Статья

Статья OpenGL и Delphi на практике

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-29

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 23.11.2024



OpenGL и Delphi на практике

Издательский Дом "КОМИЗДАТ"

Любая теория хороша, если она может быть реализована на Delphi :-). Поэтому предлагаю не откладывая в долгий ящик написать первую программу на OpenGL - а потом, окрылившись успехом, вернуться к теории и как следует проштудировать все книги и сайты по сабжу, чтобы уж стать настоящими монстрами трехмерного моделирования.

Для начала придется проделать подготовительную работу:

настроить формат пикселей с учетом отображаемой информации;

создать контекст OpenGL и подготовить сам движок OpenGL к работе.

Формат пикселей удобно вынести в отдельную процедуру, которую мы оформим следующим образом:

procedure SetDCPixelFormat (dc: HDC);

var pfd: TPixelFormatDescriptor;

nPixelFormat: Integer;

begin

FillChar (pfd, SizeOf (pfd),0);

with pfd do

begin

nSize:= sizeof (pfd);

nVersion:= 1;

dwFlags:= PFD_DRAW_TO_WINDOW or

PFD_SUPPORT_OPENGL or

PFD_DOUBLEBUFFER;

iPixelType:= PFD_TYPE_RGBA;

cColorBits:= 16;

cDepthBits:= 64;

iLayerType:= PFD_MAIN_PLANE;

end;

nPixelFormat:=ChoosePixelFormat (DC,@pfd);

SetPixelFormat (DC, nPixelFormat,@pfd);

end;

Здесь при заполнении структуры TPixelFormatDescriptor мы задаем параметры будущего графического отображения, в том числе количество цветовых бит, а также тип пикселей (iPixelType). Мы также задаем флаги, которые, как видно из названия, указывают, что наша программа будет поддерживать OpenGL, а также что мы будем рисовать в окне и использовать двойную буферизацию (параметр, необходимый для воспроизведения движущихся объектов).

Далее посредством вызова ChoosePixelFormat система выбирает подходящий формат пикселя - и мы присваиваем его (через SetPixelFormat) нашему окну.

Теперь нужно инициализировать контекст самого OpenGL посредством функций, содержащихся в модуле Windows, и произвести дополнительную настройку движка:

procedure TForm1.FormCreate (Sender: TObject);

begin

H:=Handle;

DC:=GetDC (H);

SetDCPixelFormat (DC);

RC:=wglCreateContext (DC);

wglMakeCurrent (DC, RC);

glClearColor (0.6,0.6,0.6,1.0);

glMatrixMode (GL_PROJECTION);

glLoadIdentity;

glFrustum (-1,1,-1,1,2,20);

glMatrixMode (GL_MODELVIEW);

glLoadIdentity;

glTranslatef (0.0,-1.0,-6.0);

BeginPaint;

end;

Как видим, сначала мы задали для нашей графики необходимый формат пикселей. Теперь при помощи функции wglCreateContext создаем OpenGL-контекст, а впоследствии делаем его текущим контекстом. Далее, используя уже универсальные функции**, произведем настройку "мира", который будем создавать. Для этого через glClearColor очистим контекст и заполним ее 60-процентным черным цветом. Далее выберем матрицу проекций, которая определяет, как будут проецироваться трехмерные объекты на плоскость экрана (в оконные координаты) и через glLoadIdentity установим единичную матрицу и зададим границы плана в "мировых координатах" при помощи вызова glFrustum. После чего загрузим модельно видовую матрицу и произведем ее смещение (glTranslatef).

Что будем рисовать

Конечно, можно было нарисовать простую пирамиду или же куб. Но мы сделаем большее - нарисуем "признание в любви"** (рис. 1). Специально для этого методом "научного перебора" была разработана модель, описывающая соответствующую кривую:

Рис. 1

Остается только перевести ее с языка математики на нормальный человеческий.

Прорисовка сцены

Рис. 2. Работающая программа

Подготовку сцены начнем с подключения разных дополнительных функций, без которых дальнейшая работа невозможна. Эти функции прописаны в методе BeginPaint, а также в методе FormResize (чтобы при изменении размера формы соответственно менялся размер объекта). Для этого используем функцию glEnable с соответствующими параметрами.

Далее в FormPaint используем подготовленные заранее методы DrawFace и DrawElement (см. листинг ниже) для отрисовки упомянутого объекта. А для придания ему еще большей "жары" используем возможности OpenGL по освещению сцены.

Итог

С точки зрения сложности освоения OpenGL сопоставим с другими подобными библиотеками. Так что с одной стороны нет разницы, в чем разбираться и что изучать. Но с точки зрения разумного подхода любой проект трехмерной графики должен как минимум поддерживать OpenGL в качестве одной из опций. Ведь серьезные вещи считаются и визуализируются, как правило, под Unix/IRIX/Linux/FreeBSD, и в то же время было бы неправильно игнорировать пользователей Windows. Так что OpenGL как раз и является тем универсальным языком и общим знаменателем, позволяющим вашим приложениям свободно мигрировать с одной платформы на другую.

