Тесты на тему Эстетическое отношение к миру и художественное развитие средствами разных видов изобразительного
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2014-11-09Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
СОДЕРЖАНИЕ
1. Информация об опыте2. Технология опыта
3. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА
4. Библиографический список
Приложение
1. Информация об опыте
Тема опыта: «Эстетическое отношение к миру и художественное развитие средствами разных видов изобразительного искусства».
Актуальность опыта
Формирование гармоничной личности - непреходящая проблема педагогики. Истоки проблемы уходят далеко вглубь истории, но актуальность ее не исчезает в связи с изменением мира в целом, развитием цивилизации, сменой общечеловеческих ценностей в различные исторические эпохи и в различных социально-политических системах. На сегодняшний день проблема гуманизации образования с целью детерминации гармоничного развития каждого имеет всеохватывающий характер.
Современная дошкольная педагогика, ориентируя свои разработки на гуманизацию учебно-воспитательного процесса и формирование у ребёнка осознания того, что он является неотъемлемой частью окружающего мира (природы, культуры, истории и т.п.), стратегической целью воспитания определяет формирование базиса личностной культуры, приобщение ребёнка к общечеловеческим, непреходящим, духовным ценностям: к человеку, к самому себе и человечеству в целом; к природе; к рукотворному миру; к культуре (искусству).
Эстетическое отношение как стратегическая цель эстетического воспитания предполагает освоение модели созидательного, художественно - творческого отношения к миру, которое может быть выражено уже в дошкольном возрасте средствами художественно-творческих видов деятельности.
В этом плане изобразительная деятельность может быть выделена как наиболее эффективная, так как, приобретая способность и имея возможность выразить авторское отношение к миру средствами художественных образов, ребенок гармонизирует себя и создает свой неповторимо - индивидуальный мир, реализуясь и актуализируясь как полноправная личность. Наиболее яркой, доступной моделью эстетического отношения к миру является искусство, где органично связаны процессы познания мира, его эстетического осмысления и художественно - авторского выражения своего к нему отношения.
Основная идея опыта:
В дошкольной педагогике сложился достаточно широкий арсенал средств приобщения ребенка к эстетической и художественной культуре. В разных видах творческой деятельности (изобразительной, театрализованной, музыкально-пластической, игровой) ребёнок создает личностную, пространственную реальность, открывая мир по-своему и себя в нём. В этом процессе формируется возможность и желание целенаправленного, гармоничного преобразования окружающего пространства по законам красоты.
Применительно к предмету опыта среди них особо следует отметить изобразительное искусство. В процессе художественного восприятия на основе сопереживания рождается сочувствие, содействие, расширяется палитра разнообразных чувств (эстетического, художественного характера), наслаждение творчеством как проявлением духовных сил человека.
Процесс формирования эстетического и художественного восприятия детей дошкольного возраста предполагает следующие методы:
- Воспитывать у детей эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, устойчивый интерес к изодеятельности. Учить самостоятельно применять изобразительные умения и навыки в рисовании, аппликации, лепке, используя выразительные средства. Продолжать учить детей изображать предметы с натуры.
- Учить передавать форму, величину и цвет предмета, композицию в рисунке, ритм, цветовые сочетания в декоративном узоре, пластичность движения в лепке, выразительность силуэта в аппликации.
- Учить выполнять последовательно все этапы работы.
- Учить выполнять работу коллективно.
- Развивать художественное восприятие произведений изоискусства, учить эмоционально откликаться на воздействие художественного образа, понимать содержание произведений. Формировать у детей представления о видах изобразительного искусства и народного творчества.
- Знакомить детей с произведениями живописи великих русских живописцев.
- Расширять представления детей о выразительных средствах в иллюстрациях к детским книгам художников Ю.Васнецова, В.Канашевича, Е.Рачева. Е.Чарушина, о народном декоративно-прикладном искусстве (хохломская, городецкая росписи), о керамических изделиях и народной игрушке (Гжель, Дымка).
Длительность работы над опытом
Диапазоном опыта является единая среда использования средств художественного развития детей (рисование, аппликации, лепка).
Теоретическая база опыта
Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Изобразительная деятельность — это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для умственного воспитания детей.
Основное значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности.
Чем более осознанно начинает ребенок воспринимать окружающее, тем глубже, устойчивее и содержательнее становятся эстетические чувства. Постепенно дети приобретают способность к элементарным эстетическим суждениям (о явлениях жизни, о предметах, созданных человеком, о произведениях искусства).
К изобразительной деятельности относятся рисование, аппликация, лепка.
Рисование популярно среди детей дошкольников 5 - 6,5 лет. Рисуя, ребенок проявляет свое стремление к познанию окружающего мира, и по рисунку в определенной степени можно выяснить уровень этого познания. Чем более развито у детей восприятие, наблюдательность, чем шире запас их представлений, тем полнее и точнее отражают они действительность в своем творчестве, тем богаче, выразительнее их рисунки. В изобразительной деятельности 6-летних детей находят отражение такие специфические особенности их мышления, как конкретность, образность. Изобразительная деятельность ребенка теснейшим образом связана не только с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением), но и с личностью в целом. В ней проявляются интересы ребенка, темперамент, некоторые половые различия.
Лепка позволяет изобразить предметы в трехмерном пространстве. В ходе лепки ребенок может передать форму человека, животных, птиц, фруктов, посуды и т.д. Ценно, что свойства используемых в лепке материалов позволяют неоднократно менять форму, достигая желаемой выразительности. Именно развитию способности передачи выразительности образа в лепке необходимо уделить особое внимание в работе с детьми, поступающими в школу.
Важно, чтобы ребенок умел вылепить не просто фигуру человека, а человека определенного возраста, героев конкретной сказки – Незнайку, Чебурашку и т.д. Он должен уметь передать движения человека, животных, отражая характер образов и динамику действий.
Занимаясь аппликацией, дети учатся вырезывать из бумаги разнообразные сюжеты, узоры, орнаменты, наклеивать их на цветной фон. Дети выполняют как индивидуальные, так и коллективные работы. Дети учатся аккуратности, усидчивости, осваивают основные приемы вырезывания, правила работы с клеем.
Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия — наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, конструкцию, цвет, расположение частей.
Дети воспроизводят в рисунке, лепке, аппликации то, что восприняли ранее, с чем они уже знакомы. Большей частью дети создают рисунки и другие работы по представлению или по памяти. Наличие такого рода представлений дает пищу работе воображения. Формируются эти представления в процессе непосредственного познания объектов изображения в играх, на прогулках, специально организованных наблюдений и т. п. О многом дети узнают из рассказов, из художественной литературы. В процессе самой деятельности представления детей о свойствах и качествах предметов уточняются. В этом участвуют зрение, осязание, движения рук.
Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность. Ребенок рисует, лепит не только для себя, но и для окружающих. Ему хочется, чтобы его рисунок что-то рассказал, чтобы изображенное им узнали. Детей очень волнует отношение взрослых, сверстников к их рисункам, лепке. Они чутко реагируют на замечания товарищей, оценку педагога.
