Биография Огюст Роден творческий путь
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
Оглавление:
1. Введение...................................................................................... 3
2. Основная часть............................................................................4 – 18
2.1. Биография............................................................................ 4 – 9
2.2. Стиль Родена....................................................................... 10 – 11
2.3. Работы.................................................................................. 12 – 18
3. Заключение.................................................................................. 19
4. Список литературы..................................................................... 20
5. Приложение................................................................................. 21 – 24
1. Введение
XIX в. – сложный период в развитии европейской скульптуры: в то время рушились связи с зодчеством, менялись вкусы, скульптура не была востребованной, следовательно, заниматься ею было невыгодно. В такой период сложно было создать значительное произведение, привлекшее внимание современников. Конечно, тогда были скульпторы, но они все работали по академическим канонам, которые не допускали эмоциональности и чувственности. Одним из тех, кто отвергнул каноны, стал французский скульптор-импрессионист Огюст Роден. Он хотел оживить скульптуру. Отзывы о его работах всегда были разносторонние, потому что Роден был гениален и опережал свое время.
Скульпторы Огюст Роден и Аристид Майоль (французский скульптор 1861 – 1944 гг.) работали в стиле, близком к модерну, который является предшественником стиля современных скульптур.
Главной целью этой работы я вижу знакомство со стилем импрессионизма в работах европейских скульпторов XIX века, в частности сравнить их с работами в стиле академизма, узнать об отношении современников к этому стилю, изучить биографию знаменитых скульпторов того времени и познакомиться с их работами.
Основным источником информации в этой работе стала книга «100 великих скульпторов», в которой наиболее полно описывается биография Огюста Родена с цитатами его современников.
Также я опирался на информацию, представленную web-сайтом artclassic.edu.ru, на котором имеются фотографии, описание и история создания большинства его работ.
2. Основная часть
2.1. Биография
Франсуа Огюст Рене Роден родился 12 ноября 1840 года в Париже, в простой, малообеспеченной семье, далекой от искусства. Отец его был мелким служащим, мать – горничной. Художественные способности проявлялись у него с раннего детства: "Сколько себя помню, я рисовал — углем на оберточной бумаге, мелом на мостовой и стенах домов". Преодолев сопротивление отца, в 1854 году Огюст поступил в бесплатную школу математики и рисунка (1854–1857). В школе преподавал педагог Лекок де Буободран, стремившийся развивать у художников творческую зрительную память. Он ставил модель на несколько минут, и затем её надо было нарисовать по памяти. Этот метод приучил его видеть в натуре главное, схватывать суть образа, а не отдельные детали; также Роден часто ходил в Лувр и делал наброски с античных статуй: «Молодой скульптор много рисует в Лувре, делает наброски животных в Ботаническом саду под руководством известного анималиста А. Л. Бари, пользуется советами Ж. Б. Карпо». Все это отразилось в будущем на его стиле.
В 21 год у Родена на руках оказалась вся семья: отец, получавший мизерную пенсию, мать, младшая сестра. Он обожал, боготворил свою сестру. И когда она, совсем юной, в 1862 году неожиданно умерла, незадолго перед кончиной уйдя в монастырь, горе Родена оказалось столь велико, что он сам удаляется в монастырь. К счастью, вскоре он вернулся и продолжил творчество. После этого осталась одна из первых его мастерских работ: бюст основателя монастыря отца Эмара (1863) – бюст, возвративший его к жизни.
С 1864 года Роден посещает курсы Антуана Бари – выдающегося скульптора-анималиста, противопоставившего холодным канонам академизма страстное и романтическое искусство, основанное на изучении природы, показе борьбы и предельного напряжения сил. Подобное стремление свойственно было позже и Родену. Позже эти черты были присущи и работам Родена.
Первое значительное произведение молодого скульптора — «Человек со сломанным носом» (1864), чуждое по самому замыслу официальным требованиям, не было допущено в парижский Салон. Работа была отвергнута жюри Салона, как и многие работы современников Родена — импрессионистов, молодых живописцев, ищущих новые пути в искусстве. Роден в это время был практически без средств к существованию. В 1864 году он женился на бедной девушке Розе Бере, которая по возможности помогает ему сводить концы с концами. В 1866 году у них родился сын Огюст-Эжен, и в это время мастерскую наполняют композиции с фигурками детей: «Мать и дитя», «Материнская нежность», «Венера и Амур».
Не сумев поступить в Школу изящных искусств (он пытался поступить туда четыре раза), Роден начинает работать помощником в мастерской Альбера Карье-Беллёза при Севрской мануфактуре, постигая там все нюансы работы скульптора: «Необходимость заработка заставила меня изучить все стороны моего ремесла, — писал впоследствии Роден. — Я... обтёсывал мрамор, камень, работал по орнаменту и в ювелирном деле. Для меня всё это послужило своего рода обучением... я изучил, таким образом, всестороннее мастерство скульптора». Роден выполняет значительную часть работы, хотя в качестве автора фигурирует его патрон.
Много лет спустя он расскажет: «На улице Лебрен, около мастерской, основанной в XVII веке братьями Гобелен, я снял конюшню за 120 франков в год. Она показалась мне достаточно светлой и большой: я мог отходить на несколько шагов от своей глины и сравнивать её с моделью».
Сколько его творений погибло там от холода, от сырости! В том числе и великолепная «Юность», о которой сам Роден говорил: «Я никогда не создавал ничего лучше её».
От тех времён потомкам осталось немногое: бюст отца, тщательно проработанный, подробный, напоминающий римские скульптурные портреты, но в котором ничего или почти ничего ещё не предвещает будущего Родена, и маска «Человек со сломанным носом».
