Задача

Задача История развития 2

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-29

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 13.1.2025





«УТВЕРЖДАЮ»                                                                                             

НАЧАЛЬНИК КАФЕДРЫ №4

Подполковник                       В. ГРАБАРЬ

«    » __________  1998 г.
ЛЕКЦИЯ №2.

Тема: История развития философской мысли. Исторические типы философии.
Лекция    обсуждена    и    одобрена  

на    заседании   ПМК «Философия»

Протокол №     от «    » ______ 1998

Председатель   ПМК   «Философия»

полковник                          В. Карпов

 

План:


 Введение.

1.Предпосылки и условия зарождения философии.

2.Философия Древнего Мира и Средневековья.

3. Философия эпохи Возрождения и Нового времени.

 Заключение.
    Литература:


1. Основы философии. Учебное пособие. Под редакцией Е.В.Попова -                     Москва: ВЛАДОС, 1997 г. (Тема 2.).

2.  Канке В.А. Философия. - Москва: ЛОГОС, 1996 г. (с. 10 - 100).

3.  Введение в философию. В 2-х частях. Часть 1. Москва: ПОЛИТИЗДАТ, 1989 г. (с. 74 - 192).

4. Философия. Курс лекций. Под редакцией Е.Ф.Солопова. Москва: ВЛАДОС, 1997 г. (с. 251 - 285).

5. История философии. Под редакцией В.М.Мапельмана, Е.М.Пенькова. Москва: ПРИОР, 1997 г. (с. 11 - 255).
Время: 2 часа.
Аудитория: №
                                        ВСТУПЛЕНИЕ.
 В предыдущей лекции уже затрагивался ряд вопросов, относящихся к истории философии.


Задача этой лекции:


 - дать представление о ЛОГИКЕ развития мировой философской мысли, о тех важнейших проблемах, которые ставились перед человеком  и по-разному решались в истории философии на протяжении почти 2,5 тысячелетий.

 Актуальность темы
определяется самой сущностью истории философии.



      - Развитие и совершенствование мировоззрения будущего офицера возможно лишь на путях всестороннего изучения истории философии, выражающей всё духовное богатство человеческой мысли.

     - Изучение истории философии является необходимым условием овладения философией, развития способности теоретико-диалектического мышления.

     - Изучение истории философии формирует у курсантов интерес к науке, к актуальным её проблемам, в целом интеллект человека.

     - В истории философии, как ни в одной науке, наблюдается преемственность, критическая переработка, взаимосвязь идей и теорий прошлых философских систем с настоящим. Эта связь осуществляется через философские традиции. Одно поколение передаёт другому не только материальную культуру, но и свои идеи, мысли, теории, а это надо знать.

      - В современных условиях, когда объём необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, невозможно делать главную ставку на усваивание определённой суммы фактов. Важно развивать умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и общественно-политической информации.


Переходим к рассмотрению логики развития мировой философской мысли.
                                   ВОПРОС №1.
Предпосылки и условия зарождения философии.
  Реальный процесс возникновения развития и смены философских идей изучает особая наука - история философии.

  История философии - это история самосознания человеческой культуры, т.е. в конечном счете, сама мировая история, но не в эмпирическом, а в сущностном, категориальном выражении.

  Отражая историю человечества, в истории мировой философии ставились и решались разные проблемы, которые по-разному и ставились и решались.

  Философское наследие актуально и по сей день, имеет непреходящую ценность.
Каковы исторические типы философии?

  Это:

     -Философия древнего мира, включающая в себя:

                  -Индийскую философию

                  -Китайскую философию

                  -Античную философию

     -Философия средневековья

     -Философия эпохи возрождения

     -Философия нового времени 17 века

     -Философия эпохи просвещения

     -Европейская философия 19 века

     -Современная философия 20 века.
  Каждый из этих этапов философии отличался рядом особенностей:


  * Античная философия - развивалась под влиянием,

              -С одной стороны - мифологии,

              -С другой - формирующейся в Древней Греции науки.

  * Средневековая философия - развивалась в тесной взаимосвязи с религиозной формой сознания, господствующей в тот исторический период.

  * Философия эпохи Возрождения (15-16 в.в.) - развивалась под сильным воздействием искусства. Именно тогда начинается новое прочтение античной литературы; эстетический подход играет большую роль в формировании взглядов гуманистов.

  * Философия Нового времени (17 в.) - для неё характерна ориентация на науку. Причём под наукой понимали экспериментально-математическое естествознание, которое существенно отличалось от античной и средневековой науки, ещё не знавших эксперимента.

  * Философия эпохи Просвещения (18 в.) - основывается на критике религии, теологии, её важной функцией явилась идейная подготовка французской революции. Большое значение придаётся разуму как двигателю общественного прогресса.

  * Европейская философия 19 века - выступила в качестве «критической совести культуры», а её ведущие представители не просто сумели проникнуть в суть коренных интересов современников, но и встала на их защиту, включились в борьбу за решение серьёзных исторических задач. Этот период характеризуется тем, что мир начинает принимать форму индустриальной цивилизации - в странах Европы идёт смена общественно-политического строя (феодальные основы общества меняются на капиталистические).

  * Философия 20 века - характеризуется новым этапом западноевропейской, русской философии и связями с именами философов экзистенциалистов, неофрейдистов, с идеями философии жизни, идеологии франкфуртской школы и т.д. Новая эпоха с её ценностями и представлениями отразилась в философских учениях.

     По Гегелю философия есть «эпоха, отражённая в мышлении». При всём своеобразии этапов философии в разные периоды в развитии мысли сохранялась ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ, что позволяет говорить о ЕДИНСТВЕ историко-философского процесса.

     Говоря о генезисе (греч. Genesis - происхождение, возникновение) следует отметить, что философия формируется в тот период, когда традиционно - мифологические представления становятся неспособными удовлетворить новые мировоззренческие запросы.

    Менялись социально-экономические условия, рушились старые формы связи между людьми, они требовали от индивида выработки новой жизненной позиции. Философия и была одним из ответов на это требование.
Что она предлагала человеку?

* Новый тип самоопределения: не через привычку, а через собственный разум.

*  Философ говорил ученику: не принимай всё на веру, думай сам. На место обычая пришло образование.

 

ВЫВОД:

Таким образом:

   - Философия отражает трагическое противостояние между традицией, и новыми отношениями (формированием права и государства).

   - Философия - именно такой тип мировоззрения, который во все времена передавал в теоретической или художественной форме крзисность эпохи и рождение новой культуры.
ВОПРОС №2.
Философия Древнего Мира и Средневековья.
1. Философия Древнего Мира.

    Философию Древнего Мира разделяют на:

n   философию Древнего Востока

n   Античную философию.

1. Философия Древнего Востока представлена культурами Древнего Египта, Вавилона, Индии и Китая.
                            А. Древний Египет и Вавилон.
       Первые философские представления стали складываться в Древнем Вавилоне и Древнем Египте, где рабовладельческие общества образовались ещё в 4-3 тыс. до нашей эры и, стало быть, появилась возможность некоторым людям заниматься умственным трудом.

     Зарождение философской мысли протекало неоднородно, под воздействием двух мощных процессов:

     - с одной стороны – космогонической мифологии

     - с другой – научных знаний.

  Это отразилось на её характере.

 Черты:

   1. Философская мысль включала в себя представления о материальной первооснове мира. В качестве таковой выступала  вода - источник всех живых существ.

    Часто упоминался в древнеегипетских памятниках воздух, заполняющий    пространство и «пребывающий во всех вещах».

   2. «Теогония» и «космогония» Древнего Египта.

   Большая роль отводилась светилам, планетам и звёздам. Они играли роль не  только для исчисления времени и для предсказаний, но и как творящие мир и  постоянно действующие на него (мир) силы.

 3.  Зарождение в философии скептицизма в отношении религиозной мифологии.

  Письменные памятники:

    -«Книга мёртвых» - самая древняя книга в мире.

