Шпаргалка

Шпаргалка Шпаргалка по Истории 6

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-29

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 25.12.2024





Тема №1.

Вопрос 1.Какую роль в судьбах восточных славян сыграло великое переселение народов?

Великое переселение положило начало истории современных славянских народов, в том числе и русского. После начальных импульсов переселения славянская единая этническая общность разделилась на отдельные племена и народы. При этом единство славянской материальной и духовной культуры на основе традиций земледельческих общин и, свойственных им ведических культов сохранялось еще довольно долго - вплоть до христианизации славян, разделившей их по религиозному признаку. Длительное время сохранялся и единый славянский язык, позволявший, несмотря на диалекты, примерно до XIV века вполне свободно понимать друг друга поляку и болгарину, новгородцу и жителю Черногории. В «Повести временных лет» XII века летописец оставил весьма показательную формулу: «Словенский язык и русский одно есть». Тем не менее после расселения славян на новых местах их языки и культуры стали постепенно расходиться. Причинами тому являлись огромная территория расселения, естественно-географические барьеры между славянскими племенами, иноземные вторжения. Не последнюю роль сыграли контакты с местными неславянскими племенами, влиявшие на язык и культуру славян. К примеру, на Балканах в состав славянских общин вливались фракийцы, частично греки, иллирийцы, пришедшие с Волги булгары. Между Днепром и Ильменем славяне активно вступали в контакт с финно - уграми, балтами, тюрками. (Подробно вопрос о славянах освещен в лекции проф. Б. Б. Овчинниковой «Происхождение восточных славян. Переход от варварства к цивилизации».)

Вопрос 2.
Что  вам известно о происхождении восточных славян: когда они появились и где обитали?

   Сложность исследования вопросов происхождения восточных славян и их расселения на территории Руси тесно связана проблемой отсутствия достоверных сведений о славянах. Более или менее точные источники историческая наука имеет лишь с V-VI вв. н.э., тогда как ранняя история славян весьма туманна.
      Первые, достаточно скудные сведения, содержатся в трудах античных, византийских и арабских авторов.
Предки славян издавна жили на территории Центральной и Восточной Европы. По своему языку они относятся к индоевропейским народам, которые населяют Европу и часть Азии вплоть до Индии. Археологи считают, что славянские племена можно проследить по данным раскопок с середины второго тысячелетия до н.э. Предков славян (в научной литературе их называют праславяне) предположительно находят среди племен, населявших бассейн Одры, Вислы и Днепра; в бассейне Дуная и на Балканах славянские племена появились лишь в начале н.э. Возможно, что о предках славян говорит Геродот, когда описывает земледельческие племена среднего Поднепровья. Он называет их "сколотами" или "борисфенитами" (Борисфен — название Днепра.Вокруг вопроса, какую территорию занимали славяне до VI в., продолжают идти дискуссии. Выдающиеся историки Н.М.Карамзин, С.М.Соловьев, В.О.Ключевский поддерживали версию русских летописей (в первую очередь - «Повести временных лет») о том, что прародиной славян является Дунай. Правда, В.О.Ключевский вносил дополнение: с Дуная славяне попали на Днепр, где оставались около пяти веков, после чего в VII в. восточные славяне постепенно расселились по Русской (Восточно-Европейской) равнине.
Большинство современных ученых считает, что прародина славян находилась в более северных регионах (Среднее Поднепровье и Поприпятье или же междуречье Вислы и Одера). Академик Б.А.Рыбаков, на основании новейших археологических данных, предлагает объединить оба варианта прародины славян. Он считает, что праславяне размещались в широкой полосе Центральной и Восточной Европы (от Судет, Татр и Карпат до Балтийского моря и от Припяти до верховьев Днестра и Южного Буга). Таким образом, наиболее вероятно, что славяне занимали в первой половине I тысячелетия н.э. земли от верхней и средней Вислы до среднего Днепра.
     Расселение славян происходило по трем основным направлениям:
- на юг, на Балканский полуостров;
- на запад, в Среднее Подунавье и регион между Одером и Эльбой;
- на восток и север по Восточно-Европейской равнине.
     Соответственно в результате расселения сформировались три существующие доныне ветви славянства: южные, западные и восточные славяне.


расселение славян
Вопрос 3. Какие племена и племенные союзы восточных славян были известны в VIII веке?

Восточные славяне к VIII – IX вв. достигли на севере Невы и Ладожского озера, на востоке – средней Оки и верхнего Дона, ассимилировав постепенно часть местного балтийского, финно-угорского, ирано-язычного населения. Племенная раздробленность у славян еще не была преодолена, но тенденция к объединению уже имелась. Этому способствовала обстановка эпохи (войны с Византией; необходимость борьбы с кочевниками и варварами; еще в III в. по Европе смерчем проходят готы, в IV в. нападают гунны; в V в.произошло вторжение авар в Приднепровье и т.д.).В этот период начинают создаваться союзы славянских племен. Эти союзы включали в себя 120-150 отдельных племен, имена которых были уже утрачены.

У восточных славян к VIII – IX вв. сложилось 12 союзов племенных княжеств. В Среднем Поднепровье (район от низовьев р.Припяти и Десны до р.Роси) обитали поляне, к северо-западу от них, южнее Припяти, - древляне, западнее древлян до Западного Буга – бужане (позже именовавшиеся волынянами), в верховьях Днестра и Прикарпатье – хорваты (часть крупного племени, распавшегося в ходе расселения на несколько частей), ниже по Днестру – тиверцы, а в Поднепровье южнее полян – уличи. На днепровском Левобережье, в бассейнах рек Десны и Сейма, обосновался союз северян, в бассейне р.Сож (левый приток Днепра севернее Десны) – радимичи, на верхней Оке – вятичи. Между Припятью и Двиной (к северу от древлян) обитали дреговичи, а в верховьях Двины, Днепра и Волги – кривичи. Самая северная славянская общность, расселившаяся в районе озера Ильмень и р.Волхов вплоть до Финского залива, носила название «словене», совпадавшее с общеславянским самоназванием .

Вопрос 4. Охарактеризуйте общественный строй восточных славян?

В VII - IX вв. у восточных славян шел процесс разложения родо-племенного строя: переход от родовой общины к соседскойВ родовой общине все ее члены являются 
    родственниками - членами одного рода. Они ведут хозяйство сообща и совместно 
    владеют имуществом. В соседской общине основу общности составляет не кровное 
    родство, а близость проживания. Соседи ведут хозяйство индивидуально, господствует 
    частная собственность. Вместе с тем, фактически члены соседской общины, как 
    правило, являются родственниками. Они могут совместно осуществлять некоторые 
    работы, например, расчистку земли из-под леса. Пастбища, лесные угодья, места 
    лова рыбы, как правило, не находятся в частной собственности.. Общинники жили в отдельных домах - полуземлянках, рассчитанных на одну семью. Частная собственность уже существовала, но скот оставался в общем владении, неравенства внутри общин еще не было.

Выделилась родо-племенная знать - вожди (кнезы, князья) и старейшины. Они окружали себя дружинами, то есть вооруженной силой, не зависящей от воли народного собрания и способной принудить рядовых общинников к повиновению. Таким образом, славянское общество уже подходило к возникновению государственности.

Каждое племя имело своего князя. Слово "князь" происходит от общеславянского "кнез", означающего "вождь". Одним из таких племенных князей-вождей VI (VII) века был Кий, княживший в племени полян. Русская летопись ("Повесть Временных лет") называет его основателем Киева. Некоторые историки даже считают, что Кий стал основателем древнейшей племенной княжеской династии, но это мнение не разделяется другими авторами. Многие исследователи считают и самого Кия легендарной фигурой.
Вопрос 5. Что означает термин «государственность»?

ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ — особый признак, состояние развития определенного общественного образования (нации, группы народностей), сумевшего создать собственное государство, национальную правовую систему или восстановить эти институты, утраченные в силу различных причин. Государственность, термин, который в политической литературе употребляется: 1) как синоним государства вообще, государства того или иного исторического типа (буржуазное Г., социалистическое Г.), а также для обозначения какого-либо этапа в развитии государства данного исторического типа (Г. древних славян, общенародное Г.); 2) для обозначения системы (механизма) диктатуры определенного класса (пролетарское Г.) или политической организации общества. В этом смысле термин "Г." употребляется в Программе КПСС при рассмотрении проблемы дальнейшего развития социалистического государства (см. 1971, с. 101—02); 3) для обозначения системы органов государства — государственного аппарата; 4) при объединении в определенные группы каких-либо общих черт или признаков государства (например, национальные Г., демократические Г.).

Вопрос 6. Каковы предпосылки образования Древнерусского гос-ва.?

В конце I тыс. н. э. в Восточной Европе образовалось раннефеодальное Древнерусское государство. Первым датированным событием русской истории можно считать появление в 839 г. при дворе франкского императора Людовика Благочестивого византийских послов с людьми "народа Рос", при более пристальном рассмотрении оказавшимися скандинавами. Через несколько десятилетий (860 г.) росы упоминаются уже в связи с военным походом на столицу Византии. С этого времени Русь, Русская земля постоянно упоминаются в европейских средневековых хрониках.

