Доклад Актуальные этические проблемы современности 2
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
Доклад на тему:
«Актуальные этические проблемы современности»
Студентки 5 курса отделения журналистики
Чеченского Государственного Университета
Янины Дикаевой.
Предисловие
Мы живем в очень необычное время: нынешний мир ищет свою дорогу в будущее. Мир меняется на глазах. И в основном, люди сами способствуют его изменению. Но всегда ли это бывает в их пользу? Экономическое, информационное, техническое развитие и количество используемой человеком энергии, то есть природных ресурсов влечет новую ситуацию существования человечества. И неравномерное распределение вышеперечисленных ресурсов может привести к «сбоям» в системе человечества. Так, например, население богатых стран потребляет 60 % мировых ресурсов, а демографический взрыв переживают совсем другие страны. В научной среде уже говорится о смерти «человека природы», который потреблял природные ресурсы и о «рождении человека культуры», который обеспечивает свое существование не потребляя ресурсы, а перерабатывая их. Нынешний человек все менее зависит от реальностей природы, и все более - от социальной и технологической ситуации культуры. В результате возникает новый мир, не имеющий аналогов в природе и истории. Соответственно, традиционные формы и механизмы жизни, которые были ответственны за самосохранение человечества, перестают действовать. В результате возникает чувство глобальной угрозы существованию: никто не может сказать, способно ли человечество поставить под контроль те силы развития, которые оно вызвало к жизни или оно уже находится в руках иррациональной «логики вещей». Во всем мире идет глобализация, то есть процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации.
Унификация
- (от лат.unus -один и facto - делать) - англ. unification; нем. Unifizierung. Приведение ч.-л. к единой системе, форме, к единообразию. Основным следствием этого является мировое разделение труда, миграция в масштабах всей планеты капитала, человеческих и производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран. Предметом моей темы является выявление актуальных этических проблем современности, поиск решений этих проблем.
Основными проблемами этики на протяжении всей истории существования человечества были проблема критериев добра и зла, смысла жизни и существования справедливости и должного. Термин «этика» был впервые употреблен Аристотелем как обозначение особой власти исследования «практической философии, ибо она пытается ответить на вопрос: что мы должны делать? Основной целью этики Аристотель счастье – деятельность души в полноте добродетели, то есть в самореализации. Самореализация человека – это разумные поступки, которые избегают крайностей и держатся золотой середины. Поэтому основная добродетель – это умеренность и благоразумие. Примечательно, что так называемое «золотое правило этики» — «не делай другим того, чего не желаешь себе», сформулировано Конфуцием[1] не только вне греческой философской традиции, но и до рождения Аристотеля.
Но а актуальная этическая проблема современности по данным многочисленных социологов, исследователей и журналистов, это конечно же терроризм, который назвали одним из порождений глобализации и технического процесса. По данным современных ученых ощущение опасности, риска стало всеобщим и постоянным. Появилось даже понятие «общество риска». Язык опасности заразен: социальная нужда иерархична, новая опасность, напротив, демократична. Она поражает и богатых и бедных. Потрясения затрагивают все области. Рынки разрушаются, правовые системы не охватывают состава преступлений, правительствам предъявляются обвинения, и они одновременно получают новые шансы действовать. Глобализация отразилась на исламских странах преимущественно негативно. Двери глобальной экономики оказались для них в целом закрыты. Культура этих стран по-прежнему очень далека от западной, а традиции и обычаи выдержали испытание на прочность. Объектами террористических актов служат государства, не разделяющие систему духовных ценностей террористов или поддерживающие ее (системы) прямых оппонентов (например, Израиль). Страны, которые являются целями для террористов, в большинстве своем - лидирующие представители т.