Шпаргалка

Шпаргалка Шпаргалка по Философии 13

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-29

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 26.12.2024





2.Основной вопрос фил-и, это вопрос об от-и сознания к бытию, мышление к материи,природе, рассматр-ся с 2-х сторон. Первый вопрос отвечает на вопрос что явл-ся первым материя или сознание,природа или дух? Второй ,познавали ли мир?т.е как от-ся знания о мире к самому миру .Полследнее решение ОВФ возможно при обеих его сторонах. В сообтв-и с тем фил-ы решили основной вопрос фил-и разделить на 2 :материолизм и идеолизм. Фил-ы являющ-я сторон-и матер-ма, опирались на науку, признают материю,бытие,а вторичную- сознание,и считают сознание рез-м возд-я над субъектом,объек-о существую-м внеш-о мира. Впервые возникла в др.мире и проход-т в своем разв-и этапы: 1.стихийный мат-м(фалекс,гераклит).2.механич-й (галилей).3. метафизи-й( русо)4.антрологич-й 5.деалектич-й и историч-й. Фил-ы идеалисты принимают за первичное идею сознания,рассматривая ее как единств-ю  достов-ю реальность.Поэтому с их точки зрения, познание не яв-ся лишь постяжением самого сознания в форме самопознания. Они считают возм-м познание мира,рассмат-я его не как проникновения в глубь материи бытия, а как познание духом. Идеализм дулится на 2 основн-е формы: объективную и субъективную. Объектив-й идеализм видит основу своего существования в мышлении, оторвана от чел-а и превращенным в самост-ю сущность. В ант-й фил.система объект-го идеал-а была разработана платоном. В среднев-й фил. Господст-и объект-е идеалестич-е системы: тамизм и реализм. Вершину своего развития идеал-м достиг в немец.клас.фил в системе Шилинга и Галилея. субъ-й идеал-м берет в качестве основоп-го начала ощущ-е чувст-у сознание.основоп-м стал анг фил-ф 18в Беркли, -вещи существ-ют лишь поскольку они восприн-ся.  Можно выделит:1.эмперикосексуалистический идеолизм.2. рационалистический 3.ирраци-й.
 1,Предметом фил.и является та область деятельности чел-ка в основе кот-й лежит реверсия т.е размышление над самой этой дух-й деят-ю. Фил-я представляет собой форму личностного самопознания общ-го сознания и учение об общих прнципах бытия сущего.В соответс-и со своим статусом ф-я выполняет по отношению ко всем отрослям знания две основн-е фкн-и : мировоззренческая и методологическая. Мировоз-я фун-я, состоит в том,что она образует основу научной картины мира, предает всем др-м наукамисистем-е единство,при  этом каж-я наука вносит свой вклад в создание такой картины.Методол-я фун-я, заключается в том ,что направляет возд-е на науку, что обуславливает их развитие и помогает преодолеть трудности своего развития. Кроме этих ф-й существует логическая ф-я, теоретико-познавательная,онтологическая и гнесеологическая.

3.Методы фил-и. сущест-ют 2 основных метода,кот-е являются потив-м друг другу: диалектический и метофизический. Под диалектикой др.греч фил-ф Сократ понимал умение вести спор или диалог.В след за ним  Гераклит развил учение о диалект-е,заявив что «нельзя дважды войти в одну реку». В последствии диалектика,как учение и метод доработыв-сь различными ФИО-ми,но наиболее важ-й вклад внес Гегель,кот-й под диал-й понимал умение находить против-е в самой дейст-ти,он сформир-л 3 основ-е качества: 1.переход кол-х измен-й в качств-е.2. закон динст-ва и борьбы против-й.3. закон отрицания отрицаний. Метафиз-й метод. Против-й диалек-у методу и роизошел от греч.,то что после физики. Метофиз-ка рассмат-ет мир и все в нем, в неизменном виде,все явл-ся одосторон-м и абсолютизируется.Существ-ет также догматизм,софистика,герменектика,эклектика.
4.Материализм древнего мира.   
Индийская
фил-я яв-ся одной из самых древних в истории чел-й цивил-й,на ее развитие оказывало влияние соц.диференциация инд-го общ-ва.Основными понятиями при помощи кот-х инд-е фил-ы пытались осмыслить мир были:карма,сансара,парвана.Основными источниками в кот-х закл-ся фил-е знания были: веды и упанишады.В завасимости от отношения к ведам фил-е школы подр-сь на ортодоксальные и неортодок-е. ортодокс-е шк. Признают авторитет вед,близкие к религии и оправдывают сложившиеся кастовое деление или соц.дедение.Это школы вфсших каст к ним относятся:веданта,ньяя,санкхья,вайшешика,його,миманса.  Неортодокс-ые школы явл-ся материал-е по своему характеру.Это фил-е школы низш-х слоев общества, кот-е отвергают авторитет вед: гарвака-локаста;джайнизм;буддизм.Будизм это религиозно-фил-е учении имеющее созерцательный характ-р. В центре учения нах-ся и благородные истины. Будда считал,что избегая таких крайностей как аскетизм и черезмерно эмоцион-но-чувственное отношение к жизни можно найти свой срединный путь,кот-й и заключается в 4 благород-х истинах: 1.истина- существов-е чел-ка неразр-но связано с состраданием;2.ит-а- причиной страдания явл-ся желания;3-устранение причин страдания закл-ся в устран-и желаний;4- провозгл-ет 8-й причинный путь.                                 Фил-я мысль др. китая в развитии фил-и др.китая вфделяют 2 этапа:1-й,зарождение фил-х знаний(8-4 в до н.э) 2-й,золотой век кит-й фил-и( 4-3 в до н.э), на этот этап приходится формир-е основн-х фил-х школ: конфуцианство,даосизм,моизм,легизм.Основновн-ми категориями при помощи кот-х древние фил-ы пытались осмыслить мир,были:1.у син- 5 первоэлементов(огоно,земля,вода,дерево,метал)2.ци-воздух,эфир,энергия.3-инь и янь(муж и жен,темное и светлое).4-дао- путь.

