Шпаргалка Шпаргалка по Философии 25
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-29Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
Мировозрение.
У каждого человека имеется свой взляд на мир. Мировоззрение-это совокупность наиболее общих взглядов и представлений об окружающем нас мире и месте человека в нем.
В М. выделяют: миропонимание, мировосприятие и мироощущение. Миропонимание - составляет интеллектуальную сторону М., мироощущение – эмоционально -психологическую. В структуре М. выделяют элементы: знания - повседневные, профессиональные, научные.; система ценностей и идеалов (представление о добре и зле); жизненная позиция, цель и смысл жизни, мотивы поведения людей.
Типы М.:
миф, религия, философия. Мифы являются древними сказаниями разных народов о богах и героях. В мифах отражены важнейшие вопросы о происхождении человека, мира, о жизни и смерти.
Религия-это форма М.,в которой освоение мира осуществляется путем разделения его на естественный, земной, сверъестественный.Религия-это совокупность идей, настроений, действий и организаций связанных в верой в сверхъестественное.
Философия-это теоретическая система знаний, а мифы однобоко искажают действительность.
Специфика философии как способа освоения действительности. Роль философии в жизни человека.
Человек испытывает духовную потребность в том, чтобы иметь целостное представление о мире. Для человека как разумного существа бесконечно важнее любой специальной научной теории представляется решение вопросов о Том, что же такое наш мир в целом, какова его основа, имеет ли он какой-либо смысл и разумную цель, имеют ли какую-либо цену наша жизнь и наши деяния, какова природа добра и зла, и т.д. Словом, человек спрашивает и не может не спрашивать не только как, но что, почему и зачем. На эти последние вопросы у науки нет ответа, точнее, она их и не ставит, и не может разрешить. Разрешение их лежит в области философского мышления.
Философия же дает систему знания о мире как целом. Она не занимается простым сложением всех научных знаний, а интегрирует эти знания, беря их в самом общем виде и, опираясь на это, строит систему знания о мире как целом, об отношении человека к миру, т.е. о разуме, о познании, о нравственности и т.п. "Ее задача - не одна какая-нибудь сторона существующего, а все существующее, вся вселенная в полноте своего содержания и смысла; она стремится не к тому, чтобы определить точные границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а к тому, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.
Философия включает в себя учение об общих принципах бытия мироздания (онтология, или метафизика), о сущности и развитии Человеческого общества (социальная философия и философия истории), учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология), теорию познания (гносеология), проблемы творчества, этику, эстетику, теорию культуры.
- проблемы истории философии (древнегреческая натурфилософия (Гераклит, Элеаты, Демокрит), школа Сократа, Платон и Аристотель, Философия Средневековья, философия эпохи Возрождения, Английские философы XVII – XVIII (Бэкон, Гоббс, Локк), Декарт и Спиноза, философия франц. просвещ., Кант и Фихте, Маркс, Гегель, Фейербах, философия жизни (Шопенгауэр, Ницше) и др.).
Основной вопрос философии.
Основной вопрос философии - вопрос об отношении сознания к бытию, мышления к материи, природе, рассматриваемый с двух сторон: во-первых, что является первичным - дух или природа, материя или сознание - и, во-вторых, как относится знание о мире к самому миру, или, иначе, соответствует ли сознание бытию, способно ли оно верно отражать мир, познать мир.(агностицизм отрицает познание мира , скептицизм- сомневается в познании мира)
Материализм утверждает первичнось бытия материи и вторичность сознания, идеализм- первичность сознания вторичность бытия, дуализм –сознание и бытие независимы друг от друга.
В зависимости от понимания сущности человека выделяют способы философствования: натурализм, социоцентризм, теоцентризм, антропологизм.
натурализм -рассматривает человека как природное существо, как продукт природы.
Социоцентризм-как продукт общества, как социальное существо.
Теоцентризм- человек как творение бога, все в человеке от бога.
Антропологизм- человек продукт самостроительства, человек сам себя создает, сам выбирает свою сущность.(КАНЮ)
Фил. Др.Индии
Буддизм — одна из первых религий добившихся мирового признания.
Буддизм учит, что под влиянием поступков человека его бытие постоянно меняется. Поступая плохо, он пожинает болезни, бедность, унижения. Поступая хорошо, вкушает радость и умиротворённость. Таков закон кармы (морального воздаяния), который определяет участь человека .
Суть учения:
Философия буддизма берёт свой отсчет с проповеди Будды о «четырёх благородных истинах», которые открылись ему в состоянии просветления. Темы истин: 1) о страдании; 2) причине страдания; 3) об устранении причины страдания; 4) о пути, что ведёт к прекращению страданий.
Фил. Др. Китая
Китай – страна древней цивилизации и богатого философского наследия. История философской мысли Древнего Китая восходит к началу I тысячелетия до н. э.
