совпал с православным праздником Воздвижения Креста Господня -- символа христианской веры). Это было первое в мире женское медицинское формирование по оказанию помощи раненым на поле боя. Помощь раненым силами сестер милосердия этой общины явилась прообразом деятельности будущего Общества Красного Креста.

   Проанализировав опыт первых общин сестер милосердия, можно отметить, что принципиальных отличий в их деятельности не было. Неизменными качествами сестер были строгая нравственность, любовь и милосердие к ближнему, трудолюбие и самоотверженность, дисциплинированность и беспрекословное подчинение начальству. Уставы общин, хотя и были строгими, но, в отличие от монастырских, сохраняли за членами общины некоторые элементы свободы. Сестры имели право наследовать и владеть собственным имуществом, при желании могли вернуться к родителям или вступить в брак. Среди сестер милосердия было много женщин и девушек знатного происхождения. Однако устав не позволял делать кому-либо "скидки", да никто и не стремился к привилегиям, все с одинаковой самоотверженностью переносили тяготы трудовых будней мирного времени и лишения и опасности фронтовой жизни.

   С другой стороны, следует подчеркнуть социальную направленность сестринской, акушерской и фельдшерской помощи в России, которая прежде всего предназначалась для бедных, беременных, новорожденных, детей, стариков, больных и раненых. Кроме того, она была направлена на оказание помощи пострадавшим от войн, стихийных бедствий, эпидемий. Предоставлялись не просто уход и физическая помощь больному, раненому, сироте-ребенку, но было организовано гуманитарное и профессиональное образование (приюты и школы при общине). Все, что может быть названо современным термином "социальная реабилитация и адаптация".

   Прослеживается и разделение сфер деятельности по оказанию помощи: помощь в госпиталях и больницах проходила под контролем врача и была от него зависима, поскольку врач рассматривал сиделку, хожатого или сердобольную вдову как "орудие, от верности и точности которого зависит успех лечения": работа сестер в приютах, богадельнях была менее зависима от врача, предоставляла больше самостоятельности в действиях, так как, кроме ухода, подразумевала обучение, привитие навыков, в том числе и профессиональных.

   Организация сестринской помощи, направленная в основном на социально незащищенные группы населения, была экономически эффективной. Так, деятельность воспитательных домов, доходы которых значительно превышали расходы, позволила на заработанные средства открывать больницы для бедных. Развитие сестринской и акушерской помощи поддерживалось обществом и государством.

   В 1854 г. во время Крымской войны началась осада Севастополя.

   Утром 6 ноября первая группа сестер общины выехала на фронт. 22 ноября, после краткосрочного обучения, в Крым отправилась вторая группа сестер милосердия. К началу 1856 г. на театре военных действий уже трудились более 200 сестер милосердия из Кресто­воздвиженской общины.

   В своем письме 6 декабря 1854 г. Н. И. Пирогов писал: "Дней пять тому назад приехала сюда Крестовоздвиженская община сестер Елены Павловны, числом до тридцати, и принялась ревностно за дело; если они так будут заниматься, как теперь, то принесут, нет сомнения, много пользы".

   Впервые на этой войне, которую Н. И. Пирогов назвал "великой драмой", сестры милосердия стали делать то, что в наше время обозначено как функция защиты больного, а их стали рассматривать как адвокатов больного. Именно сестра представляла и защищала интересы больного. Вот как писал об этой работе сестер милосердия Н. И. Пирогов: "Они день и ночь попеременно бывают в госпиталях, помогают при перевязке, бывают и при операциях, раздают больным чай и вино и наблюдают за служителями и за смотрителями и даже за врачами. Присутствие женщины, опрятно одетой и с участием помогающей, оживляет плачевную юдоль страданий и бедствий. Но еще должны приехать сердобольные императрицы... распоряжение этих вдов тоже поручается мне".

   В другом письме он отмечал: "Так поставили упущенный госпиталь на ноги, что теперь не узнаешь. Отдали вместе смотрителя под следствие, завели контрольные дежурства сестер". Не случайно Е. М. Бакунина, отмечая эту работу сестер милосердия, говорила о них как о "ходатайницах" за интересы больных и раненых.

   С конца декабря большинство сестер не могли продолжать работу в госпиталях из-за сыпного тифа; остальные ухаживали за больными сестрами. Вновь вступавшие в общину женщины проходили в течение 2--3 месяцев обучение в пехотном госпитале Петербурга на специальных медицинских курсах, а затем также отправлялись на театр военных действий.

   13 января 1855 г. в Севастополь прибыл отряд из 12 сестер во главе со старшей сестрой М. Меркуловой, им была поручена самая трудная работа--дежурства (дневные и ночные) на главном перевязочном пункте и во временном госпитале. Н. И. Пирогов разделил сестер на несколько групп и разработал для каждой группы инструкции, регламентирующие их деятельность. Группа перевязочных сестер несла суточное дежурство в отделениях госпиталей, помогала врачам при перевязках и операциях, наблюдала за чистотой палат. Согласно инструкции сестра обязана серьезно готовиться к перевязкам, подбирать для работы необходимые медикаментозные и перевязочные средства. При перевязке она должна была обращать внимание на изменения раны и окружающей ее ткани; в случае появления сильного покраснения, гнойных затеков или кровотечения следовало немедленно сообщать об этом врачу.

   Особое внимание в инструкции уделялось мерам по предупреждению инфицирования ран, в частности, было указано, что в употреблении могут быть только чистые губки, специально взятые у сестры-аптекарши.

