Статья

Статья на тему Этнический состав Причерноморской Руси

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-06-29

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 26.1.2025


Радомский Я. Л.

Проблема этнического состава Причерноморской Руси неразрывно связана с проблемой е территории и хронологических рамок е существования. Фундаментальной основой изучения проблемы Причерноморской Руси является доказанная О.Н. Трубачвым возможность выведения этнического названия рус/рос от племенного имени “роксаланы” при условии, что последнее — не иранское, а индо-арийское. Другим крайне важным основанием Причерноморской Руси является славянское языковое посредство, необходимое для сохранения в Северном Причерноморье выявленных О.Н. Трубачвым в топонимике Северного Причерноморья и Подонья славяно-индоарийских изоглосс. (40, С. 13-29; 37, С.3-21).

Предшественниками Причерноморской Руси были роксаланы — представители разноэтничного союза племн, сложившегося в Северном Причерноморье приблизительно во II в. до н.э. Этот союз включал в себя различные сарматские племена. Сам этноним “роксаланы” О.Н. Трубачв выводит из индоарийских языков(39, С. 36-37), что может свидетельствовать о тесном контакте роксалан с синдо-меотскими племенами северо-восточного Причерноморья и Прикубанья. Не исключено, что роксаланы пользовались языком синдо-меотов.

Первое свидетельство о проникновении роксалан на территорию Крымского полуострова относится к последнему десятилетию II в. до н.э. (43, С. 224; 17, С. 210; 31, С. 97-119) Часть роксалан после этого осела на полуострове и была ассимилирована местным позднескифским населением, и следы данного этнонима в более позднее время в Крыму не прослеживаются. Большая часть роксалан уже в I-II в. н.э. откочевала в Подунавье, однако сведения автора IV в. Аммиана Марцеллина (их аутентичность IV веку оспаривается) и Иордана (3, С. 256; 14, C.83-84.) позволяют предположить сохранение какой-то их части в Северном Причерноморье и в более позднее время вплоть до раннего средневековья.

Следующий этап в истории Причерноморской Руси начинается с III в. н.э., когда в Северном Причерноморье появляется разноэтничный союз варварских племн, возглавляемый германским племенем готов, представленный черняховской археологической культурой. В этот союз были включены и сарматские племена Северного Причерноморья. Одним из племн этого союза являлись, по свидетельству Иордана, некие “роги”(14, С. 83), в которых можно предположить часть германского племени ругов, которым готы нанесли поражение ещ в эпоху своего пребывания в Южной Прибалтике и увлекли за собой в Северное Причерноморье.

Не исключено, что с носителями этнонима “рус” связаны и наиболее активные участники так называемых “готских” походов второй и третьей четверти III в. н.э. — бораны. Однако в силу крайней скудости сведений о боранах и неясности их этнического облика это предположение на современном этапе развития исторической науки убедительно доказать невозможно. С боранами, возможно, связана “варяжская” топонимика западного побережья Крыма. (8, С. 322-323).

В “вероломном племени росомонов”, которое вступило в конфликт с готами незадолго до гуннского нашествия, больше всего оснований видеть сохранившихся в Северном Причерноморье потомков роксалан, впитавших в себя культурные традиции германских племн (16, С. 25-31). Росомоны, вероятнее всего, вошли в гуннский союз племн и переселились вместе с гуннами в Европу, хотя прямых доказательств этому в письменных источниках мы не находим. В дальнейшем потомки роксалан и ругов оказывались то на стороне противников, то на стороне союзников гуннов. После разгрома гуннов в битве на Каталаунских полях в 451 г. и при Недао в 453 г. часть ругов и, возможно, часть роксалан отошла в Поднепровье и Северное Причерноморье (14, С. 111; 19, С. 439; 7, С. 69-107), где в это время возникает ряд новых могильников. Самые крупные из них — Абрау-Дюрсо близ Геленджика (13, С. 106) и Сахарная Головка в Инкерманской долине (1, С. 82). Первый, по-видимому, принадлежал преимущественно ругам, второй — роксаланам. Однако предполагать принадлежность этих могильников исключительно какой-то одной этнической группе было бы ошибкой. Поэтому для обеих локальных группировок русов Причерноморья целесообразно применять один и тот же термин — “причерноморские русы”.