    -«Диалог господина и раба о смысле жизни»

    -«Песня арфиста»

    -«Беседа разочарованного со своим духом».
ВЫВОД:



   Философская мысль здесь (Египет, Вавилон) ещё не достигла уровня  характерного для более развитых стран того времени. Тем не менее, воззрения египтян оказали существенное влияние на последующее развитие науки и философской мысли.
                                           Б. Древняя Индия:
         В Индии философия возникла (как свидетельствуют памятники индийской философской культуры) во 2 - начале 1 тыс. до нашей эры, когда вторжение Ариев (скотоводческих племён) с северо-запада, покорение ими населения страны, разложение первобытнообщинного строя, привели к появлению в Древней Индии классового общества и государства.
    1-й этап - Ведический:

     Первым памятником мысли древних индийцев Веды (в переводе с санскрита означает «знание»), которые сыграли определяющую роль в развитии духовной культуры древнеиндийского общества, включая и развитие философии.

  Создавались Веды, очевидно, с 1500 по 600 г. г. до нашей эры, они представляют собой обширный свод религиозных гимнов, заговоров, поучений, наблюдений над природными циклами, «наивные» представления о происхождении - творении мироздания.

  Веды делятся на 4 части:

      -самхиты - религиозные гимны, «священное писание»;

      -брахманы - сборник ритуальных текстов;

      -арамьяки - книги лесных отшельников (с правилами их поведения);

      -упанишады (сиденье у ног учителя) - философские комментарии к Ведам.
  2-й этап - Эпический (600  г. до нашей эры - 200 г. до нашей эры):

   В это время создаются два великих эпоса индийской культуры - поэмы «Рамаяна» и «Махабхарата».

   * Появляются философские школы, поскольку для древнеиндийской философии характерно развитие в рамках определённых систем или школ.
     Эти школы делятся на две большие группы:
1 группа:   Ортодоксальные - признающие авторитет Вед.

1. Санкхья - 6 век до нашей эры

2. Ванжеишка - 6 - 5 века до нашей эры

3. Миманса - 5 век до нашей эры

4. Веданты - 4-2 века до нашей эры

5. Ньяя - 3 век до нашей эры

6. Йога - 2 век до нашей эры

2 группа:   Неортодоксальные (не признающие авторитет Вед).

1. Джайнизм - 4 век до нашей эры

2. Буддуизм 7-6 века до нашей эры

3. Чарвака - Локаята.
  3-й этап - Написание сутр (3 век нашей эры - 7 век нашей эры):

      Происходит систематизация и обобщение накопленного философского материала.

    Общие черты философских школ Древней Индии:

1.  Окружающий мир и личность тесно связаны. Вл. Соловьёв (русский философ): «Всё есть одно - это было первое слово философии, и этим словом впервые возвещалось человечеству его свобода и братское единение... Всё есть видоизменение единой сущности».

2.  Философия Древней Индии направлена внутрь человека. Высшая цель жизни - освобождение от страданий мира и достижение состояния просветления, и блаженства - Нирваны.

3.   Жизненные принципы - аскеза, самоанализ, самоуглубление, недеяние. Т.е. философия выступает не только как теория, а ещё как образ жизни, руководства жизнью.

4.  Философия носит абстрактный характер, решает проблемы первопричины, абсолюта, размышляет над тем, что владеет душами.

5.  Учение о перерождении- бесконечная цепь перерождений, вечный круговорот жизни и смерти. Закон космического порядка и целесообразности заставляет неживую материю стремиться к преобразованию в живую, живую - в сознающую, разумную, а разумную к духовному, нравственному совершенству.

6.  Учение о Карме - сумме злых и добрых дел каждого человека. Карма определяет форму очередного перерождения.
 Т.О.  Индийская философия явилась огромным прыжком человеческого духа от полной зависимости от материального мира к его свободе.
                                                В. Древний Китай.
     Китай - страна древней истории, культуры, философии. В середине 2-го тысячелетия до нашей эры в государстве Шань - Инь (18-12 века до нашей эры) возникает рабовладельческий уклад хозяйства.

    В 12 веке до нашей эры в результате войны государство Шань - Инь было уничтожено племенем Чжоу, которое создало свою династию.

   В 221 г. До нашей эры Китай объединился в могучую империю Цинь и начался новый этап развития государства и философии.
  Философия Китая решает ряд общечеловеческих проблем:

n   осознание природы, общества, человека

n    взаимосвязь человека и п[11] рироды.

   Основные философские школы в Древнем Китае:
1. Натурфилософы (сторонники учения об Инь и Янь) развивали учение о противоположных началах (мужских и женских, тёмное и светлое, восход и заход). Найти гармонию, согласие между началами - вот одна из задач тогдашней философии.

2. Конфуцианство (Конфуций 551-479 г.г. до нашей эры - виднейший мыслитель и политический деятель, основатель школы конфуцианства):

         * В основе взглядов Конфуция лежало традиционное религиозное      представление о Небе. Это великое начало, верховное божество, которое диктует свою волю человеку. Небо - всеобщий прародитель и великий управитель: рождает на свет человеческий род и даёт ему жизненные правила.

         * Идеализация древности, культ предков, восполнение норм СЯО - сыновья почтительность и забота о родителях.

         * Каждый человек должен соответствовать своему назначению и быть послушным (в соответствии с субординацией)

3. Даосизм - учение о великом Дао (о пути вещей).

              Основатель Лао-Цзы (6 - 5 в.в. до нашей эры).

 Главная идея:

    * жизнь природы и людей не управляется «волей неба», а протекает по  определённому пути - Дао.

     Дао - естественный закон самих вещей, который вместе с субстанцией Цы (воздух, эфир) составляет основу мира.

*В мире всё находится в движении и изменении, всё постоянно меняется, как бы ни шло это развитие, справедливость восторжествует. Таков закон. Человек не должен вмешиваться в естественный ход вещей, т.е. смысл жизни - в следовании естественности и бездеятельности (недеянии). Окружающее общество - пагубно для человека. Нужно стремиться от окружающего нас общества.
                              Черты Китайской философии.
1. Она тесно связанна с мифологией, но связь с мифологией предстает, прежде всего, как исторические предания о прошлых династиях, о «золотом веке».

2. Она связана с острой социально-политической борьбой. Многие философы занимали важные государственные посты.

3. Она редко прибегала к естественнонаучному материалу (исключение - школа Моистов)

4. Практицизм теоретических поисков: самоусовершенствование человека, управление государством. Этические критерии в любом деле у китайцев были основным материалом.

5. Канонизация конфуцианства приведшее к идеологическому закону между естествознанием и философией.

6. Отрыв китайской философии от Логики и Естествознания замедлил формирование панятийного аппарата, поэтому теоретизирование натурфилософского и мировоззренческого характера были редки. Метод философского анализа для большинства китайских школ остался фактически неизвестным.

7. Рассмотрение мира как Единого Организма. Мир един, все элементы его взаимосвязаны и гармонично поддерживают равновесие.

8. Китайская философия древности антропоцентрична, направлена на решение проблем житейской мудрости, имеет установку на естественный ход вещей, недеяние.
          
 В целом выводы по философии Древнего Востока
.




1. Она имела ряд особенностей, отражающих особенности развития народов, их социально-хозяйственные и государственные традиции.

     2. Многие тезисы этой философии вошли в последующие философские  системы:

         -индийское - «то есть ты ( или всё есть одно )», - первое слово философии о единстве всего существующего нашло своё отражение в метафизике всеединства Вл. Соловьёва;

         -египетское - о материальной первооснове природных явлений нашло своё отражение в античной философии материалистов.

        -китайское -   а) философия даосов о естественном пути всех вещей - Дао - нашло своё отражение в нравственном категорическом императиве канта, диалектике Гегеля.

                                б) конфуцианская школа стала первой догматической школой, обосновывающей авторитетную власть - нашло своё отражение в советской философии.

3. В изучаемых регионах не были развиты периоды культуры - Возрождение, Просвещение, Реформация.
     Почему?

    Рационалистические тенденции не получили должной реализации, а поэтому по существу остались не затронутыми научно-техническим прогрессом очаги высочайшей древней цивилизации Индии, Египта, Китая. Это связанно с особой восточной традицией, традицией духовности, особым менталитетом.

Особенность же в том, что богатство духовной жизни с самого начала была предпочтительней рационалистической материальной жизни. Именно поэтому цивилизация в этих странах (особенно в Индии),  цивилизация смысле промышленно-технического развития, не развита именно потому, что развитие могло состояться только в ущерб развитию духовному. А это было бы губительно. Губительность для культуры рационализма и технического прогресса хорошо сознавалась, и сознаётся теперь.
2.
Античная философия.

