Статья Портфельный подход к управлению дизайнерскими фэшн-брендами
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-29Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
Портфельный подход к управлению дизайнерскими фэшн-брендами
А.Н. Андреева
Факультет менеджмента СПбГУ Журнал «Российский журнал менеджмента», Том 4, № 3 за 2006 год
В статье анализируется существующая практика управления глобальными дизайнерскими брэндами на примере Armani Group и Gucci Group, придерживающихся противоположных моделей брэндинга. На основе таких переменных, как прибыль и время, вводится авторская модель матричной структуры портфеля брэндов, которая применима к моно- и мультибрэндовым марочным портфелям в фэшн-бизнесе.
Фэшн-бизнес как один из сегментов индустрии моды1 к началу ХХI в. накопил колоссальнейший опыт по созданию, развитию и управлению такими ключевыми активами для этого вида деятельности, как брэнды. За более чем 100-летнюю историю в фэшн-бизнесе выработаны уникальная система диверсификации дизайнерских брэндов, формы и методы управления ими, а также специфическая система маркетинговых коммуникаций. Однако мировая научная литература в области менеджмента и маркетинга довольно долго не рассматривала феномен брэндинга в фэшн-бизнесе. В конце 1990-х гг. британские маркетологи с горечью отмечали, что уровень современных исследований в области дизайнерских брэндов «находится на начальной стадии, и все выглядит так, что брэндинга в области высокой моды вообще не существует» [Fernie et al., 1997].
Первыми на меняющийся подход к брэндам в фэшн-бизнесе среагировали такие финансовые институты, как JP Morgan и Merrill Lynch, создав в конце 1990-х гг. отделы фэшн-аналитики для мониторинга и оценки глобальных дизайнерских брэндов. Следующий шаг был сделан международной консалтинговой компанией Interbrand, которая с
Потребность в научных разработках в области маркетинга и управления фэшн-продуктами привела к появлению в
Однако существующая литература по проблематике дизайнерских брэндов не рассматривает вопросы управления марочными портфелями в рамках фэшн-конгломератов. В настоящей статье предпринимается попытка сквозь призму портфельного подхода рассмотреть и проанализировать существующую практику управления глобальными дизайнерскими брэндами именно на примере Armani Group и Gucci Group, придерживающихся различных принципов брэндинга.
Структура и лидеры мирового фэшн-рынка
Для понимания достаточно устойчивой современной диверсифицированной модели брэндов на фэшн-рынке необходимо обратиться к его структуре. Классический фэшн-рынок имеет пирамидальную структуру, на вершине которой находится категория одежды от кутюр (haute couture), далее располагаются категории прет-а-порте де люкс (prйt-a-porte de luxe) и прет-а-порте, за ними следует категория диффузных брэндов2, потом — фабричных брэндов и брэндов розничного продавца и, наконец, в основании пирамиды — массовый рынок одежды. При этом одежда (впрочем, как и обувь и аксессуары) категорий от кутюр, прет-а-порте де люкс и прет-а-порте относится к товарам категории роскоши. Особенностью фэшн-рынка является то, что такие категории одежды, как от кутюр, прет-а-порте и диффузные брэнды, исторически были созданы великими модельерами, в современной трактовке — дизайнерами. Именно в этих трех верхних сегментах фэшн-рынка и сконцентрированы глобальные дизайнерские брэнды, такие как Louis Vuitton, Gucci, Giorgio Armani, YSL, Chanel, Dior, Dolce & Gabbana и многие другие. Именно дизайнерские брэнды в силу своей мощной креативной составляющей (существование линий от кутюр) формируют модные тенденции на фэшн-рынке. Вместе с тем практика менеджмента, взвешенные маркетинговые решения позволяют говорить и о формировании тенденций в отношении управленческих приемов в сфере брэндинга в мире моды.
На конец
Таблица 1. Ведущие глобальные фэшн-брэнды
Брэнд | Стоимость (brand value), млрд долл. | % роста к предыдущему году | Страна | Место в списке 100 ведущих мировых брэндов в | ||||
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | ||||
Louis Vuitton | 7,05 | 6,71 | 6,60 | 16,01 | 17,61 | +10 | Франция | 17 |
Gucci | 5,30 | 5,10 | 4,72 | 6,62 | 7,16 | +8 | Италия | 46 |
Chanel | 4,27 | 4,32 | 4,42 | 4,78 | 5,16 | +8 | Франция | 61 |
Hermes | нет данных | 3,42 | 3,38 | 3,54 | 3,86 | +9 | Франция | 81 |
Prada | 2,49 | 2,54 | 2,57 | 2,76 | 2,88 | +4 | Италия | 96 |
Armani | нет данных | нет данных | 2,62 | 2,68 | 2,79 | +4 | Италия | 97 |
Burberry | нет данных | нет данных | нет данных | нет данных | 2,79 | — | Великобритания | 98 |
Источник: [Interbrand, 2006].
Для фэшн-бизнеса глобализация не является открытием XXI в., продукты текстильного, а впоследствии и швейного производства играли на протяжении многих столетий значительную роль в международной торговле. Достаточно вспомнить увековеченные историей, литературой и живописью лионские шелка, брюссельские кружева, английское сукно и венецианские туфли. Рассматривая глобализацию «как рост интернационализации производства, дистрибьюции и маркетинга товаров и услуг» [Lйvy, 1995, p. 353], следует отметить, что большинство современных фэшн-брэндов перешагнули географические границы локальных рынков, ведя производственные, дистрибьюционные и маркетинговые операции на глобальном международном рынке.
В
Таблица 2. Страна происхождения международных модных дизайнерских домов
Страна происхождения | Количество международных модных дизайнерских домов |
Франция | 30 |
Италия | 26 |
Великобритания | 27 |
США | 12 |
Остальные страны | 19 |
Всего | 114 |
Источник: [Moore, Fernie, Burt, 2000, p. 925].
Портфельный подход
Количество продуктов, различных по своему качеству, присоединенных к брэнду, принято называть марочным портфелем (brand portfolio) [Dacin, Smith, 1994, p. 240]. Аакер определяет марочный портфель как «все брэнды и суббрэнды, присоединенные к рыночно ориентированным предложениям продукта, включая совместные брэнды с другими фирмами», отмечая, что «идентификация всех этих брэндов и суббрэндов временами является небанальной задачей» (см.: [Aaker, Joa-chimsthaler, 2000, p. 134]).
Марочный портфель дизайнерских брэндов в фэшн-бизнесе в идеале объединяет брэнды, принадлежащие к разным категориям одежды: от кутюр, прет-а-порте, диффузные брэнды. Отличительной особенностью марочных портфелей дизайнерских брэндов в фэшн-бизнесе является не только достаточно четкая ориентация на внешний образ человека, включая одежду, аксессуары (обувь, сумки, очки, часы, ювелирные изделия), парфюмерию и косметику и даже предметы домашнего обихода (мебель, домашний текстиль, посуда), но и обязательная стилистическая, эмоциональная и семантическая связь с родительским брэндом, идентифицирующим дизайнера. При этом организационные структуры такого марочного портфеля могут принимать различные виды. Рассмотрим подробнее структуры портфелей дизайнерских брэндов, таких как Armani Group и Gucci Group.