После франко-прусской войны (1870-1871) Роден вместе с Каррье-Беллезом, получившим большой заказ в Бельгии, выезжает в Брюссель, где он пробудет до 1877 года. Вскоре работу возглавил местный мастер Ван Расбург, и Роден продолжает свою деятельность уже под его руководством. Также в Брюсселе Роден оформил монументально-декоративной скульптурой здание Биржи, дворца Академии, многих особняков, декорировал фонтан в Антверпене, лепил каменные статуэтки; также продолжил самообразование, в основном в области средневекового искусства и творчества Рубенса.
В 1875 году, скопив немного денег, Роден смог впервые поехать в Италию, где познакомился со скульптурами Микеланджело, Донателло, стилем готики. Работы итальянского зодчества открыли Родену, насколько выразительной может быть пластика человеческого тела. "В Италии я... увлекся великим флорентийским мастером, и эта страсть, без сомнения, отразилась на моем творчестве... Микеланджело, — писал Роден, — это дыхание жизни...". Находясь под влиянием великого мастера, Роден исполняет одно из самых знаменитых своих произведений – «Бронзовый век» («Раненый воин» или «Побежденный», 1876-1880гг.). Он вложил в скульптуру более общий смысл — идею пробуждения человечества.
Появление статуи в Салоне сопровождалось грандиозным скандалом. Злобствующая критика обвинила скульптора в том, что он прибёг к муляжу — снял слепок с натурщика. Только вмешательство целой группы художников, обратившихся к министру изящных искусств, смогло положить конец незаслуженным обвинениям.
Вслед за «Бронзовым веком», купленным в собрание Люксембургского музея, Роден создаёт статую «Иоанн Креститель» (1878) — образ мыслителя-проповедника, полного величавого спокойствия.
Однако финансовое положение скульптора всё ещё неустойчиво. Ради заработка ему приходится выполнять заказы Севрского фарфорового завода. Для конкурса на лучший памятник воинам, погибшим в войне 1870–1871 годов, Роден сделал динамичную и одновременно монументальную скульптурную группу «Призыв к оружию» (1879 г.). Отвергнутая жюри, она уже после смерти автора была отлита в бронзе и установлена в Вердене как монумент, призывающий народ Франции противоборствовать германской агрессии.
В 1880 году Роден получает заказ правительства на оформление главных дверей строившегося Музея декоративного искусства в Париже. Названные «Вратами ада», они стали величайшим творением Родена, над которым он работал до конца жизни (1880–1917 гг.).
Роден вступил в пору расцвета своего таланта. Близка к завершению основная часть «Врат ада», созданы бессмертные «Три тени» (1880), «Кариатида», «Ева» (1883) и знаменитый «Мыслитель»(1880–1882 гг.).
В процессе работы над Вратами возникли идеи многих композиций, которые затем (в увеличенном масштабе) стали самостоятельными произведениями. Таковы «Мыслитель», «Тень», «Три тени», «Уголино», «Адам», «Ева», «Данаида», «Та, которая была прекрасной Ольмьер», «Поцелуй», «Вечная весна» и другие.
Одновременно с вратами Роден выполняет памятник гражданам Кале (1884—88). Скульптура была заказана муниципалитетом города Кале в память о подвиге далекого прошлого: во время Столетней войны, в 1347 г., шесть самых уважаемых жителей города добровольно согласились принять смерть, чтобы спасти своих сограждан от гибели, а город от разграбления. Не нарушая композиционной целостности группы, скульптор с необычайным реализмом раскрывает неповторимый характер каждого персонажа, его чувства, мысли и переживания в преддверии надвигающегося конца.
Однако произведение Родена оказалось настолько необычным, что заказчик вначале отказался от него. Лишь 3 июня 1895 г. композицию отлили в бронзе и установили в Кале.
Памятник сразу стал знаменитым. О «Гражданах Кале» много писали. Посмотреть на творение великого скульптора приезжали со всех уголков Франции.
В 1883 году в мастерскую Родена пришла красивая сероглазая девушка, которая хотела учиться скульптуре — Камилла Клодель. Она стала ученицей и помощницей мастера. Для художника Камилла стала женщиной, которую он давно ждал и которой он мог открыть свою душу. Его поражала её культура, её молодость вдохновляла, её талант восхищал. Этот союз был плодотворен не только для ученицы, но и для учителя — в течение десятилетия были созданы многие самые значительные его работы. В 1885 году учитель лепит Клодель, назвав портрет «Аврора», в следующем году появилась «Мысль».
Но помимо радостной темы любви, здесь порой звучат и тревожные и даже скорбные ноты, предвестники неизбежной разлуки: «Любовь убегает», «Скорбь», «Данаида», «Плачущая», «Скорбящая», «Прощание», «Меланхолия» и другие. Может быть, Роден уже предчувствовал разрыв с Камиллой, произошедший около 1897 года.
В 1880—1890-е к Родену приходит известность. К нему обращаются с заказами на памятники выдающимся людям представители различных городов и стран. Он участвует во многих конкурсах на монументы: выполняет статую Даламбера для ратуши в Париже (1880); памятники художникам Бастьен-Лепажу (1885—1889, кладбище в Дамвиллере) и Клоду Лоррену (1883—1892, Нанси); президенту Аргентины Сармиенто (1895, Буэнос-Айрес).
Роден создал большое количество портретных бюстов: писателя Виктора Гюго (1897), драматурга Бернарда Шоу (1906) и др., — в которых предстал наблюдательным человеком и тонким психологом. Последней крупной работой мастера стал памятник Оноре де Бальзаку (1893—97), заказанный ему Обществом литераторов. Но в 1898 году общество, заказавшее скульптору статую Бальзака, отказалось от его услуг. Этот отказ сопровождался большим публичным скандалом. Публика не увидела в представленном Роденом пластическом этюде портретного сходства с писателем. Только спустя сорок с лишним лет монумент был установлен в Париже на пересечении бульваров Распай и Монпарнас.