5.идеализм Античная фил-я.- это сов-ть фил-х учений развивающихся стран в др.греч-м рабовлад-м обществе с конца 7в до н.э и в древнегр.рабовлад-м обществе начиная со 2в до н.э вплоть до 5в н.э.  ант-я фил-я делится на 4 основ-х этапа:1-й.досократовский,форм-ия уч.школ. 2. Классический,создаются школы (диалект-е).3. эминестический,изменения мира ощущения.4.римский. Особен-ти ант-й фил.явл-ся:1.фил-я носила фундамент клас.хар-ра. 2.заложила основы европ-й культуры. 3. Охватывала практически все вопросы бытия. 4.через всю историю ант-й фил-и проходит борьба двух против-х напрв-я: марериализма и идеализма. Для антич-й фил классич-го периода характ-но идеалестичес-е понижение мира.К этому периоду относят деят-ть сократа,платона, аристотеля. Сократ. Для него диалог был основным методом похождения истины. Является одним из родон-в диалектики.впервые ставит в центр сврего фил-го учения чел-ка,его сущность,душу.Главная цель его фил-и востановить авторитет знаний.Провозгласил авторитет духовного как нечто не менее достовернее чем бытие воспринимае-го мира.Платон-ученик сократа.В основу своей фил.заложил идею о том что мир это не просто темный космос, а отдельные предметы и явления в нем,общее совмещено с единым,а космич-е с чел-м.Космос ьживет дышит,пульсирует.Он понимал невозм-ть отделения небесного царства идей от самых обыкн-х земн-х вещей.Душа-это бесмерт-я сущность и в ней разл-ся 3 части: разумная, волевая,чувствення.Аристотель исходит из пинципа объективного существ-я материи,считал ее вечной,неуничтож-й и не сотворимой. Материя не может ув-ся или уменьш-ся в своем размере.Вещь станов-ся возм-й благодаря форме.Форма это стимул и цель,причина становления многообр-х вещей из однооб-й материи. Любое знание начинается с ощущения.Явл-ся основоп-м логики,сформ-л основ-е лог-е законы: тождества,против-я,логического третего.



6.Средневековая философия
- это философия феодального
общества,
развившаяс в эпоху от Римской империи (V в.) до возникновения ранних форм капиталистического общества (XIV-XV вв.) Школа, просвещение перешли в руки церкви, догмы которой лежали в основе всех представлений о природе, мире и человеке. Философия на ряд веков стала "служанкой богословия".
Для фил-и этого периода  характ-но решение фил-х вопросов с позиции теоценизма,креоценизма,проведенциолизма.Теоценизм-это понимание мира в котором источ-м и причиной всего сущего вступает бог.Креоцинизм-это принцип в соотв-и с кот-м бог из ничего сотворил живую и неживую природу.
Идеализм
- одно из главных направлений философии; исходит из первичности духовного, мыслительного, психического и вторичности материального, природного, физического. Представляет собой теоретически развитую форму философского мышления, которая индуцируется достаточно глубокими основаниями - гносеологическими и классовыми корнями. Основной познавательный исток - одушевление первобытным человеком объективного мира. Наиболее влиятельные современные формы - феноменология, персонализм, прагматизм, философия жизни, философская антропология и т.д. Схоластика - "школьная философия". Схоласты стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение. Исторически схоластика разделяется на 3 периода:
ранняя - XI-XII вв. (неоплатонизм), классическая - XII-XIII вв. ("христианский аристотелизм"), поздняя - 13-14 вв. (против томизма). Патристика - имела главной целью защиту и теоретическое обоснование христианской религии. 1-й период - апологетика: оформление и прояснение христианского мировоззрения, теоретическа защита от его многочисленных врагов. 2-й период - классическая: формирование мировоззренческого и теолого-догматического стандарта средневековой мысли. Номинализм - понятия считались лишь именами. Номиналисты утверждали, что реально существуют только отдельные вещи с их индивидуальными качествами. Общие понятия, создаваемые нашим мышлением об этих вещах, не только существуют независимо от вещей, но даже не отражают их свойств и качеств.