Часть роксалан в V в. отошла также на Северный Кавказ, где, как и в Крыму, в это время увеличивается количество захоронений по типично сарматскому обряду — в подбоях (2, С. 23-24; 15, С. 102-135).

Часть ругов и роксалан, которые выступали в битве при Недао как союзники гепидов и затем расселились в Восточной Фракии и Подунавье, волевым решением византийского императора Юстиниана I в 527-528 гг., были переселены в район Керченского пролива для защиты Боспора от гунно-болгарских племн (42, С. 51, 80-81) и обрели новое постоянное место жительства в этом регионе. К этому времени относится возникновение Борисовского могильника близ Геленджика, группы могильников в Восточном Крыму и на Южном берегу полуострова, самый известный из которых — могильник Суук-Су близ Алушты. (34, С. 155) Связь этих могильников с Европой устанавливается по характерным украшениям — двупластинчатым и пальчатым фибулам, янтарным бусам и др. (13, С. 69-107) Пришедшие из Европы новые племена вступили в этнокультурные контакты с местным крымским населением — готами, сармато-аланами и, возможно, какими-то синдо-меотскими группами. Контакты были настолько интенсивными, что по имеющимся археологическим данным (письменные источники отсутствуют) крымское население V — конца VII вв. этнически дифференцировать невозможно.

Часть племн — носителей этнонима “рус” отошла в Подонье и Подонечье, дав начало лесостепному варианту салтово-маяцкой археологической культуры. (10, С. 372). Однако осознание этнического единства крымских и донских русов, по-видимому, сохранялось.

С населением салтово-маяцкой культуры тесно контактировали славяне-анты пеньковской, а затем — волынцевской культур, явившиеся родоначальниками летописных северян и (36, С. 140-150; 22, С. 87-100), населявших в эпоху Киевской Руси территорию Черниговского княжества. Именно благодаря этнокультурным контактам с русами-салтовцами, а также проникновению антов-пеньковцев в Крым северянами сильнее всего осознавалась родственная связь с населением Северного Причерноморья, что выразилось в их эмиграции на эти территории в древнерусское время.

Какое-то количество роксалан расселяется в V-VI вв. на Нижнем Дону к северу от Донецкого кряжа (“рохоуаско” Орозии короля Альфреда (25, С. 14-15), часть русов, упомянутых в “Худуд ал-алам”(41, С.38)) и в Лесостепном Подонечье (основная масса русов арабских историков традиции “Анонимной записки”).

На археологическом материале есть определнные основания говорить о притоке в Крым в V-VII вв. некоторого количества славян. Значительное количество славян-антов, вероятно, присутствовало в составе алано-болгарских орд в составе Великой Болгарии. (29, С. 157; 30, С. 125-130) После разгрома последней эти славяне вместе с частью остального населения Великой Болгарии очутились в Крыму. Количества славян оказалось достаточно для сохранения в Подонье и Приазовье славяно-индоарийских изоглосс. Это привело к ославяниванию части местных племн, в том числе роксалан и ругов, что сказалось на изменении их названия на “рус” или “рос”. Хотя не следует исключать и того, что часть этих племн была ославянена уже на Дунае. Этноним “русы” вытеснил все другие, по крайней мере, к концу VIII в. н.э.

В конце VII в. бóльшая часть территории Крыма попадает под власть хазар. (1, С. 185-224; 26, С. 107-110; 28, С. 22). Археологически это отразилось в появлении в Крыму ямных захоронений, аналогичных салтовским могильникам Приазовья и Подонья, а также распространении украшений и керамики, типичной для археологических памятников салтово-маяцкой культуры. Однако нет серьзных оснований считать это население болгарами, так как это не подтверждается письменными источниками, свидетельствующими о присутствии в Крыму других кочевников — асов, родственных аланам. (20, С. 137)

В последней четверти VIII в. прекращают сво существование могильники ругов-русов в Северо-Восточном Причерноморье. (12, С. 54; 34, С. 165) Видимо, это связано со становлением раннесредневекового абхазского государства, в чм активное участие принял Хазарский каганат. Не исключено, что именно с подачи хазарского правительства эти руги-русы переселились на территорию Крыма. Это могло быть связано с необходимостью подавления антихазарского восстания крымских готов, произошедшего ок.787 г. (4, C. 151-162) Возможно, однако, этот поход был предпринят ругами-русами самостоятельно. В пользу последнего утверждения говорит тот факт, что объектом нападения ругов-русов стал город Сурож, где в это время находился хазарский правитель — тархан.