Общественная направленность детского изобразительного творчества проявляется и в том, что в рисунке, лепке, аппликации и конструировании дети передают явления общественной жизни. Детей волнуют и полеты в космос, и труд людей в городе и в деревне, и выступления наших спортсменов на олимпиадах, и многое другое. Нужно дать им возможность отразить эти впечатления и свое отношение к ним.
Изобразительная деятельность и конструирование должны быть тесно связаны с теми знаниями и представлениями, которые получают дети в результате всей воспитательной работы, опираться на эти знания и представления и способствовать их закреплению. Конечно, отбирая общественные явления, на темы которых детям будет предложено выполнить рисунок, лепку, аппликацию, нужно помнить о возрастных возможностях детей. Если поставить слишком сложные задачи, то трудности изображения, вызванные отсутствием у детей необходимых навыков и умений, помешают им не только передать свое отношение, но и сколько-нибудь отчетливо изобразить явления общественной жизни.
Значение занятий изобразительной деятельностью для нравственного воспитания заключается еще в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: умение и потребность доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т. п. В процессе создания коллективных работ у детей воспитываются умения объединяться, договариваться о выполнении общей работы, стремление помочь друг другу.
Общегрупповые занятия изобразительной деятельностью содействуют воспитанию общительности и дружеских взаимоотношений (обычно два ребенка пользуются одним набором красок, одной банкой с водой и т.д.).
Коллективные просмотры работ приучают детей быть внимательными к рисунку, лепке товарищей, справедливо и благожелательно их оценивать, радоваться не только своей, но и общей удаче.
В изобразительной деятельности сочетаются умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо применить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть умениями лепить, вырезывать, рисовать предмет той или иной формы и строения, а также овладеть навыками обращения с ножницами, с карандашом и кистью, с глиной и пластилином. Правильное владение этими материалами и инструментами требует известной затраты физических сил, трудовых навыков. Усвоение умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитывается умение трудиться, добиваться получения желаемого результата.
Цель исследования. Выявить особенности эстетического и художественного восприятия как специфических видов деятельности и эффективные способы и средства их формирования у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить состояние проблемы эстетического и художественного восприятия в теории и практике дошкольного воспитания.
2. Изучить особенности эстетического и художественного восприятия как специфических видов деятельности детей дошкольного возраста и определить психолого-педагогические условия, оптимально способствующие их формированию.
3. Проверить эффективность выявленных психолого-педагогических условий формирования эстетического и художественного восприятия в опытно- экспериментальной работе.
Методы:
- теоретические (анализ литературы по психологии, педагогике, краеведению, связанной с темой исследования, анализ научных трудов по проблеме нравственно - эстетического воспитания дошкольников);
-эмпирические (анализ программ, методик по дошкольному образованию, беседы с педагогами, родителями воспитанников детского сада, детьми старшего дошкольного возраста, наблюдения за детьми экспериментальных групп, ведение дневниковых записей и другие);
- наблюдения за детьми на занятиях по рисованию, лепке, в самостоятельной деятельности;
- педагогический эксперимент;
- тестирование (диагностическое обследование) детей, анкетирование педагогов и родителей;
- организация детских выставок художественного творчества;
- моделирование новых форм ir методов работы;
- анализ продуктов творческой деятельности.
2. Технология опыта
Рисование
1. Следить за правильной посадкой детей при рисовании.
2. Учить различать и правильно использовать цвета и оттенки. Закреплять навыки работы с акварелью. Продолжать учить смешивать краски для получения новых оттенков.
3. Учить выбирать формат бумаги в соответствии с задуманным сюжетом.
4. Учить детей способам изображения предметов, явлений, передаче в рисунке формы, пропорций, расположения частей, окраски.
5.Учить выделять в рисунке главное и существенное цветом, формой, расположением на листе, величиной изображаемого.
6.Учить изображать по представлению и с натуры отдельные предметы и персонажи литературных произведений.
7.Учить передавать композицию в сюжетном рисунке, располагать персонажи и предметы на всем листе, на широкой полосе, 8.Отражать в рисунках общественные события и труд людей, явления природы, времена года, сюжеты или эпизоды из сказок, рассказов, стихов.
Декоративное рисование
1.Учить детей рисовать узоры по мотивам дымковской, хохломской, городецкой росписей и керамических изделий, передавая их колорит.
2.Учить составлять узоры на бумаге разной формы, а также на силуэтах, изображающих предметы быта.
3.Закреплять умение рисовать кольца, круги, точки, волнистые линии, травку, ягоды, листья, цветы.
4. Развивать чувство цвета при составлении гаммы из нескольких цветов по мотивам хохломской, городецкой росписей и др.
Лепка
1. Учить детей лепить из куска пластилина предметы более сложной формы с натуры и по представлению, обрабатывать поверхность формы пальцами и стекой, украшать ее рельефом.
2. Учить передавать характерные движения человека и животного, достигать выразительности поз.
3. Развивать у детей чувство композиции, учить лепить скульптурные группы из 2-3 фигур, передавать пропорции и динамику действия, соотношение предметов по величине.
4.Закреплять навыки соблюдения правил личной гигиены.
5.Совершенствовать навыки детей в применении основных приемов лепки: делении куска пластилина на части, откручиванием, отщипыванием, разрезанием и надрезанием стекой, придании формы изделиям, раскатыванием, скатыванием, сплющиванием, вытягиванием, вдавливанием, способах соединения деталей, прижиманием, примазыванием, защипыванием, сглаживанием.
6. Использовать при изготовлении поделки разные способы лепки (конструктивный, пластический, комбинированный)
Аппликация
1.Продолжать учить детей создавать изображения в аппликации с натуры и по представлению, композиционно правильно располагать аппликацию, вырезать симметричные формы из бумаги, сложенной вдвое и гармошкой.
2.Продолжать учить составлять узоры, декоративные композиции на бумаге разной формы.
3.Учить детей сочетать приемы вырезывания ножницами с приемами обрывной аппликации (в зависимости от характера образа), используя бумагу разной фактуры.
4.Продолжать учить детей составлять сюжетные аппликации.
К концу года дети должны уметь: различать виды изобразительного искусства, высказывать простейшие суждения о картинах, предметах народного декоративно-прикладного искусства:
в рисовании
правильно сидеть за партой, верно держать лист бумаги и карандаш;
свободно работать карандашом – без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращать при этом лист бумаги;
передавать на рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;
правильно работать акварельными и гуашевыми красками – рисовать и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы этой поверхности);
выполнять простейшие узоры в полосе, квадрате, круге из декоративных форм растительного мира
применять приемы рисования кистью элементов декоративных изображений (примакивание, способ тычка и др.);
узнавать главные элементы народной росписи.
в лепке
уметь пользоваться пластилином и стекой, соблюдая правила личной гигиены;
лепить предметы с натуры и по представлению (овощи, фрукты, посуду, животных, человека);
уметь украшать изделие углубленным рельефом и налепом.
