Статья Москва. Две столицы Духовное величие
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-29Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
Москва. Две столицы: Духовное величие
Перевезенцев С. В.
В России всегда было так — город, претендующий на звание столицы, обязательно должен был исполнять роль не только политического, но и духовного, религиозного центра. Не случайно еще в годы феодальной раздробленности в каждом значительном стольном городе обязательно строился величественный собор, представляющий собой не только архитектурный, но и религиозно-политический центр города и всего княжества. Не была случайной и борьба князей за устройство в их городах отдельных епархий, также подчеркивающих определенную политическую самостоятельность княжеств. Столь же большое значение и князья, и простые жители городов придавали своим местным святыням — иконам, святым, монастырям, другим символам святости. Ибо все эти символы опять же свидетельствовали о независимости и, в то же время, духовной значимости того или иного города в жизни Руси.
И Москва, став столицей великого княжества Владимирского, сразу же стала претендовать на значение религиозного центра Русских земель. При великом князе Иване Калите, а затем и при всех других московских великих князьях и царях в Москве строилось множество монастырей, соборов, храмов. А в ближайших подмосковных землях духовной оградой становились знаменитые обители — Троице-Сергиева в Сергиевом Посаде, Саввино-Сторожевский в Звенигороде, Владычный и Высоцкий в Серпухове, Ново-Иерусалимский на Истре, Ферапонтов Лужецкий в Можайске, Иосифо-Волоцкий в Волоколамске, Николо-Угрешский и многие другие монастыри.
Петр I, основав Санкт-Петербург, также уделял большое внимание духовному значению новой столицы России. Петропавловский и Троицкий соборы, Александро-Невская лавра положили начало церковному строительству в городе. При потомках Петра в небеса вознеслись высокие шпили и купола Свято-Иоанновского монастыря, Исакиевского, Никольского Морского, Смольного, Преображенского, Владимирского, Воскресенского и многих других соборов.
И не могло быть иначе. Столица России — это всегда обитель русской святости и русской церковности.
Москва всегда ассоциировалась в сознании русских людей с храмами, недаром и прозвали ее “златоглавой”. А.С. Пушкин в “Евгении Онегине”, описывая Москву, прежде всего, вспоминает ее храмы:
Как жар, крестами золотыми
Горят старинные главы...
Да и иностранные гости не могли не обратить внимание на эту московскую особенность. Так, Павел Алеппский, архидиакон, секретарь антиохийского патриарха Макария, писал в XVII веке: “Город виден за 15 верст, восхищая взор своею красотою и величием, своею возвышенностью, множеством башен и стройных куполов церковных, сверкающих золотом…” И далее: “Всего больше нас донимал колокольный звон, от гула которого дрожала земля, .. ибо в этом городе несколько тысяч церквей…”. А в XVIII веке графа Луи-Филипп Сегюра восхищали “тысячи золоченых церковных глав, пестрота колоколен, ослепляющих взор отблеском солнечных лучей”.
Естественно, что русские люди гордились своей древней златоглавой столицей. Большой знаток и патриот Москвы, писатель и историк Н.М. Загоскин однажды привез своего друга на Воробьевы горы и, с замиранием сердца, восклицал: “Ну что... что скажете милый? Какова наша Белокаменная-то с золотыми маковками?.. Смотри, смотри!.. Ну, Бога ради, как же настоящему-то русскому человеку не любить Москвы?.. Иван-то Великий как высится... Господи! Вон направо-то Симонов монастырь, вон глава Донского монастыря влево...” И, вытирая слезы радости, спросил: “Ну, что, бьется ли твое русское сердце при этой картине?”
И все это неслучайно. Ведь именно с образом храма в русском сознании отождествляется идея добра, света, красоты и... сердца, как хранительницы всего Божественного. Недаром П.В. Флоренский однажды заметил, что православный храм — это символ света, “сердце религиозной жизни” православного люда. Потому и славилась издревле Москва “сорока сороками” церквей, а “малиновый звон” их колоколов приезжали послушать из самых дальних уголков России.
***
Крупнейший и самый значительный монастырь в Московской земле — Троице-Сергиева лавра. Этот мужской монастырь был основан преподобным Сергием Радонежским в честь Святой Троицы в
История монастыря тесно связана с историей России. Ученики и последователи преподобного Сергия основали многие обители, ставшие средоточием духовных сил русского народа
В XIV–XX вв. Троице-Сергиев монастырь играл выдающуюся роль в отечественной истории, являлся центром духовной жизни России. Основатель монастыря преп. Сергий Радонежский почитается как великий подвижник Земли Русской и великий русский святой. В обители трудились духовные писатели Епифаний Премудрый, Пахомий Логофет, преп. Максим Грек, Авраамий Палицын. Иконописец преподобный Андрей Рублев для монастыря создал свое величайшее творение — икону «Святая Троица».
