Диплом на тему Плетеная мебель Детская кроватка 2
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2014-11-01Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
Министерство культуры Пензенской область
ГОУ СПО «Пензенского училища культуры и искусств»
Комиссия «Декоративно и прикладного отделения»
Дипломная работа по теме:
«Плетеная мебель»
Авторский проект.
«Детская кроватка»
Выполнила: студентка 4е курса
Шамионова Ф.Ж.
Руководитель: Селиверстов А.П.
Пенза
2007
Содержание
Введение.
1 История возникновения промысла.
2. Реализация авторского проекта.
2.1 Инструменты и приспособления.
2.2 Материал.
2.3 Другой вид растительного сырья.
2.4 Основные виды плетения.
2.5 Плетеная мебель.
2.6 Окраска, грунтовка, покрытие лаком.
2.7 Техника безопасности.
Заключение.
Список литературы.
Приложение.
ГОУ СПО «Пензенского училища культуры и искусств»
Комиссия «Декоративно и прикладного отделения»
Дипломная работа по теме:
«Плетеная мебель»
Авторский проект.
«Детская кроватка»
Выполнила: студентка 4е курса
Шамионова Ф.Ж.
Руководитель: Селиверстов А.П.
Пенза
2007
Содержание
Введение.
1 История возникновения промысла.
2. Реализация авторского проекта.
2.1 Инструменты и приспособления.
2.2 Материал.
2.3 Другой вид растительного сырья.
2.4 Основные виды плетения.
2.5 Плетеная мебель.
2.6 Окраска, грунтовка, покрытие лаком.
2.7 Техника безопасности.
Заключение.
Список литературы.
Приложение.
Введение
В культуре народов нашей страны особое место занимают художественные промыслы, представляющие собой центры декоративно-прикладного искусства, традиции которых исчисляются столетиями. Это искусство связано крепчайшими нитями с жизнью. Возникшие первоначально из потребностей и запросов быта, оно развивалось в его недрах. Постепенно оно наполняло своими формами, красками и узорами весь вещественный, хозяйственный, семейный и трудовой народный быт. Искусство промыслов - это одно из ярких подтверждений естественного влечения человека к красоте и художественному творчеству.
Народное ДПИ активно влияет на формирование художественного вкуса, обогащает профессиональное искусство и выразительные средства промышленной эстетики. В настоящее время в нашей стране насчитывается свыше 200 традицеоных народных промыслов, объединяющих десять тысяч мастеров занимающихся различными видами промыслов.
Работая над темой, автор определил объект исследования-плетеная мебель.
Предмет нашего исследования является-детская кроватка.
Цель настоящей дипломной работы-выполнение плетенной детской кроватки.
Для достижения цели были сформулированы сведущие задачи:
- Изучение литературы по данной теме.
- Изучение и подбор необходимого материала для выполнения дипломной работы.
- Разработка эскиза дипломной работы.
Не всегда удается украсить жилище вещами, выполненными в одном и том же стиле, даже если для этого есть деньги. Ведь и в дорогих вещах порой что-то не устраивает. А если еще и не хватает денег, то тем более следует попробовать научится что-то делать своими руками: например-плести из лозы. Следует сказать, что наш век роботов и конвертного производства ручная работа ценится все больше и больше. А это значит что истинно народный промысел-плетения из лозы в настоящее время в большой части, а плетеные изделия не только прочны и экологичны, но и модны, стильно и престижны.
Кроме того, сплетенная собственными руками вещи не только украсят интерьер квартиры, окажутся полезными в хозяйстве, но и будут создавать благоприятный климат в семье, выделяя положительные заряды в энергетическое пространство вашего дома, ведь в них включена душа, желание радость от полученного результата.
1. История возникновения промысла
Плетение ивового прута - одно из самых древних занятий человека. Предполагается, что корзиноплетение первоначально возникло в местах обитания человека вблизи рек и озер и служило для нужд рыболовства. Рыбаки изготавливали всевозможные версии и другие орудия труда.
Со времен плетеные изделия прочно завоевали своё место в быту. Так, самые разные народы мира пользовались плетеными корзинами, посудой, мебелью и т.д. Изделия, выполненные из прута, находили применение не только в домашнем обиходе, принцип плетения широко использовали при строительстве плотин, и запрут, стен и крыш жилища, оград, при изготовлении некоторых орудий труда.
Плетение из лозы до сих пор остается одним из самых популярных рукоделий и у нас в стране, и далеко за рубежом. Мебель из лозы, разнообразные плетеные шкатулки, сосуды, вазы, кашпо не только украшают интерьер квартиры, но и создают атмосферу уюта и умиротворенности.
По предположениям историков и археологов, плести из лозы начали еще в незапамятные времена. Первобытные племена, населявшие берега рек и озер, стали родоначальниками этого ремесла. Именно здесь возникло древнее искусство корзиноплетения, а сами корзинки использовались как в быту, так и для рыболовства. Чуть позже из прутьев стали плести и снасти, которые были намного прочнее, чем тростниковые или травяные, хотя и не отличались особой гибкостью. Первые рыболовные сети были сплетены именно из тонкого ивового прута, позднее его заменили различные нити и обрезки кожи.
В Древнем Египте плетеным изделиям отдавалось особое предпочтение. Здесь использовались не только прутья ивы, но и высушенные травы и камыш. Особая технология обработки материала позволяла сохранить плетеные изделия на многие века. Так, например, при раскопках гробницы Тутанхамона в 1922 году были найдены добротные и хорошо сохранившиеся стулья из ивового прута.
Прочный, податливый и гибкий ивовый прут стал использоваться не только в рыболовном деле, но и в строительстве, обустройстве дома, при изготовлении различных орудий труда для сельского хозяйства.
По своим качествам он замечательно подходит для плетения мебели, посуды, корзин, плетней, плотин и запруд, стен и крыш.
С развитием цивилизации изделия из дерева, металла, а позднее и из синтетических материалов вытеснили плетеные вещи и прочно заняли их место.
Но ивовый прут никогда полностью не выходил из моды. Незаменимыми оставались плетеные корзины, а в XIX веке плетение восстановило свои позиции. Теперь в Европе стали популярными детские коляски, плетеная мебель, различные украшения интерьера. Да и само производство в это время из кустарного стало промышленным.
Независимо от роста промышленности в Европе, в российской глубинке по-прежнему оставались крупные центры плетения в Нижегородской, Московской, Ярославской, Тверской, Владимирской и других губерниях. Самыми искусными считались мастера из Кинешмы, Костромы и Иванова.
Особой популярностью пользовались изделия умельцев князя Д. В. Голицына, который ввел новшество в плетение из лозы. При работе использовались только очищенные прутья ивы, что придавало корзинкам, кашпо, вазам и тарелкам особый вид. Иногда такие прутья окрашивались в разные цвета, и при плетении получалось красочное панно. Позднее такую технику переняли и французские мастера, которые стали не только окрашивать прутья, но и подвергать их золочению и серебрению.
В конце XIX века в России так же, как и в Европе, были открыты школы, где специально обучали обработке материала, азам плетения и изготовления изделий. Такими школами славились Полтава, Киев,
Черкассы, Пушкино, Голицыне и др. Иногда обучение строилось на основе английских, швейцарских, французских учебников и дальнейшем совершенствовании навыков на изготовлении модных изделий по отечественным разработкам.
Ассортимент товаров в начале 20 века был очень велик: всевозможная мебель (стулья, столы, кресла, диваны, ширмы, этажерки, детские кроватки); газетницы, коляски, качели, дорожные принадлежности(сундуки, чемоданы, саквояжи, сумки);корзиночки самого различного назначения(для бумаг, рукоделия, цветов и фруктов);
В последнее время ручная работа ценится все больше и больше. В наш век роботов и конвейерного производства сделать вещь красивой, добротной и радующей глаз своим внешним видом может далеко не каждый. А вдохнуть жизнь в тоненький прутик, создать из него настоящий шедевр способен только Мастер с золотыми руками и верным глазом. В поисках той самой вещи, которую действительно хотелось бы приобрести, придется потратить много сил и времени, а потом еще и большую сумму денег, чтобы ее купить. А может, все-таки попробовать самим что-то сделать?
