Биография на тему О творчестве Адама Мицкевича
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-06-26Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Мицкевич – величайший поэт Польши. Его роль для польской литературы можно сравнить с ролью Пушкина для русской литературы, Шевченко – для украинской. Мицкевич был родоначальником новой польской литературы и нового польского языка.
«Когда у поляков явился Мицкевич, они перестали нуждаться в снисходительных отзывах каких-нибудь французских или немецких критиков, не признавать польскую литературу означало бы только обнаруживать свою собственную дикость», - писал Н. Г. Чернышевский.
Однако значение Мицкевича не исчерпывается его литературной деятельностью. Мицкевич был передовым политическим деятелем своего времени. Он стоял в центре польского революционного движения.
Первостепенное значение Польши в развитии передовых революционных идей века определило и мировое значение Мицкевича, который еще при жизни был для всего мира символом своего народа и его борьбы за свободу.
«Это был пластический образ судеб Польши, » - писал о Мицкевиче А. И. Герцен. Имя Мицкевича прочно вошло в сокровищницу мировой литературы и прогрессивной мысли.
А. Мицкевич родился 24 декабря 1798 г. на хуторе Заосье, близ города Новогрудка. Раньше белорусские земли принадлежали Литве, поэтому Мицкевич и называет своей родиной Литву.
В конце XIV века Литва и Польша слились в единое государство. В тех кругах общества, к которым принадлежала семья поэта, господствовали польская культура, польский язык. Этим объясняется то, что в творчестве Мицкевича польский патриотизм сочетается с горячей любовью к Литве, ее природе и обычаям.
Отец поэта, Николай Мицкевич, принадлежал к мелкопоместной шляхте. Он занимал должность адвоката при городском суде в Новогрудке.
В доме Мицкевичей были живы свободолюбивые традиции польских патриотов. Николай Мицкевич сам принимал участие в народно-освободительном восстании 1794 года под руководством Тадеуша Костюшко и старался привить чувство патриотизма и свободолюбия своим детям.
Много интересных легенд и поверий слышал юный Адам и от Блажея, значение которого для поэта можно сравнить со значением Арины Радионовны для Пушкина. Развитию поэтического воображения Мицкевича способствовала и живописная природа окрестностей Новогрудка.
В 1807 году Адам Мицкевич поступил в школу при доминиканском костеле в Новогрудке. В то время школы обычно организовывались при католических церквах.
Уже в школьные годы Мицкевич проявлял живой интерес к родной поэзии. К этому времени относятся и его первые поэтические опыты.
Позднее, в поэме «Конрад Валленрод», Мицкевич описал эту страшную картину, рассказывая о бегстве крестоносцев. Окончив школу в 1815 году Мицкевич переезжает в Вильно и поступает в Виленский университет, на физико-математический факультет, а в 1816 году он переходит на историко-филологический факультет. Виленский университет в те годы был центром культурной жизни, центром передовой общественной мысли. Среди профессоров университета были крупные ученые и видные общественные деятели. Здесь читал лекции Иоахим Лелевель – родоначальник польской историографии, братья Снядецкие и др.
Иоахим Лелевель, учитель Мицкевича в годы студенчества, позднее стал его близким другом. На протяжении всей своей жизни стоял в центре польского революционного движения.
Под влиянием Лелевеля в Виленском университете возникли тайные патриотические студенческие организации: «Общество филоматов» и «Общество филаретов» на первый план выдвигались политические цели: будить в народе патриотические стремления, бороться за освобождение родины. Мицкевич был самым активным членом обществ и их идейным вдохновителем.
В 1818 году Мицкевич окончил университет и был направлен в Ковно на должность учителя уездной школы.
В Ковно Мицкевич увидел необыкновенную бедность и нищету народа, угнетаемого царскими властями и царской полицией. Это способствовало формированию революционных взглядов поэт, пониманию необходимости решительной борьбы за освобождение народа.
