Статья Государственная символика Украины
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-29Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
Государственная символика Украины
Юрий Васильевич Дьяченко
Герб
Герб – это эмблема, являющаяся особым наследственным знаком, составленным в соответствии с законами геральдики (соединением фигур и предметов, имеющих символическое значение и выражающих историческую традицию).
Председатель Центральной рады Михаил Грушевский, как крупнейший украинский историк выступил 16 сентября 1917 года со специальной статьей в газете "Народная воля", где отмечал, что Украина никогда не имела постоянного герба, соответственно, как и постоянной государственности. К числу символов, способных выступить в этой роли, он выделял трезубец времен Киевской Руси, лук или арбалет, известный по киевским печатям XVII-XVIII века и казака с мушкетом: официальный герб и печать Войска Запорожского. По его замыслу «в центре герба должен быть золотой плуг на синем фоне, а вокруг располагаться трезубец, лев, казак с мушкетом, арбалет, вооруженный всадник на коне. Венчать эти символы должен голубь с оливковой веткой в клюве — вестник национального согласия и покоя. С двух сторон герба должны стоять «щитодержатели» — крестьянка и рабочий». В декабре 1917 года утверждается образец первого государственного кредитного билета. В его официальном описании сказано: «сетка передней части билета: состоит из волнистых линий: и в ней находятся белые отпечатки Владимирского знака». Так де-факто изображение трезубца впервые вошло в официальные документы Украинской республики. Военно-морской флот Украины принял в январе 1918 года свой флаг. На синей полосе красовался трезубец золотого цвета с крестом, который располагался на верхней средней его части. После этого, в феврале того же года Совет Министров принял решение внести в Раду закон об утверждении государственным гербом Украины «принятого Морским флотом герба Владимира Великого (без креста)», и 1 марта того же года в городе Коростене, так как в Киеве была установлена Советская власть, Рада утвердила этот герб. Автором проектов печатей – герба, обрамлённого колосьями, большого и малого гербов был художник Василий Кричевский. Затем герб сохранялся во времена гетмана Павла Скоропадского (1918): на государственной печати над казаком с мушкетом размещается трезубец, тогда же трезубец впервые стал атрибутом военной формы. После революционных событий осенью 1918 года в Австро-Венгрии и Германии и аннулирования Брестского договора на Украине укрепляется движение буржуазно-националистических партий, в результате которого устанавливается правление Директория УНР (1919-20), которая сохраняет трезубец в качестве герба. Трезубец без креста остается также на военно-морском флаге, в разных вариантах исполнения он занимает центральную часть кокард, как в Приднепровской, так и в Западноукраинских армиях и остаётся гербом после провозглашения Соборности Украины (20.01.1919) и объединения УНР и ЗУНР. Во время уже независимости Украины Большой Государственный Герб Украины представляет собой синий щит с золотистым знаком княжества Владимира (трезубец), по бокам щитоносцы: справа — казак с мушкетом (герб Войска Запорожского), слева — коронованный лев (герб Галицко-Волынского государства), над щитом — княжеский венец, под щитом — переплетенные с гроздью калины колосья пшеницы и сине-желтая лента, Малый же – это синий щит с золотым обрамлением и трезубцем посредине. Откуда же могли узнать об этом символе, и какое отношение, по мнению тогдашних правителей, этот древнейший символ мироустройства имел к Украине!?
В конце XIX века во время раскопок в орнаменте Софийского Собора археологи впервые нашли не встречавшееся ранее изображение – трезубец! Затем следует ряд других находок, как-то, с изображениями птицы Рарог – сокола-огненного духа в виде хищной птицы или дракона с искрящимся телом, испускающей жар и означающей бога огня Семаргла в пантеоне князя Владимира, трезубца и схожих с ними, наиболее встречавшимся изображением оказался трезубец, который мы знаем сейчас! Он встречался на вещах воинов и на монетах князя Владимира: с одной стороны был вычеканено изображение князя, под ним написано: «Се князь Володимир, а се його срібло», а с обратной – герб-трезубец! В те времена герб использовался как оберег! Принесла его в Украину Хельга, жена киевского князя Игоря Рюриковича! Была ли Ольга по происхождению болгаркой остаётся загадкой, так как славянская транскрипция её родного города, указанного в летописи, Плескова совпадают с городом Псковом и болгарской столицей Плиска. Для моего доклада это важно, чтобы выяснить дальнейшие корни трезубца. Имя же ее варяжское. Тем не менее, я знаю, что древние племена болгаров во времена обрядов поклонения богу молнии широко использовали трезубец, который ОГНЕННЫМ носил с собой болгарский бог грома (возможно именно отсюда происходит неизвестный ранее бог Семаргл), а также сей знак присутствовал в рунах. Род княгини Ольги не был простым: она была дочерью воина-варяга, который вполне мог использовать трезубец в качестве оберега или знаться на рунах, пятнадцатой из которых была ALGIZ (сканд. лось) – руна защиты! Тем не менее, в традиции индоевропейских присутствовали три символа мироустройства: свастика означал гармонию и текучесть мира, трезубец означал стабильность и плодородие, шестиконечная звезда – идеальный символ единства, взаимосвязи этих двух символов, движения мира в целом , она сочетала в себе мужское (земное, треугольник вверх) и женское (небесное, треугольник вниз) начала, а также шесть добродетелей мира, которые должен вместить в себе человек! Свастика, кстати говоря, была очень распространённым символом наряду с крестом , но более! Так как это крест и движение, причём в левую сторону! Свастика встречалась и у славян! Для этого стоит приглядеться в орнамент вышивки на рушниках. А шестиконечная звезда – так то вообще символ, имеющий не менее древнее происхождение, чем она; и до XX столетия ни свастика не была агрессивным знаком, ни шестиконечная звезда не являлась специфически еврейским символом и не имела ни малейшего отношения к иудаизму! Выходит, в противоречие представлениям правительства УНР, которые считали, что герб – официальный знак рода Рюриковичей либо самого князя Владимира, по инициативе которого к нему был добавлен и крест, ещё до правления внука Ольги трезубец широко использовался в славянской традиции и не только! Вместе с крестом, свастикой и гексаграммой он пришёл с Древней Индии, которые все, между прочим, присутствовали на проектах Большого Герба Украины. Ольга же использовала его для обозначения границ государства после расправы с древлянами, как оберег, как официальный знак её правления, а также как клеймо на военнопленных. Послы киевского князя Игоря при составлении договора с византийцами имели свои печати с трезубцами. На время поездки в Византию Ольга приказала изобразить трезубец на её корабле. Там очень удивились: неужели и в Руси широко известен этот знак, оказывается, он имел более широкое толкование, чем представлялось Ольге. Это послужило толчком для того, чтобы сохранить трезубец во время уничтожения всех излишек ради христианства князем Владимиром. Он сохранил его в память о бабушке, но и не только о ней, но и как символ рода княжеского, которым был также некогда и двузубец, изображавшийся на печати Святослава Игоревича. Двузубец символизировал двоякую сущность власти в теократических государствах: ее светскую и духовную ипостаси. Использовался в качестве эмблемы Хазарского каганата; с двузубцем изображался владыка подземного царства Аид. В XI веке возникает новая гербовая традиция, для которой характерно использование изображений святых, покровителей князей. Так, со времен Ярослава Мудрого покровителем Киевской Руси считался Георгий Победоносец, или Змееборец (драконоборец), изображение которого также схоже с трезубцем. Во время княжеских междоусобиц трезубец был забыт как государственный символ! На землях Галицкой и Карпатской Руси, где местная знать белых хорватов благодаря позднему присоединению к Древнеукраинскому государству, еще в начале ХІІ ст. успела сформировать мощные боярские роды, известна была печать с гербом "Судкович" - стрела, расположенная в полумесяце острием кверху. Ею пользовался боярский род Судичей, который заведовал во времена правления Даниила Галицкого разработкой Коломийских месторождений соли. Она имела сходство с трезубцем и предлагалась на герб в период правления УНР. Во времена нахождения под властью России по традиции как герб используют изображение двуглавого орла опять же имеющего сходство с гербом и имеющего шанс быть принятым в 1917 году. Второе возрождение трезубца состоялось в конце XIX – начале XX веков, а третье после официального запрета Советами, как проявление национализма, после развала Советского Союза 19 февраля 1992 года, когда был принят трезубец именно Малым Гербом Украины постановлением Верховной Рады по предложению Леонида Кравчука, так как нашлись противники, утверждающие, что трезубец использовался Семёном Петлюрой и Степаном Бандерой и является нежелательным символом. Были и противники, утверждающие, что флаг Украины является нежелательным.