Листинг программы

Листинг

========

unit MainForm;

interface

uses

Windows, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics, Controls, Forms,

Dialogs,OpenGL, StdCtrls, ExtCtrls;

type

TForm1 = class(TForm)

Timer1: TTimer;

Label1: TLabel;

Label2: TLabel;

Label3: TLabel;

Label4: TLabel;

procedure FormCreate(Sender: TObject);

procedure FormDestroy(Sender: TObject);

procedure Timer1Timer(Sender: TObject);

procedure FormPaint(Sender: TObject);

procedure FormResize(Sender: TObject);

private

RC:HGLRC;

DC:HDC;

H:THandle;

procedure BeginPaint;

{ Private declarations }

public

{ Public declarations }

end;

var

Form1: TForm1;

const mat1_dif:Array[0..2] of Single = (0.8,0.8,0.0);

const mat1_amb:Array[0..2] of Single = (0.2,0.2,0.2);

const mat1_spec:Array[0..2] of Single = (0.6,0.6,0.6);

const mat1_shininess = 0.5*128;

procedure DrawElement(A,b,R0,r1:Single);

procedure DrawFace(A,R:Single;Normal:Boolean);

implementation

procedure SetDCPixelFormat(dc:HDC);

var pfd:TPixelFormatDescriptor;

nPixelFormat:Integer;

begin

FillChar(pfd,SizeOf(pfd),0);

with pfd do

begin

nSize := sizeof(pfd);

nVersion := 1;

dwFlags := PFD_DRAW_TO_WINDOW or

PFD_SUPPORT_OPENGL or

PFD_DOUBLEBUFFER;

iPixelType:= PFD_TYPE_RGBA;

cColorBits:= 16;

cDepthBits:= 64;

iLayerType:= PFD_MAIN_PLANE;

end;

nPixelFormat:=ChoosePixelFormat(DC,@pfd);

SetPixelFormat(DC,nPixelFormat,@pfd);

end;

procedure TForm1.BeginPaint;

begin

glEnable(GL_LIGHTING);

glEnable(GL_LIGHT0);

glEnable(GL_DEPTH_TEST);

glEnable(GL_NORMALIZE);

glEnable(GL_COLOR_MATERIAL);

timer1.enabled:=true;

end;

{$R *.dfm}

procedure TForm1.FormCreate(Sender: TObject);

begin

H:=Handle;

DC:=GetDC(H);

SetDCPixelFormat(DC);

RC:=wglCreateContext(DC);

wglMakeCurrent(DC,RC);

glClearColor(0.6,0.6,0.6,1.0);

glMatrixMode(GL_PROJECTION);

glLoadIdentity;

glFrustum(-1,1,-1,1,2,20);

glMatrixMode(GL_MODELVIEW);

glLoadIdentity;

glTranslatef(0.0,-1.0,-6.0);

BeginPaint;

end;

procedure TForm1.FormDestroy(Sender: TObject);

begin

wglMakeCurrent(0,0);

wglDeleteContext(RC);

ReleaseDC(H,DC);

DeleteDC(DC);

end;

procedure TForm1.Timer1Timer(Sender: TObject);

begin

glRotatef(4.0,0.0,1.0,0.0);

SwapBuffers(DC);

InvalidateRect(H,nil,False);

end;

procedure DrawElement(a,b,r0,r1:Single);

var x1b,y1b:Single;

x1e,y1e:Single;

x0b,y0b:Single;

x0e,y0e:Single;

t0,t1:Single;

dt:single;

begin

t0:=-3;t1:=3;

dt:=0.06;

while t0<=t1 do

begin

x0b:=a*sin(t0)*sin(t0)*sin(t0)*sin(t0)*cos(t0);

y0b:=a*abs(sin(t0)*cos(t0));

x0e:=a*sin(t0+dt)*sin(t0+dt)*sin(t0+dt)*sin(t0+dt)*cos(t0+dt);

y0e:=a*abs(sin(t0+dt)*cos(t0+dt));

x1b:=b*sin(t0)*sin(t0)*sin(t0)*sin(t0)*cos(t0);

y1b:=b*abs(sin(t0)*cos(t0));

x1e:=b*sin(t0+dt)*sin(t0+dt)*sin(t0+dt)*sin(t0+dt)*cos(t0+dt);

y1e:=b*abs(sin(t0+dt)*cos(t0+dt));

glBegin(GL_TRIANGLE_STRIP);

glNormal((x0b+x1e)/2,(y0b+y1e)/2,(r1+r0)/2);

glVertex3f(x0b,y0b,r0);

glVertex3f(x0e,y0e,r0);

glVertex3f(x1e,y1e,r1);

glVertex3f(x1b,y1b,r1);

glEnd;