2. Реализация авторского проекта
На первом этапе реализации данного проекта разрабатываем и начерчиваем подробный чертеж кроватки, а так же уточняем размеры отдельных ее частей.
После этого приступаем к заготовке необходимых материалов.
На следующем этапе начинаем сборку каркаса кроватки. Для начала собираем каретки будущей кроватки и пропиливаем в ней пазы. Затем собираем верхней и нижний стеллажи, и скрепление их с каретками болтами. После этого собираем каркас боковых панелей, выпиливаем в них шипы, свободно входящих в позы кареток.
Затем в каретках устанавливаем фиксаторы, для закрепления панелей на нужном нам уровне. На этом сборка каркаса заканчивается.
Далее уточняем рисунок плетения на ящиках (послойный), каретках (решеткой), боковых панелях. И начинаем собирать ящики и плести.
На следующем этапе подбираем тон морилки, в которой будет окрашена кроватка, тщательно зачищаем, все столярные части кроватки. И тонируем морилкой (цв.мокко).
После того как морилка высохнет , покрываем двумя слоями лака.
Готовом виде данная кроватка может эксплуатироваться в 3х основных функциях:
1. Кроватка-колыбель. Боковые панели находятся в вертикальном положении. При необходимости они могут опускаться, для более удобного подхода к ребенку.
2. Полка. Боковые панели находятся в горизонтальном положении.
3. Детский-диванчик. Одна из боковых панелей встает горизонтально под другой.
Ящика во всех трех функциях могут использоваться как для хранения вещей или игрушек.
Данное техническое решение - использовать кроватку в нескольких функциях, продлевает срок эксплуатации данной конструкции.
2.1 Инструменты и приспособления
Для изготовления изделий из ивового прута необходимо определенный набор инструментов. Часть этих инструментов следует самим:
Ножи - цельные и складные ,изготовлены из хорошей стали с тонким лезвием. Используют их для заготовки материала, заостренная и обрезки свободных концов прутиков в процессе плетения;
1-корзиночныей нож,
2-нож-горбач,
3-садовый нож,
4- резцы;
Щемилка - служит для снятия коры с прутьев. Делают её из ивовой палки диаметром 25-30 мин, длиной 550-600мм. Один конец пропиливают ручкой ножовкой на 220-250мм, чтобы получился расщеп шириной 2-3мм, палку ниже расщепа обматывают изоляционной лентой или проволокой, конец палки заостряют, чтобы втыкать его в землю.
Шило – основной и незаменимый инструмент плетельщика. Как без колодки и кочедыка не сплетешь лаптей, так и без шила трудно сплести хорошую корзину. С его помощью подготавливают проходы в плетеном донышке при подстановке к нему стояков, при плетении стенок изделий рядовым способом, устройстве загибок, кромок, косичек, бордюров и других операций.
Набор шильев: прямое, толстое шило и два кривых.
Бокорезами обрезаю свободные концы прутьев, плоскогубцами протягивают прутья при плетении, круглогубцами сжимают стоячки в местах сгиба. Колунки делают из твердого дерева толщиной 30мм, длиной 80мм. Толстый конец колунка должен быть выпуклым, а тонкий иметь 3-4 ровных выреза.
Колунки для раскалывания (расщепления) толстых прутьев и палок на три или четыре части.
В основном для плетения используется круглый прут, но иногда требуется плоская (строганная) лента (ее еще называют «лента – глянец»). Она необходима в плетении мебели, часто используется для миниатюрных изделий. Расколов прут на 3-4 части колунком, мы получаем шину, которая является полуфабрикатом для изготовления строганной ленты. У шины состругивают сердцевину таким образом, чтобы получилась лента с твердой наружной стороной, сохраняющей свой блеск.
Шоф- нож, привинченный на основу из деревянного бруска. Очень важен угол наклона ножа, он должен составлять 5-7 градусов. Используется для выравнивания шин по плоскости. Шину вставляют в шоф, чтобы поверхность касалась ножа неправильный, шина будет перерезаться или проскальзывать в зазоре. Важно брать шину без большого количества сучков и утолщений и не снимать слишком толстую стружку за один раз.
Шлом- состоит из двух ножей, закрепленных на деревянном бруске на расстоянии, равном нужной ширине ленты. Чтобы лента шла точно по центру шмола, между ножами прорезается канавка- направляющая или вбиваются два гвоздика- ограничили. Используется шмол для выравнивания ленты по ширине.
Изер- еще один инструмент, применяющийся только при плетении из лозы. Внешне он похож на прямую стамеску, напильник или отвертку он вам понадобится для выравнивания рядов только в том случае, если вы решили заняться плетением мебели.
2.2 Материал
Материал для плетения можно собрать где угодно. В поисках его вам не придется долго бродить по лесным чащобам, забираться высоко в горы или идти на край света. Для работы вам подойдут не только ивовые прутья, но и длинные тонкие ветки других деревьев: стебли рогоза, камыша, ситника. Для того чтобы их собрать, можно просто выйти из дома, прогуляться по опушке леса или по посадкам, по берегу небольшой речушки или пруда. При этом вы не только заготовить прутья и стебли, но и получите огромное удовольствие от прогулки, да и для здоровья будет полезно подышать свежим воздухом. Этот поделочный материал, ко всему почему, не требует особых навыков и больших физических нагрузок при обработке.
Но чаще всего все-таки используются одно- и двухлетние прутья ивы. Именно побеги этого растения по своим рабочим качествам наиболее подходят для плетения различных изделий.
К необходимым качествам можно отнести гибкость, которая позволяет изогнуть прут в любом направлении; прочность и вязкость, которые способствую сохранности прута при переплетении и его высыхании; колкость, которая позволяет расщепить длинный прут на несколько частей определенной ширины. Этому же способствует малая сердцевина ивового прута.
Соотношение этих свойств во многом зависит от вида ивы, места его произрастания, состава почвы и климатических условий.
Ива уральская.
Разновидность ивы пурпурной. Одна из классических пород, использующихся при тонком плетении. Представляет собой невысокий кустарник. Широко распространена в средней и южной полосе России. Растет на солнечных участках по берегам рек и ручьев.
Прутья длинные, тонкие, с тонкой верхушкой и мелкими листьями ланцетообразной формы. Обладают хорошими рабочими качествами.
Уход за плетенной мебелью.
На долгие годы сохранить первозданный вид вашей плетеной мебели можно только в том случаи, если вы будете за ней правильно ухаживать. Сильно запыленную мебель почистить пылесосом или чуть влажной щеткой. При каждодневной уборке можно ограничиться слегка смоченной в теплой воде тряпкой. Один раз в месяц протирайте мебель специальной полиролью, которую наносите на поверхность одной тряпкой и круговыми движениями растирайте досуха другой.
Восстановить прежний вид плетеной мебели можно при помощи следующих процедур. Для начала аккуратно снимите слой старого, успевшего отстать лака. Здесь лучше всего воспользоваться мелкозернистой наждачной бумагой. После этого протрите поверхность изделия и нанесите тонкий слой олифы. Как только она высохнет, покройте поверхность слоем прозрачного лака. По окончании работы отполируйте высохший слой покрытия. При желании можно нанести не один слой, а два или три.
2.3 Другой вид растительного сырья
Плетение из лент. Ленты более удобный для плетения материал, не требующий применения больших физических усилий. Однако чтобы их подготовить, надо затратить очень много времени, строгая прутья по толщине и ширине.
Подготовленные ленты перед работой увлажняются, сворачиваются в мотки (так они занимают меньше места) плоской стороной внутрь и высушиваются. Перед работой лепты достаточно слегка намочить под водой или протереть влажной поролоновой губкой, и они готовы к использованию.
По конфигурации изделия из полотен подразделяют на: плоские (подставки, панно, крышки). Изогнутые (хлебницы, конфетницы, вазы), цилиндрические (абажуры, вазы). Коробчатые (кузова, корзины, вазы).
Плоские изделия различной конфигурации плетут из плоских полотен способом «ёлочка» и «клеточка».
Плетение полотнища из лент. На крышке стола в ряд раскладывают ленты, образующие основу. Концы одной стороны прикрепляю к крышке стола. В поперечном направлении в основу вплетают ленты утка.
