Статья Китайский сорок
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-29Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
Китайский сорок
М.Аверьянов, художник
Множеством церквей и их необычайной красотой - вот чем в былые годы прежде всего поражала Москва приезжих гостей. Соборы, монастырские церкви, приходские церкви, домовые, часовни - сколько их было? Принято говорить - "сорок сороков". Что это означает? Мы расскажем об этом на примере одного из "сороков". Речь пойдет о Китайском сороке, о церквах, которые были расположены на территории Кремля и Китай-города, о сохранившихся до наших дней и о тех, которые остались лишь в памяти (на рисунках они отмечены точкой).
В начале XVI века Москва, по свидетельству немецкого дипломата и путешественника 3. Герберштейна, - город довольно обширный и издали представляется еще обширнее, чем есть на самом деле, потому что в нем много незастроенных мест под садами и огородами. Еще более увеличивают город облегающие его поселки служивых людей и ремесленников. Поселки теряются среди садов, над которыми там и сям возвышаются главы множества церквей, а в самом центре красуется Кремль. Другой иностранец, английский посол Флетчер (конец XV) века, время царствования Федора Иоанновчча) пишет, что Москва изобиловала церквами, которых считалось в Кремле 35, а во всем городе более 400. Немецкий ученый, путешественник Олеарий в книге, вышедшей в 1647 году, уже пишет, возможно несколько преувеличивая, о 1500 московских церквах и часовнях.
Почему такое великое множество церквей оказалось именно и Москве, а не в Киеве, "матери городов русских", не и Суздале, не во Владимире, куда бежали русские из Киева, разрушенного и опустошенного татаро-монгольскими ордами, не в Нижнем Новгороде, стоящем на слиянии Оки и Волги, то есть на большом перекрестке торговых путей, не в Новгороде Великом? Среди разных причин, объясняющих это, историки нередко выделяют одну как главную - переселение митрополита Петра и его неожиданная смерть в Москве. Читаем у Ключевского:
"Летописец рассказывает, что в 1299 году митрополит Максим, не стерпев насилия татарского, собрался со всем своим клиросом и уехал из Киева во Владимир на Клязьму; тогда же и весь Киев-город разбежался, добавляет летопись Но остатки южнорусской паствы в то тяжелое время не менее, даже более прежнего нуждались п заботах высшero пастыря русской церкви. Митрополит из Владимира должен был время от времени посещать южнорусские епархии. В эти поездки он останавливался на пepeпутье в г.Москве. Так, странствуя по Руси, проходя места и города, по выражению жития, часто бывал и подолгу живал в Москве преемник Максима митрополит Петр. Благодаря тому у него завязалась тесная дружба с князем Иваном Калитой, который правил Москвой еще при жизни старшего брата Юрия во время его частых отлучек. Оба они вместе заложили каменный соборный храм Успения в Москве. Может быть, святитель и не думал о перенесении митрополичьей кафедры с Клязьмы на берега Москвы. Город Москва принадлежал ко владимирской епархии, архиереем которой был тот же митрополит со времени переселения на Клязьму. Бывая в Москве, митрополит Петр гостил у местного князя, жил в своем епархиальном городе, на старинном дворе князя Юрия Долгорукого, - откуда потом перешел на то место, где вскоре был заложен Успенский собор.
Случилось так, что в этом городе владыку и застигла смерть. Но эта случайность стала заветом для дальнейших митрополитов. Преемник Петра Феогност уже не захотел жить во Владимире, поселился на новом митрополичьем подворье в Москве у чудотворцева гроба в новопостроенном Успенском соборе. Так Москва стала церковной столицей Руси".
А митрополит Петр был канонизирован константинопольским патриархом и стал первым "московским и всея Руси чудотворцем".
Когда в 1439 году на флорентийском соборе была заключена уния католической и православной церквей, русская церковь при поддержке московских князей не примкнула к этой унии, отказалась от подчинения Константинопольскому патриарху. Так было положено начало фактической самостоятельности русской православной церкви.
Москва быстро росла, крепла, расширялась. И всюду строились церкви. Церковное общество уже составляло значительную часть населения.
С целью упорядочения и укрепления церковной организации повелением царя Ивана Васильевича в 1551 году собирается Стоглавый собор - "во исправление церковного благочиния, государственного управления и всякого земского строения". Собор постановил: "В царствующем во граде Москве достоит быта седми старостам поповским и седми соборам - по уложению царскому да к ним избирати десяцких добрых же священников и искусных. Житием непорочных". К 1594 году число московских соборов уже было увеличено до восьми.