   Н.И.Пирогов в одном из писем очень подробно описывает деятельность сестер. По его инициативе впервые в истории военно-полевой хирургии сестры милосердия и врачи были разделены на четыре группы. Первая группа обязана была сортировать поступающих по тяжести ранений, а тех, кто нуждался в срочной операции, немедленно передавали второй группе. Третья группа осуществляла уход за ранеными, которые не нуждались в срочном оперативном лечении. Четвертая группа, состоявшая из одних сестер и священника, занималась безнадежно больными и умирающими. Наконец, две сестры-хозяйки занимались раздачей раненым вина, чая или бульона. Сестры-хозяйки хранили всю провизию. Это была первая "специализация" среди сестер, учитывающая уровень их знаний и способностей, а также практическую необходимость в этом роде деятельности.

   Работать сестрам приходилось в ужасных условиях. Изо дня в день, по словам Пирогова, выполнялось от 150 до 200 ампутаций и других тяжелых операций. Нередко раненые располагались в палатках-лазаретах. Однажды, вспоминал Пирогов, над этим лагерем мучеников разразился ливень, промочивший насквозь не только людей, но и матрацы под ними. Когда кто-нибудь входил в эти палатки-лазареты, со всех сторон раздавались стоны о помощи. И сестры милосердия, стоя в лужах на коленях перед больными, оказывали им посильную помощь.

   По словам очевидцев, многие сестры милосердия, помогая хирургам, так пригляделись к разнообразным операциям, что любая из них сама могла бы произвести ампутацию. Сестры не оставляли без попечения и раненых французов, которых не считали врагами. Принявшие на себя непосильный труд и тяжелый крест, сестры Крестовоздвиженской общины, "скрепя сердце, прислуживали операторам, хлороформировали оперируемых, наблюдали за пульсом, держали руку или ногу, которую резал или пилил оператор, прижимали пальцами вместо турникета артерию, указанную хирургом, и даже налагали лигатуру на сосуд, из которого после отнятия ноги сочилась артериальная кровь".

   Несмотря на то, что первые сестры милосердия были набраны с большой поспешностью и многие из них не имели никакого образования, все они быстро обучились сестринскому делу и стали образцами профессионализма.

    Помимо лечебной работы, сестры осуществляли контроль за деятельностью интендантов. Это было вызвано тем, что государственные деньги, отпущенные для госпиталей, разворовывались, по меткому выражению Н. И. Пирогова, "даже днем". Таким образом, по словам Н. И. Пирогова, у сестер милосердия появилась новая функция -- "нравственный контроль" за действиями госпитальной администрации.   К борьбе с госпитальными казнокрадами, обворовывавшими больных и раненых, много усилий приложила Е. П. Карцева, приехавшая в Крым в 1855 г. и ставшая впоследствии одной из самых известных сестер. За самоотверженный уход за ранеными и больными 158 участниц Крымской войны были награждены медалями "За оборону Севастополя" и позолоченным крестом.

   Примером героизма и самоотверженности во время Крымской войны (1853-- 1856 г.) является Даша Севастопольская (Михайлова), первая российская сестра милосердия, безвозмездно помогавшая страдальцам, применявшая для перевязки ран обычный уксус, как средство дезинфекции.

   Даша Севастопольская была сиротой, ее отец погиб на войне в битве при Синопе, а мать умерла. Она продала свое наследство, переоделась юнгой и отправилась на войну. Никто не узнавал в ней девушки. Государь наградил ее золотой медалью "За усердие", велел великим князьям целовать ее, подарил пятьсот рублей, и обещал еще тысячу, когда она выйдет замуж, и обещание свое сдержал.

   Крымская война показала пользу женского ухода за ранеными и больными, который осуществлялся воюющими сторонами. Это на основании опыта Крымской войны Н. И. Пирогов напишет то, что войдет во все медицинские энциклопедии и учебники мира: "Война -- это травматическая эпидемия. Как при больших эпидемиях всегда недостает врачей, так во время больших войн всегда в них недостаток". Он убедился на практике, что в такой ситуации в интересах раненого и больного необходимо расширить функции медицинской сестры, они должны быть шире, чем у сиделки, и качество оказания медицинской помощи должно быть выше. А профилактические мероприятия по предупреждению болезней, особенно инфекционных, по созданию условий выздоровления оказались настолько разительными, что, как отметил Н. А. Семашко, Н. И. Пирогов доказал, что "будущее принадлежит предупредительной медицине". Доказали это и сестры милосердия, работавшие под руководством Н. И. Пирогова в труднейших условиях Крымской войны.

   Н.И. Пирогов внес понятие о специализации в работе сестер общины: появились "хозяйки", "аптекарши", перевязочные и операционные сестры, появилось понятие "старшая медсестра" вместо должности "главной начальницы". Пирогов Н. И. отстоял идею введения женского труда в госпиталях (до этого уход осуществляли в большей степени мужчины).

   5 ноября 1854 г. в расположение войск союзных армий в Константинополь прибыли из Англии 38 сиделок во главе с мисс Флоренс Найтингейл; в то время в английских госпиталях, по разным сведениям, находилось до 3 000 раненых. Сестры-сиделки были размещены в барачном госпитале (в Скутари, Турция) и выполняли различную работу в зависимости от необходимости и умения: одни из них помогали хирургам, другие -- работали кухарками, прачками, швеями, третьи -- занимались приготовлением подушек и тюфяков.

   На место военных действий, в Балаклаву, Ф. Найтингейл отправилась только в начале лета 1855 г. с целью посещения госпиталей, в которые ранее она послала некоторых сестер. Мисс Найтингейл не только пожертвовала свои сбережения на устройство кофейни в Инкермане, но и помогала в устройстве читален, организации чтений для матросов, писала также письма за солдат, заботилась о том, чтобы их денежные переводы отправлялись на родину, занималась устройством бань, прачечных, больничных кухонь, чем способствовала снижению смертности и санитарных потерь в английской армии. В конце 1855 г. Ф. Найтингейл вернулась в Англию, организовала сбор пожертвований с целью создания школы для подготовки сестер милосердия. 26 июня 1860 г. она открыла в Лондоне в госпитале Сент-Томас первую в мире школу для подготовки сестер милосердия.