н. западного, или техногенного пути развития. С точки зрения обывателя - это места комфортного проживания, мировые лидеры общества потребления - США, Европейское сообщество. Сопоставляя вышеприведенные данные, можно прийти к выводу о взаимосвязи фактически уже идущей мировой террористической войны и общего кризиса современной цивилизации, существование и развитие которого констатируют крупнейшие ученые в различных сферах познания. Но это говоря шаблонным текстом «страдающих держав» от жестокого исламского терроризма. Но совершенно по иному складывается ситуация, если говорить как есть. Этические проблемы современности совершенно в ином. В особенности, что касается терроризма. Силой захваченные территории, ограниченная свобода действий мусульман в любых так называемых свободных христианских странах. Это не полный список всех предпосылок возникающей самозащиты ислама, грамотно переименованной в быстро распространившийся термин «терроризм». Яркий тому пример ситуация, которая сложилась в Ираке. Когда в марте 2003 года сердобольная Америка решила освободить Ирак от жестокого диктатора в лице Саддама Хусейна и заодно весь мир от надвигающейся угрозы химического оружия. Во-первых, исследуя факты и результаты войны поражаешься чудовищной разнице послевоенного и довоенного Ирака. Хоть страна и освободилась от своего «тирана», но лучше ей по крайней мере не стало. Во-вторых, нефтяные запасы Ирака всегда были приманкой для Америки. Стоит сделать небольшой экскурс в историю и вспомнить все американские попытки развязать там войну. Конгресс США впервые принял решение об разрешении агрессии против Ирака не в 1990 г., после начала войны с Кувейтом, а в 1989 году, когда Хусейн призвал страны Ближнего Востока объединиться, чтобы стать более независимыми от США. США рассматривали возможность применения военной силы для захвата нефтяных полей на Ближнем Востоке уже в течение арабского нефтяного эмбарго в 1973 году, как показывают рассекреченные британские правительственные документы. Предполагалось, что воздушно-десантные войска США захватят нефтяные объекты в Саудовской Аравии и Кувейте, и могут даже запросить британцев сделать то же самое в Абу-Даби.
Для первого вторжения в Ирак (1991) Америка использовала следующие оправдания:
Утверждение правительства США | Правда |
Ирак напал на независимое государство Кувейт | Кувейт был на протяжении веков частью Ирака, и только британские империалисты оторвали его силой в 20-х гг. 20-го века, следуя политике "разделяй и властвуй". Ни одна страна региона не признала этого отделения. |
Хусейн производит ядерное оружие и собирается применить его против Америки | Планы производства ядерного оружия находились в зачаточном состоянии, под таким предлогом можно бомбить большинство стран мира. Его намерение нападать на Америку, конечно, являлось чистой выдумкой. |
Ирак не хотел начинать мирные переговоры с Кувейтом и выводить войска. | Когда Америка атаковала Ирак, мирные переговоры уже шли полных ходом, а иракская армия покидала Кувейт. |
Зверства иракской армии в Кувейте. | Самые страшные зверства типа описанного нижее убийства младенцев были выдуманы американской пропагандой. Да и сами подумайте, стал бы Хусейн проводить зверства над тем народом, которым собирался впоследствии править? |
Применение оружия массового уничтожения иракской армией | Америка сама до 1991 года предоставляла Хусейну это оружие для войны с Ираном, Кувейтом и для подавления восстаний внутри страны. Всемирно известный факт. |
Ирак собирался напасть на Саудовскую Аравию | Доказательств до сих пор нет. Что самое удивительное их нет ни в Ираке, ни в Саудовской Аравии. Нет даже слухов. Слухи есть только в США. |
В Ираке нет демократии | Американцы сами привели к власти Хусейна, затем использовали это как повод для нападения. |
Война может создать рабочие места в самих США | Правда (но довольно странный, кстати, повод для начала войны и геноцида целого народа, вы не находите?) |
И здесь же стоит вспомнить фразу государственного секретаря США Генри Кисссинджера во время ирано-иракской войны. «Буду надеяться, что эта война будет продолжаться так долго, как возможно, и наибольшее возможное число погибнет с обеих сторон».
А теперь вернемся в 2003 год. На следующий же год после войны, зимой 2004-го уже были опубликованы подборки фотографий, где американцы пытают иракских заключенных. А телекомпания
CBS
обнародовала пленку, на которой американские солдаты издеваются над пленными иракцами в тюрьме Абу-Гараиб по Багдадом, а улыбающиеся американцы позируют на фотокамеру.
