Статья на тему Психосоциальные аспекты реабилитации при наркозависимости
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2014-10-20Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ПРИ НАРКОЗАВИСИМОСТИ
Плашко Р.В. КФ МГЭИ, 5 курс.
Нормализация семейных отношений является одной из самых важнейших задач реабилитации наркозависимых и больных алкоголизмом, так как включение членов семьи в реабилитационный процесс, в 2-3 раза повышает его эффективность (Meyenberg R., 1988).
Для разработки обоснованной программы психологической поддержки наркозависимого подростка, необходимо исследование содержания и социально-психологических механизмов формирования личностных изменений у подростков, а так же изучение специфики структуры внутрисемейных и родительско-детских отношений в их семьях (РДО).
Предполагается, что у наркозависимых подростков личностные деформации формируются в среде подростков и в семье, т.е превалируют социально-психологические факторы на отношение человека к наркотикам.
Для достижения общей цели работы необходима разработка детальной характеристики сфер личностных деформаций, через рассмотрение их формирования в системе отношений подростка. В процессе работы в этом направлении были определены следующие сферы:
1. Сфера самосознания и самооценки (отношение к себе как к личности).
2. Сфера мотивации, отношение к причинам, порождающим определенное поведение.
3. Сфера общения, социальных отношений.
4. Сфера психологической защиты, особенности отношения к травмирующим событиям и ситуациям, переживание удачных моментов жизни.
5. Морально-волевая сфера, особенности отношения к собственному поведению и поведению других людей.
6. Аффективно-эмоциональная сфера отношений к предметам и явлениям окружающего мира.
Испытуемыми выступили подростки в возрасте 15-18 лет, состоящие на учете у подросткового врача-нарколога психоневрологического диспансера г. Воркуты (экспериментальная группа) и 14-16 летние учащиеся средней общеобразовательной школы N 40 г. Воркуты (контрольная группа). В обеих группах было протестировано 48 человек. Экспериментальная группа состояла из 31 юноши и 17 девушек, контрольная из 22 юношей и 26 девушек.
Использовались констатирующий и сравнительный методы исследования. В качестве эмпирического метода использованы: для исследования личностных особенностей подростков в сфере самосознания и самоотношения блок методик разработанных А.С. Спиваковской - перспективные рисунки "Я" и "Каким я хочу быть" ("Я - реальное", "Я - идеальное" и модифицированные варианты методики Дембо-Рубинштейна).
Для изучения самоотношения подростка использовался стандартный бланк методики Дембо-Рубенштейна, на листе бумаги была изображена лестница из 10 ступеней. Мы выбрали, более общую шкалу - "плохой» - «хороший".
Для исследования особенностей развития мотивационной сферы подростков мы использовали методики "Изучение мотивов взаимодействия с взрослыми" и "Изучение мотивов поведения в ситуации выбора", разработанные Ю.А. Афонькиной и Г.А. Урунтаевой.
Для диагностики коммуникативных навыков подростка с наркозависимостью, определяющих особенности развития их социальных отношений, мы использовали метод научного наблюдения во время беседы с подростковым врачом-наркологом и на тренинговых занятиях у психотерапевта.
Для диагностики личностных особенностей подростков в сфере социальных отношений использовалась проективная психодиагностическая методика Рене-Жиля. Посредством ее применения планировалось оценить социальную приспособленность подростков, особенности поведения в ситуации социального взаимодействия, а также их восприятие отношений в семье.
Для исследования осо6енностей реагирования на фрустрирующие ситуации подростков, как формы проявления их защитных механизмов, использовался вариант теста - ассоциации изображений Розенцвейга. Для выявления эмоциональных особенностей использовались результаты интерпретации проективных рисунков, в ходе наблюдения за общением наркозависимых подростков отмечались их эмоциональные реакции. В качестве дополнительного источника информации использовались анамнестические данные (anamnesis vitae, anamnesis morbi).
Для диагностики развития морально-волевых качеств подростков использовались методы наблюдения и беседы, касающейся осознания подростком нравственных основ поведения. Таким образом, в результате сравнительного исследования личностных особенностей подростков, страдающих наркозависимостью, были выделены специфические характеристики личностного развития наркозависимых подростков и социально-психологические механизмы их формирования, содержание которых представлено в выводах:
1. Основным механизмом развития личностных изменений у наркозависимых подростков - является социальное сравнение. Оно определяет формирование негативного самоотношения, преобладание эмоциональной направленности взаимодействия с взрослыми вследствие осознания собственной неполноценности в ходе общения со сверстниками и ослабление коммуникативной направленности, несущей угрозу самооценке подростка.