Armani group
Анализ системного подхода к управлению существующими брэндами в компании Armani Group уместно начать с краткого экскурса в историю этой организации. В
В
Несмотря на существование линии одежды от кутюр в Armani Group, которая обслуживала частных клиентов и называлась Borgo Nuovo 21 (по адресу миланской штаб-квартиры группы), только в
Особым «фирменным» знаком дизайна Армани выступает классический костюм, который наложил свой отпечаток и на мужскую, и на женскую моду. Революционным образом изменив конструкцию классического костюма (облегчив его, убрав подкладные плечи, специальные вставки в рукава и полочки), Армани создал новый тип классической одежды — удобной, легкой, повторяющей движения тела. Для обоих полов костюм от Армани стал символом уверенно-небрежного поведения в деловом мире. Решающую роль здесь сыграла не формальная потребность в идеально сидящей одежде, а желание носить вещь, которая символизирует свободу. Колоссальный успех Армани пришел после покорения США, и произошло это при помощи кинематографа.3 Когда герой Ричарда Гира в фильме «Американский жиголо» (
Wear Daily (WWD) назвала самое главное событие киногода — церемонию вручения Оскара «церемонией Armani», потому что «каждый, кто хоть что-то представлял из себя в киноиндустрии, был одет от Armani» [Agins, 2000, p. 137].
Рис. 1. Годовой оборот оптовых продаж Armani Group (по категориям продуктов) в
Сегодня на Armani Group работают 4714 человек по всему миру, 13 собственных фабрик, группа контролирует 380 бутиков. Годовой оборот оптовых продаж (wholesale turnover) в
Группирование (конфигурация) брэндов
Рассмотрим систему брэндов Armani, пользуясь методологией, предложенной Аакером и Йохимштайлером [Аакер, Йохимштайлер, 2003, с. 159–187]. Начнем с рассмотрения группирования брэндов. Понимая под группированием (или конфигурацией) брэндов «логическое сочетание брэндов, которые вместе имеют значимую характеристику» [Аакер, Йохимштайлер, 2003, с. 169], в анализе системы брэндов Armani можно выделить следующие характеристики: сегмент фэшн-рынка (от кутюр, прет-а-порте де люкс, прет-а-порте, диффузные брэнды), товар (одежда, мебель и предметы для декорирования интерьеров, автомобиль, ресторан, отель), дизайн (табл. 3).
Таблица 3. Группирование брэндов Armani
Вовлеченность дизайнера | Категория | Дизайнерские брэнды | Комбинированные брэнды |
Высокая | От кутюр | Armani Prive | |
| Прет-а-порте де люкс | Giorgio Armani | Mercedes-Benz CLK Giorgio Armani Design Car Armani Luxury Hotels & Resorts |
| Прет-а-порте | Emporio Armani | Armani Fiori Armani Nobu |
Низкая | Диффузный брэнд | Armani Collezioni AJ|Armani Jeans A/X Armani Exchange Armani Junior | Emporio Armani Caff e |
Иерархия брэндов
После группирования брэндов Armani проведем анализ иерархической структуры данного марочного портфеля. Брэнды внутри системы Armani располагаются в определенной иерархии (табл. 4). Каждый брэнд на каждом уровне иерархии играет свою роль в системе и имеет значимые связи с брэндами других уровней. На вершине иерархии находится корпоративный брэнд Armani, который, с одной стороны, идентифицирует корпорацию (Armani Group), осуществляющую дизайн, производство и маркетинг фэшн-продуктов, а с другой — самого дизайнера Джорджио Армани. По мнению Аакера, корпоративный брэнд «отражает наследие, ценности, культуру, людей и стратегию» [Aaker, 2004, p. 16].
Таблица 4. Иерархия системы брэндов Armani
Вид брэнда | Название брэнда | Описание | Годовой оборот оптовых продаж | ||||||||
| | | | ||||||||
объем, млн евро | доля, % | объем, млн евро | доля, % | объем, млн евро | доля, % | объем, млн евро | доля, % | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
Корпоративный брэнд, брэнд-драйвер (driver brand) для всего марочного портфеля | Armani | Идентифицирует корпорацию и дизайнера, используется как составная часть имени брэнда при расширении марочного предложения на рынке | 1589,5 | 100 | 1690,6 | 100 | 1631,9 | 100 | 1671,3 | 100 | |
Родительский брэнд (parent brand), брэнд-драйвер для категории одежда | Giorgio Armani | Квинтэссенция стиля модного дома, высочайшее качество, наиболее высокие цены; Прет-а-порте де люкс, или первая линия прет-а-порте. Позиционируется как «вечная классика» | 535,1 | 34 | 563,5 | 33 | 509,9 | 31 | 531,1 | 32 | |
Суббрэнд (вертикальное растяжение в нижний ценовой сегмент) | Emporio Armani | Вторая линия прет-а-порте для более молодых и современных клиентов | 426,2 | 27 | 453,3 | 27 | 434,2 | 27 | 428,8 | 26 | |
Диффузный брэнд | Armani Collezioni | Растяжение родительского брэнда в сторону повседневной строгости и элегантности. Одежда и аксессуары для профессионалов | 314,3 | 20 | 315,1 | 19 | 302,8 | 19 | 305,1 | 18 | |
Суббрэнд | AJ|Armani | Джинсовая линия, основной акцент на экологические материалы и стильный дизайн | 182,6 | 11 | 217,1 | 13 | 248,1 | 15 | 262,2 | 16 | |
Функциональный брэнд | Jeans | | |||||||||
Суббрэнд | A/X Armani | Молодежная линия, наиболее дешевый брэнд в системе Armani | 114,1 | 7 | 120,5 | 7 | 111,4 | 7 | 118,6 | 7 | |
Диффузный брэнд | Exchange | | |||||||||
Другие брэнды | Armani Junior | Одежда для детей | . 17,2 | 1 | 21,1 | 1 | 25,4 | 1 | 24,5 | 1 | |
Armani Baby | Детская одежда | | |||||||||
Armani Casa | Домашняя линия | | |||||||||
Emporio Armani Caffe | Кафе | | |||||||||
Armani Fiori | Цветы | |
Примечание: данные [Giorgio Armani, 2004, p. 52].
Родительским брэндом является брэнд Giorgio Armani, первый по времени создания, использующий в качестве названия полное имя дизайнера. Статус брэнда Giorgio Armani, который определяется квинтэссенцией стиля дизайнера, высочайшим качеством, уникальными материалами и наиболее высокими ценами (мужской костюм — от 3 тыс. евро, вечернее платье — от 5 тыс. евро), оправдывает главные ожидания потребителя от покупки. Покупая одежду Giorgio Armani, потребители приобретают главным образом определенный стиль жизни, внешними проявлениями которого выступают сочетание элегантности и свободы, монохромная цветовая гамма, строгая красота классических линий и пропорций, лаконичность и отказ от всего случайного. «Роскошь, спокойствие, безмятежность — это олицетворение бутиков Giorgio Armani. Клиента обволакивает прекрасная современность, являющаяся по своей сути вечностью» [Giorgio Armani, 2002, p. 14]. По объему продаж брэнд Giorgio Armani является лидером — ему стабильно принадлежит более 30% (32% в
Брэнд Emporio Armani — вторая линия одежды прет-а-порте, которая создана для энергичных жителей мегаполисов, склонных носить повседневную (casual) одежду, стремящихся использовать элитарность имени Armani как статусный символ и самоидентификатор, — является растяжением вниз, необходимым для позиционирования в более низком ценовом сегменте по сравнению с Giorgio Armani. При этом статусность брэнда Emporio Armani поддерживается как самим названием (Империя Армани), так и ценой: костюм или платье стоят от 1 до 1,5 тыс. евро. Вторая линия одежды также дополнена «широким спектром доступной одежды: от повседневной до вечерней для молодых и современных» [Giorgio Armani, 2002, p. 22]. По объему продаж брэнд Emporio Armani занимает второе место — 26% в
Таблица 5. Бутики Armani Group
Название | Количество | Местоположение |
Giorgio Armani | 42 | Италия (7), Швейцария (1), Франция (1), Бельгия (1), Германия (4), США (11), Французские Антилы (1), Япония (12), Австралия (1), Китай (3) |
Armani Collezione | 5 | Италия (1), Франция (2), Япония (2) |
Emporio Armani | 46 | Италия (9), Швейцария (2), Франция (6), Бельгия (2), Швеция (1), США (10), Япония (11), Китай (3), Гонконг (2), Австралия (1) |
Armani Jeans | 6 | Италия (4), Япония (2) |
Armani Junior | 2 | Италия (2) |
Armani Casa | 6 | Италия (3), США (2), Китай (1) |
Armani Fiori | 2 | Италия (1), Китай (1) |
Giorgio Armani Accessori | 3 | Италия (1), Франция (2) |
Armani Jeans Caffe | 1 | Италия (1) |
Emporio Armani Caffe | 3 | США (2) |
Armani Nobu | 1 | Италия (1) |
Примечание: данные приведены по состоянию на 31 декабря
По утверждению самой компании, брэнд Armani Collezioni является «диффузной линией Giorgio Armani с безупречным дизайном строгой одежды, стильной спортивной одежды, верхней одежды и аксессуаров для профессионалов» [Giorgio Armani, 2002, p. 19]. Возникнув как реакция на подделки и копирование утонченного стиля Армани другими производителями, предлагавшими собственную версию костюмов Giorgio Armani, но на 20–30% дешевле оригинала, новая линия Armani Collezioni, стремительно запущенная на рынок, выбила у имитаторов почву из-под ног. Оригинал для потребителя по той же цене, что и подделка, оказался гораздо более выгодным вложением средств во внешний вид. Фактически Armani Collezioni — это экономически просчитанная элегантность и утонченность на каждый день для тех, кто видит в этом брэнде также и альтернативу роскоши Giorgio Armani. Имея сильную стилистическую связь с родительским брэндом, Armani Collezioni проводит иную ценовую политику: мужской костюм — от 2 до 2,5 тыс. евро, женское пальто — от 1,5 тыс. евро. Марочное имя Armani Collezioni (Коллекция Армани) также указывает на стилистические особенности этой одежды — тщательно подобранную сезонную коллекцию одежды. Продажи брэнда Armani Collezioni занимают 18% от общего объема оптовых продаж Armani Group.
Функциональной линией является брэнд AJ|Armani Jeans, который позиционируется как «молодая, современная и сексуальная линия одежды, целиком сфокусированная на технологии и экологии, где особое внимание уделяется экологически чистым тканям и материалам» [Giorgio Armani, 2002, p. 26]. Еще одним эпитетом, который активно используется Armani Group для описания стиля этой джинсовой линии, является английское слово «smart» в значении «модный, фешенебельный, интеллектуальный». Так что при потребительском выборе AJ|Armani Jeans речь идет не только о выборе функционально удобных экологических вещей, но и о привлечении интеллекта своих клиентов, способных оценить тонкий, присущий всей одежде от Armani дизайн и стиль. Основу линии, согласно названию AJ|Armani Jeans (Джинсы Армани), составляют джинсовая одежда, трикотаж, одежда свободного стиля с диапазоном цен от 200 до 500 евро. По объему продаж брэнд AJArmani Jeans занимает 16% в
Брэнд A/X Armani Exchange, использующий стилистические тенденции «уличной моды», позиционируется как «молодежная, трендовая линия, переосмысляющая стиль Armani через утонченное использование денима4 и элементы урбанистической моды» [Giorgio Armani, 2002, p. 30]. Ценовое позиционирование брэнда в системе Armani находится в низшем ценовом сегменте и варьируется от 50 до 250 евро за вещь. По объему продаж брэнд A/X Armani Exchange занимает 7% в
К остальным брэндам Armani Group относятся: Armani Junior — линия детской одежды; Armani Casa — «домашняя линия», предметы для украшения интерьера; Emporio Armani Caffe — фирменные кафе, сегодня расположенные только в США; Armani Fiori — цветочный магазин с уникальным флор-дизайном. Будучи экономически не слишком эффективными, эти брэнды, все вместе занимающие 1% от общего объема оптовых продаж группы, тем не менее создают эффект присутствия корпоративного брэнда Armani почти во всех областях секторах рынка «персонального украшательства».
Растяжение брэнда по всем категориям одежды, защищающее брэнд от копирования и имитации, четкое ценовое сегментирование (система брэндов) и географическая экспансия бутиков по всему миру позволяют брэнду Armani занимать лидирующие позиции в глобальном фэшн-бизнесе. Самому дизайнеру Джорджио Армани такая мощная позиция на фэшн-рынке позволяет занимать весьма нетрадиционный для творца пост председателя и управляющего директора группы.
Armani Group стремится расширить свое влияние не только в мире традиционных продуктов для фэшн-бизнеса, но и за его пределами. В
Еще об одном новом комбинированном брэнде в системе Armani было заявлено в конце
Следующим, весьма нетрадиционным, шагом в брэнд-строительстве Armani Group стало подписание в начале
Структура марочного портфеля в товарно-рыночном контексте
Второй важной составляющей анализа структуры марочного портфеля Armani Group является ее рассмотрение в товарно-рыночном контексте. По классификации, предложенной Аакером, в качестве брэнда-драйвера (driver brand) рассматриваются брэнды с ведущим, предопределяющим покупку мотивом (см.: [Аакер, Йохиштай-лер, 2003, с. 124–125]). Брэнд-драйвер побуждает принять решение о покупке. Идентичность этого брэнда сводится к тому, что′ потребитель в первую очередь ожидает получить от покупки, т.е. брэнд-драйвер делает ценностную заявку, являющуюся главной при принятии решения о покупке и оценке потребительского опыта. Чаще всего брэндом-драйвером выступает родительский или корпоративный брэнд. Поддерживающий брэнд (endorser brand) оказывает поддержку и придает надежность всему, что заявлено брэндом-драйвером [Аакер, Йохиштайлер, 2003, с. 123]. Поскольку организацию с ее людьми, культурой, ценностями обычно представляет брэнд-драйвер, то главная цель поддерживающего брэнда — еще раз убедить покупателя в том, что продукт действительно представляет обещанные выгоды, так как за данным брэндом стоит респектабельная, преуспевающая организация (в контексте фэшн-бизнеса — личность и креативные достижения дизайнера), чье имя может ассоциироваться только с качественным и престижным продуктом. Суббрэнды (sub-brands) — это брэнды, связанные с главным (родительским) брэндом, которые усиливают или модифицируют ассоциации с главным брэндом [Аакер, Йохиштайлер, 2003, с. 124]. Главный брэнд — основа референции, а суббрэнды расширяют ее, дополняя ассоциации, индивидуальность брэнда и даже силу, они также структурируют и уточняют предложение и эксплуатируют рыночные возможности. Одна из главных ролей суббрэнда — расширение главного (родительского) брэнда до необходимого нового сегмента. Определив роли брэндов в товарно-рыночном контексте, напомним, что все брэнды, входящие в марочный порфель Armani Group, также диверсифицированы и по категориям одежды, принятым в качестве классификации на фэшн-рынке: от кутюр, прет-а-порте де люкс, прет-а-порте и диффузные брэнды (табл. 6).