В Смутное время монастырь явился оплотом русского национального сопротивления захватчикам. В 1608–1610 гг. монастырь выдержал 16-месячную осаду польско-литовских войск. Игумен монастыря Дионисий и келарь Авраамий Палицын способствовали тому, чтобы обитель стала центром сопротивления иноземцам, они рассылали грамоты с призывом к борьбе с поляками. С
Троице-Сергиева Лавра была и остается важным центром духовного образования. В
После Октябрьской революции имущество лавры было национализировано, рака с мощами Сергия вскрыта, в монастыре был создан Государственный музей-заповедник. Деятельность Лавры была восстановлена в
В соборном Троицком храме находится древний чудотворный образ Святой Троицы, украшенный золотом и драгоценными камнями, список иконы Рублева, хранящейся в Третьяковской галлерее. Из сокровищ и святынь ризницы можно отметить золотой крест с камнями, присланный Сергию константинопольским патриархом Филофеем, деревянные священные сосуды Сергия, ризы Сергия и Никона, дары русских и иноземных правителей и знатных лиц.
В храмах и на кладбищах Лавры похоронено множество замечательных людей России: у стен монастыря похоронены царь Борис Годунов с семьей, на кладбище погребены князь Трубецкой, освобождавший вместе с Пожарским Москву, Прокопий Ляпунов и многие знатные фамилии и роды России.
Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры сложился в XV–XIX вв. Первая каменная постройка — собор во имя Святой Живоначальной Троицы (
В 1559–1585 гг. построен собор в честь Успения Пресвятой Богородицы — величественный пятиглавый пятистолпный храм, повторяющий формы Успенского собора Московского Кремля. В 1540–1550 гг. монастырь был обнесен каменными стенами с 12 башнями. В XVII в. в обители построили трапезную с храмом преп. Сергия Радонежского (1686–1692 гг.), надвратный храм в честь Рождества Иоанна Предтечи (1693–1699 гг.), больничные палаты с храмом во имя преп. Зосимы и Савватия (1635–1638 гг.). В XVIII в. на территории монастыря были основаны храмы во имя преп. Михея Радонежского (1734), в честь Смоленской иконы Божией Матери (1745–1748 гг.), а также пятиярусная колокольня, высотой 88,
В XVI–XIX вв. вокруг Лавры основано несколько монастырей и скитов. Спасо-Вифанский монастырь основан в
В
***
На территории Москвы и ближайшего Подмосковья ныне располагается около 40 действующих монастырей. Самый древний московский монастырь — Свято-Данилов, основанный в
В XIV–XVI вв. Данилов монастырь находился в запустении, ибо еще великий князь Иван Данилович Калита перевел монашескую братию на княжеский двор в Кремль. В
После того, как в
Новоспасский в честь Преображения Господня мужской монастырь ведет свою историю от Спасского монастыря, основанного в Московском Кремле в
Нынешний облик Новоспасского монастыря сложился в XVII–XIX вв. Центральный Спасо-Преображенский собор (1645–1649) построен по образцу Успенского собора Московского Кремля — пятикупольный, четырехстолпный, трехапсидный. В подклети собора — усыпальница рода Романовых с храмом преподобного Романа Сладкопевца. До
В конце XVIII в. была построена церковь Знамения Божией Матери как усыпальница князей Черкасских и графов Шереметевых и четырехъярусная надвратная колокольня. В северо-восточном углу монастыря расположен храм св. Николая Чудотворца (
Донской монастырь был основан в
На Старом и Новом кладбищах Донского монастыря покоятся останки выдающихся деятелей русской культуры П.Я. Чаадаева, С.Н. Трубецкого, И.И. Дмитриева, О.И. Бове, В.О. Ключевского, В.Г. Перова, В.А. Серова, Н.Е. Жуковского и многих других.
Сретенский монастырь возник на месте встречи (сретения) в конце XIV века чудотворной иконы Владимирской Божией Матери, доставленной в Москву из Владимира. Главный собор монастыря в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери был построен в
Женский Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь был основан в
Смоленский собор строили в течение 14 месяцев и закончили к престольному празднику 28 июля
Основные здания Новодевичьего монастыря построены при деятельном участии царевны Софьи. В
В некрополе Новодевичьего монастыря погребены многие выдающиеся люди России. В подклете Смоленского собора покоятся останки представителей известных княжеских родов: Воротынских, Голициных, Барятинских, Кубенских, бояр Дашковых. На территории монастыря похоронены герой Отечественной войны 1812 года, поэт Д.В. Давыдов, историки С.М. Соловьев и М.П. Погодин, археолог граф А.С. Уваров, философ В.С. Соловьев, генерал А.А. Брусилов. В годы советской власти сюда были перенесены с уничтоженных кладбищ останки Н.В. Гоголя, А.С. Хомякова, Н.М. Языкова, С.Т. Аксакова, А.П. Чехова. В те же годы на новом кладбище за южной стеной были похоронены видные деятели советского государства, культуры, военные.