До відома
Сегодня расхожи мнения, что
- в древности трезубец символизировал разделение Вселенной на небесное, земное и потустороннее
- герб означает зашифрованное «Воля» или «Владимир»
- это символ свободы и мира, то есть голубка, а также, что он символизирует святую троицу.
Такие мнения стали реальностью после стеснения проявлений украинского национализма, стремящегося к воле и православной религии и религии вообще. Но, по моему мнению, такие объяснения нашего национального символа слишком просты в противовес тому, что сам герб довольно замысловатый. Это не обычный трезубец Посейдона, изображение которого древние моряки помещали себе на корабли для защиты от стихии и который символизирует власть и воинственность. Единственное, что стрелы, которые указывают вверх на небеса, символизируют процесс реинкарнации (преображения, перевоплощения) да и только. Наш государственный символ состоит из множества символических частей. А многие исследователи связывают его происхождение с тем, что трезубец – это наконечник жезла, завершающегося тремя зубцами, а также орудия в виде трех острых зубцов на древке. Именно поэтому мы отправляемся в повторное путешествие за разгадкой тайны трезубца.
Трезубец. Часть ІІ.
В своём докладе я уже обращал ваше внимание на руны, то есть на руну защиты, которую вполне логично могли взять за основу нашего герба, так как чеканили его везде и видимо в целях оберега. Но привлекло моё внимание и руна, похожая на букву “R” – это руна путешествия RAIDHO. Как ни крути, но такой символ присутствует в нашем гербе ДВАЖДЫ. Второе – это руна, схожая с буквой “О” INGWAZ – руна плодородия, затем THURISAZ – великан в германской традиции, ISA – лёд либо же стабильность, ну, и т.д. В какой-то степени выходит трезубец. Всё это видно, если смотреть на герб сегодняшний, а вот если посмотреть на герб времён Владимира – вот он – станет ясно, что здесь они не присутствуют и в помине. Кстати славянские руны я тоже пересматривал и ничего не нашёл; слог “КО” там, к примеру, выглядит во как , слог “РУ” же вот так и есть слог ограничения, принадлежности к определенным границам. Очень явно различается меч посередине – символ воинственности, тем не менее, в некоторых источниках утверждают, что Владимир добавил к символу и крест, по этому поводу считают, что знак трезубца символизирует очертания христианского монастыря, стоящего между двумя горами в урочище Межигорье в окрестностях Киева. Я вот сходства не нашёл. Единственное на религиозную тему скажу, что при полёте фантазии меч этот стоит на канделябре, но всё ж, возможно, – это рукоятка, весьма замысловатая, что меня смущает. Хорошо. А как же другие очертания спросил я сам себя и в очередной раз начал всё сначала. И тут вот, совершенно неожиданно для себя, изучая собственные записи эволюции языков древних, которые я конспектировал в детстве (вообще в детстве, судя по всему, я занимался более полезными вещами, чем сейчас), увидел в алфавите критского слогового линейного письма “Б” знакомые очертания трезубца, у которого имелись двое боковых «ушей», изображенных в зеркальной симметрии. Эти «уши» в нижней части имеют своеобразный изгиб, создающий выемку. Точно такие же «уши» с «выемками» обязательно присутствуют на трезубце киевского типа, а скорее, наверное, булгарского типа, ведь считается, что Киевская Русь восприняла этот герб и титул главы державы «каган» от государства-предшественника — Великой Булгарии (Урус Булгар), и преемственницей её культуры стала княгиня Ольга. При этом центральная часть, тот же самый меч, может принимать различные формы, даже простую вертикальную черту. В общем, то, что я обнаружил, а именно этот знак, почти что идентичный киевскому трезубцу, когда-то означал слог “МА” критского линейного письма “Б”. (Первые тексты линейного письма В были найдены на Крите в 1900 г. Их обнаружил вместе с памятниками других, родственных ему, письменностей уже при начале раскопок грандиозных руин дворца в древнем городе Кноссе выдающийся английский археолог Артур Эванс. Многолетние археологические исследования Эванса привели к открытию неизвестной дотоле культуры бронзового века, датируемой III— II тыс. до н.э. Эта культура получила название "минойской" по имени упоминаемого Гомером и другими греческими авторами критского царя Миноса, в мифологическом образе которого соединились смутные воспоминания эллинов и других народов Эгеиды о древнейшем периоде истории Крита. На Крите А. Эванс, более тридцати лет продолжавший раскопки в Кноссе, нашел памятники сразу трех, явно родственных между собой видов "минойского" письма. Первый из них включал знаки, имевшие, подобно древнеегипетским иероглифам, рисуночный характер и изображавшие конкретные предметы. Эванс назвал его "критской иероглификой". Два других вида письма древних критян, со знаками обобщенных очертаний, по большей части уже утратившими прямое сходство со своими изобразительными прототипами, получили наименования "линейного письма А" , более раннего по времени бытования, и "линейного письма В".) Ранее это был знак того же критского линейного письма, но уже “А”, который также имел свою родословную. А, выстроив эволюционную цепочку развития слога “МА”, можно понять, откуда «торчат уши» у киевского трезубца, причем уши в прямом смысле слова! Оказывается, это действительно уши зверька, внешний вид которого и был когда-то принят в качестве критского иероглифа. Зверёк же, в свою очередь, как и слог “МА” символизировал богиню плодородия и был любимым символом булгар бильсага-пеласгов (переселенцев из Иделя – Поволжья.) ещё в III тыс. до н. э., когда бильсага пришли в Кара-Саклан (тюркское название Поднепровья.). Ма была малоазийской богиней, которой поклонялись также как богине производительной силы. Возможно, поэтому княгиня Хельга приказывала изображать трезубец на мечах воинов и на других предметах, возможно, главной целью трезубцев, поставленных ею у краёв державы, было устрашение других этим знаком, функцией которого была производительная и разрушительная сила. Но это ещё не всё: есть центральная часть, есть боковая, а самая нижняя, основа, что же? Всё там же, всё в той же тетрадке находим слог “РУ” , его можно увидеть третьим снизу в представленной мной таблице, на что он похож, судите сами, а возможно это и слог “НЕ” , похожий на канделябр, или слог “РЕ” , который чем Вам не пятнадцатая руна, или слог “И”? А перевёрнутый слог “КО” (графически и фонетически соответствует греч. korys «шлем») и перевёрнутый слог “ЗА” похожи на оставшуюся недостающую часть, чуть менее “ЗА” за счёт чёрточки. “РУ” у них тоже бывает перевёрнутым. Выходит, если сложить эти части вместе, то получается символ, имеющий какое-то явное определённое магическое значение. Пускай это будет слог “МА” плюс слог “КО” к примеру. Выходит почти, что герб Украины, и, добавив слог “РУ” тоже, но он меня весьма смущает. Делать было бы нечего, я бы вам расшифровал, что это значит, но, пожалуй, так как это всего лишь догадки остановлюсь и на том, что слог “МА” – это разрушительная сила в то время, когда слог “КО” – это защита, как Вы уже поняли.