Таблица 6. Структура портфеля Armani Group в товарно-рыночном контексте
Категория | Брэнд-драйвер | Поддерживающий брэнд | Суббрэнды | Комбинированные брэнды |
От кутюр | Armani Prive | | | |
Прет-а-порте де люкс | Giorgio Armani | | | Mercedes-Benz CLK Giorgio Armani Design Car Armani Luxury Hotels & Resorts |
Прет-а-порте | | Emporio Armani Armani Casa | | Armani Fiori Armani Nobu |
Диффузные брэнды | | | Armani Collezioni AJ|Armani Jeans A/X Armani Exchange Armani Junior Armani Baby | Emporio Armani Caffe |
Конечно, комбинированные брэнды в марочном портфеле Armani Group не принадлежат к рынку дизайнерской одежды, однако соотнесение комбинированных брэндов с ценовой и репутационной составляющими традиционных для фэшн-рынка категорий в данном контексте возможно.
Третий элемент архитектуры брэнда — визуальное представление портфеля брэнда. Графическое изображение портфеля является наглядным представлением брэндов и контекстов рынка. Центральным графическим изображением брэнда выступает его логотип, который демонстрирует брэнд в его различных ролях и контекстах рынка. Так, логотип Giorgio Armani представляет белую надпись на черном фоне. Подобное графическое решение позволяет неофициально называть эту линию одежды «черным лейблом» Armani. Написание имени собственного, использованное для визуализации родительского брэнда, повторяется и в написании Armani Collezioni, здесь используется обратное графическое решение — черная надпись на белом фоне (т.е. «белый лейбл» Armani), и в написании остальных марочных имен, входящих в марочный портфель Armani Group. Таким образом, в визуальной презентации брэнда постоянно подчеркивается тесная связь с брэндом-драйвером, т.е. собственным именем дизайнера.
Анализ четвертого элемента архитектуры брэнда Armani, а именно роли в марочном портфеле на основе таких переменных, как темпы роста/доля рынка в приведенном примере невозможен в связи с недостачным количеством и качеством открытой финансовой и маркетинговой информации о деятельности Armani Group.
К основным задачам архитектуры брэнда относятся:
1. Создание эффективных и сильных брэндов. В его основе лежат предложения сильных брэндов, отвечающих запросам потребителей и цель которых — отстраивание (дифференциация) от конкурентов и прочные взаимоотношения с покупателями. Как и в случае с Armani, в этом часто помогают новые суббрэнды и комбинированные брэнды, даже несмотря на то, что из-за них существующая архитектура брэнда становится сложнее и дороже.
2. Распределение ресурсов на создание брэнда. Идентификация брэндов, способных играть роли в портфеле, — первый и основной шаг в ходе принятия решений относительно оптимального распределения ресурсов.
3. Создание синергии. Хорошо продуманная архитектура брэнда вырабатывает несколько источников синергии. Использование брэндов, составляющих марочный портфель Armani, в разных контекстах рынка — одежда, парфюмерия и косметика, цветы, мебель, кафе и рестораны, автомобиль, отели — повышает визуальное присутствие брэнда, создает и укрепляет ассоциации и в конечном итоге приводит к росту прибыли.
4. Достижение ясности товарного предложения. Система брэндов проясняет товарные предложения не только для потребителей, но и для специалистов компании, а также ее партнеров. В случае с марочным портфелем Armani брэнд Giorgio Armani имеет четкие позиции в категории роскоши, а, например, функциональный суббрэнд AJ|Armani Jeans благодаря дескриптору Jeans (джинсы) дает четкие указания на товарное предложение брэнда, сохраняя при этом мощную семантическую связь с родительским брэндом.
5. Повышение капитала брэнда. Одна из главных целей архитектуры брэнда — создание четкой структуры и дисциплины при использовании возможностей расширения брэнда. Особенностью дизайнерских брэндов является вертикальное расширение брэнда вниз, от категории от кутюр к категории диффузных брэндов. Последовательное, исторически подготовленное расширение позволило брэнду Armani в
6. Создание платформы для возможного будущего роста. Архитектура брэнда Armani несомненно ориентирована на будущее и поддерживает стратегическое продвижение в новые сегменты товарного рынка: автомобили, рестораны, отели.
Достижение целей эффективного управления системой брэндов обусловлено, по мнению Аакера [Аакер, 2003а, с. 293– 294], выполнением следующих требований:
· Использование общего имени для создания синергии. Набор брэндов в системе Armani Group связан единым марочным именем — Armani, при этом каждый из брэндов имеет разные идентичности, обусловленные различием товаров.
· Снижение ущерба идентичности брэнда. Различия между идентичностью брэндов, входящих в систему Armani Group, определяются именем брэндов, использующих дескрипторы в сочетании с корпоративным именем (например, Armani Exchange); четким позиционированием внутри системы; отдельными маркетинговыми коммуникациями, направленными на позиционирование брэндов в сознании потребителей и, наконец, принципами дизайна, использующимися для каждого брэнда (стиль, качество материала, концепция коллекции, образ, концепция бутика).
· Четкость в позиционировании брэнда. Цель системы брэндов — максимальное избежание двусмысленности и однозначное восприятиятие брэнда. Для системы Armani таким ядром позиционирования является авторский дизайн с личностью самого дизайнера.
· Содействие изменениям и адаптации. Все брэнды нуждаются в адаптации к изменениям в ответ на воздействие внешних сил. Система брэндов Armani позволяет управлять процессом так, чтобы изменения совершались своевременно и эффективно. Примерами могут служить история создания Armani Collezione как ответ на подделки родительского брэнда Giorgio Armani, а также растяжение брэнда и, конечно, создание комбинированных брэндов с автомобилем, принадлежащим к категории роскоши, и сетью отелей категории люкс.
Система брэндов, созданная Армани, распространяется сегодня почти на все категории продуктов, связанных в той или иной степени с дизайном (одежда, аксессуары, предметы домашнего обихода, гастрономический ресторан, автомобиль, отели). Последовательность в дизайне — вот ключевая особенность, объединяющая все брэнды, входящие в систему Armani. Самое же главное, по мнению самого дизайнера, — «вертикально интегрированный подход, когда мы самостоятельно контролируем все аспекты дизайна, производства, дистрибьюции и ритейла. Это самая правильная стратегия для долгосрочного процветания брэнда» [Business sense, 2004, p. 8]. Фактически в Armani Group весьма успешно функционирует система создания суббрэндов, иначе называемая брэндированным домом (Branded House) в терминологии Д. Аакера, когда портфель брэндов формируется вокруг родительского брэнда.