в аппликации
композиционно правильно располагать изображения;
составлять узоры и декоративные композиции из геометрических и растительных форм;
использовать прием симметричного вырезания из бумаги, сложенной вдвое и гармошкой;
сочетать способ вырезания с обрыванием для создания выразительного образа;
правильно держать ножницы и пользоваться ими.
Изображать предметы, явления, создавать узоры, воплощать в рисунке, лепке, аппликации задуманное дети могут лишь при условии овладения техникой каждого вида изобразительной деятельности. Несмотря на то, что техническое исполнение работ не является главным, овладение правильной и разнообразной техникой необходимо.
Лепка. В лепке необходимо развивать такие движения рук, которые позволяли бы детям преобразовывать комок глины, пластилина, получать из него разнообразные формы, создавать изображения. Дети постепенно овладевают отщипыванием маленьких комочков глины от большого, скатыванием прямым движением (палочки, цилиндры и т.п.), кругообразными движениями (шарики, ягодки, мячи и т.д.). Они учатся сплющивать комочки, вдавливать, оттягивать мелкие части и детали изображения. Их обучают разнообразным приемам лепки пальцами, использованию стеки, учат лепке по частям и из целого куска. Благодаря этому дети получают возможность передавать более тонкие особенности формы предметов (выпуклости, углубления).Овладение техникой лепки способствует развитию движений руки, позволяет детям передать в этом виде изобразительной деятельности разнообразные предметы действительности, изображать несложные сценки из жизни и сказок.
Рисование. Прежде всего, необходимо научить детей правильно держать карандаш, кисть, мелки в руке. Сами дети этому научиться не могут. Неумение правильно держать карандаш и кисть тормозит развитие рисовальных движений и затрудняет создание изображений. Дети должны научиться держать кисть и карандаш тремя пальцами (между большим и средним, придерживая сверху указательным), рука при этом до локтя лежит на столе или может быть приподнята, опираясь на рисующий карандаш (или кисть, мелок и т.п.). Рисовать карандашом с разным нажимом (легко касаясь бумаги для получения светлых оттенков и тонких, легких линий и более сильно нажимая для получения яркого цвета и сильных энергичных линий). Это позволяет добиваться выразительности линий и изображения, так как линия — один из основных компонентов рисунка. При рисовании кистью детей учат вести линии всем ворсом и концом его для получения широких и тонких линий.
Детей учат правильным приемам закрашивания изображений (проводить линии в одном направлении, не меняя его в пределах одного контура, не выводить штрихи за пределы контура; передавая гладкую фактуру, закрашивать без просветов, а шероховатую — с просветами).
Дети приобретают умения регулировать длину штрихов и линий с целью изображения предметов, их частей и фактуры.
Дети усваивают различные способы работы кистью и красками: по сухому фону, по влажному, способом размывки. Их учат смешивать краски с белилами (в гуаши) и разводить их водой (в акварели) для получения различных оттенков цветов; использовать разные способы рисования и получения оттенков цвета, применять при создании изображения разные техники (простой карандаш и краски — гуашь, акварель: цветные восковые мелки и гуашь или акварель и т.п.). Овладение техникой рисования развивает движения руки, позволяет детям свободно отражать в рисунке свой творческий замысел, создавать интересные выразительные рисунки.
Аппликация. Детей младших возрастов учат наклеиванию готовых геометрических фигур и изображений, правильно применяя приемы намазывания их клеем, наложения на бумагу, прижимая плотно наклеиваемое изображение салфеткой. Начиная с 4—4,5 лет детей учат правильно держать ножницы и резать ими бумагу. В вырезывании участвуют обе руки: левая держит и поворачивает листок бумаги, правая действует ножницами.
Дети овладевают следующими приемами: резание бумаги по прямой, наискось, закругление углов, вырезывание округлых форм, вырезывание одинаковых изображений и частей из бумаги, сложенной вдвое, силуэтное вырезывание на глаз и др. Дошкольники создают в аппликации предметные, сюжетные и декоративные композиции.
Прочное овладение техническими навыками и умениями требует длительных и систематических упражнений. Хорошее владение техникой изображения делает процесс создания рисунков, лепки, аппликации свободным и приятным для ребенка, повышает его интерес к деятельности и творческие возможности. Упражнения в технике изображения проводятся не изолированно, а в процессе решения изобразительных задач на каждом занятии с детьми, не мешая творческой работе, а помогая и способствуя ей.
3. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА
Для проведения практических исследований (экспериментов) были
использованы дети старших групп ДОУ.
Эксперимент № 1 (констатирующий).
Цель.
Определить особенности эстетического отношения старших дошкольников к природе и к своему рисунку.
Задачи:
1. Изучение характера представлений детей о красоте;
2.Определение своеобразия эстетического отношения детей к своему рисунку.
Рисование (гуашь).
Тема “Самое красивое” и “Самое некрасивое” (по выбору).
Поставленные задачи решались в процессе беседы, наблюдений, подводя
детей к пониманию того, что красота- это то, от чего человек получает удовольствие. Нужно было стимулировать детей на определение красоты в самом себе и вокруг себя (в природе, в жизни и деятельности человека, в отношениях между людьми, их поступках, взглядах, суждениях).
I. Так, для изучения представлений детей о красоте задавались вопросы: “Что такое, по-твоему, красота? Что ты видел красивое? Что можно назвать некрасивым? Что можно сделать красивое? Кто может сделать “красивое”? ”.
Полученные данные эксперимента № 1.
Из 24 детей определили в своих рисунках как ”красивое”:
1. Труд людей, орудия труда - 3 рисунка
2. Семья, семейные отношения - 4 рисунка
3. Природа, природные объекты и явления - 13 рисунков
4. Герои сказок и мультфильмов - 2 рисунка
5. Цветовые пятна и цветосочетания - 1 рисунок.
Определили в своих рисунках как “некрасивое”:
1. Природа, природные объекты и явления - 1 рисунок (где было изображено дождливое, осеннее утро; использовались чёрные, “грязные” краски). Этот рисунок нарисовал мальчик, назвав его “Некрасивое”. Мы задали мальчику вопрос: “Что ты нарисовал и почему так назвал свой рисунок?”. Мальчик ответил: “Я нарисовал осень, когда идёт дождь, а на улице много луж, грязно и плохая погода. Я не люблю когда осень, не люблю грязь”. Таким образом, мальчик выразил своё отношение к плохой погоде, дождливой осени в рисунке, изобразив явление чёрными красками.
И всё-таки самым красивым для детей явилась природа, её объекты и
явления (рисунков о природе было 13). Названия детских рисунков о природе были разнообразными: “Солнце отражается в воде”, “Спелые ягоды”, “Лето”, “Яблоки на дереве, “Красиво”, “В природе”, “Природа” и т. д.
II. Следующей задачей эксперимента являлось определение эстетического отношения детей к своему рисунку. Оно определялось вопросами: “Как ты считаешь, рисунки детей могут быть красивыми? Какие из этих ты назвал (а) бы красивыми? Как ты считаешь, твой рисунок красивый?» и др.
