Статья

Статья на тему Мифологема додекады

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2014-06-14

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 22.11.2024


А.Исаев
МИФОЛОГЕМА ДОДЕКАДЫ
 Двенадцать является сакральным числом во многих культурах, в том числе и не связанных между собой ни географически, ни генетически. В Элладе это прежде всего - двенадцать олимпийских богов и двенадцать подвигов Геракла. В гомеровских поэмах мы встречаем 12 титанов, 12 убитых Диомедом фракийцев, 12 пленников, принесенных Ахиллом в жертву; 12 женихов Пенелопы, 12 неверных служанок в доме Одиссея, 12 феакийских царей, 12 коней Агамемнона,12 жеребят Борея, 12 жертвенных телят Гектора, 12 быков в качестве приза для победителя на играх в честь Патрокла, 12 ног у Сциллы.
В других традициях - это двенадцать врат древнеегипетского ада, знаков Зодиака, богов скандинавского Асгарда, рыцарей «Круглого стола», учеников персидского Митры. В Древнем Риме - законы двенадцати таблиц, двенадцать дней и ночей празднования Сатурналий. В исламе двенадцать имамов, потомков Али, управляют двенадцатью часами дня. Число "двенадцать" во всей Восточной Азии ассоциируется со священным китайским 12-летним календарным циклом. Здесь можно назвать монгольский обряд «жилийн оролго», совершаемый человеком раз в 12 лет, в годовщину его циклического знака; деление пространства юрты на 12 сегментов, каждый из которых "привязан" к одному из животных цикла.
 Велика роль числа 12 в иудео-христианской традиции: это двунадесятые праздники Православия, двенадцать апостолов, двенадцать «колен Израилевых». В горнем Иерусалиме двенадцать ворот с двенадцатью Ангелами на них; двенадцать оснований с именами апостолов; двенадцать жемчужин и драгоценных камней. Измерение города в двенадцать тысяч стадий состоит из тысячи, умноженной на двенадцать. Древо жизни имеет двенадцать сортов фруктов и дает плод двенадцать раз в год. И, наконец, сто сорок четыре тысячи искупленных — двенадцать тысяч, умноженные на двенадцать.
 Обыденная жизнь человечества немыслима без двенадцати месяцев года и двенадцати делений циферблата.
Такая всепланетная распространенность говорит о некой «изначальности» додекады. Поскольку все многообразие мира – это производные и различные сочетания Пространства и Времени, каковые, по большому счету одни только и существуют, попробуем найти проявления этого числа в них. Современная наука далека от знания этих феноменов, поэтому обратимся к наиболее полной копилке человеческого знания - мифологии и религии.
В изначальном водяном хаосе индоариев плавало золотое яйцо Хираньягарбха. Из него появился демиург Праджапати (в некоторых мифах - Брахман), силой мысли разделивший яйцо на две половинки: из верхней возникло небо, из нижней - земля. И сам Брахман разделяется на две ипостаси – мужскую и женскую. Иногда первичная космогоническая функция приписывается Индре или Дьявартхиви. По древнейшим верованиям иранцев, боги сотворили вселенную в форме яйцеобразной скорлупы. Орфики также полагали мир рожденным из золотого яйца. Известный хеттам образ Солнца, поднимающегося из моря, возможно, является переработкой сюжета о золотом зародыше, появившемся из предвечной хаотической стихии. Из дошедших до нас фрагментов хеттской космологической традиции известно, что Бог грозы каменным ножом отделил Небо от Земли.
