Статья Московские музеи
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-29Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
Московские музеи
Перевезенцев С. В.
Московские музеи являются одними из крупнейших в мире собраний художественных и исторических раритетов. Значительный комплекс музеев, в фондах которых хранятся удивительные и редчайшие реликвии отечественной истории и культуры, находится в Кремле – Музеи Московского Кремля.
В начале XVI в. при московском великокняжеском дворе была создана Оружейная палата, которая ведала изготовлением, закупкой и хранением оружия, драгоценностей, предметов дворцового обихода. В XVII в. в Оружейной палате растили помещения для занятий художествами и ремеслами. В Иконной палате работали иконописцы и рисовальщики. В Золотой палате — золотых дел мастера и ювелиры, в Серебряной палате — серебряники. В Ствольном приказе — оружейники и мастера ствольного дела. В Оружейной палате в особых комнатах хранились государево оружие, а также полковые и государевы великие стяги. В обширной Палате Большой казны в огромных рундуках содержалось оружие, покрытое драгоценностями.
В Оружейной палате работали лучшие русские оружейники А. и Г. Вяткины, Н. Давыдов, ювелир Г.О. Овдокимов. Наиболее крупный иконописец XVII века — мастер царской Оружейной палаты Симон Федорович Ушаков (1626—1686), занимавший должность «царского изографа». За выдающиеся успехи он был пожалован дворянством. Самое раннее из наиболее известных произведений С. Ушакова — «Спас Нерукотворный» (
Реалистический стиль письма проявился в творчестве таких художников, как И. Владимиров, Г. Зиновьев, И. Максимов, Т. Филатьев, К. Уланов.
В
В Оружейной палате хранятся уникальные коллекции произведений русского, западноевропейского и восточного искусства V — XX вв.: царские троны, облачения царей и цариц, золотая и серебряная посуда, изделия, украшенные финифтью, чернью, гравировкой. В залах музей можно увидеть шитье золотом и жемчугов, оружие, доспехи, редчайшие книги, парадную конскую упряжь, кареты. Из наиболее редких экспонатов следует отметить шлем князя Ярослава Всеволодовича (кон. XII — нач. XIII вв.), рязанские бармы (XII в.), сабли КМ. Минина и князя Д.М. Пожарского.
В Оружейной палате Кремля не одно столетие хранятся предметы парадного придворного церемониала, знаки монархической власти — регалии. Полностью комплекс русских регалий составляется к XVII в., отражая вместе с пышными придворными церемониями формирование самодержавной власти. Для царя Михаила Федоровича изготавливают «государев Большой наряд». Золотой чеканный венец украшен белыми, голубыми и золотыми эмалями и драгоценными камнями. На державе помещено чеканное изображение сцен из жизни библейского царя Давида, — как напоминание о мудром и справедливом правителе. Скипетр был составлен из трех соединенных между собой частей, покрытых эмалями и драгоценными камнями. Золотая цепь царя Михаила Федоровича, хранящаяся в Оружейной палате, состоит из 88 колец, на лицевой стороне которых начертаны 214 слов: молитва и полный титул царя.
В
С
В комплекс кремлевских музеев входят также Благовещенский, Архангельский и Успенский соборы, церковь Ризоположения. Благовещенский собор, построенный в 1484–1489 гг. псковскими мастерами, поначалу был трехглавым, а в
В обработке стен Архангельского собора, построенного в 1505 — 1508 гг., широко использованы мотивы зодчества итальянского Возрождения — ордерные пилястры с растительным орнаментом, «раковины» в закомарах, многопрофильные карнизы. На стенах собора сохранилась роспись XVII века, исполненная мастерами Яковом Казанцом, Степаном Рязанцем, Иосифом Владимировым и другими. В 13-тиметровом резном деревянном позолоченном иконостасе — иконы XV–XVII вв. Архангельский собор знаменит и тем, что долгие годы служил усыпальницей русских великих князей и царей.
Начало Третьяковской галерее — крупнейшему ныне в мире собранию русского искусства — было положено в мае
Третьякову удалось собрать портретную галерею знаменитых соотечественников, в которую вошли портреты, исполненные по его заказу художниками Н. Невревым, Н. Ге, В. Перовым, И. Репиным, И. Крамским и другими. Позднее Павел Михайлович стал приобретать картины русских художников XVIII — первой трети XIX вв. — Ф. Рокотова, Д. Левицкого, В. Боровиковского, О Кипренского, В. Тропинина и других.