2. Формирование самоотношения в структуре личности определяется социально-психологическим механизмом компенсации чувства неудовлетворенности собой, возникающего в социальном взаимодействии. Он реализуется путем активизации коммуникативных отношений, что находит выражение в связи между самооценкой подростка и его стремлением к лидерству в группе.
3. Стержневым моментом формирования личности наркозависимого подростка является усиление самозащитных тенденций, выражающееся в активном избегании травмирующих воздействий, а также в реализации эгозащитного типа реагирования в фрустрирующих ситуациях. Это определяет строение защитных структур наркозависимых подростков, а также особенности мотивации их взаимодействия со взрослыми.
В ходе работы по исследованию специфики и особенностей структуры отношений в семьях наркозависимых подростков изучалась структура представлений членов семьи друг о друге и о семье в целом, для этого использовалась методика написания проективного сочинения "Я и моя семья", а также проективный рисунок "Я и моя семья". При изучении вопросов, связанных с особенностями межличностной коммуникации в семье был использован метод беседы и взрослый вариант методики изучения способов реагирования на фрустрационные ситуации Розенцвейга. Изучая взаимопонимания в семейном общении, мы использовали модифицированный вариант методики Розенцвейга. Испытуемым предлагалось выполнить задания, отвечая сначала за себя, а затем попробовать "угадать" ответы своего супруга. Проведенное исследование выявило специфику развития структуры и взаимоотношений в семьях наркозависимых подростков, что дает основания сделать следующие выводы:
1. Семьи наркозависимых подростков отличаются недифференцированностью и низкой структурированностью субъективных представлений о членах семьи по сравнению с семьями здоровых детей.
2. Для семей подростков с наркозависимостью, характерно наличие защитных тенденций, выраженных в нежелании решать или выносить на обсуждение существующие проблемы. Их развитие связано с деструктивным типом семейной структуры.
3. В экспериментальных группах зафиксировано расхождение в субъективном восприятии семьи между детьми и родителями "тенденция идеализации" или "тенденция отрицания". Это подтверждает вывод о существовании и усилении защитных механизмов в семьях наркозависимых подростков.
4. В исследуемых группах различаются направленность и типы реакций в коммуникации. Родители наркозависимых подростков склонны к внешнеобвинительным реакциям и ждут разрешения конфликтов от других людей. Отсутствие ответственности за разрешение ситуации ведет к восприятию ее как деструктивной и обусловливает деструктивный тип развития семьи.
5. Обнаружены значимые различия между семьями здоровых и наркозависимых подростков по параметру "конструктивность – деструктивность отношений". Это связано с меньшей интегрированностью семей последних.
6. Обнаружены значимые различия между семьями здоровых и наркозависимых подростков по параметру "здоровый образ жизни", с чем связано снижение критичности оценки наркомании, как явления.
Полученные в исследовании данные могут быть использованы для осуществления индивидуального и дифференцированного подхода к наркозависимым подросткам в рамках комплексной борьбы с наркотизмом несовершеннолетних и оказания им психосоциальной и медикосоциальной помощи
Список литературы.
1. Бурлачук Л.Ф. Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике - СПб.: Питер Ком, 1999.
2. Курек Н.С. Нарушения психической активности и злоупотребление психоактивными веществами в подростковом возрасте. - СПб.: Алетейя, 2006.
3. МКБ-10/IСD-10. Психические расстройства и расстройства поведения(FОО - F99) / (Класс V МКБ-10, адаптированный для использования в Российской Федерации). М., 1998
4. Словарь терминов, относящихся к алкоголю, наркотикам и другим психоактивным средствам. Женева: ВОЗ. 1996.
5. Соломзес ДЖ. А., Чебурсон В., Соколовский Г. Наркотики и общество. М.: Иллойн, 1998.
6. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. СПб.: Издательство «Питер», 2005.
7. Meyenberg R. Why do youth turn to drugs? Aspects of drug addiction divvention in and out of schoo1s. Alcoho1, drugs and tobacco: Prev. and control / Rea1 AND aspirate.: Proc 35 Th. Int. Kong. Alc. and Drug Depend, Oslo 31 Juli - 6 Aug. Abstr. - Lausanne. 1988. Р. 270.
Плашко Р.В. КФ МГЭИ, 5 курс.
Нормализация семейных отношений является одной из самых важнейших задач реабилитации наркозависимых и больных алкоголизмом, так как включение членов семьи в реабилитационный процесс, в 2-3 раза повышает его эффективность (Meyenberg R., 1988).
Для разработки обоснованной программы психологической поддержки наркозависимого подростка, необходимо исследование содержания и социально-психологических механизмов формирования личностных изменений у подростков, а так же изучение специфики структуры внутрисемейных и родительско-детских отношений в их семьях (РДО).
Предполагается, что у наркозависимых подростков личностные деформации формируются в среде подростков и в семье, т.е превалируют социально-психологические факторы на отношение человека к наркотикам.
Для достижения общей цели работы необходима разработка детальной характеристики сфер личностных деформаций, через рассмотрение их формирования в системе отношений подростка. В процессе работы в этом направлении были определены следующие сферы:
1. Сфера самосознания и самооценки (отношение к себе как к личности).
2. Сфера мотивации, отношение к причинам, порождающим определенное поведение.
3. Сфера общения, социальных отношений.
4. Сфера психологической защиты, особенности отношения к травмирующим событиям и ситуациям, переживание удачных моментов жизни.
5. Морально-волевая сфера, особенности отношения к собственному поведению и поведению других людей.
6. Аффективно-эмоциональная сфера отношений к предметам и явлениям окружающего мира.
Испытуемыми выступили подростки в возрасте 15-18 лет, состоящие на учете у подросткового врача-нарколога психоневрологического диспансера г. Воркуты (экспериментальная группа) и 14-16 летние учащиеся средней общеобразовательной школы N 40 г. Воркуты (контрольная группа). В обеих группах было протестировано 48 человек. Экспериментальная группа состояла из 31 юноши и 17 девушек, контрольная из 22 юношей и 26 девушек.
Использовались констатирующий и сравнительный методы исследования. В качестве эмпирического метода использованы: для исследования личностных особенностей подростков в сфере самосознания и самоотношения блок методик разработанных А.С. Спиваковской - перспективные рисунки "Я" и "Каким я хочу быть" ("Я - реальное", "Я - идеальное" и модифицированные варианты методики Дембо-Рубинштейна).
Для изучения самоотношения подростка использовался стандартный бланк методики Дембо-Рубенштейна, на листе бумаги была изображена лестница из 10 ступеней. Мы выбрали, более общую шкалу - "плохой» - «хороший".
Для исследования особенностей развития мотивационной сферы подростков мы использовали методики "Изучение мотивов взаимодействия с взрослыми" и "Изучение мотивов поведения в ситуации выбора", разработанные Ю.А. Афонькиной и Г.А. Урунтаевой.
Для диагностики коммуникативных навыков подростка с наркозависимостью, определяющих особенности развития их социальных отношений, мы использовали метод научного наблюдения во время беседы с подростковым врачом-наркологом и на тренинговых занятиях у психотерапевта.
Для диагностики личностных особенностей подростков в сфере социальных отношений использовалась проективная психодиагностическая методика Рене-Жиля. Посредством ее применения планировалось оценить социальную приспособленность подростков, особенности поведения в ситуации социального взаимодействия, а также их восприятие отношений в семье.
Для исследования осо6енностей реагирования на фрустрирующие ситуации подростков, как формы проявления их защитных механизмов, использовался вариант теста - ассоциации изображений Розенцвейга. Для выявления эмоциональных особенностей использовались результаты интерпретации проективных рисунков, в ходе наблюдения за общением наркозависимых подростков отмечались их эмоциональные реакции. В качестве дополнительного источника информации использовались анамнестические данные (anamnesis vitae, anamnesis morbi).
Для диагностики развития морально-волевых качеств подростков использовались методы наблюдения и беседы, касающейся осознания подростком нравственных основ поведения. Таким образом, в результате сравнительного исследования личностных особенностей подростков, страдающих наркозависимостью, были выделены специфические характеристики личностного развития наркозависимых подростков и социально-психологические механизмы их формирования, содержание которых представлено в выводах:
1. Основным механизмом развития личностных изменений у наркозависимых подростков - является социальное сравнение. Оно определяет формирование негативного самоотношения, преобладание эмоциональной направленности взаимодействия с взрослыми вследствие осознания собственной неполноценности в ходе общения со сверстниками и ослабление коммуникативной направленности, несущей угрозу самооценке подростка.