Если плести через одну ленту, получим простой рисунок полотна. Если же плести через две ленты, а две стянутые ленты основы первого ряда разъединять, - получим рисунок паркетиком.
2.4 Основные виды плетения
Петь несколько наиболее распространенных видов плетения мебели. Даем описание этих плетений.
Простое плетение. Простым называется вид плетения, при котором вплетают одиночные прутья через одну стойку (рис. 42) в виде непрерывной ленты, наслаивая по пологой спирали один рядок над другим. В сомкнутых фигурах наслаивание ведется кругообразно в одном направлении слева направо, несомкнутых фигурах - доплетая рядок с одного конца до другого; вокруг крайней стойки делают поворот, огибают ее и плетут в обратную сторону, огибают им снаружи две стойки (вторую и третью), с: внутренней стороны одну (четвертую) и выводят наружу в промежуток между четвертой и пятой Когда первый прут вплетен до конца, плетение продолжают вторым прутом, накладываемым концом на первый прут. Наращивать нужно одноименными концами: к вершинному - вершинный и к комлевому -комлевый. Это необходимо для одинаковой толщины рядка плетения. Периодически рядки нужно выравнивать и осаживать (сгущать) книзу изером.
В культуре народов нашей страны особое место занимают художественные промыслы, представляющие собой центры декоративно-прикладного искусства, традиции которых исчисляются столетиями. Это искусство связано крепчайшими нитями с жизнью. Возникшие первоначально из потребностей и запросов быта, оно развивалось в его недрах. Постепенно оно наполняло своими формами, красками и узорами весь вещественный, хозяйственный, семейный и трудовой народный быт. Искусство промыслов - это одно из ярких подтверждений естественного влечения человека к красоте и художественному творчеству.
Народное ДПИ активно влияет на формирование художественного вкуса, обогащает профессиональное искусство и выразительные средства промышленной эстетики. В настоящее время в нашей стране насчитывается свыше 200 традицеоных народных промыслов, объединяющих десять тысяч мастеров занимающихся различными видами промыслов.
Работая над темой, автор определил объект исследования-плетеная мебель.
Предмет нашего исследования является-детская кроватка.
Цель настоящей дипломной работы-выполнение плетенной детской кроватки.
Для достижения цели были сформулированы сведущие задачи:
- Изучение литературы по данной теме.
- Изучение и подбор необходимого материала для выполнения дипломной работы.
- Разработка эскиза дипломной работы.
Не всегда удается украсить жилище вещами, выполненными в одном и том же стиле, даже если для этого есть деньги. Ведь и в дорогих вещах порой что-то не устраивает. А если еще и не хватает денег, то тем более следует попробовать научится что-то делать своими руками: например-плести из лозы. Следует сказать, что наш век роботов и конвертного производства ручная работа ценится все больше и больше. А это значит что истинно народный промысел-плетения из лозы в настоящее время в большой части, а плетеные изделия не только прочны и экологичны, но и модны, стильно и престижны.
Кроме того, сплетенная собственными руками вещи не только украсят интерьер квартиры, окажутся полезными в хозяйстве, но и будут создавать благоприятный климат в семье, выделяя положительные заряды в энергетическое пространство вашего дома, ведь в них включена душа, желание радость от полученного результата.
1. История возникновения промысла
Плетение ивового прута - одно из самых древних занятий человека. Предполагается, что корзиноплетение первоначально возникло в местах обитания человека вблизи рек и озер и служило для нужд рыболовства. Рыбаки изготавливали всевозможные версии и другие орудия труда.
Со времен плетеные изделия прочно завоевали своё место в быту. Так, самые разные народы мира пользовались плетеными корзинами, посудой, мебелью и т.д. Изделия, выполненные из прута, находили применение не только в домашнем обиходе, принцип плетения широко использовали при строительстве плотин, и запрут, стен и крыш жилища, оград, при изготовлении некоторых орудий труда.
Плетение из лозы до сих пор остается одним из самых популярных рукоделий и у нас в стране, и далеко за рубежом. Мебель из лозы, разнообразные плетеные шкатулки, сосуды, вазы, кашпо не только украшают интерьер квартиры, но и создают атмосферу уюта и умиротворенности.
По предположениям историков и археологов, плести из лозы начали еще в незапамятные времена. Первобытные племена, населявшие берега рек и озер, стали родоначальниками этого ремесла. Именно здесь возникло древнее искусство корзиноплетения, а сами корзинки использовались как в быту, так и для рыболовства. Чуть позже из прутьев стали плести и снасти, которые были намного прочнее, чем тростниковые или травяные, хотя и не отличались особой гибкостью. Первые рыболовные сети были сплетены именно из тонкого ивового прута, позднее его заменили различные нити и обрезки кожи.
В Древнем Египте плетеным изделиям отдавалось особое предпочтение. Здесь использовались не только прутья ивы, но и высушенные травы и камыш. Особая технология обработки материала позволяла сохранить плетеные изделия на многие века. Так, например, при раскопках гробницы Тутанхамона в 1922 году были найдены добротные и хорошо сохранившиеся стулья из ивового прута.
Прочный, податливый и гибкий ивовый прут стал использоваться не только в рыболовном деле, но и в строительстве, обустройстве дома, при изготовлении различных орудий труда для сельского хозяйства.
По своим качествам он замечательно подходит для плетения мебели, посуды, корзин, плетней, плотин и запруд, стен и крыш.
С развитием цивилизации изделия из дерева, металла, а позднее и из синтетических материалов вытеснили плетеные вещи и прочно заняли их место.
Но ивовый прут никогда полностью не выходил из моды. Незаменимыми оставались плетеные корзины, а в XIX веке плетение восстановило свои позиции. Теперь в Европе стали популярными детские коляски, плетеная мебель, различные украшения интерьера. Да и само производство в это время из кустарного стало промышленным.
Независимо от роста промышленности в Европе, в российской глубинке по-прежнему оставались крупные центры плетения в Нижегородской, Московской, Ярославской, Тверской, Владимирской и других губерниях. Самыми искусными считались мастера из Кинешмы, Костромы и Иванова.
Особой популярностью пользовались изделия умельцев князя Д. В. Голицына, который ввел новшество в плетение из лозы. При работе использовались только очищенные прутья ивы, что придавало корзинкам, кашпо, вазам и тарелкам особый вид. Иногда такие прутья окрашивались в разные цвета, и при плетении получалось красочное панно. Позднее такую технику переняли и французские мастера, которые стали не только окрашивать прутья, но и подвергать их золочению и серебрению.
В конце XIX века в России так же, как и в Европе, были открыты школы, где специально обучали обработке материала, азам плетения и изготовления изделий. Такими школами славились Полтава, Киев,
Черкассы, Пушкино, Голицыне и др. Иногда обучение строилось на основе английских, швейцарских, французских учебников и дальнейшем совершенствовании навыков на изготовлении модных изделий по отечественным разработкам.
Ассортимент товаров в начале 20 века был очень велик: всевозможная мебель (стулья, столы, кресла, диваны, ширмы, этажерки, детские кроватки); газетницы, коляски, качели, дорожные принадлежности(сундуки, чемоданы, саквояжи, сумки);корзиночки самого различного назначения(для бумаг, рукоделия, цветов и фруктов);
В последнее время ручная работа ценится все больше и больше. В наш век роботов и конвейерного производства сделать вещь красивой, добротной и радующей глаз своим внешним видом может далеко не каждый. А вдохнуть жизнь в тоненький прутик, создать из него настоящий шедевр способен только Мастер с золотыми руками и верным глазом. В поисках той самой вещи, которую действительно хотелось бы приобрести, придется потратить много сил и времени, а потом еще и большую сумму денег, чтобы ее купить. А может, все-таки попробовать самим что-то сделать?
2. Реализация авторского проекта
На первом этапе реализации данного проекта разрабатываем и начерчиваем подробный чертеж кроватки, а так же уточняем размеры отдельных ее частей.
После этого приступаем к заготовке необходимых материалов.
На следующем этапе начинаем сборку каркаса кроватки. Для начала собираем каретки будущей кроватки и пропиливаем в ней пазы. Затем собираем верхней и нижний стеллажи, и скрепление их с каретками болтами. После этого собираем каркас боковых панелей, выпиливаем в них шипы, свободно входящих в позы кареток.