Вышеуказанные события конца VIII — начала IX вв. находят подтверждение как в письменных, так и в археологических источниках. Концом VIII — началом IX в. датируется сохранившийся в славянской версии “Жития Стефана Сурожского” рассказ о походе на Крым князя Бравлина. (9, С. CCLXXIII). Концом VIII в. датируется появление в Крыму трупоположений в плитовых и грунтовых могилах (1, С. 201; 18, С. 34) и одновременное исчезновение этих обрядов в Северо-Восточном Причерноморье. Имя предводителя войска ругов-русов — Бравлин — говорит о его северном (прибалтийском) происхождении и свидетельствует о начале функционирования в это время Волго-Балтийского торгового пути. Судя по археологически данным, вновь пришедшие на полуостров руги-русы расселились в основном на слабозаселнных территориях — на Керченском полуострове, в восточной части горного Крыма (в окрестностях Сурожа-Судака, в Коктебельской и Отузской долинах) и на западном побережье полуострова (район Донузлавского озера и побережье к югу от него). Какие-то группы причерноморских русов продолжали обитать в Юго-Западном Крыму и на Южном побережье Крыма, однако отделить их территориально от соседних им крымских готов невозможно в силу отсутствия различий в материальной культуре. Возможно, одним из центров причерноморских русов был послок Партенит на Южном Берегу. (9, C. 396) На политические и, видимо, на этнические противоречия среди населения юго-западного Крыма указывают сообщения “Жития Иоанна Готского” и “Записки греческого топарха.”

С 20-х гг. IX в. Причерноморская Русь начинает вести достаточно активную внешнюю политику в черноморском регионе, а с 80-х гг. IX в. — и на Каспии. Грабительские набеги (такие, как нападение на Амастриду, датированное В.Г. Васильевским периодом между 820 и 840 гг.) сочетаются с торговыми связями с византийскими землями в Причерноморье. Об активных торговых и политических связях с русами (Русским каганатом) Подонья свидетельствуют многочисленные находки на этих территориях предметов, импортировавшихся из Крыма. (27, С. 116; 33, C. 70-101) Набег на Амастриду был совместной акцией донских и причерноморских русов.

До принятия крещения в 860-х гг. причерноморские русы, по-видимому, были в большей степени связаны с Хазарским каганатом, нежели с Византией. Во всяком случае, об активных антихазарских действиях русов в Причерноморье можно говорить только с 70-х гг. IX в., когда их руками Византия вернула себе контроль над западным побережьем керченского пролива (32, С.12-13; 24, С. 99). Важнейшим свидетельством того, что в начале второй половины IX в. причерноморские русы приняли крещение, является факт упоминания в списках епархий, подчиннных константинопольскому патриархату Сугдейской и Фулльской епархий. (6, С. 51) Территорию Фулльской епархии некоторые специалисты считают населнной крымскими аланами. (21, С. 201; 35, C. 584-589) По нашему мнению, правомернее говорить не об аланах, а об асах, этнически родственных аланам. Возможно, этноним “русы” (в византийских источниках — “росы”) в конце IX в. уже распространялся и на них. Таким образом, с конца IX в. название “русь” для Причерноморья — уже не этноним, а политоним.

В первой половине X в. причерноморские русы продолжают вести активную внешнюю политику, причм уже можно уверенно говорить о сотрудничестве с русами Киевской Руси. Однако военное поражение, понеснное русами во время грабительского набега на Каспий в 912 г., значительно ослабило экономический и военный потенциал Причерноморской Руси. Последней относительно успешной самостоятельной акцией Причерноморской Руси был неожиданный набег на Самкерц-Тмутаракань в начале 40-х гг. X в. Он вызвал ответную карательную акцию со стороны Хазарии и повлк за собой гибель основных поселений причерноморских русов, что полностью подтверждается археологическими данными. (5, С. 109; 23, С. 170-174) Организованный затем по принуждению победивших хазар неудачный поход русов на Византию и столь же неудачная попытка закрепиться в Прикаспии (11, С. 142) привели к потере Причерноморской Русью политической независимости и подчинению е хазарам. После походов Святослава и гибели Хазарского каганата Причерноморская Русь вошла в состав Киевской Руси, став Тмутураканским княжеством. Это косвенно свидетельствует о том, что после карательных акций хазар далеко не вс население Причерноморской Руси было истреблено и осознание этнической близости с киевскими русами продолжало сохраняться среди части населения Крыма.

Таким образом, Причерноморская Русь оказывается этнически близка населению лесостепного варианта салтово-маяцкой культуры — потомкам роксалан и ославяненным ругам-русам Подунавья, известным по средневековым письменным источникам. Возможно, причерноморскими русами осознавались и родственные связи с русами Среднего Поднепровья — и те, и другие были в какой-то степени потомками ругов. Подтверждается и тезис о притоке в Северное Причерноморье какого-то количества славян — вероятнее всего антов. Относительно небольшие следы их пребывания в Северном Причерноморье и в Крыму можно объяснить двояко: либо их количество было совсем невелико, либо они чрезвычайно быстро переняли атрибуты местной материальной культуры, как это происходило и с другими племенами Причерноморья — готами, сармато-аланами и асами. Сохранение в Северном Причерноморье вплоть до нового времени славяно-индоарийских изоглосс свидетельствует в пользу второго объяснения. Не следует забывать и о возможности ославянивания части роксалан и ругов уже в Подунавье.

Список литературы

1. Айбабин А.И. Этническая история ранневизантийского Крыма. — Симферополь, 1999.

2. Алексеева Е.П. Вопросы взаимосвязей народов Северного Кавказа с русскими в X-XV вв. в отечественной исторической науке. — Черкесск, 1992.

3. Аммиан Марцеллин. Римская история. — СПб.,1994.

4. Баранов И.А. О восстании Иоанна Готского // Феодальная Таврика. — Киев, 1974. — С.151-162.

5. Баранов И.А., Майко В.В. Тюркское святилище Сугдеи. // РА. — 2001. — Ж3. — С.98-111.

6. Бертье-Делагард А.Л. Исследование некоторых недоумнных вопросов средневековья в Тавриде // ИТАУК. — Ж 57. — Симферополь,1920. — C.1-135.

7. Буданова В.П. Варварский мир эпохи Великого переселения народов. — М.,2000.

8. Васильевский В.Г. Варяго-русская и варяго-английская дружина в Константинополе XI и XII веков // Труды. Т.I. — СПб., 1908. — C.176-377.

9. Васильевский В.Г. Труды. В 4-х тт. — Т.3. — Пг.,1915.

10. Галкина Е.С. Тайны русского каганата. — М.,2002.

11. Голб Н., Прицак О. Хазарско-еврейские документы X века. — Иерусалим-Москва, 1997.

12. Дмитриев А.В. Могильник Великого переселения народов на р. Дюрсо // КСИА АН СССР. — 1979. — Вып.158. — С.52-57.

13. Дмитриев А.В. Раннесредневековые фибулы из могильника на р. Дюрсо. // Древности эпохи Великого переселения народов V-VIII вв. — М., 1982. — C.69-107.

14. Иордан. О происхождении и деяниях гетов. Вступительная статья, перевод и комментарии Е.Ч. Скржинской. — СПб.,1997. — C.83-84.

15. Казанский М.М., Мастыкова А.В. Германские элементы в культуре населения Северного Кавказа в эпоху Великого переселения народов // Историко-археологический альманах. — Вып.4. — Армавир-Москва, 1998. — C.102-135.

16. Карсанов А.Н. Об этнической принадлежности росомонов. // Имя-этнос-история. — М.,1989. — C.25-31.

17. Колтухов С. Г. Заметки о военно-политической истории крымской Скифии. // Древности Степного Причерноморья и Крыма. — Вып.IV. — Краснодар, 1993. — С.206-222.

18. Кропоткин В.В. Клады византийских монет на территории СССР // САИ. — М.,1962. — С.198-218.

19. Кузьмин А.Г. Руги и русы на Дунае // Славяне и Русь: Проблемы и идеи / Сост. А.Г. Кузьмин. — М,1998. — C.436-456

20. Кузнецов В.А. Очерки истории алан. — Владикавказ,1993.

21. Кулаковский Ю.В. К истории готской епархии в Крыму в VIII в. // ЖМНП. — 1898. — Ж2. — C.173-203.

22. Любичев М.В. Контакты славян Днепро-Донецкого междуречья и населения Северо-Западной Хазарии в конце VII — начале VIII вв. // Харьковский историко-археологический ежегодник. — Харьков,1994. — С.87-100.

23. Майко В.В. Юго-восточный Крым и Сугдея во второй половине Х в. // Сугдея, Сурож, Солдайя в истории и культуре Руси-Украины. — Киев, 2002 . — С.170-174.

24. Макарова Т.И. Археологические данные для датировки церкви Иоанна Предтечи в Керчи // СА. — 1982. — Ж4. — С.91-107.

25. Матузова В.И. Английские средневековые источники IX-XIII вв. Тексты. Перевод. Комментарии. — М.,1979.

26. Новосельцев А.П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа — М., 1990.

27. Плетнва С.А. Очерки хазарской археологии. — Москва-Иерусалим, 1999.

28. Плетнва С.А. Хазары. — М.,1986.

29. Приходнюк О.М. Военно-политический союз антов и тюркский мир (по данным исторических и археологических источников) // МАИЭТ. — Вып. VII.− Симферополь,2000.− С.134-168.

30. Приходнюк О.М. Восточные славяне и степной мир в период становления Хазарского каганата // Хазарский альманах. — Т.1. — Харьков,2002. — C.125-130.

31. Пуздровский А.Е. Очерк этносоциальной истории Крымской Скифии во II в. до н.э. — III в. н.э. // ВДИ. — 1999 — Ж4 — С.97-119.

32. Ромашов С.А. Историческая география Хазарского Каганата. Автореф. дисс... канд. ист. наук. — М.,1992.

33. Савченко Е.И. Крымский могильник // АОН. — Вып.1. — М.,1986. — 70-101.

34. Саханев В.Б. Раскопки на Северном Кавказе в 1911-1912 гг. // ИАК. — Вып.56. — CПб.,1914. — С.75-219.

35. Сидоренко В.А. К вопросу о Фуллах и Доросе. I. // МАИЭТ — .Вып. IV. — Симферополь, 1995. — С.584-589.

36. Тортика А.А. Восточнославянские племена Днепровского Левобережья, Подонья-Придонечья в контексте хазарской истории: этнополитическая модель взаимоотношений. // Хазарский альманах. — Т.1. — Харьков,2002. — C.140-150

37. Трубачв О.Н. Indoarica в Северном Причерноморье: источники, интерпретация, реконструкция // ВЯ. — 1981. — Ж2. — C.3-21.

38. Трубачв О.Н. Rasparaganus rex Roxolanorum // Славянское и балканское языкознание. Проблемы языковых контактов. — М.,1983. — С.36-37.

39. Трубачв О.Н. В поисках единства. — М.,1997. — 284 c.

40. Трубачв О.Н. Лингвистическая периферия лревнейшего славянства. Индоарийцы в Северном Причерноморье // ВЯ. — 1977. — Ж6. — С.13-29

41. Трубачв О.Н. К истокам Руси (наблюдения лингвиста). — М.,1993.

42. Чичуров И.С. Византийские исторические сочинения: “Хронография” Феофана, “Бревиарий” Никифора. Тексты, перевод, комментарий. — М.,1980.

43. Щеглов А.Н. Северо-западный Крым в античную эпоху. — Л., 1978.


1. Реферат на тему The Soul Essay Research Paper A forgoten
2. Реферат Накопительная пенсионная система в Кыргызской Республики
3. Курсовая на тему Прием выдача наличных денег и оформление кассовых документов
4. Реферат Генезис болотных почв
5. Реферат Механическая и кулинарная обработка мяса
6. Курсовая на тему Распознавание образов на примере цифр
7. Реферат на тему The Slopes Essay Research Paper
8. Реферат на тему David Sculptures Essay Research Paper David SculpturesDavid
9. Шпаргалка Шпаргалки по физике
10. Контрольная работа на тему Владимир Мономах