Биография

Биография на тему Авраамий Ростовский

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-06-26

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 25.11.2024


Карпов А. Ю.

Авраамий, основатель и первый игумен ростовского Богоявленского (Авраамиева) монастыря.

Время жизни преп. Авраамия неизвестно. Поздние редакции Жития делают его современником киевского князя Владимира Святославича, Крестителя Руси (ум. 1015), и относят его кончину к 1010 г. (т. н. Третья редакция, XVII в.). Однако большинство исследователей считает Авраамия деятелем гораздо более позднего времени, причем разброс датировок чрезвычайно широк: от второй половины XI до XIV в. (впрочем, последнюю датировку, предложенную Е. Е. Голубинским, отождествившим преп. Авраамия с игуменом Авраамием Низким, ходившим в Царьград в 1385 г., по-видимому, следует решительно отбросить). Принимая во внимание тот факт, что ростовский Богоявленский монастырь впервые упоминается в летописи под 1261 г., причем уже как архимандрития, деятельность преп. Авраамия следует отнести во всяком случае к более раннему времени. Позднейшая, т. н. Третья редакция Жития преп. Авраамия сообщает о том, что мощи святого были обретены в 1175 г., при великом князе Владимирском Всеволоде Юрьевиче Большое Гнездо, однако насколько можно доверять этому свидетельству, неизвестно. Напротив, автор Пинежского летописца XVII в. отнес кончину Авраамия к 1239 (?) г., однако показания этого источника настолько путаны и противоречивы, что не внушают никакого доверия. Наконец, есть основания датировать деятельность преподобного временем около начала XIII в.: именно к этому времени относится прототип металлического креста преп. Авраамия, находящегося ныне в Ростовском музее (по В. Г. Пуцко).

Сведения о жизни Авраамия до его появления в Ростове содержатся лишь в поздних редакциях его Жития и, по-видимому, носят полностью легендарный характер. Так, рассказывается, будто святой родился в "пределах Галицких", городе Чухломе; в язычестве носил "по-чухломски" имя Иверк и в течение восемнадцати лет не мог ходить, будучи прикован к постели. Исцелившись благодаря вере Христовой, он отправился в Новгород, добрался до Ладожского озера и был крещен в Валаамском монастыре игуменом Феогностом, получив при крещении имя Аверкий, а затем там же пострижен в иноческий чин с именем Авраамий. Исследователи, однако, с сомнениям относятся ко всем этим подробностям, видя в них лишь плод сочинительства позднейшего книжника. (Само основание Валаамской обители ныне датируется началом XV в.)

Рассказ о подвигах преподобного в Ростове также полон чудес и, по всей вероятности, сложился под влиянием поздних народных преданий. Придя в Ростов, рассказывает Житие, Авраамий чудесным образом сокрушил каменное изваяние языческого бога Велеса, которому открыто поклонялись жители Чудского конца Ростова, и обратил в христианскую веру многих язычников. На р. Ишне, близ Ростова, Авраамий поставил церковь Св. Иоанна Богослова (чья помощь, по преданию, помогла ему в сокрушении идола), а на месте, где стоял сам идол, "въдрузи церковь малу… в имя Святое Богоявление Господа нашего Иисуса Христа, и келии постави, и мнихи призва…" Так было положено начало ростовскому Богоявленскому монастырю.

Житие преп. Авраамия содержит явные внутренние противоречия. В частности, уже в первоначальной редакции Жития (сложившейся, по мнению исследователей, к XV в.) стольным городом края называется Владимир и сообщается о великом князе Владимирском, к которому из-за клеветы был вызван преподобный. Как отмечают исследователи, это никак не согласуется с господством язычников в Ростове. Однако и эти противоречия могут объясняться поздним происхождением Жития.

Преп. Авраамий был погребен в основанном им монастыре. Не позднее XV в. он был причтен к лику святых. В 1553 г. был освящен каменный храм во имя Богоявления в Авраамиевом монастыре, построенный на средства царя Ивана IV Васильевича Грозного. В одно из своих посещений Авраамиева монастыря, незадолго до Казанского похода (1552), Иван Грозный взял на благословение себе и царскому роду хранившийся в монастыре жезл, которым преподобный, по преданию, сокрушил языческий идол. Медный крест, служивший навершием жезла (точнее, его копия), остался в монастыре и впоследствии был передан в Ростовский музей.

Память преп. Авраамия Ростовского празднуется 29 октября (в некоторых месяцесловах XVII в. его память показана также 28 и 29 сентября).

Список литературы

Житие преп. Авраамия — Первая редакция: Древнерусские предания (XI—XVI вв.). / Сост. В. В. Кусков. М., 1982. С. 130—141; Проложная: Памятники древнерусской церковноучительной литературы. Вып. 2: Славяно-русский Пролог. Ч. 1. Сентябрь — декабрь / Под ред. А. И. Пономарева. СПб., 1896; Третья: Пространное Житие преп. Авраамия, ростовского чудотворца / Изд. М. И. Соколов // Ярославские епархиальные ведомости. 1890. Часть неофиц. № 14. Стб. 210—222, № 15. Стб. 225—239; Никитина Т. Л. Особый вариант пространной редакции Жития преп. Авраамия Ростовского // Макарьевские чтения. Вып. 8. Можайск, 2001. С. 607—631.

Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1: XI — первая половина XIV в. Л., 1987. Ч. 1. С. 237—239; Православная энциклопедия. Т. 1. С. 176—177.


1. Реферат Происхождение и необходимость денег. Роль государства в создании денег
2. Доклад на тему Государственное регулирование банковской деятельности
3. Реферат Финансы транснациональных корпораций. ТНК, их финансы и финансовая политика
4. Реферат на тему Elementary Education Essay Research Paper Buscaglia ReflectionWhile
5. Курсовая Возрастные особенности суицидального поведения
6. Реферат на тему Причины распада ССС~
7. Курсовая Сумочка-косметичка використання технології ручного плетіння гачком та бісером
8. Реферат на тему Hannibal Essay Research Paper Hannibal was the
9. Реферат на тему The TV Generation Essay Research Paper Everyone
10. Реферат на тему The Transformation Of The Rev Dimmesdal Essay