Старый дом Третьякова, уже не вмещавший новых приобретений, был перестроен архитектором А.С. Каминским, и с
31 августа
В 1890-е гг. галерею посещали до 150 тыс. человек ежегодно. После кончины П.М. Третьякова в
В 1900–1905 гг. бывший жилой дом П.М. Третьякова был обрамлен декоративным фасадом, исполненным по проекту художника В.М. Васнецова в русском стиле с кокошником, на котором изображен московский герб.
После
В
Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, открытый в 1912 году, ныне представляет собой второе, после Эрмитажа, собрание зарубежного искусства с древнейших времен до XX века. История основания музея, который при открытии был именован Музеем изящных искусств императора Александра III, это история истинного подвижничества во имя русского просвещения.
Основатель музея Иван Владимирович Цветаев (1847–1913) на протяжение двадцати пяти лет настойчиво осуществлял свою мечту — учреждение музея, который бы знакомил русскую публику с западным искусством и культурой. И.В. Цветаев был признанным знатоком искусства, профессором Варшавского, Киевского, а с
В
В
Но строительство здания затягивалось по причине постоянной нехватке средств. И здесь И.В. Цветаеву неоценимую помощь оказал Юрий Степанович Нечаев-Мальцев, вложивший в общее дело около 2, 5 миллионов рублей. И лишь после смерти Нечаева-Мальцева в
31 мая
Незадолго до этого произошло событие, сразу же выдвинувшее Музей изящных искусств в разряд первоклассных музеев мира. Дело в том, что в
После
Сегодня в картинной галерее музея выделяются ценные собрания полотен Рембрандта, Я. Йорданса, П. Рубенса, А. ван Дейка, Н. Пуссена, А. Ватто, Ж.Л. Давида, К. Коро, Г. Курбе. Музей обладает одним из лучших в мире собраний произведений французских импрессионистов и постимпрессионистов К. Моне, К. Писсаро, О. Ренуара, В. ван Гога, П. Гогена, П. Сезанна, а также произведений А. Матисса и П. Пикассо. В Отделе гравюры и рисунка содержатся богатые коллекции зарубежной и отечественной графики. С
В течение многих лет в Музее изобразительного искусства проходят выставки произведений зарубежного искусства. С
В 1872 году по инициативе Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии открылся Политехнический музей, который современники назвали «первым русским народным университетом». Основой фондов музея составили материалы политехнической выставки 1872 года. Московская городская дума выделила под строительство здания Политехнического музея участок на Лубянской площади. Это здание строилось тридцать лет: центральная часть, выполненная в «русском стиле» по проекту архитектора А.И. Монигетти, была завершена в 1877 году; правое крыло, также выполненное в «русском стиле» по проекту архитектора Н.А. Шохина, закончено в 1896 году; левое крыло (стиль «модерн») — в 1907 году.
Ныне в Политехническом музее насчитывается свыше 150 фундаментальных коллекций, включающих более 120 тыс. единиц хранения: — коллекции микроскопов, стальных пишущих перьев, пишущих машинок, приборов измерения времени, автомобилей и др. Широко используются подлинники, действующие макеты, диорамы.
Крупнейшим в Москве собранием исторических раритетов является Государственный Исторический музей. Он был основан в 1872 году как Императорский Российский Исторический музей, целью которого стало собирание «разнородных предметов древности и старины». Памятником архитектуры является здание музея, построенное в русском стиле в 1875–1883 гг. по проекту архитекторов В.О. Шервуда и А.А. Семенова, и прекрасно вписавшееся в ансамбль Красной площади. В 1883 году открылись первые 11 залов музея с более чем тремя тысячами экспонатов. Исторический музей обладал богатейшей археологической коллекцией, особые залы посвящались памятникам Херсонеса и Кавказа, греческим поселениям Причерноморья, Великому Новгороду и Пскову, Владимиро-Суздальскому княжеству. Хронологически экспозиция охватывала период с древнейших времен до XVI века.