Таким образом, эстетическая выразительность, красота рисунка для ребёнка заключалась в цветовом решении(37,2%), многоплановой композиции(26,8%), детализации(27,0%). Часто встречались ответы: ”Рисунок красивый, потому что аккуратный”(62,8%).
На вопрос: “Что бы ты внёс в свой рисунок, чтобы он стал красивее? ”- дети отвечали: “Закрашу красивым цветом”; “Нарисую ещё что-нибудь красивое… Цветы”; “Не знаю ещё пока”.
Нами было обозначено четыре условных уровня представлений детей о красоте своего рисунка. “Нулевой”(26,5%): дети затруднялись в высказываниях и не давали ответа. “Низкий” уровень(40%): красоту своего рисунка дети объясняли старанием. “Средний”(20%): красоту дети соотносили с колористическим решением и аккуратностью. “Высокий” уровень зафиксирован в 13,5% случаев.
Красота рисунка объяснялась с позиций содержательной (смысловой) стороны, композиционного решения, соответствия колорита содержанию, аккуратного исполнения и законченности работы. Следовательно, эстетическое отношение детей к своему рисунку во многом определяется использованием различных средств выразительности, таких как: цвет, форма, линия, композиция и других.
Вывод: из полученных данных эксперимента №1, можно утверждать, что красивое для всех детей - это приятные зрительные впечатления (цвет, форма предметов, орнаменты), положительно эмоционально переживаемые явления природы, хорошие поступки людей, результаты человеческой деятельности, труд и т. п.
Некрасивое - всё неприятное, страшное и пугающее, то, что осуждается другими людьми, и то, что неприятно самим детям. Мы убедились в том, что обогащение представлений детей о красоте вообще и о способах её достижения приводит к развитию образно-эстетической выразительности рисунков. Подтвердили теоретическую часть работы, сделав выводы о том, что дети глубоко воспринимают природу, определяют её как красивое, значимое явление, делая её предметом своего творчества.
Эксперимент № 2 (констатирующий и формирующий).
Цель.
Определить особенности изображения детьми старшего дошкольного возраста разнообразия природных явлений и объектов, их форм, размеров,
фактур, цветовых взаимодействий: сезонных и климатических.
Задачи:
1. Определить, какие выразительные средства, используют старшие дети при рисовании природы;
2. Какие используют цвета красок, отражая время года, климатические условия и своё отношение к природе.
3. Закрепить и уточнить знания детей о явлениях и объектах природы, формировать интерес к природе и положительное отношение к
ней.
Для решения этих задач было проведено несколько занятий по рисованию, в которых участвовали дети старших групп ДОУ
Рисование (акварель).
Тема “Цветущий месяц май”.
В проведении занятия участвовали две группы детей по 7 человек старшего дошкольного возраста.
Материал. У воспитателя три-четыре репродукции или крупные иллюстрации с разной композицией, на которых изображён конец весны. У детей белые листы бумаги, мягкие кисточки и краски акварель, среди которых два-три оттенка зелёного цвета.
Ход занятия. Воспитатель говорит:
- Кончается весна. Последний месяц весны называют цветущим маем. Почему май называют цветущим? Вспомним, какие деревья цвели в мае (черёмуха…). Черёмуха душистая С весною расцвела И ветки золотистые Что кудри завила… (С. Есенин)
- Какие деревья расцвели в садах? (Вишни, яблони.) Как молоком облитые, Стоят сады вишнёвые, Тихохонько шумят… (Н. Некрасов)
- Какими цветущими кустами мы любовались в мае? (Сиренью.) А каких больше всего цветов мы видели на полянах, возле дорог, заборов? (Одуванчиков.)
уметь украшать изделие углубленным рельефом и налепом.
в аппликации
композиционно правильно располагать изображения;
составлять узоры и декоративные композиции из геометрических и растительных форм;
использовать прием симметричного вырезания из бумаги, сложенной вдвое и гармошкой;
сочетать способ вырезания с обрыванием для создания выразительного образа;
правильно держать ножницы и пользоваться ими.
Изображать предметы, явления, создавать узоры, воплощать в рисунке, лепке, аппликации задуманное дети могут лишь при условии овладения техникой каждого вида изобразительной деятельности. Несмотря на то, что техническое исполнение работ не является главным, овладение правильной и разнообразной техникой необходимо.
Лепка. В лепке необходимо развивать такие движения рук, которые позволяли бы детям преобразовывать комок глины, пластилина, получать из него разнообразные формы, создавать изображения. Дети постепенно овладевают отщипыванием маленьких комочков глины от большого, скатыванием прямым движением (палочки, цилиндры и т.п.), кругообразными движениями (шарики, ягодки, мячи и т.д.). Они учатся сплющивать комочки, вдавливать, оттягивать мелкие части и детали изображения. Их обучают разнообразным приемам лепки пальцами, использованию стеки, учат лепке по частям и из целого куска. Благодаря этому дети получают возможность передавать более тонкие особенности формы предметов (выпуклости, углубления).Овладение техникой лепки способствует развитию движений руки, позволяет детям передать в этом виде изобразительной деятельности разнообразные предметы действительности, изображать несложные сценки из жизни и сказок.
Рисование. Прежде всего, необходимо научить детей правильно держать карандаш, кисть, мелки в руке. Сами дети этому научиться не могут. Неумение правильно держать карандаш и кисть тормозит развитие рисовальных движений и затрудняет создание изображений. Дети должны научиться держать кисть и карандаш тремя пальцами (между большим и средним, придерживая сверху указательным), рука при этом до локтя лежит на столе или может быть приподнята, опираясь на рисующий карандаш (или кисть, мелок и т.п.). Рисовать карандашом с разным нажимом (легко касаясь бумаги для получения светлых оттенков и тонких, легких линий и более сильно нажимая для получения яркого цвета и сильных энергичных линий). Это позволяет добиваться выразительности линий и изображения, так как линия — один из основных компонентов рисунка. При рисовании кистью детей учат вести линии всем ворсом и концом его для получения широких и тонких линий.
Детей учат правильным приемам закрашивания изображений (проводить линии в одном направлении, не меняя его в пределах одного контура, не выводить штрихи за пределы контура; передавая гладкую фактуру, закрашивать без просветов, а шероховатую — с просветами).
Дети приобретают умения регулировать длину штрихов и линий с целью изображения предметов, их частей и фактуры.
Дети усваивают различные способы работы кистью и красками: по сухому фону, по влажному, способом размывки. Их учат смешивать краски с белилами (в гуаши) и разводить их водой (в акварели) для получения различных оттенков цветов; использовать разные способы рисования и получения оттенков цвета, применять при создании изображения разные техники (простой карандаш и краски — гуашь, акварель: цветные восковые мелки и гуашь или акварель и т.п.). Овладение техникой рисования развивает движения руки, позволяет детям свободно отражать в рисунке свой творческий замысел, создавать интересные выразительные рисунки.
