Статья

Статья на тему Агония

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-06-29

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 26.12.2024


О.А. Терновская, С.М. Толстая

Агония - кончина, момент "расставания души с телом", требующий, по народным представлениям, ритуального оформления. Отсутствие ритуала (в случае внезапной или "не своей" смерти) затрудняет переход души в иной мир. Во время агонии появляются (приходят за душой) Смерть, Бог, ангел, архангел (обычно Михаил), святой, Беда и т.п. Умирающий видит их, видит умерших родственников, говорит с ними. По тому, где стоит пришедший - в ногах или головах, справа или слева от умирающего, гадали, выживет он или умрет; разными магическими способами старались отогнать или обмануть Смерть. Украинцы в изголовье умирающего ставили крест и святую воду, чтобы туда "не встала" Смерть; широко известна быличка о человеке, который обманывал Смерть, переставляя свою кровать так, чтобы голова оказывалась на месте ног. У восточных славян агония понимается как борьба ангела и черта за душу умирающего. Если по ошибке душа вынута не у того, кому назначена смерть, то, побывав на "том свете", она возвращается обратно в тело (обмирание).

Агония бывает легкой и тяжелой. Считается, что легко умирают праведники; легкой бывает смерть в большие праздники и др. благоприятные дни, напр. в пятницу (серб.). Тяжелой смертью наказываются грешники. Причиной трудной смерти может быть также несоблюдение ритуала (преждевременное оплакивание, отсутствие зажженной свечи и т.п.), неисполненное желание умирающего, неулаженная ссора, невозвращенный долг, невозможность проститься с отсутствующим родственником, колдовское зелье. Широко распространено представление о мучительной агонии колдунов, которые не могут умереть, пока не передадут свое знание.

Действия, совершаемые во время агонии, имеют целью облегчение перехода души в иной мир, устранение препятствий на ее пути. К обязательным моментам ритуала у всех славян относятся прощание умирающего с близкими, исповедь, зажжение свечи, карауление души. Строго соблюдается тишина 1, запрещается плакать и причитать, чтобы не спугнуть, не сбить с пути душу: душа может раздвоиться, и часть ее останется в теле, может вернуться в тело. Умирающего нельзя называть по имени, здороваться с ним за руку. Умирающий прощается с близкими, просит у них прощения, прощается с землей, "с птицей в лесу, рыбой в воде и змеей под камнем" (герцеговин.); молится.

Самой страшной у всех славян считается смерть без покаяния. Обязательно зажигают свечу, обычно особую - сретенскую (з.-слав., укр., бел. громница, ее же зажигают во время грозы). Свечу дают в руки умирающему, режеставятв изголовье, считая, что умирающий не должен ее видеть. В с.-зап. Болгарии изготовляли специальную свечу в рост умирающего, фитилем которой служила снятая с него мерка; верили, что, когда свеча догорит, наступит смерть. Смерть без свечи считается великой бедой: умерший будет блуждать во тьме, не сможет видеть других покойников, станет вампиром. Русские ставили в изголовье умирающего чашку с водой, чтобы душа, выйдя из тела, "обмыла свое лицо (крылья)"; по колыханию воды стерегущая душу старуха узнавала о смерти.

Способы облегчения агонии часто применялись только к старикам: перекладывали умирающего на пол, на землю, на другую постель, под иконы, параллельно балкам потолка ("чтоб по путям было", словац. "смерть не увидит лежащего поперек"), на место стола, к двери, за печь, в амбар, на место, где прежде кто-то умер, переворачивали ногами на место головы, поворачивали на левый бок, держали на руках. Человек, рожденный "в рубашке", не мог умереть, пока ее не принесут. Среди более редких приемов: вталкивали к умирающему пьяную распутную бабу (рус. онеж.).

Повсеместно считается, что в момент кончины гаснет и падает с неба звезда. Кончина понимается как "второе рождение", а сопровождающий ее ритуал во многом сходен с ритуалом родов.

Примечания

1. Во время болезни, напротив, кровать больного ставили в центре дома; этом случае целебное воздействие оказывали как сакральность центра, так и шум, производимый домочадцами. Ср. казацкий круг: раненого клали на землю и вокруг него собирались казаки, которые, обхватив друг друга за плечи, исполняли специальный танец и песню (А.Б.).

Список литературы

Славянские древности. Этнолингвистический словарь под ред.  Н.И.Толстого. Т.1. М.,1995, с.90-92.


1. Реферат Фольклорні мотиви у драматичній поемі Л Костенко Дума про братів Неазовських
2. Диплом на тему Доходность банковской деятельности
3. Статья на тему Путешествие по радуге
4. Реферат на тему Witchcraft Essay Research Paper Hundreds of years
5. Реферат Реактивы
6. Реферат на тему Третья волна Тоффлера
7. Реферат Античная философия доклассический период
8. Статья Лингвокультурологическии подход к исследованию этноконнотации
9. Реферат Види та форми зайнятості населення
10. Сочинение на тему Поиски смысла и правды жизни