Итак, изначально в мире существует только аморфный, а потому статичный Хаос, символом которого чаще выступает вода. «В тех религиозных ансамблях, где присутствуют Воды, они неизменно сохраняют свою функцию, растворяя, уничтожая формы, смывая грехи, очищая и возрождая. Их удел – предшествовать Творению, подготавливая и восполняя его, поскольку сами они не в состоянии превозмочь собственную модальность, то есть проявиться в виде форм. Воды не могут преодолеть условий виртуального, зародышевого, латентного. Все, что является нормой, проявляется над уровнем Вод, отделяясь от них. И напротив, оторвавшись от Вод, перестав быть виртуальной, любая форма подпадает под законы Времени и Жизни; она обретает границы, участвует во вселенском становлении, испытывает гнет истории, дряхлеет и в конце концов исчерпывает свою суть…» - писал Мирча Элиаде.(1) Затем в Хаосе появляется пока не мир, но его зародыш, дальнейшее саморазвитие и структуризация которого приводит к появлению Космоса. Критическим моментом этого процесса становится перерастание единичности зародыша в двойственность, проявляющуюся прежде всего в отделении Неба от Земли, что символизирует разделение верха и низа, дня и ночи, мужского и женского начал и т.д. – то есть в привнесении в мир первой пары противоположностей, взаимодействие которых становится парадигмой дальнейшего расширения и диверсификации космоса. Их взаимодействие приводит к тому, что мир троится: во времени возникают прошлое, настоящее, будущее; пространство организуется по вертикали: мир небесный, земной и подземный; и по горизонтали: правое-центр-левое. Это динамичный, обустраивающийся мир, мир в движении. Сама троичная организация времени и пространства требовала троичной же иерофании, чаще воплощенной в трех богах - братьях.
Один из них становится верховным небесным богом – громовержцем. Так, победившие Крона братья Зевс, Посейдон и Аид разделили между собой небо, море и подземный мир, оставив землю в совместном ведении. В ирландском эпосе действуют «три бога Дану», сыновья этой богини: Бриан, Иухар и Иухарба, иногда – Гоибниу, Лухте и Кредне или Луг, Дагда, Огма. В хеттской мифологии трое братьев - Бог Грозы, Тасмису-Гора и Аранцах-Река вышли из черепа Кумарби, проломленного камнем. Скандинавский Один сотворил людей с помощью своих братьев Вилли и Ве. Согласно зороастрийской традиции, в последнем четвертом, еще не наступившем 3000-летнем «веке» власть перейдет к трем сыновьям Заратуштры: Ухшиат-Эрету, Ухшиаг-Нему и Астват-Эрету. Скорее всего, три брата русских сказок – тоже стертый образ трех божественных братьев.
Порой во главе пантеона стоят три божества, не являющиеся братьями. Так, божественную триаду римлян составляют Юпитер, Марс и Квирин. При наличии братьев, отошедших на задний план, Один в дальнейшем почитался в окружении Тора (своего сына) и Фрейра (бывшего врага), с которыми имел в Упсале общий храм. В центре поклонения индуистов стоят Брахма, Шива и Вишну, а ведическая троица предстает в обликах Митры-Варуны, Индры и двух Насатьев (о причинах двоичности первого и третьего членов ведической триады см.: Ж.Демюзиля «Верховные боги индоевропейцев», Москва, 1986). Идея божественной троицы была призвана воплотить гармонию и динамичность космической экзистенции. В философии Аристотеля «… «целое» и «все» определяется через число три: начало, середина и конец составляют число целого и при этом троицу. Вот почему, переняв у природы, так сказать, ее законы, мы пользуемся этим числом при богослужениях».(2) На сходных позициях стояли пифагорейцы и неоплатоники.
Потом мир, внутренний заряд которого начинает иссякать в борьбе с окружающим его Хаосом, переходит в статичное состояние. Пространство обретает четыре направления, определяемые как «стороны света». Время обретает четыре фазы, объемлющие полный жизненный цикл любого феномена: рождение, рост, убывание, смерть. Это и годовой цикл с его четырьмя сезонами, и четыре времени суток - «микрогода», и четыре фазы Луны, и четыре этапа человеческой жизни. Интересно, что и человеческая история подчиняется тому же алгоритму: Джанбаттиста Вико, например, писал о четырех фазах внутри каждого исторического цикла; Арнольд Тойнби и Лев Гумилев также выделяли четыре фазы - зарождение, рост, надлом и распад в жизни всех идентифицированных ими цивилизаций (у первого) или этносов (у второго). О четырех расах обитателей Земли говорят последователи т.н. «Традиции»: Блаватская, Шюре и др. Интересно, что и Э.Сваденберг писал о четырех поколениях людей от сотворения мира, в каждом из которых постепенно убывает благодать.(3)
Мир индоариев от рождения до гибели проходит четыре этапа, каждый из которых длится 1 миллион 80 тысяч лет, а все вместе они составляют великий период бытия -  махаюгу: «Критаюга – это совершенный век, вот почему он называется еще сатьяюгой, то есть «реальным веком»… В течение Критаюги нравственный закон Вселенной - дхарма, соблюдается неукоснительно… Следующий «век», третаюга, «триада»… знаменует собой известный упадок… Исполнение долга не осуществляется само по себе, ему надо учиться… В эпоху двапараюги на земле сохраняется лишь половина дхармы… В калиюге, «темном веке», остается лишь четверть дхармы… Человек и общество достигают в калиюге крайнего предела вырождения. Заканчивается все махапралаей – возвращением всех форм и модальностей существования к пракрити, изначальной неоформленной субстанции».(4)
Маздеистский текст «Судкар-наск» повествует о четырех веках жизни мира: Золотом, Серебряном, Стальном и «с примесью железа». Более поздняя Авеста тоже излагает четверичную историю вселенной: первые 3 тысячелетия Космос пребывал в идеальном духовном состоянии, в следующие 3 тысячелетия возникает материальный мир, пребывавший в состоянии «золотого века», на протяжении следующих 3000 лет идет борьба света и тьмы, и последний цикл, в котором Заратуштра получает материальное воплощение, еще не наступил, он закончится Страшным судом.