В древнекитайской философии просматриваются два типа мудрецов: конфуцианский и даосский. За ними стоят две концепции человека: политический человек у Конфуция и естественный человек у даосов /сторонников и последователей учения Лао-цзы и Чжуан-цзы/. Обе концепции с разных сторон шли к одному, а именно - к "золотой середине", то есть гармонии в Поднебесной.
Конфуцианство - это прежде всего морально-этическое учение, пытавшееся ответить на вопросы о том месте, которое каждый человек занимает в мире.
Даосизм — мощное направление древнекитайской мысли, его основателем считается китайский философ Лао-цзы.
Дао — это ничто, начало и конец мира, поскольку все материальные вещи рождаются из небытия, а затем, умирая, опять уходят в небытие.
Первое - ЯН считается мужским, подвижным, деятельным началом; второе - ИНЬ - женским, инертным, пассивным началом. При их вертикальном расположении между ними помещается третий - промежуточный элемент - ЦЗЫ, символ примирения и гармонии противоположностей - их дитя.
9. Средневековая европейская философия охватывает период с У до ХУ вв. Она уходит своими корнями в религии монотеизма. В основе христианского монотеизма лежат два принципа: идея творения и идея откровения. Идея творения лежит в основе средневековой онтологии, а идея откровения составляет основу гносеологии.
Основные черты средневековой философии: теоцеитризм, иерархичность, схоластичность. Теоцснтризм полагает Бога определяющим фактором мироздания. Фома Аквинский выделил ряд ступеней бытия по принципу полноты их совершенства: неорганическая природа, растения, животные, разумная душа человека, абсолютное бытие - Бог. Схоластика (школьная философия) пытается привести догмы церкви в известную систему, обосновать и развить их далее путем рассудка.
На протяжении нескольких веков велась борьба реализма и номинализма. Реализм (Августин, Фома" Аквинский) полагает, что подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии, а не единичные предметы, существующие в эмпирическом мире. Универсалии существуют до вещей и порождают их. Номинализм (Росцелин, Оккам) считает, что реально лишь единичное, а общее не обладает самостоятельным существованием и существует лишь путем абстрагирования.
Фома Аквинский, учение которого назовется затем томизмом, выдвигает ряд доказательств существования Бога
(перводвигатель, первопричина, первонеобходимость, абсолютное совершенство, целесообразное устройство мира).
10.
Философия эпохи Возрождения (ХУ-ХУ1 вв.) осуществляет переход от теоцентрического к антропоцентрическому пониманию мира. Характерные черты философии этой эпохи - гумашгзм. пантеизм, ориентация на искусство. Возрастает внимание к человеку, он - не просто природное существо, он творец самого себя, его свобода и достоинство -это высшая ценность, его способность творить - подобие деятельности Создателя. Возникает культ человека - творца, людей искусства, поклонение красоте, эстетизация всей жизни в этот период. Эпоха Возрождения не оставила великих философских систем, но дала таких гениев, как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Галилей и других творцов.
В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению
природы, пытается постичь ее в целом. Такой подход к познанию
природы получил название натурфилософии. Видными ее
представителями былиН. Кузанский, Н. Коперник, Парацельс,Дж. Бруно.
Природа трактуется в эту эпоху пантеистически. В переводе с греческого «пантеизм» означает «всебожие». Христианский Бог как бы сливается с природой, утрачивает внеприродный характер, а природа обожествляется. Например, знаменитый немецкий врач, алхимик и астролог Парацельс видит в природе некое живое целое, пронизанное магическими силами, которые находят проявление не только в строении и функциях живых существ, но и в неодушевленных стихиях. Вся природа, по Парацельсу, должна быть понята из трех алхимических элементов -ртути, серы и соли.
Н. Коперник создает новую, гелиоцентрическую систему, согласно которой Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца, помещенного в центр мира. Коперник считает, что Вселенная неизмерима и безгранична, Земля же очень мала по сравнению с ней.
Официальной философией в эту эпоху оставалась схоластика, но возникновение культуры гуманизма, значительные достижения в области естествознания привели к тому, что философия перестала играть роль служанки богословия и перспектива ее развития приобрела антисхоластическую направленность. Главной идеей средневековья был теоцентризм. Прежде всего возраждение проявилось в этике. Возобновление этических учений стоицизма и эпикуризма, направленных против христианской морали. Стремление всего живого к избежанию страданий. Душа есть единое и неделимое, способности есть ощущения, и это единственный источник познания. Наслождение – высшее благо. Дж. Бруно провозглашал существование безчисленных миров. Небесные тела составляют бесчисленные миры и образуют бесконечную вселенную в бесконечном пространстве., был противником схоластических методов осмысления природы.
