Биография Философские взгляды Мирча Элиаде
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
Мирча Элиаде
Санкт-Петербург
2008
Биография
Родился 9 марта 1907 г. в Бухаресте, Румыния. Окончил Бухарестский университет (факультет филологии и философии) и получил степень лиценциата философии (1928). Осенью того же года отправился на пароходе в Индию. В Калькутте посещал лекции Сурендраната Дасгупты, изучал санскрит. Четыре месяца жил в Ришикеше, в гималайском монастыре. Его “гуру” - знаменитый Свами Шивананда. В 1931 вернулся в Бухарест. Проходил воинскую службу: сначала в противовоздушном полку, затем служил в бюро переводчиков при штабе (1932). В 1933-м защитил диссертацию по философии и был принят ассистентом на кафедру логики и метафизики Бухарестского университета. В Париже отдельным изданием вышла его докторская диссертация “Йога. Эссе об истоках индийской мистики” (1936) . В июле 1938 г. Элиаде попал в волну правительственных репрессий против легионеров, хотя в “Железной гвардии” не состоял, и отбыл четыре месяца в лагере для политзаключенных. Занимал пост атташе по культуре при посольстве Румынии в Лондоне (1940), а затем должность атташе по культуре в Лисабоне (1941). Переехал в Париж (1945), где по приглашению Ж. Дюмезиля читал курс лекций. Был избран членом Азиатского общества в Париже. В 1948 был приглашен читать лекции в Сорбонне. Возглавлял кафедру истории религий Чикагского университета (1957), а также занимал должность профессора в Комитете общественной мысли. С 1959 года Элиаде два триместра читал лекции и вел семинары, последний триместр работал с аспирантами, лето проводил в Европе. Был избран членом Американской академии искусств и наук (1966). В том же году стал Доктором honoris causa Йейльского университета. В 1970 г. - Доктор honoris causa Лойольского университета (Чикаго). Член-корреспондент Британской академии. Был членом-корреспондентом Австрийской академии наук, членом Бельгийской королевской академии (1972). В 1976 г. - Доктор honoris causa Сорбонны. Лионский университет им. Жана Мулена выдвинул Элиаде на Нобелевскую премию (1980). Получил международную премию Данте Алигьери в Италии; (1984); был награжден Орденом Почетного Легиона (1984). В 1985 г. - Доктор honoris causa Вашингтонского университета. Чикагский университет присвоил имя Мирчи Элиаде кафедре истории религий (1985). Умер 22 апреля 1986 г. в Чикаго.
Экранизации
- «Мирча Элиаде и новое открытие сакрального» (Mircea Eliade et la redécouverte du Sacré, 1987) румынского режиссёра Павла Барба-Нягра
- «Ночи Бенгалии» (La Nuit Bengali, 1988)
- «Девица Кристина» (Domnisoara Christina, 1996)
В 2007 году Фрэнсис Форд Коппола снял фильм «Юность без юности» по одноимённой повести Элиаде
Издания на русском языке
Научные работы
- Азиатская алхимия — М., Янус-К, 1998 г.,
- Аспекты мифа / Пер. с фр. В. Большакова. — Инвест-ППП, 1995.
- Аспекты мифа / Пер. с фр. — М.: Академический Проект, 2000.
- Аспекты мифа — Академический проект, Парадигма, 2005 г.,
- Инициация // Нация, № 2, 1996.
- История веры и религиозных идей. Том I. От каменного века до элевсинских мистерий — Критерион, 2002 г.,
- История веры и религиозных идей. Том II. От Гаутамы Будды до триумфа христианства — Критерион, 2002 г.,
- История веры и религиозных идей. Том III. От Магомета до реформации — Критерион, 2002 г.,
- Йога: бессмертие и свобода — К., София, 2000 г.,
- Йога: бессмертие и свобода — СПб, Лань, 2000.
- Йога: бессмертие и свобода — Издательство Санкт-Петербургского университета, 2004 г.,
- Король и коронация // Элементы, № 8, 1996.
