Тесты Типология культур 3
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-29Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
ПЛАН
стр.
1. Опорная схема | 4 |
2. Анатация к опорной схеме | 5 |
3. Словарь терминов | 10 |
4. Тесты | 11 |
5. Список используемой литературы | 13 |
| |
| |
|
2.Анатация к опорной схеме
1.Культура как предмет культурологи
Отношение человека к миру определяется смыслом.Смысл соотносит любое явление, любой предмет с человеком: если нечто лишено смысла, оно перестает существовать для человека. Что же такое смысл для культурологи? Смысл - это содержание человеческого бытия (в том числе внутреннего бытия), взятое в особой роли: быть посредником в отношениях человека с миром и с самим собой. Именно смысл определяет, что мы ищем и что откроем в мире и в самих себе.
Смысл надо отличать от значения, т. е. предметно выраженного образа или понятия. Даже если смысл выражается в образе или понятии, сам по себе он вовсе необязательно является предметным. Смысл не всегда осознается человеком, и далеко не всякий смысл может быть выражен рационально: большинство смыслов таится в бессознательных глубинах человеческой души. Но и те другие смыслы могут стать общезначимыми, объединяя многих людей и выступая основой их мыслей и чувств. Именно такие смыслы образуют культуру. Человек наделяет этими смыслами весь мир, и мир выступает для него в своей универсальной человеческой значимости. А другой мир человеку просто не нужен и неинтересен. Н. А. Мещерякова справедливо выделяет два исходных (базисных) типа ценностного отношения - мир может выступать для человека как «свое» и как «чужое». Культура есть универсальный способ, каким человек делает мир «своим», превращая его в Дом человеческого (смыслового) бытия. Таким образом, весь мир превращается в носителя человеческих смыслов, в мир культуры.
Отсюда можно дать такое определение культуры. Культура - это универсальный способ творческой самореализации человека через полагание смысла, стремление вскрыть и утвердить смысл человеческой жизни в соотнесенности его со смыслом сущего.
2. Типология культур
2.1. Основание типологии культуры
Критериев, или оснований, типологии культур может быть много, например: связь с религией; региональная принадлежность культуры; регионально-этническая особенность; принадлежность к историческому типу общества; хозяйственный уклад; сфера общества или вид деятельности; связь с территорией; специализация; уровень мастерства и тип аудитории и др.
Когда говорят о художественной, экономической или политической культурах, специалисты называют их либо разновидностями культуры общества, либо сферами культуры общества. Вкратце рассмотрим главные разновидности (сферы) культуры.
В культурологии не сложилось единого мнения о том, что считать видами, формами, типами, отраслями культуры.
Любую национальную или этническую культуру мы обязаны отнести к культурным типам. К типам культуры надо относить не только регионально-этнические образования, но также исторические и хозяйственные.
К основным видам культуры можно отнести:
а) доминирующую (общенациональную) культуру, субкультуру и контркультуру;
б) сельскую и городскую культуры;
в) обыденную и специализированную культуры.
Разновидностью духовной культуры выступает художественная, а разновидностью материальной - физическая культура.
2.2. Типология культур (перечисление)
Классификация различных видов и форм местных и мировых религий. Типология культур строится на основании нескольких критериев:
связь с религией (культуры религиозные и светские);
региональная принадлежность культуры (культуры Востока и Запада, средиземноморская, латиноамериканская);
регионально-этническая особенность (русская, французская);
принадлежность к историческому типу общества (культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества);
хозяйственный уклад (культура охотников и собирателей, огородников, земледельцев, скотоводов, индустриальная культура);
сфера общества или вид деятельности (культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т.п.);
связь с территорией (сельская и городская культура);
специализация (обыденная и специализированная культура);
этническая принадлежность (народная, национальная, этническая культура);
уровень мастерства и тип аудитории (высокая, или элитарная, народная, массовая культура) и др.
2.3. Задачи, решаемые с помощью метода типологии культур
Типология культуры решает задачи упорядоченного описания и объяснения разнородного по составу множества объектов культуры. В ходе типологии тип культуры всесторонне осмысливается, определяется его статус, анализируется культурный контекст, выявляются наиболее общие качественные черты.
Типология культуры - метод научного познания, в основе которого лежит расчленение социокультурных систем и объектов и их группировка с помощью обобщенной идеализированной модели или типа (результат типологического описания и сопоставления). При этом в научном сообществе как более или менее равноправные существуют различные основания для типологии культуры. Основаниями выступают определенные совокупности показателей, включающие в себя значимые характеристики исследуемых культур в соответствии с поставленными задачами.
