Биография Ли Цин Чжао
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
Содержание
Введение……………………………………………………………………………....2
Раздел I. Особенности развития китайского общества в эпоху Сун ……………..4
Раздел II. Китайская поэзия эпохи Сун……………………………………..………5
Раздел III. Судьба и творчество Ли Цин-чжао…………………………………….15
3.1. Биография……………………………………………………………………….16
3.2. Проблемно-тематическое содержание лирики Ли Цин-чжао……………….18
Заключение ……………………………………………………………………………23
Приложение. Из поэзии Ли Цин-чжао ……………………………………………....24
Список литературы …………………………………………………………………...28
Введение
ТворчествоЛи Цин-чжао мало известно в Украине. Так как отсутствуют исследования её произведений, на русский язык переведена всего лишь одна книга. Поэтому тема курсовой работы представляется нам актуальной. Целью нашей работы является исследование проблематики и жанрового своеобразия лирики Ли Цинчжао. Мы ставим перед собою следующие задачи: 1.Ознакомление с основными произведениями поэтессы; 2.Изучение научной литературы по теме курсовой работы; 3.Анализ проблемно-тематического содержания лирики Ли Цин-чжао; 4.Характеристика жанрового своеобразия её произведений.
Объектом нашего исследования являются стихотворения Ли Цинчжао. Предметом исследования - проблематика и поэтика её лирики. В процессе работы мы использовали следующие методы: описательный; биографический; жанровый; типологический.
Среди поэтов древнего Китая встречается немало женских имён. Но лишь имя Ли Цин-чжао не померкло за многие столетия и по-прежнему с любовью произносится каждым образованным китайцем. Ли Цинчжао, также известная под именем И Ань,- лирическая поэтесса. Подавляющее большинство её произведений написано в жанре «цы», истоки которого ведут к народной песне. Когда-то, на заре своего рождения, «цы» писались по образцу той или другой полюбившейся поэту песни и исполнялись им самим или профессиональными певцами под аккомпанемент музыкального инструмента. С течением времени большинство мелодий было утрачено, и в Сунскую эпоху «цы» стали основным поэтическим жанром.
Своим творчеством она внесла заметный вклад в развитие китайской поэзии. Не только китайская, но и мировая поэзия древних и средних веков после «сладкозвучной Сафо» не знала, пожалуй, женских имён, которые можно было бы поставить в один ряд с именем Ли Цин-чжао.
Раздел I
Особенности развития китайского общества в эпоху Сун.
После распада танской империи Китай переживает период раздробленности, известный как период «Пяти династий и десяти государств» (906-960), и лишь в 960 г. Чжао Куаньинь, первый император сунской династии, приступает к объединению самостоятельных феодальных государств и отдельных царств в единую империю.
Сунская империя просуществовала три столетия (960-1279); в течение которых почти непрерывно подвергалась вторжениям кочевых племён. Но после двух поражений в дальнейшем сунские императоры придерживались пассивной оборонительной внешней политики. Результатом такой капитулянтской политики, вызванной, с одной стороны, страхом перед сильным врагом, с другой боязнью военных мятежей и народных восстаний, был, в частности, унизительный мир с чжурчжэнями, по которому в 1141 г. Китай уступал чжурчжэням всю северную часть страны и обязывался платить большую дань. В этот период довольно тяжелым было внутреннее положение страны. Крестьяне, находившиеся в зависимости от помещиков, государственных чиновников и ростовщиков, страдали от непомерного налогового бремени, которое всё увеличивалось в связи с постоянной необходимостью платить дань кочевникам, а также в результате введения государственной монополии на соль, вино, ткани, чай и другие предметы широкого потребления. Не случайно поэтому X-XIII вв. в Китае отмечены целым рядом народных восстаний. Обострённые противоречия внутри господствующего класса выливаются в острую политическую борьбу различных группировок уже во второй половине XI в.. Недовольство политикой правящей клики сунского двора со стороны средних и мелких помещиков, связанных с торгово-ремесленными кругами городов, а также стремление передовых людей той эпохи вывести страну из тяжелого положения нашли своё выражение в реформах, которые пытался провести крупный государственный деятель, учёный и поэт Вань Ань-ши.
Сунская эпоха была периодом дальнейшего развития экономики и культуры феодального Китая. Ликвидация раздробленности страны, сосредоточение власти в руках централизованного аппарата управления способствовали успехам в области земледелия, быстрому развитию промыслов, оживлению внутренних и внешних торговых связей. Общий объем экономики страны вызывает к жизни творческую мысль, которая даёт Китаю этого периода целый ряд научных открытий, изобретений и технических усовершенствований. Достаточно сказать, что сунский Китай уже знал употребление нефти в медицине и в военном деле, пороха – для изготовления зажигательных и взрывчатых снарядов и других видов оружия, компаса – в мореходстве, разборного шрифта – в книгопечатании, каменного угля – в производстве.
Значительную роль в подъеме культуры при Сун сыграло широкое распространение книгопечатания, а также расширение сети государственных и частных школ. Колоссальные библиотеки-хранилища, открытые в сунский период, пополняются замечательными трудами по археологии, первыми трудами по архитектуре и строительству. Сунская эпоха дала также огромное количество мемуаров, собраний историко-литературных и литературно-критических заметок, которые служат материалом для исследования в различных областях знаний.
На сунский период падает и расцвет китайской живописи; высокое развитие получают различные прикладные искусства, в которых ярко проявился гений народных умельцев, и не случайно именно сунский фарфор обретает мировую известность.
Сунская эпоха была и эпохой расцвета философской мысли средневекового Китая. В этот период в китайской философии возникает новое направление, отличительной чертой которого становится критическое отношение к классическому наследию древности и распространенным в то время религиозным воззрениям.
Раздел II
Китайская поэзия эпохи Сун
Общий подъем экономики и культуры той эпохи, сама политическая жизнь страны не могли не повлиять на развитие литературы, которое в этот период идёт по пути широкой демократизации. Более доступной и простой становится так называемая классическая литература, куда проникает мощная струя народного творчества; возникают новые жанры литературы – народный рассказ, давший начало китайскому роману, и народные представления, из которых впоследствии родилась китайская драма.
Говоря о китайской классической литературе, прежде всего мы останавливаемся на поэзии как на объекте чрезвычайного культа в феодальном Китае. На фоне остальных видов литературы поэзия всегда выделялась как силой и изяществом слова, так и огромным количеством произведений.
Литература сунского периода по обилию достижений, по богатству и разнообразию талантов занимает в истории китайской словесности одно из самых почетных мест. Это была последняя великая эпоха в истории классической средневековой поэзии, достойно завершившая период ее расцвета. Это была пора высочайшего расцвета философско-эссеистской прозы – из восьми великих писателей, признанных китайской традицией наиболее совершенными мастерами этого жанра, шестеро приходятся на сунскую эпоху – и в то же время пора первых значительных успехов повествовательной прозы на разговорном языке, которой суждено было большое будущее.
Обогащение выразительных средств и содержания поэзии было связано, прежде всего, с развитием нового стихотворного жанра – цы. В отличие от старых классических стихов ши, достигавших вершины своего развития в творчестве великих поэтов танского времени, стихам цы было свойственно значительно большее ритмическое многообразие. Если ши, как правило (бывали и исключения), состояли из строк с одинаковым количеством слогов (четыре, пять или семь, реже шесть), то для цы было характерно сочетание строк разной длины, к тому же допускавшее самые разнообразные их комбинации. После строгого однообразия ши ритмическое богатство цы показалось особенно заманчивым и увлекло многих сунских поэтов.
На первых порах важнейшей особенностью цы была их тесная связь с музыкой, давно утраченная стихами ши; они писались на популярные мелодии, определявшие ритмический рисунок, а иногда и содержание стихотворения. В дальнейшем жанр приобрёл самостоятельность, «оторвался от музыки», но названия мелодий и соответствующие им ритмические схемы остались.
Возникшие значительно позже и ещё не отягощённые до такой степени грузом вековых условностей старого стиля, цы были поначалу более свободным жанром. Любовная лирика, почти полностью ушедшая из стихов ши, нашла себе долгожданную отдушину и надолго стала главной темой цы.
Стихи цы пришли в литературу из народной поэзии. Первые литературные цы появились ещё в танское время; сохранилось несколько цы, написанных Ли Бо и Бо Цзюй-и, а позднее поэты Вэнь Тин-юнь и Вэй Чжуан жившие в IXв., считаются уже крупными мастерами этого жанра. Их творчество оказало большое воздействие на поэтов периода Пяти династий. На новую ступень поднялся этот жанр в творчестве Ли Юя (937-978) – самого крупного поэта этого периода. Последний правитель одного из мелких государств, на которые распался в то время Китай, он был низложен основателем сунской династии и умерщвлен после нескольких лет плена. Стихи в которых Ли Юй рассказывает о своих злоключениях, отличаются достоверностью и конкретностью переживаний.
Такова ранняя история жанра, подлинный расцвет которого пришелся на сунскую эпоху. Если в стихах ши сунские поэты, несмотря на многие великолепные достижения, в основном следовали по стопам своих предшественников – танских поэтов, то жанр цы они сумели поднять на высоту, до них небывалую. Это не значит, конечно, что в традиционных ши сунские мастера были только подражателями: они сумели существенно расширить и обогатить тематику ши , продолжив и развив гражданскую линию поэзии Ду Фу и Бо Цзюй-и. Тяжелый труд крестьянина, жадность и лихоимство чиновников - постоянные темы сунской поэзии. С огромной силой и остротой зазвучала у сунских авторов патриотическая тема: ведь им пришлось жить в эпоху, когда встал вопрос о самом существовании Китая как независимого государства, а некоторые из них (например Лу Ю и Синь Цицзи) защищали родину на поле боя. Неудивительно, что гражданский пафос, в конце концов, ворвался даже в чисто лирические цы, существенно потеснив любовную тематику. Правда, активно борясь за гражданственность и содержательность поэзии, некоторые сунские поэты впадали порой в прозаизацию и рассудочность. В этом, несомненно, сказалось влияние идей их современников и духовных наставников – неоконфуцианцев – крупных мыслителей, но посредственных стихотворцев, относившихся к искусству большей частью с безразличием, а то и просто с пренебрежением.
По праву считая себя наследниками и продолжателями великих традиций танского времени. Сунские поэты с поистине неослабным вниманием изучали творения своих прославленных предшественников. Танская поэзия наложила неизгладимый отпечаток на всю поэзию сунского периода: почти каждый сколько-нибудь значительный этап в развитии этой поэзии отмечен преобладающим влиянием того или иного танского поэта, служившего образцом для подражания. Такими образцами и наставниками для сунских поэтов в разное время были Ла Шан-инь Вэнь Тин-юнь, Бо Цзюй-и и Хань Юй, Ли Бо, Ду Фу и даже второстепенные Цзя Дао и Яо Хэ.
Конец X в. И первые десятилетия XI в сунской литературе отмечены господством направления сикунь – и группировки поэтов во главе с Ян И, Лю Юнем и Цянь Вэй-янем – представителями сановной знати. Зачастую отдельные находки в их произведениях полны живого чувства и очарования, но поэзия в целом остается лишенной глубокого содержания. Её (как, впрочем, и прозу этого направления) характеризуют внешняя красота и блеск слова. Однако поэзия сикунь, в течение многих десятков лет была основным направлением в поэзии и оказывала большое влияние на литераторов того времени - привлекала мелодичность и тонкая изысканность стиха, да и само положение поэтов сикунь в обществе немало способствовало их успеху.
Целый ряд поэтов, живших и творивших в это время, были сторонниками отражения жизненной действительности противниками словесных изощрений и писали простым, понятным языком. Таким, прежде всего, был поэт Ван Юй-чэн. Оригинальным поэтом был также известный философ Шао Юи. Все его произведения написаны разговорным языком того времени, без стилизации и прикрас.
Выдающимся поэтом, вокруг которого объединились известные литераторы того времени Ши Янь-нянь, Су Шунь-цинь, Мый Яо-чэнь и другие и который прямо или косвенно оказывали влияние на их творчество, является Оуян Сю (1007—1072). В борьбе против эстетской литературы сикунь Оуян Сю сыграл исключительную роль. И не только своими критическими выступлениями против этого направления, а главным образом своим творчеством, противопоставив литературе сикунь высокохудожественные произведения, полные простоты и безыскусности, поэтической прелести, сочных красок, внутренней силы и сдержанного спокойствия. Стихотворения Оуян Сю читаются свободно, в них ощущается полная непринужденность и глубина чувств.
Поскольку цы были тесно связаны с музыкой, они требовали обязательного соблюдения строгих правил тональности в стихах, что, конечно, осложняло и затрудняло их создание. С другой стороны, благодаря неравносложным строкам мелодия стиха перестала быть равномерной и монотонной, какой она обычно была в стихах типа ши. Стихотворение становится более эмоциональным, оно оживает, то льет потоком, то вдруг приостанавливается, поражая неожиданной лаконичностью. Если к этому добавить еще естественную простоту живой речи, которую допускала эта поэзия возможность гармоничного сочетания в ней самого обыденного языка с чрезвычайной выразительностью и образностью, - то вполне понятной становится причина, по которой сунские поэты обратили внимание на цы — поэзию открывшую новые и широкие возможности в их творчестве.
Однако по укоренившейся традиции в форме цы было принято писать только на интимные темы; в таких стихах обычно выражали сокровенные чувства на пиру, скорбь при разлуке с друзьями, изливали тоску по любимой. Такого рода произведения не рассматривались как классическая литература. И это вовсе не потому, что в классической литературе не затрагивались подобные же темы. Традиции классической литературы обязывали поэта говорить в возвышение стиле, тоном, полным достоинства и величия, каким и подобало говорить ученым и отмеченным талантом людям, время как в цы о глубине интимных переживаний человека говорилось со всей непосредственностью; и чувства нежности, привязанности, ласки и умиления изливались искренне, со всей простотой и задушевностью.
Вывести цы из узких рамок интимно-лирической поэзии выпало на долю Су Ши (1036-1101). Идейность его творчества, мысли о народе нашли отражение в целом ряде его стихотворений. Су Ши писал просто, язык его по своему стилю близок к разговорному; нередко в своих произведениях Су Ши прибегает к народным выражениям, что позволяет ему создавать свежие, полные поэзии образы и картины. Эта, если так можно выразиться, своеобразная прозаизация стиха составила одну из особенностей творчества Су Ши, как, впрочем, и всей сунской поэзии, и наиболее ярко проявилась в его цы.
Цы со времени Су Ши освобождаются от условностей, сковывавших свободу творчества в этом жанре. Выражается это, прежде всего в том, что Су Ши начинает писать на любые темы стихами в жанре цы и перестает считаться с обязательным подчинением стиха музыкальным и тональным нормам. Цы таким образом впервые отрываются от музыки и перестают быть стихами-песнями. Если раньше цы назывались по мелодии, на которую они писались, то теперь авторы цы, называя мелодию, стали одновременно давать названия своим произведениям, исходя из их содержания, указывать, когда и по какому случаю они написаны.
Рассматривая китайскую литературу эпохи Сун, следует обратиться к сунской новелле. Один её тип – это новелла на классическом книжном языке, известная под её жанровым названием чуаньци. И по тематике, и по стилю она мало чем отличается от новелл танской эпохи. Однако наиболее характерны для сунской эпохи не эти новеллы на книжном языке, которые, как и танские, отражали, в общем, идеологию интеллигенции и были доступны по своему языку сравнительно узкому кругу образованных читателей. Дух общества в целом, жизнь народа, эмоции, движущие поведением человека, его взгляды и повседневный опыт отразили народные рассказы - произведения, возникшие в результате творчества уличных рассказчиков. В период Сун уличные рассказчики настолько популярны, что имена или прозвища наиболее талантливых из них, как имена любимых артистов, хорошо знают столичные жители. Цзянши - рассказчики исторических повестей — специализировались на рассказывании историй о героическом прошлом китайского народа, о легендарных сражениях, известных полководцев. Группу сяошо - составляли рассказчики любовных историй, фантастических историй о благородных рыцарях, а также историй о судебных тяжбах и разбирательствах близких по своему, характеру к детективам. Мы располагаем в настоящее время не только сведениями о деятельности как тех, так и других рассказчиков того периода, но и самими текстами их рассказов – так называемыми хуабэнь.
В хуабэнях полнокровно представлена жизнь народа, отражены интересы и взгляды народной массы — и именно в этом отношении, прежде всего, важна их роль в китайской литературе. Герои хуабэней чаще всего простые люди: ремесленники, торговцы, крестьяне, мелкие чиновники, монахи, слуги, представители слоев городской интеллигенции.
Рассказчики исторических повестей, которые повествовали об отдельных периодах в истории Китая, о крупных исторических событиях целой эпохи, вели свой рассказ на протяжении многих дней и даже недель и месяцев. Их повести носят также название пинхуа.
Хотя пинхуа и сыграли значительную роль в последующем развитии нового жанра — китайского романа, они как по своей идеологической значимости, так и по художественной ценности, намного уступают хуабэням рассказчиков из группы сяошо.
Рассказчики сяошо не только пересказывали истории, взятые ими из книг (главным образом из танских новелл), но брали сюжеты и из современной им жизни. Деятельность рассказчиков сяошо становится настолько широкой, что в период династии Южная Сун они уже имели свою организацию, своего рода профессиональный союз Сюн бянь шэ.
В дальнейшем, начиная с периода Юань и вплоть до последних годов цинской династии, многие произведения народной литературы запрещались специальными правительственными указами, изымались из обращения, уничтожались, подвергались сожжению.
Проследив основные этапы и особенности литературы эпохи Сун, можно сказать следующее.
В истории китайской литературы сунский период является периодом наивысшего расцвета классической литературы средневекового Китая и эпохой возникновения и развития народных представлений и нового жанра народной повествовательной литературы.
В результате деятельности уличных рассказчиков, олицетворявшей собой коллективное народное творчество, в сунскую эпоху создается новый вид повествовательной литературы, отражающей действительность с позиции простого народа и написанной простым языком. В дальнейшем своем развитии эта литература приведет к созданию знаменитых китайских романов и к широкой популярности китайского средневекового рассказа.