ОБЯЗАТЕЛЬСТВО ФЛОРЕНС НАЙТИНГЕЙЛ

   Я, торжественно перед Богом и в присутствии этого собрания даю обязательство:

   Провести мою жизнь в чистоте и верно служить моей профессии. Я буду воздерживаться от всего, что влечет за собой вред и гибель и не стану брать или сознательно давать вредоносное лекарство. Я сделаю все, что в моих силах, чтобы поддержать и возвысить уровень моей профессии, а также обещаю держать в тайне все личные вопросы, относящиеся к моему ведению и семейные обстоятельства пациентов, ставшие мне известными в ходе моей практики.

   С верностью я стану стремиться помогать врачу в его работе и посвящу себя благополучию тех, кто доверился моей заботе.

   В своих "Записках об уходе" Ф. Найтингейл дала определение сестринского дела, показала его отличие от врачебного дела, она создала модель сестринского дела, т. е. теорию, которую преподавали в первых сестринских школах Европы и Америки.

   Имя Ф. Найтингейл стало символом милосердия.

   Каждые 2 года Международный комитет Красного Креста присуждает в день ее рождения (12 мая) 50 медалей ее имени. Это высшая награда для медицинских сестер, активистов Красного Креста. В положении об этой медали говорится, что дается она "не для увенчания карьеры, а для того, чтобы отметить выдающиеся действия и признать исключительно моральные качества награждаемых". В настоящее время эту медаль имеет около 1000 человек.

   Таким образом, в отечественной литературе, посвященной Крымской войне и ее медицинскому обеспечению, подчеркивается, что Крестовоздвиженская община заслуженно является первым в мире медицинским формированием, ее деятельность осуществлялась по четкой системе, предложенной гениальным хирургом Н. И. Пироговым. По сути дела, на полях сражений Крымской войны зарождались основные принципы военно-полевой хирургии, хорошо продуманная система этапного лечения и эвакуации раненых, сформулированные затем Н. И. Пироговым в "Началах общей военно-полевой хирургии" (М; Л., 1944).

Российское общество Красного Креста

                                           в войнах и стихийных бедствиях конца XIX -- первой половины XX века

   Помощь раненым силами сестер милосердия явилась предпосылкой к организации Общества Красного Креста. Его основоположник -- гражданин Швейцарии Анри Дюнан писал, что мысль о посещении полей сражений и об организации международной, частной и добровольной помощи пострадавшим на войне, без различия их звания и национальности, появилась у него отчасти под влиянием деятельности во время Крымской войны княгини Елены Павловны, Н. Н. Пирогова и сестер Крестовоздвиженской общины.

   25 -- 27 июля 1859 г. А. Дюнан был свидетелем битвы при Сольферино в Италии войск Наполеона III с австрийской армией. Таких кровавых сражений Европа не знала со времени битвы при Ватерлоо. После битвы на поле боя остались 23 тыс. раненых, которым никто не оказывал медицинскую помощь.

   Свои впечатления об увиденных последствиях сражения Дюнан изложил в книге "Воспоминания о битве при Сольферино", экземпляры которой он разослал руководителям европейских государств. Впоследствии книга была переведена на многие языки. Он писал: "Если бы существовали международные союзы помощи, если бы были добровольные санитары... то сколько бы неоценимого добра они могли бы сделать; сколько бы раненых можно было подобрать своевременно на поле битвы и спасти; если бы были средства для транспортировки, можно было бы раньше оперировать... Для этого необходимы санитары, добровольные санитары, деятельные, подготовленные, вышколенные и призванные полководцами для этой деятельности. Военный персонал недостаточен для этого и никогда не будет достаточен, если даже он будет удвоен или утроен.

   Настоятельно необходимо обратиться к населению, ибо только при его содействии можно надеяться достичь благотворных результатов. Надо обратиться с воззванием во всех странах к каждому, какого бы сословия и общественного положения он ни был, как к мужчинам, так и к женщинам, к принцессе и бедной вдове, ко всем, кто имеет еще сердце, полное любви к ближнему. Нужно выдвинуть международный принцип, освятить его всенародным договором и для осуществления его организовать во всех государствах Европы союзы для подачи помощи раненым".

   В августе 1863 г. в Берлине, на Международном конгрессе по статистике (на секции сравнительной статистики и состояния здоровья и смерти среди солдат и простого населения) были одобрены доклады Дюнана и голландского лейб-медика Бастинга по организации добровольных санитарных отрядов во всех странах.

   В октябре этого же года в Женеве открылась Международная конференция, в которой приняли участие представители 14 стран. Здесь было принято решение, в котором говорилось, что каждая страна должна иметь комитет, который в случае войны должен организовать помощь санитарным службам вооруженных сил. Был создан и Международный комитет по оказанию помощи раненым.

   22 августа 1864 г. в Женеве представители 16 государств заключили уже международный договор о помощи раненым во время войн -- Женевскую конвенцию. Позднее к этому соглашению присоединились еще 26 стран, в том числе и Россия. Отличительным знаком организации стал герб Женевы как центра духовного единения стран-участниц: красный крест на белом флаге.

   1866 г. явился новым этапом в развитии дела женского ухода за больными и в России. По инициативе лейб- хирурга И. А. Нерановича и доктора Ф. Я. Кареля стали предприниматься шаги для создания Общества Красного Креста. 3 мая 1867 г. в Государственном совете бы утвержден устав общества, получившего название "Российское общество попечения о больных и раненых воинах". В 1879 г. оно было переименовано в Российское общество Красного Креста.