       Известно, что наша цивилизация является дочерней по отношению к античности, поэтому античная философия выступает как предтеча современной философии.

  Античная философия - это философия древних греков и древних римлян.

  Она существовала с 6 века до нашей эры до 6 века нашей эры, т.е. около 1200 лет:

1. Начало
- Фалес
(625 - 547 г.г. до нашей эры) – конец - декрет императора Юстиниана о закрытии философских школ в Афинах (529 г. нашей эры).

От формирования архаических полисов на ионийском и италийском побережье (г. Милет, Эфес, Элея) до расцвета демократических Афин и последующего кризиса и крушения полиса.
Всплеск философской мысли был обусловлен:

             -демократическим устройством общества;

             -отсутствием восточной тирании;

             -удалённым географическим положением.
В своём развитии античная философия прошла 4 этапа:
   1 этап: Досократовский с 7 - 5 века до нашей эры (знаменитые немецкие филологи-классики 19 века: Герман Дильс, Вальтер Кранс вводят термин "Досократики" для совокупного обозначения натурфилософских школ).
   Ионийская группа школ:

              -Милетская: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен (6 век до нашей эры).

             -Элейская школа (5 век до нашей эры): Парменид, Ксенофан.

             -Гераклит из Эфеса.
   Афинская группа школ:

            -Пифагор и пифагорийцы.

            -Механицизм и атомизм: Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит, Левкипп.

            -Софизм (2 половина 5 века до нашей эры): Протагор, Горгий, Продик,    Гиппий.

   2 этап: Классический (с половины 5 до конца 4 века до нашей эры).

                   Сократ (469 - 399 г.г. до нашей эры).

                   Платон (427 - 347 г.г. до нашей эры).

                   Аристотель (384 - 322 г.г. до нашей эры).
  Этические школы:

          - гедоническая (Аристипп)

          - циническая (Антисеен).
   3 этап: Эллинистический (конец 4 - 2 века до нашей эры).
         Философские школы:

                  -перипатетика (школа Аристотеля)

                  -академическая философия (Платоновская академия)

                  -стоическая школа (Зенон из Китиона)

                  -эпикурейская (Эпикур)

                  -скептицизм.
   4 этап: Римский (1 век до нашей эры - 5-6 века нашей эры)

                 -стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий)

                 -эпикуреизм (Тит Лукреций Кар)

                 -скептицизм (Секст Эмпирик).
                           Характеристика этапов.
1-й этап характеризуется как натурфилософия (философия природы).
    Почему?


1. Для греков природа выступает главным абсолютом (т.е. это что-то вечное, бесконечное, безусловное, совершенное, неизменное, самодостаточное).

2. Она не сотворена богами (боги сами составляют часть природы).

3. Человек изначально связан с природой.

4. Человеческий разум освободился от власти богов, поэтому в своей жизни люди опираются на доводы разума.

5. Первые греческие философы были и первыми естествоиспытателями.

6. Важнейшим открытием человеческого разума для греков выступает закон (Логос), которому подчиняется всё и все, и что отличает гражданина от варвара.
Отсюда:


1. Идёт поиск первоначала (первокирпичика) из которого создано всё сущее.

   а) из конкретного вещества (625-547 г.г. до нашей эры)

     * У Фалеса первоначало - вода (всё происходит из воды и в воздух обращается).

     * У Анаксимена (585-525 г.г. до нашей эры) - воздух (из-за его бесконечности и подвижности), из него рождаются вещи: «при разряжении рождается огонь, а при сгущении - ветер, затем туман, вода, земля, камень. А из этого возникает всё прочее.»

     * У Гераклита - огонь. «Этого мира никто не сотворил, а он всегда был, есть и будет вечно живой огонь, создающий сущее из противоположных стремлений».  Душа - огонь.

   б) из чего-то неопределённого

     * У Анаксимандра (610-545 г.г. до нашей эры) - Апейрон (беспредельное), «апейрон есть не что иное как материя, в которой как бы соединены противоположности (горячее - холодное и т.д.), выделение которых и обуславливает всё развитие в различных формах. Это движение вещей вечно».

* У Левкиппа (500-440 г.г. до нашей эры) и Демокрита (460-370 г.г. до нашей эры) - атом. Атомы - это элементы, из которых состоит вся природа. Атом неделим, вечен, неизменен, непроницаем. Поэтому и мир вечен, неуничтожим.
 Отличаются атомы между собой:

     -по форме (треугольник, крючок, и т.д.), душа человека и мысли состоят из атомов - круглых, гладких, мельчайших и подвижных. Расположены они в теле.

     -по величине (и весу).

     -по движению.

   в) суть вещей в числах.

  * Пифагор (580-конец 5 века до нашей эры) - всё есть число. Число у Пифагора - не абстрактное количество, а существенное и деятельное качество верховной Единицы, т.е. бога, источника мировой гармонии. Числа выражали, по их мнению, определённый порядок, гармонию окружающего мира и многообразие вещей и явлений. «Где нет числа и меры, там хаос и химеры».

   г) сущность вещей в их бытии

 * У Парменида - субстанция - бытие как таковое. «Бытие есть, небытие нет, ибо небытие невозможно ни познать (ведь оно  непостижимо), ни высказать. Бытие вечно, едино, неподвижно, неуничтожимо, тождественно и всегда равно самому себе. Оно однородно и непрерывно, шарообразно. Пустого в пространстве нет - всё наполнено бытием.
2.
Обосновываются космогонические теории строения мира
.
   Исходя из понимания субстанции мира (или первокирпичика), философы Древне Греции создают свои космогонические теории строения мира (вселенной).

     * Фалес - Земля - плоский диск, плавающий по поверхности воды, - она - центр Вселенной. Звёзды, Солнце, Луна состоят из Земли и питаются испарениями воды, затем во время дождя вода возвращается и переходит в Землю.

     * Гераклит (первый диалектик) - его космология строится на основе стихийной диалектики.

 Мир - упорядоченный космос. Образование этого космоса происходит на основе общей изменчивости, текучести вещей. «Всё течёт, всё изменяется, нет ничего неподвижного.»

 Вся природа, не останавливаясь изменяет своё состояние. «В одну и туже реку нельзя войти дважды.»

 Мир рождается и умирает.

 В основе всего движения лежит Борьба противоположностей - она абсолютна.

 Демокрит: атомы движутся хаотично, сталкиваясь, они образуют вихри, из них - земля и светила, и в дальнейшем целые миры. Идея - о бесконечном множестве миров во Вселенной.
2-ой этап (Классический) характеризуется как антропологический, т.е.  центральной проблемой становится проблема человека.
      Почему?


1. К концу 5 - началу 4 века до нашей эры в силу ряда причин (бесконечные войны, разрушение государств, переход от тирании к рабовладельческой демократии и наоборот) наступает кризис афинской демократии, что вызвало к жизни идеологию рабовладельческой аристократии.

2. Изменения в общественной жизни, новые общественные потребности, изменили условия формирования человеческой личности.

3. В самой философии накоплен достаточный объём знаний, разработан инструментарий мышления, для перехода от философии как любви к мудрости, к философии как «первонауке».
    
Отсюда
:

1. Происходит переход от преимущественного изучения природы к рассмотрению человека, его жизни во всех многообразных проявлениях, возникает субъективистко - антропологическая тенденция в философии.

2. Решаются проблемы:

      А) Проблема человека, его познания его отношения с другими людьми.

 Сократ впервые в центре философии видит проблему человека как морального существа:

      -раскрывает природу нравственности человека;

      -определяет, что есть Добро, Зло, Справедливость, Любовь, т.е. то, что составляет суть души человека;

      -показывает, что необходимо стремиться к познанию себя именно как человека вообще, т.е. моральной, общественно-значимой личности.

   Познание - главная цель и способность человека, т.к. в конце процесса познания мы приходим к объективным общезначимым истинам, к познанию добра, красоты, блага и человеческого счастья. В лице Сократа человеческий разум впервые стал мыслить логически.

      Б) Проблема политики и государства и их отношение к человеку.

  * Сократ - государство сильно тем, как граждане исполняют законы - для каждого Отечество и Законы должны быть выше и дороже отца и матери.