Эволюция в мировоззрении молодого Мицкевича определила во многом и развитие его творчества. В своих ранних произведениях ( до 1820 года ) Мицкевич продолжал традиции гражданского классицизма, которые характеризовал литературу XVIII века просвещения. Мицкевич пишет в это время антиклерикальную повесть «Анеля» в духе Вольтера, поэму «Картофель» и трагедию «Демосфен». Уже в этих произведениях Мицкевича звучат патриотический пафос, вера в прогресс, мечта «о временах грядущих», когда народы, распри позабыв, в великую семью соединятся».
Наиболее значительными произведениями этого периода были «Песнь Адама» - первый гимн филаматов, «Песня филаретов» и знаменитая «Ода к молодости».
В «Оде к молодости» Мицкевич воспел порыв молодого энтузиазма, который сокрушает устои старого мира. Союз польской молодежи поставил эпиграфом к своему уставу, принятому в этом году, слова из «Оды к молодости»:
Друзья младые! Вставайте разом!
Счастье всех – наша цель и дело.
Мицкевич понимал, что для выражения новых идей, для того, прогрессивные мысли стали достоянием народа, необходимы новые литературные формы. Молодой поэт обращается к народному творчеству, видя в нем животворный источник поэзии. Так появляются первые баллады Мицкевича, которые знаменуют начало польского романтизма.
Мицкевич в своих балладах использует сюжеты народной поэзии, фантастику сказок и преданий. Но поэта привлекли в народном творчестве не только фантастика и яркие образы. В народе Мицкевич видел носителя гуманных чувств, правдивых суждений, высокого патриотического духа.
В своих балладах он стремился воплотить народные понятия о справедливости, нравственном долге, патриотизме.
В 1822 году был издан первый том произведений поэта, в который вошли его баллады и романсы.
Идеи и темы, намеченные в балладах, Мицкевич развил в дальнейшем в своих крупных произведениях этого периода: в поэмах «Гражиня» и «Дзяды» (2 и 4 части), вошедших во второй том его произведений.
Патриотический сюжет баллады «Свитезь» - о подвиге народа, погибшего, но не покорившегося врагу, - перекликается с сюжетом поэмы «Гражина», к которой описана героическая борьба литовского народа против крестоносцев. В основу сюжета поэмы «Гражина» положен реальный эпизод из истории Литвы начала XV века.
( Князь Новогрудка Литавор замыслил изменить литовскому князю Витольду из-за того, что тот на хотел выдавать город Лиду, приданое его жены Гражины. Она надевает доспехи Литавора и вступает в сражение против тевтонских рыцарей. Погибает. Литавр мстит за нее, убивает командора и искупает свою вину, восходя на костер вместе со своей женой. )
Исторический сюжет под пером Мицкевича приобрел романтическую окраску. Он ярко, со страстью воспел подвиг отважной народной героини.
Во второй том поэзии Мицкевича были включены 2 и 4 части драматической поэмы «Дзяды» Первая часть поэмы осталась не завершенной, третья часть появились через десять лет и носила самостоятельный характер.
В предисловии ко второй части Мицкевич объясняет название поэмы: «Дзяды – это название торжественного образа, доныне справляемого простым народом во многих местностях Литвы, Пруссии, Курляндии в память «Дзядов», то есть умерших предков». Мицкевича привлекла в этом старинном образе не только романтическая таинственность, особое значение приговора над земными делами людей. В первых частях «Дзядов» уже намечается социальная схема, которая в дальнейшем займет главное положение в творчестве Мицкевича.
В 1822 году царское правительство начинает преследование тайных организаций в Польше и Литве. В Варшаве было раскрыто «Патриотическое общество», установлена слежка за студенческими организациями. В 1823 году в Вильно приезжает тайный советник Новосильцев, который с особым рвением берется за порученное ему дело – раскрытие патриотических организаций. Новосильцеву удалось обнаружить организации филаретов и филоматов, и 23 октября Мицкевич в числе других участников был арестован и заключен в Базилианский монастырь, превращенный в тюрьму.