Ранняя история Руси в значительной мере определялась ее географическим положением. Русь располагалась между двумя культурными мирами - с одной стороны христианским, с другой - мусульманским, и была своеобразным культурным и экономическим мостом между этими мирами, местом смешения различных культурных традиций.

В конце VIII - начале IX в. возникает европейско-арабская торговля, в том числе торговый оборот Восточной Европы со странами Халифата. В IX в. были освоены два наиболее важных восточноевропейских торговых пути - т.н. "из варяг в греки" (р. Западная Двина - р. Волхов - р. Днепр - Византия) и волжский (р. Волхов - р. Волга - Булгары - Хорезм).

Вместе с тем, положение своеобразной границы между миром оседлого земледельческого населения и миром степных кочевников - скотоводов часто приводило к вооруженным конфликтам между ними. Это постепенно укрепило положение военных предводителей племен (князей) и обеспечило их относительную независимость от племенных институтов власти. Менялся социальный статус князя. Опираясь на наемную дружину, князья превращали власть авторитета в авторитет вооруженной власти.

В IX в. в Восточной Европе сложилось несколько обширных районов, заселенных различными народами с преобладанием славянского населения.

На севере - балтийский регион, представлявший собой объединение славянских, финских и балтских племен на северо-западе Восточной Европы (вплоть до Верхнего Поволжья) с центром в Новгороде. Местные предводители (князья) этой области контролировали грады Ладогу, Новгород, Изборск, Полоцк, Белоозеро, Ростов. Неблагоприятные для земледелия условия (соответственно невысокие размеры извлекаемых доходов) и доступ к морским путям (Волхов - Ладога - Балтийское море) определили особое значение торговли для местной знати. С конца VIII в. наряду со славянской колонизацией данный регион активно осваивался скандинавскими воинами и купцами, обложившими данью местное население. Постепенно в этом регионе сложилось несколько торгово-ремесленных поселений со смешанным населением. Согласно летописной традиции, именно в Ладоге в 862 г. местные старейшины для прекращения внутреннего вооруженного конфликта пригласили стороннего князя - конунга Рюрика (летописного основателя правящей великокняжеской и царской династии на Руси) с дружиной (т.н. "призвание варягов").

На юге центром притяжения окрестных племен стал полянский Киев - центр "Русской" земли. Данный регион граничил со степью и был местом сложного, часто враждебного, воздействия кочевников - скотоводов на местное оседлое население. В тоже время, удобный водный путь по Днепру позволял торговать с Византией и Арабским халифатом. Район Киева был заселен еще в VI в. Часть славянских племен, обитавших в лесостепи, оказалась под контролем правителей Хазарского каганата.

Днепровский волокВ конце IX в. произошло расширение (по данным археологии) торговли Восточной Европы с Востоком. Знать (князь, дружина и небольшая группа состоятельных горожан) восточнославянских племенных княжеств включилась в прибыльную международную торговлю. Активными участниками этой торговли были скандинавы (на Руси их называли варяги), добывавшие у местного населения в виде дани и военной добычи продукты для обмена на предметы роскоши и серебро. Вывозили в основном пушнину (наиболее прибыльный товар), рабов, мед, воск. Ввозили предметы роскоши, серебро, оружие. Международная торговля способствовала накоплению значительных богатств в руках местной элиты и стимулировала имущественное и социальное расслоение.

В IX - X вв. в Восточной Европе происходит распад племенных форм общественной организации и постепенное преобразование отдельных племенных областей в ряд "земель" с главным городом; каждая из этих земель с главным городом составляют "волость". К концу I тыс. н. э. сложились социальные, этнополитические и экономические предпосылки объединения восточнославянских земель в одно государство.
Вопрос 7. Что вам известно о норманнской теории и «антинорматизме»?

Летопись связывает возникновение государства у восточных славян с призванием варягов. "Варяжская легенда", изложенная в летописи, рассказывает, что словене, кривичи и чудь, стремясь преодолеть междоусобицы, призвали на княжение варягов (норманнов) из-за моря. Три варяжских вождя: братья Рюрик, Трувор и Синеус стали княжить соответственно в Новгороде, Изборске, Белоозере. После смерти братьев Рюрик правил один. Дружинники Рюрика Аскольд и Дир отпросились у него идти "на греки" и ушли на юг, однако осели в Киеве и стали править там. После смерти Рюрика его дружинник Олег с малолетним сыном Рюрика Игорем отправился на юг, обманом заманил в ловушку и убил Аскольда и Дира, а сам стал править в Киеве, объединив Киев и Новгород.