Статуя Бальзака была последней крупной работой Родена; в последние годы своей жизни он создал много замечательных портретов (среди них портреты Дж. Б. Шоу, герцогини де Шуазель (1908) и Ж. Клемансо (1911)). К началу 20 века слава скульптора распространилась по всему миру. Роден завещал свои произведения французскому народу, и сейчас они хранятся в его музее в Париже, в здании, принадлежавшем самому скульптору.
К открытию в 1900 г. Всемирной выставки в Париже Роден был не только знаменит, но и богат. Он работал вместе с учениками и многочисленными помощниками в шести мастерских и надеялся достойно представить искусство скульптуры, однако организаторы выставки отказались предоставить павильон для его работ. Восемьдесят тысяч франков стоило Родену открытие собственной выставки. Историк и друг скульптора писал: «После индивидуальной выставки 1900 г. в павильоне у моста Альма, которую Роден составил из всего, что он выполнил и намеревался выполнить, успех обрушился на него, подобно циклону». После триумфа на выставке Роден снял мастерскую на первом этаже отеля Бирон в Париже. Сюда он перевёз все свои работы, а также коллекции картин, гравюр, античной скульптуры, которые завещал государству. А в 1916 г. правительство разрешит ему превратить отель Бирон в Музей Родена. Тогда же Огюст Роден составит творческое завещание потомкам, в котором изложит свои принципы в искусстве, в частности: «Пусть единственной вашей богиней будет природа».
Между тем здоровье художника катастрофически ухудшается. Ещё в 1912 году Роден, полный сил, совершает поездку в Италию, где посещает Рим; итальянцы устраивают ему невиданный приём, в его честь иллюминуют Капитолий. В 1914 году, перед войной, Роден едет в Англию, где почитатели организуют выставку его работ. С объявлением войны он снова живёт в Англии, затем едет в Италию и возвращается в Париж летом 1915 года. Роден, как всегда, ведёт жизнь, полную труда и напряжений. Но его силы уже подорваны. 10 июля 1916 года с ним происходит первый удар. Он поправляется медленно и уже больше не работает. Последние месяцы своей жизни Роден проводит почти безвыездно в своем домике в Медоне, изредка спускаясь в Париж, чтобы посетить отель Бирон.
После долгого перерыва в отношениях скульптор в 1890 году слепил портрет Розы Бере, вероятно, то был своеобразный акт примирения. Роден, подобно Пигмалиону, преображал души женщин, любивших его, но в отличие от древней сказки им приходилось порой платить за это дорогую цену.
Он возвращается к Розе, но только 29 января 1917 года брак Родена с Розой Бере был оформлен официально, а через две недели, 16 февраля 1917 года, её не стало. Через девять месяцев от воспаления легких умер и сам скульптор…
2.2. Стиль Родена
Огюст Роден был одним из основоположников импрессионизма в скульптуре. Но заслуга Родена была не в том, что он отошел от скульптуры одного стиля и создал скульптуру другого стиля. Его заслуга, скорее в том, что он сделал решающий шаг к возрождению скульптуры, такой, какой она была раньше в течение многих столетий и тысячелетий, и какой она перестала бать в годы кризиса в 19 веке. Роден вернул скульптуре способность быть тем, чем она может и должна быть и в этом его историческое значение.
После перерыва в творчестве Родену помогли вернуться к жизни работы Микеланджело. Он сам признавался, что Микеланджело, в частности, две его статуи в Лувре помогли ему избавиться от академизма и вернуть скульптуре жизнь и способность выражать живое чувство. Действительно, хотя во французской скульптуре 19 века и были крупные мастера, к которым Роден относился с уважением, – Рюд, Карпо, Далу, – но все же прямо на них Роден не мог опираться. Скорее всего, следует видеть его предвестников в скульптурных работах непрофессионалов – Жерико и Домье, в живописи – Делакруа и Курбе.
Однако Микеланджело служил Родену не образцом, а всего лишь отправной точкой. Роден был ему многим обязан, но никогда не видел в нем своего единственного вдохновителя. Роден обладал широким взглядом на историю мирового искусства. Роден интересовался историей и искусством Греции, но это не мешало ему ценить достоинства искусства восточной и средневековой скульптуры.
Если сравнить классическую, академическую скульптуры со скульптурами Родена, то мы увидим большое различие. В работах Родена нет напряженности, скованности, они выглядят сами собой, по их лицам можно прочитать их чувства и мысли. Вместе с Роденом искусство на шаг приблизилось к натуре. Человеческое тело приобрело возможность движения и самовыражение, которого не было ранее. Оно стало гибким, податливым, стремительным.
Роден всегда был гениален. Он опередил свое время. Например «Бальзак» создан почти одновременно с группой «Поцелуй», но можно подумать, что это работы разных периодов. В первой он разозлил своих современников, во второй порадовал и успокоил их.
Родена привлекала задача слияния скульптуры с архитектурой. У него было много данных для решения этой задачи. Но архитектура 19 века не была к этому готова. «Врата Ада» заключают в себе отдельные фигуры, но вместе они образуют «беспорядочную толпу».
2.3. Работы
«Блудный сын» (1889 год, бронза, Музей Родена, Париж). Идеей этой скульптуры стала притча о блудном сыне, рассказанная Иисусом его ученикам: у одного человека было два сына. Младший сын захотел получить свою часть имения, и отец разделил имение между сыновьями. Вскоре младший сын собрал все, что у него было, и отправился в далекую страну. Там он растратил все свое богатство на распутную жизнь. В конце концов, он оказался в страшной нужде и был вынужден работать свинопасом. Он так голодал, что готов был напить желудок помоями, которые давали свиньям. Но и этого он был лишен, т.к. в стране начался голод. И тогда он подумал: «Сколько слуг в доме отца моего и для всех них достаточно пищи. А я здесь умираю от голода. Пойду возвращусь к моему отцу и скажу, что согрешил я против неба и против него». И он вернулся домой. Когда он был еще далеко, отец увидел его, и ему стало жаль сына. Он побежал к нему навстречу, обнял его и стал целовать. Тот сказал: «Отец, согрешил я против неба и против тебя и больше не достоин называться твоим сыном». Но отец сказал своим слугам: «Идите быстрее принесите ему лучшую одежду и оденьте его. Оденьте ему на руку перстень и обуйте в сандалии. Приведите откормленного теленка и зарежьте его. Сделаем пир и будем праздновать. Ведь мой сын был мертв, и вот он опять жив! Он был потерян и сейчас нашелся!» И они начали праздновать. Старший сын в это время был в поле. Когда он подходил к дому, то услышал, что в доме музыка и танцы. Он подозвал одного из слуг и спросил, что там происходит. «Твой брат пришел, — отвечал слуга, — и твой отец зарезал откормленного теленка, потому что сын его здоров и все с ним благополучно». Старший сын рассердился и не захотел даже заходить в дом. Тогда отец вышел и стал умолять его. Но сын сказал: «Все эти годы я работал на тебя как раб, и всегда исполнял все, что ты говорил. Но ты ни разу не зарезал для меня даже козленка, чтобы я мог повеселиться с друзьями. Но когда этот твой сын, который растратил все твое имущество на разврат, возвратился домой, ты зарезал для него откормленного теленка!» «Сын мой! — сказал тогда отец, — ты ведь всегда со мной, и все, что у меня есть, — все твое. Но мы должны радоваться тому, что твой брат был мертв, а сейчас он опять жив, был потерян и нашелся!» (по Евангелию от Луки).
«Бронзовый век» (1876 – 1877 гг., гипс, 173 см, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Бронзовый век – одно из самых знаменитых произведений Огюста Родена. Идея этого произведения – передать ощущение "дыхания жизни. Вначале мастер хотел создать статую раненого воина, опирающегося на копье, и назвать ее «Побежденный» в память о недавней войне. Затем его захватила идея зарождения личности в человеке, пробуждение сознания, переход от первобытного существования к осознанному бытию. В скульптуре воссоздан ряд сложных промежуточных состояний перехода от сна к 8бодрствованию в прямом и переносном смысле. Неподвижные, словно "дремлющие" формы как бы пробуждаются, наливаются жизнью. Об этом красноречиво говорит здесь сама пластика тела: "...каждая точка была устами, говорящими по-своему... В жилы этого человека словно лилась мощь из глубины земли..." (Э. М. Рильке).
«Бронзовый век» — символ пробуждения не только телесного, но и духовного. Передача формирования духовного образа во времени знаменовала суть новаторства Родена.
Роден не идеализировал натуру, а стремился как можно выразительнее воссоздать красоту обнаженного тела. "Обнаженное тело кажется мне прекрасным. Для меня оно — чудо, сама жизнь". Его главная задача — уловить ритм живого развивающегося организма, внутреннее движение, одухотворяющее материю. Статуя была настолько жизненна, что скульптора обвинили в том, что он сделал гипсовый слепок с живой модели. Лишь вмешательство группы художников положило конец обвинениям. Действительно, тщательность лепки обнаженного тела говорит о внимательном изучении натуры, но главным для скульптора была передача чувства через пластику движения: оно нарастает от еще скованных ног юноши к поднятой руке и создает впечатление пробуждающихся молодых сил. По словам современника, в статуе запечатлён «...переход от дремоты к жизненной силе, готовой претвориться в движение. Медленный жест пробуждения... должен передать — и самое название статуи на это указывает — первый трепет сознания в молодом человечестве, первую победу разума над животными инстинктами в доисторические времена». Название «Бронзовый век» связано с легендой о периодах истории человечества: счастливом — золотом и несчастливом — бронзовом. Вместе с пробуждением своей силы человек как бы предчувствует и потрясения, которые грозят миру.
«Воссоздать «чудо жизни», – в этом Роден видит главную задачу скульптора – передать ощущение напрягающейся мускулатуры, легкое колебание грудной клетки, словно вздымающейся от дыхания, трепет поверхности кожи, нервов, уловить естественный ритм, присущий живому организму; при этом не подгонять современного человека под античный образец, под холодные в своем совершенстве статуи классицистов».
«Вечная весна» (около 1900 года, мрамор, 77 см, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Скульптурная группа «Вечная весна» была задумана Роденом как часть композиции главных дверей Музея декоративно-прикладного искусства в Париже. Первоначальный замысел «Врат ада» был навеян сюжетами «Божественной комедии» Данте. В процессе гигантской работы круг тем менялся, но тема чистой и возвышенной любви, противостоящей горю и отчаянию, трагизму человеческой жизни, за которую предстоит дать ответ в день Страшного суда, осталась ведущей темой взволнованного и страстного произведения Родена. Образы влюбленных, созданные скульптором, олицетворяют поэзию юного чувства. Мастер применяет особый прием в обработке камня: он обобщает форму, не до конца выбирая мрамор в ее углублениях. Очертания фигур становятся тающими, белая толща мрамора слегка пропускает свет, рождая впечатление чистоты и целомудренности любовной сцены.
«Виктор Гюго» (1897 год, бронза 70,5 x 47,6 x 47,6 см, Музей Родена, Париж). Роден создал большое количество портретных бюстов, в том числе и бюст писателя Виктора Гюго, в котором предстал наблюдательным человеком и тонким психологом. «Лгать и льстить я не могу. Мои бюсты часто не нравились, потому что они чересчур искренни: в этом их главное достоинство. Пусть правда заменит им красоту».
«Врата ада» (1880 – 1917 гг., бронза
549 x 366 см, Музей Родена, Париж). В 1880 году Роден получает заказ правительства на оформление главных дверей Музея декоративного искусства в Париже. Приступая к этой большой работе, скульптор, конечно же, обратился к аналогичным образцам в искусстве прошлого. В первую очередь — к знаменитым «райским дверям» Флорентийского баптистерия, которые поразили его в Италии. И как бы отталкиваясь от замысла, предложенного родоначальником современного барельефного искусства в европейской скульптуре Лоренцо Гиберти, Роден выдвигает свой собственный грандиозный замысел. Скульптор решает выполнить «Врата ада», украсив их бронзовыми барельефами по мотивам «Божественной комедии» Данте. Позднее замысел неоднократно менялся, появился и ряд образов, не связанных с произведением Данте.
Творение Родена, полное напряжённой внутренней борьбы и трагизма, взволнованное и страстное по содержанию, решённое в динамической, экспрессивной форме, резко отличается от чёткого, уравновешенного и спокойного декоративного произведения Гиберти.
«Врата ада» представляют собой плоский портал с двумя громадными створками. Вся его поверхность покрыта зыбкой пластической массой; приближаясь, зритель видит, что это скопище человеческих тел. Наверху, над вратами, безвольно склонились три Тени, беспомощные и бессильные в борьбе со смертью. Под ними, подперев голову рукой, сидит Мыслитель, в мучительном раздумье, пытаясь понять законы человеческого бытия, его окружают другие персонажи. Рельефы врат символически воплощают мир человеческих страстей.
Некоторые элементы Врат впоследствии стали самостоятельными скульптурами. К ним относятся: «Данаида» (1885 год, мрамор, Музей Родена, Париж), «Ева» (1883 год, бронза, Музей Берри, Бурж), «Мыслитель» (1880 – 1882 гг., гипс, Музей современного искусства, Страсбург), «Поцелуй» (1886 год, мрамор, Музей Родена, Париж), «Та, которая была прекрасной Ольмьер» (1885 год, бронза), «Тень» (Около 1880, бронза, Музей Родена, Филадельфия), «Уголино» (1882 год, бронза, Музей Родена, Париж).
«Граждане Кале» (1884—88 гг., бронза. 209 х 241 х 198 см, Музей Родена, Париж). В 1884 г. Родену был заказан памятник Эсташу де Сен-Пьеру, жителю города Кале. Французский город Кале был осаждён в 1347 г. войсками английского короля Эдуарда III. Англичане пообещали сохранить жизнь горожанам при условии, что шесть знатных жителей Кале — босые, в лохмотьях и с верёвками на шее — придут к ним в лагерь, отдадут ключи от города и будут затем казнены. Эсташ де Сен-Пьер решился первым, затем к нему присоединились ещё пять человек. Вместо памятника одному человеку Роден выполнил композицию из шести фигур, которая, по замыслу скульптора, должна была находиться на низкой плите, на одном уровне со зрителями. Художник с необыкновенным мастерством показывает разные характеры, разные психологические состояния шести обреченных.
«Это не бронзовые истуканы, а страдающие люди. Перед лицом смерти обнажается душа человека: один встречает ее с мудрым достоинством; другой — с непреклонным мужеством, бросая вызов врагу; третий охвачен сомнениями и рефлексией; четвертый полон недоумения и упрека; пятый, заслонив лицо рукой, словно отгоняет от себя зловещее видение неминуемого; шестой, обхватив голову руками, цепенеет от страха и ужаса предстоящего».
Художник показывает разные характеры, разные психологические состояния шести обреченных. Однако композицию можно воспринимать и как череду психологических состояний одного человека, ибо в душе каждого, перед смертью отвага может сменяться и сомнениями, и страхом. Общность судьбы придает скульптуре необходимую цельность, притом, что душевные переживания каждого индивидуальны и неповторимы. Чувства людей переданы мощно: перед нами глыбы человеческих характеров, чувств, темпераментов, отлитых в пластические формы и объемы.
Впервые в истории монументальной пластики художник сумел с такой силой, страстью сопереживания воплотить психологию индивидуальной личности. Это своеобразное шествие на Голгофу, посвященное не только жителям Кале, но всем когда-либо невинно осужденным на смерть. Скульптура обретает здесь красноречие и мощь шекспировской трагедии. Памятник общечеловечен и вечен: не случайно бронзовые отливы Граждан Кале поставлены во многих городах мира как призыв к памяти и совести человечества.
«Иоанн Креститель» (1878 год, бронза, 80 x 48,3 x 24,1 см, Музей Родена, Париж) – образ мыслителя-проповедника, полного величавого спокойствия. Скульптура была выставлена в Салоне 1878 г. вместе с «Бронзовым веком». Провозвестник пришествия Иисуса Христа показан широко шагающим сильным мужчиной: он крепок, неистов и убежден в своей правоте. Губы шепчут слова проповеди, рука сжимает невидимый крест. Иоанн Креститель представлен обнаженным, т.к. Роден считал, что тело является слепком души, что оно прекрасно и безгрешно, т.к. создано Богом.
«Он создает возвышенный образ человека пророческой силы, несущего в мир великую весть. Фигура Крестителя пронизана внутренним движением, он не просто идет, он шествует, исполненный сознания важности своей миссии. Следуя методу Рюда, Роден совмещает в одной фигуре разновременные моменты движения, что придает неподвижной статуе особую динамику».
«Мыслитель» (1880 – 1882 гг., гипс, Музей современного искусства, Страсбург). Скульптура была задумана Роденом как часть композиции главных дверей Музея декоративно-прикладного искусства в Париже («Врата ада»). Как и другие скульптуры, предназначенные для включения в общую композицию, «Мыслитель» стал самостоятельным произведением.
Сегодня трудно представить себе более полное воплощение пытливой и мучительной человеческой мысли, чем то, которое заключает роденовский образ «Мыслителя».
«Мыслитель» - наглядный образец того, что Роден внес в скульптуру. «Мыслитель» Родена, подобно обнаженным фигурам Микеланджело, далек от подделывания под раздетых натурщиков и, так же, как они, олицетворяет собой действие, запечатленное в покое. Обнаженный титан сидит, подперев подбородок рукой. Его раздумья невеселы, они согнули мощную спину, сделали печальным лицо. Глубокие тени падают из-под нависшей шапки волос, на переносице залегли резкие морщины, а слегка смещенный от движения руки рот делает лицо асимметричным. Если посмотреть на статую справа, то кажется, что человек, задумавшись, закусил зубами руку. Но не только голова - все тело титана как бы мыслит, ищет выхода из сложного клубка противоречий. Справа движение согнутых рук и ноги, резкая линия лба и носа, наклон спины делают фигуру пружинистой, предельно напряженной. С другой стороны впечатление меняется. Левая рука безвольно опустилась на колено, пальцы не обхватывают его, а повисают в воздухе, «бездействуют». «Мыслителя».
Роден не старался уловить обманчивые оптические эффекты, а стремился запечатлеть процесс «вырастания» — чудо оживления мёртвого материала под руками художника. Для мастера главным были податливые комки глины, из которых он лепил свои фигуры. Настаивая на своей любимой «незавершённости», он спасал скульптуру от механического копирования реальности.
Существует более 20 бронзовых и гипсовых копий статуи в разных городах, разбросанных по всему миру.
«Мысль» («Камилла Клодель», 1886–1889 гг., мрамор, 74 см). В 1885 г. Огюст Роден взял помощницей в свою мастерскую девятнадцатилетнюю Камиллу Клодель (сестру писателя Поля Клоделя), мечтавшую стать скульптором. Камилла была талантливой ученицей, моделью и возлюбленной Родена, несмотря на разницу в возрасте в двадцать шесть лет и, несмотря на то, что Роден продолжал жить с Розой Бёре, ставшей спутницей его жизни с 1866г., и не собирался разрывать с ней отношения. Камилла позировала для скульптурных композиций «Данаида», «Поцелуй», «Вечная весна». В 1898 г. Камилла разорвала отношения с Роденом и, хотя он был готов и дальше способствовать ее карьере, отказалась от его помощи. Немногие сохранившиеся ее работы свидетельствуют о том, насколько прав был Роден, говоривший: «Я показал ей, где искать золото, но золото, которое она находит, воистину ее собственное».
Памятник Оноре де Бальзаку (1893 –1897 гг., бронза, Музей Родена, Филадельфия). Памятник Оноре де Бальзаку, заказанный Родену Обществом литераторов, стал последней крупной работой скульптора. Четыре года мастер искал образ, полностью соответствовавший его представлению о великом романисте. Бальзак шествует закутанный в монашескую рясу, грубый, могучий, подобный скале. Выставленная в Салоне 1898 г. статуя вызвала очередной скандал. Роден выступил в свою защиту в прессе: «Утверждение, что я небрежно выполнил своего Бальзака из-за озорства, — оскорбление, которое прежде заставило бы меня вскочить от негодования... Если истина должна умереть — последующие поколения разломают на куски моего Бальзака. Если истина не подлежит гибели — я вам предсказываю, что моя статуя совершит свой путь...». Художник оказался прав, и в 1939 г. бронзовый памятник Бальзаку был установлен в Париже на пересечении бульваров Распай и Монпарнас.
«Призыв к оружию» (1879 год, бронза, 112 см). Скульптура была сделана для конкурса на лучший памятник воинам, погибшим в войне 1870 – 1871 годов. Роден сделал динамичную и одновременно монументальную скульптурную группу «Призыв к оружию». Отвергнутая жюри, она уже после смерти автора была отлита в бронзе и установлена в Вердене как монумент, призывающий народ Франции противоборствовать германской агрессии.
3. Заключение
Во время написания этой работы я познакомился с известным скульптором того времени, который «открыл» новое направление в искусстве скульптуры. Его работы были непохожи на работы скульпторов того времени. Роден умел передавать настроение через свои работы, но публика воспринимала работы Родена с критикой.
Работы Родена, выполненные в стиле импрессионизма, очень сильно отличаются от работ в стиле академизма. В своем творчестве Роден стремился к утверждению образа положительного героя, к раскрытию сложного мира человеческих чувствии переживаний, а эти цели отличаются от целей академизма.
Роден стал великим человеком искусства, хотя происходил из непримечательной семьи. Всю жизнь он посвятил скульптуре, более половины – работе над скульптурным украшением портала Музея декоративных искусств в Париже, стремясь создать цельную и оригинальную композицию «Врат ада»
Влияние на современников было велико. В мастерской Родена работали многие затем прославившиеся мастера XX века – Э. А. Бурдель, А. С. Голубкина.
Во время написания этой работы я увидел отражение импрессионизма на искусстве скульптуры, в частности скульптур Огюста Родена, познакомился с такими великими произведениями, как «Мыслитель» и «Врата ада».
В этой работе я постарался наиболее полно описать биографию жизни такого великого человека, как Огюст Роден.
4. Список литературы.
1. Мусский Сергей Анатольевич «100 великих скульпторов» М.: «Вече», 2007.