Следствие по делу филаретов было закончено весной 1824 года 21 апреля. Мицкевич был выпущен из тюрьмы на поруки Левеля и остался в Вильно, Ожидая решения по своему делу. 22 октября Мицкевичу было передано распоряжение, не позднее чем через два дня выехать в Петербург.
Приезд в Россию знаменовал для Мицкевича начало нового периода в его жизни творчестве.
Позднее, в третьей части «Дзядов» Мицкевич описал свое настроение по дороге в Россию.
Однако, сверх его ожиданий, пребывание в России оказалось очень благоприятным для формирования его мировоззрения и развития его творчества. В Петербурге Мицкевича встречали восторженно. Он скоро сближается с декабристами К. Рылеевым и А. Бестужевым, которые становятся его друзьями.
Рылеев, Бестужев, их друг Туманский были знакомы с творчеством Мицкевича еще до приезда польского поэта в Россию. Рылеев написал стихотворение «Воспоминание» по мотивам одноименного сонета Мицкевича, а Туманский перевел этот сонет. Но их сближали не только творческие интересы, а прежде всего общие идеи и цели революционной борьбы. Мицкевич пробыл в Петербурге около трех месяцев, а затем был направлен в Одессу, чтобы занять должность преподавателя в лицее Римелье. Свободных мест не оказалось. Из Петербурга пришло предписание не оставлять неблагонадежного поэта в Одессе, а отправить его во внутренние губернии России.
Пока шла переписка насчет дальнейшего местопребывания Мицкевича, он посетил Крым, который произвел очень сильное впечатление на поэта и вдохновил его на создание прекрасного цикла «Крымских сонетов».
Когда Мицкевич вернулся из Крыма, он узнал о своем назначении в канцелярию московского генерал-губернатора.
В конце 1825 года Мицкевич приехал в Москву.
Огромное влияние на Мицкевича оказал исход восстания декабристов. Он тяжело переживал жестокую расправу Николая I с героическими революционерами. Один из биографов поэта писал: “Нельзя предугадать, взялся бы Мицкевич за оружие если, если бы оказался в Петербурге во время восстания 14 декабря 1825 года. Но несомненно, что он бы разделил их судьбу …”.
Первое время Мицкевич жил в Москве уединенно, общаясь лишь со своими виленскими друзьями филоматами.
Весной 1826 года Мичкевич познакомился с Московским литератором Николаем Полевым, который ввел его в литературное общество Москвы. Мичкевич сблизился с виднейшими представителями русской литературы – Баратынским, Веневитиновым, Вяземским, Соболевским и другими. В октябре 1826 года состоялось знакомство Мицкевича с Пушкиным, которое потом переросло в искреннюю дружбу.
12 октября 1826 года Мицкевич присутствовал при чтении Пушкиным «Бориса Годунова» у поэта Д. Веневитинова.
С этого времени и вплоть до своего отъезда Мицкевич находился в центе культурной жизни России. Живя в Москве, временами приезжал в Петербург, Мицкевич был литературных вечеров, встреч, где он, обладавшей непревзойденным талантом импровизатора, часто выступал. Сохранилось много воспоминаний об этих импровизациях поэта. В Петербурге Мицкевич познакомился с Жуковским, Грибоедовым, Крыловым, Дельвингом, много времени проводил в беседах с Пушкиным.
Мицкевич намеривался издавать в России польский журнал «Ирида», который бы способствовал расширению польско-русских культурных связей. Однако ему, как лицу «подозрительному», это издание было запрещено.
Трудно переоценить значение русского периода жизни для развития творчества Мицкевича. Ярый враг самодержавия, он обрел свой гражданский язык в общении с русскими революционерами.
В России Мицкевич сформировался как поэт дружбы славянских народов. Здесь он стал глубже смотреть на вопрос о национальной независимости Польши, Поняв его тесную связь с международной политикой. В эти годы он становится глашатаем политической свободы.
