Биография Роль личности в истории России Иван IV Грозный
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
Министерство сельского хозяйства РФ
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Пермская государственная сельскохозяйственная академия
имени академика Д. Н. Прянишникова»
Кафедра истории и социологии
Контрольная работа
По дисциплине «Отечественная история»
Роль личности в истории России
Иван IV Грозный
| Выполнил: студент 1 курса Специальности «землеустройства» Гр. ЗУ-09 Шифр ЗУ-09-53 Проверил:________________ __________________________ |
Пермь, 2009
Содержание
Введение. 3
Биография. 4
Политическая деятельность Ивана IV.. 9
Внешняя политика Ивана IV. 12
Внешняя политика Ивана Грозного на юго-восточном направлении. 12
Внешняя политика Ивана Грозного на восточном направлении. 14
Внешняя политика Ивана Грозного на западном направлении. 15
Итоги царствования. 23
Иван Грозный о себе. 25
Вывод. 26
Литература. 27
Введение
Оценка роли личности в истории относится к наиболее трудно решаемым историческим проблемам, несмотря на то, что ее занимаются, и по сей день многие выдающиеся умы. Проблема эта из категории “вечных”, и неоднозначность ее решения неразрывно связана во многом с существующими различиями в подходах к самой сути исторического процесса. И спектр мнений, соответственно, весьма широк.
Иван IV Васильевич Грозный – едва ли не самая загадочная фигура в истории России. Мнения о нём коренным образом различаются. С одной стороны он был неуравновешенным тираном, наводивший ужас на всю страну своим террором, с другой – Иван Грозный провёл ряд реформ и завоеваний, которые положительно сказались на Российском государстве.
Огромную роль в развитии страны сыграло детище Ивана Васильевич – опричнина.
Я поставил себе цель изучить деяния знаменитого царя и разобраться, какую же роль сыграло его правление.
Цель данной работы – краткое изучение деятельность великого царя, исторические условия, в которых он вел деятельность, изучение его личных качеств и оценка результатов его правления.
Биография
Детство
Согласно бытовавшему на Руси праву престолонаследия великокняжеский престол переходил к старшему сыну монарха, однако Ивану («прямое имя» по дню рождения — Тит) было всего три года, когда его отец великий князь Василий серьёзно заболел. Ближайшими претендентами на трон кроме малолетнего Ивана были младшие братья Василия. Из шестерых сыновей Ивана III осталось двое — князь старицкий Андрей и князь дмитровский Юрий.
Предвидя скорую смерть, Василий III сформировал для управления государством «седьмочисленную» боярскую комиссию. Опекуны должны были «беречи» Ивана, пока он не достигнет 15 лет. В опекунский совет вошли князь Андрей Старицкий — младший брат отца Ивана, М. Л. Глинский — дядя великой княгини Елены и советники: братья Шуйские (Василий и Иван), М. Ю. Захарьин, Михаил Тучков, Михаил Воронцов. По замыслу великого князя, этим должны были сохраниться порядок правления страной доверенными людьми и уменьшиться распри в аристократической Боярской думе. Существование регентского совета признаётся не всеми историками, так по версии историка А. А. Зимина, Василий передал ведение государственных дел Боярской думе, а опекунами наследника назначил М. Л. Глинского и Д. Ф. Бельского.
Василий III умер 3 декабря 1533 года, а уже через 8 дней бояре избавились от основного претендента на трон — дмитровского князя Юрия
Опекунский совет управлял страной меньше года, после чего его власть начала рушиться. В августе 1534 года произошёл ряд перестановок в правящих кругах. 3 августа князь Семён Бельский и опытный военачальник окольничий Иван Ляцкий оставили Серпухов и отъехали на службу к литовскому князю. 5 августа был арестован один из опекунов малолетнего Ивана — Михаил Глинский, который тогда же умер в тюрьме За соумышленничество с перебежчиками были схвачены брат Семёна Бельского Иван и князь Иван Воротынский с детьми. В этом же месяце был арестован и ещё один член опекунского совета — Михаил Воронцов. Анализируя события августа 1534 года, историк С. М. Соловьёв делает вывод, что «все это было следствием общего негодования вельмож на Елену и ее любимца Оболенского».
Попытка Андрея Старицкого в 1537 году захватить власть окончилась неудачей: запертый в Новгороде с фронта и тыла, он был вынужден сдаться, и закончил жизнь в тюрьме.
В апреле 1538 года 30-летняя Елена Глинская умерла, а через шесть дней бояре (князья И. В. Шуйский и В. В. Шуйский с советниками избавились и от Оболенского. Митрополит Даниил и дьяк Федор Мищурин, убежденные сторонники централизованного государства и активные деятели правительства Василия III и Елены Глинской, были немедленно отстранены от управления государством. Митрополит Даниил был отправлен в Иосифо-Волоцкий монастырь, а Мищурина «бояре казнили…не любя того, что он стоял за великого князя дела».
«Многие промеж бояр бяше вражды о корыстех и о племенех, всяк своим печется, а не государьским», так описывает летописец годы боярского властвования, в которые «кийждо себе различных и высочайших санов желаху… и нача в них бытии самолюбие, и неправда, и желание хищения чюжого имения. И воздвигоша велию крамолу между себе, и властолюбия ради друг друга коварствоваху… на своих другов востающе, и домы их и села себе притежаша и сокровища свои наполниша неправедного богатства».