   Общество приняло на себя функции по подготовке опытного санитарного персонала для нужд военного времени, организации госпиталей на фронте, по сбору пожертвований и оказанию материальной помощи раненым и больным. В его деятельности на разных этапах активно участвовали многие выдающиеся медики -- Н. И. Пирогов, Н. В. Склифосовский, С. П. Боткин, С. И. Спасокукоцкий, Н. А. Вельяминов, Н. Н. Бурденко и др.

   Общество Красного Креста России конца XX века представляло собой замкнутую организацию. Во главе его в Петербурге стояло Главное управление, а на местах создавались окружные управления, расположенные на территории военных округов; в губернских городах имелись местные управления и в уездных городах -- комитеты. Всего существовало 109 общин Красного Креста. Все вновь открываемые общины сестер милосердия находились в ведении Общества Красного Креста.

   Первая община Красного Креста была учреждена в 1868 г. в Москве. Процесс создания общин сестер милосердия Обществом Красного Креста шел медленно. За период с 1871 по 1881 г., главным образом в связи с войнами, было открыто 11 общин, из которых наиболее известными были Елисаветинская в Варшаве, Мариинские в Киеве и Иркутске, Касперовская в Одессе, Александровская в Санкт-Петербурге. Замедлил рост числа общин и голод в стране в 1891--1892 гг.    Сестрами милосердия могли стать незамужние женщины или вдовы в возрасте от 20 до 40 лет. Число сестер в общине устанавливалось в зависимости от потребностей своих лечебных учреждений и колебалось от 40 до 80. Испытательный срок для учениц устанавливался до полутора лет. Ученицы и сестры находились на полном обеспечении общины: получали здесь жилье, питание, одежду, деньги на карманные расходы (10 руб.). Общины Красного Креста имели свои дома для престарелых сестер, а прослужившим 25 лет назначалась пенсия в размере 200 рублей.

   Существовавшие при "общинах школы сестер милосердия имели двухгодичный, а некоторые -- полуторагодичный срок обучения. Программа школы включала следующие предметы: 1) анатомия и физиология -- 30-- 40 часов; 2) гигиена -- 20 часов; 3) общая и частная патология -- 42 часа; 4) общий уход за больными -- 30 часов; 5) рецептура -- 10 часов; 6) детские болезни -- 22 часа; 7) кожные и венерические болезни -- 20 часов; 8) общая хирургия -- 24 часа; 9) десмургия и учение об асептике -- 24 часа; 10) уход за хирургическими больными --18 часов; 11) женские болезни -- 12 часов; 12) глазные болезни -- 12 часов; 13) массаж -- 24 часа и 14) богословие.

       Первая мировая война вызвала в России взрыв патриотизма. Земские и городские органы самоуправления взяли на себя обязанность помогать при обслуживании различных нужд армии, в том числе и санитарных. Однако в целом военно-медицинская служба русской армии оказалась не в состоянии обеспечить организацию медицинской помощи и эвакуацию раненых и больных -- не хватало кадров, имущества, лечебных учреждений. К 1912 г. в 109 общинах было только 3442 сестры милосердия, а требовались десятки тысяч. Как и в русско-японскую войну, началась массовая подготовка сестер милосердия на краткосрочных двухмесячных курсах. В конце 1914 г. в России было уже 150 школ при общинах Общества Красного Креста, где обучались более 10 тыс. учащихся. Практические занятия с сестрами проводились в 80 больницах, 12 амбулаториях и 10 аптеках Российского общества Красного Креста.

   Социальный состав обучающихся на курсах сестер милосердия был самый разнообразный -- слушательницы высших женских учебных медицинских и немедицинских заведений, женщины из трудовой среды, дворянского происхождения и даже женщины из рода Романовых. В специальной и художественной литературе после революции 1917 г. было не принято объективно отражать деятельность последних на поприще помощи раненым. А многие из светских дам не ограничивались попечительством и ассигнованием средств. Так, когда началась война, императрица Александра Федоровна вместе со старшими дочерьми Ольгой и Татьяной поступили на кратковременные курсы обучения уходу за ранеными. В качестве сестер милосердия они ежедневно трудились в Царскосельском лазарете. В сохранившихся дневниках Великой княжны Ольги Николаевны, в письмах ее сестер и матери постоянно упоминается о работе в лазарете, которая вызывала у них интерес и сострадание к людям. Императрица сообщала мужу, что работа в лазарете является для нее утешением. Она писала о перевязках, которые делала, о состоянии подопечных раненых, о смерти тех, к кому успела привязаться и кого успела полюбить.

   Младшая сестра Николая II Великая княгиня Ольга Александровна представляла собой редкое явление. Одетая как простая сестра милосердия, она занимала с другой сестрой скромную комнату, начинала работать в 7 часов утра и часто не спала несколько ночей подряд, если необходимо было перевязывать вновь прибывших раненых. Даже раненые с трудом верили, что сестра, которая так нежно и терпеливо за ними ухаживала, была дочерью Александра III.

   Александра Львовна -- младшая дочь Л. Н. Толстого во время первой мировой войны также была на фронте сестрой милосердия, возглавляла санитарный отряд.

   27 декабря 1919 г. совместным приказом Реввоенсовета и Народного комиссариата здравоохранения были утверждены положения "О курсах красных сестер (помощниц сестер милосердия)" и "О курсах красных санитарок". В положении "О курсах красных сестер" указывалось, что "в целях создания близких по убеждению и по духу Красной Армии сестер милосердия, которые могли бы заменить больному и раненому красногвардейцу прежних сестер милосердия, облегчая его страдания, и в то же время политически просвещать его в духе коммунистического строительства жизни, учреждаются при Окружных Военно-санитарных Управлениях двухмесячные курсы красных сестер (помощниц сестер милосердия)". На курсы принимались коммунистки и сочувствующие им из среды рабочих, имеющие рекомендацию партийных органов. По окончании двухмесячного обучения, сдачи экзаменов и получения свидетельства сестры направлялись на фронт. По своим правам красные сестры приравнивались к сестрам милосердия лечебных учреждений Военного ведомства. Только в 1920 г. было подготовлено 2442 сестры и 1923 санитарки.

   Красные санитарки обучались в течение 4 недель и после сдачи зачетов по анатомии, физиологии, гигиене, заразным болезням, дезинфекции и дезинсекции, хирургии и практическим навыкам получали свидетельство, звание красной санитарки и также направлялись на фронт.

   В период гражданской войны в Красной Армии служили 66 тыс. женщин, в том числе 10 тыс. сестер милосердия. Они составляли 2% от всех военнослужащих и самоотверженно работали в госпиталях, санитарных поездах, врачебно-питательных пунктах, банно-прачечных отрядах.

   Чрезвычайно опасной на фронтах гражданской войны была санитарно-эпидемическая обстановка. Заболеваемость брюшным, сыпным и возвратным тифами и холерой на 10 000 человек населения повысилась с 31,5 случая в 1918 г. до 370,3 в 1919 г. и до 411,2 случая в 1920 г. Только с октября 1918 г. по октябрь 1920 г. сыпным и возвратным тифами переболели 1 354 752 человека.

   Проблема борьбы с эпидемиями в тылу и на фронте приобрела огромное государственное значение. На борьбу с эпидемиями была мобилизована вся общественность, организовывались чрезвычайные санитарные комиссии, эпидотряды, госпитали, санитарно-просве-тительные ячейки, специальные отряды для проведения прививок против оспы, брюшного тифа и холеры. На фронте и в прифронтовой полосе работали более 400 медико-санитарных учреждений Общества Красного Креста, в том числе 24 противотуберкулезных учреждения, 60 венерологических отрядов, 16 глазных, большое число отрядов по борьбе с малярией. Во всех этих структурах работали и сестры милосердия.

   После гражданской войны многие сестры милосердия Общества Красного Креста приняли участие в борьбе с голодом. На Волгу, в Киргизию, Сибирь и Туркестан были направлены в большом количестве врачебно-питательные отряды, которые на средства, собранные в стране и за границей, ежедневно кормили и оказывали медицинскую помощь более чем 120 тыс. человек. При ликвидации последствий голода в 1922--1923 гг. Советский Красный Крест проводил работу в двух направлениях: учреждения общества продолжали оказывать врачебно-питательную помощь детям -- наиболее пострадавшей от голода части населения; в наиболее пострадавших от голода районах впервые были организованы сельские аптеки-амбулатории.

   В 1922 г., в год образования СССР, Общество Красного Креста было реорганизовано в Союз обществ Красного Креста и Красного Полумесяца (СОКК и КП).

   В 1924 г., когда голод охватил ряд центральных губерний РСФСР, Северный Кавказ и Крым, Общество Красного Креста вновь пришло на помощь, обеспечив медицинское обслуживание более 5 млн. жителей этих территорий.

   В этот период Общество Красного Креста -- как общественная организация -- использовало свои возможности там, где органы практического здравоохранения не могли обойтись своими средствами. Деятельность 179 (в основном туберкулезные и кожно-венерологические диспансеры) из 757 медицинских учреждений Общества Красного Креста была направлена на борьбу с социальными болезнями. Функционировали 68 учреждений по охране материнства и детства, относящихся к Обществу Красного Креста.

   6 июня 1925 г. постановлением ВЦИК и СНК РСФСР было утверждено новое "Положение об обществе Красного Креста", в соответствии с которым учреждения Красного Креста должны создавать школы и курсы для подготовки медицинских работников. В 1926 г. сестер милосердия стали называть медицинскими сестрами, в 1927 г. были созданы первые санитарные дружины, а начиная с 1928 г. стала проводиться систематическая подготовка медицинских сестер.

   В этот период исполком Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца организовал "курсы сестер запаса". Обучение на этих курсах велось бесплатно, окончившие их получали удостоверение, дававшее право выполнять обязанности медицинских сестер в военное время. В 1934 г. было издано первое "Руководство для курсов сестер запаса".

   Во время военных конфликтов России с Японией -- у озера Хасан (1938 г.), на реке Халхин-Гол (1939 г.), а также в период войны с Финляндией (1939--1940 гг.) медицинские сестры проявляли героизм и мужество при выполнении своих профессиональных обязанностей.

   В период Великой Отечественной войны потребность в медицинских сестрах для нужд фронта и тыла резко возросла, поэтому Народным комиссариатом здравоохранения СССР были приняты меры по ускоренной подготовке специалистов со средним медицинским образованием. Только за первые 6 месяцев войны Обществом Красного Креста было подготовлено 106 тыс. медсестер и 100 тыс. сандружинниц. А за весь период войны организации Красного Креста подготовили более 280 тыс. медицинских сестер, около 500 тыс. сандружинниц и 36 тыс. санитарок.

   Необходимо отметить, что именно медицинские работники со средним специальным образованием (медицинские сестры, акушерки, фельдшера, фармацевты и др.) обеспечили в тылу и на территориях страны, освобожденных от фашистских захватчиков, проведение основных противоэпидемических и лечебных мероприятий.