Одновременно происходил и рост художественного мастерства Мицкевича, что было связано с общением с русскими литературными деятелями, и прежде всего с Пушкиным.
Общий уровень русской культуры был значительно выше польской. «Мы отстали в литературе на целое столетие», - писал Мицкевич своему другу Одынину.
Во время своего пребывания в России Мицкевич создал целый ряд прекрасных лирических стихотворений. В 1826 году отдельным изданием вышли его «Сонеты». Он перевел на польский язык две арабские баллады, написал стихотворение «Фарис», баллады «Воевода» и «Три Будрыса».
В его балладах, написанных в России, нет чрезмерной фантастики и дидактики, они ближе к балладам Пушкина, не случайно именно «Воеводу» и «Будрыса» выбрал для перевода Пушкин.
Вершиной творчества Мицкевича этого периода явилась поэма «Конрад Валленрод», напечатанная в 1828 году. Это патриотическая поэма. Сюжет ее взят из истории XIV века.
Поэма Мицкевича имела огромное значение. Она призывала к борьбе за свободу родины, во имя которой не страшны никакие жертвы.
Именно так воспринимали ее польские патриоты в дни восстания 1830 года: она была для них боевым призывом к действию. Высокую оценку получила поэма Мицкевича в среде русских литераторов. Ксенофонт Полевой писал: «Многочисленный круг русских почитателей поэта знал эту поэму, не зная польского языка, то есть знал ее содержание, изучал подробности и красоты ее. Это едва ли не единственный в своем роде пример.
В 1828 году в Петербурге вышли два тома сочинений Мицкевича.
После отъезда из России (15 мая 1829 года) Мицкевич посетил Берлин, Прагу, Карлсбад, Дрезден. Вместе со своим другом Э.Одынцом он присутствовал на юбилейных торжествах в честь восьмидесятилетия со дня рождения Гетте в Веймаре. Мицкевич переезжает в Дрезден. Здесь он пишет патриотический - повстанческие стихотворения «Редут Ордона», «Смерть командира», и как боевой отклик на минувшие события была создана третья часть Дзядов. В третьей части «Дзядов» Мицкевич создает поражающие силой обличения, сарказма и гнева образы душителей и палачей народа, жалких слуг царизма. Таковы сенатор Новосильцев, прокурор Байков и их сообщники.
Знаменательно, что среди действующих лиц поэмы Мицкевич выводит образ декабриста Бестужева, тем самым подчеркивая связь польской национольно-освободительной борьбы с русским революционным движением.
К третьей части Мицкевич присовокупил так называемый «Отрывок», состоящий из нескольких стихотворений: «Дорога в Россию», «Русским друзьям» и др. «Отрывок» был связан с поэмой своей антицаристской направленностью и единством революционных идеалов.
В июне 1832 года Мицкевич покинул Дрезден и переехал в Париж, где в это время находилось большинство польских эмигрантов. Мицкевич примкнул к демократическому лагерю польской эмиграции, во главе которой стояли известные политические деятели Иоахим Лелевель, Станислав Ворцель. Мицкевич принимает деятельное участие политической жизни эмиграции. Он редактирует газету «Польский пилигрим» и помещает в ней целый ряд своих статей, в которых призывает соотечественников к совместной со всеми восставшими народами Европы борьбе против европейской реакции и ее оплота – царского самодержавия.
В Париже Мицкевич создает свое крупнейшее произведение – замечательную реалистическую поэму «Пан Тадеуш».
Мицкевич вначале, замышляя «Пана Тадеуша», думал о произведении, гораздо меньше по размеру и по охвату жизненных событий, наподобие «Германа и Доротеи» Гетте. Одноко, приступив к осуществлению своего замысла, он вместо задуманных пяти песен написал большую поэму в двенадцать песен. Поэма разрослась и приняла характер национальной эпопеи. В основу поэмы положено несколько сюжетных линий: борьба двух шляхетских родов за наследственный замок, завершающаяся вооруженным наездом; борьба Польши за национальную независимость, история Яцека Соплицы, судьбы Тадеуша и Зоси и др. Поэму справедливо называют «Энциклопедией польской жизни». Перед читателем предстает польская жизнь во всем ее многообразии: ее природа, картины быта, битвы, незабываемые типы уже уходящей Польши и молодое поколение.