*  Платон - создал теорию «Идеального государства», разделив общество на три сословия:

                   1-ое - управленцы - философы

                   2-ое - стражи (воины)

                   3-е - низшие (крестьяне, ремесленники, торговцы).

                   -государство есть воплощение идей, а люди выступают в виде         игрушек, придуманных и управляемых Богом.

  * Аристотель - человек есть политическое животное, проявление заботы о другом есть проявление заботы об обществе.

      В) Проблемы синтеза философского знания, построения метафизических систем, признававших два мира - мир идей и текучий, подвижный мир вещей, поиска рационального метода познания этих миров.
 *  Платон - основоположник идеалистической европейской философии.

1. Впервые разделил философию на два течения в зависимости от решения ими вопроса о природе истинного бытия (на материалистов и идеалистов).

2. Платон открыл сферу сверхчувственного бытия - «мир идей». Первооснова - это мир идей. Идеи нельзя пощупать, их нельзя увидеть, осязать. Идеи можно «созерцать» только умом, через понятия. Вещный мир тоже необходим, но он является лишь тенью мира идей. Истинное бытие - это мир идей. Платон объявил мир идей божественным царством, в котором до рождения человека пребывает его бессмертная душа. Затем она попадает на грешную землю и временно находясь в человеческом теле, вспоминает о мире идей.  

      Таким образом, познание - это воспоминание душой своего до земного существования.

* Аристотель - ученик Платона, его труды считаются вершиной      

                            философской мысли Древней Греции.
Основные положения его учения:

·     подверг критике платоновскую теорию Идей («Платон мне друг, но истина дороже»);

·     создал учение о категориях (сущность и качество);

·     учение о материи и форме: первым ввёл понятие Материя, признавая её вечной, несотворимой, неуничтожимой;

·     произвёл разграничение наук на теоретические, практические и творческие:
         Теоретические:

  -метафизика (или собственно философия) - изучает первопричины всех вещей, первоначало всего сущего;

         -физика - изучает состояние тел и определённые «материи»;

         - математика - абстрактные свойства реальных вещей.

   Практические:

         -этика - наука о норме поведения

         -экономика, политика

 Творческие:

   -поэтика

-риторика.

·     развил науку логики, назвав её «органической» наукой для изучения бытия, выделил в ней метод познания - индукции;

·      учение о душе, на котором основана аристотелевская этика.
3-й этап:
  
 эллинистический.
       Связан с упадком древнегреческого рабовладельческого общества, распадом Греции. Кризис привёл к утрате Афинами и другими греческими полисами политической самостоятельности. Афины вошли в состав огромной державы, созданной Александром македонским.

      Распад державы после смерти завоевателя, усилил развитие кризиса, который вызвал глубокие изменения в духовной жизни общества.
  Общая характеристика философии этого этапа:

      -переход от комментаторства учений Платона и Аристотеля к проблемам этики, проповедям скептицизма и стоицизма:

      Скептицизм - философская концепция, подвергающая сомнению возможность познания объективной действительности.

      Стоицизм - учение, провозглашающее жизненный идеал - невозмутимость и спокойствие, способность не реагировать на внутренние и внешние раздражители.

  Главные проблемы:

      -мораль и свобода человека, достижение счастья;

      -проблемы возможности познания мира;

      -структуры космоса, судьбы космоса и человека;

      -отношение Бога и Человека.
4-й этап:
         
Римский




В этот период решающую роль в античном мире стал играть Рим, под влияние которого попадает Греция. Римская философия формируется под влиянием греческой, особенно эллинистического периода. Т.е. в ней развиваются стоицизм и эпикуреизм, которые приобретают свои особенности.

  В период упадка Римской империи, усилился кризис общества, обусловивший катастрофу личного существования.

  Усилилась тяга к религии и мистицизму.

  Отвечая на вопросы времени, сама философия становилась религией, мостом к христианству.
ВЫВОДЫ:
1. Античная философия основана на принципе объективизма. Это означает, что субъект пока не становится выше объекта (как это случилось в новоевропейской философии).

2. Античная философия исходит из чувственного космоса, а не из абсолютной личности (что характерно для Средневековья).

3. Космос - это абсолютное божество, а это означает, что античная философия пантеистична, т.е. отождествляет Бога и природу. Греческие боги природны и похожи на людей. Космос одушевлён.

4. Космос обуславливает необходимость. Необходимость применительно к человеку есть судьба. Но поскольку она ему доподлинно неизвестна, он может делать выбор.

5. Античная философия достигла высокого уровня в разработке понятий (категорий), но она почти не знает законов.

6. В античной философии ещё нет чёткого противопоставления материализма и идеализма, и то и другое направление носят стихийный характер.
2.
Философия Средневековья.

  Средневековая европейская философия - это чрезвычайно важный содержательный и продолжительный этап в истории философии.

  Хронологически этот период охватывает 5 - 15 века.
Характеристика этого периода:

1. Становление и расцвет эпохи феодализма.

2. Господство религии и церкви в общественном сознании. Христианство становится государственной религией. Ф. Энгельс: «догматы церкви стали одновременно и политическими аксиомами,  а библейские тексты получили во всяком суде силу закона».

3. Церковь монополизировала все процессы развития образования и научного знания.

    Большинство  учёных  было  представителями  духовенства, а        монастыри являлись очагами культуры и науки.
  Это определило характер философии Средневековья:

    -движение философской мысли было пронизано проблемами религии;

    -церковная догма являлась исходным пунктом и основой философского мышления;

    -философия довольно часто пользовалась религиозным понятийным аппаратом;

    -любая философская концепция, как правило, приводилась в соответствие с учением церкви;

    -философия сознательно ставит себя на службу религии «Философия - служанка богословия».
Две тенденции в Средневековой философии:

    1-я - сакрализация - сближение с религиозным учением;

    2-я - морализация - сближение с этикой, т.е. практическая направленность философии на обоснование правил поведения христианина в мире.
Черты Средневековой философии.

1.Теоцентричность - т.е. высшей реальностью признаётся не природа, а Бог.
 Главные принципы миропонимания:

а) креационизм - (или творение) - т.е. принцип сотворения мира Богом из ничего.

n   Бог вечен, неизменен, ни от чего не зависит, он источник всего сущего и недоступен для познания. Бог - это высшее благо.

n   Мир изменчив, непостоянен, преходящ, совершенен и хорош постольку, поскольку сотворён Богом.

б) принцип Откровения - будучи в принципе недоступным для познания смертным людям, христианский Бог Сам открывал себя через откровение, которое зафиксировано в священных Книгах - Библии. Основным инструментом познания выступала вера как особая способность души человека.

Задача теолога-философа раскрыть тайны и загадки библейских текстов и тем самым приблизиться к познанию высшей реальности.
2.Ретроспективность
- средневековая философия обращена в прошлое, ибо   максима средневекового сознания гласила: «чем древнее, тем подлиннее, чем подлиннее, тем истиннее» (а самым древним документом была Библия).
3.Традиционализм - для средневекового философа любая форма новаторства считалась признаком гордыни, он должен был постоянно придерживаться установленного образца, канона. Совпадение мнения философа с мнением других было показателем истинности его взглядов.
4.Дидактизм (учительство, назидательство) - установка на ценность обучения и воспитания с точки зрения к спасению, к Богу. Форма философских трактатов - диалог авторитетного учителя и скромного поддакивающего ученика.

                        Качества учителя:

         -виртуозное знание Священного Писания

         -знание правил формальной логики Аристотеля.
Этапы Средневековой философии.
1-й этап - Патристика (от слова «патер» - отец, имеется в виду «отец церкви») в истории философии определяется с 1-6 века.

  Вершина патристики - Августин Блаженный (354 - 430 г.г.), идеи которого определили развитие европейской философии.
  Характеристика этапа:

    -интеллектуальное оформление и разработка христианской догматики и философии;

    -философские элементы платонизма играют определяющую роль.
Главные проблемы патристики:

1. Проблема сущности Бога и его тройственности (тринитарная проблема).

2. Отношение веры и разума, откровения христиан и мудрости язычников (греков и римлян).

3. Понимание истории как движение к определённой конечной цели и определение этой цели - «Град божий».

4. Отношение свободы человека через возможность спасения или гибели его души.

5. Проблема происхождения в мире зла, и почему его терпит Бог.
2-й этап - Схоластика (9-15 века, от греч. схолашкола) - форма философии, широко преподававшаяся в школах, а затем в университетах Западной Европы (с 12 века).