В 1545 году, c приходом 15-летнего возраста, Иван достиг совершеннолетия, таким образом, став полноправным правителем.
Венчание на царство
13 декабря 1546 года Иван Васильевич впервые высказал Макарию намерение жениться, а перед этим венчаться на царство «по примеру прародителей».
Ряд историков (Н. И. Костомаров, Р. Г. Скрынников, В. В. Кобрин) полагают, что инициатива принятия царского титула не могла исходить от 16-летнего юноши. Скорее всего, важную роль в этом сыграл митрополит Макарий. Упрочнение власти царя также было выгодно его родне по материнской линии. В. О. Ключевский придерживается противоположной точки зрения, подчёркивая рано сформировавшееся у государя стремление к власти. По его мнению, «политические думы царя вырабатывались тайком от окружающих», идея о венчании стала полной неожиданностью для боярства.
Древнее византийское царство с его боговенчанными императорами всегда было образом для православных стран, однако оно пало под ударами неверных. Москва в глазах русских православных людей должна была стать наследницей Царьграда — Константинополя. Торжество самодержавия олицетворяло и для митрополита Макария торжество Православной веры. Так сплелись интересы царской и духовных властей (Филофей). В начале XVI века все большее распространение получает признание и идея божественного происхождения власти государя. Одним из первых об этом заговорил Иосиф Волоцкий. Иное осмысление власти государя протопопом Сильвестром позднее привело к ссылке последнего. Мысль о том, что самодержец обязан во всем подчиняться Богу и его установлениям, проходит через всё «Послание царю».
16 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялась торжественная церемония венчания, чин которой был составлен самим митрополитом. Митрополит возложил на него знаки царского достоинства — крест Животворящего Древа, бармы и шапку Мономаха; Иван Васильевич был помазан миром, а затем митрополит благословил царя.
Позднее, в 1558 году Константинопольский патриарх сообщал Ивану Грозному, что «царское имя его поминается в Церкви Соборной по всем воскресным дням, как имена прежде бывших Византийских Царей; это повелено делать во всех епархиях, где только есть митрополиты и архиереи», «а о благоверном венчании твоем на царство от св. митрополита всея Руси, брата нашего и сослужебника, принято нами во благо и достойно твоего царствия». «Яви нам, — писал патриарх Иоаким Александрийский, — в нынешние времена нового кормителя и промыслителя о нас, доброго поборника, избранного и Богом наставляемого Ктитора святой обители сей, каков был некогда боговенчанный и равноапостольный Константин… Память твоя пребудет у нас непрестанно не только на церковном правиле, но и на трапезах с древними, бывшими прежде Царями».
Царский титул позволял занять существенно иную позицию в дипломатических сношениях с Западной Европой. Великокняжеский титул переводили как «принц» или даже «великий герцог». Титул же «царь» в иерархии стоял наравне с титулом «король», то есть на втором месте после императорского.
Безоговорочно титул уже с 1554 года предоставлялся Ивану Англией. Сложнее стоял вопрос о титуле в католических странах, в которых крепко держалась теория единой «священной империи». В 1576 году император Максимилиан II, желая привлечь Грозного к союзу против Турции, предлагал ему в будущем престол и титул «всходного [восточного] цесаря». Иоанн IV отнесся совершенно равнодушно к «цесарству греческому», но потребовал немедленного признания себя царем «всея Руси», и император уступил в этом важном принципиальном вопросе. Гораздо упорнее оказался папский престол, который отстаивал исключительное право пап предоставлять королевский и иные титулы государям, а с другой стороны, не допускал нарушения принципа «единой империи». В этой непримиримой позиции папский престол находил поддержку у польского короля, отлично понимавшего значение притязаний Московского Государя. Сигизмунд II Август представил папскому престолу записку, в которой предупреждал, что признание папством королевского титула за Иваном IV приведёт к отторжению от Польши и Литвы земель, населённых родственными московитам «русинами», и привлечёт на его сторону молдаван и валахов. Со своей стороны Иоанн IV придавал особенное значение признанию его царского титула именно Польско-Литовским государством, но Польша в течение всего XVI века так и не согласилась на его требование. Из преемников Ивана IV его мнимый сын Лжедимитрий I заявил притязание на титул «императора», но Сигизмунд III, посадивший его на московский престол, официально именовал его просто князем, даже не «великим»
В результате коронации родня царя упрочила своё положение, добившись значительных выгод, однако после Московского восстания 1547 года род Глинских потерял всё своё влияние, а юный правитель убедился в разительном несоответствии между его представлениями о власти и реальным положением дел. Историк Зимин не исключает возможности того, что с Московским восстанием был связан организованный побег из Москвы Феодосия Косого и его приспешников. Эту догадку поддержал Клибанов.
Политическая деятельность Ивана IV
Зачем были нужны реформы
В 1547 – 1550 годах в нескольких городах произошли волнения. После неурожайного посевного сезона 1548 – 1549 года положение народа еще более ухудшилось. Стало ясно, что стране необходимы реформы, нужно было укреплять государственность и централизацию власти. В начале XVI века уже завершилось объединение русских земель вокруг Москвы, но управление происходило при помощи тех учреждений, что сформировались еще в мелких княжествах в период раздробленности, что фактически исключало всякую возможность хорошо управлять огромной страной. Постоянное недовольство вызывал боярский суд своими злоупотреблениями. Судебник 1479 года устарел, народные волнения стали происходить регулярно. Необходимо было что-то менять. В стране произошёл всплеск публицистики. Например, Иван Пересветов провёл параллель с Византией, которая была разгромлена Турцией, и объяснил, почему это произошло. Основными выводами Пересветова были: леность и тугодумие бояр ни к чему хорошему привести не могут, нужна сильная армия из свободных людей, которым следует платить жалованье, бояр нужно отстранить от власти и возвысить дворянство.
Первые реформы правительства Ивана Грозного
Было создано объединение группы ближайших соратников Ивана IV – так называемая «Избранная рада». В неё вошли: один из умнейших людей своего времени митрополит московский Макарий, князь Андрей Курбский, дворянин Алексей Адашев, дьяк Иван Весковатый, дьяк разрядного приказа Иван Выродков, духовник Ивана Васильевича настоятель Благовещеской церкви Сильвестр. Избранная рада была призвана решить насущные проблемы Российского государства. В 1549 году впервые в истории Руси был созван Земский собор, так называемый «Собор примирения». Земский собор представлял собой совещательный орган, в состав которого вошли аристократия, духовенство, служилые люди. На Соборе примирения было принято важное решение – постановление о создании нового Судебника – правового кодекса. Новый Судебник был создан на основе старого от 1497 года. Основные направления кодекса: судебная система и государственное и местное управление, социально-экономическое, военные преобразования, отношения с церковью. Наместники лишались права окончательного суда по высшим уголовным делам, представители населения обязательно участвовали в наместническом суде (в случае несправедливого решения могла быть написана жалоба, которая могла иметь нехорошие последствия нечестных людей). Важнейшие отрасли самоуправления передавались так называемым «губным старостам» и городским приказчикам. Расширились функции выборных городских приказчиков, дворяне объявлялись неподсудными наместникам (теперь только царский суд мог судить дворян). Судебник 1550 года включил в себя упорядоченные статьи о правилах перехода крестьян в Юрьев день, ужесточил наказания за разбой, ввёл статьи о наказании за взяточничество, отменил податные льготы монастырей, а также множество других статей. Было решено поместить в Московском уезде 1070 дворян, так называемую избранную тысячу», которая должна была стать опорой самодержавия и ядром дворянского ополчения. Правда, этот проект так и не был реализован до конца. В том же 1550 году было создано стрелецкое войско из 3000 свободных людей. Первоначально оно предназначалось для охраны царских дворцов. Стрелецкое войско стало прообразом русской гвардии. Стрельцы проживали в одном районе и имели право в свободное от несения службы время заниматься дополнительными промыслами. Была проведена реформа налогообложения, так как государству требовались дополнительные деньги для своего развития. Теперь вновь основываемые слободы в городах лишались податных и судебных льгот. В 1551 году состоялся так называемый «Стоглавый собор», получивший своё название по числу разделов, содержащихся в выпущенном этим собором постановлении. Был создан общерусский пантеон святых, за образцы иконописи было решено взять Андрея Рублёва и византийскую иконопись. Иван IV, поддерживающий так называемых «нестяжателей», потребовал от церкви, чтобы та отказалась от большей части своих владений и кормила себя своими силами. Но тогда церковь не поступилась ни на шаг. Это вызвало сильный гнев Ивана Грозного, и через несколько лет им всё равно были изданы два очень важных указа: церковь больше не могла получать земли без разрешения царя, у церкви отнимались земли, полученные ей в конце 30-х – начале 40-х годов в период боярского правления. В 1552 году была создана так называемая «Дворовая тетрадь» - список членов государственного двора из, приблизительно, 4000 человек, из числа которых и назначались на должности в государстве военачальники, городские воеводы, дипломаты и другие. В 1555 – 1556 годах окончательно было отменено наместническое управление, было отменено «кормление», вследствие чего у казны появились дополнительные деньги – так называемый «кормлёный откуп». Всё больше развивалось местное управление, окончательно завершилась губная реформа в районах частного землевладения, в черносошных землях появились выборные власти. Из зажиточных крестьян теперь стали выбирать земских старост, усилилось значение приказов. Ввели ряд ограничений на вотчинные земли, увеличился размер пожилого при переходе крестьян (теперь крестьянину стало труднее перейти от одного хозяина к другому), сузили институт холопства – запретили обращать в холопы дворян. В 1550-х годах была проведена перепись земель для того, чтобы упорядочить обеспечение землей дворянства. Была введена новая единица налогообложения – большая соха, теперь размер налога был обратно пропорционален большой сохе. В 1555 году было издано уложение о военной службе. Был указан минимальный размер поместья, с которого должен был выйти полностью экипированный человек. Если «план» по призыву перевыполнялся, то человеку выплачивались «премиальные» из «кормлёного откупа», если недовыполнялся – назначался штраф. В отношении военной службы вотчины теперь приравнивались к поместьям, и обязанности у них стали одинаковыми. Произошла реорганизация армии – теперь основную часть составляло конное феодальное ополчение, далее шли люди «по прибору» (по призыву) и ополчение крестьян и горожан. Теперь на время военных действий отменялся принцип местничества, по которому назначения на руководящие посты производились в соответствии с происхождением человека. К осени 1559 года Иван IV по сути прекратил реформаторскую деятельность.
Эти реформы значительно укрепили централизованную государственную власть, её социальное опору – служилое дворянство. Стало меньше возможностей для злоупотребления своим положением, церковь лишили возможности бесконтрольно увеличивать свои владения. В целом эти реформы очень благотворно сказались на развитии Российского государства, в том числе, этот период был благодатен для народа.
Внешняя политика Ивана IV.
Внешняя политика Ивана Грозного на юго-восточном направлении.
К правлению Ивана Грозного несколько направлений исторически сложились определяющими во внешней политике России: балтийское (северо-запад), литовское (запад), крымское (юг), казанское и ногайское (юго-восток). После окончательного объединения Русь получила возможность активно вести свою внешнюю политику. Когда при Василии III к Москве присоединились Псков и Смоленск, основными направлениями стали юго-восточное и западное. Казанские ханы совершали опустошительные постоянные набеги на русские территории, отвлекали Русь от решения балтийских проблем, что, конечно, никак не могло устраивать Россию. К 1551 году в Казани было уже около ста тысяч пленных русских. В Казанском ханстве существовало две группировки: прорусская и прокрымская. В 1535 году прокрымская одержала вверх, что и вызвало натянутые отношения с Русью. В 1547 году Москва послала разведывательную экспедицию по холмистому правому берегу Волги с целью исследовать дороги на Казань и испытать силу татарского войска. Русские достигли устья реки Свияги. За этим последовали две более амбициозные кампании зимой 1547-1548 годов и 1549-1550 годов. Ни одна из них не была удачной. Проанализировав причины неудач, Иван Васильевич решил построить крепость при впадении Свияги в Волгу, в сорока километрах от Казани и гораздо ближе к ней, нежели Нижний Новгород, где собирались войска предыдущих кампаний. Деревянная крепость, названная Свияжск, была спешно построена на холме, контролирующем устье Свияги. Её возведение произвело большое впечатление на финские и тюркские племена правого берега Волги – черемисов (теперь известных как мари) и чувашей. Эти племена были под властью Казанского ханства со времен основания последнего в середине XV века. Их князья и старейшины направили делегацию в Москву. Посланники принесли царю клятву верности в мусульманской форме (шерть). Иван IV выдал им грамоту, подтверждающую их племенную организацию, и освободил от уплаты налогов на три года. Успех русских также оказал сильное влияние на казанских вельмож, и на некоторое время власть в Казани перешла к прорусской группировке. Но в 1552 году власть вновь захватили противники Москвы, и Казанское ханство начало готовиться к войне с Москвой. В апреле московский государственный совет решил начать широкомасштабную кампанию против Казани. В конце августа русские осадили Казань и в начале октября с помощью взрыва башни взяли Казань. Завоевание Казани было огромной военной победой и великим политическим достижением. С религиозной точки зрения оно стало триумфом христианства над исламом. Именно после взятия Казани Иван IV Васильевич стал известен как Грозный. Завоевание Казани открыло русским среднее течение Волги. Ускоряя своё наступление на юг, они достигли Астрахани, которую и завоевали в 1556 году. В этом же году к Руси были присоединены башкиры, тогда же присягнул на верность глава Большой Ногайской Орды – Мурза Исмаил, приняв вассальную зависимость от Москвы. Таким образом, земли Поволжья и торговый путь по Волге оказались в составе России. В разных пунктах инородческого Поволжья (мордва, черемиса, чуваши, вотяки, башкиры) были поставлены укрепленные города как опора русской власти и русского населения. Народ потянулся на богатые земли Поволжья и в лесные районы среднего Урала. Громадные пространства ценных земель были замирены московской властью и освоены с большим трудом.
Твёрдая политика Ивана Грозного помогла освоить плодородные земли на юго-восточном направлении.
Внешняя политика Ивана Грозного на восточном направлении.
За Уральскими горами на берегах Иртыша и Тобола находилось большое Сибирское ханство. После падения Казани сибирский хан Эдигер подчинился Ивану Грозному, но Эдигера скоро сверг хан Кучум. Кучум отказался платить дань Москве, перестал платить дань, убил русского посла и стал совершать грабительские набеги на русские земли. В 1558 году Иван IV пожаловал обширные русские земли за Волгой по берегам Камы и Чусовой богатым купцам и промышленникам Строгановым, которые организовали там добычу соли, меди, железа. В 1574 году царь дал Строгановым жалованную грамоту на земли за Уралом и разрешил держать им войско, посылать людей в Сибирь и строить там крепости. Это оказалось очень важным шагом. Строгановы предложили отряду вольных людей – казакам во главе с атаманом Ермаком Тимофеевичем совершить поход за Урал и покорить царство Кучума. Ермак согласился. Строгановы взялись обеспечивать казаков всем необходимым, и казаки начали поход против Кучума. В октябре 1582 года с помощью хитрых манёвров Ермаку удалось победить хана Кучума и взять столицу Сибирского ханства – Кашлыку. Разгром царства Кучума открыл путь для переселения русских людей за Уральские горы. В Сибирь пошли казаки, крестьяне, ремесленники и построили там крепости – Тюмень и Тобольск. Это, несомненно, способствовало культурному и экономическому развития края.
Таким образом, благодаря Ермаку Тимофеевичу Русь получила возможность развиваться на восточном направлении.
Внешняя политика Ивана Грозного на западном направлении.
После победы над Казанью и присоединения Астрахани основным вопросом во внешней политике для Ивана Грозного стал балтийский вопрос. Для развития торговли и усиления политических связей Руси требовался выход к берегам Балтийского моря. Через Великое княжество Литовское и Польшу в Москву не пропускали купцов, особенно с военными товарами. В 1558 году Иван Васильевич решил начать боевые действия на западном направлении. Поначалу русские войска действовали успешно. Были взяты Нарва, Тарту, и уже к лету 1559 года войска Ивана Грозного вышли к побережью Балтики, дошли до границ Восточной Пруссии и Литвы. Но вскоре ход войны начал меняться по целому ряду причин. Русское дворянство поддерживало войну, так как было заинтересовано в прибалтийских землях. Феодальная же знать выступала против, так как её берега Балтики интересовали мало. Её интересовала войн против крымских татар. Бояре считали, что следует нанести удар по Крымскому ханству и обеспечить безопасность своих вотчин. Иван IV совершил большую политическую ошибку: в разгар военных успехов он пошёл на перемирие с Ливонией и совершил поход на Крым, который ничем не закончился, но время на Балтике было потеряно. Соседи России не хотели её усиления, в итоге Россия оказалась воюющей с Литвой, Польшей, Данией, Швецией. Тут Иван Грозный также проявил себя недальновидным стратегом: в такой ситуации ему следовало искать почётного мира, а в 1560 году продолжил военные действия. В 1563 году при личном участии Ивана Васильевича русские войска нанесли удар по Литве – был взят важный в торговом отношении город Полоцк. Но дальше последовали неудачи. В январе 1564 года у Полоцка русская армия была разбита войсками литовского гетмана Радзивилла Рыжего. В апреле в Литву на заранее согласованных условиях перебежал один из ближайших советников и военачальников царя, член Избранной Рады Андрей Курбский. Также русские потерпели поражение под Оршей. Теперь расклад был не в пользу России, к тому же в это время Крымский хан совершил набег на Россию. 30 мая 1566 года в Москву прибыли послы от польского короля Сигизмунда II Августа для переговоров о мире, но, поскольку его условия оказались неприемлимыми для обеих сторон, было решено заключить лишь перемирие. В 1566 году для обсуждений условий мира Иван Грозный созвал Земский собор. Большинство дворян заявило, что нельзя заключать мир без присоединения к России ливонских городов с Ригой и Полоцкой землей. Пришлось продолжать войну, которая приняла затяжной характер. Во второй половине 1570-х русские начали наступление в Прибалтике и даже ненадолго захватили её территорию. Но в 1578 году русские войска начали терпеть поражения. В 1579 году польско-литовский король Стефан Баторий собрал стотысячное войско и захватил русский город Полоцк. С севера начали наступать шведы и взяли город Нарву. Россия уже не могла организованно сопротивляться, и всё шло к полному поражению. Лишь героическая оборона псковичей, которые в течение пяти месяцев держали осаду Стефана Батория и так и не сдали город, спасла Россию от сокрушительного поражения. 5 января 1582 года в Яме-Запольском между Россией и Польшей при участии посредника от папы римского Антония Поссевино было заключено перемирие на десять лет. По этому соглашению Россия уступала Польше всю Ливонию, Полоцк и Велиж на границе Смоленской земли, но сохранила за собой устье Невы. В 1583 году в Плюссе было подписано перемирие со Швецией. Швеция получила Северную Эстонию и русские города Ям, Копорье, Ивангород, Нарву – практически всё побережье Финского залива. В результате 25 лет русский народ изнемогал под бременем наборов и налогов, которые требовались для продолжения войны, а война окончилась неудачно.
Поражение в Ливонской войне, вызванное неуверенными действиями царя и опричной политикой, серьезно подорвало экономику Российского государства.
Опричнина.
В 1565 – 1572 Иван Грозный принял целый ряд очень жёстких мер, направленных против родовой аристократии. Эти меры оказали существенное влияние на жизнь русского народа и получили название опричнина. Иван IV стал давить на эту социальную нишу не просто так, а по некоторым определенным мотивам, которые я попробую объяснить. Правительство Ивана Грозного состояло из бояр, объединившихся в одной цели овладеть московской политикой и направить её в выгодном для себя русле. «Избранная рада» состояла из потомков удельных князей, «княжат», вела политику именно княжескую и поэтому, естественно, всё шло к тому, что рано или поздно «избранная рада» придёт в острое столкновение с царём, сознающим своё положение и полновластие. В самом правительстве не было единодушия и согласия, поэтому оно не могло успешно вести политику по преобразованию государства. Это проявилось уже в 1553 году, когда Иван Грозный тяжело заболел после возвращения из Казанского похода, и всё шло к его смерти. Было составлено завещание в пользу маленького сына Ивана Васильевича Димитрия. Царь потребовал принесения присяги наследнику в пеленках, но у некоторых ближних бояр, которые первыми целовали крест, появились сомнения, и они, сказавшись больными, уклонились от присяги. Пошли слухи, что они желали на царство двоюродного брата Ивана Грозного Владимира Андреевича. Больной царь тогда выразил боярам своё мнение: «Если вы моему сыну Димитрию креста не целуете, то, значит, у вас другой государь есть… Я вас привожу к крестному целованию, велю вам служить сыну моему Димитрию, а не Захарьиным; вы души свои забыли, нам и детям нашим служить не хотите, в чем нам крест целовали уже не помните; а кто не хочет служить государю-младенцу, тот и большому не захочет служить». Бояре покорились только после заявления царя, что к присяге он приводит сам и велит служить Димитрию, а не Захарьиным. По известию одной летописи, бояре насильно заставили присягнуть князя Владимира Андреевича, объявив ему, что в противном случае не выпустят его из дворца, к матери его посылали трижды с требованием, чтобы и она привесила свою печать к крестоприводной записи. Как говорит летопись: «И с тех пор пошла вражда, между боярами смута, а царству всему скудость». В 1557 – 1558 годах у Ивана IV вышло столкновение с боярами из-за Ливонской войны, которую бояре не желали продолжать против воли царя. В 1560 году, после кончины своей жены Анастасии Романовны, Иван Грозный прямо разорвал со своими советниками, он сослал Сильвестра и Адашева. Попытки боярства вернуть их оканчивались репрессиями, однако, эти репрессии еще не доходили до кровавых казней. Гонения эти получили серьезный и жёсткий характер только тогда, когда стала видна тенденция отъезда недовольных бояр в Литву. Иван Грозный стал брать с подозреваемых в желании уехать бояр обязательства не покидать страну за поручительством нескольких лиц. Такими «поручительными грамотами» царь связал всё боярство. Но отъезды всё равно происходили, так в 1564 бежал даже князь Андрей Курбский, бросив вверенные ему войска и крепость, оправдывая побег нестерпимой яростью и горчайшей ненавистью. Это особенно поразило и вывело из себя Ивана Грозного, так как тот ценил Андрея Курбского не только как заслуженного воеводу и ближайшего государственного советника, но и как личного и доверенного друга. Потомки старой русской династии, «княжата», превратились в служилых бояр и требовали себе власти, Иван Грозный же считал их простыми подданными и отрицал их притязания. Иван IV всё больше сосредотачивал власть в своих руках, добивался беспрекословного подчинения феодалов. Это заставило «княжат» становиться в оппозицию царю. Оппозиция усиливалась, и Иван Васильевич должен был укреплять свою свою самодержавную власть. Ивану Грозного еще в детстве впитал богоизбранность своей власти и считал, что его власть должна быть неограниченной, а все люди в государстве его холопами. Эта борьба приняла ужасные и кровопролитные формы. В декабре 1564 года Иван IV совершает хитрый шаг: он покидает столицу и через некоторое время присылает в Москву два послания. В первом послании, «гневной грамоте», направленной духовенству и служилым людям, царь описывает все беззакония боярского правления, перечисляет вины бояр и обвинил митрополита и духовенство в зловредном пособничестве. Царь заявил, что при таких обстоятельствах он вынужден отказаться от престола. В другом послании, «слёзная грамоте», которая читалась в собрании народа, Иван Грозный обращается к посадским людям, повторяет содержание первого послания и добавляет, что на посадских людей у него гнева нет. Иван Васильевич учёл, что после благодатных реформ 1550-х годов, взятия Казани и Астрахани народ будет всецело доверять ему, что и произошло. Народ направляет к царю делегацию с просьбой вернуться на царство. Иван Грозный говорит, что вернется, но только при выполнении ряда условий – власть царя должна была стать неограниченной, он должен был получить право карать изменников по собственному усмотрению, казнить бояр без суда только по своему личному желанию. Русский народ принял условия Ивана Васильевича. 2 февраля 1565 года Иван Васильевич торжественно въехал в Москву, а на другой день объявил духовенству, боярам и знатнейшим чиновникам об учреждении опричнины. Дальше Иван Грозный стал применять к своим врагам тот принцип, которым обычно пользовалось Московское государство против врагов внешних: когда Москва завоёвывала какие-либо земли, то наиболее видные и опасные люди выводились во внутренние области, а на их место посылали людей из коренных московских мест. В итоге завоёванный край начинал тяготеть к Москве, так как лишался местной руководящей среды, а взамен получал промосковскую. Теперь Иван Грозный выселял из московских удельных наследственных вотчин их владельцев и селил их в отдалённых районах, а на их место он сажал служебную мелкоту на мелкопоместных участках, образованных из старых вотчин. Для этого был создан государев удел – «опричнина», в которой действовала Опричная дума, ставшая полумонашеским, полуцарским орденом, основанным на денежных и земельных подачках и беспрекословном подчинении царю. Отбор опричников производил сам Иван IV в торжественной обстановке в Большой палате Кремлевского дворца. Каждый опричник отрекался от своих родных и обязывался служить только государю. Опричники носили чёрную одежду, к седлу они прикрепляли собачью голову и метлу. Это были знаки их должности, состоявшей в том, чтобы выслеживать, вынюхивать выметать измену и грызть государевых злодеев. Опричнина стала мощной военно-карательной машиной в руках Ивана Грозного. Иван IV развязал в стране массовый террор, который был направлен против всего её населения. Царь пытался укрепить свою личную власть путём нагнетания в стране всеобщего страха. Террор был тотальным. Иван Васильевич казнил и правых, и виновных, и сторонников, и врагов. В 1556 году царь отобрал в пользу опричнины у своего двоюродного брата Владимира Старицкого большую часть его удела. Опричнина вызвала всеобщее недовольство и озлобление против царя. Церковь дала отказ Ивану Грозному поддерживать его деяния. В 1556 году на Земском соборе, после чего последовали новые казни. В 1569 – 1570 годах Иван IV совершил с 15-тысячным опричным войском поход на Новгород по доносу в измене. По пути опричники жгли города, грабили, убивали жителей. Иван Грозный в течение 40 дней громил Новгород. Из 6000 дворов было опустошено 5000, наиболее развитая в хозяйственном отношении часть России, понесла огромные потери. Новгород навсегда потерял свою силу. Когда царь вернулся в Москву, он бросил свою злобу на тех, кто натравил его на новгородцев. В годы опричнины и Ливонской войны положение главных производителей в стране – крестьян - еще больше ухудшилось: возросла не только барщина, но и оброк. Недовольство опричниной росло, даже в ней самой, так как казни «изменщиков» начались и в ней самой. Опричная политика всё больше ослабляла страну изнутри. Ухудшалось положение России в Ливонской войне. В 1571 году последовал удар Крымского ханства. Хан Дивлет-Гирей вторгся в Россию и сжёг Москву. Иван Грозный понял, что продолжать издеваться надо страной больше нельзя и в 1572 году отменил опричнину и даже запретил под страхом смерти произносить это слово.
Опричнина не решила той политической задачи, для которой была создана. Нужно было устранить столкновения, какие возникали между государем и боярством. Источником этих столкновений были не противоречивые стремления обеих государственных сил, а одно противоречие в самом политическом строе Российского государства. Иван Грозный и бояре не расходились друг с другом непримиримо в политических идеалах, в планах государственного порядка. Была лишь несообразность в установившемся строе. Ведь в XVI веке Русь представляла собой абсолютную монархию, но с аристократическим управлением, то есть с правительственным персоналом. Не было законодательства, ограничивающего границы церковной власти, был правительственный класс с аристократической организацией, причём власть признавал этот класс. Причём эти две мощных политических силы росли параллельно. Бояре возомнили себя властными советниками государя при том, что сам царь пожаловал их как холопов государевых. Обе стороны оказались в неестественном положении. Из такого положения надо было искать выход, каковым, в принципе, и оказалась опричнина. В итоге, опричнина оказалась заключительным актом длительной борьбы за объединение русских земель – этот факт необычайно важен. Был нанесен окончательный удар по остаткам феодальной раздробленности, в результате опричнины исчез последний оплот противоборствующего боярства – удел Владимира Старицкого. Новгород лишился своих привилегий, стёрлись границы бывших удельных княжеств, на местах прежних боярских вотчин возникли дворянские поместья. Укрепилась роль дворян в управлении государством. Но за эти изменения в стране пришлось заплатить простому народу: опричнина очень сильно истощила страну и тяжело отразилась на положении крестьян. Разгул опричников, позволявших себе почти всё, принёс гибель многим тысячам крестьян и ремесленников (во время только одного похода в Новгород погибло около 2000 человек), разорение многим городам и сёлам. На Руси усилился феодальный гнёт, обострились противоречия между феодалами и трудящимися на них. Дворяне, получившие поместья, увеличили крестьянский оброк и установили непосильную для земледельцев барщину. Но самое главное – Русь окончательно стала централизованным государством.
Итоги царствования
Спор о результатах правления царя Ивана Васильевича идёт уже пять веков. Начался он еще при его жизни.
Карамзин описывает Грозного как великого и мудрого государя в первую половину царствования, беспощадного тирана во вторую:
Между иными тяжкими опытами Судьбы, сверх бедствий Удельной системы, сверх ига Моголов, Россия должна была испытать и грозу самодержца-мучителя: устояла с любовию к самодержавию, ибо верила, что Бог посылает и язву и землетрясение и тиранов; не преломила железного скипетра в руках Иоанновых и двадцать четыре года сносила губителя, вооружаясь единственно молитвою и терпением (…) В смирении великодушном страдальцы умирали на лобном месте, как Греки в Термопилах за отечество, за Веру и Верность, не имея и мысли о бунте. Напрасно некоторые чужеземные историки, извиняя жестокость Иоаннову, писали о заговорах, будто бы уничтоженных ею: сии заговоры существовали единственно в смутном уме Царя, по всем свидетельствам наших летописей и бумаг государственных. Духовенство, Бояре, граждане знаменитые не вызвали бы зверя из вертепа Слободы Александровской, если бы замышляли измену, взводимую на них столь же нелепо, как и чародейство. Нет, тигр упивался кровию агнцев — и жертвы, издыхая в невинности, последним взором на бедственную землю требовали справедливости, умилительного воспоминания от современников и потомства!.
При вступлении на престол Иоанн унаследовал 2,8 млн кв. км, а в результате его правления территория государства увеличилась почти вдвое — до 5.4 млн кв. км — чуть больше, чем вся остальная Европа. За то же время население выросло на 30-50 % и составило 10-12 млн человек.
Оценивая итоги деятельности царя по созданию русской артиллерии, Дж. Флетчер в 1588 году писал:
Полагаю, что ни один из христианских государей не имеет такой хорошей артиллерии и такого запаса снарядов, как Русский Царь, чему отчасти может служить подтверждением Оружейная палата в Москве, где стоят в огромном количестве всякого рода пушки, все литые из меди и весьма красивые.