Поэма пронизана глубоко патриотической идеей: необходимостью национального единства перед постигшим страну бедствием- потерей национальной независимости.
Художественная сила поэмы бесконечно велика. «Пан Тадеуш» по праву принадлежит к лучшим произведениям мировой литературы.
После написания «Пана Тадеуша» поэтическая деятельность Мицкевича ( если не считать нескольких небольших стихотворений ) совершенно прекращается. Но он продолжает служить делу освобождения Польши и боевого единства народов как публицист, общественный деятель.
В эти годы Мицкевич работал над «Историей Польши» и Историей будущего», написал две драмы на французском языке.
Большой интерес для характеристики воззрений Мицкевича представляет написанный им в 1837 году некролог на смерть Пушкина. Некролог - яркое свидетельство любви польского поэта к великому Пушкину.
В 1839 году Мицкевич переехал в Швейцарию, где читал курс римской литературы в Лозаннском университете. В 1840 в Париже в Коллеж де Франц открылась кафедра славянских литератур. Мицкевич принял предложение занять эту кафедру: он видел в этом возможность патриотического служения родине.
Большое место уделил Мицкевич истории русской литературы. Он останавливается на разборе бессмертной поэмы «Слово о полку Игореве», на древних хрониках, былинах, на творчестве Ломоносова, Кантемира, Тредиаковского, Державина, Карамзина, Пушкина.
С первых дней революции 1848 года, которая вспыхнула первоначально в Италии, Мицкевич понял, что это революционное движение международного значения, и принял в нем самое активное участие. 7 февраля 1848 года Мицкевич выехал в Италию для организации польского легиона, который явился бы зародышем общеславянской армии для борьбы с силами реакции. «Польский легион опубликовал свой символ веры, это – армия республиканская и социалистическая», - так определил дух легиона. Мицкевич в письме к итальянскому революционеру Джузеппе Мадзини.
Революционная программа Мицкевича 1848 года представляет собой одно из величайших достижений польской революционно-демократической мысли того периода.
Когда легион был организован, Мицкевич передал командование им заслуживающим доверия офицерам, а сам вернулся в Париж, где осуществил издание газеты «Трибуна народов».
«Трибуна народов» явилась боевым органом передовой международной общественности. Газета выходила на французском языке. В ней широко освещались важнейшие вопросы современности. Революционный характер газеты вызвал репрессии со стороны французского правительства. Мицкевичу под страхом изгнания из Франции было запрещено сотрудничать в газете, и он был вынужден переслать в редакцию свои статьи, переписанные чужой рукой. Но преследование продолжались, и 10 ноября 1849 года издание должно было прекратиться.
Последним актом в политической деятельности Мицкевича была поездка в 1855 году, во время русско-турецкой войны, в Константинополь. Мицкевич намеривался организовать польский легион для борьбы с царизмом. Он рассчитывал, что это легион впоследствии объединится с восставшими против самодержавия русскими и украинскими отрядами.
В Константинополе Мицкевич заболел и умер 26 ноября 1855 года.
Мицкевич – национальная гордость польского народа и гордость всего передового человечества. М. Горький ярко охарактеризовал значение творчества Мицкевича: «…Шевченко, Пушкин, Мицкевич – люди, воплощающие дух народа с наибольшей красотой, силой и полностью».
Творчество Мицкевича, одухотворенное великими патриотическими и гуманными идеями, в наше дни стало достоянием широких народных масс.
Адам Мицкевич еще при жизни приобрел мировую славу, однако, можно с уверенностью сказать, что подлинное всенародное и всемирное признание он обрел только после победы польского рабочего класса и утверждение народно-демократической власти в Польше.