Во главе каждого собора из числа местных священников избирался поповский староста. При каждом поповском старосте полагалось быть по 40 попов и 4 дьякона. Отсюда и пошло наименование церковных районов сороками.
К концу XVII века в Москве было шесть сороков: Китайский, Пречистенский, Никитский, Сретенский, Ивановский и Замоскворецкий. В первом сороке, в Китайском, было 136 церквей и кроме того 23, которые не числились в этом сороке (монастырские, домовые). Во втором - 210, в третьем - 176, в четвертом - 150, в пятом - 117, в шестом - 44, да придельных и домовых 87. Итого - 943 церкви. Наиболее чтимым в Москве был святой Николай или просто Никола. Ему было посвящено 128 церквей.
Деревянным сооружениям редко удается простоять свой естественный срок, чаще они гибнут в пожарах. А из 136 церквей Китайского сорока большинство, конечно, были деревянными.
Попробуем проследить судьбу церкви, которая была, возможно, самой первой в Москве. Митрополит Петр, переселившись в Москву, жил на своем дворе возле деревянной церкви Рождества Иоанна Предтечи под Бором. С тех пор эта церковь и называлась митрополичьей или кафедральной (до постройки Успенского собора). В 1461 году ее разобрали из-за ветхости и на подцерковье поставили белокаменную. В пожар 1493 года она обрушилась, в ее подвалах сгорела и казна великой княгини Софьи Фоминичны. В 1509 году архитектор Алевиз Новый выстроил здесь одноглавую кирпичную церковь с покрытием по закомарам. После пожара 1737 года она была возобновлена архитектором И. Мичуриным. Не миновал ее и пожар 1812 года. Церковь восстановили, окружили гульбищем, а с запада пристроили крыльцо со звонницей. Такой ее мог видеть Пушкин. Такой ее знал М.П.Погодин, выступивший в печати против ее сноса. Но отстоять древний памятник не удалось. В Кремле тогда был построен Большой дворец. С прогулочной площадки дворца плохо просматривался Храм Христа Спасителя - мешала церковь. По высочайшему повелению здание в одну ночь разобрали. Москвичи наутро столкнулись с уже свершившимся фактом. На Боровицкой башне, рядом с проездом была установлена доска: "Повелением благочестивейшего государя императора Николая I храм Рождества Иоанна Предтечи, построенный при великом князе Василии Темном в 1461 году, временем и взрывом 1812 года подверженный разрушению, перенесен в сие здание башни над Предтеченскими, по народному преданию Боровицкими ворогами, и освящен Филаретом митрополитом московским мая 1847 г."
Уже к началу XX столетия из Китайского сорока было утрачено множество сооружений, Но особенно драматичным для судеб русской архитектуры, как известно, оказалось наше время. Мы никогда уже не увидим в Кремле строений Чудова и Вознесенского монастырей, церквей Константина и Елены, Спаса на Бору, Благовещения на Житном дворе. Они исчезли навсегда. Но, слава Богу, погибло не все. Среди дошедших до наших дней сокровищ - церковь Рождества Богородицы на Сенях - одна из древнейших и наиболее сохранившихся со времени постройки. Она возведена в 1393 году в память победы на Куликовом поле вдовой Дмитрия Донского - великой княгиней Евдокией на месте деревянной церкви Воскрешения Лазаря. В 1482 году рухнувшие от пожара своды храма были восстановлены. В 1514 году Алевиз Новый переложил своды из кирпича, а над церковью выстроил другое здание Рождественской церкви. Нижнее помещение занял придел Лазаря. В 1681-1684 годах верхнюю, алевизовскую, постройку разобрали. Ф.Тихонов возвел здесь новый одноглавый храм, а подклет - древнейшую часть - превратили в склад В 1037году придел Лазаря возобновили, а в следующем году он был обстроен стенами нового дворца. Сохранился только западный портал со стеной. Видимо, это все, что осталось от первоначальной постройки.
Нет числа утратам церковных построек за пределами Кремля, в черте Китайгородских стен. Да и среди тех, что считаются сохранившимися, многие находятся в плачевном состоянии - обезглавленные, потерявшие свою отделку, застроенные, полуразрушенные, ждущие либо своего последнего часа, либо возрождения.