2. Большая Советская Энциклопедия (под ред. Б. А. Введенского), том 36,
М., 1955.
Интернет-ресурсы.
1.http://ru.wikipedia.org/wiki
2. http://www.krugosvet.ru/
3. http://artclassic.edu.ru/
4. http://art.liim.ru/index.html
5. Приложение
Огюст Роден Бронзовый век
Ева
Вечная весна
Врата ада
Мыслитель Поцелуй
Граждане Кале
Иоанн Креститель Виктор Гюго
Человек со сломанным носом Памятник Оноре де Бальзаку
Творение Родена, полное напряжённой внутренней борьбы и трагизма, взволнованное и страстное по содержанию, решённое в динамической, экспрессивной форме, резко отличается от чёткого, уравновешенного и спокойного декоративного произведения Гиберти.
«Врата ада» представляют собой плоский портал с двумя громадными створками. Вся его поверхность покрыта зыбкой пластической массой; приближаясь, зритель видит, что это скопище человеческих тел. Наверху, над вратами, безвольно склонились три Тени, беспомощные и бессильные в борьбе со смертью. Под ними, подперев голову рукой, сидит Мыслитель, в мучительном раздумье, пытаясь понять законы человеческого бытия, его окружают другие персонажи. Рельефы врат символически воплощают мир человеческих страстей.
Некоторые элементы Врат впоследствии стали самостоятельными скульптурами. К ним относятся: «Данаида» (1885 год, мрамор, Музей Родена, Париж), «Ева» (1883 год, бронза, Музей Берри, Бурж), «Мыслитель» (1880 – 1882 гг., гипс, Музей современного искусства, Страсбург), «Поцелуй» (1886 год, мрамор, Музей Родена, Париж), «Та, которая была прекрасной Ольмьер» (1885 год, бронза), «Тень» (Около 1880, бронза, Музей Родена, Филадельфия), «Уголино» (1882 год, бронза, Музей Родена, Париж).
«Граждане Кале» (1884—88 гг., бронза. 209 х 241 х 198 см, Музей Родена, Париж). В 1884 г. Родену был заказан памятник Эсташу де Сен-Пьеру, жителю города Кале. Французский город Кале был осаждён в 1347 г. войсками английского короля Эдуарда III. Англичане пообещали сохранить жизнь горожанам при условии, что шесть знатных жителей Кале — босые, в лохмотьях и с верёвками на шее — придут к ним в лагерь, отдадут ключи от города и будут затем казнены. Эсташ де Сен-Пьер решился первым, затем к нему присоединились ещё пять человек. Вместо памятника одному человеку Роден выполнил композицию из шести фигур, которая, по замыслу скульптора, должна была находиться на низкой плите, на одном уровне со зрителями. Художник с необыкновенным мастерством показывает разные характеры, разные психологические состояния шести обреченных.
«Это не бронзовые истуканы, а страдающие люди. Перед лицом смерти обнажается душа человека: один встречает ее с мудрым достоинством; другой — с непреклонным мужеством, бросая вызов врагу; третий охвачен сомнениями и рефлексией; четвертый полон недоумения и упрека; пятый, заслонив лицо рукой, словно отгоняет от себя зловещее видение неминуемого; шестой, обхватив голову руками, цепенеет от страха и ужаса предстоящего».
Художник показывает разные характеры, разные психологические состояния шести обреченных. Однако композицию можно воспринимать и как череду психологических состояний одного человека, ибо в душе каждого, перед смертью отвага может сменяться и сомнениями, и страхом. Общность судьбы придает скульптуре необходимую цельность, притом, что душевные переживания каждого индивидуальны и неповторимы. Чувства людей переданы мощно: перед нами глыбы человеческих характеров, чувств, темпераментов, отлитых в пластические формы и объемы.
Впервые в истории монументальной пластики художник сумел с такой силой, страстью сопереживания воплотить психологию индивидуальной личности. Это своеобразное шествие на Голгофу, посвященное не только жителям Кале, но всем когда-либо невинно осужденным на смерть. Скульптура обретает здесь красноречие и мощь шекспировской трагедии. Памятник общечеловечен и вечен: не случайно бронзовые отливы Граждан Кале поставлены во многих городах мира как призыв к памяти и совести человечества.
«Иоанн Креститель» (1878 год, бронза, 80 x 48,3 x 24,1 см, Музей Родена, Париж) – образ мыслителя-проповедника, полного величавого спокойствия. Скульптура была выставлена в Салоне 1878 г. вместе с «Бронзовым веком». Провозвестник пришествия Иисуса Христа показан широко шагающим сильным мужчиной: он крепок, неистов и убежден в своей правоте. Губы шепчут слова проповеди, рука сжимает невидимый крест. Иоанн Креститель представлен обнаженным, т.к. Роден считал, что тело является слепком души, что оно прекрасно и безгрешно, т.к. создано Богом.
«Он создает возвышенный образ человека пророческой силы, несущего в мир великую весть. Фигура Крестителя пронизана внутренним движением, он не просто идет, он шествует, исполненный сознания важности своей миссии. Следуя методу Рюда, Роден совмещает в одной фигуре разновременные моменты движения, что придает неподвижной статуе особую динамику».
«Мыслитель» (1880 – 1882 гг., гипс, Музей современного искусства, Страсбург). Скульптура была задумана Роденом как часть композиции главных дверей Музея декоративно-прикладного искусства в Париже («Врата ада»). Как и другие скульптуры, предназначенные для включения в общую композицию, «Мыслитель» стал самостоятельным произведением.
Сегодня трудно представить себе более полное воплощение пытливой и мучительной человеческой мысли, чем то, которое заключает роденовский образ «Мыслителя».
