Биография

Биография Циолковский 3

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 22.11.2024





                               Оглавление

1.     Введение ………………………………………………………….2       

2.     Биография…………………………………………………………4

3.     Философские идеи………………………………………………..8

4.     Научные труды…………………………………………………...12

5.     Заключение………………………………………………………..15
                                               Введение

Масштабные перемены в современном обществе, называемые глобализацией, Приводят к новому осознанию таких понятий как единство, всеединство, всеобщее, глобальное. В связи с этим они наполняются особой актуальностью, приобретают новые черты. Постижение динамики происходящих общепланетарных процессов заставляет человечество вернуться к уяснению эвристической ценности основных идей философии космизма, проследить исторические тенденции развития общепланетного сознания, единства человека и всей природы в целом (космоса), сути интеграционных процессов на планете, их объективных основ. Однако понять, кто на самом деле сегодня играет роль интеграторов глобализирующегося мира - для современных ученых -гуманитариев не простая задача, решение её требует философского подхода.
Человек всегда стремился, как можно точнее определить свое место во Вселенной, познать всю систему отношений культуры и природы, социума и космоса. Тем более важным представляется сегодня выстраивание логики исторических форм этих отношений, поиск истоков их в далеком и недалеком прошлом. История русского космизма, включающая в себя элементы науки, философии, религии, искусства дает некоторую возможность найти ответы на такие вызовы современности, как проблемы всеобщей интеграции, поиска нравственных ориентиров, осознание путей достижения единства человеческого сообщества, выхода из общемирового экологического кризиса, преодоления кризисных явлений культуры.
Идеи Константина Эдуардовича Циолковского обретают остросовременное звучание еще и постольку, поскольку их идеал связи человека с природой, взаимодействия человека и Космоса перекликается с идеями коэволюции, а выдвигаемое им условие реализации этого идеала - единение человечества в планетарную общность, созвучно глобалистским концепциям. Предлагаемые им концепции как религиозные, так и философско-религиозного толка, указывали на то, что действительно является сущностью общечеловеческих универсалий и является движущей силой развития человечества в целом.

В многочисленных книгах и статьях, посвященных русскому космизму, исследуются различные аспекты космистской философии и методологии, позитивно оценен вклад отечественных ученых в общемировой теоретический опыт, показано значение фундаментальных выводов, сделанных русским космизмом, для дальнейшего развития естественных, технических и гуманитарных наук. Одной из основных целей реферата является оценка вклада в науку Константина Эдуардовича Циолковского и освещение его  идей русского космизма.

                                           Биография

Константин Эдуардович Циолковский родился в 1857 году в русском селе Ижевское Рязанской губернии, в семье польского дворянина, служившего по ведомству государственных имуществ. В 1860 году семья Циолковских переехала в Рязань. В возрасте 9 лет Константин Циолковский заболел скарлатиной. В результате осложнения после болезни он частично потерял слух. Это событие оказало огромное влияние на его дальнейшую жизнь.

В 1868 году семья Циолковских переезжает в Вятку. В 12 лет Константин поступает в гимназию, но учеба ему не дается, в том числе и из-за плохого слуха. Ко всему этому в 1870 году умирает мать Циолковского, что еще больше замыкает мальчика в самом себе. И спустя 3 года после поступления его отчисляют из гимназии за неуспеваемость и плохое поведение. Он начинает заниматься образованием самостоятельно. Единственными друзьями мальчика становятся книги. В отличие от гимназических учителей книги щедро оделяют его знаниями и никогда не делают ни малейших упреков. В это же время Константин Циолковский приобщается к техническому и научному творчеству.

И вот уже через два года в 1873 году для отца становятся очевидными способности сына, и он решает послать мальчика в Москву для продолжения образования. В Москве в течение 3 лет он самостоятельно и с успехом изучает химию, физику, астрономию, высшую математику, аналитическую геометрию.