Аппликация. Детей младших возрастов учат наклеиванию готовых геометрических фигур и изображений, правильно применяя приемы намазывания их клеем, наложения на бумагу, прижимая плотно наклеиваемое изображение салфеткой. Начиная с 4—4,5 лет детей учат правильно держать ножницы и резать ими бумагу. В вырезывании участвуют обе руки: левая держит и поворачивает листок бумаги, правая действует ножницами.
Дети овладевают следующими приемами: резание бумаги по прямой, наискось, закругление углов, вырезывание округлых форм, вырезывание одинаковых изображений и частей из бумаги, сложенной вдвое, силуэтное вырезывание на глаз и др. Дошкольники создают в аппликации предметные, сюжетные и декоративные композиции.
Прочное овладение техническими навыками и умениями требует длительных и систематических упражнений. Хорошее владение техникой изображения делает процесс создания рисунков, лепки, аппликации свободным и приятным для ребенка, повышает его интерес к деятельности и творческие возможности. Упражнения в технике изображения проводятся не изолированно, а в процессе решения изобразительных задач на каждом занятии с детьми, не мешая творческой работе, а помогая и способствуя ей.
3. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА
Для проведения практических исследований (экспериментов) были
использованы дети старших групп ДОУ.
Эксперимент № 1 (констатирующий).
Цель.
Определить особенности эстетического отношения старших дошкольников к природе и к своему рисунку.
Задачи:
1. Изучение характера представлений детей о красоте;
2.Определение своеобразия эстетического отношения детей к своему рисунку.
Рисование (гуашь).
Тема “Самое красивое” и “Самое некрасивое” (по выбору).
Поставленные задачи решались в процессе беседы, наблюдений, подводя
детей к пониманию того, что красота- это то, от чего человек получает удовольствие. Нужно было стимулировать детей на определение красоты в самом себе и вокруг себя (в природе, в жизни и деятельности человека, в отношениях между людьми, их поступках, взглядах, суждениях).
I. Так, для изучения представлений детей о красоте задавались вопросы: “Что такое, по-твоему, красота? Что ты видел красивое? Что можно назвать некрасивым? Что можно сделать красивое? Кто может сделать “красивое”? ”.
Полученные данные эксперимента № 1.
Из 24 детей определили в своих рисунках как ”красивое”:
1. Труд людей, орудия труда - 3 рисунка
2. Семья, семейные отношения - 4 рисунка
3. Природа, природные объекты и явления - 13 рисунков
4. Герои сказок и мультфильмов - 2 рисунка
5. Цветовые пятна и цветосочетания - 1 рисунок.
Определили в своих рисунках как “некрасивое”:
1. Природа, природные объекты и явления - 1 рисунок (где было изображено дождливое, осеннее утро; использовались чёрные, “грязные” краски). Этот рисунок нарисовал мальчик, назвав его “Некрасивое”. Мы задали мальчику вопрос: “Что ты нарисовал и почему так назвал свой рисунок?”. Мальчик ответил: “Я нарисовал осень, когда идёт дождь, а на улице много луж, грязно и плохая погода. Я не люблю когда осень, не люблю грязь”. Таким образом, мальчик выразил своё отношение к плохой погоде, дождливой осени в рисунке, изобразив явление чёрными красками.
И всё-таки самым красивым для детей явилась природа, её объекты и
явления (рисунков о природе было 13). Названия детских рисунков о природе были разнообразными: “Солнце отражается в воде”, “Спелые ягоды”, “Лето”, “Яблоки на дереве, “Красиво”, “В природе”, “Природа” и т. д.
II. Следующей задачей эксперимента являлось определение эстетического отношения детей к своему рисунку. Оно определялось вопросами: “Как ты считаешь, рисунки детей могут быть красивыми? Какие из этих ты назвал (а) бы красивыми? Как ты считаешь, твой рисунок красивый?» и др.
Таким образом, эстетическая выразительность, красота рисунка для ребёнка заключалась в цветовом решении(37,2%), многоплановой композиции(26,8%), детализации(27,0%). Часто встречались ответы: ”Рисунок красивый, потому что аккуратный”(62,8%).
На вопрос: “Что бы ты внёс в свой рисунок, чтобы он стал красивее? ”- дети отвечали: “Закрашу красивым цветом”; “Нарисую ещё что-нибудь красивое… Цветы”; “Не знаю ещё пока”.
Нами было обозначено четыре условных уровня представлений детей о красоте своего рисунка. “Нулевой”(26,5%): дети затруднялись в высказываниях и не давали ответа. “Низкий” уровень(40%): красоту своего рисунка дети объясняли старанием. “Средний”(20%): красоту дети соотносили с колористическим решением и аккуратностью. “Высокий” уровень зафиксирован в 13,5% случаев.
Красота рисунка объяснялась с позиций содержательной (смысловой) стороны, композиционного решения, соответствия колорита содержанию, аккуратного исполнения и законченности работы. Следовательно, эстетическое отношение детей к своему рисунку во многом определяется использованием различных средств выразительности, таких как: цвет, форма, линия, композиция и других.
Вывод: из полученных данных эксперимента №1, можно утверждать, что красивое для всех детей - это приятные зрительные впечатления (цвет, форма предметов, орнаменты), положительно эмоционально переживаемые явления природы, хорошие поступки людей, результаты человеческой деятельности, труд и т. п.
Некрасивое - всё неприятное, страшное и пугающее, то, что осуждается другими людьми, и то, что неприятно самим детям. Мы убедились в том, что обогащение представлений детей о красоте вообще и о способах её достижения приводит к развитию образно-эстетической выразительности рисунков. Подтвердили теоретическую часть работы, сделав выводы о том, что дети глубоко воспринимают природу, определяют её как красивое, значимое явление, делая её предметом своего творчества.
Эксперимент № 2 (констатирующий и формирующий).
Цель.
Определить особенности изображения детьми старшего дошкольного возраста разнообразия природных явлений и объектов, их форм, размеров,
фактур, цветовых взаимодействий: сезонных и климатических.
Задачи:
1. Определить, какие выразительные средства, используют старшие дети при рисовании природы;
2. Какие используют цвета красок, отражая время года, климатические условия и своё отношение к природе.
3. Закрепить и уточнить знания детей о явлениях и объектах природы, формировать интерес к природе и положительное отношение к
ней.
Для решения этих задач было проведено несколько занятий по рисованию, в которых участвовали дети старших групп ДОУ
Рисование (акварель).
Тема “Цветущий месяц май”.
В проведении занятия участвовали две группы детей по 7 человек старшего дошкольного возраста.
Материал. У воспитателя три-четыре репродукции или крупные иллюстрации с разной композицией, на которых изображён конец весны. У детей белые листы бумаги, мягкие кисточки и краски акварель, среди которых два-три оттенка зелёного цвета.