«Мыслитель» - наглядный образец того, что Роден внес в скульптуру. «Мыслитель» Родена, подобно обнаженным фигурам Микеланджело, далек от подделывания под раздетых натурщиков и, так же, как они, олицетворяет собой действие, запечатленное в покое. Обнаженный титан сидит, подперев подбородок рукой. Его раздумья невеселы, они согнули мощную спину, сделали печальным лицо. Глубокие тени падают из-под нависшей шапки волос, на переносице залегли резкие морщины, а слегка смещенный от движения руки рот делает лицо асимметричным. Если посмотреть на статую справа, то кажется, что человек, задумавшись, закусил зубами руку. Но не только голова - все тело титана как бы мыслит, ищет выхода из сложного клубка противоречий. Справа движение согнутых рук и ноги, резкая линия лба и носа, наклон спины делают фигуру пружинистой, предельно напряженной. С другой стороны впечатление меняется. Левая рука безвольно опустилась на колено, пальцы не обхватывают его, а повисают в воздухе, «бездействуют». «Мыслителя».
Роден не старался уловить обманчивые оптические эффекты, а стремился запечатлеть процесс «вырастания» — чудо оживления мёртвого материала под руками художника. Для мастера главным были податливые комки глины, из которых он лепил свои фигуры. Настаивая на своей любимой «незавершённости», он спасал скульптуру от механического копирования реальности.
Существует более 20 бронзовых и гипсовых копий статуи в разных городах, разбросанных по всему миру.
«Мысль» («Камилла Клодель», 1886–1889 гг., мрамор, 74 см). В 1885 г. Огюст Роден взял помощницей в свою мастерскую девятнадцатилетнюю Камиллу Клодель (сестру писателя Поля Клоделя), мечтавшую стать скульптором. Камилла была талантливой ученицей, моделью и возлюбленной Родена, несмотря на разницу в возрасте в двадцать шесть лет и, несмотря на то, что Роден продолжал жить с Розой Бёре, ставшей спутницей его жизни с 1866г., и не собирался разрывать с ней отношения. Камилла позировала для скульптурных композиций «Данаида», «Поцелуй», «Вечная весна». В 1898 г. Камилла разорвала отношения с Роденом и, хотя он был готов и дальше способствовать ее карьере, отказалась от его помощи. Немногие сохранившиеся ее работы свидетельствуют о том, насколько прав был Роден, говоривший: «Я показал ей, где искать золото, но золото, которое она находит, воистину ее собственное».
Памятник Оноре де Бальзаку (1893 –1897 гг., бронза, Музей Родена, Филадельфия). Памятник Оноре де Бальзаку, заказанный Родену Обществом литераторов, стал последней крупной работой скульптора. Четыре года мастер искал образ, полностью соответствовавший его представлению о великом романисте. Бальзак шествует закутанный в монашескую рясу, грубый, могучий, подобный скале. Выставленная в Салоне 1898 г. статуя вызвала очередной скандал. Роден выступил в свою защиту в прессе: «Утверждение, что я небрежно выполнил своего Бальзака из-за озорства, — оскорбление, которое прежде заставило бы меня вскочить от негодования... Если истина должна умереть — последующие поколения разломают на куски моего Бальзака. Если истина не подлежит гибели — я вам предсказываю, что моя статуя совершит свой путь...». Художник оказался прав, и в 1939 г. бронзовый памятник Бальзаку был установлен в Париже на пересечении бульваров Распай и Монпарнас.
«Призыв к оружию» (1879 год, бронза, 112 см). Скульптура была сделана для конкурса на лучший памятник воинам, погибшим в войне 1870 – 1871 годов. Роден сделал динамичную и одновременно монументальную скульптурную группу «Призыв к оружию». Отвергнутая жюри, она уже после смерти автора была отлита в бронзе и установлена в Вердене как монумент, призывающий народ Франции противоборствовать германской агрессии.
3. Заключение
Во время написания этой работы я познакомился с известным скульптором того времени, который «открыл» новое направление в искусстве скульптуры. Его работы были непохожи на работы скульпторов того времени. Роден умел передавать настроение через свои работы, но публика воспринимала работы Родена с критикой.
Работы Родена, выполненные в стиле импрессионизма, очень сильно отличаются от работ в стиле академизма. В своем творчестве Роден стремился к утверждению образа положительного героя, к раскрытию сложного мира человеческих чувствии переживаний, а эти цели отличаются от целей академизма.
Роден стал великим человеком искусства, хотя происходил из непримечательной семьи. Всю жизнь он посвятил скульптуре, более половины – работе над скульптурным украшением портала Музея декоративных искусств в Париже, стремясь создать цельную и оригинальную композицию «Врат ада»
Влияние на современников было велико. В мастерской Родена работали многие затем прославившиеся мастера XX века – Э. А. Бурдель, А. С. Голубкина.
Во время написания этой работы я увидел отражение импрессионизма на искусстве скульптуры, в частности скульптур Огюста Родена, познакомился с такими великими произведениями, как «Мыслитель» и «Врата ада».
В этой работе я постарался наиболее полно описать биографию жизни такого великого человека, как Огюст Роден.
4. Список литературы.
1. Мусский Сергей Анатольевич «100 великих скульпторов» М.: «Вече», 2007.
2. Большая Советская Энциклопедия (под ред. Б. А. Введенского), том 36,
М., 1955.
Интернет-ресурсы.
1.http://ru.wikipedia.org/wiki
2. http://www.krugosvet.ru/
3. http://artclassic.edu.ru/
4. http://art.liim.ru/index.html
5. Приложение
Огюст Роден Бронзовый век
Ева
Вечная весна
Врата ада
Мыслитель Поцелуй
Граждане Кале
Иоанн Креститель Виктор Гюго
Человек со сломанным носом Памятник Оноре де Бальзаку