Диплом

Диплом на тему Дмитрий Дмитриевич Шостакович творческий путь

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2013-09-29

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 11.11.2024


                                                               Могуче время, взрастившее такой
                                                               талант. Но могуч и талант, выразивший
                                                               такое время.
                                                               Творчество   Д.Шостаковича –
                                                                это музыкальная эмблема века. 
                                                                                         Т.Хренников.
 
                Дмитрий Дмитриевич Шостакович.
                                 1906 – 1975
    1919 год. Суровая, голодная петроградская зима, вторая зима Революции. В неслыханно тяжелых боях и жестоких лишениях рождалась республика Советов. Начиналась новая эра в истории человечества, и вместе с ней начинался творческий путь гениального композитора XX столетия Дмитрия Дмитриевича Шостаковича.
    В ту памятную зиму в промерзших классах  Петроградской консерватории появился бледный застенчивый мальчик – тринадцатилетний студент класса композиции и класса фортепиано. Он сразу же обратил на себя внимание педагогов и товарищей  своим ненасытным стремлением к знаниям и фантастической трудоспособностью. В консерватории рассказывали легенды о его своеобразном пианизме, необыкновенном слухе и феноменальной музыкальной памяти.
 
    Писатель К.Федин впоследствии вспоминал: «Худенький мальчик в очках, старомодно оправленных блестящей ниточкой металла, абсолютно бессловесный, сердито букой переходил большую комнату и, приподнявшись на цыпочки, садился за огромный рояль. По какому-то непонятному закону противоречия худенький мальчик за роялем перерождался в очень дерзкого музыканта, с мужским ударом пальцев, с захватывающим движением ритма. Он играл свои сочинения, переполненные влияниями новой музыки… В сплетении его причудливых поисков уже можно было увидеть будущего Дмитрия Шостаковича».
 
    Родился Д.Д.Шостакович 25 сентября 1906 года в Петербурге в семье инженера – химика. Семья была высокообразованна и музыкальна: отец хорошо пел и играл на гитаре, мать окончила консерваторию как пианистка, в доме часто музицировали. Мать стала первым педагогом мальчика. Затем он продолжил занятия в частной музыкальной школе. В тринадцать  лет Дмитрий был принят в консерваторию.
    Музыкальное развитие юного пианиста и композитора шло необыкновенно стремительно и бурно. Яркий талант был замечен А.К.Глазуновым, директором консерватории, который сказал: «Время принадлежит этому мальчику».
     В 1923 году Д.Шостакович оканчивает консерваторию как пианист. Он много концертирует, его репертуар огромен: И.С.Бах, Л.Бетховен, Ф.Лист, Ф.Шопен, собственные сочинения. О Шостаковиче – пианисте говорят как о многообещающем даровании. Ему доверено представлять молодую советскую пианистическую школу на Первом международном конкурсе имени Ф. Шопена, и Д.Д.Шостакович привозит из Варшавы восторженные отзывы и почетный диплом.
 Блистателен и композиторский дебют Д.Д.Шостаковича. Исполнение Первой симфонии – его дипломной работы – проходит с огромным успехом, и симфонию включают в свой репертуар крупнейшие дирижеры мира.
    Перед молодым музыкантом встает проблема: кем быть – пианистом или композитором?
    Сначала Д.Шостакович пытается совмещать оба рода деятельности, однако новые сложные творческие замыслы заставляют его отказаться от выступлений с «чужими» сочинениями и целиком заняться композицией. Д.Д.Шостакович пробует силы в самых разных жанрах: среди сочинений раннего периода оперы «Нос» по Гоголю и «Леди Макбет Мценского уезда» по Лескову, три балета, Первый фортепианный концерт, облетевшая всю страну музыка к кинофильму «Встречный» и т.д.
    Годы Великой  Отечественной войны  вписали необыкновенные страницы в жизнь и творчество Д.Д.Шостаковича. Суровые военные испытания, народные страдания и личные потери нашли воплощение в потрясающем трагизме Седьмой симфонии, в скорбных траурных страницах Фортепианного трио и Третьего струнного квартета.
    В послевоенные годы гений Д.Д.Шостаковича проявился с новой силой и размахом. Он создал Одиннадцатую и Двенадцатую симфонии, посвященные революции 1905 года и В.И.Ленину, оратории и хоровые поэмы, романсы и квартеты. Будучи уже тяжело больным, композитор работал, не щадя себя, до последних дней жизни. Его последние сочинения – Пятнадцатая симфония и Пятнадцатый квартет, Сюита для баса и симфонического оркестра на стихи одного из титанов Возрождения Микеланджело – это мудрые глубокие размышления Мастера о человеке, его борьбе за счастье, его судьбе, радости и страдании, его жизни и смерти.
    «В совершенстве владея языком мирового искусства, он остается русским», - писал о Д.Д.Шостаковиче замечательный музыкант Г.Нейгауз. в этом причина всемирного признания музыки Д.Д.Шостаковича, в этом залог ее неувядающего бессмертия.
                       Основные произведения:
-  15 симфоний  (среди них седьмая «Ленинградская», одиннадцатая «1905           год», двенадцатая «1917 год» памяти В.И.Ленина, тринадцатая для баса, хора     и оркестра);
-  Опера «Катерина Измайлова»;
-  Вокально-симфоническая поэма «Казнь Степана Разина»;
-  Оратория «Песнь о лесах»;
-  Концерты для скрипки, виолончели и фортепиано с оркестром;
-  15 струнных квартетов;
-  Квинтет для фортепиано, двух скрипок, альта и виолончели;
-  Трио для фортепиано, скрипки и виолончели;
-  24 прелюдии и фуги для фортепиано;
-  Вокальные циклы, песни;
-  Музыка к кинофильмам.
                             Седьмая симфония.
                                      Первая часть.
                              «Эпизод нашествия».
    Седьмая симфония Д.Д.Шостаковича, получившая название «Ленинградской», - одно из выдающихся музыкальных полотен периода Великой Отечественной войны. Значительная часть симфонии создавалась композитором осенью 1941 года в Ленинграде, в дни смертельной борьбы с врагом. Вместе с другими ленинградцами Дмитрий Дмитриевич ездил за город рыть укрепления, вместе с другими преподавателями и студентами консерватории жил в ее здании на казарменном положении, вечерами
дежурил на крыше, гася зажигательные бомбы, и продолжал преподавать…
    И все это время в его душе, кипевшей великим гневом, зрел грандиозный замысел нового сочинения. «Музыка неудержимо рвалась из меня», - вспоминал он потом.
    Иногда, в редкие свободные минуты композитор выходил из дома. «С болью и гордостью смотрел я на любимый город. А он стоял, опаленный пожарами, закаленный в боях, испытавший глубокие страдания войны, и был еще более прекрасен в своем суровом величии», - писал композитор. «Как  было не любить этот город… не поведать миру о его славе, о мужестве его защитников. Моим оружием была музыка».
    В первые же месяцы войны были написаны первые две части новой симфонии. «Я никогда не сочинял так быстро, как сейчас», - утверждал Дмитрий Дмитриевич. Работал он вдохновенно. Симфония была закончена в Куйбышеве. Там же 5 марта 1942 года состоялась премьера симфонии, ее исполнил оркестр Большого театра под управлением С Самосуда. Вскоре Седьмая симфония прозвучала и в Москве.
    А 9 августа 1942 года, когда по плану фашистского командования Ленинград должен был пасть, Седьмая симфония Д.Д.Шостаковича была исполнена в этом городе – измученном блокадой, но не сдавшемся врагу.
    Специальным самолетом, прорвавшимся в город сквозь огненное кольцо, бала доставлена партитура симфонии, на которой была авторская надпись: «Посвящается городу Ленинграду». Для исполнения были собраны все музыканты, еще оставшиеся в городе. Их было всего пятнадцать, а нужно было не менее ста! Тогда с Ленинградского фронта были срочно отозваны музыканты, сменившие свои инструменты на оружие, и вскоре оркестр начал репетиции. Немыслимая воля и энтузиазм вели этих голодных, измученных людей на музыкальный подвиг. И вот над Ленинградом из всех репродукторов зазвучала прекрасная музыка Седьмой симфонии. Те люди, те тысячи людей, которых не мог вместить зал Филармонии, тоже слушали эту симфонию всепобеждающего мужества.
    Фашисты в тот день так и не начали свой традиционный артиллерийский обстрел. Маршал М.Говоров, главнокомандующий Ленинградским фронтом, отдал приказ, во что бы то ни стало на время концерта подавить огнем позиции врага.
    Вот как вспоминает об этом Карл Ильич Элиасберг, дирижировавший тогда оркестром: «Отзвучала симфония. В зале раздались аплодисменты… Я прошел в артистическую… Вдруг все расступились. Быстро вошел М.Говоров. Он очень серьезно, сердечно говорил о симфонии, а уходя сказал как-то таинственно: «Наших артиллеристов тоже можно считать участниками исполнения». Тогда, честно говоря, я не понял этой фразы. И только много лет спустя узнал, что М.Говоров отдал приказ, на время исполнения симфонии Д.Д.Шостаковича, нашим артиллеристам вести интенсивный огонь по вражеским батареям и принудить их к молчанию. Я думаю, что в истории музыки такой факт – единственный».
    Вскоре с партитуры этой симфонии была снята фотокопия и на военном самолете отправлена круговым путем через Африку в США, где ее сразу же исполнили лучшие дирижеры мира. Услышав симфонию, один американский критик написал: «Какой дьявол может победить народ, способный создавать музыку, подобную этой…»
    Главный образ симфонии – образ Родины, образ народа. И мелодии, характеризующие его – широкие, напевные, напоминают русские народные песни.
     Седьмая симфония состоит из четырех частей. Самая значительная часть – первая.
    Сам Д.Д.Шостакович писал так: «Первая часть рассказывает о том, как в нашу прекрасную мирную жизнь ворвалась грозная сила – война».
    В начале и конце первой части воплощен образ Родины. Ему противостоит злой, бесчеловечный в своей звериной жестокости образ разрушительной силы. Он и занимает средний раздел первой части. Этот образ уникален в мировой музыке своей неповторимой конкретностью, сочетанием зловещей фантастичности и предельной реальности.
    Это знаменитый  эпизод фашистского  нашествия, потрясающая картина вторжения разрушительной силы.
Еще звучит последний «мирный» аккорд, когда издалека доносится дробь военного барабана. На фоне ее возникает странная тема – аккуратная, симметричная, отрывистая. Как будто двигаются марионетки.
    Алексей Толстой назвал эту музыку «пляской ученых крыс под дудку крысолова». Образы, возникающие у слушателей, могут быть разными, но бесспорно то, что в теме фашистского нашествия есть сходство с зловещей карикатурой. Композитор обнажил и сатирически заострил черты педантичности, тупой ограниченности и автоматической дисциплины, воспитанные у гитлеровских солдат, которым не полагалось рассуждать и, надо было слепо повиноваться фюреру.
    Сначала эта тема кажется не столько угрожающей, сколько пошлой и тупой. Но в развитии постепенно раскрывается ее страшная сущность. Покорные воле крысолова, ученые крысы вступают в бой. Марионеточный шаг превращается в движение механического чудовища, растаптывающего на своем пути все живое.
    Седьмую симфонию часто сравнивают с документальными произведениями о войне, называют «хроникой», «документом» - настолько точно передает она дух событий. И вместе с тем, эта музыка поражает на только непосредственностью впечатлений, но и глубиной мысли. Схватку советского народа с фашизмом Д.Д.Шостакович раскрыл как борьбу двух миров:
мира созидания, творчества и – мира разрушения и жестокости;
Человека и – цивилизованного варвара,
Добра и зла.
О том, что побеждает в симфонии в результате этой борьбы, очень точно сказал Алексей Толстой: «На угрозу фашизма – обесчеловечить человека – Д.Д.Шостакович ответил  симфонией о победном торжестве всего высокого и прекрасного, созданного гуманитарной культурой…»
Со дня первого исполнения «Ленинградской» симфонии прошло 65 лет. Много раз она звучала с тех пор в мире – в концертных залах, по радио, в кино (был создан фильм о седьмой симфонии). Каждый раз ее исполнение воскрешает перед людьми незабываемые страницы современной истории.
Седьмая симфония Дмитрия Дмитриевича Шостаковича с полным правом может быть названа «Героической симфонией»  XX  века.
                