Ход занятия. Воспитатель говорит:
- Кончается весна. Последний месяц весны называют цветущим маем. Почему май называют цветущим? Вспомним, какие деревья цвели в мае (черёмуха…). Черёмуха душистая С весною расцвела И ветки золотистые Что кудри завила… (С. Есенин)
- Какие деревья расцвели в садах? (Вишни, яблони.) Как молоком облитые, Стоят сады вишнёвые, Тихохонько шумят… (Н. Некрасов)
- Какими цветущими кустами мы любовались в мае? (Сиренью.) А каких больше всего цветов мы видели на полянах, возле дорог, заборов? (Одуванчиков.)
Уронило солнце
Лучик золотой
Вырос одуванчик
Первый, молодой
У него чудесный
Золотистый цвет. –
Он большого солнца.
Маленький портрет.
(О. Высотская)
Лучик золотой
Вырос одуванчик
Первый, молодой
У него чудесный
Золотистый цвет. –
Он большого солнца.
Маленький портрет.
(О. Высотская)
А какие весенние цветы распустились на клумбах, в скверах, в парках?
(Тюльпаны, нарциссы.) Дети, какие же краски вам нужны, чтобы изобразить
цветущий май?
Если дети забудут назвать какую-либо краску для изображения цветущих деревьев, кустарников, цветов, педагог спрашивает, каким цветом они
нарисуют, например, кисти сирени и т. п.
- Посмотрите на свои палитры. Там имеется несколько чашечек с
зелёной краской. Сколько вы заметили оттенков зелёной краски? Зачем вам
нужна разная зелёная краска? (Листва деревьев, трава - имеют разные оттенки зелёного цвета.) Все названные вами краски можно назвать яркими и светлыми. Рисунки, выполненные такими красками, должны получиться радостными.
Майскую природу можно нарисовать по-разному. Можно изобразить поляну, луг перед лесом с цветущими одуванчиками, например как на этой картине
(показывает репродукцию или иллюстрацию с соответствующей композицией).
Можно нарисовать сад, сквер, где на клумбах расцвели весенние цветы, как, например, на этой картине. Можно нарисовать цветущие кусты сирени, черёмуху и др.
А ещё можно изобразить цветущий яблоневый или вишнёвый сад. И все эти разные рисунки будут про цветущий май. Воспитатель спрашивает двух-трёх детей об их замыслах и предлагает приступить к рисованию. В процессе рисования при необходимости напоминает о форме кистей черёмухи, сирени, о способах их изображения, об использовании разных оттенков зелёного цвета.
Вывод: изучив содержание полученных на занятии рисунков старших
дошкольников, можно сделать выводы, которые решают поставленную цель работы. Дети рисовали деревья (берёзы, ели, тополя) в лесу (лугу, поляне); также цветущие среди деревьев цветы (одуванчики, тюльпаны и др.) и голубое небо с ярким согревающим солнцем. Так дети представили майскую природу.
Дошкольники выражали своё отношение к природе с помощью выразительных средств. Самым значимым выразительным средством для детей явился цвет. В рисунках были использованы такие цвета: зелёный (и его оттенки), жёлтый, голубой, коричневый, белый и др. Дети рисовали светлыми и яркими красками, выражая тем самым своё положительное отношение к природе, её объектам и явлениям.
В основном дети рисовали тёплый весенний день. Но некоторым детям с помощью цвета удалось передать холодный день весны. Для этого они использовали тёмно-синий цвет для неба, тёмно-зелёный цвет для листвы деревьев, передали движение (ветер), наклонив ветки деревьев в одну сторону. Так дети передали климатические особенности холодного весеннего дня, назвав свои рисунки соответственно: “Скоро будет дождь”, ”Гроза весной”, ”Солнце скрылось”. Некоторые дети использовали “неподражательный” цвет, специально рисуя дерево оранжевым, листву на деревьях красным или розовым, солнце коричневым.
Для большей выразительности, правдоподобности климатического, сезонного состояния природы дети использовали различные оттенки одного цвета (для молодой листвы - светло-зелёный, для распустившейся листвы –тёмно-зелёный и т. д.).
Чтобы показать мощь “проснувшегося” весной дерева, ребёнок рисует его до неба, или огромное солнце с длинными лучами для того, чтобы показать, как оно сильно греет и ярко светит. По этим рисункам можно сразу определить, что время года - весна.
Дети рисуют распускающиеся листья, яркое солнце, весенние цветы- одуванчики и тюльпаны. Они выбрали очень контрастные цветосочетания: красный, жёлтый и зелёный; зелёный, коричневый и голубой и др. Линия как средство выразительности плавная, не обрывается, чёткая, хорошо прорисована.
ВЫВОДЫ: Если ребёнку задать установку нарисовать ”красивое”, то в большинстве случаев он будет рисовать природу, её явления и объекты. Это говорит о том, что для ребёнка очень значима природа, она составляет часть его жизни, миропонимания. Рисунки на темы природы свидетельствуют о ценностных ориентациях семьи и всей социальной среды, оказывающей влияние на ребёнка, а также о внутренней позиции, которая формируется у самого ребёнка. Таким образом, содержание детского рисунка отражает то, что значимо именно для него в мире.
4. Библиографический список
1. Адаскина А. А. Особенности проявления эстетического отношения при восприятии действительности //Журнал “Вопросы психологии”, 1996, №6.
2. Грибанова М. В. Формирование эстетического и художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста (На материале изобразительного искусства) - Пермь, 1999.
3. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М.,1999.
4. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М.,2000.
5. Комарова Т. С. Дошкольный возраст: проблемы развития художественно-творческих способностей.//Журнал “Дошкольное воспитание”, 1995, №10.
6. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. - М., 1994.
7. Кудина Г. Н., Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н. Как развивать художественное восприятие у школьников?- М., 1998.
8. Мелик-Пашаев А. А. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческого развития дошкольников.// Искусствознание и психология художественного творчества.- М.: Наука, 1988. С. 307—320.
9. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию./ Под ред. Т. С. Комаровой. - М., 1991.
10. Некрасов-Каратаев О., Осорин М. Психологическая природа детского рисования.//Журнал ”Дошкольное воспитание”, 1995, №3.
11. Сакулина Н. П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М., 1993.
12. Система эстетического воспитания в детском саду./ Под. ред. Н. А.Ветлугиной. - М., 1992.
Материал: пластилин, стеки, дощечки, муляжи фруктов, ваза.
Предш.раб.: рассматривание картин с изображение натюрморта, составление натюрморта из различных предметов, беседа о фруктах, месте их произрастания.
Материал: лист картона темного цвета (фиолетовый, синий), заготовки цветной бумаги для вазы, оранжевая и желтая бумага для фруктов, заготовки зеленого цвета для листьев, клей, кисти, клеенка, поднос, ножницы, простой карандаш.
Предш.раб.: рассматривание натюрмортов, анализ расположения предметов при выполнении натюрморта. Рисование и лепка натюрморта.
Литература: Швайко "Занятия по ИЗО" стр. 19
Материал: стол, скатерть, муляжи фруктов, ваза, предметы кухонной утвари, цветы (по усмотрению), кисти краски гуашь, акварель.
Предш. раб.: лепка и аппликация натюрморта, разучивание стихотворения А.Кушнера "Что я узнал?", составление натюрморта из предметов окружающей обстановки.