Особое место среди московских храмов занимает кремлевский Успенский собор. Первоначально здесь стояла деревянная церковь Успения, неизвестно когда построенная. В 1327 году, при Иване Калите, ее заменили каменной, которая вскоре стала кафедральной (митрополит Феогност перенес сюда свою митрополичью кафедру из Владимира). Еще через 145 лет ее разобрали, и русские мастера начали здесь сооружение громадного собора. Недостроенный собор рухнул. И тогда в 1475 году пригласили из Милана архитектора и инженера Аристотеля Фиораванти. За 4 года воздвигли собор по образцу Успенского во Владимире. Но это сходство больше внешнее. Наружные формы - древнерусского храма, а внутреннее пространство решено совсем иначе - по ренессансному принципу (единого зала).
Стены собора сложены из кирпича, облицованы белым камнем, внутри укреплены железными связями. На эти стены и 6 внутренних столбов опираются пять мощных глав, сдвинутых к восточной стороне. Разделенные лопатками на равные части, стены вверху завершаются полукружиями закомар. Плоскость стен посередине по горизонтали делится аркатурно-колончатым поясом. Сильно выступающие угловые лопатки восточной стены скрывают апсиды собора. Окна нижнего яруса спрятаны в киотцах аркатурного пояса. Все это придает силуэту собора цельность. Крыльцо западного фасада украшено двойной аркой и "висячей гирькой" - новый мотив, который впоследствии будет использоваться зодчими многократно.
В 1550 году, после пожара, Успенский собор был покрыт медной кровлей. В XVII веке, при царе Михаиле Федоровиче, по всей видимости, переделывались своды собора и могла быть изменена форма глав.
Собор внутри представляет собой огромный зал с невысокой алтарной стеной. Множество узких окон в стенах и барабанах куполов наполняют его светом.
В 1514 году собор изнутри был украшен стенными росписями. В 1642 году его расписали заново. В XVIII и XIX веках стенопись неоднократно возобновлялась.
Успенский собор - главный храм Московского государства - стал образцом, которому подражали строители во многих городах и монастырях России до конца XVII века.
В 1449 году Собор русских святителей впервые самостоятельно, без константинопольского патриарха поставил митрополитом всея Руси рязанского епископа Иону. В день христианского праздника Положения ризы Богородицы 2 июля 1450 года Иона заложил на своем митрополичьем дворе, у западной стены Успенского собора, церковь Ризположения. Вероятно, строительством этого храма была отмечена независимость русской православной церкви, ставшей во главе восточного славянства.
В 1484-1486 годах церковь Ризположения, разрушенная пожаром, была восстановлена псковскими мастерами. Ее сложили из кирпича, украсили белокаменными деталями. Своды опираются на 4 внутренних квадратных столба. Световой барабан купола - на восьмигранном постаменте. Наружные стены разделены лопатками на три неравные части: средняя - шире боковых, поэтому и высота средних закомар больше. Форма закомар, характерная для московских храмов - килевидная. Стены украшены поясом из балясинок и растительного орнамента, выполненного из обожженой глины - терракоты. На барабане главы тоже украшения - валики и пояски киотцев, поребрика, бегунца. Та роспись стен, которая сохранилась до наших дней, была выполнена в 1644 году. Последние реставрации, проведенные в 1918-1920,1929-1930 и 1946-1960 годах, возвратили церкви Ризположения ее первоначальный вид.
Благовещенский собор - домовый храм великого князя - строился одновременно с церковью Ризположения - домовым храмом митрополита. Работы вела одна и та же артель псковских строителей. Белокаменный подклет прежней церкви расширили и укрепили белым камнем и кирпичной кладкой. На нем возвели квадратный в плане с тремя апсидами собор, увенчанный тремя световыми главами - центральной и двумя восточными. Собор с трех сторон был окружен крытой галереей - "гульбищем" - со сходом на Соборную площадь. Стены разделены вертикальными лопатками и завершаются килевидными закомарами, а по горизонтали украшены аркатурным поясом на колонках. Такой же поясок проходит по полукружиям апсид и вокруг барабанов глав. Основание барабана центральной главы окружено еще и кокошниками - ложными килевидными закомарами. По верху барабанов проложены пояса полукруглых впадин (киотцев), поребрика и бегунца, типичных для псковских храмов.
В 1562-1564 годах на сводах галереи по углам были сооружены 4 придела с луковичными главками, тогда же поставили и 2 "глухие" главы над сводами собора. Главы и крышу собора покрыли медью и позолотили. В соборе яшмовый пол редкой красоты, он перенесен сюда в середине XVI века из собора Ростова Великого. Иконостас-древнейший из многоярусных. Сохранились даже первоначальные иконы начала XV века и иконы, написанные мастерами XVI века.