  Фома Аквинский (1223-1274) - пик средневековой схоластики, один из самых крупных философов всей послеантичной философии.
  Характеристика этапа:

1. Систематизация христианской философии (в 1323 Фома Аквинский провозглашён Папским престолом святым, а его система становится официальной философской доктриной римско-католической церкви).

2. Философское учение Аристотеля играет определяющую роль в систематизации христианской философии.
Главные проблемы схоластики:

1.      Соотношение религии, философии, науки. Усиливается внимание к философии как науке, вполне сочетаемой с религией и помышляющей о спасении человеческой души. Античная философия уже не является враждебным конкурентом религии.

      Отсюда:

                       -больше внимания к ней, к переосмыслению её положений;

                       -а главное - восприятие развитого категориального аппарата с                  точки зрения религиозных проблем.

2.      Соотношение разума и веры.

Схоластическая философия ставила задачу постижения сущности христианского учения не только верою, но и на рациональной основе, ещё и наукой - философией. Разум и вера не исключают, а помогают друг другу в стремлении души человека к познанию истины. А истина одна - это Христос и его учение.

 К такой истине можно идти двумя путями:

  -путём веры, откровения - короткий, непосредственный путь;

  -путём разума, науки - это длинный путь со многими доказательствами.

3.      Проблемы соотношения общего и единого.

Эта проблема связана с догмой о «Троице» и решалась с позиций «номинализма» (общее существует только в имени или в уме, реально существуют единичные вещи) или с позиции «реализма» (общее существует реально в виде некой сущности).

  Фома Аквинский по своему решил этот спор:

    -общее существует вполне реально, но не в уме и не в виде идей Платона;

    -общее в   Боге. Бог есть общая полнота бытия, общее в чистом виде;

    -моменты общего могут быть найдены в любой вещи, т.к. вещи причастны к бытию;

    -то, что единичные вещи есть, т.е. существуют, связывает их в общее целое;

    -другого общего, кроме Бога и связи единичных вещей через бытие (т.е. опять же через Бога) нет.
Выводы:

1. Средневековая философия теоцентрична:

    -её мировоззрение основано на религиозной вере;

    -в центре философии - Бог;

2. Но она не является бесплодным периодом в области философского мышления. Её идеи послужили базой для развития философских систем эпохи Возрождения, Нового времени, современной религиозной философии:

    а) спор номиналистов и реалистов сформировал новое представление о познании, выделив тем самым гносеологию в самостоятельную область исследования;

    б) интерес номиналистов ко всем деталям эмпирического мира и ориентация их на опыт и эксперимент были продолжены впоследствии материалистами эпохи Возрождения (Н.Коперник, Дж.Бруно) и английскими философами эмпирического направления (Ф.Бекон, Т.Гоббс, Дж.Локк).

3. Представители реализма заложили основы субъективного толкования человеческого разума (17-18 века субъективные идеалисты Дж.Беркли, Д.Юм).

4. Средневековая философия «открыла» самосознание как особую субъективную реальность, причём более достоверную и доступную человеку, чем внешняя действительность. Оформилось философское понятие «Я» (оно стало отправным пунктом в философии рационализма Нового времени - Р.Декарт).

5. Средневековая этика стремилась к воспитанию плоти с целью подчинения её высшему духовному началу (это направление продолжил гуманизм эпохи Возрождения - Ф. Петрарка, Э. Роттердамский).

6. Эсхатологическая (учение о конце света) установка приковывала внимание к постижению смысла истории. Возникла герменевтика как специальный метод интерпретации исторических текстов (в эпоху Возрождения оформляется политическая философия гуманизма).

 

 
          

 
                                             ВОПРОС № 3.

   Философия эпохи Возрождения и Нового Времени
.



1. Философия эпохи Возрождения.
Возрождение (ренессанс) - период перехода от средневековья к новому времени (с 14 до 17).
Характеристика эпохи:

1. Зарождение капиталистических отношений, массовых промышленных производств.

2. Создание национальных государств и абсолютных монархий Западной Европы.

3. Эпоха глубоких социальных конфликтов (движение Реформации революции в Нидерландах, Англии).

4. Эпоха Великих географических открытий (1492 г. - Колумб - Америка; 1498 г. - Васко да Гама- обогнув Африку, пришел морским путем в Индию; 1519- 1521- Фернан Магеллан- первое кругосветное путешествие).

5. Культура и наука все больше приобретают светский характер, т.е. освобождаются от безраздельного влияния религии (Леонардо да Винчи).
        1. Философия Возрождения прошла три периода:

I.     Период - гуманистический (14 - сер. 15 в.). (Данте Алигьери, Франческо Петрарка).

II.  Период - неоплатонический (сер. 15 - 16 в.). (Николай   Кузанский, Пико делла Мирандолла, Парацельс).

III. Период - натурфилософский (16 -нач.17 в.). (Николай      Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей).
Характеристика философии эпохи Возрождения.

1.  Антисхоластический характер (хотя для государства схоластика оставалась официальной философией, и ее принципы изучались в большинстве университетов). Вырабатывается новый стиль мышления, который главную роль отводит не форме выражения идеи (схоластике), а ее содержанию.

2.  Пантеизм как главный принцип мировоззрения (развитие идеи неоплатонизма - Николай Кузанский, Мирандолло, Парацельс). (Пантеизм (греч. pan- все и theos- бог) - философское учение, максимально сближающее понятия «бог» и «природа»). Иерархическое представление о мироздании заменено на концепцию о мире, в котором происходит взаимопроникновение
земного, природного и Божественного начал. Природа одухотворена.

3.  Антропоцентризм и гуманизм (Данте Алигьери - «Божественная комедия»; Петрарка - «Книга песен»).

 Сущность новой философии - антропоцентризм. Не Бог, а человек теперь помещен в центр космического бытия. Человек - не просто природное существо. Он господин над всей природой, творец. Культ красоты тела связывает его с антропоцентризмом.

 Задача философии - это не противопоставление в человеке божественного и природного, духовного и материального, а раскрытие их гармонического единства.

·     Гуманизм (от лат. Humanitas - человечность) - центральное для возрождения культурное явление. Гуманизм - это свободомыслие к светский индивидуализм. Он изменил характер философствования, источники и стиль мышления, сам облик ученого - теоретика (это ученые, поэты, педагоги, дипломаты. Носившие имя «философ»).

·     Творческая деятельность человека приобретает сакральный (священный) характер. Он творец, подобный Богу, он - созидает новый мир и самое высокое, что есть в нем - самого себя.

4.Натурфилософия Возрождения:

 * Н. Коперник (1473 - 1543) - создает новую модель мироздания -   гелиоцентризм:

·     Центр мира Солнца;

·     Мир сферичен, неизмерим, бесконечен;

·     Все небесные тела движутся по круговым траекториям;

·     Земля вместе с планетами и звездами образует единую Вселенную;

·     Законы движения для планет и Земли едины.

* Джордано Бруно (1548 - 1600) - развивает философский аспект теории Н. Коперника.

·     Солнце - не есть центр Вселенной, такого центра вообще нет;

·     Солнце - центр только нашей планетной системы;

·     Вселенная не имеет границ, число миров в ней бесконечно;

·     Жизнь и разум есть на других планетах;

·     Вселенная равна Богу, Бог заключен в самом материальном мире.

(Сожжен 17.02.1600 г. На площади «Поле цветов»).

* Галилео Галилей (1564 - 1642) - продолжил изучение Космоса, изобрел телескоп, разработал метод научного анализа с использованием математики, поэтому считается основоположником научного естествознания.

(Умер, оставаясь узником инквизиции).

5. Социальная философия Ренессанса.

Философия возрождения представила оригинальные трактаты исторического процесса и проекты идеального государства, связанные с идеей социального равенства.


* Николо ди Бернардо Макиавелли (1469 - 1527) - был высоким должностным лицом в республике Флоренция, дипломатом, военным теоретиком. Труды: «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» и «Государь».


Идеи:


·     Полностью отбрасывает идею Божественной предопределенности в общественной жизни;

·     Политические системы рождаются, достигают величия и могущества, а затем приходят в упадок, разлагаются и гибнут, т.е. находятся в вечном круговороте, не подчиненном никакой предустановленной свыше цели. Возникновение общества, государства и морали объясняется естественным ходом событий.

* Томас Мор (1478 - 1535) - основоположник утопического социализма. Лорд - канцлер Англии. Труд: «Утопия» (описание идеального строя фантастического острова Утопия (с греч.; буквально «Нигдения» - место, которого нет - слово, придуманное Т. Мором)).

Идеи:

·     Уничтожение всех видов частной собственности;

·     Обязательный труд всех граждан;

·     Выборность государственных органов;

·     Семья - ячейка коммунистического быта.

* Томазо Кампанелла (1568 - 1639) - монах- доминиканец, участник борьбы за освобождение Италии от господства испанцев. 27 лет в тюрьме. Труд: «Город Солнца» - коммунистическая утопия.

Идеи:


·     Упразднение частной собственности и семьи;

·     Дети воспитываются государством;

·     Обязательный 4х часовой труд;

·     Распределение продуктов по потребностям;

·     Развитие наук, просвещения, трудового воспитания;

·     Главой государства выбирается выдающийся по знаниям человек;

·     Необходимость формирования всемирного единения, союза государств и народов, что должно обеспечить прекращение братоубийственных войн между народами.

Выводы:

1)  Сущностью философии Возрождения является               антропоцентризм. Человек рассматривается как Творец.

2)  Хотя эпоха Возрождения не оставила великих философов, а философское творчество разворачивалось в основном в форме «осовременивающего воспоминания», она:

·     обосновала идею доверия к естественному человеческому разуму;

·     заложила основу философии, свободной от религии.

2.Философия Нового времени.
Условно философию Нового времени можно разделить на три периода:

        1-й период: эмпиризм и рационализм 17 века.

         2-й период: философия эпохи Просвещения 18 века.

         3-й период: Немецкая классическая философия.

  Каждый период имеет свои особенности, которые обусловлены состоянием общества на тот исторический этап.
    А) Эмпиризм и рационализм 17 века:
                        Исторические условия:

1) Замена феодального общества буржуазным (революция в Нидерландах, Англии).

2) Ослабление духовной диктатуры церкви (развитие протестантизма).

3) Соединение науки с практикой материального производства.

        -Торричелли - ртутный барометр, воздушный насос;

        -Ньютон - сформулировал основные законы механики;

        -Бойль - применил механику в химии.

Исторические условия привели к изменению общественного сознания:

1. Западная Европа из двух путей исторического развития цивилизации (духовный или научно-технический прогресс) выбирает путь НТП.

2. Выработано новое понимание задач науки и философии - не «наука для науки», а наука для увеличения власти человека над природой.

3. Активизированы поиски новых методов познания для:

-систематизации огромного количества фактов;

-создания целостной картины мира;

-установление причинно-следственных связей между явлениями природы.

Поэтому, Главным в философии этого периода становятся проблемы теории познания (гносеологии):

-что значит знать?

-что пролагает дорогу к истине:

·     ощущение или разум;

·     интуиция или логика.

-аналитическим или синтетическим должно быть познание.

  Возникает идея «чистого разума», т.е. свободного от «идолов» разума, который проникает в сущность явлений.

   Философы активно ищут истинный, главный метод познания, который приведёт к истине вечной, полной, абсолютной, признанной всеми людьми.

   Основу нового метода ищут:

1) в чувственном опыте, выдвигая идею сверх значимости эмпирического индуктивного знания (Бэкон, Гоббс, Локк).

2) в интеллекте, дающем логическое дедуктивно-математическое знание не сводящееся к человеческому опыту (Декарт, Спиноза, Лейбниц).

Наиболее значительными были философские системы эмпириков: Ф. Бекона, Т. Гоббса, рационалистов: Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница.
1.Эмпирики (Френсис Бекон, Томас Гоббс, Джон Локк) считали что:         *единственный источник знания - это опыт

n   опыт связан с нашей чувственностью, с ощущениями, восприятиями, представлениями;

n   содержание всех знаний человека и человечества в конечном счёте сводится к опыту.

    *в душе и разуме человека нет никаких врождённых знаний, представлений   или идей.

n   душа и ум человека первоначально чисты, как восковая табличка, а уже ощущения и восприятия «пишут» на этой табличке свои «письмена».

    *поскольку ощущения нас могут обмануть, мы их проверяем посредством эксперимента, который корректирует данные органов чувств.

 *знание должно идти от чистого, опытного (экспериментального) к обобщениям и выдвижению теорий, это - индуктивный метод движения ума, наряду с экспериментом - и есть истинный метод в философии и всех науках.
  А) Фрэнсис Бекон (1561-1626) - лорд - канцлер Англии, виконт.

   Труд: «Новый органон» - проблемы развития науки и анализ научного 

                                               познания.

     Идеи:

1. Практическая значимость философии и всей науки. «Знание - сила» - его изречение.

2. Основной метод познания - индукция, опирающаяся на опыт и эксперимент. «Наша мысль движется от знаний единичных фактов к знаниям целого класса предметов и процессов».

3. Фундамент всякого познания - опыт (эмпирио), который должен соответственно организован и подчинён определённой цели.

4. Факты, на которые опирается наука, можно классифицировать, используя его метод (индукции). Люди, считал он, не должны уподобляться:

-паукам, которые ткут нить из самих себя (т.е. выводят истину из «чистого сознания» как такового);

-муравьям, которые просто собирают (т.е. постой сбор фактов);

Они должны быть подобны пчёлам, которые собирают и упорядычевают (т.е. это подъём от эмпирии к теории).

5. Критикуя рационализм, предостерегал человечество от четырёх «идолов», т.е. дурных привычек ума, которые порождают ошибки:

идолы рода» - т.е. ориентации, свойственные человеческому роду (в частности - ожидание большего порядка, чем существующий в вещах);

идолы пещеры» - личные суеверия, присущие отдельному исследователю;

идолы рынка» - использование в языке дурных слов, влияющих на наш ум;

идолы театра» - те, что связанны с общепринятыми системами мышления (научные, философские, религиозные).

Б) В лице английского философа Т. Гоббса (1588-1679) материализм Бэкона нашёл своего защитника и продолжателя. Материя по Гоббсу, вечная, а отдельные тела временны. Движение материи он рассматривал как перемещение тел в пространстве, т.е. как механическое движение, и уподоблял механизму не только все тела природы, но и человека и общество.

В отличии от Бэкона, Гоббс решительней отвергал религию и считал её несовместимой с наукой. В общественной жизни место религии - как средство «обуздания масс».

В) Английский философ Дж. Локк (1632-1704) развивал учение об ощущениях как источнике наших знаний. Люди не рождаются с готовыми идеями. Голова новорождённого - чистая доска, на которой жизнь рисует свои узоры - знания. Нет ничего в уме, чего раньше не было в ощущениях, таков основной тезис Локка. Наметив диалектику врождённого и социального, Локк во многом определил развитие педагогики и психологии.
  2.Рационалисты- Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Готтфрид Лейбниц считали что:

-опыт, основанный на ощущениях человека, не может быть основой общенаучного метода.

Почему?

 А. Восприятия и ощущения иллюзорны;

 Б. Опытные данные, как и данные экспериментов, всегда сомнительны.

-зато в самом разуме, в самой нашей душе есть интуитивно ясные и отчётливые идеи.

-главное то, что человек мыслит. Это главная - интуитивная (внеопытная) идея такова: «Я мыслю - следовательно, существую» (Р. Декарт).

-затем, по правилам дедукции (от общего к частному) мы можем вывести возможность существования Бога, природы, других людей.

-каков вывод:

     а) в разуме человека содержится ряд идей (безотносительно всякого опыта, т.е. эти идеи возникли без ощущений до ощущений).

   б) развивая заложенные в уме идеи, мы можем получить истинное знание о мире (хотя сведения о мире человек черпает из ощущений, поэтому и опыт и эксперимент - важные составляющие знаний о мире, но основу истинного метода надо искать в самом уме).

    в) мышление основано на индукции и дедукции. Оно возникает независимо и до ощущения, но мышление приложимо к ощущениям.

     г)  истинный метод всех наук и философии чем-то похож на                                 математические методы.

n   они даны вне непосредственного опыта, начинаются с общих, предельно ясных и четких формулировок, где от общих идей идут к частным выводам и в математике нет эксперимента.
а) Рене Декарт(1596-1650) - французский философ, ученый, математик.

Труды:


 « Размышления о первой философии», «Начала философии», «Правила для руководства ума», «Рассуждение о методе», «Метафизические размышления».

  Идеи:

1) В учении о бытии весь сотворенный мир расчленяет на два рода субстанций: духовные и материальные.

n  Духовная – неделимая субстанция

n  Материальная –  делимая до бесконечности

Обе субстанции равноправны и независимы друг от друга (вследствие чего Декарт считается родоначальником дуализма).

2) Развил гносеологию:

-начало процесса познания – сомнение

-разработал дедуктивный метод.
б) Оригинальным было учение нидерландского философа Б. Спинозы(1632-1677). Он, отдавал дань взглядам того времени, считал, что бог существует, но он лишен каких-либо качеств личности. Бог-это природа, обладающая протяжением и мышлением. Вся природа может мыслить, человеческое мышление-это частный случай мышления вообще.

   Большое внимание Спиноза уделял также проблеме необходимости и свободы.

   Именно ему принадлежит формулировка: «Свобода есть осознанная необходимость».

      в) Немецкий философ Г. Лейбниц (1646-1716) развивал идеи объективного идеализма, заложенные в платоновском наследии. Мир, считал Лейбниц, состоит из мельчайших элементов - монад. Монады - это духовные элементы бытия, они обладают активностью и самостоятельностью, находятся в непрерывном изменении и способны к страданию, восприятию и сознанию. Бог регулирует единство и согласованность монад. Так, низшим монадам присущи лишь смутные представления (в таком состоянии находится неорганический и растительный мир); у животных представления достигают ступени ощущения, а у человека - ясного понимания, разума.
3.
Субъективный идеализм
получил свое развитие в трудах английских философов Дж. Беркли и Д. Юма.
    А) Дж. Беркли(1685-1753), убежденный сторонник религии, выступил с критикой понятия материи. Он утверждал, что понятие материи является общим и потому ложным. Мы воспринимаем не материю как таковую, утверждал Беркли, а лишь отдельные свойства вещей - вкус, запах, цвет и т.д., восприятие которых Беркли называл «идеями». Окружающие нас вещи существуют в качестве идей в уме бога, который является причиной и источником земной жизни.
    Б) Д. Юм(1711-1776) также развивал субъективно- идеалистическую, но несколько иную, чем Беркли.

На вопрос о том, существует ли внешний мир, Юм отвечал уклончиво: «не знаю». Он исходил из того, что данные о внешнем мире человек получает только из ощущений, а ощущения постоянно меняются. Отсюда вывод: объективное знание невозможно. Отсюда берет свое начало такое философское направление, как агностицизм.
Выводы:


1.  Философы этого периода усилили гносеологические возможности наук в изучении природы, разработав методы научного познания, тем самым, вооружив человека знаниями по использованию ее сил.

2.  Под воздействием естественных наук изменилось мировоззрение 17в. Допускалось расчленение мира на логически связанные и математические точно описываемые составные элементы.

3.  В ходе соперничества рационализма и эмпиризма, верх одержал рационализм, благодаря чему была заложена основа категориального аппарата теории мышления, были созданы предпосылки будущей математической и диалектической логики.

4.  Дальнейшую разработку нашли проблемы социального оптимизма, идеи - о естественных правах человека, общественном договоре, формах государственного устройства, месте человека в окружающем мире.
Б. Философия эпохи Просвещения 18 века.



Характеристика эпохи:

5.  Потребности капиталистического способа производства стимулировали развитие науки, техники, культуры, просвещения и образования.

6.  Изменения в общественных отношениях и общественном сознании служили предпосылкой для раскрепощения умов, освобождение от феодально-религиозной идеологии, становление нового мировоззрения.

7.  Общественно-политическая борьба, развернувшаяся в 18 веке накануне Великой Французской буржуазной революции (1789-1794 г.г.).
С учетом этого в 18 веке центр философских изысканий переместился из Англии во Францию (а затем в Германию).

Во Франции:

n  насущные вопросы требовали активной деятельности философов, ясных и быстрых опровержений устаревших феодальных и клерикальных идей;

n  философия выходила за стены университетов и кабинетов ученых, она перемещалась в светские салоны Парижа, на страницы десятков и сотен запрещенных изданий;

n  философия становится делом идеологов и политиков;

n  развивается идея перестройки науки на разумных основаниях:

·     распространение положительных, практически полезных знаний о природе и обществе среди широких кругов образованных людей;

·     приобщение правителей (монархов) к новейшим достижениям науки и философии, которые внедрят принцип разума в          государства;

·     критика традиционного христианства и борьба с религиозными догмами.

Характеристика философии эпохи Просвещения:


1. Рационализм. Рационализм трактуется как гносеологическое учение, утверждающее, что основным инструментом познания является разум, ощущения и опыт имеют в познании вторичное значение.

2. В центре всех философских школ и систем находится, как правило, активно действующий субъект, способный познавать и изменять мир в соответствии со своими разумами.

n  разум рассматривается в рационалистических системах в качестве всей субъективной деятельности человека.

n  человек как разумное существо, с точки зрения рационализма, призван стать властелином мира, перестроить общественные отношениях на разумных началах.

n  мир законосообразен, самоупорядочен, самовоспроизводящийся - это связано с внутренней активностью материи, с ее всеобщим движением.

n  механистичность французского материализма. Законы механики твердых тел, законы тяготения возводились в ранг всеобщих и ими определялись все природные и общественные процессы. (Ж. Ламетри «Человек- машина»).

Важнейшие представители французского Просвещения:


* Франсуа Вольтер (1694-1778)

* Жан Жак Руссо (1712-1778)

* Дени Дидро (1713-1784) (создатель 35 томной энциклопедии)

* Жульен Ламетри (1709-1751)

* Клод Гальвеций (1715-1771)

* Поль Гольбах (1723-1789)
В. Немецкая классическая философия

(конец 18 - середина 19 века).
Исторические условия.

1. Мир в Европе и Америке энергично и последовательно принимает форму индустриальной цивилизации. Прогресс в промышленности стимулирует развитие техники:

      1784 г. - появляется универсальная паровая машина Уатта;

      1800 г. - А. Вольта  изобретает химический источник тока;

      1807 г. - первые пароходы;

      1825 г. - первые паровозы;

      1832 г. - Л. Шиллинг - электромагнитный телеграф;

      1834 г. - М. Г. Якоби - электродвигатель и т.д.

2. В естествознании механика утрачивает свою прежнюю доминирующую роль:

      -к концу 18 века сформировалась химия как наука о качественных превращениях природных веществ;

      -формируются биология и учения об электромагнетизме.

3. Бурные социально-политические изменения происходящие в развитых Европейских странах не затронули Германию:

      -Германия в отличие от Франции и Англии того периода оставалась экономически и политически отсталой страной, раздробленной на 360 самостоятельных государств («Священная Римская империя германской нации»);

      -она сохраняла цеховой строй, остатки крепостного права;

      -жёсткий политический порядок канцлера Бисмарка оставлял единственную сферу для индивидуального самовыражения, свободы творчества, независимость духа: сферу разума.

  Прогресс науки, опыт революций в Европе (особенно Французской революции 1789-1794 г.г.) создали предпосылки для развития философско-теоретического мышления, в результатом чего и явилась выработка (в рамках классической немецкой философии) идеалистической диалектики.


Черты немецкой классической философии
:

1. Несмотря на разнообразие основных философских позиций, немецкая классическая философия является единым, относительно самостоятельным этапом развития философии, ибо все её системы вытекают одна из другой, т.е. с сохранением определённой преемственности, отрицала предшествующую.

2. Возрождение диалектических традиций (через обращение к античному наследию). Если у Канта диалектика имеет ещё негативное значение «софистики» чистого разума, то у последующих философов, и в особенности у Гегеля, она возвышается до целостной системы логических категорий.

3. Переход от объективного и трансцендентального идеализма (Кант) к объективному идеализму на основе диалектической методологии (через Фихте и Шеллинга к Гегелю).

4. Критика традиционной «рассудочной» метафизики и стремление представить философию как систему научного знания («наукоучение» Фихте, «энциклопедия философских наук» Гегеля).