- Космическое обновление // в кн.: Дугин А. (ред.) Конец света — М., Арктогея, 1998. С.159-177.
- Космос и История, М., 1987
- Мефистофель и Андрогин / Пер. с фр. Е. В. Баевской, О. В. Давтян. — СПб., Алетейя, 1998 г.,
- Миф о вечном возвращении / Пер. с фр. Е. Морозовой, Е. Мурашкинцевой. — СПб., Алетейя, 1998. Серия Миф, религия, культура
- Миф о вечном возвращении — Ладомир, 2000 г.,
- Мифы, сновидения, мистерии — Киев, Рефл-бук, Валкер, 1996 г.,
- Очерки сравнительного религиоведения — М., Ладомир, 2000 г.,
- Оккультизм, колдовство и моды в культуре — София, Гелиос, 2002 г.,
- Почему я верю в победу легионерского движения? // Царскiй опричникъ, № 1 (19), 2001.
- Религии Австралии / Пер. с англ. Л. А. Степанянц. — СПб., Университетская книга, 1998 г.,
- Священное и мирское / Пер. с фр., предисл. и коммент. Н. К. Гарбовского — М., Изд-во МГУ, 1994 г.,
- Священные тексты народов мира — Крон-Пресс, 1998 г.,
- Словарь религий — СПб, Алетейя, 1997 г.,
- Словарь религий, обрядов и верований — Университетская книга, Рудомино, 1997 г.,
- Тайные общества. Обряды инициации и посвящения — М.-СПб., Университетская книга, 1998 г.
- Тайные общества. Обряды инициации и посвящения — Гелиос, 2002 г.,
- Трактат по истории религий (в 2-х тт.) / Пер. с фр. А. А. Васильева. — СПб., Алетейя, 2000 г.
- Шаманизм — Киев, София, 1998 г.,
Литературные труды
- Гадальщик на камешках — Азбука, 2000 г.,
- Девица Кристина // Иностранная литература, 1992, № 3.
- Девица Кристина — Критерион, 2000 г.,
- Загадка доктора Хонигбергера // Согласия, 1994, № 3 (28)
- Змей — Критерион, 2003 г.,
- Майтрейа — СПб., Азбука-классика, 2000. (другое название Ночи Бенгалии),
- Под тенью лилий — М., Энигма, 1996 г.,
- Посулы равноденствия. Мемуары. Т.I. Жатва солнцеворота. Мемуары. Т.II. М.: Критерион, 2008
- У цыганок // Иностранная литература, 1989, № 8.
- У цыганок — Критерион, 2003 г.,
Центральной антропологической категорией для Элиаде безусловно является homo religiosus, особый тип человека, для которого главное - подражание идеалу (это Элиаде считает основанием для всех этик). Сам факт жизни наделяется религиозным смыслом, освящается и человеческое существование, и весь Космос. Религиозный человек является образом всего мира, микрокосмом. Религиозный человек «живет в «открытом» Космосе и сам «открыт» в Мир», приобщаясь к всеобщему. Самое яркое воплощение черт религиозного человека мы находим в мышлении первобытных людей. И хотя порой оно кажется нам эксцентричным (а иногда и отталкивающим), исследователю необходимо проникнуть в это мышление.
Высшей ценностью для архаического человека является первоначальное райское состояние, которое утрачено, но к которому можно вернуться с помощью ритуала, сакральная история: «для религиозного человека подлинное существование начинается лишь тогда, когда он включается в исходную первичную историю и берет на себя ответственность за ее последствия». Весь профанный мир, все бытие человека оказывается сакрализованным благодаря причастности к этой первоистории, а вне реактуализации мифа в ритуале человек испытывает «ностальгию по истокам». Особенность этого совершенного периода, священного времени первоистории, в том, что все деяния, ставшие образцами для подражания, совершались сверхъестественными существами, божествами, легендарными предками. И человек для приобщения к этим сверхъестественным идеалам подвергался инициациационным обрядам, установленным богами. Посвящение в определении Элиаде – «парадоксальный, сверхъестественный опыт смерти, воскресения и второго рождения».
|
|