Gucci group
В качестве кейса, иллюстрирующего подход дома брэндов (house of brands), в котором в марочный портфель объединяются различные, исторически и стилистически не связанные между собой брэнды, рассмотрим Gucci Group. Созданная в самом конце ХХ в. (
Рис. 2. Структура Gucci Group Примечание: в % указана доля собственности Gucci Group в каждом брэнде.
История компании Gucci
Семейное предприятие Гуччио Гуччи по производству изделий из кожи было основано в
Создание Gucci Group
В новейшей истории компании исследователями выделяются три периода в развитии современной Gucci Group (табл. 7).
Таблица 7. Развитие Gucci Group
Период с 1995 по октябрь | Стабилизация брэнда Gucci | |
1 | 2 | |
Основные мероприятия | ||
Установление полного контроля над дизайном и производством фэшн-продуктов Gucci | Прекращение или выкуп более чем 100 лицензий на производство Сокращение продуктовой номенклатуры с 22 тыс. наименований продуктов до 7 тыс. Концентрация производства на 45 итальянских фабриках, формирование партнерских отношений Приобретение лицензии сроком на 20 лет на производство часов у Severin Montres Group за 170 млн долл., переименование компании в Gucci Timepieces | |
Установление контроля над дистрибьюцией | Выкуп франшиз на дистрибьюцию — Переход под прямой контроль бутиков Gucci в Бельгии, Италии, Испании, Корее и Тайване Выкуп долей в совместных предприятиях для получения мажоритарных прав по управлению бутиками в Сингапуре, Малайзии и Австралии | |
Создание сбалансированного продуктового портфеля для брэнда Gucci в категории роскоши | Новая стратегия в отношении одежды категории прет-а-порте: создание узнаваемой и модной одежды, которая станет драйвером имиджа и стиля жизни Gucci Для полного креативного контроля над линиями прет-а-порте компания выкупает все лицензии на производство женской одежды | |
Создание маркетинговой коммуникационной платформы для формирования люксового имиджа брэнда Gucci | Новая коммуникационная стратегия: скоординированная фокусная стратегия для трансляции единого, четкого и эффективного брэнд-сообщения по всему миру Коммуникационные инструменты: показы, специальные события, реклама, PR, визуальные дисплеи и Интернет Создание провокационных и скандальных рекламных сообщений Gucci — начало ренессанса имиджа брэнда | |
Создание условий для формирования уникального потребительского опыта при покупке | Новая концепция бутиков: создание нового потребительского опыта, «драматичного и хорошо узнаваемого» Все продукты Gucci представлены потребителям в эксклюзивной и пленительной манере На всех уровнях контакта с потребителем (флагманские магазины и бутики) используется единая мировая концепция визуального мерчендайзинга и дизайна торгового пространства | |
Том Форд как креативный директор | Изменение функций креативного директора брэнда: вовлеченность дизайнера не только в создание новых коллекций одежды, но и во все визуальные воплощения брэнда: интерьер бутиков, упаковка, маркетинговые коммуникации, образцы для оптовых продаж Т. Форд становится публичным лицом брэнда Gucci, являясь персонификацией ценностей и атрибутов брэнда | |
Период с ноября 1999 по июль | Мультибрэндовые поглощения | |
Основные мероприятия | ||
Создание Gucci Group — мультибрэндовой компании в категории роскоши | | |
Период с августа 2001 по апрель | Консолидация Gucci Group | |
Основные мероприятия | ||
Применение бизнес-модели Gucci ко всем брэндам, входящим в портфель Gucci Group | Сохранение автономии брэндов в сферах продаж и мерчендайзинга Единое управление брэндами на уровне группы в области коммуникаций, имиджа и финансов | |
Новая система управления ресурсами | Совершенствование и рационализация внутренних ресурсов брэндов, например: Sergio Rossi производит обувь для Yves Saint Laurent. Gucci производит изделия из кожи для YSL Gucci Timepieces производит часы для YSL и Boucheron YSL Beaute производит парфюмерию для Boucheron, Stella McCartney, Alexander McQueen | |
Централизованные функции Gucci Group | Риэлторская экспертиза в отношении расположения бутиков и флагманских магазинов Информационные системы Управление персоналом Создание новых продуктов, производство и логистика для брэндов Stella, McCartney, Alexander McQueen, Balenciaga Складская логистика в США Закупка сырья Закупка времени и пространства в СМИ |
Составлено по: [Gucci Group. Annual, 1999–2003; Moore, Birtwistle, 2005].
Иерархия брэндов
Каждый из брэндов, входящих в марочный портфель Gucci Group, управляется независимо. Однако существует общая концепция управления брэндами, опирающаяся на финансовые показатели каждого отдельно взятого брэнда. Выручка Gucci Group в
Таблица 8. Иерархия брэндов в марочном портфеле Gucci Group,
Позиция | Брэнд |
Основной брэнд | Gucci |
Следующий по значимости основной брэнд | Yves Saint Laurent |
Многообещающие брэнды | Boucheron, Sergio, Rossi, Bottega, Veneta, Bedat & Co |
Дизайнерские брэнды, подающие надежды | Stella, McCartney, Alexander McQueen, Balenciaga |
Источник: [Gucci Group. Management, 2002, p. 8].
Такая иерархическая структура марочного портфеля Gucci Group основана в первую очередь на финансовых показателях выручки отдельных брэндов, принадлежащих группе (табл. 9).
В течение 1999–2003 гг. брэнд Gucci — лидер по финансовым показателям, второе место по объему выручки занимал брэнд Yves Saint Laurent в совокупности с одноименными парфюмерно-косметическими продуктами.
Таблица 9. Выручка Gucci Group, 1998–2002 гг. (млн евро)
Брэнд | 1998 (долл.)* | | | | | |
Gucci | 1042,5 | 1127,1 | 1628,8 | 1700,1 | 1536,8 | 1522,4 |
Yves Saint Laurent | — | 7,2 | 105,7 | 101,2 | 146,4 | 154,2 |
YSL Beaute | — | 30,1 | 584,2 | 518,5 | 549,7 | 614,7 |
Другие операции | — | 9,4 | 147,9** | 254,6*** | 350,8 | 348,3 |
Междивизиональные операции | — | (0,0)**** | (5,3) | (9,3) | (39,4) | (52,5) |
Всего | 1042,5 | 1173,8 | 2461,3 | 2565,1 | 2544,3 | 2587,1 |
Примечания:
* Начиная с 1 февраля
** Sergio Rossi, Boucheron, Bedat & Co.
*** Sergio Rossi, Boucheron, Bottega Veneta, Bedat & Co., Stella McCartney, Alexander McQueen, Balenciaga.
**** В международной бухгалтерской практике отрицательные значения принято приводить в круглых скобках.
Источник: [Gucci Group. Annual, 2002, p. 52; Gucci Group. Financial, 2003, p. 4].
На позиции брэнда в иерархической структуре группы также влияет и объем выручки по категориям фэшн-продуктов (табл. 10).
Так, к категориям фэшн-продуктов, наиболее интенсивно в
В Gucci Group также четко были обозначены позиции, к которым стремятся брэнды, для группы в целом философия позиционирования была сформулирована следующим образом: «Выдающиеся брэнды и продукты», при этом для мягких товаров (soft goods), куда входит одежда, обувь, сумки, текстильные аксессуары, желаемыми позициями являются «ведущие позиции в индустрии»; для твердых товаров (hard goods), куда включены ювелирные изделия и часы, — «развитие этих видов бизнеса» [Gucci Group. Management, 2002, p. 8].