Церковь Михаила Архангела, построенная еще при Иване Калите, в память избавления от великого голода 1332 года, за 172 года стояния обветшала, а поэтому в 1505- 1509 годах на ее месте итальянский зодчий Алевиз Новый выстроил Архангельский собор. Он стал некрополем московских великих князей и царей.
В основе строения традиционная крестово-купольная система с шестью почти квадратными пилонами, опорами, несущими крестовые и цилиндрические своды, но снаружи храм получил модный ренессансный наряд. Закомары отделены от плоскости стен венчающим карнизом, и таким образом превращены в декоративные кокошники, тимпаны кокошников украшены венецианскими раковинами. Лопатки превращены в пилястры с легкими капителями. Подчеркнутое главенство вертикальных линий придает зданию стройность.
Галерея, окружавшая собор с трех сторон, была разобрана в XVIII веке. С южной стороны в 1 773 году поставили контрфорсы, потому что там появились трещины из-за осадки здания. Осадка началась при подготовке строительства Большого дворца при Екатерине II.
К собору были пристроены у северной апсиды - Покровский придел, у южной - Иоанна Предтечи.
В Архангельском соборе под плитами пола 46 гробниц (в некоторых из них по 2-3 захоронения). В соборе похоронены Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван III. Последним там был похоронен Иван Алексеевич - брат Петра I.
История ансамбля колокольни Ивана Великого такова. В 1329 году Иван Калита построил каменную колокольню-церковь в честь рождения сына, будущего царя Ивана II, церковь получила имя Ивана Лествичника. К началу XVI века она обветшала, ее разобрали и в 1505-1508 годах итальянский мастер Бон Фрязин выстроил двухъярусную восьмигранную колокольню с куполом наверху. В первом ярусе колокольни была церковь Ивана Лествичника. Колокольня, вероятно, служила и дозорной вышкой. Фундамент, цоколь, карнизы и украшения сделаны из белого камня, стены и своды - кирпичные. Внутри стен для прочности заложены железные связи.
Рядом с колокольней итальянский зодчий Петрок Малый в 1532 году начал строить четырехярусное здание церкви со звонницей наверху. Закончили постройку русские мастера в 1552 году. Церковь была названа Рождественской. Вверху здания находилась открытая звонница, и в центре возвышался барабан с небольшим куполом. Все строение лишь немного уступало по высоте колокольне Ивана Великого.
В 1599-1600 годах по приказу Бориса Годунова столп колокольни Ивана Великого был надстроен третьим ярусом, о чем сделана надпись в верхней части барабана купола золотыми буквами на синем фоне:
"Изволением святые Троицы, повелением великого господаря, царя и великого князя Бориса Федоровича всея Руси самодержца, и сына его благоверного великого господаря царевича и великого князя Федора Борисовича всея Руси, сии храм свершен и позлащен во второе лето господарства их 108(1600)".
Лжедмитрий приказал уничтожить эту надпись. При Петре I надпись была восстановлена.
В 1624 году по заказу патриарха Филарета к Петроковской звоннице с севера приделали пятиярусную пристройку с колоколами в пятом ярусе и восьмигранным шатром наверху. В 1812 году Петроковская звонница и Филаретовская пристройка были взорваны французами, а в 1814-1815 годах восстановлены архитектором И. Жилярди в стиле классицизма.
Внутреннее устройство православного храма
Строение в плане обычно имеет вид креста или прямоугольника, разделенного внутри опорными столбами на продольные помещения - нефы, или круга. Сверху здание завершается куполом с крестом. Купол может быть один или несколько: три, пять, семь и даже тринадцать.
Церковь внутри делится на три части: алтарь, средняя часть, или собственно храм, и притвор.
Алтарная часть расположена всегда в восточной стороне храма, обычно в полукруглой апсиде, и отделена от средней части иконостасом - сплошной дощатой доходящей почти до потолка стеной, с иконами в несколько ярусов.
В алтаре центральное место занимает престол, он имеет форму куба. За ним находится небольшое возвышение - "горнее место" для епископа. Слева от престола, в северной стороне алтаря, стоит жертвенник - стол, на котором готовят дары к святому таинству. Справа от престола - ризница, где хранятся одежды священнослужителей, и где они в них облачаются.
В иконостасе обычно три двери. Средние называются "царскими вратами". Они открывают вход к престолу. Через них во время литургии (богослужение, которое проводится до обеда) выносят святые дары. Слева - северные двери, справа - южные.
Алтарная часть и иконостас расположены на небольшом возвышении, которое выдвинуто к середине храма и называется солея. Средняя часть солеи, та, что перед царскими вратами, называется амвон. Отсюда произносят молитвы, проповеди, читают Евангелие. Во время чтения Евангелие кладут на налой (аналой) - переносный столик с наклонной поверхностью. Боковые части солеи - клиросы. У клиросов ставят хоругвь - знамя православной церкви. На клиросах, слева и справа, располагаются певчие.