t0:=t0+dt;

end;

end;

procedure DrawFace(A,R:Single;Normal:Boolean);

var x,y:single; t0,t1,dt:Single;

begin

t0:=-3;t1:=3;

dt:=0.06;

glBegin(GL_POLYGON);

while t0<=t1 do

begin

x:=a*sin(t0)*sin(t0)*sin(t0)*sin(t0)*cos(t0);

y:=a*abs(sin(t0)*cos(t0));

glVertex3F(x,y,r);

t0:=t0+dt;

end;

t0:=0;

x:=a*sin(t0)*sin(t0)*sin(t0)*sin(t0)*cos(t0);

y:=a*abs(sin(t0)*cos(t0));

if Normal then glNormal3f(x,y,-r) else glNormal3f(x,y,r);

glEnd;

end;

procedure TForm1.FormPaint(Sender: TObject);

var m,n:single;dm:Single;a:Single;df:Single;

begin

a:=25;

df:=10;

glClear(GL_COLOR_BUFFER_BIT or GL_DEPTH_BUFFER_BIT);

glColor(1.0,0.0,0.0,0.0);

glMaterialfv(GL_FRONT,GL_AMBIENT,@mat1_amb);

glMaterialfv(GL_FRONT,GL_DIFFUSE,@mat1_dif);

glMaterialfv(GL_FRONT,GL_SPECULAR,@mat1_spec);

glMaterialf(GL_FRONT,GL_SHININESS,mat1_shininess);

m:=-1;n:=1;dm:=0.5;

while m<=n do

begin

DrawElement(Sqrt(a-m*m),Sqrt(a-(m+dm)*(m+dm)),m/df,(m+dm)/df);

m:=m+dm;

end;

DrawFace(Sqrt(a-(m)*(m)),(m)/df,True);

m:=-1;

DrawFace(Sqrt(a-(m)*(m)),(m)/df,True);

end;

procedure TForm1.FormResize(Sender: TObject);

const lm:Array[0..3] of Single = (0.5,0.5,0.5,1.0);

const

light_ambient:array[0..3] of glfloat = (0.0,0.0,0.0,1.0);

light_diffuse:array[0..3] of glfloat = (1.0,1.0,1.0,1.0);

light_specular:array[0..3] of glfloat = (2.0,2.0,2.0,1.0);

light_position:array[0..3] of glfloat = (2.0,1.0,3.0,1.0);

light_emission:array[0..3] of glfloat = (1.0,1.0,1.0,1.0);

light_spotdirection:array[0..3] of glfloat = (1.0,1.0,1.0,1.0);

begin

wglMakeCurrent(0,0);

wglDeleteContext(RC);

ReleaseDC(H,DC);

DC:=GetDC(H);

SetDCPixelFormat(DC);

RC:=wglCreateContext(DC);

wglMakeCurrent(DC,RC);

glClearColor(0.6,0.6,0.6,0.0);

glMatrixMode(GL_PROJECTION);

glLoadIdentity;

glFrustum(-1,1,-1,1,2,20);

glMatrixMode(GL_MODELVIEW);

glLoadIdentity;

glTranslatef(0.0,-1.0,-6.0);

glLightModel(GL_LIGHT_MODEL_LOCAL_VIEWER,Ord(True));

glLightModelfv(GL_LIGHT_MODEL_AMBIENT,@lm);

glLightfv(GL_LIGHT0,GL_AMBIENT,@light_ambient);

glLightfv(GL_LIGHT0,GL_DIFFUSE,@light_diffuse);

glLightfv(GL_LIGHT0,GL_SPECULAR,@light_specular);

glLightfv(GL_LIGHT0,GL_POSITION,@light_position);

glLightf(GL_LIGHT0,GL_SPOT_EXPONENT,8);

glLightf(GL_LIGHT0,GL_SPOT_CUTOFF,170);

glLightfv(GL_LIGHT0,GL_SPOT_DIRECTION,@light_spotdirection);

glEnable(GL_LIGHTING);

glEnable(GL_LIGHT0);

glEnable(GL_DEPTH_TEST);

glEnable(GL_NORMALIZE);

glEnable(GL_COLOR_MATERIAL);

end;

end.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.citforum.ru/



1. Реферат Структура типового робочого вікна ос Windows Опис структури вікна основних елементів вікна в О
2. Реферат Плавание 3
3. Реферат Герпетична інфекція
4. Реферат на тему Hippies Essay Research Paper
5. Сочинение на тему Замятин роман Мы 1920г
6. Реферат на тему Анализ организационно-экономической деятельности общего образования в Агинском Бурятском автономном
7. Реферат на тему Deforestation Essay Research Paper ThesisDeforestation is one
8. Доклад на тему Гусевской хрусталь
9. Курсовая на тему Балка рукояті екскаватора ЕКГ 8И
10. Курсовая на тему Глобализация и выбор стратегии экономики России на современном этапе