2. Формирование самоотношения в структуре личности определяется социально-психологическим механизмом компенсации чувства неудовлетворенности собой, возникающего в социальном взаимодействии. Он реализуется путем активизации коммуникативных отношений, что находит выражение в связи между самооценкой подростка и его стремлением к лидерству в группе.
3. Стержневым моментом формирования личности наркозависимого подростка является усиление самозащитных тенденций, выражающееся в активном избегании травмирующих воздействий, а также в реализации эгозащитного типа реагирования в фрустрирующих ситуациях. Это определяет строение защитных структур наркозависимых подростков, а также особенности мотивации их взаимодействия со взрослыми.
В ходе работы по исследованию специфики и особенностей структуры отношений в семьях наркозависимых подростков изучалась структура представлений членов семьи друг о друге и о семье в целом, для этого использовалась методика написания проективного сочинения "Я и моя семья", а также проективный рисунок "Я и моя семья". При изучении вопросов, связанных с особенностями межличностной коммуникации в семье был использован метод беседы и взрослый вариант методики изучения способов реагирования на фрустрационные ситуации Розенцвейга. Изучая взаимопонимания в семейном общении, мы использовали модифицированный вариант методики Розенцвейга. Испытуемым предлагалось выполнить задания, отвечая сначала за себя, а затем попробовать "угадать" ответы своего супруга. Проведенное исследование выявило специфику развития структуры и взаимоотношений в семьях наркозависимых подростков, что дает основания сделать следующие выводы:
1. Семьи наркозависимых подростков отличаются недифференцированностью и низкой структурированностью субъективных представлений о членах семьи по сравнению с семьями здоровых детей.
2. Для семей подростков с наркозависимостью, характерно наличие защитных тенденций, выраженных в нежелании решать или выносить на обсуждение существующие проблемы. Их развитие связано с деструктивным типом семейной структуры.
3. В экспериментальных группах зафиксировано расхождение в субъективном восприятии семьи между детьми и родителями "тенденция идеализации" или "тенденция отрицания". Это подтверждает вывод о существовании и усилении защитных механизмов в семьях наркозависимых подростков.
4. В исследуемых группах различаются направленность и типы реакций в коммуникации. Родители наркозависимых подростков склонны к внешнеобвинительным реакциям и ждут разрешения конфликтов от других людей. Отсутствие ответственности за разрешение ситуации ведет к восприятию ее как деструктивной и обусловливает деструктивный тип развития семьи.
5. Обнаружены значимые различия между семьями здоровых и наркозависимых подростков по параметру "конструктивность – деструктивность отношений". Это связано с меньшей интегрированностью семей последних.
6. Обнаружены значимые различия между семьями здоровых и наркозависимых подростков по параметру "здоровый образ жизни", с чем связано снижение критичности оценки наркомании, как явления.
Полученные в исследовании данные могут быть использованы для осуществления индивидуального и дифференцированного подхода к наркозависимым подросткам в рамках комплексной борьбы с наркотизмом несовершеннолетних и оказания им психосоциальной и медикосоциальной помощи
Список литературы.
1. Бурлачук Л.Ф. Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике - СПб.: Питер Ком, 1999.
2. Курек Н.С. Нарушения психической активности и злоупотребление психоактивными веществами в подростковом возрасте. - СПб.: Алетейя, 2006.
3. МКБ-10/IСD-10. Психические расстройства и расстройства поведения(FОО - F99) / (Класс V МКБ-10, адаптированный для использования в Российской Федерации). М., 1998
4. Словарь терминов, относящихся к алкоголю, наркотикам и другим психоактивным средствам. Женева: ВОЗ. 1996.
5. Соломзес ДЖ. А., Чебурсон В., Соколовский Г. Наркотики и общество. М.: Иллойн, 1998.
6. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. СПб.: Издательство «Питер», 2005.
7. Meyenberg R. Why do youth turn to drugs? Aspects of drug addiction divvention in and out of schoo1s. Alcoho1, drugs and tobacco: Prev. and control / Rea1 AND aspirate.: Proc 35 Th. Int. Kong. Alc. and Drug Depend, Oslo 31 Juli - 6 Aug. Abstr. - Lausanne. 1988. Р. 270.