На основе легенды возникла в XVIII в. норманская теория. Она утверждала, что государство у восточных славян создали пришельцы-скандинавы, то есть германцы (скандинавские народы принадлежат к германской языковой группе). Русские ученые-монархисты на основе норманской теории доказывали невозможность революционных потрясений в России. Они рассуждали так: на Западе государство возникло в результате завоевания, а в России - в результате мирного добровольного призвания, поэтому на Западе отношения между властью и подданными с самого начала были враждебными, а в России - мирными.

Некоторыми западными, в основном немецкими, учеными XIX в. норманская теория использовалась для того, чтобы объявлять славян неполноценным народом, не способным самостоятельно создать государство. В середине ХХ века эти утверждения взяла на вооружение гитлеровская пропаганда, провозгласившая славян расово неполноценными.

В русской науке реакцией на норманизм стал крайний антинорманизм - стремление доказать, что варягов на Руси или не было совсем, или они не сыграли сколько-нибудь существенной роли в становлении Древнерусского государства. Таких взглядов придерживался, в частности, М.В. Ломоносов. В современной науке крайности норманской теории почти не встречаются. Серьезные ученые на Западе уже не пишут о том, что славяне получили государственность извне. В то же время и большинство российских авторов считает, что первыми князьями действительно были варяги. Правда, продолжаются споры о том, были ли варяги скандинавами, или западными славянами, жившими на южном побережье Балтийского моря (польское Поморье).

Большинство ученых признает:
  • историчность Рюрика,
  • вымышленность Трувора и Синеуса,
  • варяжское происхождение первых русских князей (Олега, Игоря, Ольги), имена которых - явно скандинавские (Хельг, Ингварь, Хельга).

Вопрос 8. Когда образовалось Древнерусское гос-во.?

В IX веке образовалось Древнерусское государство, включившее в свой состав все восточнославянские племена. Согласно «Повести временных лет» возглавлять дружину союза племен — словен, кривичей, чуди и веси — был приглашен князь Рюрик, так как в это время, отмечает летопись, «наряда (дружины) не было». Как считают современные исследователи, выбор пал на него как на лицо, не заинтересованное в спорах конфликтующих сторон, а также как на силу, которая могла противостоять участившимся набегам варягов.

Вопрос 9. Охарактеризуйте основные этапы развития Киевской Руси?

В истории Древнерусского государства выделяют три этапа:

- IX – вторая половина X в.;

- конец X – XI в.;

- начало XII - XIII в.

В период IX – второй половины X в. Древнерусское Киевское государство (этнос) постепенно подчинило ряд племенных союзов своей власти, но в состав Руси вошли не все союзы восточнославянских племен. Еще были независимы южные уличи и тиверцы, хорваты в Прикарпатье, северные племена: вятичи, радимичи и кривичи. Киевская Русь занимала большую территорию, охватившую лесостепь и широкую полосу лесных земель, идущую от Киева на север к Западной Двине и Ильменю. По площади этнос Русь начала IX в. равнялась всей Византийской империи (суперэтнос) 814 г. IX – X вв. были временем постепенного вовлечения в зависимость от Киева восточнославянских союзов племенных княжеств. Так, древляне были обложены данью еще в IX в., но полное их подчинение относится к 945-946 гг. Для земель дряговичей, радимичей и кривичей первый этап подчинения относится к IX в., второй – к концу X в., вятичей – соответственно ко второй половине X и второй половине XI. Вятичи дольше всех боролись за свою самостоятельность. Хорваты были подчинены Киеву в конце X в. Земли уличей и тиверцев в X в. были заняты тюркскими кочевниками – печенегами. 

Вопрос 10. Назовите первых великих князей Древнего гос-ва. ?

1-е столетие
Рюрик (862-879)
Олег (879-912)
Игорь (912-945)
Ольга (945-957)

2-е столетие
Владимир св. Равноапостольный (980-1015)
Святополк (1015-1019)
Ярослав Мудрый (1019-1054)
Изяслав (1054-1078)
Святослав (957-972)



3-е столетие
Всеволод - I (1078-1093)
Святополк - II (1093-1113)
Владимир Мономах (1113-1125)
Мстислав - I (1125-1132)
Ярополк (1132-1139)
Всеволод - II (1139-1146)
Изяслав - II (1146-1154)
Юрий Долгорукий (1154-1157)
Мстислав - II (1157-1169)
Андрей Боголюбский (1169-1174)