7,фил-я  эпохи возрождения
.  Эпоху гуманизма наз-т так же возрождением. Гуманисты представляют собой новую аристократ-ю духа. Они все изучали клас-ю древ-ю лит-ру и фил-ю,кот-е стан-ся эталоном культур-й  деят-ти.Специф-й чертой явл-ся деперсанализация бога. Либо он растворен в природе,либо мир погружен в бога.Эпоха влзрождения,это переходная эпоха от средневековья к новому времени.ЕЕ мыслители с одной стороны находятся под влиянием теоентрического мировоз-я, а с др-й закладывают фундамент нового знания филос-и и науки.Фил-я этого периода пересттает быть служанкой теологии.Она отделяется от церкви и приобретает свецкое содержание мирно сущест-я с религией.Фио-я отрицает книжную мудрость и богословские споры на основе иследований самой природы, что проявляется в ее теснейшей связи с современным ей естествоз-ми и великими географ-ми открытиями.Фил-и присущи ярко выраженый аттропоцентризм,согласно которому человек есть центр и высшая цель мировозрения.В эволюции фи-и эпохи воз-я выделяют 4 основных периода: 1.гуманистический- данте; 2.неоплатонический-кузанский;3.натурфилосовский-коперник;4.скептический-монтель.

8.
Английская  французкая фил-я нового времени.
   
Наибольший след
в философии Англии
нового времени оставили:1. Фрэнсис Бэкон — считается родоначальником эмпирического (опытного) направления в философии;2.Томас Гоббс (уделял большое внимание проблемам государства, автор книги "Левиафан", выдвинул идею "общественного договора");3.Джон Локк (изучал проблемы государства, продолжил традицию Т. Гоббса).Бекон считал,что фил-я должна носить практический хар-р.Опыт может дать достов-е знание лишь тогда,когда сознание свободно от ложных призраков,это ошибки вытекающие из того,что человек судит о природе по аналогии с жизнью людей-призраки рода.По мнению беконна существует 3 основ-х пути познания: паука,муравя,и пчелы.Считал что истина двойственна:светская и религиозная. Общественные взгляды гобса основываются на чистомеханистич-м принципе,кот-й сложился под влиянием Эфклида и Галелея.Он считал что механ-а это счет величин, а др науки это счет слов.Теория познания его строится на позициях инсуализма. Не допускал сущест-е безтелесных духов, т.к они были бы не понаваемы.Рассматривал бога как источник начальной энергии мироздания.Геометрия у него превращается в стержневой научный метод изучения природы. Локк считал,что вера не может иметь силу авторитета перед лицом ясных и оевиднных опытных данных.Считал что все знания мы черапаем из опыта и ощущений. Жан жак руссо изменением смысла жизни изменяется оценка мира и человека. Рационалист видит в мире и природе лишь действие разумных законов.

Рационалист ставит в человеке выше всего силу разума и даёт преимущество тому, кто обладает этой силой. Руссо открывает в мире страдание. ставит жалость в антагонизм с рассудком. Сострадание не только «предшествует разуму» и всякому размышлению, но развитие разума ослабляет сострадание и может его уничтожить.Монтенське Филос. позиция М., изложенная в его' осн. соч. «О духе законов», была выражением деистич. онтологии, рассматривающей бога в качестве создателя, действовавшего, однако, по объективным законам материального мира. Отвергая теологич. мировоззрение Фомы Аквинского, М. считал задачей философии познание причинных связей материальной действительности, движущейся по законам механики.

9.Филос-е взгляды Канта
.
Его фил-я делится на 2 периода: однокретический( до начала 70-х годов 18в) и критический (начало 70-хгг).В ритическом периоде были написаны главные произведения канта: критика чистого разума, критики прак-го разума и критика способности суждений. Кант взял за основу метод критического филосов-я . он считал,что мы познаем не так как оно есть на самом деле, а только так,как он нам является. Нашему знанию доступны только явления вещей,состов-е содержание нашего округа,т.е мир познается нами только в своих явленных формах.Чувственные впечатления связываются между собой по средствам суждений в основе которых лежат категории,т.е общие понятия. Это часто  логические формы,характ-е только лог-е мышление,а не его предмет.Кант выделил в познании фенмен духа, кот-й он называет – трансцендертальная аперценция- это единство сознания, состав-е условие возможности всякого познания. Он подразделяет антропологию на 3 радела в соответсвии с 3 возможностями чел-ка: познание,чувство удов-я и неуд-я,способность желания. Человек над всеми др.существами возвышается наличием самосоз-я, благодаря кот-у человек представляет собой индивид-ть и личность.Кант анализирует понятие талант и гений. Талант к изобретению  и открытию это высший уровень дарования. Кант рассматривает природу чувств,чувство удовольствия спооб-ет жизни. Но у чел-ка на живот-й инстинкт наслождения наложена нравственая и культурная узда.
10.фил-е взгляды Гегеля. Главной идеей его фил-и явлется идея развития. Гегель считал,что бог лишь фил-й ум, кот-й только в соврем-й филос-и достигает своего собст-го абсолютного совершенст-а. Деятел-ть абсолютной идеи заключается в том,что мышление это цель в самопознании. В процессе самопознания разум мира проходит 3 этапа:1.этап-прибывание самоп-я абсолют-й идеи в ее  собственном ложе, в стихии чистого  мышления. 2.этап-развитие идеи в форме инобытия в виде явл-я природ.3.этап-развитие идеи в мышлении в истории чел-ва. Дух бога, не есть дух над звездами за предметами мира,но бог присут-ет вездесущно. Все находится в процессе,не сущест-ет никаких безуслов-х границ между разделами,формами бытия.Гегелевская фил-я проникнута глуоким внуреним противоречием.Метод разработ-й гегелем направлен на бесконеч-ть познания.Поскольку объект-й основой его является абсол-й дух,а цель самопознание этоого абс-го духа.В понятиях необходимое и случайное реализуется истор-я закономерность.История человека слагается из дей-й отдель-х людей каждый их кот-х стремиться реальз-ть свои собс-е идеи и цели. Логику он делит на 3 части:учение о сущест-и,учение о сущности,уч-е о онятии.Тождества,еединства противоп-й,это ключевое понятие логики гегеля. В основе всего сущего лежат законы мышления,т.е законы логики.Носителем мирового духа яв-ся каждый раз дух какогото одного конкретного народа. В то время как др.народы уже прошли этап своего наибольшего расцвета,исчезнув исчерпав свои возможности.
11.Фил-е взгляды Фейербаха.