Но самые страшные кадры, возможно, остаются неизвестными. И еще ни с того, ни сего развернувшаяся на тот момент «война» между шиитами и суннитами, неужели иракцы только в марте 2003 вспомнили кто они и возненавидели друг друга. Но и где же обещанное счастье Америки для «угнетенной Саддамом страны» и свобода миру от химического оружия. Как же все меняется…. Ведь в далекие исторические времена, когда беглые каторжники на индейских прериях пытались построить государство под названием «Америка», дети древней Месопотамии – истязаемые ныне американцами иракцы дарили миру первые проблески цивилизации. А до современной американской агрессии Ирак имел огромные нефтяные запасы. По подсчетам на 1999 год Ирак стоит на втором месте по добыче нефти после Саудовской Аравии. Не углубляясь в политику, вспомним исход войны. Казнь «тирана»… устами Америки и кощунственное убийство президента Ирака устами правды. Демократическая, свободолюбивая страна позволила себе поставить государственного лидера на эшафот и еще совершенно не случайно этот день совпал со священным днем для всех мусульман Ид-аль-Атх (Курбан-Байрам). Вот она основная этическая проблема современности терроризм, если посмотреть на нее не глазами свидетеля, а потерпевшего….
Так как журналистика стоит в центре современности, к этическим проблемам, касающимся непосредственно этого вида деятельности ученые относят этические проблемы виртуализации коммуникационных процессов. Виртуализация проявляет себя не в том, что нечто материальное становится имматериальным, дела обстоят с точностью до наоборот: то, что прежде было виртуальным, начинает материализоваться. Происходит взрывной рост «оцифрованного мира»: от «цифровых продуктов» до технологии последнего поколения, основанной на сложной вычислительной технике. Важный эффект «виртуальной революции» заключается также в замене традиционных способов коммуникации и управления, требовавших физического контакта, удаленными интеракциями. Стремительно развиваются электронный бизнес, организация телеработы, электронный документооборот.
Кроме того, происходит доминирование средств массовой информации. Массмедиа перестают быть «средством», напротив, средством становится то, что совершается вокруг них. Доступ и постоянное приобщение к медиа-информации является для современного человека необходимым условием интеграции в постоянно изменяющуюся жизнь общества. Это касается процессов участия в управлении обществом, досуга и даже потребления, которые являются в значительной части медиа-процессами (выборы, развлечения, реклама). Человек настолько задействован в потоке массовой информации, что по неволе сам становится ее носителем, участвуя в блогах, чатах и всевозможных форумах.
Острота конфликтов и дилемм медиаэтики как свидетельство формирования новой моральной реальности, стоящей по ту сторону добра и зла, с особой силой заявляет о себе в области Интернета. Право на свободный доступ к информации и свободное выражение мнений (право на информационную свободу) приходит здесь в резкое столкновение с правом на защиту общества от тоталитарной информации (насилия, порнографии и т.п.) отдельных категорий граждан, прежде всего несовершеннолетних. Каким образом юридически регулировать данные права, учитывая медийную специфику Интернета? Если, к примеру, можно запретить подросткам вход в порномагазины и кинотеатры, в которых демонстрируются перегруженные сценами насилия фильмы, то следует ли им также запретить вести поиски в Интернете? Однако современная образовательная политика, напротив, направлена на то, чтобы оснастить школы компьютерами и активно приучать школьников к пользованию Интернетом. Значит ли это, что необходимо ограничивать выход в Интернет или делать его выборочным, блокируя запрещенные сайты? И здесь хочется вернуться к предисловию доклада, где нынешними учеными было отмечено, что «человек природы» умер и родился «человек культуры». Рассматривая ситуацию в масс-медиа, возникает вопрос а не наоборот ли? Может это человек бескультурия и аморальности? Но этот вопрос уже можно отнести к списку вечных. Формат настоящей работы не позволяет осветить все этические проблемы, которые возникают в ходе дискуссии о процессах глобализации. Это касается, в том числе, таких ключевых проблемных областей, как биоэтика и экологическая этика. Хотя эти области представляют собой идеальный пример проблем, являющихся предметом внимания общественности с точки зрения этики, само их содержание не связано непосредственным образом с глобализацией. Тем не менее, глобализация, заставляя задуматься о судьбах планеты, открывает одновременно планетарную перспективу, которая делает очевидной хрупкость и незащищенность экосистемы Земли перед лицом растущей человеческой активности.