4-е столетие
Всеволод - III (1176-1212)
Константин - I (1212-1219)
Юрий - II (1219-1238)
Ярослав - II (1238-1252)
Александр Невский (1252-1263)
Даниил - I (1229-1264)



5-е столетие
Ярослав - III (1264-1272)
Василий - I (1272-1276)
Дмитрий - I (1276-1294)
Андрей - II (1294-1304)
Михаил Святой (1304-1319)
Юрий - III (1320-1326)
Дмитрий - II (1326)
Александр Тверской (1326-1338)
Иоан - I Калита (1320-1341)
Симеон Гордый (1341-1353)
Иоанн - II (1353-1359)



6-е столетие
Дмитрий - III Донской (1363-1389)
Василий - I (1389-1425)
Василий - II Темный (1425-1462)



7-е столетие
Иоанн - III (1462-1505)
Василий - III (1505-1533)
Елена Глинская (1533-1538)
Иоанн - IV Грозный (1538-1584)



8-е столетие
Федор Иоаннович (1584-1598)
Борис Годунов (1598-1605)
Лжедмитрий (1605-1606)
Василий Шуйский (1606-1610)
Михаил Федорович (1613-1645)
Алексей Михайлович (1645-1676)



9-е столетие
Федор Алексеевич (1676-1682)
Иван Алексеевич (1682-1689)
София - правительница (1682-1689)
Петр Великий (1682-1725)
Екатерина - I (1725-1727)
Петр - II (1727-1730)
Анна Иоанновна (1730-1740)
Елизавета Петровна (1741-1761)
Петр - III (1761-1762)



10-е столетие
Екатерина - II (1762-1796)
Павел - I (1796-1801)
Александр - I Благословенный (1801-1825)
Николай (1825-1855)



11-е столетие
Александр - II Освободитель (1855-1881)

Император Александр - III (1881-1894)
Николай Александрович



Вопрос 11. Какие особенности экономического развития  Киевской Руси?

В современной русской историографии существуют две точки зрения на то, что являлось главным фактором экономического развития Киевской Руси: "традиционная" и "революционная". Согласно первой, выдающимся представителем которой является В. О. Ключевский, внешняя торговля должна рассматриваться и как основа ранней русской экономики, и как важнейший фактор развития Киевского государства. Согласно второй (ее наиболее известный представитель Б. Д. Греков) в киевский период, так же как и позднее в московский, сельское хозяйство, а не торговля, было фундаментом государства и общества.

Ключевский в развитии своей теории дошел до полного отрицания важности сельского хозяйства в экономической жизни Киевской Руси. Греков не мог совершенно отрицать роль внешней торговли в киевский период: эта роль слишком очевидна. Однако он пытается свести к минимуму ее значение и подвергает сомнению ее активность. Особенно важно для обсуждаемого вопроса, что к моменту образования Киевского государства, торговля зерном не играла значительной роли - если вообще имела значение - в русской внешней торговле. Большую часть ее объема составляли продукты охоты и лесных промыслов: пушнина, воск и мед. Даже Греков не в состоянии отрицать этого. Хотя мы и не можем разделить взглядов Ключевского на сельское хозяйство, мы, тем не менее, должны последовать за ним в утверждении важности неземледельческих продуктов во внешней торговле Киевской Руси, по крайней мере, в десятом веке.

Это очень важный момент, принимая во внимание, что сторонники взглядов Грекова используют данные по сельскому хозяйству при интерпретации социологических основ Киевской Руси. Поскольку сельское хозяйство являлось основой феодализма в Западной Европе, утверждается, что его развитие в Киевской Руси неопровержимо доказывает полную феодализацию страны в этот период. Признание же первостепенного значения внешней торговли, с точки зрения Грекова и его школы, поставило бы под угрозу всю схему.

В общем можно сказать, что на своей начальной стадии европейский феодализм базировался на закрытой экономике, а любое сколько-нибудь заметное расширение внешней торговли, напротив, предполагает значительное развитие монетарной экономики. Именно в этом кроется потенциальное противоречие и новая проблема. Мы вернемся к этому вопросу в Главе VI, а теперь обратимся к обзору данных по различным аспектам Киевской экономики.

Вопрос 12. Дайте характеристику политического строя Древнерусского гос-ва.?

Политический строй Древнерусского государства сочетал в себе институты

новой феодальной формации и старой, первобытнообщинной. Во главе

государства стоял наследственный князь. Киевскому князю подчинялись

владетели других княжеств. По летописи нам известны немногие из них. Однако

договоры Олега и Игоря с Византией содержат упоминание о том, что их было

не мало. Так, в договоре Олега говорится, что послы отправлены «от Ольга,

великого князя русского, и от всех, иже суть под рукою его, светлых и

великих князь». По договору Игоря послы отправлены от Игоря и «от всякого

княжья», причем названы послы от отдельных князей и княгинь.

Князь был законодателем, военным предводителем, верховным судьей,

адресатом дани. Функции князя точно определены в легенде о призвании

варягов: «володеть и судить по праву». Князя окружала дружина. Дружинники

жили на княжеском дворе, пировали вместе с князем, участвовали в походах,

делили дань и военную добычу. Отношения князя и дружинников были далеки от отношений подданства. Князь советовался с дружиной по всем делам.

Княжеская власть была ограничена и элементами сохранявшегося народного

самоуправления. Народное собрание – вече – действовало активно в 9-11 вв. и

позднее. Народные старейшины – «старцы градские» – участвовали в княжеской

думе, и без их согласия было, видимо, трудно было принять то или иное

решение. Летописи отразили падение роли вече в политической жизни: его

упоминание обычно связано с экстраординарными ситуациями, когда ослабевшая

княжеская администрация или нуждалась в дополнительной опоре или утрачивала

власть. Однако были и исключения: сильные позиции сохранило народное

собрание в Новгороде и ряде других городов.

Глава IX. Краткий итог. Анализ социально-политических структур позволяет

говорить о трех центрах притяжения, влиявших на общественное развитие: это

прежде всего княжеская власть, набиравшая силу дружина (боярство), народное

вече. В дальнейшем именно соотношение этих властных элементов станет

определять тот или иной тип государственности, который возобладает на

территориях, некогда входивших в состав державы Рюриковичей.
Вопрос 13. Раскройте понятия «дума», «вече», «съезды». Когда они функционировали?

Государственная Дума, высшее наряду с Госуд. Советом законодательное учреждение России, образована 6 августа 1905 и действует на основании учреждения о Г. Думе 20 февраля 1906 и положения о выборах в Г. Думу 6 августа 1905 с дополнениями, изд. 18 сентября —11 декабря 1905 и последующими изменениями. По Основным Законам, изд. 23 апреля 1906, Государь Император осуществляет законодательную власть в единении с Госуд. Советом и Г. Думой; никакой новый закон не может последовать и воспринять силу без одобрения Г. Думы и Госуд. Совета.

Ве́че (общеславянское; от славянского «вѣтъ» — совет) — народное собрание в древней и средневековой Руси — и во всех народов славянского происхождения, до образования государственной власти раннефеодального общества — для обсуждения общих дел и непосредственного решения насущных вопросов общественной, политической и культурной жизни; одна из исторических форм прямой демократии на территории славянских государств. Участниками веча могли быть «мужи» — главы всех свободных семейств сообщества (племени, рода, поселения, княжества). Их права на вече могли быть равными либо различаться в зависимости от социального статуса.

Съездсобрание представителей общественной организации, политической партии либо социальной, профессиональной, национальной и иной группы. Участники съезда организации или партии (делегаты) избираются на собраниях членов их территориальных отделений и им делегируются полномочия представлять на съезде их избирателей.

Вопрос 14. Каковы особенности сословного строя Руси?

Сословия — группы людей, которые имеют закрепленные законом и передаваемые по наследству права, привилегии и обязанности.

· Бояре (старшие дружинники, крупные торговцы).

· Воины (младшие дружинники).

· Люди (свободные общинники).

· Смерды (полусвободные).

· Челядь, холопы (рабы).

· Закупы, рядовичи (неполные рабы).

· Изгои.

· Посадские люди (жители городов : ремесленники, торговцы и тд).

· Духовенство.

Особенностью сословного строя Киевской Руси является множественность и нечеткость границ между сословиями.

Вопрос 15. Кто такие «люди», «смерды», «челядь», «холопы», «рабы», «закупы», «рядовичи», «изгои»?

Смерды, наименование феодально-зависимых крестьян в Древней Руси и в некоторых других славянских странах. В источниках 11—12 вв. С. отмечены в Киевской Руси (Русская правда и другие источники), в Польше, у полабских славян. С. на Руси — крестьяне, постепенно утрачивавшие свободу (полностью или частично), правовое положение отдельных групп которых было различным.

Холопы - в России в Х - начале XVIII вв. категория населения, по правовому положению близкая к рабам. Изначально не имели собственного хозяйства и исполняли различные работы для своих хозяев. X. становились в результате пленения, продажи за долги, брака с холопом или холопкой. С XVII в. получали в пользование землю и облагались повинностями. С введением в 1722 г. подушной по-дати X. превратились в крепостных крестьян.