   В рядах Советской Армии дорогами войны прошли 200 тыс. врачей, 300 тыс. медсестер и более 500 тыс. сандружинниц. Под огнем врага, рискуя жизнью, они оказывали помощь раненым, выносили их с поля боя. Типичной в этом плане является судьба медицинской сестры батальона морской пехоты Екатерины Деминой. К началу войны она была воспитанницей детского дома, никакого медицинского образования не имела. В июне 1941 г. она поехала в Брест к брату, и поезд, в котором она находилась, 22 июня в районе г. Орша подвергся бомбардировке. Было много раненых. Е. И. Демина вместе с другими девушками оказывала им медицинскую помощь. Была сама ранена, попала в госпиталь. После выздоровления окончила краткосрочные курсы медсестер и была направлена в батальон морской пехоты. Девушка участвовала во всех десантных операциях батальона, в освобождении Венгрии, Австрии и Югославии от фашистов. Отважная медсестра спасла жизнь 150 раненым, уничтожила 59 фашистов, трижды была ранена. Е. И. Демина была награждена двумя орденами Красного Знамени. После войны окончила медицинский институт, в течение многих лет работала врачом в Москве и Подмосковье.

   Многие медицинские сестры призывались в действующую армию. На фронте они работали в качестве санитарных инструкторов рот, в полковых и дивизионных медицинских пунктах и госпиталях. Здесь медицинские сестры проявляли исключительную сердечность по отношению к раненым и больным, готовность отдать все силы и даже жизнь при выполнении своих обязанностей.

   Судьбы и подвиги многих сестер сходны. Все они на полях сражений и в мирные дни, не щадя себя, стремились облегчить страдания человека, главным в их жизни было человеколюбие. К 1995 г. Международный комитет Красного Креста наградил 46 женщин нашей страны медалью имени Флоренс Найтингейл. Эта медаль присуждается медицинским сестрам за исключительную преданность своему делу и храбрость при оказании помощи раненым и больным как в военное, так и в мирное время.

   Впервые Советский Красный Крест выдвинул кандидатуры для награждения медалью Ф. Найтингейл в 1961 г. Тогда медаль была присуждена двум участницам Великой Отечественной войны: гвардии подполковнику танковых войск, писательнице, Герою Советского Союза, москвичке Ирине Николаевне Левченко и хирургической сестре, председателю первичной организации Красного Креста на ленинградской фабрике "Скороход" Лидии Филипповне Савченко. В 1965 г. этой медалью была награждена санитарка, Герой Советского Союза Зинаида Михайловна Тусналобова-Марченко. И далее каждые 2 года медали получали от 3 до 6 советских женщин.

   В 1975 г. работница лесотарного комбината, бывшая сандружинница, Вера Ивановна Иванова-Щекина также была удостоена медали Флоренс Найтингейл. В первый же день войны семнадцатилетняя Вера Щекина пришла в военкомат с просьбой отправить ее на фронт и услышала: "Нужны сандружинницы, пойдешь учиться на курсы". А когда Вера окончила курсы, в военкомате сказали: "Фронт теперь здесь, в Ленинграде". И молодая сандружинница стала работать в госпитале. Все свои силы и умение, нежность, заботу и внимание она отдавала бойцам, чтобы облегчить их страдания. А в сентябре 1941 г. Веру Щекину назначили командиром санитарной дружины и поручили обход квартир жителей в своем микрорайоне. В обязанность сандружинниц входили выявление больных и ослабленных и доставка их в больницу. Однажды, обходя разрушенный дом, она увидела лежащую женщину, подошла ближе, пощупала пульс -- мертва. Вера хотела уже идти дальше, как вдруг заметила -- что-то зашевелилось под женщиной. Ребенок! Мать намеренно заслонила его от осколков! Вера отнесла девочку в детский приемник. Принимая ребенка, няня спросила: "Как тебя зовут?" Девочка ответила: "Маринка". Фамилии своей спасенная девочка не знала. Нянечка, подумав, сказала: "Будешь Щекиной".

   Было обычное дежурство. Вера Щекина шла, внимательно вглядываясь по сторонам. Вот у большого серого дома остановился старик. Прислонился к стене -- нет сил двигаться дальше. Девушка подошла к нему, взяла его под руку и помогла дойти до квартиры. Вышла на улицу и увидела на мостовой лежащего ребенка. Стала тормошить его -- живой! От радости сил прибавилось. Скорее в детский приемник. Там спросили у нее: "Как зовут девочку?". Вера не знала. Дежурная сказала: "Значит будет Вера, и опять Щекина. Всем безымянным малышам даем твои имя и фамилию, а если мальчик -- имя и фамилию твоего отца".

   За годы блокады вместе со своими подругами она оказала помощь почти 500 нуждающимся. Только в детские приемники было сдано более 50 детей, спасенных ею из пустующих квартир и разрушенных зданий.

   Валерия Гнаровская, жительница Ленинградской области, в 1942 г. в возрасте 18 лет добилась добровольной отправки на фронт и служила санинструктором. Во время боевых действий спасла жизнь более 300 раненым рядовым и офицерам, оказав им вовремя медицинскую помощь. Только в одном из боев она вынесла с поля боя 47 раненых вместе с их оружием. 23 сентября 1943 г. немецкие танки "тигр" прорвали оборону советских войск, пошли в направлении части, где служила Гнаровская, и приблизились к штабу полка и группе раненых, ожидавших эвакуации. Когда танки были в 50--60 метрах от раненых и штаба полка, Валерия схватила связку гранат, поднялась во весь рост и бросилась под гусеницы вражеского танка. Раздался взрыв, и "тигр" был уничтожен. Второй танк был подбит из противотанкового ружья, остальные повернули обратно. Атака врага была отбита, раненые спасены. Гнаровской было присвоено звание Героя Советского Союза.