Для каждого брэнда, входящего в марочный портфель Gucci Group, четко описывались цели, к достижению которых в
Таблица 10. Выручка Gucci Group по категориям фэшн-продуктов, 2000–2002 гг.
Фэшн-продукт | | | | |||
млн евро | % | млн евро | % | млн евро | % | |
Изделия из кожи | 750,9 | 30,5 | 871,7 | 34,0 | 824,6 | 32,4 |
Обувь | 266,9 | 10,8 | 278,1 | 10,8 | 293,6 | 11,5 |
Одежда | 302,1 | 12,3 | 317,9 | 12,4 | 325,0 | 12,8 |
Парфюмерия | 427,8 | 17,4 | 391,7 | 15,3 | 398,7 | 15,7 |
Косметика | 141,7 | 5,8 | 146,1 | 5,7 | 160,2 | 6,3 |
Часы | 264,8 | 10,7 | 259,8 | 10,1 | 220,7 | 8,7 |
Ювелирные изделия | 86,0 | 3,5 | 110,3 | 4,3 | 126,7 | 5,0 |
Другое | 141,5 | 5,8 | 113,0 | 4,4 | 130,6 | 5,1 |
Роялти | 79,6 | 3,2 | 76,5 | 3,0 | 64,2 | 2,5 |
Всего | 2461,3 | 100,0 | 2565,1 | 100,0 | 2544,3 | 100,0 |
Источник: [Gucci Group. Annual, 2002, p. 52].
Во вторую очередь определялись цели, формирующие имидж брэндов. Так, например, для основного брэнда Gucci одна из целей в отношении брэнд-имиджа была сформулирована в отличной от остальных дизайнерских брэндов плоскости: «Поддерживать эксклюзивность брэнда, одновременно генерируя рост брэнда за счет дифференциации продукта при помощи техник «Сделанный по меркам» (Made-to-measure), «Сделанный на заказ» (Made-to-order) и «Ограниченный тираж» (Limited edition)» [Gucci Group. Management, 2002, p. 18].
Таблица 11. Цели брэнда Gucci,
| Цели |
Брэнд-имидж | Поддерживать Gucci в качестве символа современной моды и выдающегося качества Поддерживать эксклюзивность брэнда, одновременно генерируя рост брэнда за счет дифференциации продукта при помощи техник «Сделанный по меркам», «Сделанный на заказ» и «Ограниченный тираж» Усиление глобального присутствия с фокусом внимания на локального потребителя |
Сумки | Поддерживать лидерство в индустрии Удерживать существующую долю рынка Эксклюзивность: выпуск линий «Ограниченного тиража» и продуктов из редких, драгоценных сортов кожи |
Дорожные сумки и чемоданы | Капитализация сильной репутации Gucci как производителя изделий из кожи Представление продуктов из этой категории во всех магазинах Gucci, имеющих полный ассортиментный ряд |
Прет-а-порте | Дальнейшее развитие брэнд-имиджа и прибыльность Представление большей вариативности продуктов при помощи техник «Сделанный по меркам», «Сделанный на заказ» |
Обувь | Использование недостаточно разработанного потенциала Представление продуктов высшего качества и удобств, расширение стилей Капитализация новых прототипов, запускаемых в производство |
Ювелирные изделия | Запуск коллекции подписных вещей «Икона» (Icon) Развитие управляемой напрямую сети ювелирных магазинов |
Источник: [Gucci Group. Management, 2002, p. 18–19].
Техника «Сделанный по меркам» впервые была предложена постоянным клиентам Gucci в
Для второго по значимости в марочном портфеле Gucci Group брэнда Yves Saint Laurent цели на
Таблица 12. Цели брэнда Yves Saint Laurent,
| Цели |
Стратегия | Перезапуск Yves Saint Laurent и репозиционирование брэнда как ведущего и напрямую контролируемого брэнда прет-а-порте и аксессуаров Репозиционирование брэнда через четкое определение имиджа и значительные инвестиции в коммуникации, развитие продуктов брэнда и магазинов Адаптация новой бизнес-модели, сконцентрированной на прямом контроле имиджа продуктов и дистрибьюции брэнда Концентрация на линии Yves Saint Laurent Rive Gauche Оптимизация деятельности Yves Saint Laurent |
Прекращение продажи лицензии | |
Прямая дистрибьюция | Магазины, управляемые напрямую, и ключевые задачи: |
Определение имиджа и стиля | Новая ступень развития брэнда Yves Saint Laurent под креативным руководством Тома Форда Мировой успех в прессе новой коллекции Зоны ответственности Тома Форда: продукты рекламные кампании концепция магазинов коммуникационная деятельность |
Продукт | Концентрация на линии Yves Saint Laurent Rive Gauche, прямой контроль над производством: прет-а-порте для женщин прет-а-порте для мужчин сумки и изделия из кожи женская обувь мужская обувь шелковые изделия |
Запуск новых продуктов | Очки (Safilo) — единственная новая лицензия на производство Часы: использование потенциала часового подразделения Gucci Group в Швейцарии Ювелирные изделия: аксессуарная ювелирная линия для одежды (запонки, зажимы, булавки и т.п.) |
Источник: [Gucci Group. Management, 2002, p. 57–62].
Новая стратегия
Таблица 13. Основные финансовые показатели Gucci Group, 2004–2005 гг. (млн евро)
Финансовые показатели | Выручка | Операционный доход (Reccuring Operating Income) | EBITDA | |||
Брэнды | | | | | | |
Gucci Bottega Veneta Yves YSL Beaute | 1902,6 113,3 196,4 721,8 | 1806,3 159,7 162,0 610,0 | 537,7 (8,7) (79,9) 26,0 | 485,4 13,7 (65,8) 15,4 | 610,0 (0,5) (61,0) 55,2 | 549,6 22,2 (50,7) 37,2 |
Другие брэнды | 265,9 | 294,2 | (87,7) | (59,2) | (58,9) | (35,9) |
Luxury Goods | 3200,0 | 3032,2 | 387,4 | 389,5 | 544,8 | 522,4 |
Примечание:
* представлены консолидированные данные за 14 месяцев: с ноября
Источник: [PPR 2005, 2006, p. 45–47].
Стратегия развития подразделения PPR Luxury Goods (Gucci Group), принятая в
Таблица 14. Новая иерархия брэндов в марочном портфеле Gucci Group,
Позиция | Брэнд |
Драйверы прибыльности и внутреннего роста | Gucci Bottega Veneta Yves |
Брэнды, облегчающие доступ в новые сегменты рынка, а также дополнительная компетенция группы в области ювелирного искусства, часового производства, парфюмерии и косметики | Boucheron Gucci Group Watches YSL Beaute |
Долгосрочные перспективы роста, достижение точки безубыточности в | Sergio Rossi Alexander McQueen Balenciaga Stella McCartney |
Источник: [PPR 2005, 2006, p. 18–19].
Для каждого из брэндов Gucci Group были определены новые цели развития на период до
Таблица 15. Цели брэнда Gucci, 2004–2007 гг.