Затем в каретках устанавливаем фиксаторы, для закрепления панелей на нужном нам уровне. На этом сборка каркаса заканчивается.
Далее уточняем рисунок плетения на ящиках (послойный), каретках (решеткой), боковых панелях. И начинаем собирать ящики и плести.
На следующем этапе подбираем тон морилки, в которой будет окрашена кроватка, тщательно зачищаем, все столярные части кроватки. И тонируем морилкой (цв.мокко).
После того как морилка высохнет , покрываем двумя слоями лака.
Готовом виде данная кроватка может эксплуатироваться в 3х основных функциях:
1. Кроватка-колыбель. Боковые панели находятся в вертикальном положении. При необходимости они могут опускаться, для более удобного подхода к ребенку.
2. Полка. Боковые панели находятся в горизонтальном положении.
3. Детский-диванчик. Одна из боковых панелей встает горизонтально под другой.
Ящика во всех трех функциях могут использоваться как для хранения вещей или игрушек.
Данное техническое решение - использовать кроватку в нескольких функциях, продлевает срок эксплуатации данной конструкции.
2.1 Инструменты и приспособления
Для изготовления изделий из ивового прута необходимо определенный набор инструментов. Часть этих инструментов следует самим:
Ножи - цельные и складные ,изготовлены из хорошей стали с тонким лезвием. Используют их для заготовки материала, заостренная и обрезки свободных концов прутиков в процессе плетения;
1-корзиночныей нож,
2-нож-горбач,
3-садовый нож,
4- резцы;
Щемилка - служит для снятия коры с прутьев. Делают её из ивовой палки диаметром 25-30 мин, длиной 550-600мм. Один конец пропиливают ручкой ножовкой на 220-250мм, чтобы получился расщеп шириной 2-3мм, палку ниже расщепа обматывают изоляционной лентой или проволокой, конец палки заостряют, чтобы втыкать его в землю.
Шило – основной и незаменимый инструмент плетельщика. Как без колодки и кочедыка не сплетешь лаптей, так и без шила трудно сплести хорошую корзину. С его помощью подготавливают проходы в плетеном донышке при подстановке к нему стояков, при плетении стенок изделий рядовым способом, устройстве загибок, кромок, косичек, бордюров и других операций.
Набор шильев: прямое, толстое шило и два кривых.
Бокорезами обрезаю свободные концы прутьев, плоскогубцами протягивают прутья при плетении, круглогубцами сжимают стоячки в местах сгиба. Колунки делают из твердого дерева толщиной 30мм, длиной 80мм. Толстый конец колунка должен быть выпуклым, а тонкий иметь 3-4 ровных выреза.
Колунки для раскалывания (расщепления) толстых прутьев и палок на три или четыре части.
В основном для плетения используется круглый прут, но иногда требуется плоская (строганная) лента (ее еще называют «лента – глянец»). Она необходима в плетении мебели, часто используется для миниатюрных изделий. Расколов прут на 3-4 части колунком, мы получаем шину, которая является полуфабрикатом для изготовления строганной ленты. У шины состругивают сердцевину таким образом, чтобы получилась лента с твердой наружной стороной, сохраняющей свой блеск.
Шоф- нож, привинченный на основу из деревянного бруска. Очень важен угол наклона ножа, он должен составлять 5-7 градусов. Используется для выравнивания шин по плоскости. Шину вставляют в шоф, чтобы поверхность касалась ножа неправильный, шина будет перерезаться или проскальзывать в зазоре. Важно брать шину без большого количества сучков и утолщений и не снимать слишком толстую стружку за один раз.
Шлом- состоит из двух ножей, закрепленных на деревянном бруске на расстоянии, равном нужной ширине ленты. Чтобы лента шла точно по центру шмола, между ножами прорезается канавка- направляющая или вбиваются два гвоздика- ограничили. Используется шмол для выравнивания ленты по ширине.
Изер- еще один инструмент, применяющийся только при плетении из лозы. Внешне он похож на прямую стамеску, напильник или отвертку он вам понадобится для выравнивания рядов только в том случае, если вы решили заняться плетением мебели.
2.2 Материал
Материал для плетения можно собрать где угодно. В поисках его вам не придется долго бродить по лесным чащобам, забираться высоко в горы или идти на край света. Для работы вам подойдут не только ивовые прутья, но и длинные тонкие ветки других деревьев: стебли рогоза, камыша, ситника. Для того чтобы их собрать, можно просто выйти из дома, прогуляться по опушке леса или по посадкам, по берегу небольшой речушки или пруда. При этом вы не только заготовить прутья и стебли, но и получите огромное удовольствие от прогулки, да и для здоровья будет полезно подышать свежим воздухом. Этот поделочный материал, ко всему почему, не требует особых навыков и больших физических нагрузок при обработке.
Но чаще всего все-таки используются одно- и двухлетние прутья ивы. Именно побеги этого растения по своим рабочим качествам наиболее подходят для плетения различных изделий.
К необходимым качествам можно отнести гибкость, которая позволяет изогнуть прут в любом направлении; прочность и вязкость, которые способствую сохранности прута при переплетении и его высыхании; колкость, которая позволяет расщепить длинный прут на несколько частей определенной ширины. Этому же способствует малая сердцевина ивового прута.
Соотношение этих свойств во многом зависит от вида ивы, места его произрастания, состава почвы и климатических условий.
Ива уральская.
Разновидность ивы пурпурной. Одна из классических пород, использующихся при тонком плетении. Представляет собой невысокий кустарник. Широко распространена в средней и южной полосе России. Растет на солнечных участках по берегам рек и ручьев.
Прутья длинные, тонкие, с тонкой верхушкой и мелкими листьями ланцетообразной формы. Обладают хорошими рабочими качествами.
Уход за плетенной мебелью.
На долгие годы сохранить первозданный вид вашей плетеной мебели можно только в том случаи, если вы будете за ней правильно ухаживать. Сильно запыленную мебель почистить пылесосом или чуть влажной щеткой. При каждодневной уборке можно ограничиться слегка смоченной в теплой воде тряпкой. Один раз в месяц протирайте мебель специальной полиролью, которую наносите на поверхность одной тряпкой и круговыми движениями растирайте досуха другой.
Восстановить прежний вид плетеной мебели можно при помощи следующих процедур. Для начала аккуратно снимите слой старого, успевшего отстать лака. Здесь лучше всего воспользоваться мелкозернистой наждачной бумагой. После этого протрите поверхность изделия и нанесите тонкий слой олифы. Как только она высохнет, покройте поверхность слоем прозрачного лака. По окончании работы отполируйте высохший слой покрытия. При желании можно нанести не один слой, а два или три.
2.3 Другой вид растительного сырья
Плетение из лент. Ленты более удобный для плетения материал, не требующий применения больших физических усилий. Однако чтобы их подготовить, надо затратить очень много времени, строгая прутья по толщине и ширине.
Подготовленные ленты перед работой увлажняются, сворачиваются в мотки (так они занимают меньше места) плоской стороной внутрь и высушиваются. Перед работой лепты достаточно слегка намочить под водой или протереть влажной поролоновой губкой, и они готовы к использованию.
По конфигурации изделия из полотен подразделяют на: плоские (подставки, панно, крышки). Изогнутые (хлебницы, конфетницы, вазы), цилиндрические (абажуры, вазы). Коробчатые (кузова, корзины, вазы).
Плоские изделия различной конфигурации плетут из плоских полотен способом «ёлочка» и «клеточка».
Плетение полотнища из лент. На крышке стола в ряд раскладывают ленты, образующие основу. Концы одной стороны прикрепляю к крышке стола. В поперечном направлении в основу вплетают ленты утка.
Если плести через одну ленту, получим простой рисунок полотна. Если же плести через две ленты, а две стянутые ленты основы первого ряда разъединять, - получим рисунок паркетиком.
2.4 Основные виды плетения
Петь несколько наиболее распространенных видов плетения мебели. Даем описание этих плетений.