 
Список литературы: 
-  И.Прохорова, Г.Скудина,  «Советская музыкальная литература», издательство «Музыка», М, 1982.
-  Ю.Алиев, «Музыка», издательство «Музыка»,М, 1983.
-  Л.Третьякова, «Страницы советской музыки»,  издательство «Знание»,М, 1980.
-  В,Медушевский, «Энциклопедический словарь музыканта», издательство «Педагогика», М, 1985.
Содержание:
-  биография композитора;
-  основные произведения;
-  Седьмая симфония:
    а)  история создания,
    б) история первого исполнения,
    в) «Эпизод нашествия» из Первой части симфонии.
-   список литературы.
РОСАТОМ
«Северская государственная технологическая академия»
Реферат
Дмитрий Дмитриевич Шостакович
«Эпизод нашествия»
из первой части Седьмой  («Ленинградской»)
симфонии.
            Выполнил студент
Группы Д-076:
Самородов П. С.
                                                                                                     Проверил:
Северск   2007

1. Курсовая на тему Проблемы въездного туризма в современной России
2. Реферат на тему Корпускулярная и континуальная концепции в описании природы
3. Курсовая на тему Формирование орфографической зоркости как условие формирования орфографического навыка
4. Реферат на тему Індуїзм шлях від становлення до світової релігії
5. Курсовая Конструирование и расчет балочной клетки и колонны при проектировании рабочей площадки производственного
6. Реферат Алгоритм Діффі - Хеллмана
7. Реферат на тему Adult Sites Banned Or Tolerated Essay Research
8. Реферат Кулисный механизм. Практическое применение
9. Реферат на тему Сказки Пушкина Система образов героев богатство и глубина содержани
10. Курсовая Особенности влияния технологического обмена на экономику государства в целом