Вот как вспоминал о годах юности сам ученый: «Проблески серьезного умственного сознания проявились при чтении. Лет в 14 я вздумал почитать арифметику, и мне показалось все там совершенно ясным и понятным. С этого времени я понял, что книги — вещь немудреная и вполне мне доступная. Я разбирал с любопытством и пониманием несколько отцовских книг по естественным и математическим наукам (отец некоторое время был преподавателем этих наук в таксаторских классах). И вот меня увлекает астролябия, измерение расстояния до недоступных предметов, снятие планов, определение высот. Я устраиваю высотомер. С помощью астролябии, не выходя из дома, я определяю расстояние до пожарной каланчи. Нахожу 400 аршин. Иду и проверяю. Оказывается — верно. Так я поверил теоретическому знанию. В 1878 году семья Циолковских возвращается в Рязань.

В 1879 году Константин Циолковский построил первую в мире центробежную машину (предшественницу современных центрифуг) и провел на ней опыты с разными животными. Вес рыжего таракана был увеличен в 300 раз, а вес цыпленка - в 10, без малейшего для них вреда.

В 1880 году Константин Циолковский сдает экзамены на звание учителя уездной школы и переезжает в Боровск по назначению от Министерства просвещения на свою первую государственную должность. В том же году Циолковский женится на Варваре Евграфовне Соколовой. Молодая чета начинает жить отдельно, и молодой ученый продолжает физические опыты и техническое творчество. В доме у Циолковского сверкают электрические молнии, гремят громы, звенят колокольчики, пляшут бумажные куколки.

В это же время Циолковский самостоятельно разрабатывает кинетическую теорию газов и отправляет рукопись в Русское физико-химическое общество в Петербург, незадолго до этого основанное Менделеевым. И вскоре он получает ответ от Менделеева: кинетическая теория газов уже открыта... 25 лет назад. Но даже эта, казалось бы, неудача принесла Циолковскому известность в мире науки. В Русском физико-химическом обществе поверили в самостоятельность разработок Циолковского и пригласили его войти в состав этого общества.

Циолковский все больше приобщается к науке и технике, окончательно выбрав для себя аэродинамику, как дело всей жизни. С практической точки зрения аэродинамику он начинает с попыток создания цельнометаллического аэростата. Но ему не удается довести дело до реализации проекта.

В 1891 году в трудах Общества любителей естествознания публикуется статья Циолковского "Давление жидкости на равномерно движущуюся в ней плоскость".

В 1892 году семья Циолковских переезжает в Калугу в связи с переназначением Константина Эдуардовича по службе. В это время Циолковский начинает писать статьи и просто мысли и рассказы. Публикуется его фантастическая повесть "На Луне". В 1894 году в журнале "Наука и жизнь" публикуется работа "Аэроплан или птицеподобная (авиационная) летательная машина".

10 мая 1897 года Циолковский вывел формулу, установившую зависимость между скоростью ракеты в любой момент, скоростью истечения газов из сопла, массой ракеты и массой взрывных веществ. Закончив математические записи, Циолковский машинально поставил дату: 10 мая 1897 года. Разумеется, он ни на секунду не подозревал, сколько радости доставит впоследствии историкам находка пожелтевших и измятых листков. Ведь написав дату вычислений, Циолковский, сам того не ведая, закрепил свое первенство в вопросах научного освоения космоса.

В 1900 году Академия наук приняла решение помочь Циолковскому в проведении опытов по аэродинамике. Циолковский на основе опытов выводит формулу, связывающую потребную мощность двигателя с аэродинамическим коэффициентом сопротивления и коэффициентом подъемной силы. Эти труды легли в основу его работы "Исследование мировых пространств реактивными приборами", первая часть которой была опубликована в 1903 году в "Научном обозрении". В этом пионерском труде Циолковский полностью доказал невозможность выхода в космос на аэростате или с помощью артиллерийского орудия, вывел зависимость между весом топлива и весом конструкций ракеты для преодоления силы земного тяготения, высказал идею бортовой системы ориентации по Солнцу или другим небесным светилам, проанализировал поведение ракеты вне атмосферы, в среде, свободной от тяготения. Правда, результат первой публикации оказался совсем не тот, какого ожидал Циолковский. Ни соотечественники, ни зарубежные ученые не оценили эти исследования. За период с 1898 по 1902 год Константин Эдуардович опубликовал 16 статей по вопросам воздухоплавания и аэродинамики.

В 1911 году "Вестник воздухоплавания" публикует вторую часть труда "Исследование мировых пространств реактивными приборами". В ней Циолковский вычисляет работу по преодолению силы земного тяготения, скорость и время полета. На этот раз статья Циолковского наделала много шума в научном мире. Циолковский обрел много друзей в мире науки. В 1914 году выходит дополнение к данной работе. Эта работа считается самым ценным трудом Циолковского и закрепляет его первенство в исследовании вопросов космической техники.

Социалистическая революция в России изменила жизнь Циолковского к лучшему. Он с радостью встретил перемены в политической жизни страны. В 1926 году публикуется большой труд Циолковского "Исследование мировых пространств реактивными приборами". 19 сентября 1935 года на 78 году жизни Константин Эдуардович Циолковский умирает.

                         Философские идеи

Константин Эдуардович писал:  “Основанием моей естественной философии было полное  отвлечение от рутины в познание Вселенной, какое дает современная наука . Наука будущего , конечно , опередит науку настоящего , но пока и современная наука - наиболее почтенный и даже единственный источник философии . Наука , наблюдение , опыт и математика были основой моей философии ”.

  Центром своей “космической философии “ Циолковский делает этическую доктрину счастья . “Нет ничего важнее , как наше счастье и счастье всего живого в настоящем и будущем ”. По его мнению , бесконечный и счастливый прогресс человечества возможен только при условии выхода в космическое пространство и дальнейшего расселения по просторам Вселенной . “Когда человечество найдет возможность ... жить в среде без тяжести , в безграничном эфире , окружающем наше Солнце ... тогда можно будет ожидать беспредельного размножения ... и высокого совершенствования человека ”.

  Взгляд ученого на человечество таков - он рассматривает нашу цивилизацию как единый организм , как некое единое целостное образование . В этом качестве человечество проходит в своем развитии несколько стадий . Сначала эмбриональная стадия - возникновение , жизнь и развитие человечества на Земле . “Земля - колыбель человечества , но нельзя вечно жить в колыбели ” . Следуя этой логике , нужно признать , что человечество должно выйти из пеленок то есть за пределы Земли . Выход в околоземный космос - это вторая фаза эволюции человечества.

  По мнению Циолковского , это также неизбежно , как превращение куколки в бабочку . На этой ступени эволюции человечество должно распространится на все околосолнечное пространство . На этом этапе , используя ресурсы планет и солнечную энергию возводятся космические поселения - герметичные оранжереи в космическом вакууме .  Возведение космических поселений и райская жизнь в них красочно описаны им в фантастической повести “Вне Земли”.

  За второй должна последовать третья стадия - расселение людей по всей Галактике . Причем выход в космос  - в принципиально иную для существования человека среду  неизбежно наложит отпечаток на его физический и нравственный облик . Они станут совсем другими . Живя в космосе , люди на первых порах будут пользоваться  еще привычными земными средствами защиты от враждебной ,агрессивной среды , прячась в искусственно  созданных в вакууме “эфирных городах”. Однако со временем , повинуясь эволюции , люди станут истинно “космическими животными” - то есть обретут способность жить непосредственно в пустоте без специальных защитных средств (скафандров , кабин , капсул ).

  Таких существ Циолковский описал в фантастической повести “Грезы о Земле и небе” (1895г.) и в работе “Будущее земли и человечества ” (1928г.) . Он представлял их в виде почти бесплотных существ с легкими прозрачными крылышками  для улавливания Солнечной энергии . Существа эти функционируют по замкнутому циклу - в крылышках происходит  процесс фотосинтеза , в результате которого выделяется кислород , используемый здесь же для дыхания . Существа свободного космоса , нарисованные фантазией Циолковсого , не нуждаются ни в пище, ни в жилье , летая свободно и существуя безбедно . Это настоящие жители вселенной .

  Такие необычные и несколько даже шокирующие мысли можно назвать бесплодной фантазией , однако с общебиологической и эволюционной точек зрения это вполне логично . Это своего рода модель возможной эволюции человека и человечества . Можно рассмотреть следующую логическую цепочку . Жизнь зародилась в гидросфере (водной среде) , затем постепенно перешла из водной среды в воздушную . Возникли  наземные животные и человек . Теперь человек из воздушной среды переходит в космическую . Вполне возможно , что далекие потомки современных людей приспособятся к жизни в вакууме и станут теми самыми  “эфирными”  существами с замкнутым автотрофным  циклом обменных процессов. Этим ли путем пойдет эволюция , или другим , сказать сейчас сложно . Ясно одно : “живые существа космоса” (если такие когда-нибудь возникнут ) , стоящие на много более высокой ступени эволюции , чем мы , будут еще меньше похожи на нас , чем мы на наших водных предков .

  Циолковский считал , что жизнь и разум являются непременными атрибутами Вселенной . Сомнений в том , что существует внеземная жизнь , более того , внеземные цивилизации , у него не было . “В известной вселенной можно насчитать миллионы миллиардов солнц . Стало быть , мы имеем столько же планет , сходных с Землей. Невероятно отрицать на них жизнь”. Он писал , что возможно существуют цивилизации , обладающие “таким могуществом , которое мы себе не можем вообразить ” . Существа этих цивилизаций могут путешествовать между звездами ,  расселяются  на другие планеты . “Вселенная битком набита совершенными существами ”.

  Современная наука уже не разделяет оптимизм ученого в вопросе наличия внеземных цивилизаций , и в этой связи интересны мысли Циолковского о контакте , высказанные им в статье “Планеты заселены живыми существами” (1933г.) .Он отвечает на некоторые вопросы скептиков по поводу того , что никаких признаков существования внеземных цивилизаций мы не наблюдаем . Почему они не посещают землю?  Ответ : возможно просто не настало еще время . Почему никак не дают нам знать о своем существовании ? Ответ : возможно мы просто еще не можем воспринять эти знаки . Далее  ученый говорит , что “нашим небесным соседям” известно , что со временем люди разовьются настолько , что сами узнают об этом .  Кроме того , зачем  вообще сейчас большинству человечества “ввиду низкой степени его развития” это знание , не принесет ли оно вреда ? “Не возникнут ли вследствие этого погромы и варфоломеевские ночи.”

  Человечество просто стоит на слишком низкой ступени развития для контакта . Мы по отношению к гипотетическим могущественным инопланетным цивилизациям стоим на той же ступени развития , что и , например , животные по отношению к людям . “Можем ли мы завести разумные сношения с собаками или обезьянами ?”. Так и высшие существа просто бессильны вступить с нами в контакт . Должно прийти время , когда степень развития человечества окажется достаточной для этого . “Мы - братья - убиваем друг друга , затеваем войны , жестоко обращаемся с животными  . Как же мы отнесемся к совершенно чуждым нам существам ? Не сочтем ли их за соперников по обладанию Землей и не погубим ли самих себя в неравной борьбе  . Они этой борьбы и гибели желать не могут.”

   На заре космической эры - в 50-ых  , 60-ых  гг. казалось , что “гениальные пророчества”  калужского мыслителя сбываются с поразительной точностью . Сейчас оптимизм первых космических запусков окончательно выветрился , стало ясно , что на Марсе человек в ближайшее время не высадится , хотя технически это возможно но , увы , не понятно , зачем нужно . Как метко сказал один умный человек: “мы живем в то время , когда люди уже перестали летать на Луну”. В космосе , как и везде , нас интересует теперь только экономическая выгода.                               
Научные труды

Циолковский в 1894 году опубликовал свой труд "Аэроплан или птицеподобная (авиационная) летательная машина". Знаменательно не только то, что Циолковский предложил схему моноплана со свободнонесущими крыльями, близкую современной, но и то, что он подробно ее исследовал, проанализировал как с точки зрения прочности конструкции, так и с точки зрения аэродинамики.

В изданной в 1929 году работе "Новый аэроплан" Циолковский дал описание конструкции самолета, состоящей из нескольких веретенообразных полых тел, образующих крыло. В этой, как и в последующих работах по авиации. В работе "Реактивный аэроплан" (1930г.) он дал критическое сравнение самолетов поршневых с реактивными самолетами и доказал возможность создания реактивного самолета с неизмеримо большими скоростями. Схема и расчет стратосферного самолета с двигателем, который мы сейчас относим к воздушно-реактивным, даны ученым в работе "Стратоплан полуреактивный" (1932г.). "За эрой аэропланов винтовых должна следовать эра аэропланов реактивных или аэропланов стратосферы", - писал он. Проблеме создания двигателя и высококалорийного горючего для реактивного самолета посвящен целый ряд работ Циолковского: "Реактивный двигатель" (1929г.), "Как увеличить энергию взрывных тепловых двигателей" (1931г.) и "Сжиматель газа" (1931г.). Профессор В.А.Семенов, исследователь трудов К.Э.Циолковского в области авиации, писал "В своих трудах К.Э.Циолковский на основе развитой научной интуиции и чисто теоретических соображений предвидел конкретные формы на обозримом пути развития авиации".

Основное место в научном творчестве К.Э.Циолковского занимают вопросы ракетодинамики и космонавтики. Наиболее ранние записи К.Э.Циолковского по вопросам межпланетных сообщений относятся к 1878-1879 годам, когда он начал составлять "астрономические чертежи", тогда же им был сконструирован прибор для изучения действия на живой организм ускорения силы тяжести. Первой научной работой, в которой ученый высказал мысль о возможности использования принципа реактивного движения для перемещения в мировом пространстве, была монография "Свободное пространство" (1883г.).

К.Э.Циолковским написано 181 произведение философского характера (эта цифра составляет 33,1% от общего числа работ "калужского мыслителя"). По жанру эти произведения могут быть классифицированы как книги, статьи и заметки (134), ответы на вопросы читателей и корреспондентов (25), отчеты о проделанной работе (2), обзоры, перечни написанных и опубликованных трудов (19), интервью (1). Кроме того в личном архиве Циолковского сохранилось 112 подготовительных материалов к философским произведениям - выписок, планов, заметок, набросков (32,6% от общего числа дошедших до нас "творческих заготовок" основоположника космонавтики).

Философские тексты Циолковского существуют в виде рукописей и публикаций. Их крайние даты май 1887г. - май 1935г. Характерно, что подавляющее число философских произведений (172 из 181) и подготовительных материалов (110 из 112) относятся к последним двум десятилетиям жизни и творчества Циолковского. Хотя цифра, характеризующая объем философских сочинений мыслителя, внушительна, они далеко не равнозначны с точки зрения подготовленности к вынесению их на суд читательской аудитории. Пожалуй, большинство из них остались не доведенными до такой степени "зрелости" текста, которая позволяет автору ввести свой труд в широкий культурный оборот. Сам Циолковский опубликовал только 35 (из 181) философских произведений. Изучение степени завершенности его философских текстов показывает, что эта цифра ненамного возросла бы, даже имей он самые благоприятные финансовые и идеологические условия для их издания. Хотя познавательный и исследовательский интерес представляют, естественно, все философские тексты Циолковского, среди них выделяется несколько этапных произведений, наиболее полно и четко отразивших взгляды и убеждения ученого. К ним относятся: - статьи "Научные основания религии" (1898г.), "Нирвана" (1924г.), "Бог милосерд" (1915г.), "Горе и гений" (1916г.), "Наука и вера" (1917г.); - цикл "Мысли о лучшем общественном устройстве", включивший сочинения "Этика или естественные основы нравственности" (1903-1918-1928гг.), "Идеальный строй жизни" (1917г.), "Приключения атома" (1917-1918гг.), "Общественный строй" (1917-1918гг.), "Свойства человека" (1917-1918гг.), "Богатства Вселенной" (1919-1920гг.); - цикл "Евангельских преданий" (1918-1926гг.); - статьи и заметки "Монизм Вселенной" (1925г., 1931г.), "Причина космоса" (1925г.), "Двигатели прогресса" (1927-1928гг.), "Ум и страсти" (1928г.), "Любовь к самому себе или истинное себялюбие" (1928г.), "Воля Вселенной" (1928г.), "Неизвестные разумные силы" (1928г.), "Общественная организация человечества" (1928г.), "Научная этика" (1930г.), "Монистический материализм" (1931г.), "Есть ли бог" (1925г., 1931-1932гг.), "Ничего нет (Мысли безбожника)" (1932г.), "Космическая философия" (1935г.). Философские сочинения Циолковского несут на себе отпечаток влияния на его мировоззрение многих и зачастую самых противоречивых систем. Не случайно, Циолковский неоднократно замечал: "Все, что я пишу, конечно, навеяно чтением книг и работами других авторов... Что это так, видно из того, что я готов отречься от приоритета всего, что сообщаю...". Совокупность идей, гипотез, тезисов, составивших содержание его философских сочинений, Циолковский назвал "Космической философией".
                     Заключение

Можно сделать вывод, что чертой мировоззренческой философии Циолковского является, по моему мнению, стремление создать монистическую философскую систему, в которой рассматриваются фундаментальные проблемы человека и мира, жизни и смерти, истины и заблуждения, добра и зла, свободы и долга, человеческого будущего и т.д.. Стремясь понять место космической философии среди других подобных систем, мы констатируем, что она сильно отличается от большинства из них, так сказать, выпадает из контекста. Сам Циолковский о других философских системах говорил, что они кажутся ему странными, а их терминология – ненужной. Тем не менее он назвал ряд предшественников, фрагменты взглядов которых странным образом сочетаются с его мировоззрением: Платона, Джордано Бруно, Лейбница, Бюхнера и других. Вот почему его собственная философская система оказывается столь беспрецедентно антиномичной, переполненной парадоксами. Любопытно, что Циолковский не ссылался ни на кого из русских философов, включая Н.Ф.Федорова. Вопрос о том, как он пришел к своим идеям космического будущего человечества – под влиянием философии «общего дела» или же самостоятельно, – остается, я думаю, пока открытым. Слишком различны мотивации и ценностные ориентации обеих этих версий русского космизма. Этические и социально-философские идеи Циолковского также обнаруживают мало признаков влияния мировой философской мысли. Особенно поразительно стремление представить гражданином Вселенной чувствительный атом-дух, мифическим интересам которого должен служить человек. В современной культуре оно приобретает новый смысл – отказ от идеала антропоцентризма, который созвучен идеям критиков техногенной. Социальная ценность научно-технического прогресса находится в процессе пересмотра ее современной культурой; его технократические версии, которым отдал столь значительную дань Циолковский, заменяются гуманистическими; укрепляет свои позиции мировоззренческое течение, получившее название биоцентризма. Тем не менее я считаю , что человечеству волей-неволей придется и дальше осваивать космос , и погонит нас туда та же экономическая выгода , стремление решить земные проблемы , просто то , что на Земле , “в колыбели” нам станет тесно , потому что “мы живем более жизнью космоса чем жизнью Земли , так как космос  бесконечно значительнее Земли по своему объему , массе и времени , в этом нам  и поможет философия Константина Эдуардовича Циолковского.


Список использованной литературы

1.     Баландин Р. Разум Вселенной // СП.:Техника молодежи. 1992. N
0
1-2

2.     Самин Д. К. 100 великих ученых.//М.: Вече, 2000

3.      А. А. Космодемьянский, Энциклопедия космонавтика//М.: "Советская энциклопедия" ,1985

4.     Казютинский В.В. Истина и ценность в научном познании // Проблема ценностного статуса науки на рубеже XXI века.// СП., 1999.

5.Сайт: http://lib.roerich-museum.ru/node/1002//В.В.// Казютинский
,
                                         Космическая философия К.Э.Циолковского: «за» и «против



1. Реферат на тему Парашюты и планеры
2. Курсовая на тему Проект на строительство жилого дома
3. Контрольная работа Мотивация и стимулирование труда 2
4. Реферат на тему Censorship 2 Essay Research Paper Censorship in
5. Реферат на тему The Environmental Platforms Of The Republican Democratic
6. Сочинение на тему Окрыленность духа
7. Научная работа на тему Сопоставление понимания смысла и счастья жизни героями рассказов Б
8. Сочинение Дела определяются целями то называется великим, у которого велика цель
9. Реферат Роль Ельцина в истории России
10. Реферат Торгово-промышленная палата