Средняя часть храма - собственно храм. Здесь православные обыкновенно стоят во ремя богослужения. У западной стены средней части в помещении второго яруса, на галерее, открытой в храм, устраивались хоры. Отсюда слушали богослужение знатые прихожане.
Притвор - западная часть храма, обычно отделенная глухой стеной. Отсюда вход в храм. К притвору часто пристраивают крытую, иногда обнесенную стенами площадку, ее называют папертью.
Приделы - дополнительно пристроенные юмещения с алтарем и с престолом. Они позволяют служить в храме литургию дважды и трижды, не нарушая древнего правила, по которому разрешается служить на одном престоле только одну литургию в течение суток.
Церковь обычно называют по имени святого или в честь праздника, которому посвящен главный престол, но иногда ее называют и по приделу. Так в китайском сороке, например, есть широко известный собор Покрова Богородицы, что на Рву. Его главный престол посвящен празднику Покрова Богородицы, но храм этот чаще называют по приделу - собором Василия Блаженного.
Предметы для богослужения
Это предметы, необходимые для проведения богослужений, культовые одежды, богослужебные книги. Мы не будем здесь говорить о тенных росписях и иконах, о них расскажем особо.
Антиминс (вместопрестолие) - освященный шелковый плат, на котором изображено положение во гроб Спасителя.
"Этот антиминс напоминает время гонения христиан, когда церковь не имела постоянного пребывания и не могла переносить с собою престола. Тогда стали употреблять сей плат с частицами мощей, и он остался как бы в возвещение, что и ныне Церковь Христова не прикрепляется ни к какому исключительно зданию, городу, или месту, но, как корабль, носится по волнам сего мира, не водружая нигде своего якоря: ея якорь на небесах". Так пишет Н. Гоголь в своих "Размышлениях о божественной литургии".
На антиминсе совершается освящение даров. Кроме антиминса на престоле находятся: Евангелие, дарохранительница в виде гроба Господня, крест и светильники.
На жертвеннике стоят священные сосуды: потир - чаша для причащения, дискос - круглое блюдо, на которое кладутся части просфор - специальных хлебов. Звездица - ее ставят на дискос, чтобы покровец (покрывало, которым закрывают дискос с просфорами) не касался просфор. Копие - род ножа для разделения просфор. Лжица - ложечка для причащения. Губка для отирания дискоса и чащи. Покровцы для дискоса, чаши и третий покров "воздух" - общий для обоих сосудов.
Здесь же в алтаре хранятся рипиды - круглые опахала на длинной рукоятке. Кадило - источник душистого дыма, фимиама.
Богослужебные книги: Евангелие, Апостол, Псалтирь, Служебник, Часослов, Октоих, Минея Месячная, Минея Общая, Триодь постная. Триодь Цветная, Требник, Книга молебных пении, Ирмологий, Типикон, Каноник.
Эти, принятые к богослужению богодуховенные книги, включены в так называемый канон. Слово греческое, означает "мера", "правило", "норма". Самый ранний, из дошедших до нас канонов - "Мураториев канон" - относится к последним десятилетиям II века. Обнаружили его в 1740 году в одном древнем кодексе. В этот канон, наряду с обычными новозаветными, внесены и некоторые книги, не дошедшие до нас, например "Пастырь" сочинение Гермы, брата римского епископа Пия (140-155). А известный нам Апокалипсис был включен в канон Восточной церковью тремя веками позднее, около 500 года.
Росписи стен и сводов
Иконы и росписи на стенах, сводах, столбах православного храма, как правило, размещены по строгой системе, разработанной еще византийской церковью. Конечно, возможны отклонения, но в целом схема сохраняется.
В центральном куполе храма помещают изображение Спаса Вседержителя с крестчатым нимбом вокруг головы. Правая его рука поднята в благословляющем жесте, в левой он держит Книгу Судеб, которая, согласно откровению Иоанна Богослова, будет раскрыта в день Страшного суда. В барабанах купола между окон обычно изображены архангелы, праотцы или пророки. В парусах - переходах от стен к барабанам куполов - евангелисты. Рядом с евангелистами, это помогает легче узнавать их, помещают их символы: у Матфея - ангел, у Марка - лев, у Луки - телец, у Иоанна - орел.
На одном из самых почетных мест, в алтарной части, в верхней полусфере апсиды - изображена Богоматерь. Ниже, на стене апсиды - таинство причащения апостолов.
Стены и своды остальных частей храма расписывались различными библейскими и евангельскими сюжетами. На столбах и оконных откосах размещались одиночные фигуры - воины, мученики, князья. На Западной стене чаще всего - фреска Страшного суда и сцены из Апокалипсиса.
На стенах могли быть отображены исторические события. Например, в Успенском соборе Московского Кремля - семь Вселенских соборов, съездов представителей высшего духовенства, состоявшихся в 325-787 годы и установивших основные догматы христианства. А в Архангельском соборе в нижнем ряду росписей северной, западной и южной стен изображения погребенных в соборе московских великих князей от Ивана Калиты до Василия III. Над фигурами князей в круглых медальонах лики покровительствующих им святых.
На алтарной стене Успенского собора, которая теперь закрыта иконостасом 1653 года, изображены Спас, серафимы, а также некоторые святые, о которых рассказывают средневековые религиозные патерики - сборники жизнеописаний "отцовх-мона-хов. Но выбор святых здесь не случаен. Изображены именно те из них, дни которых совпали с какими-либо значительными событиями времени Ивана III, при котором был построен Успенский собор. Например, Иоанн Кущиик и Павел Фивейский изображены потому, что в день этих святых (15 января по старому стилю) Новгород присягал на верность Ивану III. В день Алексея, человека божьего (17 марта) Иван III в 1642 году взошел на великокняжеский престол. Изображение Нила Постника напоминает о дне, когда Иван III венчался с византийской царевной Софьей Палеолог.
Иконостас
Стена иконостаса в русской православной церкви - это как бы символическая граница, отделяющая основное пространство церкви, где стоят прихожане во время богослужения, от алтаря - мира горнего, то есть высшего, духовного, вечного, грядущего. В ранних византийских храмах алтарь отделялся лишь невысокой преградой. Постепенно иконостас рос в высоту, заполняясь иконами. С XVI века он представляет собой пять рядов икон, разделенных тяблами - горизонтальными брусьями. Они покрыты рисованным орнаментом, а в более поздних храмах - резьбой и позолотой.
Самый верхний ряд - или "чин" - иконостаса называется праотеческим. В нем изображения праотцев - Адама, Авеля, Сима, Ноя, Еноха, Мелхиседека, Авраама, а в центре ряда - икона Троицы или изображение Бога-Отца Саваофа.
Следующий ряд - пророческий - в нем изображены ветхозаветные пророки со свитками в руках. На свитках начертаны тексты пророчеств. Центральная икона этого ряда - "Богоматерь Знамение" (Оранта) как воплощение пророчества Исайи: "Итак сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему: Еммануил". Богоматерь изображена с молитвенно воздетыми руками, на ее груди круг, символ вечной жизни, в который вписано изображение Христа, повторяющего жест матери.
Третий - праздничный ряд - повествует о рождении и земной жизни Христа. Вот основные сюжеты этих икон: "Благовещение", "Рождество Христово", "Сретение Господне", "Крещение" или "Богоявление" (вспомните знаменитую картину А. Иванова "Явление Христа народу"), "Преображение", "Воскрешение Лазаря", "Вход в Иерусалим", "Распятие", "Сошествие во ад" или "Воскресение", "Вознесение", "Сошествие святого духа", "Успение Богородицы". Этот ряд, состоящий обычно из двенадцати небольших икон, иногда бывает дополнен такими сюжетами, как "Положение во гроб", "Введение во храм", "Троица". События, изображенные на этих иконах, приурочены к определенным дням в году, которые церковь отмечает как праздничные. Отсюда и название ряда.
Следующий ряд - главный в иконостасе - деисусный чин. Греческое слово "деисус" означает "моление" или "прошение". В основе деисусного чина три иконы. В центре - Спас на престоле, слева Богоматерь, справа - Иоанн Креститель (Предтеча), которые молят Христа не судить людей за их грехи слишком строго, быть к ним милосердным. К этим трем главным фигурам обычно добавляются и другие - архангелы, апостолы, святители. Все они изображены в молитвенных позах, так как тоже молят Христа о милосердии.
Самый нижний ряд иконостаса - это местный ряд. В нем, по ту и другую сторону от царских врат, располагаются иконы Спаса, Богоматери, наиболее чтимые иконы местных святых. Справа от царских врат - обычно храмовая икона. На ней изображение святого или праздника, в честь которого освящена церковь.
Изображения на царских вратах расположены так: вверху "Благовещение", на дверцах четыре евангелиста, распространявших по миру слово Христово. Нередко над царскими вратами бывает помещена "Евхаристия" (благодарение), изображающая сцену причащения апостолов хлебом и вином, символизирующими плоть и кровь Христа.
Художественное оформление иконостаса со времен средневековья довольно существенно изменялось - от простого к более сложному, богатому. Сначала - только расписанные орнаментом тябла - поперечные брусья. Потом - сложнейшие ажурные узоры с позолотой. Создавались великолепные резные иконостасы стиля барокко - произведения высокой художественной ценности. Такие резные иконостасы сегодня можно увидеть и в Китайском сороке. Это иконостас церкви Воскресения Словущего Верхоспасского собора в Кремле или царские врата иконостаса южного придела церкви Троицы в Никитниках.
Илья Ефимович Репин, работавший в юности над росписями храмов, писал в книге "Далекое - близкое": "Я часто вспоминал своего любимого товарища Ивана Даниловича Шемякина; он был резчик, мой ровесник - донской казак родом. Это был смелый, талантливый художник. Не могу забыть, как он резал в церкви царские врата: все мы зазевывались на его работу. Куда бы кто ни шел, всегда останавливался около него, и любо было стоять за его спиною, когда он наколачивал, наклеивал выступающую вперед листву орнаментов... Как у него лилась, извивалась, разворачивалась и снова уходила под ветви партия акантов! Чудо! И все это свежо, только что вырезано из пахучего, теплого, золотистого дерева".
На этом мы заканчиваем наш краткий рассказ о достопримечательностях архитектуры и внутреннего убранства соборов и церквей московского Китайского сорока. Желающим более подробно познакомиться с этой темой, рекомендуем список литературы.
Список литературы
Бартенев С. П. Московский Кремль в старину и теперь. М., 1912.
Воскресенский Иаков Ив. О церкви, утварях, службах и облачениях церковных. СПб., 1821.
Всеобщая история искусств (в 6 томах). Т. 2, кн. 1. М" 1960.
Гоголь Н. В. Размышления о божественной литургии. СПб, 1894.
Древнерусское искусство. Сборник. М., 1970.
Казакевич И. И. Московское Зарядье. М.,1977.
Ключевский В. О. Сочинения. Т. 2, М" 1988.
Корнилович К. В. Окно в минувшее. Л.,1968.
Лазарев В. Н. Русская иконопись. М., 1983.
Мень Александр. Таинство, слово и образ. Л., 1991.
Михайловский В. Учение о православном богослужений. СПб., 1889.
Мнева Н., Каменская Е. Кремль Москвы. М., 1957.
Овчинникова Е. С. Церковь троицы в Никитниках. М., 1970.
Памятники архитектуры Москвы. Т. 1, 1983.
Солоухин В. Черные доски. М., 1969.
Султанов Н. Теория архитектурных форм. СПб., 1901.
Тихомиров Н. Я., Иванов В. Н. Московский Кремль. М., 1967.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://testan.rusgor.ru/
Стена иконостаса в русской православной церкви - это как бы символическая граница, отделяющая основное пространство церкви, где стоят прихожане во время богослужения, от алтаря - мира горнего, то есть высшего, духовного, вечного, грядущего. В ранних византийских храмах алтарь отделялся лишь невысокой преградой. Постепенно иконостас рос в высоту, заполняясь иконами. С XVI века он представляет собой пять рядов икон, разделенных тяблами - горизонтальными брусьями. Они покрыты рисованным орнаментом, а в более поздних храмах - резьбой и позолотой.
Самый верхний ряд - или "чин" - иконостаса называется праотеческим. В нем изображения праотцев - Адама, Авеля, Сима, Ноя, Еноха, Мелхиседека, Авраама, а в центре ряда - икона Троицы или изображение Бога-Отца Саваофа.
Следующий ряд - пророческий - в нем изображены ветхозаветные пророки со свитками в руках. На свитках начертаны тексты пророчеств. Центральная икона этого ряда - "Богоматерь Знамение" (Оранта) как воплощение пророчества Исайи: "Итак сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему: Еммануил". Богоматерь изображена с молитвенно воздетыми руками, на ее груди круг, символ вечной жизни, в который вписано изображение Христа, повторяющего жест матери.
|
Схематическое изображение главного иконостаса церкви Троицы в Никитниках. |
Третий - праздничный ряд - повествует о рождении и земной жизни Христа. Вот основные сюжеты этих икон: "Благовещение", "Рождество Христово", "Сретение Господне", "Крещение" или "Богоявление" (вспомните знаменитую картину А. Иванова "Явление Христа народу"), "Преображение", "Воскрешение Лазаря", "Вход в Иерусалим", "Распятие", "Сошествие во ад" или "Воскресение", "Вознесение", "Сошествие святого духа", "Успение Богородицы". Этот ряд, состоящий обычно из двенадцати небольших икон, иногда бывает дополнен такими сюжетами, как "Положение во гроб", "Введение во храм", "Троица". События, изображенные на этих иконах, приурочены к определенным дням в году, которые церковь отмечает как праздничные. Отсюда и название ряда.