Простое плетение. Простым называется вид плетения, при котором вплетают одиночные прутья через одну стойку (рис. 42) в виде непрерывной ленты, наслаивая по пологой спирали один рядок над другим. В сомкнутых фигурах наслаивание ведется кругообразно в одном направлении слева направо, несомкнутых фигурах - доплетая рядок с одного конца до другого; вокруг крайней стойки делают поворот, огибают ее и плетут в обратную сторону, огибают им снаружи две стойки (вторую и третью), с: внутренней стороны одну (четвертую) и выводят наружу в промежуток между четвертой и пятой Когда первый прут вплетен до конца, плетение продолжают вторым прутом, накладываемым концом на первый прут. Наращивать нужно одноименными концами: к вершинному - вершинный и к комлевому -комлевый. Это необходимо для одинаковой толщины рядка плетения. Периодически рядки нужно выравнивать и осаживать (сгущать) книзу изером.
Плетение способом веревочки. Плести способом веревочки можно не менее чем в два прута. При плетении в два прута (рис. 43) прут 1 закладывают концом под крайнюю стойку слева, огибают им вторую стойку вправо, третью стойку огибают с внутренней стороны и выводят прут наружу в промежуток между третьей и четвертой стойками. Прут 2 концом, одноименным с 1 прутом закладывают ниже 1 прута под вторую стойку, огибают им снаружи третью, с внутренней стороны четвертую стойку и выводят наружу в промежуток между четвертой и пятой стойками. В таком же порядке продолжают плетение отставшего нижнего прута. Плетение ведется вправо через одну стойку. При этом все стойки окажутся вплетенными в прочно стягивающие их ячейки, а прутья перевьются между собой, как перевивают веревочку.
Плетении в три прута (рис. 43 нижний) прут 1 закладывают под первую стойку, стойками. Прут 2 закладывают под вторую стойку ниже первого прута, снаружи огибают им третью и четвертую стойки, с внутренней стороны огибают пятую и выводят наружу между пятой и шестой стойками., Прут 3 закладывают ниже второго прута под третью стойку, огибают снаружи четвертую и пятую, а с внутренней - шестую стойку и выводят наружу между шестой и седьмой стойками. Дальнейшее плетение состоит в повторении начальных приемов; переплетают по очереди вправо каждый левый прут и огибают им снаружи /две, а с внутренней стороны одну стойку.
В четыре прута можно плести двумя способами;
по первому способу с наружной стороны каждым прутом огибать три стойки, а с внутренней - одну;
по второму способу - каждым прутом огибать две стойки с наружной и две с: внутренней стороны. В этом случае плетение с обеих сторон будет иметь одинаковый вид.
Закладывают концы прутьев под отдельные стойки.
Способом веревочки выплетают целые полосы, но чаще всего плетут отдельными рядками, которыми закрепляют более слабые полосы других видов плетения или разделяют полосы различного вида плетения. Веревочку в два прута применяют в тех случаях, когда нужно поставить рядок заподлицо с: другим видом плетения или когда этим способом выплетают целую полосу., Веревочка в три и больше прутьев выступает над другим видом плетения и ее применяют между полосами и на кромках для увеличения прочности изделия.
Плетение в шашку.
Выплетенный рисунок в шашку имеет вид стены, выложенный из кирпича и плит. Он состоит из отдельно выплетенных полос, однородного плетения через две стойки.
Плетение ведут простым способом, огибая каждым вплетаемым прутом две стойки с наружной и две стойки с внутренней стороны.
Когда в первой полосе шашки выплетены на достаточную высоту, переходят к плетению второй полосы.
Прутья первого рядка второй полосы закладывают между стойками, находящимися в одной ячейке первой полосы. Плетение ведут, как и первой полосы, через две стойки, только в ячейку вплетают смежные стойки двух ячеек нижней полосы. В результате во второй полосе окажутся стянутыми в ячейках те стойки, которые в первой полосе были разъединены, и будут разъединены стойки, входившие в ячейки первой полосы. Междустоечные стыки первой полосы будут перекрыты серединой шашек второй полосы.
После выплетки второй полосы третью полосу плетут, как и первую, вторую, как четвертую, и в такой последовательности выполняют все плетение.
Плетение в шахматку. Как и в шашку, плетение в шахматку (рис. 45) выполняют отдельными полосами, лучше всего прутьями двух цветов. Рядки выплетают простым плетением.
Когда выплетена первая полоса с квадратиками двух цветов, вторую полосу нужно плести так, чтобы над квадратиками одного цвета получились квадратики другого цвета. Это достигается тем, что начало плетения второй полосы нужно делать прутом такого же цвета, которым закончена полоса первого плетения, и дальше чередовать рядки двух цветов. Основная разница плетения в шахматку от плетения в шашку состоит в том, что в шахматку все время плетут через две стойки, не разъединяя их при переходах к плетению следующих поло.
2.5 Плетеная мебели
Изготовление плетёной мебели такой же старинный промысел, как и всё лозоплетение. С того времени, как человек оценил все достоинства ивового прута, он делал и делает до сих пор не только корзины, но и прочную, красивую и удобную мебель из лозы.
Интересно то, что за сотни, а возможно и тысячи лет конструктивные ключевые особенности плетения мебели почти не изменилось. Правда, конструкторы следят за модой, внося соответствующие времени характерные элементы.
По сравнению с корзиноплетением, в изготовлении плетёной мебели используются много совершенно специфических приемов. Нужны варочные котлы большого размера для подготовки крупноразмерных элементов, большое количество специальной оснастки в виде шаблонов для гнутья и последующей сушки в них элементов плетёной мебели и много другое. Естественно, для оснастки требуется помещение для хранения. Городская квартира- не самое подходящее для этого место.
Самую большую трудность представляет то, что мастер должен не только хорошо плести, но и знать столярное мастерство, то есть в известной мере быть и столяром-мебельщиком.
Плетеную мебель подразделяют на несколько видов:
Каркасная- оплетается каркас из ивовых или ореховых палок. Следует заметить, что каркасы плетеной мебели однотипны и часто одно изделие от другого отличается только способом его оформления, то есть сочетание разных видов плетения;
Бескаркасная- все элементы выполняются различными видами плетения, а ивовые палки лишь придают некоторым ее частям дополнительную жесткость;
Наборная- имеющая каркас, обрамленный набором из прутьев и лент.
Почти вся плетеная мебель (за исключением бескаркасной), будь то стол, стул или кресло, состоит из нескольких элементов, которые изготавливаются по отдельности и затем собираются в единое целое. Вплетенной мебели элементы- это ивовые или ореховые палки, сваренные, обработанные и согнутые, если в этом есть необходимость, на шаблонах. Технология подготовки таких палок не отличается от подготовки ивового прута, а вот соединяется они друг с другом совершенно иначе. Место соединения двух элементов обвивается лентой из ивы или другого материала (каркас современной мебели часто делается из ивы, а обивку выполняют синтетической лентой под цвет ивы, что в целом, конечно, снижает эстетическую ценность и привлекательность изделия, но позволяет не тратить время на изготовление ивовой ленты).
Ажурное плетение. Описанные виды плетения относятся к сплошному, густому плетению. Ажурным называется несплошное плетение с открытыми ячейками. Виды ажурного плетения разнообразны.
В производстве плетеной мебели широко применяют как простые, так и довольно сложные рисунки ажурного плетения. Сложный ажур может воспроизводить рисунки кружев, тканей, различных фигур.
К простому ажуру относятся: ромбовидное плетение столбиковое, шахматное, спиральное, кольцевое, розеточное.