Философия Людвига Фейербаха (1804 – 1872) считается завершающим этапом немецкой классической философии, видными представителями которой были Кант, Гегель, Шеллинг и Фихте, и началом материалистической эпохи в немецкой и мировой философии.Главное направление философии Фейербаха – критика немецкого классического идеализма и обоснование материализма.Философия Людвига Фейербаха стала первым случаем глубоко последовательного материализма, основными чертами которого были:полный разрыв с религией (атеизм) и освобождение от многовекового религиозного влияния;попытка объяснить Бога и религию с материалистической точки зрения, исходя из человеческой природы;материалистическое, с учетом новейших достижений науки объяснение проблем окружающего мира и человека;большой интерес к социально-политическим вопросам;убеждение в познаваемости окружающего мира.

В противовес объективному идеализму Гегеля Фейербах выдвинул теорию антропологического материализма. Суть этой теории в том, что:единственно существующими реальностями являются природа и человек;человек является частью природы;человек есть единство материального и духовного;человек должен стать главным интересом философии;идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека. Бога как отдельной и самостоятельной реальности не существует; Бог – плод воображения человека;природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем не уничтожима;все, что нас окружает (предметы, явления), - различные проявления материи.

Социально-политические взгляды Фейербаха были обусловлены его антропологической философией. Суть этих взглядов в следующем:человек – уникальное биологическое существо, наделенное волей, разумом, чувствами, желаниями;полнокровная реализация человеком своего «Я» возможно только во взаимодействии с «Ты» (то есть другими людьми) – человек может жить только в обществе;

смыслом жизни человека должно стать стремление к счастью.

12.развитие фил-й мысли в россии
.
безусловно, вписывается в западную философскую традицию, и все ее развитие связано с активным усвоением и переработкой западной философии (что, конечно не исключает взаимовлияния, взаимообогащения). Восточная философия гораздо меньше, чем западная, воздействовала на русскую мысль. Ее влияние в основном сводилось к эпизодическому заимствованию отдельных идей. Наиболее охотно русские философы воспринимали предельный мистицизм некоторых восточных систем, но для них совершенно неприемлемым было отрицание значимости личного начала в человеке, его индивидуальности.

Первой и главной особенностью русской философии является ПРЕИМУЩЕСТВЕННО РЕЛИГИОЗНЫЙ, А ПОДЧАС РЕЛИГИОЗНО-МИСТИЧЕСКИЙ, РЕЛИГИОЗНО-СИМВОЛИЧЕСКИЙ ЕЕ ХАРАКТЕР, т. е. ДЛИТЕЛЬНОЕ ГОСПОДСТВО В НЕЙ РЕЛИГИОЗНЫХ ФОРМ СОЗНАНИЯ, ПОСТОЯННЫЙ ПОИСК СМЫСЛА И ЗНАЧЕНИЯ ХРИСТИАНСКИХ ИДЕЙ ДЛЯ ОТДЕЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА, ОБЩЕСТВА И КУЛЬТУРЫ.

Вторая характерная черта русской философии: ПРЕДЕЛЬНЫЙ ДУАЛИЗМ, АНТИНОМИЗМ (антиномия — противоречие между двумя взаимоисключающими положениями, одинаково убедительно доказуемыми логическим путем) В ПОНИМАНИИ МИРА, ЧЕЛОВЕКА И ИСТОРИИ как следствие непреодоленного до конца противостояния языческих и христианских истоков русской культуры
.
Эта же черта характеризует и восприятие истории в русской философии. История в ней осознается не только в ее эмпирическом, зримом воплощении как процесс всестороннего общественного развития, но и в ее мистическом, божественном измерении как реализация некоего божественного замысла. В качестве третьей отличительной черты русской философии необходимо отметить СПЕЦИФИКУ САМОГО СТИЛЯ ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ. в западной философии с XVII в. господствующим стал чисто рационалистический, «научный» метод изложения, достигший апофеоза у представителей немецкой классической философии. В русской философии рационалистический метод никогда не был основным, более того, для многих мыслителей он представлялся ложным, етвертая, особенность русской философии: она являлась ФИЛОСОФИЕЙ ЖИЗНИ в полном смысле этого слова. Философия, отрешенная от жизни и замкнутая в умозрительных конструкциях, в России не могла рассчитывать на успех. Поэтому именно в России — раньше, чем где бы то ни было, — она сознательно подчинялась решению встававших перед обществом насущных задач.      


13.
Общая характерис-ка маркс-й теории.
Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом (1818 – 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 – 1895) во второй половине
XIX
в. и является составной частью более широкого учения – марксизма, который наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и социально-политическую проблематику(научный коммунизм).Философия марксизма дала ответы на многие жгучие вопросы своего времени. Она получила широкое распространение (вышла за рамки Германии, стала интернациональной) в мире и завоевала большую популярность в конце
XIX
– первой половине ХХ вв.

Возникновению марксизма и марксистской философии способствовали:
предшествующая материалистическая философия (Демокрита, Эпикура, английских материалистов
XVII
в. – Бэкона, Гоббса и Локка, французских просветителей
XVIII
в., и особенно атеистическо-материалистическая философия Людвига Фейербаха середины
XIX
в.);

бурный рост открытий в науке и технике (открытие законов сохранения материи и энергии, эволюционная теория Ч. Дарвина);

кризис традиционных буржуазных ценностей.

Марксистская философия материалистична по своему характеру и состоит из двух больших разделов – диалектического материализма и исторического материализма (нередко исторический материализм рассматривается как часть диалектического).

В основу диалектического материализма Маркса и Энгельса была положена диалектика Гегеля, но на совершенно иных, материалистических  принципах.

Можно выделить следующие основные положения диалектического материализма:
основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие определяет сознание);сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство материи отражать саму себя;материя находится в постоянном движении и развитии;Бога нет, Он является идеальным образом, плодом человеческой фантазии
;
материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые




















14. социально-экономические,естественнонаучные и теоретические источники
марксизма. Теорию пролетариата, его экономический требования и политические тезисы разработали в своих трудах немецкие ученые К.Маркс(1818-1883) и Энгельс(1820-1895). К этому времени в большинстве западно-европейских стран основными классами стали буржуазия и пролетариат. При этом промышленный пролетариат отличается от рабочих мануфактур своей сплоченностью и организованностью. Во-вторых, к этому времени была разработана обширная социальная литература. В которой критиковалось современное общественное устройство и предлагались пути перехода к новому более совершенному обществу.
революционный подход к решению проблем проявился у Маркса:"Философы по разному объясняют мир, изменить его - наша задача".

Формирование марксизской теории охватывает несколько этапов: 1.этап. Работа Маркса "Нищета философии", "Наемный труд и капитал". Впервые сформулировал базовые категории. 2.этап. Главный этап. Написаны рукописи "К критике полит.экономии", которые послужили основой для "Капитала" 3.этап. Публикация "Капитала", 1 том 1867г.
Возникновение марксистской философии определялось не только социально-экономическими условиями, но и всем предшествующим развитием общественной мысли, науки и техники.
Гениальность основоположников марксизма состоит в том, что ими были даны ответы на вопросы, которые передовая мысль человечества уже поставила.

Важную роль в возникновении и становлении новой формы материализма сыграли и успехи естествознания XIX в.
В 30—50-е гг. XIX в. были сделаны три великих открытия, сыгравших огромную роль в формировании диалектического материализма и в борьбе против метафизического взгляда на природу. таким образом, успехи естествознания в середине XIX в. помогли вскрыть диалектическую взаимосвязь, изменение, развитие, качественное превращение в различных областях природы.
Однако философы (и идеалисты, и материалисты) и сами естествоиспытатели не могли в полной мере понять и использовать все эти достижения науки.

17.проблема бытия.основные формы бытия.

Формы бытия.
Основными формами бытия являются:материальное бытие – существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира;идеальное бытие – существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия;человеческое бытие – существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире; социальное бытие, которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества.Среди бытия также выделяются:ноуменальное бытие (от слов «ноумен» - вещь сама по себе) – бытие, которое реально существует независимо от сознания того, кто наблюдает его со стороны;феноменальное бытие (от слова «феномен» - явление, данное в опыте) – кажущееся бытие, то есть бытие, каким его видит познающий субъект.Практика доказывает, что, как правило, ноуменальное и феноменальное бытие совпадают.
Проблема бытия – важнейшая проблема философии. Философия с глубокой древности билась над этой проблемой. При осмыслении проблем реальности люди фиксируют две части: я и не я. Мир выступает как нечто, состоящее из двух частей– я и не я – все это бытие. Категория бытия противостоит категории небытия. У элиатов бытие определяется как мышление. Бытие отождествляется иногда с сознанием. В экзестенционазизме философия отождествляется с полной свободой. важной категорией бытия является категория материи, которая соотносится с категорией сознания. С позиции идеализма материя – это произвольное образование от духовной субстанции. Для субъективного идеализма материя – это постоянная возможность ощущения.
















21.происхождение сущность сознания. Три главные точки зрения на вопрос о происхождении сознания: божественное, присуще всей живой природе, присуще только человеку.
Помимо основных подходов к самой проблеме сознания в философии существуют различные точки зрения на вопрос о происхождении сознания. Можно выделить три основополагающие из их числа:сознание имеет космическое (либо божественное) происхождение;сознание присуще всем живым организмам;сознание – свойство исключительно человеческое.