   Многие санитары и санитарные инструктора были удостоены высшей солдатской награды -- ордена Славы, которым награждались только лица рядового и сержантского состава. Орденами Славы всех трех степеней были награждены 18 медицинских работников и среди них одна женщина--санинструктор Матрена Семеновна Нечипорчукова-Ноздрачева. Хронология ее подвигов такова. В августе 1944 г. за 2 дня боев она оказала помощь 26 раненым; под огнем противника, рискуя жизнью, вынесла в безопасное место раненого офицера и эвакуировала его в тыл. За эти подвиги она была удостоена ордена Славы III степени. Орденом Славы II степени Матрена Семеновна была награждена за спасение жизни раненым зимой 1945 г. Двое суток она охраняла более 30 раненых, кормила и поила их, делала перевязки и лишь на третий день эвакуировала в госпиталь. 24 апреля 1945 г. М. С. Нечипорчукова-Ноздрачева была награждена орденом Славы I степени за бесстрашие, проявленное ею на поле боя при спасении под обстрелом противника 78 раненых бойцов и офицеров. Во время боев за Берлин, действуя непосредственно в рядах наступающих, она оказывала помощь раненым.

   При форсировании реки Шпрее в Берлине она вместе с бойцами переправилась по штурмовому мосту на другой берег и под обстрелом оказывала помощь раненым. Даже получив ранение, она продолжала выполнять свой долг.

   Опыт Великой Отечественной войны, как и Крымской войны, еще раз показал, что медицинские сестры в интересах больных и раненых выполняли ряд врачебных функций. Они доказали, что могут работать самостоятельно, особенно при проведении профилактических, противоэпидемических и реабилитационных мероприятий. Медицинские сестры находились ближе к больным и раненым, именно они чаще находились на поле боя. Поэтому не случайно среди медицинских работников, удостоенных высшей правительственной награды -- звания Героя Советского Союза, было больше медицинских сестер, чем врачей.

Состояние милосердного сестринского движения в России на

           современном этапе (конец XX -- начало XXI века)

   После Октябрьской революции 1917 г. задачи подготовки среднего медицинского персонала решались в соответствии с потребностями здравоохранения России, ее экономическим состоянием. Последствия первой мировой войны, двух революций 1917 г. и гражданской войны -- голод, инфекции, высокая детская и материнская смертность, беспризорность детей, состояние здоровья населения - требовали срочного принятия мер по организации и обеспечению каждого гражданина страны квалифицированной и доступной лечебно-про­филактической помощью. Необходимо было не только больше готовить медицинских сестер, фельдшеров и акушерок, но и внести изменения в учебные планы и программы для решения имевшихся проблем по охране здоровья и оказанию медицинской помощи населению. Поэтому не случайно в феврале 1919 г. приказом Народного комиссариата здравоохранения и Российским обществом Красного Креста (школы сестер милосердия, как и до 1917г., находились в его ведении) было утверждено положение о школах медицинских сестер, а также учебные планы и программы, рассчитанные на 3 года обучения. Учитывая большую потребность в этих спе­циалистах, на обучение принимались и лица, имеющие начальное (2 класса) образование.

  К началу 1925 г. в стране сформировались следующие типы средних медицинских учебных заведений.

   1. Фельдшерско-акушерские школы со сроком обучения 4 года. В них принимали лиц, закончивших 4 класса. На территории России таких школ было 10.

   2. Фельдшерско-акушерские школы, в которых специалистов готовили 2,5 года. Для поступления в эти учебные заведения необходимо было закончить семилетнюю школу.

   3. Школы по подготовке медицинских сестер по уходу за больными (переименованные затем в курсы медицинских сестер) со сроком обучения 2 года. В школу принимались лица с 4-классным образованием.

   4. Техникумы, школы и курсы с различными сроками обучения для сестер-воспитательниц, сестер по охране материнства и младенчества.

   5. Профилактические техникумы, срок обучения в которых составлял 4 года.

   6. Вечерние школы медицинских сестер со сроком обучения 3 года.

   7. Двухгодичные курсы санитарных помощников.

   8. Курсы переобучения военных (ротных) фельдшеров для работы в школах; срок обучения -- 3 года.

   9. Курсы дезинфекторов со сроком обучения 6 месяцев.

   10. Курсы по подготовке массажистов. Срок обучения -- 1 год.