Плетение косички (рис. 46). В мебельных изделиях применяют накладные косички 1, или косички кромочные 2, выплетенные из концов стоек. Косичку из концов стоек следует выплетать следующим образом. Крайнюю левую стойку нужно загнуть вправо наружу. Рядом с ней уложить два прута одинаковой длины и толщины со стойкой. Комлевые концы выпустить внутрь на 2,5 - 3 см. Между второй и третьей стойками заложить пару таких же прутьев, выпуская комлевые концы наружу, а вершинные внутрь, и прижать их концом второй стойки, загибая ее наружу вправо. Конец третьей стойки загнуть, как и первые, и рядом с ним тоже уложить пару прутьев комлевыми концами вовнутрь. Таким образом, за счет дополнительных прутьев в одну сторону обращены парные, а в другую тройные концы. Дальнейшая работа состоит в плетении косички по два прута вправо и по три влево. Из переложенных трех прутьев влево при повороте их вправо вплетают только два прута, третий обрезают. При смыкании концов плетения косички все вставленные прутья нужно выдернуть, а на их место продеть концы последних заплетаемых стоек. Для накладной косички взять три или четыре пары прутьев и заплетать их простым переплетением, перекладывая прутья то вправо, то влево. Плетение загибки. Из концов стоек часто плетут жесткие кромки способом загибки. Для плетения загибки в четыре прута (рис. 47) нужно одну из стоек перегнуть через толстое шило или прут и обогнуть ею следующие две стойки с наружной стороны и третью с внутренней стороны и конец вывести наружу. Другой стойкой обогнуть с наружной стороны следующие две стойки: с внутренней тоже одну и конец вывести наружу вправо в смежный промежуток с первой. Так же заплести еще две стойки. Затем снова концом первой стойки обогнуть снаружи две стойки, а с внутренней одну. На этом плетение первым концом закончить. Потом загнуть пятую стойку, огибая её с наружной стороны две стойки, а с внутренней одну, и конец вывести в один промежуток со второй стойкой. После этого плести концом третьей и шестой стоек, как первой и пятой. В такой же последовательности заплетать все стойки, оставляя в каждом промежутке конец одной из стоек. При смыкании фигуры концы последних четырех стоек нужно продевать под начальную там, где был сделан загиб через шило, и в три последующие так, чтобы между каждой парой стоек обрезался конец.
2.6 Окраска, грунтовка, покрытие лаком
Для придания необходимого вида изделиям из лозы прибегают к обработке не готового изделия, а прутьев и лент для плетения еще до самого плетения. Отделка поверхности прутьев или лент для плетения способна не только изменить внешний вид изделия, но и защитить его от вредного воздействия атмосферных осадков, солнечных лучей и даже в какой-то степени предотвратить старение вещи.
Для того чтобы придать прутьям или лентам необходимый вид, вам потребуется выполнить несколько последовательных операций. Сначала подготовьте прутья к отделке, окрась их, сплетите из них нужную вещь, а затем в готовом изделии загрунтуйте, заполните все поры и наконец покройте слоем древесного лака.
Существует два вида окраски любого дерева, в том числе и прутьев для плетения: окраска дерева в любой цвет и придание обыкновенным ивовым прутьям или лентам цвета более ценой породы дерева, т.е. поделка или имитация. Есть еще золочение и серебрение, но это особый процесс, требующий и навыков, и достаточно больших материальных затрат, поэтому мы не будем здесь о нем говорить.
Не все деревья одинаково воспринимают окраску. Например, мягкие и рыхлые породы окрашиваются гораздо труднее твердых. Окраска может быть светлой и слабой, темной и густой. Каждое дерево имеет свою натуральную окраску, а заготовленные ранее прутья или ленты темнеют, со временем приобретая различные оттенки, которые зависят даже от того, где хранится материал.
На чистоту и ровность окраски сильно влияет предварительная подготовка дерева и его очистка, поэтому, перед тем как приступить к отделке материала, тщательно обработайте прутья или ленты, приготовленные для плетения, наждачной бумагой для того, чтобы их поверхность была ровной и гладкой. Сделать это можно в несколько приемов наждачными шкурками различной зернистости. При этом шкурку нужно сложить в несколько слоев. Лучше всего брать шкурку на тканой основе. В отличие от наждачной бумаги, где абразив наносится на бумажную основу, она не ломается, легко сгибается в нужном направлении, да и зерна здесь лучше крепятся к поверхности.
Поделка под более ценные породы дерева. Имитация под ценные породы дерева чаще всего используются при изготовлении мебели. Конечно, плененные стулья и кресла, кроватки хороши сами по себе, тем не менее вполне можно использовать и подделку под ценные пород деревьев для придания необходимого эффекта.
Лакирование готовых изделий. Для защиты готовых изделий, а также для того чтобы подчеркнуть структуру древесины, добиться более богатой игры светотени, поверхность готового изделия покройте лаком.
Лаки бывают натуральные и синтетические, в зависимости от компонентов, которые входят в их состав. Натуральный лак готовится на основе природных смол. В зависимости от растворителей, на основе которых готовятся, лаки встречаются довольно редко.
Нитролаки достаточно просты в использовании. После высыхания нитролака на поверхности образуется прочная глянцевая пленка, и сохнет лак в течение нескольких минут.
Наносить нитролак на поверхности надо кистью с натуральным ворсом или тампоном, причем лучше в несколько слоев. Ровное, без необработанных мест покрытие получите, если полностью погрузите плетеное изделие в емкость с лаком.
Но не забывайте, что это возможно только в том случае, если каждый слой после высыхания зачистите немного мелкозернистой шкуркой. Последний слой должен сохнуть подольше - примерно сутки. Чтобы лак при свете давал ровный блеск, после полного высыхания можно нанести на поверхность ватным тампоном или губкой керосин или бензин, а затем еще раз отшлифовать мелкозернистой шкуркой. Теперь протрите поверхность суконкой или лоскутиком замши- поверхность засверкает на солнце. Для усиления блеска можно нанести на поверхность полироль или любой растворитель - смочите чистую льняную тряпочку в растворителе и протрите лаковое покрытие.
Масляные древесные лаки считаются лучшими. Они образуют прочный, влагостойкий слой, который отлично проявляет структуру и цвет древесины, а также обладает красивым блеском. Для нанесения этого лака также можно использовать кисти или ватный тампон, а маленькие ажурные изделия просто опустить в емкость с лаком.
Лак при длительном хранении может, загустеет, при этом расход лака при покрытии значительно увеличивается. Кроме этого, при пользовании загустевшим лаком могут образоваться рябь и потеки.
Жидкий лак расходуется меньше, слой получается тонким, ровным, поэтому такой лак лучше всего использовать при первом покрытии. Число слоев зависит от консистенции лака: чем лак гуще, тем меньше слоев необходимо положить.
2.7 Техника безопасности
На рабочем месте - в учебном классе или дома надо быть предельно внимательным, чтобы при работе с ножом не нанести рану себе или товарищу. Малейшее неправильное движение, поспешность или легкомыслие могут привести к серьёзной травме.
Недостаток освещения рабочего места также нередко становится причиной несчастных случаев и различных заболеваний глаз.
В рабочем помещении необходимо соблюдать правила противопожарной безопасности. После работы выносить мусор(обрезки прутьев, кору) в специально отведенное место.
Пользоваться в помещении открытым огнем при подогреве воды для отмачивания материала ЗАПРЕЩАЕТСЯ
Заключение
Не так давно такой народный промысел как плетение из лозы был неоправданно забыт, его считали пережитком прошлого, непопадающий в струю современной моды. Но в настоящее время наметилась тенденция роста популярности плетеных изделий, а частности плетеной мебели.
Плетеная мебель говорит о ее обладатели как о человеке модном и с хорошим художественным вкусам. Помимо своей модности эта мебель имеет ряд таких преимуществ как:
- экологичность.
- прочность.
И что самое важное, что каждый человек, при желании, может самостоятельно сплести такую мебель в домашних условиях.
Но, несмотря на то, что плетеная мебель становится популярной, не в каждом мебельном магазине ее можно найти, а уж найти плетеную детскую мебель и того сложнее.
Вообще стоит сказать что, мебельный ассортимент для детей очень не велик, особенно для самых маленьких малышей. Большинство из образцов детской мебели имеют, один серьезный недостаток-это мебель быстро приходит в ненадобность, т.к. дети вырастают и прежние размеры кроваток, столиков, и т.д. их не устраивают.
В данной дипломной работе предусмотрен этот факт, и разработана экологически чистую, прочную, многофункциональную детскую кроватку. Благодаря ее многофункциональность, данная кроватка может, прослужит бесконечно долго, каждый раз выступая в новом качестве.
Литература
1. Агапкина Т. Плетение из лозы. Просвещение 1996г
2. Антонова А. А. Мебель своими руками. М 2000г
3. Аристова У.В. К истокам народных ремёсел. М 1998г
4. Барская Н. Дары природы. Просвещение 1995г
5. Герчук Ю.Я Как обустроить дом. М 2004г.