Следующий ряд - главный в иконостасе - деисусный чин. Греческое слово "деисус" означает "моление" или "прошение". В основе деисусного чина три иконы. В центре - Спас на престоле, слева Богоматерь, справа - Иоанн Креститель (Предтеча), которые молят Христа не судить людей за их грехи слишком строго, быть к ним милосердным. К этим трем главным фигурам обычно добавляются и другие - архангелы, апостолы, святители. Все они изображены в молитвенных позах, так как тоже молят Христа о милосердии.
Самый нижний ряд иконостаса - это местный ряд. В нем, по ту и другую сторону от царских врат, располагаются иконы Спаса, Богоматери, наиболее чтимые иконы местных святых. Справа от царских врат - обычно храмовая икона. На ней изображение святого или праздника, в честь которого освящена церковь.
Изображения на царских вратах расположены так: вверху "Благовещение", на дверцах четыре евангелиста, распространявших по миру слово Христово. Нередко над царскими вратами бывает помещена "Евхаристия" (благодарение), изображающая сцену причащения апостолов хлебом и вином, символизирующими плоть и кровь Христа.
Художественное оформление иконостаса со времен средневековья довольно существенно изменялось - от простого к более сложному, богатому. Сначала - только расписанные орнаментом тябла - поперечные брусья. Потом - сложнейшие ажурные узоры с позолотой. Создавались великолепные резные иконостасы стиля барокко - произведения высокой художественной ценности. Такие резные иконостасы сегодня можно увидеть и в Китайском сороке. Это иконостас церкви Воскресения Словущего Верхоспасского собора в Кремле или царские врата иконостаса южного придела церкви Троицы в Никитниках.
|
Византийская иконография предписывает давать изображения Бога Саваофа — со звездчатым нимбом, Иисуса Христа — с крестчатым, святых — с круглым. |
Илья Ефимович Репин, работавший в юности над росписями храмов, писал в книге "Далекое - близкое": "Я часто вспоминал своего любимого товарища Ивана Даниловича Шемякина; он был резчик, мой ровесник - донской казак родом. Это был смелый, талантливый художник. Не могу забыть, как он резал в церкви царские врата: все мы зазевывались на его работу. Куда бы кто ни шел, всегда останавливался около него, и любо было стоять за его спиною, когда он наколачивал, наклеивал выступающую вперед листву орнаментов... Как у него лилась, извивалась, разворачивалась и снова уходила под ветви партия акантов! Чудо! И все это свежо, только что вырезано из пахучего, теплого, золотистого дерева".
На этом мы заканчиваем наш краткий рассказ о достопримечательностях архитектуры и внутреннего убранства соборов и церквей московского Китайского сорока. Желающим более подробно познакомиться с этой темой, рекомендуем список литературы.
Список литературы
Бартенев С. П. Московский Кремль в старину и теперь. М., 1912.
Воскресенский Иаков Ив. О церкви, утварях, службах и облачениях церковных. СПб., 1821.
Всеобщая история искусств (в 6 томах). Т. 2, кн. 1. М" 1960.
Гоголь Н. В. Размышления о божественной литургии. СПб, 1894.
Древнерусское искусство. Сборник. М., 1970.
Казакевич И. И. Московское Зарядье. М.,1977.
Ключевский В. О. Сочинения. Т. 2, М" 1988.
Корнилович К. В. Окно в минувшее. Л.,1968.
Лазарев В. Н. Русская иконопись. М., 1983.
Мень Александр. Таинство, слово и образ. Л., 1991.
Михайловский В. Учение о православном богослужений. СПб., 1889.
Мнева Н., Каменская Е. Кремль Москвы. М., 1957.
Овчинникова Е. С. Церковь троицы в Никитниках. М., 1970.
Памятники архитектуры Москвы. Т. 1, 1983.
Солоухин В. Черные доски. М., 1969.
Султанов Н. Теория архитектурных форм. СПб., 1901.
Тихомиров Н. Я., Иванов В. Н. Московский Кремль. М., 1967.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://testan.rusgor.ru/