   В 1926 г. в Москве на II Всероссийской конференции по среднему медицинскому образованию были обсуждены успехи и недостатки в системе среднего медицинского образования, определены пути его развития. Участники конференции отметили, что существующая система среднего медицинского образования не обеспечивает должного уровня подготовки медицинских работников.  Необходимо отметить, что в новых учебных планах, как ив измененных в 1919 г., предусматривалась подготовка медицинских сестер, владеющих четко отработанными техническими навыками и являющихся помощниками врача. Предлагалось заменить термин "медицинская сестра" на термины "помврача" или "замврача", которые казались более соответствующими ее назначению. Сторонники этой идеи считали определения "сестра" и "сестра милосердия" монашескими и ограниченными, не соответствующими новому типу медицинского работника советского здравоохранения.  Единая система среднего медицинского образования была создана в 1936 г. и подчинялась Наркомздраву СССР. Задачи ее были определены постановлением Правительства "О подготовке средних медицинских, зубоврачебных и фармацевтических кадров" (1936 г.). Постановление предусматривало увеличение числа средних медицинских учебных заведений. Медицинские техникумы были вновь реорганизованы в медицинские школы по подготовке фельдшеров, медицинских сестер, фармацевтов, зубных врачей, а также в акушерские школы и курсы медицинских лаборантов и зубных техников. Причиной реорганизации системы среднего медицинского образования было интенсивное строительство новых больниц и поликлиник, развитие сети лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений в городе и на селе, дальнейшая специализация медицинской помощи. Так, к 1940 г. число больничных коек в стране превысило 790 тыс. против 208 тыс. в предреволюционные годы. В то же время повысилась обеспеченность населения специалистами со средним медицинским образованием и достигла показателя 24 на 10 тыс. жителей, что в 8 раз превышало дореволюционный уровень и почти в три раза аналогичные показатели 1928 г.  После Великой Отечественной войны в стране были проведены важные мероприятия по улучшению медицинского обслуживания населения. В первую очередь были восстановлены учреждения по охране материнства и детства; развернуто строительство родильных домов, женских консультаций и детских поликлиник; восстановлена сеть домов отдыха и санаториев; организована медико-социальная помощь инвалидам и детям-сиротам. В связи с этим увеличилась потребность практического здравоохранения страны в квалифицированных средних медицинских работниках.    В 1946 г. Министерство здравоохранения СССР утвердило новые учебные планы, которые предусматривали более глубокое преподавание теоретических дисциплин и улучшение практической подготовки выпускников медицинских школ.   В 1953 г. в соответствии с решением Министерства здравоохранения СССР была проведена реорганизация медицинских школ в медицинские училища и ликвидирована их многопрофильность. Были определены сроки обучения в зависимости от общеобразовательной подготовки поступающих (8 или 10 классов образования).  В 1963 г. был окончательно решен вопрос о целесообразности открытия медицинских училищ при крупных многопрофильных больницах, являющихся одновременно клиническими базами высших медицинских учебных заведений и научно-исследовательских институтов страны. Это позволило приблизить обучение медицинских сестер к месту их будущей работы. В этом же году стали создаваться курсы повышения квалификации для средних медицинских работников при крупных лечебно-профилактических учреждениях. Социально-экономические реформы, начавшиеся в стране в конце 80-х годов, потребовали реорганизации системы оказания медицинской помощи населению.  Система обучения, определение функциональных обязанностей медицинской сестры, разработка стандартов качества ее работы должны определяться положением ВОЗ о том, что сестринское дело является самостоятельной дисциплиной. Сестринский уход за больными рассматривается как организованный многоплановый процесс, направленный на личность, с ее физическими и психосоциальными проблемами. Такой подход к сестринскому делу, принятый в развитых странах мира, требует и подготовки специалистов особого уровня -- медицинских сестер с высшим образованием.   Несмотря на разное экономическое положение, разные политические системы, культуру и язык, имеются универсальные факторы, оказывающие влияние на развитие сестринского дела в каждой стране. Среди них выделяют три основных: преобладание женщин среди специалистов сестринского дела; превалирование роли лечебной медицины над профилактической; отсутствие представительства медицинских сестер в органах законодательной и исполнительной власти.   5 ноября 1997 г. постановлением Правительства была одобрена "Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации", в соответствии с которой развитие первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) является одним из основных направлений в совершенствовании организации оказания медицинской помощи.   Сегодня здравоохранению нужна медицинская сестра, которая является не только хорошим исполнителем профессиональных обязанностей, но и творческой личностью, которая бы учитывала психологические особенности больного и даже домашнюю обстановку и отношения в семье.  И сегодня население очень нуждается в медицинских знаниях и не хочет ограничиваться только вызовом скорой помощи.  К сожалению, на протяжении нескольких десятилетий в России вопросам сестринского дела не уделялось должного внимания. Развитие сестринских технологий с учетом современной науки в развитых странах привело к резкому отставанию сестринского дела в России. Предпосылками реформы сестринского дела, его развития, являются: негативные медико-демографические процессы, в особенности снижение рождаемости и старение населения, ухудшение состояния здоровья населения, хронизация патологических процессов в организме, распространение новых заболеваний, таких как ВИЧ, увеличение стоимости медицинских услуг. Постепенно снижается обеспеченность лечебно-профилактических учреждений сестринским персоналом. Двухступенчатый метод обслуживания больных (врач, медицинская сестра) привел к снижению профессиональной компетенции медицинских сестер, выполнению не свойственных им функций. Снижается обеспеченность Л1ГУ лекарственными средствами, предметами ухода, инструментарием. Увеличивается дисбаланс в соотношении между врачами и медицинскими сестрами, как следствие, ухудшилось качество оказываемой помощи и ухода.  Реформа сестринского дела в нашей стране началась в 1993 году. На международной конференции "Новые сестры для новой России" была принята философия сестринского дела, положившая начало этому процессу.  К 1994 году в России сформировалась многоуровневая система сестринского образования (училище, колледж, ВСО). Первый выпуск специалистов с высшим сестринским образованием состоялся в 1995 году. К 2002 году число российских вузов, в которых открыты факультеты высшего сестринского образования составило 34, а общее количество выпускников - свыше 2,5 тысяч менеджеров в области сестринского дела.   Лидером сестринского дела, инициатором создания факультета высшего сестринского образования в Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова является Г.М. Перфильева, профессор, декан факультета высшего сестринского образования.  В настоящее время в Российской Федерации выходят совершенно новые периодические издания для преподавателей учебных медицинских заведений, практических врачей, медицинских сестер, фельдшеров, акушерок, организаторов и других работников здравоохранения. Основными из них являются: научно-практический журнал "Медицинская помощь", который выходит с 1993 г.;   в 1995 г. вышел журнал "Сестринское дело";    журнал "Медицинская сестра" издается с 1999 г., главный редактор журнала - профессор Перфильева Г.М.; "Сестра милосердия", издается с 2001г.

1. Реферат на тему Does Amis Present A Picture Of America
2. Реферат на тему The Optimist
3. Реферат на тему The Night Of Jazz Essay Research Paper
4. Курсовая Мотивация учебной деятельности и достижений у старших подростков
5. Реферат на тему A Comparison Of The Mayor Of Casterbridge
6. Статья Получение Pt-Re катализатора с использованием возвратных Pt и Re
7. Реферат на тему Стояние Святой Руси
8. Реферат на тему Теория фреймов
9. Курсовая на тему Организация и техника проведения международных выставок и ярмарок
10. Диплом на тему Психолого педагогические условия развития эмоционально творческой культуры младшего школьника