6. Герчук Ю.Я Современная квартира. М 2005г
7. Жегалова С.К. Сам себе дизайнер. М 2003г.
8. Касперавичюс М.М Приёмы плетения. Просвещение 2000г.
9. Крывелев И. Плетение из лозы. Просвещение 2005г
10. Махмутова Х.И. Плетение лыком.
11. Миринаускас К.К. Изготовление плетёных изделий. М.:Россельхозиздат,1986
12. Немов Р.С Плетенная мебель. 1999г
13. Онуфриева И., Рекомендации начинающему столяру. 2001г
14. Школа изобразительного искусства. (2-е изд., перераб. и доп.). Выпуск десятый. М.: Искусство, 1968.
15. Энциклопедия
Плетении в три прута (рис. 43 нижний) прут 1 закладывают под первую стойку, стойками. Прут 2 закладывают под вторую стойку ниже первого прута, снаружи огибают им третью и четвертую стойки, с внутренней стороны огибают пятую и выводят наружу между пятой и шестой стойками., Прут 3 закладывают ниже второго прута под третью стойку, огибают снаружи четвертую и пятую, а с внутренней - шестую стойку и выводят наружу между шестой и седьмой стойками. Дальнейшее плетение состоит в повторении начальных приемов; переплетают по очереди вправо каждый левый прут и огибают им снаружи /две, а с внутренней стороны одну стойку.
В четыре прута можно плести двумя способами;
по первому способу с наружной стороны каждым прутом огибать три стойки, а с внутренней - одну;
по второму способу - каждым прутом огибать две стойки с наружной и две с: внутренней стороны. В этом случае плетение с обеих сторон будет иметь одинаковый вид.
Закладывают концы прутьев под отдельные стойки.
Способом веревочки выплетают целые полосы, но чаще всего плетут отдельными рядками, которыми закрепляют более слабые полосы других видов плетения или разделяют полосы различного вида плетения. Веревочку в два прута применяют в тех случаях, когда нужно поставить рядок заподлицо с: другим видом плетения или когда этим способом выплетают целую полосу., Веревочка в три и больше прутьев выступает над другим видом плетения и ее применяют между полосами и на кромках для увеличения прочности изделия.
Плетение в шашку.
Выплетенный рисунок в шашку имеет вид стены, выложенный из кирпича и плит. Он состоит из отдельно выплетенных полос, однородного плетения через две стойки.
Плетение ведут простым способом, огибая каждым вплетаемым прутом две стойки с наружной и две стойки с внутренней стороны.
Когда в первой полосе шашки выплетены на достаточную высоту, переходят к плетению второй полосы.
Прутья первого рядка второй полосы закладывают между стойками, находящимися в одной ячейке первой полосы. Плетение ведут, как и первой полосы, через две стойки, только в ячейку вплетают смежные стойки двух ячеек нижней полосы. В результате во второй полосе окажутся стянутыми в ячейках те стойки, которые в первой полосе были разъединены, и будут разъединены стойки, входившие в ячейки первой полосы. Междустоечные стыки первой полосы будут перекрыты серединой шашек второй полосы.
После выплетки второй полосы третью полосу плетут, как и первую, вторую, как четвертую, и в такой последовательности выполняют все плетение.
Плетение в шахматку. Как и в шашку, плетение в шахматку (рис. 45) выполняют отдельными полосами, лучше всего прутьями двух цветов. Рядки выплетают простым плетением.
Когда выплетена первая полоса с квадратиками двух цветов, вторую полосу нужно плести так, чтобы над квадратиками одного цвета получились квадратики другого цвета. Это достигается тем, что начало плетения второй полосы нужно делать прутом такого же цвета, которым закончена полоса первого плетения, и дальше чередовать рядки двух цветов. Основная разница плетения в шахматку от плетения в шашку состоит в том, что в шахматку все время плетут через две стойки, не разъединяя их при переходах к плетению следующих поло.
2.5 Плетеная мебели
Изготовление плетёной мебели такой же старинный промысел, как и всё лозоплетение. С того времени, как человек оценил все достоинства ивового прута, он делал и делает до сих пор не только корзины, но и прочную, красивую и удобную мебель из лозы.
Интересно то, что за сотни, а возможно и тысячи лет конструктивные ключевые особенности плетения мебели почти не изменилось. Правда, конструкторы следят за модой, внося соответствующие времени характерные элементы.
По сравнению с корзиноплетением, в изготовлении плетёной мебели используются много совершенно специфических приемов. Нужны варочные котлы большого размера для подготовки крупноразмерных элементов, большое количество специальной оснастки в виде шаблонов для гнутья и последующей сушки в них элементов плетёной мебели и много другое. Естественно, для оснастки требуется помещение для хранения. Городская квартира- не самое подходящее для этого место.
Самую большую трудность представляет то, что мастер должен не только хорошо плести, но и знать столярное мастерство, то есть в известной мере быть и столяром-мебельщиком.
Плетеную мебель подразделяют на несколько видов:
Каркасная- оплетается каркас из ивовых или ореховых палок. Следует заметить, что каркасы плетеной мебели однотипны и часто одно изделие от другого отличается только способом его оформления, то есть сочетание разных видов плетения;
Бескаркасная- все элементы выполняются различными видами плетения, а ивовые палки лишь придают некоторым ее частям дополнительную жесткость;
Наборная- имеющая каркас, обрамленный набором из прутьев и лент.
Почти вся плетеная мебель (за исключением бескаркасной), будь то стол, стул или кресло, состоит из нескольких элементов, которые изготавливаются по отдельности и затем собираются в единое целое. Вплетенной мебели элементы- это ивовые или ореховые палки, сваренные, обработанные и согнутые, если в этом есть необходимость, на шаблонах. Технология подготовки таких палок не отличается от подготовки ивового прута, а вот соединяется они друг с другом совершенно иначе. Место соединения двух элементов обвивается лентой из ивы или другого материала (каркас современной мебели часто делается из ивы, а обивку выполняют синтетической лентой под цвет ивы, что в целом, конечно, снижает эстетическую ценность и привлекательность изделия, но позволяет не тратить время на изготовление ивовой ленты).
Ажурное плетение. Описанные виды плетения относятся к сплошному, густому плетению. Ажурным называется несплошное плетение с открытыми ячейками. Виды ажурного плетения разнообразны.
В производстве плетеной мебели широко применяют как простые, так и довольно сложные рисунки ажурного плетения. Сложный ажур может воспроизводить рисунки кружев, тканей, различных фигур.
К простому ажуру относятся: ромбовидное плетение столбиковое, шахматное, спиральное, кольцевое, розеточное.
Плетение косички (рис. 46). В мебельных изделиях применяют накладные косички 1, или косички кромочные 2, выплетенные из концов стоек. Косичку из концов стоек следует выплетать следующим образом. Крайнюю левую стойку нужно загнуть вправо наружу. Рядом с ней уложить два прута одинаковой длины и толщины со стойкой. Комлевые концы выпустить внутрь на 2,5 - 3 см. Между второй и третьей стойками заложить пару таких же прутьев, выпуская комлевые концы наружу, а вершинные внутрь, и прижать их концом второй стойки, загибая ее наружу вправо. Конец третьей стойки загнуть, как и первые, и рядом с ним тоже уложить пару прутьев комлевыми концами вовнутрь. Таким образом, за счет дополнительных прутьев в одну сторону обращены парные, а в другую тройные концы. Дальнейшая работа состоит в плетении косички по два прута вправо и по три влево. Из переложенных трех прутьев влево при повороте их вправо вплетают только два прута, третий обрезают. При смыкании концов плетения косички все вставленные прутья нужно выдернуть, а на их место продеть концы последних заплетаемых стоек. Для накладной косички взять три или четыре пары прутьев и заплетать их простым переплетением, перекладывая прутья то вправо, то влево. Плетение загибки. Из концов стоек часто плетут жесткие кромки способом загибки. Для плетения загибки в четыре прута (рис. 47) нужно одну из стоек перегнуть через толстое шило или прут и обогнуть ею следующие две стойки с наружной стороны и третью с внутренней стороны и конец вывести наружу. Другой стойкой обогнуть с наружной стороны следующие две стойки: с внутренней тоже одну и конец вывести наружу вправо в смежный промежуток с первой. Так же заплести еще две стойки. Затем снова концом первой стойки обогнуть снаружи две стойки, а с внутренней одну. На этом плетение первым концом закончить. Потом загнуть пятую стойку, огибая её с наружной стороны две стойки, а с внутренней одну, и конец вывести в один промежуток со второй стойкой. После этого плести концом третьей и шестой стоек, как первой и пятой. В такой же последовательности заплетать все стойки, оставляя в каждом промежутке конец одной из стоек. При смыкании фигуры концы последних четырех стоек нужно продевать под начальную там, где был сделан загиб через шило, и в три последующие так, чтобы между каждой парой стоек обрезался конец.