С
Новоиерусалимский Воскресенский Истринский монастырь был основан патриархом Никоном в
Строительство главного каменного храма, Воскресенского собора, началось в
Вторично Воскресенский собор погиб в 1941 году — его взорвали отступающие немецко-фашистские войска. Но в послевоенные годы собор вновь восстановили. С 1994 года в Новом Иерусалиме возобновилась монашеская жизнь.
Иосифо-Волоколамский Успенский монастырь основанв
***
Главный собор столицы и всей России сегодня — это храм Христа Спасителя.
Манифест о сооружении в Москве храма во имя Христа Спасителя был подписан императором Александром I в праздник Рождества Христова 25 декабря
Новый император Николай I в 1827 году принял решение остановить затянувшееся строительство, руководствуясь не только экономическими, но и вероучительными мотивами, ибо проект Витберга не отвечал канонам православия. Для храма было выбрано новое место — у Пречистенских ворот на левом берегу Москвы-реки, на месте древнего Алексеевского монастыря. В сентябре
26 мая 1883 года храм на заново отделанной гранитной набережной был освящен в присутствие императора Александра III. В древней столице в небеса вознесся четырехстолпный, пятиглавый собор, который стал крупнейшим церковным сооружением Москвы — высота до креста центральной главы составляла
Храм Христа Спасителя отличался не только своими размерами, но и глубочайшим религиозно-символическим значением. Главный престол храма был посвящен празднику Рождества Христова. На стенах храма был размещен своеобразный пантеон русских святых, заступников Святой Руси — Александр Невский, Даниил Московский, Сергий Радонежский и др. Среди горельефов были изображения чудотворных икон Божией Матери — Владимирской, Смоленской, Иверской. Кроме того, были изображены сюжеты, связанные с христианскими праздниками, приходящимися на дни решающих сражений Отечественной войны. В стены были вделаны мраморные доски с различными историческими текстами времен Отечественной войны, перечислением полков и командующих, именами убитых и награжденных.
В 1912 году у храма Христа Спасителя был открыт памятник императору Александру III (архитектор А.Н. Померанцев, скульптор А.М. Опекушин), снесенный в 1918 году. 5 (18) ноября 1917 года в храме Христа Спасителя Патриархом Московским и всея Руси был избран Тихон, до того бывший до того митрополитом Московским и Коломенским. Но уже через несколько лет, 5 декабря 1931 года, храм Христа Спасителя был взорван…
Народное движение за восстановление храма Христа Спасителя началось в конце 80-х годов. Был создан Комитет по возрождению храма, который возглавил известный русский писатель Владимир Алексеевич Солоухин, начался сбор средств. В 1994 году Правительство Москвы, поддерживая стремление москвичей и по инициативе Мэра столицы Ю.М. Лужкова, приняло решение о воссоздании храма в прежних архитектурных формах. Первый камень в основание храма был заложен уже 8 января 1995 года, а ровно через год, к Рождеству 1996 года были возведены основные несущие конструкции (проект архитекторов М.М. Посохина, А.М. Денисова, инженера В.И. Фадеева и др.).
Заново построенный храм Христа Спасителя изначально создавался как главный центр церковной жизни Московской патриархии. Помимо главного храма, посвященного Рождеству Христову, здесь же устроен храм Преображения Господня с приделами, восстанавливающими посвящения престолов некогда снесенного Алексеевского монастыря. Вблизи набережной Москвы-реки сооружен деревянный шатровый храм-часовня во имя иконы Божией Матери «Державной» (архитектор А.Б. Барабанов). В стилобатной части разместился зал Церковных Соборов Русской Православной Церкви, зал заседаний Священного Синода, музей памяти павших в Отечественной войне 1812 года, другие административные помещения.
Строительство уникального комплекса храма Христа Спасителя было выполнено всего лишь за шесть лет! 19 августа 2000 года в праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Алексий II в присутствии иерархов многих православных церквей мира, руководства России и Москвы, при стечении огромного количества православных мирян освятил храм Христа Спасителя в Москве.