Флаг
В дни независимости был принят 28 января 1992 года. Флаг представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из двух горизонтальных равновеликих полос: верхней - синего, нижней - желтого цветов. Художникам хорошо известно, что зеленый цвет, символ возрождения, разлагается на голубой и желтый, и наоборот — наложение желтого и голубого дают зеленый. Тем не менее, утверждают: флаг - как пшеница в степях под голубой аркой неба, он олицетворяет извечное стремление народа к миру, труду, красоте и богатству родной земли. А почему, всё-таки, именно сине-жёлтый?! Обратимся к истории вопроса! Из моего доклада Вы уже знаете, что 22 ноября 1917 года в Киеве была провозглашена Украинская Народная Республика. 14 января 1918 года Центральная рада приняла временный закон о флаге: «Флагом военного флота Украины является полотнище из двух – синего и желтого цветов. В крыже синего цвета помещён исторический золотой трезубец с белым внутренним полем в нем. Флагом Украинского торгового флота является полотнище из двух – синего и желтого цветов». Несколько позже, 22 марта 1918 года Центральная рада одобрила желто-голубой флаг в качестве государственного флага Украины. Такие цвета, а вместе с ними и красный, были присущи росписям древних наших предков, тем же трипольцам, а также военным знамёнам наших гетманов. Вы спросите: а почему же тогда нет красного в нашем флаге. И я отвечу, что следует помнить, что между знамёнами и флагами имеется существенная разница. Знамя характеризует конкретно-индивидуальную принадлежность. Флаг – символ массовый. Появлению различных флагов – массовых символов – в странах Европы способствовало развитие мореплавания, требовавшее большого количества упрощенных опознавательных знаков. Именно флаги представляли то или иное государство, являлись его своеобразной визитной карточкой. Отсюда и иные требования к флагу, его цветам. Они должны были отражать народ в целом, не персонифицируясь с отдельными, пусть даже весьма именитыми, титулованными личностями. Индивидуальное знамя такому требованию не отвечало. К тому же красный цвет, возможно, был сугубо военным, кровопролитным. Но всё же, что интересно, наш национальный флаг имел различные оттенки своих цветов: голубого – синий (при Павле Скоропадском (именно и только при нем на государствен-ном флаге вверху стали помещать синюю) и при УССР (указом Президиума Верховного Совета УССР от 21 ноября 1949 года флаг снова стал двуцветным и к красному цвету присоединилась нижняя голубая часть)) и зелёный, и желтого – красный и оранжевый; а ”жовто-блакитним ”, как мы привыкли его называть, он фактически никогда не был: он и есть сине-жёлтым. Правительство УНР стремилось утвердить эти цвета, исходя из того, что считалось, что Владимир Святославович имел флаг голубого и золотого цветов (надо напомнить, что нашим государством проходил основной морской путь ”с варяг в греки”, и это мог быть именно флаг, а не знамя либо стяг), а гербом Галицко-Волынского княжества (князей Романовичей, Львовской земли, Русского воеводства) был золотой лев на синем фоне (просто, согласно цветам в гербе – герб на синем поле –, как утверждал Михаил Грушевский, основным цветом флага должен был стать жёлтый, и, следовательно, должен был быть сверху, и потому они его, как мы сейчас, называли ”жовто-блакитним”), но и... Большие манифестации начала XX столетия проходили и под этим знаменем в том числе (там же красовались и флаги красного цвета, означая начало революции и кровопролития, возрождения Великого Войска Запорожского и его государственности, которому, а вернее знамёнам которого, был присущ этот цвет):
А под этим лучезарным сводом
В вихре труб ликующего звона
Над свободным радостным народом
Гордо реют красные знамена.
Не сдержать ликующей стихии:
Не объять очами всей картины...
Вот сияют желто – голубые
Гордо флаги ”Вільной України”.
– говорилось в Киевской газете ”Последние новости” о губернском кооперативном съезде марта 1917 года в Киеве, ратовавшим, в частности, за «демократическую федеративную республику в России с национально-территориальной автономией Украины».
Ну, и почему именно они?!
Новый толчок развитию украинской символики дала революция 1848г. в Австро-Венгерской империи. Головная Руськая рада, представлявшая интересы руських (украинцев), обратилась к императору Австрии Францу-Иосифу с просьбой об утверждении национального флага. В качестве проекта был предложен сине-красный флаг. Однако по настоянию императрицы-матери, красный цвет был заменен на желтый — цвет Австрии. Матушка императора Франца-Иосифа сама сшила сине-желтый флаг и послала его галичанам, отличившимся при подавлении венгерского бунта. До сих пор идут споры, почему императрица-мать выбрала такие цвета. По одной версии, они символизируют пшеницу и Дунай, по другой — навеяны изображением золотого льва на голубом поле, который украшал герб Галицко-Волынского княжества.