В хеттской мифологии четырехчастная история мира изложена в «Поэме о царствовании на небесах». Согласно этому мифу, в небесном городе Кумми царствовал Алалу, ему прислуживал Ану, через 9 небесных лет свергший первого и заключивший его в подземный мир. Воцарившемуся Ану стал прислуживать Кумарби, который также через 9 лет сверг Ану, птицей улетевшего на небо. Однако Кумарби успел откусить фаллос своего предшественника, зачав при этом Бога Грозы, реку Аранцах и гору Тасмису. Когда настало время им родиться, братья вышли из проломленной камнем головы Кумарби и одержали над ним победу с помощью Ану.
У греков Гея (Земля) породила Урана (Небо), воцарившегося в мире, а от него - целый сонм хтонических великанов: титанов, циклопов, бриареев. Отец возненавидел своих отпрысков и заключал их обратно в недра Земли, что приносило той все новые страдания в дополнение к непрерывным родильным мукам. Гея уговорила младшего сына - титана Крона - свергнуть Урана и передала ему серп, которым Крон отсек Небо от Земли, оскопив своего родителя и принеся долгожданный покой матери. Воцарившись, Крон взял в жены свою сестру Рею. Памятуя о судьбе отца, он глотал своих новорожденных детей. В конце концов Рея сжалилась над младшим Зевсом и подменила его на завернутый в пеленки камень. Повзрослев, Зевс оскопил отца и заставил его изрыгнуть своих братьев и сестер. По другой версии, прародителем всех богов был Океан. Платон в «Тимее» также перечисляет четыре поколения богов, во главе которых стояли поочередно Уран, Океан, Крон, Зевс(5), т.е. есть все основания считать олимпийцев четвертым поколением небожителей. Олимпиадор в комментариях к платоновскому «Федону» выстраивает иную последовательность: «У Орфея рассказано о четырех царствах: первое – Урана, которое наследовал Крон, после Крона царствовал Зевс, преемником Зевса был Дионис».(6) Не случайно четыре зверя и всадника Апокалипсиса ап. Иоанна, испытывавшего ощутимое влияние учений языческой античности, – знак исполнения времен.
По Б.Рыбакову, первоначально на Руси существовал культ упырей и берегинь, последовательно сменившийся культом рожаниц Лады – Лели, затем - Рода и Перуна. По другой классификации, мифологические представления древних славян прошли следующие этапы: хаотическая «Досварогова» эра (дикость, гетеризм, «жены блудяху»), эра Сварога, в течение которой обустраивался мир (начинается использование металлов, устанавливается моногамия), эра Дажьбога (продолжение процесса государственного и общественного устройства, дарование законов), и, наконец, «современная» эра Перуна.(7) В обоих случаях на момент сложения этой системы, на земле царствовало опять же четвертое поколение богов во главе с громовержцем Перуном. Отголоски четвертичной истории мира встречаются и в русских сказках, чей  герой, попавший в Иной мир, где время теряет свою линейность и необратимость, проходит последовательно Золотое, Серебряное, и Медное царства, сражаясь с хтоническими персонажами, наделенными железными зубами и когтями.