Челядь — название зависимого населения в Киевской Руси. В VI — IX веках челядь — рабы-пленники. В IX — X веках они стали объектом купли-продажи. С XI века термин «челядь» относился к части зависимого населения, занятого в феодальном хозяйстве. В середине XI века его сменил термин «холопы». В XVIII — XIX веках слово «челядь» обозначало дворовых людей помещика.

За́купы  категория зависимого населения на Руси. В Древнерусском государстве закупами становились разорившиеся общинники, получавшие от землевладельца участок земли и сельскохозяйственный инвентарь. Кабальные закупы в обмен на «купу» (помощь деньгами или товарами) обязаны были отработать долг в имении господина. Упоминаются в пространной редакции Русской Правды.

Рабство - исторически это система устройства общества, где человек (раб) является собственностью другого человека (господина, рабовладельца, хозяина). Прежде в рабы брали пленников, преступников и должников, позже и гражданских лиц, которых принуждали работать на своего хозяина. Рабство в этой форме было широко распространено до XIX века.

Рядовичи, 1) в Древней Руси лица, служившие феодалам по ряду (договору); близки к закупам. 2) В 14-17 вв. члены корпорации городских торговцев однотипными товарами (в одном ряду), а также жители рядка.
Изгой (от из-жити, праславянский корень go-i/gi 'жить', гоити — «живить», ср. былинную формулу гой еси) — древнерусский социальный термин, означавший человека, выпавшего («выжитого») из своей социальной среды. В церковном уставе Всеволода круг значений этого слова очерчен достаточно выразительно

Вопрос 16. Что такое «язычество» и почему оно не могло отвечать интересам дальнейшего развития и укрепления Древнерусского гос – ва.?
Язы́чество (от ст.-слав. языцы — народы, имеющие свой собственный язык, культуру, мировоззрение, письменность) — буквально, «религия народов» или «инородческая религия», то есть религии и религиозные верования, с точки зрения авраамических религий (иудаизм, христианство, ислам), не имеющие богооткровенного происхождения. При множестве значений термина, в христианстве этим словом обычно обозначают нехристианские политеистические религии.

Вопрос 17.У кого Русь заимствовала новую религию?

В пору своего государственного становления Русь испытывала сильное влияние Византии, которая для своего времени была одним из наиболее культурных государств мира. Таким образом, культура Руси складывалась с самого начала как синтетическая, т. е. находящаяся под влиянием различных культурных направлений, стилей, традиций.

Одновременно Русь не просто копировала эти чужие влияния и безоглядно заимствовала их, но применяла к своим культурным традициям, к своему дошедшему из глубины веков народному опыту, пониманию окружающего мира, своему представлению о прекрасном. Поэтому в чертах русской культуры мы постоянно сталкиваемся не только с влияниями извне, но с их порой значительной духовной переработкой, их постоянным преломлением в абсолютно русском стиле.

Долгие годы русская культура развивалась под влиянием языческой религии, языческого мировоззрения. С принятием Русью христианства положение резко изменилось. Новая религия претендовала на то, чтобы изменить мировоззрение людей, их восприятие всей жизни, а значит, и представления о красоте, художественном творчестве, эстетическом влиянии. Однако христианство, оказав сильнейшее воздействие на русскую культуру, особенно в области литературы, архитектуры, искусства, развития грамотности, школьного дела, библиотек, не преодолело народных истоков русской культуры. Долгими годами на Руси сохранялось двоеверие: официальная религия, которая преобладала в городах, и язычество, которое ушло в тень, но по-прежнему существовало в отдаленных частях Руси, особенно на Северо-Востоке, сохраняло свои позиции в сельской местности. Развитие русской культуры отразило эту двойственность в духовной жизни общества, в народном быту. Языческие духовные традиции, народные в своей основе, оказывали глубокое воздействие на все развитие русской культуры раннего средневековья.

Вопрос 18. Раскройте значение православия в формировании общенационального сознания русского общества?