12. Философия эпохи Просвещения
Философия эпохи Просвещения ХУШ в. утверждает мощь человеческого разума, прогресс науки, ее широкое распространение. Оптимизм этой эпохи обусловлен поднимающейся революционной буржуазией. В Англии эта эпоха представлена Дж. Локком, Д. Юмом, во Франции Ф. Вольтером, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, П. Гольбахом, Ж. Ламетри. Мыслители-просветители во Франции идеологически подготовили революцию.
Дж. Локк разработал принципы естественного права и эмпирическую теорию познания. К неотчуждаемым правам человека Локк относил три основных права: на жизнь, свободу и собственность (собственность человека есть результат его труда). Он утверждал, что не существует никаких - ни теоретических, ни практических - врожденных
идей. Все идеи возникают из опыта - внутреннего и внешнего. Внешний опыт - ощущение - возникает в результате действия вещей на наши органы чувств. Внутренний опыт - рефлексия - дает нам знание нашего собственного состояния (мышление, волнение и пр.).
Ф. Вольтер считал философию великим орудием разума в борьбе против неразумного, отживающего устройства общества. Выступая за религиозную свободу, он считал, что общество должно обеспечивать политическое и юридическое равенство людей.
Д. Дидро был атеистом, обосновывал атеизм материалистическим мировоззрением. Природа существует сама по себе, не нуждаясь ни в каком сверхприродном начале. Материя вечна и обладает движением как своим необходимым свойством. Человек рассматривается как часть природы, он от природы добр, злым его делают несовершенные общественные отношения, которые и нужно исправлять путем просветительской работы.
Французские философы защищали материализм в его механистической форме, пришедшей от Ньютона, и метафизическом виде. Религию они рассматривали как духовное оружие порабощения народа и опору тирании. Путь освобождения людей от религии и суеверий лежит через просвещение.
Гольбах признавал необходимость природы как единственную силу, управляющую миром и людьми, и отрицал случайность, полагая, что последняя является результатом нашего незнания.
Недостатками философии французских мыслителей были: механицизм, метафизика, созерцательность, непонимание роли практики в познании и идеализм в понимании общественной жизни.
13. Представителями немецкой классической философии были И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель, Л. Фейербах.
И. Кант (1724-1804) сначала занимался вопросами естествознания, а затем философии. Кант признает существование материального мира, называя его «вещью-в-себе». Но ощущения, которые возникают в результате воздействия «вещи-в-себе» на наши органы чувств, субъективны, они не отражают ее свойства. В результате мир остается по ту сторону познания, он непознаваем, не превращается в «вещь-для-нас». Многообразие ощущений упорядочивается с помощью доопытных, априорных форм чувственности, которые есть у человека - пространство, время, причина.
Основные интересы Канта объединяются в рассмотрении следующих вопросов: что я могу знать, что я должен делать, на что я могу надеяться, что такое человек? На первый вопрос отвечает теория познания, на второй - этика, на третий - религия, четвертый - главный вопрос философии.
Говоря о морали, Кант формулирует категорический императив: поступай так, чтобы человек и человечество всегда были только целью, но не средством.
Гегель (1770-1831) - философ, которого признали при жизни великим. Он был объективным идеалистом. Все мировое развитие он представил как развитие абсолютной идеи. Она развивается и движется к самопознанию. При этом
она проходит три стадии - чистое мышление, природа, общество. Гегель рассматривал свою систему как философию, венчающую собой развитие человечества, в которой достигнута абсолютная истина.
Гегель создал диалектику как учение о всеобщей связи и развитии. Он сформулировал три закона диалектики: закон взаимного перехода количественных изменений в качественные, закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания.
Философия Л. Фейербаха (1804-1872) знаменует отход от гегелевской философии, которая господствовала в Европе. В 1841 г. он выпускает книгу «Сущность христианства»,, где критикует идеализм и религию, разоблачает те иллюзии, которые составляют сущность религиозного сознания. Фейербах приходит к выводу, что не Бог создал человека, а, наоборот, человек создал образ Бога. Корни религии, по его мнению, в невежестве и в чувствах человека (страх, надежда, утешение, фантазия, иллюзия бессмертия и др.).
Характерной чертой материализма Фейербаха был антропологизм, универсальным предметом философии у него выступает не дух, не природа, а человек. У Фейербаха человек - природное существо, люди связаны между собой только природными, естественными связями. Ни историческая эпоха, ни классовая (сословная, национальная, профессиональная) принадлежность значения не имеют. Что человек является продуктом общества Фейербах не понял. В области общественной жизни он остался идеалистом, полагая, что мнения правят миром^движущей силой исторического процесса является разум.