Литература: О.А.Куревина "Путешествие в прекрасное" стр. 172, 181-184
Материал: пластилин, дощечки, корзина, муляжи грибов и ягод.
Предш. раб.: рассматривание муляжей грибов, иллюстраций грибов, ягод, упражнения в составлении натюрморта.
Материал: три больших листа бумаги, цветная бумага для вырезания фруктов, овощей, грибов, зеленая бумага для вырезания листьев, клей, кисти, ножницы, простой карандаш, поднос, клеенка.
Литература: Казакова "Развивайте у дошкольников творчество" стр. 150
Материал: иллюстрации с изображением березы, лист бумаги для показа отдельных способов изображения, две кисти - мягкая и жесткая, краски.
Голубая бумага насыщенного цвета в виде вытянутого прямоугольника, дополнительные листы белой бумаги для упражнения в рисовании тонких линий и разных способах работы жесткой кистью; кисточки мягкие и щетинистые, краски гуашь.
Литература: Швайко "Занятия по ИЗО" стр. 29
Материал: образец, пластилин, стеки, дощечки, природный материал.
Литература: И.А. Лыкова "Лепим, фантазируем, играем" стр.27-29
Материал: тонированная бумага в виде круга, засушенные растения (листья, цветы), клей ПВА, кисть, клеенка, ножницы, тряпочка, образцы.
Предш.раб.: сбор и засушивание листьев и цветов, составление композиции из засушенных растений.
Материал: образец, засушенные листья различной формы, лист альбомный, краски акварель, гуашь, кисти.
Предш.раб.: рассматривание осенних пейзажей, беседа по картинам, заучивание стихотворения А.Кушнера "Что я узнал?"
Литература: О.А. Куревина "Путешествие в прекрасное" стр. 132.
(Тюльпаны, нарциссы.) Дети, какие же краски вам нужны, чтобы изобразить
цветущий май?
Если дети забудут назвать какую-либо краску для изображения цветущих деревьев, кустарников, цветов, педагог спрашивает, каким цветом они
нарисуют, например, кисти сирени и т. п.
- Посмотрите на свои палитры. Там имеется несколько чашечек с
зелёной краской. Сколько вы заметили оттенков зелёной краски? Зачем вам
нужна разная зелёная краска? (Листва деревьев, трава - имеют разные оттенки зелёного цвета.) Все названные вами краски можно назвать яркими и светлыми. Рисунки, выполненные такими красками, должны получиться радостными.
Майскую природу можно нарисовать по-разному. Можно изобразить поляну, луг перед лесом с цветущими одуванчиками, например как на этой картине
(показывает репродукцию или иллюстрацию с соответствующей композицией).
Можно нарисовать сад, сквер, где на клумбах расцвели весенние цветы, как, например, на этой картине. Можно нарисовать цветущие кусты сирени, черёмуху и др.
А ещё можно изобразить цветущий яблоневый или вишнёвый сад. И все эти разные рисунки будут про цветущий май. Воспитатель спрашивает двух-трёх детей об их замыслах и предлагает приступить к рисованию. В процессе рисования при необходимости напоминает о форме кистей черёмухи, сирени, о способах их изображения, об использовании разных оттенков зелёного цвета.
Вывод: изучив содержание полученных на занятии рисунков старших
дошкольников, можно сделать выводы, которые решают поставленную цель работы. Дети рисовали деревья (берёзы, ели, тополя) в лесу (лугу, поляне); также цветущие среди деревьев цветы (одуванчики, тюльпаны и др.) и голубое небо с ярким согревающим солнцем. Так дети представили майскую природу.
Дошкольники выражали своё отношение к природе с помощью выразительных средств. Самым значимым выразительным средством для детей явился цвет. В рисунках были использованы такие цвета: зелёный (и его оттенки), жёлтый, голубой, коричневый, белый и др. Дети рисовали светлыми и яркими красками, выражая тем самым своё положительное отношение к природе, её объектам и явлениям.
В основном дети рисовали тёплый весенний день. Но некоторым детям с помощью цвета удалось передать холодный день весны. Для этого они использовали тёмно-синий цвет для неба, тёмно-зелёный цвет для листвы деревьев, передали движение (ветер), наклонив ветки деревьев в одну сторону. Так дети передали климатические особенности холодного весеннего дня, назвав свои рисунки соответственно: “Скоро будет дождь”, ”Гроза весной”, ”Солнце скрылось”. Некоторые дети использовали “неподражательный” цвет, специально рисуя дерево оранжевым, листву на деревьях красным или розовым, солнце коричневым.
Для большей выразительности, правдоподобности климатического, сезонного состояния природы дети использовали различные оттенки одного цвета (для молодой листвы - светло-зелёный, для распустившейся листвы –тёмно-зелёный и т. д.).
Чтобы показать мощь “проснувшегося” весной дерева, ребёнок рисует его до неба, или огромное солнце с длинными лучами для того, чтобы показать, как оно сильно греет и ярко светит. По этим рисункам можно сразу определить, что время года - весна.
Дети рисуют распускающиеся листья, яркое солнце, весенние цветы- одуванчики и тюльпаны. Они выбрали очень контрастные цветосочетания: красный, жёлтый и зелёный; зелёный, коричневый и голубой и др. Линия как средство выразительности плавная, не обрывается, чёткая, хорошо прорисована.
ВЫВОДЫ: Если ребёнку задать установку нарисовать ”красивое”, то в большинстве случаев он будет рисовать природу, её явления и объекты. Это говорит о том, что для ребёнка очень значима природа, она составляет часть его жизни, миропонимания. Рисунки на темы природы свидетельствуют о ценностных ориентациях семьи и всей социальной среды, оказывающей влияние на ребёнка, а также о внутренней позиции, которая формируется у самого ребёнка. Таким образом, содержание детского рисунка отражает то, что значимо именно для него в мире.
4. Библиографический список
1. Адаскина А. А. Особенности проявления эстетического отношения при восприятии действительности //Журнал “Вопросы психологии”, 1996, №6.
2. Грибанова М. В. Формирование эстетического и художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста (На материале изобразительного искусства) - Пермь, 1999.
3. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М.,1999.
4. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М.,2000.
5. Комарова Т. С. Дошкольный возраст: проблемы развития художественно-творческих способностей.//Журнал “Дошкольное воспитание”, 1995, №10.
6. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. - М., 1994.
7. Кудина Г. Н., Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н. Как развивать художественное восприятие у школьников?- М., 1998.
8. Мелик-Пашаев А. А. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческого развития дошкольников.// Искусствознание и психология художественного творчества.- М.: Наука, 1988. С. 307—320.
9. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию./ Под ред. Т. С. Комаровой. - М., 1991.
10. Некрасов-Каратаев О., Осорин М. Психологическая природа детского рисования.//Журнал ”Дошкольное воспитание”, 1995, №3.
11. Сакулина Н. П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М., 1993.
12. Система эстетического воспитания в детском саду./ Под. ред. Н. А.Ветлугиной. - М., 1992.