Православие сыграло огромную роль в формировании русской культуры. Оно объединило в себе все важнейшие творческие достижения, созидавшие русскую культуру и придало ей неповторимый характер.
Вся сумма знаний, накопленная Византийской империей и унаследованных ею от ее предшественницы – античной цивилизации, стала доступна русскому национальному сознанию. Приняв Крещение, русский народ получил в готовом виде богатейшую литературу на славянском языке, составлявшую круг чтения самой культурной страны того времени – Византии.  
Православие привело к небывалому расцвету изобразительного искусства на Руси в XIV – XV веках, выразившееся в отечественной иконописи. Православие пробудило в народе такие творческие силы, что стали возможны гениальные творения преподобного Андрея Рублева, признанные недосягаемой вершиной мировой культуры. Лучшие образцы русской иконописи бесспорно свидетельствуют об уникальном своеобразии, подлинной глубине и безуслов-ности древнерусского духовного опыта.
Православие способствовало так же и развитию архитектуры. Отечественное зодчество создало выдающиеся образцы прекрасных произведений ис-кусства – храм Покрова на Нерли, Казанский собор в Санкт-Петербурге, Свято-Троицкая Сергиева Лавра в Сергиев посаде, Покровский собор на Красной площади и архитектурный ансамбль Кремля. Этот перечень можно продолжать бесконечно. Православный храм являл собою дивный синтез искусств. Не только архитектура, иконопись, но и музыка представляли собой выдающиеся произведения искусства и духовного творчества. Сам образ Русской земли неразделимо слился со смиренной красотой православных церквушек. Скольким душам возвращали они умиротворение, чистоту и надежду. «Храм Божий на горе мелькнул и детски чистым чувством веры внезапно на душу пахнул», – писал Н.А.Некрасов. И не только он – вся русская поэзия и литература кровно и неразделимо связаны с православной традицией.
Русская культура XVIII-XIX веков впитала в себя основные нравственные ценности православия с его верой в справедливость, сострадание, терпимость и т.п. и выразила их в своих величайших произведениях, вошедших в сокровищницу мировых достижений. На протяжении многих лет именно русская православная культура исполняла роль духовного наставника.


Вопрос 19. Каковы причины распада Киевской Руси на удельные княжества?

В XII веке Киевская Русь распалась на независимые княжества. Эпоху XII-XVI веков принято называть удельным периодом или феодальной раздробленностью. Рубежом распада считается 1132 — год смерти последнего могущественного киевского князя Мстислава Великого. Итогом распада стало возникновение на месте Древнерусского государства новых политических образований, отдалённым следствием — формирование современных народов: русских, украинцев и белорусов.

Причины распада. Киевская Русь не являлась централизованным государством. Подобно большинству раннесредневековых держав её распад был закономерным. Период дезинтеграции обычно интерпретируется не просто как раздоры разросшегося потомства Рюрика, но как объективный и даже прогрессивный процесс, связанный с увеличением боярского землевладения. В княжествах возникла собственная знать, которой было выгодней иметь своего князя, защищающего её права, чем поддерживать великого князя киевского.


Вопрос 20. Дайте краткую характеристику удельного периода в русской истории?

Период русской истории от смерти Ярослава I до XIV — XV вв., т. е. до того времени, когда объединительная политика моск. государей дала более или менее заметные результаты, известен под именем удельного, хотя самое название удел входит в употребление раньше XIII — XIV вв. Характерным признаком этого периода является распадение русской земли на множество отдельных владений-княжеств. Первоначальные исследователи, напр. Карамзин, полагали, что характер этих владений на всем протяжении периода был один и тот же, но со времени появления диссертации Соловьева "Об отношениях князей Рюрикова дома" различают две эпохи в истории У. периода, первую — от смерти Ярослава до XII — XIII в. приблизительно, вторую — от этого времени до окончания уделов. В первую эпоху господствует родовой порядок наследования и владения. Вся земля распадается на несколько княжений, но они не обособляются, а составляют как бы собственность всего княжеского рода. Все княжения — по степени, вероятно, их доходности и значения — распределялись в известном порядке, в каком их и наследовали члены княжеского рода, следуя порядку естественного старшинства. После изгнания, напр., из Киева Изяслава Ярославича вел. кн. киевским сделался Святослав черниговский, а в Чернигов перешел Всеволод переяславский и т. д. Таким образом, князья не сидели на одном месте, а передвигались, по старшинству, когда освобождалось чье-нибудь место.

1. Презентация Холодный термоядерный синтез
2. Реферат на тему Does Mcmurphy Transfer His Individualistic Spirit Into
3. Реферат Тарифная политика и специфика ценообразования на продукцию транспорта
4. Реферат Исследование и выбор поставщика и способов закупки аккумуляторов
5. Реферат на тему Johann Wolfgang Von Goethe Essay Research Paper
6. Реферат Основные принципы социальной педагогики
7. Реферат на тему Greek Art Essay Research Paper Erin LiveseyMay
8. Доклад Комплексные геофизические работы на золоторудном месторождении
9. Реферат на тему Fahrenheit 451 Essay Research Paper In Illinois
10. Лабораторная работа Алгебра логики. Элементы цифровой схемотехники