Согласно космической (божественной) точке зрения сознание су4ществует само по себе, независимо от его материальных носителей – живых организмов, человека. Сознание «исходит» непосредственно из космоса (другой вариант – из разума Бога), едино неделимо, цельно по своей сути.

Основная идея другой, «биологической» точки зрения: сознание – порождение живой природы и присуще всем живым организмам.Сторонники данной точки зрения обосновывают ее тем, что:жизнь животных происходит не спонтанно, а подчинена их сознанию, имеет смысл;инстинкты бывают не только врожденные, но и приобретенные;животное в течении жизни накапливает и умело использует опыт;многие действия, совершаемые животными (особенно высшим – кошачьими, собачьими, приматами и др.) сложны (например, охота) и требуют большой работы сознания;животным присущи своя «мораль», правила поведения, привычки, качества, борьба, лидерство, внушаемость и т.д.

Согласно «человеческой» точке зрения сознание – продукт исключительно человеческого мозга и присуще только человеку, а животные обладают не сознанием, а инстинктами.

Данная точка зрения была особенно распространена с середины
XIX
в. до середины ХХ в. Новейшие научные исследования ставят ее под сомнение:

животные руководствуются не только инстинктами, наличие интеллекта, животные обучаемы, видят сны.

24.познаваемость мира и сущность познания.

Познание – процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности – человек – исследует человека, то есть самого себя. В процессе жизни человек выполняет два вида действий по познанию:познает окружающий мир непосредственно (то есть открывает нечто новое либо для себя, либо для человечества);познает окружающий мир через результаты познавательной деятельности других поколений
Человеческий разум, поднимаясь по спирали познания, на каждом новом витке вновь и вновь пытается ответить на вопрос: как возможно познание, познаваем ли мир в принципе?
попытке ответить на него можно обозначить три основные линии:оптимизм, скептицизм и агностицизм. Оптимисты, утверждают принципиальную познаваемость мира, агностики, напротив, ее отрицают.

Скептики же не отрицают принципиальной познаваемости мира, но выражают сомнение в достоверности знания, тогда как агностики отрицают познаваемость мира.

Однако выделение этих трех линий представляется серьезным упрощением. Все гораздо сложнее. Ведь если агностики отрицают познаваемость мира, то это не голое, ни на чем не основанное отрицание.

Однако практический вывод агностицизма на каждом шагу опровергается развитием науки, познания. Одним из истоков агностицизма является гносеологический релятивизм — абсолютизация изменчивости, текучести явлений, событий бытия и познания. Сторонники релятивизма исходят из скептического принципа: все в мире скоротечно, истина — и на житейском, и даже на научном уровне — выражает наши знания о явлениях мира лишь в данный момент, и то, что вчера считалось истиной, сегодня признается заблуждением: у истины, как у лекарства, есть срок годности.

Скептическая мысль восходит отчасти к рассуждениям античных философов — Протагора, Гиппия, Антифонта, которые были предшественниками и современниками вершинных мыслителей древности — Сократа и Платона. Но и великий Аристотель заметил: “Кто ясно хочет познавать, тот должен прежде основательно сомневаться”.








25.роль практики в процессе познания. Практика — это чувственно предметная деятельность людей, их воздействие на тот или иной объект с целью его преобразования для удовлетворения исторически сложившихся потребностей. По отношению к познанию практика выполняет троякую роль. Во-первых, она является источником познания, его движущей силой, дает познанию необходимый фактический материал, подлежащий обобщению и теоретической обработке. Тем самым практика питает познание, как почва дерево, не дает ему отрываться от реальной жизни. Во-вторых, практика является сферой приложения знаний. И в этом смысле она — цель познания. В-третьих, практика служит критерием, мерилом проверки истинности результатов познания. Только те результаты познания, которые прошли через практику, могут претендовать на объективное значение, на независимость от произвола и заблуждений.

практика — это основа формирования и развития познания на всех его ступенях, источник знания, критерий истинности результатов процесса познания.

Практика не только выделяет и указывает те явления, изучение которых необходимо для общества, но и изменяет окружающие предметы, выявляет такие их стороны, которые до этого не были известны человеку и поэтому не могли быть предметом изучения. Все более смелый выход естественных и общественных наук на широкую аренду практических применений создал тот механизм обратной связи между наукой и практикой, который стал определяющим в выборе многих основных направлений исследований.

Вся история научного познания говорит о том, что вслед за практическим применением какого-либо открытия начинается бурное развитие соответствующей области научного познания: развитие техники революционизирует науку.

18.понятие материи.современная наука о структуре материи. Впервые понятие материи было введено Платоном,  который хотел с его помощью пояснить причину многообразия чувственного мира. Материя, по Платону, лишена определенности и по-тому непознаваема, вещи и явления мира становления не могут стать предме-том научного знания как раз в силу их материальности. В этом смысле в ранних диалогах Платона материя осуществляется с небытием. В более позднем диалоге Тимей Платон уподобляет материю лишенному качеств субстрату (материа-лу), из которого могут быть образованы тела любой величины и очертаний. Платон полагает, что материя может принять любую форму именно пото-му, что сама она совершенно бесформенна, неопределенна, есть как бы только возможность, а не действительность. Понятую таким образом материю Платон отождествляет с пространством, которое есть возможность любых геометриче-ских фигур.

Элементами структуры материи являются:
неживая природа;живая природа;социум (общество).

Каждый элемент материи имеет несколько уровней.Уровнями неживой природы являются:субмикроэлементарный (кварки, глюоны, суперструны );

микроэлементарный; ядерный; атомарный; молекулярный;
уровень единичных вещей;уровень макротел;уровень планет;уровень систем планет
;
и т.дК уровням живой природы относятся:доклеточный (ДНК, РНК, белки);клеточный;уровень многоклеточных организмов;уровень видов;уровень популяций;и т.д К уровням социума относятся:отдельный индивид;семья;группа;коллективы разных уровней;социальные группы;этносы;нации;человечество в целом.и т.д
Характерными чертами материи являются:
наличие движения;самоорганизация;размещенность в пространстве и времени;способность к отражению.
Движение – неотъемлемое свойство материи.
Движение материи:возникает из самой материи (из заложенных в ней противоположностей, их единства и борьбы);
















28.формы и методы научного познания. Метод познания можно определить как некоторую специфическую процедуру, состоящую из последовательности определенных действий или операций, применение которых либо приводит к достижению поставленной цели, либо приближает к ней.Научное исследование представляет собой развитую форму рациональной деятельности, которая не может осуществляться по каким-то фиксированным правилам.

В теории науки и методологии научного познания разработаны различные классификации методов. Одновременно наблюдение, измерение, практический экспе­римент относятся к эмпирическим методам, как и сопровождающие их доказательство или выведение следствий. Такие методы, как идеализация, мысленный эксперимент, восхождение от абстрактного к конкретному, являются теоретическими методами. Существуют методы, приспособленные преимущественно для обоснования знаний (эксперимент, доказательство, объяснение), другие направлены на открытие (наблюдение, аналогия, мысленный эксперимент).
Итак, научное познание представляет собой отношение субъекта и объекта; обладает специфическим языком и включает в себя различные уровни, формы и методы: эмпирическое исследование (научный факт, наблюдение, измерение); тео­ретическое исследование (проблема, гипотеза).


Обычно в чувственном познании, составляющем основу эмпирических методов научного познания, выделяют три основные формы - ощущения, восприятия и представления.  Ощущения - это наиболее элементарные чувственные данные, своего рода "сенсорные атомы" чувственного познания. Как правило, они просты по сенсорной модальности, т.е. представляют из себя чистый звук, цвет, вкус и т.д., и, кроме того, мгновенны во времени.

Восприятия - это уже более интегральная форма чувственного познания, представляющие из себя комплексы ощущений, организованные в пространстве и времени. Именно с восприятиями мы имеем дело в обычном состоянии сознания, когда воспринимаем длящиеся во времени зрительные образы, состоящие из множества цветов, степеней света-тени, или когда слушаем музыку, воспринимая множества аккордов, сменяющих друг друга во времени
. Представления являются еще более высоким уровнем организации чувственного восприятия, объединяя в себе множество восприятий в пространстве и времени
.



27. проблема истины и её критерии
. Проблема истины является  ведущей  в  философии  познания.  Все  проблемы


теории познания, изучение которой мы начали на прошлой лекции касаются  либо

средств и путей достижения истины (чувственных и рациональных,  дискурсивных

и интуитивных), либо форм существования  истины  (понятие  факта,  гипотезы,

теории), либо методов её познания, форм ее реализации

Современная  трактовка  истины  включает   в   себя   следующие   моменты


характеристики:

  1) Объективность, она - в обусловленности реальной действительности в

которую входит -объективная  реальность,  субъективная реальность она - в

связи с предметно^чувственной деятельностью человека, с практикой

она - в независимости содержания истины от отдельных людей

  2) Субъективность, поскольку истину познают  люди  она  субъективна    по

своим     внутренним   идеальным     содержанию     и     форме   (например,

всемирное     тяготение изначально присуще миру, но истиной стала  благодаря

Ньютону)

  3) Истина есть процесс,  она  не  постигается  сразу,  целиком  в  полном

объёме, а постепенно углубляется и вместе с тем всегда неполна и неточна
.


В истории науки и философии высказывались разные точки зрения на критерий

Истины.

Так,  Декарт

критерием истинных знаний считал их ясность самоочевидность. Фейербах  такой

критерий искал в чувственных данных.

Коренным пророком этих критериев то, что они находятся в самом знании,  в

его особых привилегированных частях. Необходим критерий, который  был  бы  и

теоретическим и  внетеоретическим, отличался бы от субъективных процессов познания  и  от  объективных

естественных процессов.

Такими  свойствами  обладает  практика,  но   во   всём   её   объёме   и

историческом развитии. При этом практику,  дополняют  и  другие  критерии  -общезначимость ,прагматизм,

когерентность, конвенционализм.













23.свобода необходимость. Упрощенчески-материалистическое понимание свободы воли человека, связывающее его только с необходимостью, даже познанной, фактически лишает человека этой свободы. По Бюхнеру свобода - это свобода человека со связанными руками, свобода птицы в клетке. Действительно, если все однозначно необходимо, если нет случайностей, возможностей, если человек действует как автомат, то не останется места для свободы.

Имеется и другая трактовка свободы, противоположная первой. Свобода - это "возможность поступать так, как хочется. Свобода - это свобода воли. Воля - по своей сущности всегда свободная воля".Свобода, может и не знать грани, отделяющей ее от ошибочных, а то и явно преступных действий человека. Свобода нередко вступает в конфликт с элементарными нормами жизни.

Одной из наиболее разработанных концепций свободы является экзистенциальная концепция Н. А. Бердяева. Он считает, что связь свободы с природной или социальной необходимостью лишает подлинную свободу всякого смысла. Материальный мир причинен, принудителен, а подлинная свобода безосновна.

В истории философии проблемы взаимосвязи свободы и необходимости существует три наиболее общих подхода: - детерминизм (абсолютизирующий всевластье необходимости и, по сути, отрицающий свободу воли);
- индетерминизм (гипертрофирующий, напротив, автономию воли, противопоставленной необходимости); - принцип единства, взаимообусловленности свободы и необходимости.
Конструктивным основанием для решения проблемы является третий подход, в рамках которого свобода и необходимость рассматриваются диалектически.
На основе результатов диалектического подхода свобода может быть представлена как осуществление субъектом власти над объектом в соответствии со своими потребностями (прежде всего — потребности самореализации). Осуществление этой независимости по отношению к необходимости предполагает:
1) познание необходимости;
2) выработку программы деятельности (на основании познанного);
3) реализацию этой программы на практике.

19.понятие движения.движение как способ существования материи.анализ механицизма. Движение — это атрибут материи, связанный с любым изменением моментов объективной реальности. В диалектическом материализме движение — объективный способ существования материи, её абсолютный неотъемлемый атрибут, без которого она не может существовать и который не может существовать без неё; согласно данному мировоззрению движение абсолютно, а покой относителен, так как является движением в равновесии. Диалектический материализм рассматривает движение как способ существования материи. В мире нет, и не может быть движения без материи, как и материи без движения. Движение как абсолютный способ существования материи существует в бесконечно многообразных видах и формах. Эти виды и формы являются объектом изучения конкретных естественных и гуманитарных наук. Следовательно, рассматривая движение как способ существования материи, диалектический материализм утверждает, что источник движения следует искать не вне материи, а в ней самой. Мир, Вселенная при таком подходе представляет как самоизменяющаяся, саморазвивающаяся целостносьдиалектический материализм рассматривает пространство и время как объективные формы существования материи. "В мире нет ничего, кроме движущейся материи и эта материя движется не иначе как в формах пространства и времени", - писал В. И. Ленин в "Материализме и эмпириокритицизме" Механицизмспособ объяснения движения и взаимодействия изучаемых объектов исходя из механических закономерностей. В истории философии и науки М. проявлялся в нескольких формах. Одна из них связана с рассмотрением движения как внешнего по отношению к неизменяющейся, вечно самотождественной субстанции, являющейся носителем движения В философии Нового времени развитие и обоснование этой формы М. оказываются связанными с расчленением знаний о субстанции (материи) и движении в различных областях науки, допущением существования особых видов 'невесомой' материи и особых природных сил соединения их с изучаемыми изменениями тел. Другая историческая форма М. связана с употреблением понятия движения в одном узком смысле: как пространственного перемещения тел. Третья историческая форма М., которая существует и в настоящее время, связана с крайностями применения метода редукции более сложных форм движения к более простым, когда игнорируется многоуровневость внутренне противоречивой природы движения и


58.понятие общественного прогресса.его критерии  Прогресс (от лат. progressus — движение вперед) есть такое направление развития, которое характеризуется переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Заслуга выдвижения идеи и разработки теории общественного прогресса принадлежит философам второй половины XVIII в., а социально-экономической базой для самого возникновения идеи общественного прогресса послужило становление капитализма и вызревание европейских буржуазных революций.Кондорсе (как и другие французские просветители) считал критерием прогресса развитие разума. Со­циалисты-утописты выдвигали нравственный критерий прогрес­са. Еще одна точка зрения на общественный прогресс принадле­жит Г. Гегелю. Критерий прогресса он усматривал в сознании свободы. По мере роста сознания свободы происходит поступа­тельное развитие общества. обширной литературе, посвященной общественному прогрессу, в настоящее время нет единого ответа на главный вопрос: каков общий социологический критерий общественного прогресса. сама постановка вопроса о едином критерии общественного прогресса бессмысленна, поскольку человеческое общество - сложный организм, развитие которого осуществляется по разным линиям, что и делает невозможным формулировку единого критерия.. Однако уже при самой формулировке такого критерия налицо существенные расхождения…

    


1. Сочинение Золотой луг
2. Диплом Рекламна кампанія підприємства ЗАТ Пирятинський сирзавод
3. Реферат Чимор
4. Реферат СМИ и общественное мнение
5. Реферат на тему Новообразования
6. Реферат на тему Сотовая связь Плюсы и минусы мобильного телефона
7. Диплом Проверка показаний на месте Общая характеристика
8. Реферат Карл I король Англии
9. Реферат Припинення шлюбу
10. Контрольная работа Теоретические основы экологического права