Статья

Статья О гуманизации и христианизации в педагогическом процессе

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-29

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 26.12.2024



О гуманизации и христианизации в педагогическом процессе

А.В. Павлова

Перед курсом социальной педагогики во все времена и для всех поколений будет стоять двойственная цель: с одной стороны, необходимо познакомиться с настоящим положением педагогической мысли, с другой стороны, нужно все время отдавать себе отчет в исторической перспективе движения этой мысли. Методы и предпосылки социальной педагогики требуют анализа и оценки по существу, но оценивать их правильно можно лишь с учетом исторических условий их развития.

Так, вера в силу разума, в прогресс, вера в школу – все, что может быть обобщено одним термином просвещенчества, захватила научную мысль в ХVIII – XIX веках и держалась в ней достаточно прочно до сих пор. Правда, уже в конце ХVIII века это течение получило сильные удары сначала со стороны романтического направления, а затем и чисто религиозного, но и до сего времени остается сильным то направление, где религии противопоставляется не ее отрицание, не чистый атеизм, но вера в то, что можно без Бога устроить жизнь. Чистый атеизм легко соединяется с равнодушием и потому особой творческой активной силы не имеет, но атеизм, оплодотворенный гуманизмом, стремится вытеснить христианство и иногда преуспевает в этом.

В настоящее время борьба двух сил чрезвычайно обострилась. Эти полюса можно охарактеризовать как две культурные ориентации, обладающие творческими порывами, и в борьбе этих ориентаций проигрывает педагогика. В ней мы наблюдаем или наивное сочетание религии и гуманизма, или педагогический натурализм, веру в естественное природное раскрытие души, как бесконечной возможности. В научном творчестве мы встречаем людей, которые сочетают личную религиозность с религиозным безразличием в научной установке; другая группа или пытается подменить настоящую религию ложной и в зависимости от этого строить научную установку, например, коммунизм, или же пытается создать объективную науку безотносительно к какой бы то ни было религии.

В педагогике положение иное: религиозные мотивы хотя и сохраняют свое значение для многих педагогов, но в общем имеют на педагогику малое влияние. Так, по крайней мере, было до сих пор.

Мы полагаем, что должен наступить новый период, который будет эпохой христианской педагогической мысли и практики, хотя именно в педагогической деятельности христианизация мысли особенно трудна, ибо она неминуемо должна выйти из рамок теории в практику и жизнь.

Как вариант христианизации педагогической мысли мы предлагаем путь смысловой педагогики.

Ученик вряд ли способен запомнить расфасованную по урокам информацию, но он должен обрести смысловую картину мира. Ученику ни к чему наизусть знать закон Бойля-Мариотта, но он должен уметь принимать решения, без боязни вступать в среду неопределенности и изменчивости.

Задача образования – приобщение ребенка к общечеловеческой культуре. Образование – средство развития личности, а не накачка информацией.

Лучшие школы России ведут обучение детей по методикам Эльконина, Давыдова, Занкова, в духе Штайнеровской педагогики, исповедуют культурно-историческую педагогику развития, о которой мы ведем разговор. Социальная природы школы позволяет сделать вывод, что ее социальные силы должны быть использованы в педагогическом процессе.

Из сказанного видно, что педагогика не есть техника, но – искусство, не только потому, что первая добродетель педагога есть воспитательное воздействие, но и потому, что педагогика есть творческая работа. Здесь творческое использование детского материала достигает высшей формы.

Современная эпоха характеризуется тем, что дети хотят быть не объектом своих действий, а субъектом своих действий. Здесь мы предлагаем две идеи: нужно, чтобы школа была единым духовным организмом. С другой стороны, необходимо, чтобы перед ребенком были открыты возможности разностороннего выражения его энергии и созданы условия его духовного самоуправления.

Современная эпоха обнажила и заострила основные проблемы нашего времени, и педагогическая мысль начинает осознавать себя стоящей не перед частными проблемами школы, а перед основной и первостепенной проблемой истории и культуры. Связывание педагогических проблем с темами современности и есть та плодотворная сила, которая определяет собой творческое настроение педагогической мысли. Проблемы педагогики не могут быть до конца поняты автономно, они должны быть связаны с общими вопросами нашего времени. Идея связывания школы и жизни, раскрытие в теории и живом творчестве пути целостной школы и есть задача нашего времени. Русская педагогика стоит на пороге грядущего торжества духовных сил над социальной действительностью. В построениях российской педагогики уже намечены основные предпосылки для понимания школы, для того ее построения, которое, вобрав в себя итоги исканий отечественных педагогов, найдет вечные и прочные основы воспитания в единении с гуманизацией и христианизацией.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://elib.albertina.ru



1. Диплом на тему Жіноча зачіска на основі елементів Стародавнього Риму
2. Лекция Олимпийские игры прошлое, настоящее и будущее
3. Реферат Рынок пластиковых карт российский и зарубежный опыт
4. Биография на тему Федоров В
5. Реферат на тему Orville And Wilbur Wright Essay Research Paper
6. Курсовая на тему Порядок действия при совершении вынужденной посадки
7. Реферат на тему Candide Essay Research Paper CandideJournalCharacter CandideCandide seemed
8. Курсовая Бюджетная система 2 Типы бюджетных
9. Реферат на тему Hypertext Environment Essay Research Paper Computers finds
10. Реферат Понятие предпринимательского права 2