2.6 Окраска, грунтовка, покрытие лаком
Для придания необходимого вида изделиям из лозы прибегают к обработке не готового изделия, а прутьев и лент для плетения еще до самого плетения. Отделка поверхности прутьев или лент для плетения способна не только изменить внешний вид изделия, но и защитить его от вредного воздействия атмосферных осадков, солнечных лучей и даже в какой-то степени предотвратить старение вещи.
Для того чтобы придать прутьям или лентам необходимый вид, вам потребуется выполнить несколько последовательных операций. Сначала подготовьте прутья к отделке, окрась их, сплетите из них нужную вещь, а затем в готовом изделии загрунтуйте, заполните все поры и наконец покройте слоем древесного лака.
Существует два вида окраски любого дерева, в том числе и прутьев для плетения: окраска дерева в любой цвет и придание обыкновенным ивовым прутьям или лентам цвета более ценой породы дерева, т.е. поделка или имитация. Есть еще золочение и серебрение, но это особый процесс, требующий и навыков, и достаточно больших материальных затрат, поэтому мы не будем здесь о нем говорить.
Не все деревья одинаково воспринимают окраску. Например, мягкие и рыхлые породы окрашиваются гораздо труднее твердых. Окраска может быть светлой и слабой, темной и густой. Каждое дерево имеет свою натуральную окраску, а заготовленные ранее прутья или ленты темнеют, со временем приобретая различные оттенки, которые зависят даже от того, где хранится материал.
На чистоту и ровность окраски сильно влияет предварительная подготовка дерева и его очистка, поэтому, перед тем как приступить к отделке материала, тщательно обработайте прутья или ленты, приготовленные для плетения, наждачной бумагой для того, чтобы их поверхность была ровной и гладкой. Сделать это можно в несколько приемов наждачными шкурками различной зернистости. При этом шкурку нужно сложить в несколько слоев. Лучше всего брать шкурку на тканой основе. В отличие от наждачной бумаги, где абразив наносится на бумажную основу, она не ломается, легко сгибается в нужном направлении, да и зерна здесь лучше крепятся к поверхности.
Поделка под более ценные породы дерева. Имитация под ценные породы дерева чаще всего используются при изготовлении мебели. Конечно, плененные стулья и кресла, кроватки хороши сами по себе, тем не менее вполне можно использовать и подделку под ценные пород деревьев для придания необходимого эффекта.
Лакирование готовых изделий. Для защиты готовых изделий, а также для того чтобы подчеркнуть структуру древесины, добиться более богатой игры светотени, поверхность готового изделия покройте лаком.
Лаки бывают натуральные и синтетические, в зависимости от компонентов, которые входят в их состав. Натуральный лак готовится на основе природных смол. В зависимости от растворителей, на основе которых готовятся, лаки встречаются довольно редко.
Нитролаки достаточно просты в использовании. После высыхания нитролака на поверхности образуется прочная глянцевая пленка, и сохнет лак в течение нескольких минут.
Наносить нитролак на поверхности надо кистью с натуральным ворсом или тампоном, причем лучше в несколько слоев. Ровное, без необработанных мест покрытие получите, если полностью погрузите плетеное изделие в емкость с лаком.
Но не забывайте, что это возможно только в том случае, если каждый слой после высыхания зачистите немного мелкозернистой шкуркой. Последний слой должен сохнуть подольше - примерно сутки. Чтобы лак при свете давал ровный блеск, после полного высыхания можно нанести на поверхность ватным тампоном или губкой керосин или бензин, а затем еще раз отшлифовать мелкозернистой шкуркой. Теперь протрите поверхность суконкой или лоскутиком замши- поверхность засверкает на солнце. Для усиления блеска можно нанести на поверхность полироль или любой растворитель - смочите чистую льняную тряпочку в растворителе и протрите лаковое покрытие.
Масляные древесные лаки считаются лучшими. Они образуют прочный, влагостойкий слой, который отлично проявляет структуру и цвет древесины, а также обладает красивым блеском. Для нанесения этого лака также можно использовать кисти или ватный тампон, а маленькие ажурные изделия просто опустить в емкость с лаком.
Лак при длительном хранении может, загустеет, при этом расход лака при покрытии значительно увеличивается. Кроме этого, при пользовании загустевшим лаком могут образоваться рябь и потеки.
Жидкий лак расходуется меньше, слой получается тонким, ровным, поэтому такой лак лучше всего использовать при первом покрытии. Число слоев зависит от консистенции лака: чем лак гуще, тем меньше слоев необходимо положить.
2.7 Техника безопасности
На рабочем месте - в учебном классе или дома надо быть предельно внимательным, чтобы при работе с ножом не нанести рану себе или товарищу. Малейшее неправильное движение, поспешность или легкомыслие могут привести к серьёзной травме.
Недостаток освещения рабочего места также нередко становится причиной несчастных случаев и различных заболеваний глаз.
В рабочем помещении необходимо соблюдать правила противопожарной безопасности. После работы выносить мусор(обрезки прутьев, кору) в специально отведенное место.
Пользоваться в помещении открытым огнем при подогреве воды для отмачивания материала ЗАПРЕЩАЕТСЯ
Заключение
Не так давно такой народный промысел как плетение из лозы был неоправданно забыт, его считали пережитком прошлого, непопадающий в струю современной моды. Но в настоящее время наметилась тенденция роста популярности плетеных изделий, а частности плетеной мебели.
Плетеная мебель говорит о ее обладатели как о человеке модном и с хорошим художественным вкусам. Помимо своей модности эта мебель имеет ряд таких преимуществ как:
- экологичность.
- прочность.
И что самое важное, что каждый человек, при желании, может самостоятельно сплести такую мебель в домашних условиях.
Но, несмотря на то, что плетеная мебель становится популярной, не в каждом мебельном магазине ее можно найти, а уж найти плетеную детскую мебель и того сложнее.
Вообще стоит сказать что, мебельный ассортимент для детей очень не велик, особенно для самых маленьких малышей. Большинство из образцов детской мебели имеют, один серьезный недостаток-это мебель быстро приходит в ненадобность, т.к. дети вырастают и прежние размеры кроваток, столиков, и т.д. их не устраивают.
В данной дипломной работе предусмотрен этот факт, и разработана экологически чистую, прочную, многофункциональную детскую кроватку. Благодаря ее многофункциональность, данная кроватка может, прослужит бесконечно долго, каждый раз выступая в новом качестве.
Литература
1. Агапкина Т. Плетение из лозы. Просвещение 1996г
2. Антонова А. А. Мебель своими руками. М 2000г
3. Аристова У.В. К истокам народных ремёсел. М 1998г
4. Барская Н. Дары природы. Просвещение 1995г
5. Герчук Ю.Я Как обустроить дом. М 2004г.
6. Герчук Ю.Я Современная квартира. М 2005г
7. Жегалова С.К. Сам себе дизайнер. М 2003г.
8. Касперавичюс М.М Приёмы плетения. Просвещение 2000г.
9. Крывелев И. Плетение из лозы. Просвещение 2005г
10. Махмутова Х.И. Плетение лыком.
11. Миринаускас К.К. Изготовление плетёных изделий. М.:Россельхозиздат,1986
12. Немов Р.С Плетенная мебель. 1999г
13. Онуфриева И., Рекомендации начинающему столяру. 2001г
14. Школа изобразительного искусства. (2-е изд., перераб. и доп.). Выпуск десятый. М.: Искусство, 1968.
15. Энциклопедия