Приложение
Типовой месячный план по ИЗО
(подготовительная группа)
1. ЛЕПКА "ФРУКТЫ"
Познакомить с жанром "натюрморт", учить детей воссоздавать в памяти и называть фрукты растущие в саду, их цвет, форму, учить изображать различные формы, составляя при этом натюрморт; дать представление о правильном расположении предметов натюрморта продолжать учить лепить разные формы (яблоки, груши, сливы виноград из целого куска), передавать особенности каждой из них, развивать старательность.Материал: пластилин, стеки, дощечки, муляжи фруктов, ваза.
Предш.раб.: рассматривание картин с изображение натюрморта, составление натюрморта из различных предметов, беседа о фруктах, месте их произрастания.
АППЛИКАЦИЯ "ОСЕННИЙ НАТЮРМОРТ"
Продолжать знакомить с видом изобразительного искусства - натюрмортом, учить сравнивать разные способы изображения объемной формы (пластический и декоративно-силуэтный), составлять композицию из 2-3 предметов. Продолжать учить вырезать симметричные предметы из сложенной вдвое бумаги (вазу), и несколько фруктов ( яблоко, груша), дополнять композицию деталями; совершенствовать навыки плавного вырезывания округлых форм. Закрепить "правила ножниц": держать острыми концами от себя и вниз, следить, чтобы под лезвия не попали пальцы, подавать кольцами вперед.Материал: лист картона темного цвета (фиолетовый, синий), заготовки цветной бумаги для вазы, оранжевая и желтая бумага для фруктов, заготовки зеленого цвета для листьев, клей, кисти, клеенка, поднос, ножницы, простой карандаш.
Предш.раб.: рассматривание натюрмортов, анализ расположения предметов при выполнении натюрморта. Рисование и лепка натюрморта.
Литература: Швайко "Занятия по ИЗО" стр. 19
РИСОВАНИЕ: "ВАЗА С ФРУКТАМИ"
Учить детей зрительно воспринимать и определять жанр в искусстве - натюрморт, учить детей самостоятельно составлять натюрморт из предложенных предметов, упражнять в умении правильно располагать предметы натюрморта; учить передавать в рисунке характерные особенности фруктов, учить новому техническому приему - двухцветному боковому мазку.Материал: стол, скатерть, муляжи фруктов, ваза, предметы кухонной утвари, цветы (по усмотрению), кисти краски гуашь, акварель.
Предш. раб.: лепка и аппликация натюрморта, разучивание стихотворения А.Кушнера "Что я узнал?", составление натюрморта из предметов окружающей обстановки.
Литература: О.А.Куревина "Путешествие в прекрасное" стр. 172, 181-184
2. ЛЕПКА "ЛУКОШКО С ЯГОДАМИ И ГРИБАМИ"
Продолжать учить детей составлять натюрморт, упражнять в умении отличать жанр "натюрморт" от других видов искусства, развивать навыки создания объемных изображений, упражнять в лепке различных форм грибов и ягод, передавая их характерные особенности. Воспитывать стремление выполнить работу аккуратно, самостоятельно анализировать полученный результат.Материал: пластилин, дощечки, корзина, муляжи грибов и ягод.
Предш. раб.: рассматривание муляжей грибов, иллюстраций грибов, ягод, упражнения в составлении натюрморта.
АППЛИКАЦИЯ "ДАРЫ ОСЕНИ"
Учить на основе впечатлений, знаний и умений полученных на предыдущих занятиях, самостоятельно определять содержание натюрморта, его композицию, цветовую гамму предметов, фона, а также способы изображения, продолжать учить симметрично вырезать предметы круглой и овальной формы из бумаги сложенной вдвое, в несколько раз, учить работать коллективно, согласовывать свои действия, воспитывать терпимость, взаимопомощь. Закреплять "правила ножниц".Материал: три больших листа бумаги, цветная бумага для вырезания фруктов, овощей, грибов, зеленая бумага для вырезания листьев, клей, кисти, ножницы, простой карандаш, поднос, клеенка.
Литература: Казакова "Развивайте у дошкольников творчество" стр. 150
РИСОВАНИЕ "ОСЕННЯЯ БЕРЕЗА"
Учить передавать в рисунке характерные особенности березы (белый ствол с черными пятнами, тонкие изогнутые ветки, легкая крона),осеннюю окраску листвы, обучать правильным способам действия полусухой жесткой кистью при рисовании вертикальных мазков для образования листвы и горизонтальных штрихов для изображения черных пятен на стволе березы; закрепить навыки рисования концом кисти тонких изогнутых линий; через загадки, иллюстрации, рисунки формировать в представлении детей образ белоствольной стройной березы. Следить за правильной осанкой при рисовании.Материал: иллюстрации с изображением березы, лист бумаги для показа отдельных способов изображения, две кисти - мягкая и жесткая, краски.
Голубая бумага насыщенного цвета в виде вытянутого прямоугольника, дополнительные листы белой бумаги для упражнения в рисовании тонких линий и разных способах работы жесткой кистью; кисточки мягкие и щетинистые, краски гуашь.
Литература: Швайко "Занятия по ИЗО" стр. 29
3. ЛЕПКА "ЧУДО-ДЕРЕВО"
Познакомить детей с новым способом составления объемной мозаики - модульной лепкой, а именно составление из бесформенных кусочков, учить детей отщипывать, отрывать или отрезать стекой небольшие кусочки и создавать из них образ украшенного дерева, показать способ лепки дерева, развивать у детей самостоятельность в украшении поделки, используя природный материал.Материал: образец, пластилин, стеки, дощечки, природный материал.
Литература: И.А. Лыкова "Лепим, фантазируем, играем" стр.27-29
АППЛИКАЦИЯ "УЗОР В КРУГЕ" (из листьев и мелких цветов) -декоративное
Познакомить в новым видом аппликации - флористикой, аппликацией из листьев, цветов, трав; учить составлять композицию из листьев в круге, аккуратно наклеивать, развивать творчество, трудолюбие, художественный вкус.Материал: тонированная бумага в виде круга, засушенные растения (листья, цветы), клей ПВА, кисть, клеенка, ножницы, тряпочка, образцы.
Предш.раб.: сбор и засушивание листьев и цветов, составление композиции из засушенных растений.
РИСОВАНИЕ "ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ" (с использованием природного материала)- сюжетное
Познакомить с новым приемом рисования с использованием засушенных растений - печатание цветов и трав (ТРИЗ), учить составлять композицию, передавать в ней изменения произошедшие в природе, закреплять умение детей различать и называть жанры искусства - пейзаж, закреплять в умение располагать предметы близкого, среднего и дальнего планов, линию горизонта, развивать творчество, художественный вкус, терпение.Материал: образец, засушенные листья различной формы, лист альбомный, краски акварель, гуашь, кисти.
Предш.раб.: рассматривание осенних пейзажей, беседа по картинам, заучивание стихотворения А.Кушнера "Что я узнал?"
Литература: О.А. Куревина "Путешествие в прекрасное" стр. 132.