14. К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895) создают философию, которая ставит своей целью не только объяснить, но и изменить мир. Создавая свое учение, они опирались на последние достижения науки, причем Энгельс подчеркивал роль трех крупных открытий: создание клеточной теории, открытие закона сохранения и превращения энергии, эволюционная теория Дарвина. Соединив материализм Фейербаха и диалектику Гегеля, Маркс и Энгельс создают диалектический материализм. Маркс достроил материализм доверху, показав, что в истории первичным является общественное бытие, а не общественное сознание. В основе общества лежит не разум, а материальное производство. Марксизм показал решающую роль практики в процессе познания, а также изменил предмет философии.
15. иррационализм.
Относится к Современная зарубежная философия Х1Х-ХХ вв.
Его сторонники (А. Шопенгауэр, Ф. Ницще, 3. Фрейд) противопоставили разумности мира идеи о том, что мир неразумен, человеком управляет не разум, а слепая воля, инстинкт, страх, отчаяние, бессознательное.
В основе мирового процесса, по Шопенгауэру (1788-1860), лежит действие слепой, бессознательной силы - воли к жизни. Эта сила бессмысленна, как и сама человеческая жизнь, потому что каждый из нас обречен на смерть, а многие на старость, болезнь и страдание. Воля в неживой природе проявляется как притяжение, магнетизм, в мире животных как стремление к сохранению жизни, в обществе в виде воли государств, народов, на человеческом уровне воля выступает в виде страстей: властолюбие, любовь, мстительность и т.д. Мир не стал лучше из-за развития науки и техники. Время враждебно человеку, оно безжалостно и неумолимо в целом, жизнь людей - это безнадежное длительное угасание и горе.
Ф. Ницше (1844-1900) также поместил в центр философии волю, но взятую в качестве «воли к власти». Он восхваляет жизненный инстинкт, аристократическую культуру и отвергает науку, мораль, религию, рациональное сознание, все, что мешает воле к власти. Ницше производит переоценку ценностей европейской культуры. Все, что стремится к жизни, не может жить без иллюзий. Справедливость жизни совсем не нужна, так как жизнь несправедлива по своему существу. Ницше создает культ сильных личностей, которые способны вести за собой безвольные массы людей. Сверхчеловек может создать новую мораль, новые мифы взамен старых мифов. Идеи Ницше были использованы фашизмом, хотя идеи национализма и социализма Ницше не разделял.
3. Фрейд (1856-1939) - австрийский врач-психиатр, основоположник психоанализа. Психоанализ - это психотерапевтический метод лечения неврозов, основанный на технике свободных ассоциаций и анализе ошибочных действий и сновидений как способе проникновения в бессознательное. Главным в психоанализе было открытие бессознательного, его специальное изучение и философское толкование. В сознании выделяют три структуры: 1) «Оно» - бессознательное сексуальное начало, подчиненное принципу удовольствия, изначально иррациональное и аморальное; 2) «Сверх-Я» - это общественные нормы
и социальные установки; 3) «Я» - индивидуальное сознание человека. Лошадь («Оно») несет всадника («Я») к удовольствиям и управляет ею он с помощью стремян («Сверх-Я»). По мере развития цивилизации, культуры человек отлучается от инстинктов, но иногда они вырываются наружу в виде неврозов, стрессов, социальных бунтов, «эдипова комплекса».
16.Позитивизм
'Большим влиянием в философии Х1Х-ХХ вв. пользовался позитивизм, который прошел несколько этапов в своем развитии (позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм, постпозитивизм).
Основателями позитивизма были О. Копт (1798-1857) и Г. Спенсер (1820-1903). О.Конт полагал, что человеческий ум проходит три стадии развития. На первой, теологической, стадии люди объясняют наблюдаемые процессы сверхъестественными причинами. На второй, философской, стадии - абстрактными причинами; на третьей, позитивной, стадии люди не претендуют на выявление объективных законов, а только описывают изучаемые процессы. Философия не нужна, ибо «наука сама себе философия».
Второй этап позивитизма - это эмпириокритицизм Э. Маха (1838-1916) и Р. Авенариуса (1843-1896). Они считали, что чистый опыт выше материализма и идеализма. Элементы мира, по Маху, состоят из психического (идеального) и физического (материального), которые отдельно не существуют. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» показал, что махизм - это не третья линия философии, а скрытый субъективный идеализм.
Третий этап позитивизма - это неопозитивизм (Р. Карнап, Л. Витгенштейн и др.), который возник в 20-х годах XX века. Его сторонники считают, что основные философские проблемы бессмысленны, потому что не допускают проверки с помощью чувственного опыта (верификации). Отказавшись от мировоззренческих проблем, философия должна заниматься логическим анализом языка науки. Все содержательные высказывания предлагалось • свести к протокольным, базисным предложениям.
Сведение философии к анализу языка было обусловлено культом точности, строгости знания, стремлением сделать философию наукой. Некоторые неопозитивисты были выдающимися логиками и математиками (Г. Фреге, Б. Рассел и др.).