5. Обращение к истории как философской проблеме и применение Гегелем диалектического метода к исследованию истории.
Немецкая классическая философия представлена выдающимися философами:


* Кант

* Фихте

* Шеллинг

* Гегель

* Фейербах
а) Иммануил Кант (1724 - 1804) - родоначальник немецкой классической философии - ректор Кёнигсбергского университета, субъективный идеалист.

    В его философском учении  отчётливо проявляются два этапа: докритический и критический.
  Докритический этап (стихийно-материалистический):

    -разрабатывает космогоническую теорию естественного образования солнечной системы из диффузной газопылевой материи, в результате вихревых вращательных процессов.
  Критический этап (начиная с 1770 г.).

    Труды: «Критика чистого разума», «Критика практического разума»,  «Критика способности суждения».

    Идеи:

1. Центральная проблема - проблема возможностей человеческого познания и установление его границ

      -Процесс познания - активный творческий процесс своеобразного конструирования познаваемых объектов в мышлении познающего субъекта, который протекает по своим собственным законам.

      -Впервые в философии рассматривалась не структура познаваемой субстанции, а специфика познающего субъекта - как главный фактор, определяющий и способ, и предмет познания.

  «Коперниковский переворот», т.е. у Канта «не разум подобно солнцу вращался вокруг мира явлений, а мир явлений вращается вокруг разума».

      -Необходимые условия познания заложены a priori (т.е. до опыта) в разуме человека и составляют основу знания.

      -Но разум человека определяет и границы познания. Кант различал воспринимаемые человеком:

                   -явления вещей;

                   -вещи сами по себе.

 Мы познаём мир не таким, какой он есть, а таким, каким его видим. Мы видим явления вещей (феномены), но абсолютное знание о какой-то вещи невозможно, она остаётся вещью в себе (ноумен), из этого вывод о невозможности познания мира, т.е. агностицизм.
2. Рассмотрена схема практического применения разума или этики

    -Исходной её предпосылкой является убеждение в том, что всякая личность - самоцель (она не является средством для решения задач, даже во имя общего блага).

    -Главный закон этики Канта - категорический императив: Поступок только тогда может считаться нравственным, когда он мог бы стать законом для других.

    Поступок

    -не является моральным, если в его основе лежит стремление к счастью, любви, симпатии и т.д.;

    -является моральным, если он основан на следовании долгу и уважении морального закона.

  В случае конфликта между чувствами и нравственным законом Кант требует безусловного подчинения нравственному долгу.
    б) Иоган Готлиб Фихте  (1762-1814) - первый ректор Берлинского университета. Субъективный идеалист.
  Идеи:

1. Фихте любую теорию, любое созерцание считал вторичным, производным от практически-деятельного отношения к предмету.

2. Сознание само порождает себя. Оно никогда не завершено, всегда остаётся процессом.

3. Сознание творит не только себя, но и весь мир - слепой, бессознательной силой воображения

4. Из активного деятельного, отношения сознания к миру Он выводил принцип единства противоположностей (соотношение «Я» и «Не - Я») и другие категории диалектики.

5. «Я» и «Не - Я» для него есть мир.

    -«Я» - это дух, воля, нравственность

    -«Не - Я» - это природа и материя.

6. Основная проблема человека - нравственность.

7. Главная форма жизни - общественный культурный труд.
   в) Шеллинг Фридрих Вильгельм Иозеф (1775-1854) - профессор Берлинского университета, объективный идеалист.
  Идеи:

1. Распространил понятие диалектики не только на сознание, но и на природу:

         -Природа - не средство для реализации нравственных целей человека, не «материал» для человеческой деятельности.

         -Природа - это форма бессознательной жизни разума, изначально наделённая мощной творческой силой, порождающей сознание. Природа - «окаменелый интеллект».

2. Познание и вообще вся деятельность человека не получат объяснения, если не признать природу тождественной духу, разуму. Абсолют - тождество идеального и реального. Поэтому познать Абсолют может только философ или поэт в экстазе гениального вдохновения (иррационалистически).
  г)  Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831) - профессор Берлинского университета - апогей немецкого идеализма.
  Труды: «Феноменология духа», «Энциклопедия философских наук», «Философия права», «Лекции по истории философии», «Лекции по философии истории» и т.д.

  Идеи:


1. В «Феноменологии духа» рассмотрел эволюцию человеческого сознания от первых его проблесков до сознательного овладения наукой и научной методологией (феноменология - учение о явлениях (феноменах) сознания в их историческом развитии).

2. Построил философию в форме взаимосвязанных идей. Идеи Гегеля - это путь вещей, любых, в том числе и понятий. Это суть и объекта, и субъекта, поэтому в идее противопоставление субъекта и объекта преодолено. Всё мировое развитие - это развитие Абсолютной идеи, которая является основой объективной действительности:

      -идея первична;

      -она активна и деятельна;

      -её деятельность состоит в самопознании.
    В своём самопознании Абсолютная идея проходит три этапа:

1) Развитие идеи в её собственном лоне, в «стихии чистого мышления» - логика, где идея раскрывает своё содержание в системе связанных и переходящих друг в друга логических категорий;

2) Развитие идеи в форме «инобытия», т.е. в форме природы - философия природы; природа не развивается, а служит лишь внешним проявлением саморазвития логических категорий, составляющих её духовную сущность;

3) Развитие идеи в мышлении и истории - принимающая форму Абсолютного духа - Философия духа. На этом этапе Абсолютная идея вновь возвращается к самой себе и постигает своё содержание в различных видах человеческого сознания и деятельности, проходя при этом три стадии:

      1-я - субъективный дух (личность)

      2-я - объективный дух (семья, гражданское общество, государство)

      3-я - абсолютный дух (тремя ступенями развития, которого является искусство, религия, философия).

     Система закончена.

  Таким образом, философии выпадает честь сказать последнее и решающее слово не только в истории человечества, но и во всей мировой истории.

  Общий вывод философии Гегеля состоит в признании разумности мира: «Всё действительное - разумно, всё разумное - действительно».

3. Создал диалектику как науку, как систему, как логику.
  д) Фейербах Людвиг Андреас (1804-1872) - создатель антропологического материализма.
    Идеи:

1. Подверг критике религию и идеализм, назвав последнею рационализированной религией.

2. Субъект в системе Л. Фейербаха - это не познающее мышление и не «Абсолютный дух», а реальный человек в единстве телесных, духовных и родовых характеристик.

3. Человек тесно связан с природой. Природа - основа духа. Она же должна явиться основой новой философии, призванной раскрыть земную сущность человека.
Выводы:
  Немецкая классическая философия:

1. Показала людям роль, место и значение философии в осознании своей эпохи, её достижения и просчёты. Продемонстрировала важность философии для осмысления будущего.

2. Ею были развиты соответствующие современной науке методы познания - диалектический и исторический, которые благодаря своей уникальности позволили резко продвинуться вперёд в познании мира.

3. Философия впервые предстала в виде целостной научной системы, позволяющей с научных позиций подходить к исследованию мира.
Выводы по лекции:
1. История философии показывает, что философия это не есть чисто умозрительные построения мудрецов, а что во все времена она была тесно связана с жизнью общества, отражая в своих учениях его проблемы.

2. Для каждой из исторических эпох - античности, средневековья, Ренессанса, Нового времени - характерны особые способы философствования, между которыми сохраняется преемственность.

3. Философские учения прошлого в большинстве своём имеют гуманистическую направленность. Они различны, но ни одно из них не претендовало и не претендует на абсолютную истину, а в совокупности все они составляют духовное богатство человечества.

4. Знание истории философии обогащает духовный мир человека, учит нравственному гуманному мышлению, что особенно важно для военного руководителя.



 [11] [11] [11]

1. Реферат Формы и системы заработной платы 3
2. Реферат на тему Book Report On 2
3. Реферат Теплоизоляционные асбестовые шнуры
4. Курсовая Разработка систем управления качеством товаров
5. Реферат на тему Gay And Lesbian Rights Essay Research Paper
6. Диплом Квалификация преступлений в сфере компьютерной информации
7. Реферат на тему Вплив народознавчого матеріалу на емоційно-чуттєву сферу дошкільника
8. Курсовая Использование прессы для достижения целей пиар-компании
9. Реферат История Колумбии
10. Реферат Статистический анализ численности и продуктивности коров