Согласно ирландскому эпосу, первая волна переселенцев прибыла в Ирландию под предводительством королевы (богини) Кессайр и погибла в результате потопа. Вторую возглавил Парталон, начавший выводить землю из состояния первичного Хаоса, создавая озера, реки, равнины, распахивая новь, изобретая рыбную ловлю, охоту, земледелие, скотоводство. Его подданные погибли от какой-то эпидемии, разразившейся на острове. Переселенцы третьей волны, во главе с Немедом, продолжила было обустройство мира, но часть их попала под власть обитавшего где-то за морем хтонического народа фоморов, часть вынуждена была бежать. Потомки последних вернулись в Ирландию под именем Фир Болг. Переселенцы четвертой волны – носители эзотерического знания - Туата де Данан (Племена богини Дану), прилетевшие на тучах, одержали победы над Фир Болг и фоморами. Следующими упоминаются уже исторические гойделы («Сыновья Миля» как они названы в сагах). И здесь мы встречаемся с четырьмя поколениями богов (героев в координатах ирландской традиции), последнее из которых представлено тремя братьями – «тремя богами Дану».
Первым властителем скандинавского Космоса был гермафродитный великан Имир. Волшебная корова Аудумбла вылизала изо льда великана Бури, породившего Бера - отца четвертого поколения небожителей: братьев Одина, Вилли и Ве.
Итак, единичность непроявленного космического зародыша в океане Хаоса в нумерологической системе будет представлена единицей. Первое его деление, дающее импульс всему последующему развитию – двоицей. Набирающий силу, динамичный, расширяющийся и оттесняющий окружающий его Хаос, все больше структурирующийся мир – троицей. Затем наступает момент, когда Космос вынужден остановиться в своей экспансии и обрести статичность и, соответственно, - границу: ни одна система не может расширяться до бесконечности и не иметь пределов, в противном случае она погибнет от энтропии. Отсюда проистекает не просто невозможность окончательной победы Космоса над Хаосом, а обреченность конечного Космоса в борьбе с бесконечным Хаосом. Все, что происходит во времени, разрушается, вырождается и в конце концов погибает. Вечное рождение и вечный распад, по мнению Филолая из Кротона, – вот удел проявленного, существующего во времени, тогда как то, что не рождает и не рождается, пребывает неизменным.(8)
Поддержать силы Космоса на четвертом этапе призвана троица, изливающаяся в статичный мир, наполняющая его системность своим динамизмом и жизненной энергией. Додекада как «три» умноженное на «четыре», таким образом,  символизирует мир в его полноте, соединение отдельных его частей, само содержание актуального времени. Это динамизм в стабильности. Это проявление космического порядка, соборности мира, вселенской полноты и силы.
Неслучайно идея Зодиака как объединения 12 знаков по три в каждой из четырех стихий и идея дальневосточного календарного цикла как объединения 12 символов в четырех триадах очень близки, хотя и возникли на разных концах Ойкумены независимо друг от друга.

1. М.Элиаде. Миф о вечном возвращении. Москва, 2000, с.229.
2. Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т.3. Москва, 1981, с.265.
3. Эмануэль Сведенборг. О небесах, о мире духов и об аде. Ст-П., 2000. с.92.
4. М.Элиаде. Миф о вечном возвращении. С.165.
5. Гностики или о «лжеименном знании». Киев, 1997, с.129.
6. В.Фомин. Сокровенное учение античности в духовном наследии Платона, Москва, 1994, с.61.
7. Б.А.Рыбаков. Язычество древних славян. Москва, 1994, с.10,15.
8. Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1, Москва, 1980, с.143.

1. Контрольная работа Сравнительная характеристика преобразования заботы о потомстве в филогенезе
2. Реферат Индикация загрязнений водоемов
3. Реферат Гражданский иск в уголовном процессе 3
4. Реферат на тему Alternatives To Animal Experimentation Essay Research Paper
5. Сочинение Великие истины понятны и доступны каждому По лирике Пушкина
6. Реферат Культура предпринимательских отношений
7. Реферат на тему Исполнительная власть
8. Реферат на тему Ceaser Essay Research Paper Essay on CaesarIn
9. Реферат Российская музыка на рубеже ХХ ХХI века
10. Реферат Муниципальный центр психологической службы образования г Рязани как объект управления