После
Музей истории Москвы, созданный в
В 40–80-гг. XX века в Москве был основан ряд военно-исторических музеев (Центральный музей Советской Армии, Музей-панорама «Бородинская битва»), мемориальные музеи П.Д. Корина, С.П. Королева, Мемориальный музей космонавтики. Возникли новые художественные музеи — Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, музеи Кремля, заповедниками были объявлены Андроников и Новодевичий монастыри, усадьба Коломенское. В Центральном музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева собираются, исследуются, реставрируются и хранятся памятники древнерусского искусства X–XVII вв., в том числе уникальное собрание русских икон и фресок. Уникальный Музей музыкальной культуры им. М.И. Глинки имеет в своем собрании около 800 000 единиц хранения, в том числе редкие музыкальные инструменты, рукописи русских и зарубежных классиков, эскизы декораций и костюмов для музыкальных постановок. Музей имеет филиалы — музеи-квартиры А.Б. Гольденвейзера, Н.С. Голованова, Ф.И. Шаляпина, С.С. Прокофьева.
В конце 1980-х — 1990-е гг. в Москве стали организовываться частные и муниципальные галереи, начали создаваться музеи на основе частных коллекций — Музей личных коллекций на правах отдела Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Открыты Малый Манеж, музей Современного искусства, картинные галереи художников А.М. Шилова, К.А. Васильева, картинная галерея современного искусства на Петровке, Пушкинский музей на ул. Пречистенке и др.
С
История Мемориала Победы на Поклонной горе уходит в первые послевоенные годы: решение о строительстве Памятника Победы на Поклонной горе было принято в
В марте
Мемориал Победы строился и открывался в три этапа. 9 мая 1993 года в художественной галерее открылась первая выставка «Защитники Отечества». 9 мая 1994 года открылись для посетителей Зал Славы, Зал Памяти, военно-историческая экспозиция. В день 50-летия Победы, 9 мая 1995 года, торжественно открылся весь комплекс Мемориала Победы на Поклонной горе, Главный монумент Победы и храм Святого Георгия Победоносца. 56 президентов и руководителей стран всего мира почтили своим присутствием его торжественное открытие.
Здание музея внешне представляет собой в плане куб, стоящий на семи круглых, облицованных серым гранитом основаниях, в которых размещены диорамы основных сражений Великой Отечественной войны и кинолекционный зал на 200 мест. Здание музея увенчано большим куполом с пятнадцатиметровым четырёхгранным шпилем наверху, покрытыми красной медью. Вместе со зданием музея смонтирована художественная галерея, стоящая на пилонах, облицованных плитами из белого мрамора. На прямоугольных возвышениях по краям здания художественной галереи наверху стоят конные статуи «Вестницы победы», трубящие в золоченые трубы (вес каждой статуи — 12 тонн).
Главный монумент Победы (проект З. Церетели) представляет собой классическую трехгранную стелу, высотой 141,
Центральный зал всего Мемориала Победы — Зал Славы. Он предназначен для увековечения имен Героев Советского Союза, получивших это звание за подвиги, совершенные в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. На белоснежных мраморных пилонах отчеканены латунью имена 11 800 Героев Советского Союза и Героев Российской Федерации. Центральное сооружение зала — бронзовая скульптура «Солдат-победитель» на гранитном постаменте (скульптор В.И. Зноба). У подножья постамента положен меч. Под куполом зала — барельефы городов-героев. Обрамляет купол лавровый венок, символизирующий торжество Победы, в центре купола — красочный орден Победы. В Зале Славы проводятся торжественные военно-патриотические мероприятия: прием воинской присяги, посвящение в суворовцы и др.
Зал Памяти предназначен для увековечения и почитания памяти защитников Отечества, погибших и пропавших без вести. Тишину в Зале Памяти обеспечивают звукопоглощающие блоки из базальтового волокна, обернутые стеклотканью. На стенах зала установлены притушенные светильники в виде поминальных свечей. В центре Зала Памяти скульптурная группа “Скорбь”, выполненная из белого мрамора (автор — Л. Кербель, резчики по мрамору — П.А. Носов, А.П. Носов, И.Т. Круглов). В Зале Памяти звучит минорная музыка, чаще всего “Реквием” Моцарта, стук метронома.
На территории Мемориала Победы постоянно действует экспозиция “Путь к Победе”, художественная галерея, шесть диорам, посвященные основным сражениям войны. В аллеях парка — выставка “Оружие Победы”, представляющая боевую технику и фортификационные сооружения времен войны, Мемориальный Православный храм Св. Георгия Победоносца, “Памятник Пропавшим без вести”, “Дерево Президента”, Памятный знак “Дух Эльбы”, Скульптурная композиция «Трагедия народов», Памятник “Защитникам Земли Российской”, Мемориальная Синагога, Мемориальная Мечеть.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru