Статья

Статья на тему Отражение мифологических представлений в традиционных детских играх

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-06-29

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 11.11.2024


Дмитрий Несанелис

История собирания и этнографического изучения детских игр насчитывает почти два столетия. На протяжении всего этого периода специальный интерес исследователей вызывали детские игры, в правилах и сценарии которых усматриваются отголоски архаичных верований. На возможную связь подобных игр с языческим мировоззрением древних коми впервые указал К. Ф. Жаков. Говоря о хороводах, приуроченных к Петрову дню, Жаков отметил: " Уже нет идеи, продолжается ещё действие, нет веры в бога солнца, игры до сих пор существуют в его честь".

В 20-ые годы А.С. Сидоровым на р. Вашке была зафиксирована игра, известная под двумя названиями: "Кар туй" ("дорога в город") и "Ёма туй" ("дорога к Ёме"). Игра состояла в том, что один из детей шёл впереди других по пыльной уличной дороге, при этом одну ступню он не отрывал от земли. Все остальные следовали за ним по пыльной тропинке. "Интерес игры заключается в том, чтобы тропка была как можно извилистее, замысловатее... со многими отступлениями в сторону, а иногда назад, причём время от времени эта тропочка приводит в замкнутый четырехугольник", в котором на время собираются все играющие, затем тропинка и следование по ней продолжались дальше. Говоря о генезисе описанной игры, А.С. Сидоров отмечал, что "оригиналом для неё послужил городищенский быт", поскольку дорога к поселению и к кладбищу была "известна не всем, а только посвящённым".

В игровой хромоте детей и их движении по намеренно извилистому пути (мотив лабиринта) могли отразиться восходящие к глубокой древности представления о путешествии в мифологическую страну мёртвых. Об этом свидетельствует и название игры - "дорога к Ёме". По мнению В.Н. Белицер, древние коми считали Ёму злым божеством, способным посылать голод и болезни. Примечательно, что по народным представлениям Ёма являлась супругой Вöрса (лешего), набор характеристик которого не оставляет сомнений в его природе.

Была известна игра в покойника, приуроченная к святочному периоду. Она проходила так: "покойника" обмывали, обряжали и укладывали в передний угол с горящей свечой. Играющие спускались в голбец, затем вновь поднимались в избу, проходили мимо "покойника" и удалялись в сени. Мнимый усопший наблюдал за ними по отражениям в зеркалах. Предполагалось, что по внешнему виду участников этой игры "покойник" мог предсказать их будущую судьбу. Варианты предсказаний включали ключевые события жизненного цикла (рождение ребёнка, свадьбу, близкую смерть).

В прошлом в коми селах и деревнях была широко распространена игра в "домового" ( в коми языке известно несколько диалектных наименований этого персонажа: бубыля; чилеюшка; братанушка; гöбöч айка (хозяин голбца); гöрд гача (красноштанный); виж кок (желтая нога). По описанию, сделанному в ХIХ в., игра проходила так: в одном из домов собиралось несколько ребят. Они занавешивали окна, а потом садились на лавку, обязательно подняв ноги. Считалось, что если этого не сделать, то домовой отсечет ноги косой или серпом. У входа в голбец домовому оставляли угощенье. Один из мальчиков открывал дверь в голбец, забирался на стоящий рядом стул и , ударяя по нему клюкой, вызывал домового: "Суседушка, братанушка выходи же, выходи же и попробуй нашу воду, хлеб и соль." (Из других вариантов выделим один: "Бубыля, бубыля, выходи к нам! Попугай нас, поиграй с нами!") Считалось, что в ответ на приглашение "суседушка" может выкатиться из подполья в виде куриного яйца. Верили, что если бросить в него поленом, то из яйца высыплется много золота и серебра. Эта игра имела локальные различия, но финал ее сценария был общим - домовой возвращался в голбец. Если он не делал это "добровольно", то его сбрасывали туда клюкой или кочергой.

Еще П. Сорокин в одной из ранних этнографических статей указал на связь образа домового с культом предков. Этим объясняется и строгая пространственная локализация домового. В рамках символической структуры жилища подполье соотносилось с нижним миром. Не случайно героиня коми сказки, желая избежать инцеста, уходит в подземное царство (где встречается с Бабой Ягой) именно через голбец.

В игре и круге связанных с ней представлений отчетливо раскрывается природа домового. С одной стороны, от выступает как потенциальный податель благ и богатства. С другой, воспринимается в качестве опасного и враждебного существа.

В целом, репертуар традиционных детских игр коми, в которых сохранялись следы древней мифологии, был, по-видимому, достаточно широк. Некоторые из таких игр составляли досуг сельских детей еще относительно недавно.


1. Диплом Культура Японии XV-XVII вв
2. Реферат Статистика основных фондов 3
3. Реферат на тему Vitamin C Essay Research Paper Supplementing Vitamin
4. Биография на тему Василий Иванович Белов
5. Реферат Зенон Элейский 2
6. Реферат на тему Berlin Airlift Essay Research Paper
7. Реферат Пути повышения эффективности финансовых рычагов
8. Реферат Массовая и элитарная культура 5
9. Реферат на тему Производство стали и чугуна и их применение
10. Статья на тему Причины и последствия глобального потепления климата