3.Периодизация истории культуры
Периодизация культурно-исторического процесса - это способ его структурирования. Смысл любой периодизации - будь то глобальная периодизация исторического процесса в целом, периодизация процесса развития какой-либо локальной культуры или даже вычленение этапов творческой деятельности ученого, художника, этапов развития научной теории или процессов жанрообразования в искусстве и т.д. - заключается в поиске необходимого подспорья в упорядочении фактов, их осмыслении, классификации. Периодизация - “это словно нанесенный на кальку чертеж истории”. Периодизация вводится с целью более глубокого изучения динамики развития, устанавливает вехи (срезы истории), формализует процесс, сводит к схеме, отвлекаясь от конкретных подробностей.
В научно обоснованной схеме необходима отчетливо выраженная “функция цели”, то есть генерализующая тенденция, характерная и для данного периода, и для изучаемого процесса в целом. То, что периодизация должна исходить из объективно-закономерного движения, не исключает допущения хронологической приблизительности названий того или иного периода (“культурное десятилетие”, “четверть века”, “век” не всегда совпадают с хронологическими, обозначения “двадцатые годы”, “первая треть века” и т.п., таким образом, условны). При этом существенные процессы занимают огромный интервал временных масштабов.
Критерий периодизации, основанный на сопряжении всех сфер социокультурной деятельности человека (в первую очередь духовно-религиозной, нравственной, научно-интеллектуальной, художественной, и лишь потом экономической, политической, технико-промышленной и др.) в силу своего универсализма может применяться к рассмотрению культурного процесса во всей полноте, учитывая при этом его многовариантный, разноликий, неравномерный характер по отношению к различным компонентам культуры, к различным локальным культурам; позволит анализировать историю культуры с собственно культурной точки зрения, двигаться в направлении поиска универсальной культуроведческой методологии.
Отсчет культурной темпоральности представляет одну из нерешенных проблем современной философской науки, поскольку слишком часто приходится сталкиваться с “произволом” культурной истории, с определенными трудностями при попытке объяснения событий культурной истории человечества с позиций, в основе которых лежит вера в рациональность мироздания. Любой опыт приобщения к проблемам строения неповторимой реальности культуры свидетельствует об удивительной ее подвижности по отношению к реалиям естественноисторического бытия, ее (культуры) имманентной пространственно-временной организации.
Исходя из вышесказанного, наложение схем периодизации, принятых в искусствознании (особенно - в музыкознании) на историю культуры способно стать искомой, при этом научно верифицируемой, основой членения культурно-исторического процесса.
3.1. Периодизация русской культуры
Первая крупнейшая фаза охватывает почти три тысячи лет языческого догосударственного существования, а вторая - тысячу лет христианского государственного.
Вторая фаза - христианская, занявшая тысячу лет, можно подразделить на три периода.
Первый период развития русской культуры связан с династией Рюриковичей (IX-XVI вв.). Он разбивается на два важнейших этапа - киевский и московский. Этот период назван допетровским. Основная культурная доминанта - ориентация русского искусства на Восток, в первую очередь на Византию. Главной сферой, где формировалась творческая мысль, и где с наибольшей силой проявил себя национальный гений, являлось религиозное искусство.
Второй период связан с династией Романовых (1613-1917). Двумя основными культурными центрами, определявшими общую направленность и стилевое своеобразие русской культуры в этот период выступали Москва и Санкт-Петербург. Первую скрипку в этом дуэте играл Петербург. Период назван петровским, поскольку именно реформы Петра I повернули культуру нашей страны на Запад. Основным источником культурных заимствований и подражании в это время становится Западная Европа. Главной сферой, где формировалась творческая мысль, и где с наибольшей силой проявил себя национальный гений, являлось светское искусство.
Третий период начинается после Великой Октябрьской революции - царизм был свергнут. Главным и единственным культурным центром советского искусства становится Москва. Культурным ориентиром не является ни Запад, ни Восток. Основная ориентация - на поиски собственных резервов, создание самобытной, основанной на марксистской идеологии, социалистической культуры. Последнюю нельзя назвать в строгом смысле ни религиозной, ни светской, поскольку она удивительным образом соединяет то и другое, не похожа ни на ту, ни на другую.
Определяющим моментом культурного развития советского общества (в пределах его государственных границ) надо считать разделение общего культурного пространства на культуру официальную и культуру неофициальную, значительная (если не господствующая) часть которой представлена диссидентством и нонконформизмом. За пределами государства, разбросанная по странам Европы и Америки, формировалась мощная культура Русского зарубежья, которая, как и неофициальное искусство внутри СССР, находилась в антагонизме с официальной культурой.
Заключение
Культура предстает перед человеком как смысловой мир, который вдохновляет людей и сплачивает их в некоторое сообщество (нацию, религиозную или профессиональную группу и т. д.). Этот смысловой мир передается из поколения в поколение и определяет способ бытия и мироощущения людей.