После провозглашения создания УНР в составе Российской Федерации утверждение основной государственной символики — герба и флага — сопровождалось большими трудностями. Грушевский изложил при этом собственное видение: «Як найпростіше можна було б узяти за знак нової України золоті (жовті) звізди на синім тлі, по числу земель нової Української республіки». Прямо как у США, только звезды желтые, а не белые! А для революционных времен «контрреволюционное» знамя, подаренное Габсбургами галичанам за участие в подавлении революции, как символ не подходило. Но шло время, о символике договориться не могли (только график Нарбут стилизовал трезубец Рюриковичей и поместил на сторублевой банкноте), а поскольку Украина, как писал тогда Грушевский, «відновила тепер своє державне бутє, котрого позбавило її було московське насильство й лукавство, то найбільш натуральна річ для неї звернутись до тих старих державних знаків чи гербів, які вживались нею за старих часів».
2 мая 1918 г., разогнав ЦР, к власти пришло правительство гетмана П.Скоропадского. При нем был изменен порядок полос на государственном флаге: вверху стали помещать синюю. В декабре 1918 г. Гетманат Скоропадского сменила Директория (1918—1920), при которой сохранились герб-трезубец и сине-желтый флаг. 22 января 1919 г. в Киеве был провозглашен так называемый Акт соборности Украины, то есть объединения УНР и Западно-Украинской Народной Республики. В проекте Конституции УНР, разработанной Всеукраинской национальной радой в Каменец-Подольском в 1920 г., флаги описывались так: «Артикул 10. Государственными цветами Украинской Державы являются синий и желтый. Артикул 11. Флаг военного флота сине-желтый с государственным гербом золотого цвета в левом углу синей части полотнища. Флаг торгового флота сине-желтый». В декабре 1917 г. в Харькове было образовано революционное правительство Советской Украины, не признающее ЦР.1-й Всеукраинский съезд Советов собрался в Киеве, но большевистская фракция отказалась работать со сторонниками Рады, переехала в Харьков и объявила себя Iсъездом Советов Украины. На нем (11—12 (24—25) декабря 1917 г.) избрали ЦИК УНР и провозгласили Украинскую Народную Республику Советов рабочих, крестьянских, солдатских и казачьих депутатов. Флагом республики было красное полотнище с национальным желто-синим кантоном. В марте — апреле 1918 г. под давлением немецких оккупационных войск Народный Секретариат УНР Советов покинул пределы Украины. 10 марта 1919 г. в Харькове собрался 3-й съезд Советов Украины, провозгласивший создание УССР, тут же вступившей в военный союз с РСФСР. Съезд Советов принял первую Конституцию Советской Украины, в соответствии с ее 35 статьей «торговый, морской и военный флаг У.С.С.Р. состоит из полотнища красного (алого) цвета, в левом углу которого – у древка, наверху, помещены золотые буквы «У.С.С.Р.» или надпись «Украинская Социалистическая Советская Республика».15 января 1923 г. был опубликован образец флага: на красном поле буквы «У. С. С. Р.» (Постановление Президиума ВУЦИК об утверждении флагов, герба и печати Республики). В 1927 г. аббревиатура изменилась на «УРСР», что официально было закреплено Конституцией 1929 г. В 1937 году на флаге появилось изображение серпа и молота. Во время Великой Отечественной войны сине-желтый флаг использовался некоторыми украинскими частями, воевавшими в составе фашистско-немецких войск. В частности, дивизия СС «Галичина» имела желто-синий флаг с темно-синим трезубцем у древка. Во время германской оккупации на территории Рейхскомиссариата Украины над городскими или сельскими управами нередко поднимался флаг с цветами в последовательности: сверху жёлтый, снизу голубой. Полосы тех же цветов имелись на нарукавных повязках полицаев. Официально немецкие оккупационные власти никогда не разрешали использование украинской национальной символики, однако периодически оккупанты то смотрели на её использование сквозь пальцы, то вновь «закручивали гайки». На флаге ОУН (фракция А. Мельника) полосы располагались в традиционной последовательности: сверху голубой, снизу жёлтый. Этот же флаг использовали сторонники Т. Бульбы-Боровца. Поэтому в Советской Украине эта символика связывалась с украинским национализмом. К примеру, поэт Дмитро Павлычко в свое время писал о нынешнем державном флаге:
Тож не вдалось огидливим ізгоям
Вас отруїти жовто-синім гноєм
У холодно-вітряній чужині.
Фракция С. Бандеры использовала красно-чёрное знамя. Этому тоже была своя причина.
Седьмого июля, в ночь на Ивана Купала (в восточнославянской мифологии – главный персонаж праздника летнего солнцестояния) все ритуалы связаны только с огнем и водой: огненное колесо катится в воду, в реку пускали венки, на которых девушки зажигали свечи. Важнейший символ купальских обрядов – сине-желтый цветок Иван-да-Марья.
В иллюстрациях к летописям относительно Киевской Руси обычно воспроизводятся красные треугольные флажки без каких-либо изображений; реже встречаются флажки других цветов. Иногда главное знамя Киевской Руси реконструируется как тёмно-красное полотнище с серебряным или золотым трезубцем или двузубцем. Это потому, что в устном народном творчестве Киевской Руси наиболее употребимые эпитеты: «синее море», «синий камень», «золотая узда», «золотая хоругвь», «золотые весла», «золотой камень... Но имеется и другая точка зрения, в соответствии с которой приоритетный цвет флага – красный. Сторонники ее утверждают: чем древнее знамя, тем больше оснований считать его национальным символом. Второй критерий – национальным знаменем должно быть то, под которым впервые родилась государственность, самостоятельная держава.
Первоначально у восточных славян был особый вид символики – стяги. Они представляли собой шест с укрепленным на верхушке пучком травы, конских волос, шкурок зверей, ярких перьев птиц. Назывался такой шест «челкой стяговой». Со временем главной частью стяга стал матерчатый клин, а сам стяг превратился в символ княжеской власти, выполняя две функции: был знаменем княжеской дружины, при помощи которого князь, как военачальник, «стягивал», «сплачивал» своих воинов, а также знаменем всей подвластной ему земли, княжества, выступал как символ владения определенной территорией. Как свидетельствуют красочные миниатюры и записи в летописях, стяги в Киевской Руси были в основном красного цвета. Синие, зеленые, белые – встречались значительно реже. Красное полотнище символизировало человека смелого, волевого, властного. Такие стяги преобладали не только в Киевской Руси (с древнейших времен и по сей день он является наиболее распространенным в цветовой гамме флагов и гербов), он исторически присущ всем трем славянским народам и входит в цветовую гамму флагов России и Белоруссии. Как самостоятельная этническая общность со свойственными ей особенностями языка, культуры и быта украинцы выступают приблизительно с XIV...XV веков. Происходит их название от слова «край» – граница – так назывались отдаленные южные и юго-западные русские земли, означавшие пограничье страны. В дальнейшем «Украина» стало этническим самоназванием народа. С XVI века оно употребляется в официальных документах. На рубеже XIII...XIV веков появляются четырехугольные полотнища, опять же, как правило, красного цвета с клиньями на свободном конце. С этого времени начинают изготавливаться и флаги нескольких цветов с изображением на полотнищах небесных светил, крестов, родовых княжеских знаков – тризубов-двузубов и тому подобное. В качестве наконечников древка используются кресты, волосяные челки, острие копья. Каждый князь имел стяг отличный от других. Были среди них и красные с золотым тризубом-двузубом, и голубые с золотым львом. Дальнейшая история символики связана с тем периодом, когда после ордынского нашествия значительная часть территории Украины оказалась в составе соседних государств. В 40...70 годах XIV века Чернигово-Северщина, Подолия, Киевщина вошли в состав Великого княжества Литовского. Галицкой землей и большей частью Волыни завладела Польша. После Люблинской унии 1569 года украинские земли оказались в составе единого польско-литовского государства Речи Посполитой. Развитие местной символики во многом стало определяться геральдическими традициями этих государств, которые в свою очередь испытывали сильное западноевропейское влияние со средневековыми традициями военной организации. В составе польско-литовского войска в знаменитой битве при Грюнвальде (1410) против Тевтонского Ордена участвовали и украинские полки, которые имели совершенно различные цвета в своих хоругвях. Например, Волынская земля - красное знамя с золотым солнцем, Львовская («Леопольская») земля - «желтый лев, восходящий как бы на скалу, на лазурном поле». Так описал его польский историк Я. Длугош в труде «Грюнвальдская битва». Это первое упоминание цветов герба Львовской земли. Перемышльская земля - синее знамя с золотым двуглавым орлом. Названы также три хоругви Подолии с солнечным ликом на красном (по уточненным данным на белом) фоне, Галиции – на белом фоне коронованная черная галка – и другие хоругви.
Усиление польского влияния на Великое княжество Литовское, куда входили и украинские земли, особенно после распространения на последних польского государственного устройства, вызвало утверждение и польской геральдической системы. Однако этническая символика украинского народа сохранилась. Так, при образовании в 1471 году Киевского воеводства его символом вновь стало изображение архангела Михаила. Возрождались и древние эмблемы, берущие начало со времен удельных княжеств Чернигова и Переяслава. Следующий этап в становлении этнической символики украинского народа наметился во время Освободительной войны против гнета шляхетской Польши 1648...1654 годов, которую возглавил Богдан Хмельницкий и в ходе которой возник общественно-политический центр. (Казаки, поселившиеся за Днепровскими порогами, строили небольшие деревянные укрепления – «городки» или «сечи». После их объединения и образовался центральный орган управления – Сечь Запорожская.) Украинское казачество отдавало предпочтение красному (малиновому) цвету, что подтверждает множество источников. (Хотя были знамена и других цветов.) К середине XVII века на Украине наиболее заметными были два типа гетмановских хоругвей: красная с изображением белого архистратига Михаила и (тоже красная) с изображением того или иного символа гетмана. В известной казачьей летописи украинского историка Самойла Величко отмечено, что с избранием Богдана Хмельницкого гетманом Украины ему вместе с булавой и войсковой печатью были вручены «хорогов королевская златописанная барзо красная; бунчук тоже велце модный з позлоцістою алкою i древцем». Исторический документ, таким образом, свидетельствует, что Богдан Хмельницкий создавал первое украинское государство и вел освободительную войну под красным знаменем. С красным знаменем он встречал и польских представителей под Переяславом зимой 1649 года. В 1655 году, по сообщению львовского регента Добешовского, в Варшаву Богдана Хмельницкого сопровождали в торжественном выезде «хоругвь новая красная» с изображением архангела Михаила, бунчук из белого конского волоса и белое знамя с вышитым изображением личного герба гетмана. Все это выражало идею: «Богдан Хмельницкий (личный герб) – гетман (бунчук) Украины (красная хоругвь с изображением архангела Михаила)». Символика Речи Посполитой уже не использовалась. Сохранившиеся описи казачьих знамен тоже говорят о приверженности запорожцев красному цвету. Имеются в виду знамена Киевского и Черниговского полков 1651 года, знамя последней Сечи, ликвидированной в 1775 году по приказу Екатерины II, знамена слободских казачьих полков – Сумского, Охтырского, Харьковского, Изюмского, Острогожского. Красное знамя, трансформировавшееся постепенно в малиновое, прочно вошло в устное народное творчество.
Гей там, на гopi Січ іде,
Малиновий стяг несе.
Эти строки из народной песни навеки запечатлели в памяти украинцев исторический символ Войска Запорожского, символ украинской государственности времен гетмана.
Архангелы в соответствии с христианскими представлениями – старшие ангелы, являющиеся бесплотными существами. Их назначение – служить единому Богу, воюя с его врагами, Михаил – один из архангелов, он – небесный «архистратиг», то есть верховный военачальник, полководец верных Богу ангелов и людей, победоносный антагонист дьявола. Образ Михаила считался покровителем князей и ратной славы. Правда, во времена польского владычества архангел Михаил был изображен на красном фоне с опущенными мечом и ножнами в знак покорности властелину. После воссоединения Украины с Россией в 1654 году постепенно изменяются назначение и роль казацкого войска. На него начинает оказывать сильное влияние русская армия со своими принципами организации. Все это не могло не отразиться и на боевых знаменах, на которых, кроме традиционных крестов, полумесяца, звезд на казачьих знаменах, начинают появляться изображения государственного российского герба – двуглавого орла, лики святых, казака с мушкетом. Преобладающим был малиновый, но встречались и голубые, зеленые, желтые цвета. Украинские и польские источники свидетельствуют о том, что среди знамен имелось немало и сине-желтых. Так, по описаниям польских хронистов, в Киеве и под Черниговом в 1651 году войско литовского князя Радзивилла захватило среди других шесть сине-желтых казацких знамен. Встречались и знамена из голубого холста разных оттенков с изображением гербов и святых. Позже, в XVIII веке были знамена желтые с белой каемкой, в Лубенском и Полтавском полках – сине-желтые. Известно, что кошевой Петр Калнышевский заказывал в 1763 году в Киеве новое полковое знамя для Сечи «желтое на блакитном канаваци» – такое же представлено в экспозиции днепропетровского исторического музея. И.Е. Репин, работая над картиной «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», использовал находящуюся в коллекции Эрмитажа большую казацкую хоругвь для морских походов. С одной ее стороны изображен двуглавый орел, с другой – корабль с запорожцами, Спаситель и архангел Михаил. Знаменитый русский филолог, академик Петербургской Академии наук Ф.Е. Корш пришел к следующему выводу: «...знамена казацкие, изображенные художником Репиным на его картине, не содержат по своему цветовому набору никаких иностранных веяний, а отражают в себе известную преемственность цветов золотых и небесных, постоянно присущих для всех знаков отличия в Южной Руси (Малороссии) еще до времен великих князей Киевских, вплоть до роспуска запорожской вольницы, согласно повелению императрицы Екатерины Великой. Сказанному имеется предостаточно письменных подтверждений в отечественных и иностранных сугубо исторических источниках, а равно – в ряде предметов материального искусства тех древних времен...».
Таким образом, в украинской символике долгое время сосуществовали знамена как малиновые, чёрные, так и сине-желтые. Революция 1848 года открыла новый этап в развитии украинской символики, дала толчок для национального возрождения, когда народ повел борьбу за восстановление украинской государственности под сине-желтым знаменем. Надо напомнить, что цвета этого флага ведут происхождение от старинного герба князей Романовичей, Львовской земли, Русского воеводства, на которых изображались золотой лев на голубом поле («галицкий лев», первый известный символ).
Интересны и цвета 104 гербов городов Российской Украины: желтый цвет присутствует в 86 из них, синий – в 51, белый – в 45, красный – в 33, зеленый – в 26, черный – в 24. То же можно сказать и о гербах украинских губерний дореволюционной России: Екатеринославская – голубой щит, на котором изображен золотой вензель Екатерины II и дата основания города, Подольская – золотое солнце в синем поле, Киевская – архангел Михаил в серебряном одеянии на сине-желтом поле, Херсонская – в синем поле серебряный крест, по бокам золотые короны. (В западноукраинских землях всегда преобладали синие и желтые цвета.) Потому со временем, когда 18 мая 1917 года в Киеве состоялся I Украинский войсковой съезд, петроградская делегация прислала сине-желтый флаг с надписью: «Пусть живет национально-территориальная автономия». В мае же две тысячи украинских солдат под сине-желтым знаменем прибыли на русско-германский фронт. Главнокомандующий генерал Брусилов, приняв его из рук хорунжего, сказал: «Под этим прапором я вижу достойное войско украинцев, которое поможет мне в час священной борьбы за благо всего Отечества. Слава украинскому казацкому войску!» Украинские солдаты под сине-желтым знаменем прорвали 1 июля австро-германские укрепления на нынешней Тернопольщине и... начали брататься со своими противниками, в которых признали украинцев из западных земель, входивших в состав австро-германских войск. Летом 1917 года часть кораблей Черноморского флота подняла сине-желтые флаги. Сине-желтый флаг утвердился в качестве национального флага на землях, отторгнутых в ходе гражданской войны и военной интервенции. Так, Западная Украина была оккупирована Польшей, Северная Буковина – Румынией, Закарпатье – Чехословакией. Власти Польши в 20...30-е годы в качестве национального флага украинцев Галиции признали сине-желтый. Флаг этот даже вывешивался на всевозможных собраниях украинцев. С ним население Западной Украины встречало части Красной Армии в 1939 году. В послевоенный период украинские эмигранты тоже использовали сине-желтый флаг, независимо от политических взглядов и социального положения. Указом Президиума Верховного Совета УССР от 21 ноября 1949 г. флаг республики подвергся наибольшим изменениям. Он стал двуцветным, нижняя его часть обрела голубой цвет: в литературе она связывается с цветом знамен Богдана Хмельницкого. Голубой цвет флага указывает также на огромные природные богатства Украины, ее прекрасные климатические условия, на то, что она является морской державой. На красной, которая в два раза шире голубой, изображались золотые серп и молот, а выше — красная пятиконечная звезда с золотой каймой. Отношение длины полотнища к ширине равнялось 2:1. Своей расцветкой флаг стал отличаться от других союзных республик, он стал узнаваемым. Отпала необходимость помещать на полотнище аббревиатуру «У.С.С.Р». Вверху, над серпом и молотом, появилось изображение пятиконечной звезды. С этим флагом мы дожили до Беловежской Пущи, то есть до начала 1992 г. 28 января 1992 года Верховный Совет Украины постановил: «Утвердить Государственным флагом Украины национальный флаг, представляющий собой прямоугольное полотнище, состоящее из двух равных по ширине горизонтально расположенных полос: верхней – синего цвета, нижней – желтого цвета, с соотношением ширины флага к его длине 2:3. Так национальный сине-желтый флаг стал государственным на Украине, символизируя ее суверенитет.
Гимн
Николай Вербицкий-Антиох за свои сатирические стихотворения и создание студенческой газеты "Помойница" ("Умывальник") по личной просьбе-требованию ректора университета отец перевел сына в Петербург. Родители поселили его в доме архитектора Штакеншнейдера, своего бывшего однокурсника, где уже жили его дальние родственники, тоже студенты - Иван Рашевский и Павел Чубинский. Вскоре там остановился и Афанасий Маркович, только что вернувшийся из-за рубежа. А рядом, в доме Академии искусств жил Шевченко. Не раз по вечерам приходил он к ребятам на чарку чая, но недолго продолжалось общение с Апостолом Украины. Сломленный тоской по Родине, в которую ему уже навсегда была закрыта дорога, и изменой любимой, он тяжело заболел и вскоре умер… Друзья принимали участие и в похоронах Шевченко, и в благотворительных вечерах в его честь. Во время похорон был организован конфликт. Впоследствии конфликт все же перешел в студенческие беспорядки, и все высшие учебные заведения Петербурга и Москвы были закрыты. Организаторы беспорядков были либо забриты в солдаты, либо переведены в Казанский университет. Николая Вербицкого, как и его земляков, отправили домой.
Через год Николая Вербицкого вызвали в Петербург, чтобы решить вопрос о восстановлении его в университете. В связи с этим в августе 1862 года собралась вечеринка. На ней были и Павел Чубинский, и Тадей Рыльский, и Павлин Свенцицкий (украинский поэт Павел Свой). Своих друзей-сербов привели Павел Житецкий, Иван Навроцкий и Александр Стоянов. Вечеринка как вечеринка. Ели, пили, пели, вспоминали. Вспомнил и Чубинский о похоронах Шевченко, о панихиде, на которой прозвучал польский гимн. Девушки попросили пропеть гимн. За фортепиано сел Вербицкий, а Рыльский и Свенцицкий запели мятежные строки. Когда же они закончили, Николай стал тихо напевать свой перевод: «Мать-Отчизна не погибнет, пока мы живем". Чубинский вместо похвалы заметил Николаю, что чем переводить чужую песню, лучше написать такую же свою. Николай славился импровизациями. Он не стал ерепениться и сейчас же, на тот же мотив, запел новую песню:
"Ще не вмерлы Украины ни слава, ни воля,
Ще нам братья молодые улыбнется доля.
Ще развеет черны тучи и возле оконца
Здесь в своем вкраинском доме мы дождемся солнца.
Вспомним злые времена, лихую годину,
Тех, кто смело защитил Матерь-Украину
Наливайко и Павлюк и Тарас Трясило
Из могилы нас зовут на святое дило... "
Тадею Рыльскому и Павлину Свенцицкому, родственников которых от младенцев до старцев вырезал Павел Бут (Павлюк), не понравилось упоминание о нем, и Тадей Рыльский, так и не отошедший от фортепиано, запел свой вариант:
"... Згинут наши вороженьки, как роса на солнце,
Воцаримся и мы братья на своей сторонке
Наливайко, Железняк и Тарас Трясило
Из могилы нас зовут на святое дило
Вспомним же святую смерть рыцарей казацтва,
Не лишиться чтобы нам своего юнацтва!
Ой, Богдане - Зиновию, пьяный наш гетьмане,
За что продал Украину москалям поганым?
Чтоб вернуть ей честь и славу, ляжем головами,
Наречемся Украины верными сынами"...
Здесь уже не выдержал законник Чубинский, увидевший опасность исполнения таких слов. Он предложил менее опасный вариант:
“Ой, Богдане - Зиновию, близорукий сыне.
Зачем отдал на расправу матерь-Украину,
Чтобы честь ее вернуть, станем куренями,
Наречемся Украины верными сынами! "
Тут вмешался болгарин Саша Стоянов. Показывая на сербов, он предложил добавить:
Наши братчики-славяне за оружье взялись,
Не годится, чтобы мы в стороне остались!
Кажется, песня была закончена. Правда, далеко ей было до Марсельезы...
Опять пошли воспоминания, песни. Когда серб Петр Ентич-Карич запел свой гимн с припевом: "Сердце бие и крев лие за нашу свободу", вскочил Павел Чубинский: "Это же именно то, чего нам не хватало", и написал бессмертные строки:
“Душу, тело мы положим за нашу свободу
И покажем, что мы братья казацкого рода!
Гей-о-гей же братья смело, надо браться нам за дело,
Гей-о-гей, пора вставать, пора волю добывать! "
Вот теперь песня была уже закончена. Все записали ее слова. Тадей Рыльский отдал свой экземпляр Владимиру Антоновичу. Через несколько недель вернулся в Киев из этнографической экспедиции Николай Лысенко. Антонович поручил ему положить на музыку слова новой песни. Уже через неделю новая "Украинская Марсельеза" полетела по Левобережью. Но гимном Украины песня стала на Правобережье. Стала благодаря тому, что ее там приписывали Шевченко. А произошло это так. Свой экземпляр Вербицкий отдал Пантелеймону Кулишу. Будучи во Львове, Кулиш пообещал литератору Ксенофонту Климковичу прислать ненапечатанные стихотворения Шевченко из архива Петербургской Громады. Переправил он стихотворения с Павлином Свенцицким, который после подавления польского восстания эмигрировал во Львов. Кулиш ли, сам ли Свенцицкий в этом виноват, но вместе с "Заповитом", "Мне одинаково" и "Н. Костомарову" были переданы и слова "Ще не вмерлы Украины". В четвертом номере журнала "Мета" за 1863 год эти 4 стихотворения были напечатаны. Причем открывался журнал стихотворением "Ще не вмерлы", после которого шли стихотворения Шевченко, завершавшиеся его подписью. Это номер журнала катехит Перемышльской семинарии отец Юстин Желеховский отвез своему другу священнику Михаилу Вербицкому. Отец Вербицкий фанатично любил Шевченко, мечтал положить на музыку все его стихи. Получив журнал, он уже через неделю положил на музыку все четыре стихотворения.
В декабре того же года на собрании Громады Перемышльской семинарии впервые прозвучала "Ще не вмерлы". Ректору настолько понравилась песня, что он рекомендовал семинаристам распространять ее среди паломников, а отца Вербицкого попросил сделать из соло хорал. На праздник Ивана Крестителя перед многотысячной толпой перемышльцев прозвучал могучий хорал в исполнении сводного городского хора. Присутствующему на празднике львовскому Епископу Полянскому, основателю первого украинского театра во Львове (теперь там "Народный дом", что с тех времен так и не ремонтировался) так понравился хорал, что при открытии украинского театра во Львове 25 декабря 1864 года постановкой оперетты Карла Гайнца "Запорожцы", он приказал режиссеру вставить в действие исполнение "Ще не вмерло Запорижжя". Утром 26декабря "Ще не вмерла Украина" пел весь Львов.
Список литературы
Гречило А. До питання про національний прапор // "Пам'ятки України". – 1989. – № 4. – С. 44-48.
Гречило А. Питання про порядок кольорів на українському прапорі в 1917-1920 рр. // "Знак". – 2006. – Ч. 40. – С. 10-11.
Гречило А. Становлення українських національно-державних символів у 1917–1920 роках // "Записки наукового товариства ім. Шевченка". – Львів, 2006. – Т. CCLII. – С. 114-142.
Гречило А. Відродження українських національних символів у Галичині в 1848 р. // "Знак". – 1998. – Ч. 16. – С. 1-2.
Ерстенюк М. Прапор // Довідник з історії України. — 2-е видання. — К., 2001. — С. 620—621.
Котляр Алла. Синій — чисте небо, жовтий — колір полів // Дзеркало тижня. — 2003. — № 43 (8—14 листопада).
Котляр Алла. Поки не ухвалено закон… // Дзеркало тижня. — 2004. — № 23 (12—18 червня).
Мулевич Олег. Державний прапор України // Дзеркало тижня. — 2006. — № 46 (2—8 грудня).
Чмир М. "Командні хоругви” Галицької Армії (серпень 1919 р.).// "Знак". – 2006. – Ч. 40. – С. 8-9.
В большей части были использованы материалы с интернета и СМИ.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://referat.ru
Николай Вербицкий-Антиох за свои сатирические стихотворения и создание студенческой газеты "Помойница" ("Умывальник") по личной просьбе-требованию ректора университета отец перевел сына в Петербург. Родители поселили его в доме архитектора Штакеншнейдера, своего бывшего однокурсника, где уже жили его дальние родственники, тоже студенты - Иван Рашевский и Павел Чубинский. Вскоре там остановился и Афанасий Маркович, только что вернувшийся из-за рубежа. А рядом, в доме Академии искусств жил Шевченко. Не раз по вечерам приходил он к ребятам на чарку чая, но недолго продолжалось общение с Апостолом Украины. Сломленный тоской по Родине, в которую ему уже навсегда была закрыта дорога, и изменой любимой, он тяжело заболел и вскоре умер… Друзья принимали участие и в похоронах Шевченко, и в благотворительных вечерах в его честь. Во время похорон был организован конфликт. Впоследствии конфликт все же перешел в студенческие беспорядки, и все высшие учебные заведения Петербурга и Москвы были закрыты. Организаторы беспорядков были либо забриты в солдаты, либо переведены в Казанский университет. Николая Вербицкого, как и его земляков, отправили домой.
Через год Николая Вербицкого вызвали в Петербург, чтобы решить вопрос о восстановлении его в университете. В связи с этим в августе 1862 года собралась вечеринка. На ней были и Павел Чубинский, и Тадей Рыльский, и Павлин Свенцицкий (украинский поэт Павел Свой). Своих друзей-сербов привели Павел Житецкий, Иван Навроцкий и Александр Стоянов. Вечеринка как вечеринка. Ели, пили, пели, вспоминали. Вспомнил и Чубинский о похоронах Шевченко, о панихиде, на которой прозвучал польский гимн. Девушки попросили пропеть гимн. За фортепиано сел Вербицкий, а Рыльский и Свенцицкий запели мятежные строки. Когда же они закончили, Николай стал тихо напевать свой перевод: «Мать-Отчизна не погибнет, пока мы живем". Чубинский вместо похвалы заметил Николаю, что чем переводить чужую песню, лучше написать такую же свою. Николай славился импровизациями. Он не стал ерепениться и сейчас же, на тот же мотив, запел новую песню:
"Ще не вмерлы Украины ни слава, ни воля,
Ще нам братья молодые улыбнется доля.
Ще развеет черны тучи и возле оконца
Здесь в своем вкраинском доме мы дождемся солнца.
Вспомним злые времена, лихую годину,
Тех, кто смело защитил Матерь-Украину
Наливайко и Павлюк и Тарас Трясило
Из могилы нас зовут на святое дило... "
Тадею Рыльскому и Павлину Свенцицкому, родственников которых от младенцев до старцев вырезал Павел Бут (Павлюк), не понравилось упоминание о нем, и Тадей Рыльский, так и не отошедший от фортепиано, запел свой вариант:
"... Згинут наши вороженьки, как роса на солнце,
Воцаримся и мы братья на своей сторонке
Наливайко, Железняк и Тарас Трясило
Из могилы нас зовут на святое дило
Вспомним же святую смерть рыцарей казацтва,
Не лишиться чтобы нам своего юнацтва!
Ой, Богдане - Зиновию, пьяный наш гетьмане,
За что продал Украину москалям поганым?
Чтоб вернуть ей честь и славу, ляжем головами,
Наречемся Украины верными сынами"...
Здесь уже не выдержал законник Чубинский, увидевший опасность исполнения таких слов. Он предложил менее опасный вариант:
“Ой, Богдане - Зиновию, близорукий сыне.
Зачем отдал на расправу матерь-Украину,
Чтобы честь ее вернуть, станем куренями,
Наречемся Украины верными сынами! "
Тут вмешался болгарин Саша Стоянов. Показывая на сербов, он предложил добавить:
Наши братчики-славяне за оружье взялись,
Не годится, чтобы мы в стороне остались!
Кажется, песня была закончена. Правда, далеко ей было до Марсельезы...
Опять пошли воспоминания, песни. Когда серб Петр Ентич-Карич запел свой гимн с припевом: "Сердце бие и крев лие за нашу свободу", вскочил Павел Чубинский: "Это же именно то, чего нам не хватало", и написал бессмертные строки:
“Душу, тело мы положим за нашу свободу
И покажем, что мы братья казацкого рода!
Гей-о-гей же братья смело, надо браться нам за дело,
Гей-о-гей, пора вставать, пора волю добывать! "
Вот теперь песня была уже закончена. Все записали ее слова. Тадей Рыльский отдал свой экземпляр Владимиру Антоновичу. Через несколько недель вернулся в Киев из этнографической экспедиции Николай Лысенко. Антонович поручил ему положить на музыку слова новой песни. Уже через неделю новая "Украинская Марсельеза" полетела по Левобережью. Но гимном Украины песня стала на Правобережье. Стала благодаря тому, что ее там приписывали Шевченко. А произошло это так. Свой экземпляр Вербицкий отдал Пантелеймону Кулишу. Будучи во Львове, Кулиш пообещал литератору Ксенофонту Климковичу прислать ненапечатанные стихотворения Шевченко из архива Петербургской Громады. Переправил он стихотворения с Павлином Свенцицким, который после подавления польского восстания эмигрировал во Львов. Кулиш ли, сам ли Свенцицкий в этом виноват, но вместе с "Заповитом", "Мне одинаково" и "Н. Костомарову" были переданы и слова "Ще не вмерлы Украины". В четвертом номере журнала "Мета" за 1863 год эти 4 стихотворения были напечатаны. Причем открывался журнал стихотворением "Ще не вмерлы", после которого шли стихотворения Шевченко, завершавшиеся его подписью. Это номер журнала катехит Перемышльской семинарии отец Юстин Желеховский отвез своему другу священнику Михаилу Вербицкому. Отец Вербицкий фанатично любил Шевченко, мечтал положить на музыку все его стихи. Получив журнал, он уже через неделю положил на музыку все четыре стихотворения.
В декабре того же года на собрании Громады Перемышльской семинарии впервые прозвучала "Ще не вмерлы". Ректору настолько понравилась песня, что он рекомендовал семинаристам распространять ее среди паломников, а отца Вербицкого попросил сделать из соло хорал. На праздник Ивана Крестителя перед многотысячной толпой перемышльцев прозвучал могучий хорал в исполнении сводного городского хора. Присутствующему на празднике львовскому Епископу Полянскому, основателю первого украинского театра во Львове (теперь там "Народный дом", что с тех времен так и не ремонтировался) так понравился хорал, что при открытии украинского театра во Львове 25 декабря 1864 года постановкой оперетты Карла Гайнца "Запорожцы", он приказал режиссеру вставить в действие исполнение "Ще не вмерло Запорижжя". Утром 26декабря "Ще не вмерла Украина" пел весь Львов.
Список литературы
Гречило А. До питання про національний прапор // "Пам'ятки України". – 1989. – № 4. – С. 44-48.
Гречило А. Питання про порядок кольорів на українському прапорі в 1917-1920 рр. // "Знак". – 2006. – Ч. 40. – С. 10-11.
Гречило А. Становлення українських національно-державних символів у 1917–1920 роках // "Записки наукового товариства ім. Шевченка". – Львів, 2006. – Т. CCLII. – С. 114-142.
Гречило А. Відродження українських національних символів у Галичині в 1848 р. // "Знак". – 1998. – Ч. 16. – С. 1-2.
Ерстенюк М. Прапор // Довідник з історії України. — 2-е видання. — К., 2001. — С. 620—621.
Котляр Алла. Синій — чисте небо, жовтий — колір полів // Дзеркало тижня. — 2003. — № 43 (8—14 листопада).
Котляр Алла. Поки не ухвалено закон… // Дзеркало тижня. — 2004. — № 23 (12—18 червня).
Мулевич Олег. Державний прапор України // Дзеркало тижня. — 2006. — № 46 (2—8 грудня).
Чмир М. "Командні хоругви” Галицької Армії (серпень 1919 р.).// "Знак". – 2006. – Ч. 40. – С. 8-9.
В большей части были использованы материалы с интернета и СМИ.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://referat.ru