Статья Зачатия Анны церковь что в углу Китайгородской стены в Москве
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-29Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
Зачатия Анны церковь что в углу Китайгородской стены в Москве
Первая четверть XVI в. Москва, Россия
Приходская Зачатьевская церковь «впервые упомянута при описании московского пожара 1493 года. Тогда она была, по-видимому, деревянной. Поставленная в конце Великой улицы вначале именовалась «церковь Зачатия Анны, что на Востром конце»: после постройки стен Китай-города, окруживших ее с двух сторон, получила свое второе наиболее употребительное название. Местоположение церкви обозначалось также: «что за Соляным рядом» (1622), «что у городовой стены в Углу» (1657), «что в Китай-городе на Берегу» (1677), «что в Китае в Углу» (1681). Каменная церковь была возведена, вероятно, в первых десятилетиях XVI века, восстанавливалась после пожара 1547 года.
Древнее ядро – храма кубический объем с полукруглой апсидой на сводчатом, несколько заглубленном в землю подклете, перекрытый крестчатым сводом и увенчанный стройным барабаном с полуциркульными кокошниками в основании и изящной аркатурой. Окна первоначально глухого (хотя и открытого внутрь храма) барабана прорублены позднее. Подклет главного храма и его стены до пят свода – белокаменные, верх церкви сложен из маломерного кирпича. Над юго-западным углом возвышалась звонница, по-видимому, такая же, как у церкви Трифона в Напрудном (1492), с которой у Зачатьевского храма много общего.
Фасады расчленены на три части лопатками. Горизонтальная кирпичная тяга с треугольными впадинами фриза-«бегунца» на пересечении с лопатками крепуется и выглядим своего рода антаблементом белокаменных стен, имеющих трехлопастное завершение. Плоскости стен оживлены рамочными наличниками и широкими килевидными перспективными порталами в центре каждой из трех стен. Оформление фасадов храма, его стройные пропорции, точность классических профилей говорят о влиянии построек итальянских мастеров, в частности Алевиза Нового.
В древности церковь имела кровлю из серебристо-черной лощеной черепицы и шлемовидное покрытие главы, впоследствии замененное луковичной формы маковицей.
В первой четверти XVII века к храму с юга пристроили придел во имя св. Мины. Его облик сохраняет черты, характерные для зодчества годуновского периода. Небольшой, кирпичный, с прямоугольной в плане апсидой придел перекрыт крестчатым сводом (в Москве это один из последних по времени сводов подобного типа). Над четырехскатной кровлей возвышается глава на глухом барабане. Вероятно, придел существовал еще в деревянной церкви и был основан в память освобождения Руси от золотоордынского ига (11 ноября 1480 г. в день св. Мины татары ушли от реки Угры).
Двухъярусная кирпичная аркада перекрытого сводами гульбища (паперти) сооружена, возможно, вскоре после возведения южного придела. Ширинки парапетов гульбища, лицевая поверхность пилонов, обработанная филенками, украшены ромбовидными вставками.
Северный Екатерининский придел выстроен в 1658-1668 годах, предположительно в связи с рождением дочери царя Алексея Михайловича – Екатерины. Он перекрыт сомкнутым сводом и повторяет композицию южного придела, но по своим декоративным элементам типичен для второй половины XVII века.
Внутреннее убранство церкви не сохранилось. Церковь реставрирована в 1955-1958 годах» (Памятники архитектуры Москвы: Кремль. Китай-город. Центральные площади. - М.: Искусство, 1982. С. 447-448).
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://artclassic.edu.ru/