В основе каждого такого смыслового мира лежит доминирующий смысл, смысловая доминанта культуры. Смысловая доминанта культуры - это тот главный смысл, то общее отношение человека к миру, которое определяет характер всех остальных смыслов и отношений. При этом культура и ее смысловая доминанта могут реализовываться по-разному, но наличие смыслового единства придает целостность всему, что делают и что переживают люди. Объединяя и вдохновляя людей, культура дает им не только общий способ постижения мира, но и способ взаимного понимания и сопереживания, язык для выражения тончайших движений души. Наличие смысловой доминанты культуры создает саму возможность культурологии как науки: нельзя сразу охватить культуру во всех ее аспектах, но можно выделить, понять и проанализировать доминирующий смысл. А дальше надо уже изучать различные способы его реализации, обращаться к деталям и конкретным формам его воплощения.
3. Словарь основных терминов
Смысл – это содержание человеческого бытия (в том числе внутреннего бытия), взятое в особой роли: быть посредником в отношениях человека с миром и с самим собой.
Культура – это универсальный способ творческой самореализации человека через полагание смысла, стремление вскрыть и утвердит смысл человеческой жизни в соотнесенности его со смыслом сущего.
Культурология – новая гуманитарная дисциплина.
Культурология - ветвь антропологии, рассматривающая культуру 9институты, технологии, идеологии) как специфический порядок явлений, организованных по своим собственным принципам и развивающихся по своим собственным законам. (Л .Уайт, Кравченко А.И. Культурология: учебник. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. 288с. (7с).
Отраслями культуры следует называть такие совокупности норм, правил и моделей поведения, людей, которые составляют относительно замкнутую область в составе целого.
Типами культуры следует именовать такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутые области, но не являются частями одного целого.
Формы культуры относятся к таким совокупностям правил, норм и моделей поведения людей, которые нельзя считать полностью автономными образованиями; они не являются также составными частями и какого-либо целого. Высокая и элитарная культура, народная культура и массовая культура именуются формами культуры потому, что они представляют собой особый способ выражения художественного содержания.
Виды культуры – это совокупность правил, норм и моделей поведения, которые являются разновидностями более общей культуры.
Типология культуры – метод научного познания, в основе которого лежит расчленение социокультурных систем и объектов и их группировка с помощью обобщенной идеализированной модели или типа; результат типологического описания и сопоставления.
Смысловая доминанта культуры – это тот главный смысл, то общее отношения человека к миру, которое определяет характер всех остальных смыслов и отношений.
4. Тесты
1.Наука о культурах древнего мира;
2.Наука о наиболее общих закономерностях культуры;
3.Наука о культуре поведения;
4.Наука о культуре;
5.Наука о культурных структурах общества.
II. В каком порядке исторически развивалась система ценностей, выработанная культурой?
1.Религия, миф, наука, философия;
2.наука, религия, философия. миф;
3.Философия, миф, религия, наука;
4.Миф, религия, философия, наука;
5.Наука, философия, миф, религия.
III. Синоним контркультуры:
1.Десиденство;
2.Нонконформизм;
3.Конормизм;
4.Индефферентность;
5.Нет правильного ответа.
IV. Комплексные виды культур:
1. Материальная и духовная;
2.Народная;
3. Элитарная;
4. Массовая.
V. Какие, Вы, знаете отрасли культуры?
1.Экономическая культура;
2. Политическая культура;
3. Профессиональная культура;
4. Педагогическая культура;
5. Все варианты верные.
VI. Какие понятия относятся к формам культуры:
1.Элитраная;
2. Художественная;
3. Физическая.
VII. Что относится к видам культуры?
1. Сельская;
2. городская;
3. Молодежная;
4. Обыденная или специализированная;
5. Все понятия относятся к видам культур.
VIII. Какая возрастная группа людей создала молодежную субкультуру?
1. 0-5 лет;
2. 6-10 лет;
3. 13-19 лет;
4.20-25 лет;
5. 26-30 лет.
IX. Как называют людей молодежной субкультуры?
1. Хакеры;
2. Рэперы;
3. Тинэйджеры;
4. Ди-джеи.
X. Разновидность материальной культуры;
1. Физическая культура;
2. Сельская культура;
3. Городская культура;
4. Народная;
5. Массовая.
Список используемой литературы:
1.
Багдасарьян Н.Г. Культурология: Учебник для студ. Тех. Вузов. М.: Высш. Школа,1999.
2.
Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.,1989
3.
Виролайнен М.Н. Типология культурных эпох русской истории // Русская литература. 1991.
4.
Гуревич П.С. Культурология: учебник для средних профессиональных учебных заведений. М.6 ЮНИТИ-ДАНА,2008. 327 с.
5.
Кравченко А.И. Культурология: учебник. М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. 288с.
6.
Кравченко А.И. Культурология: учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект; Трикста, 2008. 496с.
7.
Межуев В.М. Культура как философская проблема. // Вопр. Философии, 1982.
8.
Теоретическая культурология. /под ред. Шеманова А.Ю. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга; РИК,2005.624с.
9.
Хрестоматия по культурологи: учеб. пособие/ сост. А.И. Кравченко. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,2008. 384 с.