В 1555–1561 гг., в честь взятия Казани на Красной площади, возле кремлевского рва был построен величественный собор Покрова Пресвятой Божией Матери (Покровский собор, что на Рву). Строили его русские зодчие Барма и Посник, впрочем, сообщения о них столь глухи, что, возможно, это было одно и тоже лицо.
Первоначально на месте Покровского собора была заложена церковь Троицы — будущий придел к Покровскому собору. Согласно задания строителям, новый каменный собор должен был состоять из 8 отдельных церквей, символизирующих дни решающих боев за Казань. Строители собора творчески истолковали задачу, создав оригинальную композицию. Между четырьмя осевыми столпообразными церквями они расположили четыре, меньшие по высоте. Те и другие увенчивались луковичными главами. Все восемь церквей сгруппированы вокруг возвышающейся над ними девятой столпообразной Покровской церковью, завершенной шатром с маленькой главкой. Все церкви объединены общим основанием, обходной и первоначально открытой галереей, внутренними сводчатыми галереями. Храм был выстроен из кирпича, а фундамент, цоколь и ряд деталей — из белого камня.
Таким образом, строителя храма удалось собрать в одном храме, фактически, восемь церквей. Поэтому покровский собор изначально имел восемь приделов: церкви Живоначальной Троицы, Входа в Иерусалим, Николая Великорецкого, Киприана и Иустины, Трех патриархов Константинопольских, Варлаама Хутынского, Александра Свирского, Григория Великой Армении.
Покровский собор — уникальное сооружение-монумент, своего рода памятник славы Русского государства, воплощающий идеи «храма-города», «Небесного Иерусалима».
Но в историю России Покровский собор вошел под именем собора Василия Блаженного, по имени московского юродивого, похороненного еще в
В
Богоявленский собор в Елохове, после закрытия или уничтожения других соборов в годы советской власти, с 1930-х гг. считался патриаршим кафедральным храмом. Собор был построен в конце XVIII — начале XIX вв. на месте древнего подмосковного села Елохово, в котором, по преданию, родился московский святой, юродивый Василий Блаженный. Композиция собора складывается из храма, трапезной и колокольни. Храм сооружался в 1835–1845 гг. по проекту Е.Д. Тюрина, выполненному в стиле позднего ампира. Над храмом возвышается пятиглавие с массивной купольной ротондой в центре. В оконных простенках купольной ротонды помещены парные ионические колонны. В Богоявленском храме находится великолепный резной иконостас, сочетающий формы классицизма и барокко. Лепная отделка интерьера, настенная роспись и позолота иконостаса выполнены в
Трапезная собора принадлежит предшествующей церкви, возведенной в 1722–1731 гг. на средства царевны Прасковьи Ивановны, дочери царя Ивана V Алексеевича. Именно в этой церкви в
Главными святынями собора считаются чудотворная икона Казанской Божией Матери и святые мощи митрополита Московского Алексия.
Храм Троицы в Никитниках был построен купцом Г. Никитниковым в 1631–1634 гг. Эта пятиглавая церковь выделяется среди иных московских церквей своим насыщенным и разнообразным архитектурным декором, выразительной пластикой. Сам храм расположен на высоком подклете, а в церковь ведет высокое многоступенчатое крыльцо, украшенное каменной резьбой и увенчанное шатром. Иконостас выполнен в 1640-е гг. московскими и ярославскими резчиками. Иконы и хорошо сохранившиеся росписи, видимо, принадлежат творчеству лучших иконописцев Оружейной палаты: Я. Казанцу, И. Владимирову, Г. Кондратьеву и С. Ушакову. В церкви хранится список чудотворной иконы Грузинской Божией Матери, выполненный в
Церковь Покрова Богородицы в Филях — уникальный памятник московского зодчества. Возникновению храма предшествовала трагическая история. Во время стрелецкого бунта
Храм считается образцом московского или “нарышкинского” барокко, архитектурного стиля конца XVII в. В храме совмещены колокольня и церковь. Стройный и изысканный, он устремлен вверх. Нижнее пространство занимают раскинувшиеся живописные лестницы. Храм пышно украшен изысканной белокаменной резьбой, наличниками с тонкими колоннами, барочными деталями, гранеными главами и ажурными крестами. Лестницы ведут на окружающую храм галерею. Церковь двухэтажная, верхний храм — летний, нижний — зимний. По преданию, здесь часто бывал царь Петр и даже пел на клиросе. В
В устройстве русских храмов XVIII — начала XIX вв. можно увидеть и протестантские шпицы, и подражание католическим куполам, и пестрые итальянские орнаменты наружных фасадов, и подражание римским базиликам. В стиле западноевропейского барокко выстроена церковь Архангела Гавриила, более известная под названием «Меншикова башня». Свое второе название церковь получила потому, что была выстроена по заказу А.Д. Меншикова в 1704–1707 гг. Общее руководство строительством осуществлял архитектор И.П. Зарудный, при участии мастеров из Италии и Швейцарии. «Меншикова башня» — уникальное, первоначально, шестиярусное сооружение, с 30-метровым шпилем, увенчанное выкованной из меди и золоченой фигурой трубящего ангела. Высота строения достигала
В 1923–1947 гг. церковь была закрыта, а с 1947 года здесь размещается подворье Антиохийского патриархата.