Четвертый этап позитивизма - постпозитивизм (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос и др.). К. Поппер заменяет принцип верификации принципом фальсификации (опровержения). Научный смысл имеют те предложения, которые могут быть опровергнуты. Поппер выступил с идеей существования трех миров: физических объектов, индивидуального сознания и объективного содержания мышления, включающего теории, проблемы, гипотезы, художественные произведения.
17. Прагматизм официальная философия Америки - ночник В 70-е годы XIX в. (Ч. Пирс, У. Джемс, Дж. Дьюи). Название учения происходит от понятия «прагма» - действие, дело. Человек живет на основе веры, привычки. Думает только в одном случае из ста, когда привычка отказывает. Главное - добиться успеха, для чего нужно, во-первых, слушать тех, кто добился его (а не профессиональных философов, учителей, блаженных), и, во-вторых, упорство в достижении поставленной цели.
Прагматики отрицают все общие понятия, считая реальным все то, во что мы верим. Мир, по их мнению, полон превратностей, хаоса, в нем нет необходимости, а царит случай. Прагматизм отрицает объективную истину и отождествляет истинность с эффективностью, полезностью. Истина - это то, что выгодно, что ведет к успеху. Идеи прагматизма оказались созвучными умонастроению среднего американца с его нелюбовью к абстрактным теориям, практицизмом и культом успеха.
18. Экзистенциализм или философия существования, возник в 20-е годы XX в. в Германии (М.Хайдегтер, К.Ясперс) и во Франции (Ж.-П.Сартр, А.Камю). Предшественниками экзистенциализма считаются С.Кьеркегор и Ф.Достоевский. Экзистенция означает не бытие, а неподвластный контролю и разуму поток переживаний индивидуума. Это существование предшествует сущности. Сущность - это то, чем становится человек, что он выбирает. Сущность постижима разумом, а экзистенция иррациональна.
Мир абсурден, как действия Сизифа, а жизнь полна трагедий, она ведет к смерти. Основной вопрос философии, по Камю, это вопрос о самоубийстве.
Большое место занимает в этой философии понятие свободы. Свобода - это выбор сущности. Человек может выбрать свободу и может отказаться от свободы. Если он выбирает свободу, он возлагает на себя тяжелое бремя, опасность, ответственность. Поэтому многие люди отказываются от сзободы, поступают «как все».
В жизни человека выделяется три периода. Сначала он живет, не задумываясь обо всем, - неподлинное существованияЗатем лет в 35 появляются болезни, потери близких, мысли о смерти — наступает пограничная ситуация. После нее человек может выбрать подлинное существование.
У Кьеркегора человек проходит также три стадии: эстетическую, этическую и религиозную. На первой у человека нет выбора, он живет по стандартам общества, стремится к наслаждениям. Но на этической стадии нарастает экзистенциальный страх и человек делает выбор между удовольствием и долгом, жизнью и смертью, как Сократ. На религиозной стадии человек не думает о себе, а только о Боге,
он порывает связи с миром. Примером этого служит праотец Авраам, согласный принести в жертву своего сына.
Экзистенциализм распространен среди творческой интеллигенции, -' части европейского студенчества.
19. Русская философия представляет собой оригинальное образование философской мысли. Особенностями русской философии являются ее молодость (ее история составляет три столетия); обращенность к человеку, его положению и судьбе; социальная ориентированность, обращенность к актуальным проблемам жизни (поиски ответа на вопросы: что делать? кто виноват?); малое количество философских работ (философские идеи распространяются через публицистику, письма, художественную литературу); трагическое взаимодействие с государством (судьба А. Н. Радищева, П. Я. Чаадаева, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Бердяева, Г. Г. Шпета, П. А. Флоренского и др.); особое отношение философии и религии (православие против философии); обращенность к Космосу (Н.Ф.Федоров, К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский); большое внимание к истории страны, судьбе русского народа, анализ «русской идеи».
Вклад ее в мировую философию невелик, это разработки идей анархизма (М.А.Бакунин), экзистенциализма (А.И.Шестов, Н.А.Бердяев) и космизма.
20. Основные представители русской философии.
Русская философия представляет собой оригинальное образование философской мысли. Особенностями русской философии являются ее молодость (ее история составляет три столетия);
Первым оригинальным русским философом был П. Я. Чаадаев (1794-1856). За опубликование «Философического письма» в 1836 г. он был объявлен сумасшедшим. В центре его объективного анализа -история России. Он писал, что любовь к истине есть более сильная страсть, чем любовь к родине. Россия, - по его мнению, отсталая крепостническая страна, находится на обочине истории, православие запятнало себя освящением рабства: «Прошлое России - пусто, настоящее - невыносимо, а будущего у нее нет». Если господь Бог создал Россию, то как пример того, что не должно быть. Русские склонны к-, рабству и охотно терпят тиранию. Следует сменить религию и делать выводы из истории страны. Народ надо воспитывать, и страна должна пойти по пути Запада.
Основателем философии всеединства был В. С. Соловьев (1853-1900). Он поставил задачу соединить религию, науку и философию. Для Соловьева общей категорией является душа, которая объединяет интеллект и материю.
Наиболее видным русским философом XX в. был Н. А. Бердяев (1874-1948). В 1922 г. он был изгнан из России вместе с другими представителями интеллигенции, не признававшими Советскую власть. По своим взглядам Бердяев является религиозным экзистенциалистом, основные категории его философии - свобода, Бог, творчество, личность.
Бердяев - философ трагической свободы. Свобода обречена на трагедию, ибо вступает в противоречие с природными законами, с обществом, с коллективом и, наконец, с Богом.
Изначальная свобода иррациональна, она укоренена в «ничто», существует до Бога. Если принять учение о сотворении свободы Богом, то придется сделать его ответственным за зло, а это противоречит идее, что Бог всеблаг и всемогущ.
Главный пафос учения Бердяева в этике. Выделяются три формы этики: этика закона (Ветхого завета), этика искупления (любви, сострадания), этика творчества (во время творческого акта с человека снимается печать первородного греха, он становится со-равным Богу).
21/ Проблема бытия.
Онтология- наука о бытие.
Под бытием понимается предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Сущее-это то что нас окружает. Существование:
-в физическом смысле, быть участником какого-то действия.
-в биологическом - жить, дышать, размножаться.
-в соц-ом – чувствовать, мыслить, действовать.
Существование в биол. и соц. смысле дает понятие бытия.
Формы бытия:
Бытие вещей, процессов, состояние природы;
Бытие вещей, процессов, произведенных человек;
Бытие человека
Бытие духовного
Бытие социального.
Категория философии является понятие материи. Материя есть определенная конкретная субстанция, из которой состоят все тела. Фалес полагал, что субстанция является вода, анаксимен-воздух, геракл-огонь, демокрит-атомы.
22. Чувственное познание
Чувственное и рациональное взаимосвязаны друг с другом, с этим согласны многие философы. Без рационального чувственное предстанет многообразием, в котором нет единства. Рациональное без чувственного становится чем-то блеклым, лишенным жизни. Познание имеет чувственно-рациональный характер.
Рациональное познание осуществляется в форме понятия, суждения и умозаключения.
понятие - это мысль-обобщение, позволяющее объяснить смысл данного класса вещей.
Суждение - это мысль, утверждающая либо отрицающая что-либо. Сравним два выражения: "Электропроводность всех металлов" и "Все металлы проводят электрический ток". Умозаключение есть вывод нового знания. Умозаключением будет, например, такое рассуждение:
Все металлы - проводники
Медь - металл
________________________
Медь - проводник
Умозаключение должно быть проведено "чисто", без ошибок.
Интуиция - это непосредственное неосознанно полученное знание. Интуитивное знание может быть как чувственным, так и рациональным.
Есть философские школы, которые причисляются к интуитивизму. По Лосскому, между человеком и миром всегда есть координация, это и есть интуиция. Интуиция поддается тренировке. Она весьма к месту там, где требуется принять быстрое решение.
. 23. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РУССКОЙ ФИЛ. 19 - нач. 20 в.
Фил. мысль в Р. формировалась под влиянием общемировой фил. Однако специф Р фил во многом складывалась под влиянием социально културных процессов, происходивших на Руси. Христианизация Р. сыграла огромную роль в становлении рус. фил мысли.
Первым р мыслителем мир уровня был конечно же Ломоносов (1711 - 1765). - гениальный ученый-энциклопедист.
А.Н. Радищев (1749 - 1802). - отстаивал материалист фил позиции, считая, что “бытие вещей независимо от силы познания о них и существует по себе”. Впервые в рус. мысли сиситематически разрабатывал пробл человека.
Выдающимся рус фил и социальным мыслителем был П.Я. Чаодаев (1794-1856). Его общефил концепция - дуалистическая. Физ мир построен из атомов и молекул, т.е. эл-тов материальных, из кот образуются все тела. Тела сущ в простр, кот есть объективная форма вн мира, и во времени, кот субъективно. Движ и взаимодействие рассматривалось им в духе механисцизма, кот, однако, ограничивался миром физ явлений. Сознание чел не подчин мех закономерностям природы, а явл. р-том бож творения. Познание по Ч. тоже дуалистично: в обл естествознания действуют рационалистические и эмпир. методы, а в дух мире, объекты кот обладают свободой, действует откровение.
Человек есть объективное единство 2 миров - физ и духовного, как существо свободное, кот в своем истор бытиии подчинено диалектике необходимости и свободы. На понимании соотношения необходимости и своб во многом строится и концепция фил истории Ч, связанная прежде всего с заботой о судьбе России. Здесь его взгляды эволюционировали. В нач период он считал необходимым тотальное единство рода человеческого (применительно к Р - единение Р с др народами) Затем взгляды Ч в отношении судеб Р изменились. Он стал рассм оторванность Р от мир истор процесса как преимущество, кот позволит быстро овладеть достиж зап цивилизации, избегнув при этом присущих ей пороков.
Своеобр направлением в Р фил явились воззрения славянофилов. А.С.Хомякова (1804-1860) и И.В.Киреевского
(1806-1856). В центре их внимаия нах судьбы Р и ее роль в
мир истор процессе. В самобытности истор прошлого они видели
залог всечеловеческого призвания Р., тем более, что по их мнению,
зап культура уже завершила круг своего развития и клонится к
упадку, что выраж в порожденном ею чувстве обманутой надежды и
безотрадной пустоты. Славяноф. развивали основанное на
религиозных представлениях учение о чел и обществе. Хомяков –
учение об иеархической структуре души и ее “центральных
силах”. Киреевский - “внутреннее средоточие духа”. Достиж
целостности чел и связанное с этим обновление общ жизни они
видели в идее общины, дух основа которой - церковь. Первоначало
всего сущего - бог. Истор прогресс связан с отысканием “дух
смысла”. Сущность мира м.б. познана лишь синтезом всех
духовных функций чел, так называемой “Разумной
Зрячестью” или “живознанием”, исходное начало кот - религия.
Материалисты В.Г.Белинский(1811-1848). А.И.Герцен
(1812-1870), Н.Г.Чернышевский (1828-1889), Н.А.Добролюбов
(1836-1861), Д.И.Писарев (1840-1868). Они являлись не только
филос теоретиками, но и идеологами р. рев демократии. Р ф
прошли поучительную школу нем клас фил и Фр просвещения.
После глубокого увлечения гегельянством р фил повернулась в
стор мат-ма (не без помощи Феерб), стремясь однако
сохранить диалектичность. Они обосновали принцип единства
сознания и бытия, первичность матер по отнош к сознанию,
идею о том , что созн есть св-во не всей, а только высокоорганиз
материи - мозга.
В природе, по Чернышевскому, нечего искать идей: в
ней лишь разнооформленная материя с разнородными качествами,
в р-те столкновения кот и начинается жизнь природы.
Обосновали принцип постояной эволюции
общественной истории. Герцен: природа и челов история
вечно и непрерывно изменяются, они течение, прелив, движение,
причем движ происходит посредством борьбы 2 противопол
тенденций: возникновения и разрушения. Развитие идет
через противоречия, борьбу нового со старым, отрицанием
отжившего нарождающимся.
Самобытным р мыслителем был Лев Толстой
(1828-1910). Подвергая критике общ-полит устройство Р, Т
уповал на нравственно-религиозный прогресс в сознании чел.
Идею истор прогр он связывал с решением вопр о назначении
чел и смысле жизни, ответ на кот должна дать созданная им
истинная религия. В ней он признавал лишь этическую сторону,
отрицая богословские аспекты. Отказ от любой борьбы,
непротивление злу, проповедь всеобщей любви. “Царство божие
внутри нас” - он неприемлилобычное рел понимание бога. Всякая
власть - насилие — отрицание гос-ва. Т.к. он отвергал
борьбу то упразднение гос должно произойти путем отказа
каждого от выполнения общ и гос обязанностей.
Ф.М.Достоевский. (1821-1881). В своих обществ-
полит исканиях он пережил несколько периодов. Увлекался
идеями утопического социализмат (в кружке Петрашевцев). Затем в его взглядах произошел перелов, связ с усвоением религиозно-нравств
идей. Исповедывал идеи почвеничества, ля кот хар-но
религ ориентированность фил осмысления судеб рус истории.
Вся истор. человечества с этой точки зрения представлялась как
борьба за торжество христианства. Р народ - миссия, носитель
высшей дух истины.
Одним из выдающихся р фил. был Вл. Соловьев
(1853-1900). На его взгляды б. влияние оказала христ
литер, идеи неоплатонизма, теософии, средневекового мистицизма,
нем клас фил и отчасти славянофилов. Общественно-истор задача
ф - спасение челов и человечества. Необходимо подготовить
чел к восприятию христ ценностей Центр идея учения –
идея положительного всеединства или “всеединого сущего”.
Это всеединство являет собой совершенный синтез истины,
добра и красоты. Всеединое сущее - сфера абсол,
божественного - обладает признаками безусловности и
всецелости. Реальный мир - самоопределение или
воплощение абсолютго-сущего., посредник между ними –
София (мудрость божия). Материальный мир находится в
хаотическом состоянии. Челов является центром всеобщего
сознания природы. Его роль - роль освободителя и спасителя
прир. Человечество - посредник между прир и божетвом.
Чел должен изменять прир до ее одухотворения. Отсюда
цель мир истории - единство бога и внебожественного
мира, возглавляемого человечеством. Нравственный смысл
личности, являющейся связ звеном между бож. и природными мирами, реализуется в акте любви к др человеку, к природе, к богу. Истинный предмет любви - Вечная Женственность, линый образ всеединства.
В обществе идея “всеединства” раскрывается как богочеловеческий союз людей, как некая вселенская церковь, объединяющая всех и способствующая установлению на земле царства божьего. Залогом такого всеед явл объединение катол и правосл церквей.
В истории р фил идеализма С оказал б. влияние на целую плеяду религиозно фил мыслителей (Н.А.Бердяев, Е.С. и С.Н. трубецкие, П.А.Флоренский, С.Л.Франк...) которые составили течение богоискательства со свойственным ему иррационализмом, персонализмом и мистическим пониманием свободы и творчества.
Нельзя не упомяныть Г.В Плеханов
24. Истина
. Истина:
- адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящим реальность такой, какой оноа есть сама по себе, вне и внезавсимо от сознания.
Истина ограниченна ибо она отражает объект не целиком, а в известных пределах, которые постоянно изменяются и развиваются. Относительная истина есть ограниченно верное знание о чем-либо. Абсолютная истина - такое содержание знания, которое не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно поддерживается жизнью.
Критерий истины заключается в практике. Некоторое положение является истинным если можно докзать, применимо ли оно в конкретной ситуации. Конечно нельзя забывать что практика не может полностью потвердить или опровергнуть то или иное высказывание. (пример делимость атома). Практика постоянно развивается, поэтому расширяются и границы той или иной истинны. Практика многогранна - от эмпирического опыта до строжайшего научного экспeримента. В процессе развития истинного знания, наука и практика все больше выступают в неразрывном единстве.
25. Методы научного познания
1)метод восхождение от абстрактного к конкретному.
2)метод моделирования и принцип системности состоит в тогм, что объект недоступный непосредственному исследованию заменяют его моделью.
3)Наблюдение-целенаправленное восприятие предметов действительности для получения непосредственных чувственных данных об объекте познания
4)Эксперимент-это способ чувственно-действительной действительности, когда явления изучают с помощью специальных условий, которые обеспечивают переход в чистом виде тех процессов.
5)Анализ-расчленение предмета на его составные части с целью их всестороннего изучения
6)синтез-противоположный анализу
7)индукция-метод, когда на основании об отдельном делается вывод об общем
8)дедукция-противоположный индукции
26/ глобальные проблемы современности
К глобальным относят проблемы, охватывающие систему «мир – чел-к» в целом и имеющие не локальный, а всеохватывающий планетарный характер. От их решения напрямую зависят жизнь общ-ва, судьба человеч-ва, состояние природ. среды, соц-й прогресс и развитие цивилизации. К глобальным проблемам относят в первую очередь экологич-е, демографич-е проблемы, проблемы кризиса культуры, войны и мира.
Причины возникновения глоб. проблем – усиленный рост потребностей чел-ка, возросшие масштабы технич. средств воздействия общ-ва на природу, истощение природных ресурсов. Характ-я особенность глоб. проблем – наличие тесной взаимосвязи между ними, при кот. обострение одной проблемы приводит к обострению всей цепочки проблем. Можно сказать, что глоб. проблемы – это сложный клубок след. проблем: медико-биологич-е проблемы здоровья; минерально-сырьевой кризис; прекращение гонки вооружения; сокращение ареалов нищеты и бедности; энергетич-й кризис; предотвращение использования средств массового уничтожения.
Особенную остроту приобрела проблема самоопределения наций и борьба за собств-ю независимость. Крайняя форма выражения протеста – террор. Все эти проблемы должны решаться комплексно, координировано, усилиями всего мирового сообщества.
Демографич. проблема обусловлена не только общим спадом рождаемости, но и необх-тью учета тенденции развития семьи и семейных отношений (непрочные, распадающиеся, неполные семьи, возникновение семей нетрадиц-й ориентации, не способ. к продолж. рода).
Глоб. экологич. проблемы требуют от ученых и предприним-лей большей ответственности за рез-ты своих исследований и деят-ти, усиления контроля со стороны государственно-правит-ных структур.
К числу глоб. относ. проблемы обострения гонки вооружения, атомной и ядерной угрозы, опасности радиоактивного загрязнения. Новые виды вооружения предлагают все более изощренные способы поражения человеч-ва, балансирующего на грани выживания.