Реорганизация управления ( | Президент и управляющий директор Gucci Division — Марк Ли Креативные директора — Фрида Джанинни, женское прет-а-порте и аксессуары, и Джон Рей, мужское прет-а-порте |
Текущее положение | Брэнд-лидер, брэнд-звезда, генератор прибыли Прибыльность (gross margin): 30,5% в Количество собственных бутиков: 207 в |
Финансовые цели | Удвоение выручки (revenues) в течение 7 лет Увеличение прибыльности брэнда до 70% Сохранение высокого уровня инвестиций в маркетинг и коммуникации |
Исторически успешные продукты | Изделия из кожи и обувь |
Быстрорастущие товарные категории | Ювелирные украшения, часы, прет-а-порте |
Основные рынки | США, Япония, Азиатско-Тихоокеанский регион, Европа |
Приорететные новые рынки | Китай, Индия |
Ключевое событие | |
Составлено по: [PPR 2004, 2005; PPR 2005, 2006].
Таблица 16. Цели брэнда Bottega Veneta, 2004–2007 гг.
Управление | Креативный директор — Томас Майер ( |
Идентичность брэнда | Материалы высшего качества и ремесленное мастерство Уникальный дизайн мягких сумок, основанный на плетении из кожаных полос Стиль, не позволяющий логотипам находится на внешней, видимой части продуктов, а только внутри |
Основные продукты | Женские сумки, багаж |
Ассортимент | Обувь, одежда, аксессуары, ювелирные изделия, изделия из льна |
Текущее положение | Прибыльность: (0,2)% в Количество сотрудников: 536 в Количество собственных бутиков: 83 в |
Финансовые цели | Точка безубыточности — Увеличить годовой объем продаж до 200 млн евро к Увеличить количество собственных бутиков до 85 к |
География | Усиление глобального присутствия брэнда |
Составлено по: [PPR 2004, 2005; PPR 2005, 2006].
Таблица 17. Цели брэнда Yves Saint Laurent, 2004–2007 гг.
Реорганизация управления | Креативный директор — Стефано Пилати — назначен в марте Председатель и CEO — Валери Херманн — назначен в марте |
Репозиционирование | Продолжение деятельности по репозиционированию брэнда Сокращение лицензий — 9 в Инвестиции в сеть магазинов, находящихся под полным контролем группы Инвестиции в производство Рост объема продаж и улучшение финансовых показателей брэнда Расширение продуктового микса Сохранение исторического наследия брэнда |
Географическая экспансия | Новые бутики в Гонконге, Чикаго, Хиросиме, Барселоне и Сеуле ( |
Текущее положение | Новая система ценообразования Прибыльность: (32,4)% в Количество сотрудников: 929 в |
Составлено по: [PPR 2004, 2005; PPR 2005, 2006].
«Принцип Gucci» в отношении продуктового микса одноименного брэнда еще более упрочился в
Рис. 3. Объем продаж Gucci по продуктовым категориям в
Основанный как семейное предприятие по производству сумок в
Рис. 4. Объем продаж Bottega Veneta по продуктовым категориям в
Являясь по сути нишевым игроком на фэшн-рынке, брэнд Bottega Veneta смог занять стратегические позиции внутри Gucci Group, используя расширение брэнда в такие товарные категории, как прет-а-порте, аксессуары и ювелирные украшения. Безусловно, такому прорыву брэнда способствовали дистрибьюционная политика (в
Несмотря на то что в Gucci Group многое делается для развития брэнда Yves Saint Laurent (табл. 15), по результатам
Матричная структура портфеля
Основываясь на анализе целей и финансовых показателей брэндов, входящих в марочный портфель Gucci Group, а также факторе времени, которое необходимо для создания и развития дизайнерского брэнда, возможно предложить матричную структуру портфеля (рис. 5).
Рис. 5. Матричная структура марочного портфеля Gucci Group
В левом нижнем квадранте (I) расположены «развивающиеся» брэнды, к которым относятся Alexander McQueen, Stella McCartney, Balenciaga. Вошедшие в состав Gucci Group в
Находясь на стадии создания, развивающиеся брэнды, безусловно, являются рискованным предприятием для Gucci Group7, однако возможности, стоящие за коммерческим успехом этих дизайнерских брэндов при условии эффективного управления, позволяют (со временем) переместиться из квадранта I в квадрант III, туда, где сегодня располагается брэнд Gucci, главный генератор прибыли для Gucci Group.
Рассмотрим возможные сценарии движения брэндов по квадрантам.
Вариант 1. Медленный рост. Последовательное движение из квадранта I в квадрант II. Позиция в этом квадранте характеризуется зрелостью дизайнерского брэнда, т.е. в первую очередь историей существования на рынке и соответствующим позиционированием у потребителей. Практически все дизайнерские брэнды, созданные в периоды до и после Второй мировой войны благодаря временному фактору, находятся на стадии зрелости, при этом прибыльность этих брэндов может быть весьма различной. В ситуации Gucci Group, в квадранте II находится брэнд Yves Saint Laurent, испытывающий сегодня определенные финансовые трудности, связанные с покупкой брэнда у его создателя и репозиционированием. Из квадранта II движение брэнда продолжается в квадрант III, где к положительной репутации брэнда добавляется коммерческий успех, способность брэнда генерировать прибыль и формировать марочный капитал. Схематично этот сценарий представлен на рис. 6.
Вариант 2. Авантюра. Движение из квадранта I в заштрихованный квадрант, являющийся своеобразной «запретной зоной», так как именно здесь идентичности брэнда может быть нанесен значительный ущерб. Необходимо сделать оговорку, что в реальности на этапе создания дизайнерский брэнд практически никогда не бывает прибыльным, слишком велики начальные инвестиции. Единственно возможные предположения о том, какими могут быть причины, приведшие зарождающийся дизайнерский брэнд в заштрихованный квадрант, склоняются в сторону скандала или провокации, способствующих паблисити брэнда, а также теневых операций в сфере фэшн-бизнеса (например, отмыванию денег) и т. п. действий, ассоциации с которыми могут подорвать репутацию брэнда или дизайнера. Так, например, происходило с Джанни Версаче, когда в прессе появились обвинения об отмывании мафиозных денег через бутики Versace. Далее из заштрихованного квадранта дизайнерский брэнд попадает в квадрант III благодаря фактору времени, если он не умрет раньше из-за авантюризма владельцев (рис. 7).
Вариант 3. Эффективный менеджмент. Наиболее желательный сценарий для владельцев портфеля дизайнерских брэндов складывается тогда, когда благодаря эффективному менеджменту дизайнерский брэнд из квадранта I по диагонали перемещается в квадрант III (рис. 8). Управляя развивающимся брэндом, необходимо обращать пристальное внимание на временной фактор. Создание брэнда — генератора прибыли — требует значительного времени. Бернар Арно (владелец и CEO группы LVMH) называет такие брэнды «звездами», подчеркивая, что «некоторые брэнды, не принадлежащие LVMH, могут достичь звездности. Однако их менеджерам не стоит торопиться. Для этого нужно время. Но если удастся собрать воедино все элементы брэнда-звезды, то брэнд будет жить очень долго» [The Perfect Paradox, 2001, p. 123].
Таблица 18. Общие характеристики развивающихся брэндов Gucci Group (Alexander McQueen, Stella McCartney, Balenciaga)
Характеристика | Описание |
Партнерство | Креативные директора каждого брэнда являются акционерами Gucci Group |
Управление брэндами | Отдельные друг от друга и ясные: идентичность брэндов позиционирование менеджмент |
Стасус в Gucci Group | Новички |
Цели | Создание глобальных брэндов |
Продуктовая категория | Прет-а-порте (женские коллекции) Создание полного ассортиментного ряда |
Составлено по: [Gucci Group. Management, 2002].
Рис. 6. Медленный рост
Рис. 7. Авантюра
Рис. 8. Эффективный менеджмент
Предложенные сценарии развития дизайнерских брэндов в матричной структуре портфеля могут применяться как для брэндированного дома (кейс Armani Group), так и для дома брэндов (кейс Gucci Group).
Заключение
Анализ стратегий брэндинга на примере двух крупнейших игроков, Armani Group и Gucci Group, на мировом фэшн-рынке показал, что портфельный подход к управлению брэндами является весьма устойчивой и долгосрочной стратегией менеджмента. Использование матричной структуры марочного портфеля с постоянным контролем за такими переменными, как прибыль и время, позволяет компаниям в фэшн-бизнесе распределять роли и прогнозировать развитие для брэндов, входящих в портфель. В соответствии с выбранными ролями возможно определение условий и распределение ресурсов, необходимых для существования брэнда.
Достоинством предложенной в данной статье модели матричной структуры портфеля является совместимость модели и с моно- и с мультибрэндовыми принципами формирования самого портфеля. В качестве направлений для дальнейшего совершенствования предложенной модели могут выступать: определение условий для успешного перехода брэнда из категории «развивающийся брэнд» в категорию «генератор прибыли» и понимание закономерностей жизненного цикла дизайнерских брэндов.
Литература
Аакер Д., Йохимштайлер Э. 2003. Брэнд-лидерство: новая концепция брэндинга. М.: Издательский дом Гребенникова.
Андреева А. Н. 2003. Концепция портфеля дизайнерских брэндов в фэшн-бизнесе: постановка проблемы. Вестник С.-Петербургского ун-та. Сер. Менеджмент (2): 28–54.
Галлони А. 2003. Mercedes от Armani. Ведомости (9 октября): Б7.
Николаевич С. 2001. Последний император. Elle (октябрь): 252–270.
Элвуд Я. 2002. 100 приемов эффективного брэндинга. СПб.: Питер.
Aaker D. 2004. Brand Portfolio Strategy: Creating Relevance, Differentiation, Energy, Leverage and Clarity. Free Press: N. Y.
Aaker D., Joachimsthaler E. 2000. Brand Leadership. Free Press: N. Y.
Agins T. 2000. The End of Fashion: How Marketing Changed the Clothing Business Forever. HarperCollins Publishers/Quill: N. Y.
Best global brands. 2006. Business Week (August 7): 54–66.
Brand extension with Jacuzzi. 2004. Economist (February 28): 62.
Business sense. 2004. Economist (March 6): 45–61.
Dacin P. A., Smith D. C. 1994. The effect of brand portfolio characteristics on consumer evaluations of brand extensions. Journal of Marketing Research 31 (2): 229–242.
Fernie J., Moore C., Lawrie A., Hallsworth A. 1997. The internationalization of the high fashion brand: The case of central London. Journal of Product and Brand Management 6 (3): 151–162.
Forden S. G. 2001. The House of Gucci: a Sensational Story of Murder, Madness, Glamour and Greed. HarperCollins: N. Y.
Giorgio Armani Annual Report. 2002.
Giorgio Armani Annual Report. 2003.
Giorgio Armani Annual Report. 2004.
Giorgio Armani S. p. A. and EMAAR Properties PJSC to Launch a Worldwide Collection of Armani Luxury Hotels and Resorts. 2004. Press-release (22 February). Milan.
Gucci Group Annual Reports. 1999–2003.
Gucci Group. Full Year 2001. Financial Review.
Gucci Group. Full Year 2002. Financial Review.
Gucci Group. Full Year 2003. Financial Review.
Gucci Group. Management Presentation. 2002. April 11. N. Y.
Interbrand. 2006. Best Global Brands 2006. http://www.interbrand.com/best_brands_2006.asp
Lйvy B. 1995. Globalization and regionaliza-tion: Toward the shaping of a tripolar world economy? The International Executive 37 (4): 349–371.
Matthiesen I., Phau I. 2005. The Hugo Boss сonnection: Achieving global brand consistency across countries. Brand Management 12 (5): 325–338.
Mattlack C. 2005. Tighter belts are in fashion. Business Week (October 17): 54–55.
Mercedes-Benz and Giorgio Armani Announce Joint Cooperative Venture. 2003. Pressrelease (29 September). Milan.
Moore C.M., Birtwistle G. 2004. The Burberry business model — Understanding a brand renaissance. International Journal of Retail & Distribution Management 32 (8): 412–422.
Moore C. M., Birtwistle G. 2005. The nature of parenting advantage in luxury fashion retailing. The case of Gucci Group
NV. International Journal of Retail & Distribution Management 33 (4): 256– 270.
Moore C.M., Fernie J., Burt S. 2000. Brands without boundaries. The internationalization of designer retailer’s brand. European Journal of Marketing 34 (8): 919–931.
PPR 2004 Annual Report. 2005. Paris.
PPR 2005 Annual Results. 2006. March 9. Paris.
The Armani Group Announces Record Results for 2005. 2006. Press-release (12 April). Milan.
The perfect paradox of star brands. 2001. An interview with Bernard Arnault of LVMH by Suzy Wetlaufer. Harvard Business Review 79 (9): 116–123.
The 100 top brands. 2003. Business Week (August 4): 72–78.
The best global brands. 2001. Business Week (August 6): 67–73.
1 Фэшн-индустрию (или индустрию моды) традиционно формируют четыре сегмента: первичный (производители сырья, волокон, тканей, фурнитуры и специального производственного оборудования); фэшн-бизнес, или вторичный сегмент (дизайнеры и производители готового фэшн-продукта, преимущественно одежды); торговый, или ритэйл-сегмент (объединяет розничных продавцов фэшн-продукта, таких как бутики, специализированные магазины, торговые сети, универмаги и т. п.); вспомогательный сегмент (специализированные СМИ, рекламные и PR-агентства, фэшн-консультанты). © А. Н. Андреева, 2006
2 Диффузные брэнды (diffusion brands) — общее название для вторых, третьих и функциональных линий дизайнерских брэндов прет-а-порте (см. подр.: [Андреева, 2003, с. 39–40]).
3 Работа Джорджио Армани на мировую киноиндустрию — это одна из блестящих маркетинговых стратегий дизайнера. Не просто продакт-плейсмент одежды в кадре, а обязательное появление имени дизайнера в титрах фильма и последующий промоушн сотрудничества с дизайнером весьма отличают подход Армани к такому уникальному способу продвижения своего брэнда. Фильмография дизайнера говорит сама за себя: за 23 года (1980–2003 гг.) более 150 фильмов, среди которых «Улицы в огне» (Streets of Fire) (
4 Деним (denim) — сорт джинсовой ткани.
5 Первым дизайнерским фэшн-брэндом, вошедшим в новую для всего фэшн-бизнеса категорию отелей и курортов категории люкс, стал брэнд Versace. Отель Versace Palazzo был открыт в
6 RTW — ready-to-wear (английское выражение, обозначающее понятие «готовая одежда», синоним французского pret-a-porte).
7 Так, например, в
Дата публикации: 06.07.2009