Оценивая итоги деятельности царя по укреплению самодержавия и искоренению ересей, Штаден писал:
Хотя всемогущий Бог и наказал Русскую землю так тяжело и жестоко, что никто и описать не сумеет, все же нынешний великий князь достиг того, что по всей Русской земле, по всей его державе — одна вера, один вес, одна мера! Только он один правит! Все, что ни прикажет он, — все исполняется и все, что запретит, — действительно остается под запретом. Никто ему не перечит: ни духовные, ни миряне.
Для России время правления Ивана Грозного осталось одной из самых мрачных полос ее истории. Разгром реформационного движения, бесчинства опричнины, «новгородский поход» — вот некоторые вехи кровавого пути Грозного. Впрочем, будем справедливы. Рядом вехи другого пути — превращение России в огромную державу, включившую земли Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири от Ледовитого океана до Каспийского моря, реформы управления страной, упрочение международного престижа России, расширение торговых и культурных связей со странами Европы и Азии.
Можно утверждать, что Святорусское Царство Грозный строил, сообразуясь с заповедями Нового Завета, в частности с той, которая гласит: «Один Господь, одна вера, одно крещение» (Еф.,4:5). И в этом своём строительстве усматривал служение Богу.
Иван Грозный о себе
Понеже от Адама и до сего дни всех преминух в беззакониях согрешивших, сего ради всеми ненавидим есмь, Каиново убийство прешед, Ламеху уподобихся, первому убийце, Исаву последовах скверным невоздержанием, Рувиму уподобихся, осквернившему отче ложе, несытства и иным многим яростию и гневом невоздержания. И понеже быти уму зря бога и царя страстем, аз разумом растленен бых, и скотен умом и проразумеванием, понеже убо самую главу оскверних желанием и мыслию неподобных дел, уста разсуждением убийства, и блуда, и всякаго злаго делания, язык срамословия, и сквернословия, и гнева, и ярости, и невоздержания всякаго неподобнаго дела, выя и перси гордости и чаяния высокоглаголиваго разума, руце осязания неподобных, и грабления несытно, и продерзания, и убийства внутрення, ея же помыслы всякими скверными и неподобными оскверних, объядении и пиянствы, чресла чрезъестественная блужения, и неподобнаго воздержания и опоясания на всяко дело зло, нозе течением быстрейших ко всякому делу злу, и сквернодеяниа, и убивства, и граблением несытнаго богатства, и иных неподобных глумлений.(Духовная грамота Ивана Грозного, июнь-август 1572)
Вывод.
Суммируя изученные факты, необходимо выделить следующие этапы воздействия Ивана Грозного на развитие Российского государства: во время правления боярской думы в юные годы Ивана Васильевича в стране возник некоторый хаос в борьбе за власть; ранние реформы Ивана Грозного (до опричнины) крайне благоприятно сказались на развитии Руси – было сделано несколько важных шагов в стабилизации обстановки в стране; очень удачной оказалась внешняя политика Ивана Грозного на восточном направлении – были освоены богатейшие земли; крайне неудачной оказалась война на западном направлении – поражение серьезно ухудшило положение и экономику Российского государства; опричнина – самый неоднозначный этап в правлении – Иваном IV были проведены чрезвычайно жёсткие меры по централизации власти. Тут сразу же встаёт вопрос об оправданности таких мер – ведь в результате получилось, что пострадали тысячи невинных людей, жизнь на Руси оказалась серьезно нарушенной, опричнина стала одной из причин поражения в Ливонской войне. Но, по большому счёту, с помощью опричнины удалось сделать невероятно ценный и важный шаг в истории Российского государства – власть окончательно централизовалась под властью Москвы. Таким образом, можно сделать вывод, что в целом политика Ивана Грозного оказала положительное влияние на развитие Российского государства, хотя не стоит забывать, что столь важное объединение Руси было достигнуто чрезвычайно дорогой ценой и, несомненно, в правлении Ивана IV Васильевича были допущены серьезные политические промахи. И еще один немаловажный факт состоит в том, что после себя Иван Васильевич не оставил сильного наследника, который бы смог полностью взять на себя правление огромной страной, и продолжить дело начатое им по укреплению самодержавия, столь необходимое в те времена. В последствии этот факт стал одной из причин, губительной для России, смуты.
Литература
1. Соловьёв С. М. – Сочинения: история России с древнейших времен – Москва – «Мысль» - 1989.
2. Скрынников Р. Г. – Русь IX – XVII века – Санкт-Петербург – «Питер» – 1999.
3. Пушкарёв С. Г. – Обзор русской истории – Москва – Мысль – 1989.
4. Зимин А. А., Хорошкевич А. Л. - Россия времени Ивана Грозного – Москва – «Наука» - 1982.
5. Деревянко А. П., Шабельникова Н. А.. История России : учеб. Пособие. – 2-е изд., перераб. И допол. – М.: ТК Велби, Изда-во Проспект , 2007 – 560 с.
6. Зимин А. А. Реформы Ивана Грозного: Очерки социально-экономической истории России середины XVI в.. — М.: 1960.
7. Скрынников Р. Г. Иван Грозный. — М.: ООО «Издательство АСТ», 2006. — 480 с.
8. Пронина Н. Иван Грозный. "Мучитель" или мученик?. — М.: Яуза.Эксмо, 2005