Статья

Статья Риторика как научная дисциплина и учебный предмет

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-29

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 27.1.2025



Риторика как научная дисциплина и учебный предмет

А.А. Волков

Тезисы к конференции "Русский язык: исторические судьбы и современность"

1. Исследования в области риторики в Московском университете начались в конце 60х – начале 70х годов после доклада Ю. В. Рождественского на семинаре Проблемной группы по семиотике и первоначально вылились в ряд публикаций ([2], [3]) и диссертаций (В. Н. Радченко, О. П. Брынской, Н. А. Безменовой) по истории риторики. Занятия риторикой стимулировались двумя обстоятельствами: своего рода завещанием акад. В. В. Виноградова [1], о котором Ю. В. Рождественский сказал в упомянутом докладе, и тенденциями развития русской словесности. Последнее обстоятельство, разумеется, было определяющим. В это время стали обнаруживаться (1) стагнация книжного рынка, которая выразилась в увеличении тиражей издаваемой литературы с одновременным сокращением номенклатуры изданий, и (2) смещение читательских интересов в сторону прозаических жанров литературы – философии, богословия, истории, публицистики, что выразилось главным образом в развитии так называемого самиздата. Одновременно руководящие круги стали проявлять известную обеспокоенность состоянием политической пропаганды и уровнем подготовки корпуса пропагандистов. Само упоминание риторики в этих кругах вызывало одновременно отторжение и обостренный интерес. Эти тенденции заметно усилились к концу 70х годов. Эта ситуация требовала изучения истории риторики и развития ее теории в современных условиях. Универсальной риторики не существует – риторика исходит из факта национального языка и национальной литературной традиции. Эмпирическая база риторики –оратория, гомилетика, публицистика, философская проза. Эти области русской словесности не имели сколько-нибудь полного и удовлетворительного филологического описания. Главная трудность, однако, состояла в особенностях и строении самой риторики как теории речи, исходящей из принципов различия мнений, личного замысла и публичности.

2. В составе филологических дисциплин риторика занимает особое место, сохраняя в системе своих понятий и в дидактической конструкции след традиции «свободных искусств» – конструктивный принцип: предметом риторики является не анализ высказывания, а его синтез, она ищет ответ не на вопрос «что представляет собой произведение?», а на вопрос «как его строят?».

Риторика изучает закономерности культурных моделей построения прозаического целесообразного высказывания в условиях исторически сложившейся системы речевых отношений в обществе.

Культурная традиция вырабатывает состав и последовательность операций конструирования целесообразного высказывания, которые оказываются нормой отношения мысли к слову. Отсюда – традиционная последовательность риторического построения: изобретение, расположение, словесное выражение (элокуция). Эти операции не являются объектом психологии, поскольку они не относятся к психике как таковой, процесс создания произведения слова и не всегда соотносим с риторической конструктивной моделью. В известном смысле риторической модели подобно строение генеративных грамматик (сама идея генеративной грамматики, как известно, сложилась в свое время под влиянием риторического рационализма XVII века): реальный человек создает высказывание иначе, чем предполагается логически организованной системой правил, но рационализированная система правил образует своего рода каноническую форму синтеза предложения. В риторике, однако, дело обстоит значительно сложнее, поскольку каждая операция как возможный ход мысли произвольно выбирается для решения частной задачи в рамках общей сформулированной цели и поэтому предполагает использование широкого спектра языковых ресурсов.

3. Риторические модели строятся на основе эмпирического материала прозаической речи в смысле А. А. Потебни и В. В. Виноградова, а сама риторика предстает как филологическая теория прозы. Если рассматривать произведение слова с позиции аудитории, то под поэзией в широком смысле можно понимать произведения словесности, для которых характерно наличие художественного вымысла и со держание которых поэтому не предназначено для оценки с точки зрения истинности или ложности. Под прозой пони маются произведения, содержание которых в принципе предназначено для оценки с точки зрения истинности или ложности. С точки зрения дидактической (а также историко-литературной) риторическими являются те виды произведений, создание которых возможно путем конструирования по определенной модели. Как поэтические, так и риторические произведения могут быть оценены в литературно-эстетическом плане как художественные и нехудожественные, например, развлекательная печатная продукция «fiction», текущая деловая речь, научная проза. Кроме того, в литературе обнаруживается множество промежуточных, мозаичных форм, которые можно отнести и к разряду поэтических, и к разряду риторических, а состав и значимость таких жанровых форм различны в разные периоды развития литературы.

4. Современная русская словесность, как и нормы литературного языка, переживают смену исторического стиля, а со стояние филологического образования общества, справедливо или несправедливо, часто оценивается как катастрофическое. На деле, современный кризис языковой ситуации состоит, как представляется, в том, что произошел резкий сдвиг литературных интересов общества в направлении деловой, философской и информационной прозы. При смене общих стилистических предпочтений в условиях смены идеологии и развития массовой коммуникации, в особенности Интернета, бурно развивается языковое творчество – от лексических неологизмов, синтаксических новаций до формирования новых литературных и речевых жанров. Речевая подготовка общества, воспитанного в эстетических принципах классической реалистической художественной литера туры, оказалась недостаточной для отбора и освоения языковых и литературных новаций: они не укладываются в рамки привычной литературной нормы и вызывают резкое отторжение, а вместе с тем, необходимо возникают в ходе общественно-языковой практики.

5. Вполне очевидно, что вслед за кризисом наступает период стабилизации, но на новом уровне. Современному со стоянию русского общества свойственно риторическое мышление, в отличие от прежнего его состояния, для которого было характерно мышление художественно-поэтическое и научное. Риторическое мышление ориентировано на принятие оптимального в реальных условиях решения проблемы, относительно которой высказываются различные точки зрения. Для реализации риторического мышления требуется соответствующий языковой инструментарий. Достаточно обратить внимание на массовое стремление молодежи к получению риторических профессий – связанных с юридической, деловой, политической деятельностью. В ходе такой деятельности искусство слова, на котором и строятся такие профессии, становится искусством убедительной аргументации. Решительно меняется и образ эсте тики слова: прекрасное определяется совершенством реализации предметного замысла. Но главное, возникает острая проблема речевой этики публичной аргументации. Поэтому методология филологического исследования риторической прозы не может сводиться к изучению образной системы произведения, но предполагает анализ риторической аргументации как его содержательной основы, что, в свою очередь, выдвигает требование логико-семантического анализа и оценки произведения.

6. Независимо от того, каковы взгляды и предпочтения организаторов системы образования, принудительная сила реальности современного российского общества диктует развитие риторического образования и риторики как образовательной дисциплины в старших классах общеобразовательной школы и в высших учебных заведениях. Дело не изменят даже эвфемистические замены слова «риторика» или симулирующие риторику дисциплины типа «культуры речи» или «психологии общения». Обществу необходимы разработка и преподавание нормативной теории публичной речи, которая исходит из национальной культурной традиции. Базой такой теории является дальнейшее развитие методов филологического анализа художественной риторической прозы как образцовой в дидактическом отношении и создание истории русской риторической прозы как направления в изучении истории русской литературы.

Список литературы

1. Виноградов В.В. О языке художественной прозы. М., 1930.

2. Козаржевский А. Ч. Античное ораторское искусство. М., 1980.

3. Рождественский Ю. В. Слово в нашей жизни // Вопросы лекционной пропаганды. Вып. 9. М., 1985. С. 6–21.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://genhis.philol.msu.ru



1. Сочинение на тему Анализ стихотворения Н А Некрасова Еду ли ночью по улице темной
2. Реферат Трудовая книжка. Особенности оформления и хранения
3. Реферат Информационные технологии в социально-экономическом и политическом анализе
4. Реферат История открытия элементарных частиц
5. Реферат на тему African Americans Essay Research Paper During the
6. Реферат на тему Drugs Essay Research Paper Association of Drugs
7. Реферат на тему How To Swim The Breaststroke Essay Research
8. Реферат на тему КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР ВО ИМЯ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ В САМАРЕ
9. Реферат Левая оппозиция в РКП б и ВКП б
10. Реферат Восстание Армии Махди