В стиле западноевропейского барокко устроена была и церковь Петра и Павла на Новой Басманной улице. Строительство церкви началось, по-видимому, архитектором И.П. Зарудным по указу Петра I и «по данному собственной его величества руки рисунку» в 1705 или в 1708 гг., а завершено архитектором И.Ф. Мичуриным в 1723 или 1728 гг. Храм был двухэтажным — в нижнем ярусе располагалась теплая церковь Николая Чудотворца. В нижнем ярусе галереи размещалось два придела. В 1745–1746 гг. к церкви была пристроена колокольня, по мнению историков архитектуры, ставшая одним из самых ярких в Москве произведений зрелого барокко. В 1990-е гг. храм Петра и Павла был восстановлен, отреставрирован, в нем возобновилась постоянная церковная жизнь.
В последние в Москве проводятся масштабные восстановительно-реставрационные и строительные работы, благодаря которым открывают свои врата древние и заново устроенные храмы. Так, заново воссозданы Казанский собор на Красной площади, Воскресенские ворота с Иверской часовней, реконструированы храмы Большое Вознесение у Никитских ворот, Троицы в Листах (ул. Сретенка), комплексы Свято-Даниловского, Высокопетровского, Рождественского, Зачатьевского монастырей.
Летом
Храм Георгия Победоносца представляет собой церковь в древнерусском стиле, с основанием в виде «креста». Высота храма —
На фронтоне звонницы храма Святого Георгия Победоносца помещены фрески с изображением Иисуса Христа в центре, Божией Матери справа и Иоанна Крестителя слева. На западной внешней стене за аркой звонницы помещено изображение иконы «Св. Великомученика Георгия Победоносца. Поражающего копьем змия». На северной внешней стене храма над боковым выходом из северного придела — бронзовое изображение иконы «Знамение Божией Матери».
6 мая 1995 года, к празднованию 50-летия Победы в Великой Отечественной войне, храм был освящен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.
***
Москва — город многонациональный и многоконфессиональный. Поэтому в городе расположено немало святынь иных религий.
Русской Православной Старообрядческой Церкви возвращаются и реконструируются комплексы в Рогожской слободе, в Преображенском, храм у Белорусского вокзала.
На проспекте Мира расположена Московская Соборная мечеть, рядом с которой недавно построено новое здание Исламского центра Москвы и Московской области и Духовного Управления мусульман Центрально-Европейского района. Возрождена исторически известная мечеть в Замоскворечье.
Мемориальная мечеть в Парке Победы построена в память мусульман, погибших в годы Великой Отечественной войны. Большую роль в достижении Победы сыграли красноармейцы-мусульмане, выходцы из разных регионов СССР. Мемориальная мечеть в Парке Победы на Поклонной горе, построенная по проекту архитектора И.И. Тажиева, была торжественно открыта в сентябре 1997 года в дни празднования 850-летия Москвы и стала четвертой по счету мечетью в Москве.
Главный вход в мечеть обрамлен высоким порталом из белого камня. Внутри мечети, направо и налево от входа, расположены два небольших зала для верующих мусульман. Своды молитвенного помещения держатся на шести столпах — колоннах, украшенных накладной резьбой. Внутренне убранство мечети украшено белой накладной резьбой и орнаментом. В нижнем этаже мечети находится выставка, посвященная участию воинов-мусульман в достижении Победы в Великой Отечественной войне.
Возвращена историческая собственность двум московским костелам, общинам англиканской и лютеранской церквей. На Олимпийском проспекте возводится Религиозно-культурного центра Армянской Апостольской церкви, на Юго-Западе построена часовня этой церкви. Выделен участок для создания буддистского международного центра.
Историческое здание передано Московской Хоральной Синагоге, общине любавических хасидов передано здание бывшей синагоги на Большой Бронной улице, построено две синагоги. На Поклонной горе построена новая мемориальная синагога — иудаистский музей-храм, который стал памятником миллионам советских и российских евреев, погибших во время Второй мировой войны.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru