Кодекс и Законы

Кодекс и Законы Учение Аристотеля о силлогизмах

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-29

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 11.11.2024





Содержание

     Введение…………………………………………………………3

1.      Учение Аристотеля о силлогизме………………………….5

1.1   Жизнь и творчество Аристотеля………………………...5

1.2   Учение о силлогизме…………………………………….7

2.     Силлогизм и его фигуры……………………………………11

2.1   Сложные силлогизмы……………………………………11

2.2   Простой категорический силлогизм…………………...15

2.3    Разделительный силлогизм…………………………….18

Заключение……………………………………………………21

Глоссарий……………………………………………………..23

Список литературы……………………………………………25
    Введение

   Человек, к какой бы исторической цивилизации он ни принадлежал, нуждается в истине. И первобытные люди, и наши современники, познавая окружающий их мир, стремятся получить истину. Обладание истинным знанием одним людям приносит радость и удовлетворение, другим, наоборот, горе: сильных истина зовет на подвиг, у слабых – парализует волю, приводит их к пессимизму и растерянности. Но, не смотря ни на что, все люди стремятся к истине, получению новой информации о мире, в котором они живут. Обладание истиной продвигает всех нас вперед на нелегком пути познания. Чтобы расширить возможности познания, человек создал микроскоп и телескоп, радио и телевидение, ЭВМ и космическую ракету, которые позволили ему глубже и полнее познавать свойства природных и социальных явлений. Изобретены различные методы познания, расширяющие возможности разума человека: моделирование и математические методы, в том числе теории вероятностей, физический и биологический эксперименты, методы генной инженерии и обработка информации на ЭВМ. Чтобы эффективно пользоваться всеми методами и изобретениями, мышление человека должно быть безупречным, логически правильным. Законы развития есть у природы, общества и, конечно же, у самого мышления. Человек с древних времен стремился познать законы правильного мышления, т.е. логические законы. И это необходимо, т.к. большинство истин науки – высшей формы познания действительности – получено с помощью доказательств, путем обоснования через другие достоверные положения. И хотя в процессе доказательства тех или иных положений не всегда возможна их непосредственная практическая проверка, все же необходимо опираться на такие истины, которые или проверены сами непосредственно на практике, или, в свою очередь, обосновываются с помощью непосредственно проверенных на практике истин. В конечном счете, при обосновании истинности любого положения мы с необходимостью должны опираться на практику.

В более чем двух тысячелетней истории логики настоящее время представляет один из наиболее интенсивных периодов ее развития очень быстро растут и объем новой информации, и количество новых результатов. Кроме того, если еще недавно логика была сферой интересов лишь сравнительно узкого круга специалистов, то сейчас она превратилась в дисциплину важную и нужную для многих, а в области современного образования - для всех.

 Учение о силлогизмах дает нам такую возможность. Оно  является исторически первым законченным фрагментом логической теории умозаключений. Учение систематически изложено Аристотелем в «Аналитиках» и под именем силлогистики существует до настоящего времени, обладая самостоятельной ценностью.

В данной работе мы расмотрим разные виды силлогизмов. Научимся пользоватся дедуктивным умозаключением движение мысли в котором происходит от общего к менее общему, частному, единичному.
1Учение Аристотеля о силлогизме
1.1Жизнь и творчество Аристотеля
    Аристотель, величайший из древнегреческих философов, ученик и решительный противник Платона, родился в 384 г. до н. э. в Стагире-городе на северо-западном побережье Эгейского моря. Его отец Никомах, принадлежавший к роду врачей Асклепиадов, был придворным врачом македонского царя Аминты III. В семнадцатилетнем возрасте Аристотель приезжает в. Афины, где становится учеником Платона. В его Академии он пробыл до смерти учителя. Приход к руководству школой Спевсиппа, с которым он был не в ладах, побудил Аристотеля оставить Афины. С 355 г. он живет сначала в Ассосе, в Малой Азии, под покровительством тирана города Атарнея Гермия. Последний предоставил ему прекрасные условия для работы. Аристотель женился здесь на некоей Пифиаде - не то дочери, не то приемной дочери, не то племяннице Гермия, а по некоторым сведениям - его наложнице. Через три года философ уезжает в Митилену на о. Лесбос. Это произошло незадолго до или же сразу после смерти Гермия, предательски захваченного персами и распятого.

Видимо, в Митилену Аристотель прибыл по приглашению своего друга и верного ученика Теофраста. Еще через три года он принял приглашение македонского царя Филиппа и стал воспитателем его сына Александра, будущего великого полководца. После того как в битве при Херонее Филипп II разгромил греческое ополчение и тем положил конец греческой независимости. Аристотель вернулся в Афины. Здесь он создает свою школу, получившую название Ликей, по имени храма Аполлона Ликейского, вблизи которого она находилась. При школе был сад с крытыми галереями для прогулок (peripatos), и поскольку занятия проходили там, школа получила название "перипатетической", а принадлежащие к ней - "перипатетиков". Второй афинский период был временем окончательного оформления системы воззрений Аристотеля и подведения итогов. Не меньшее значение имело преподавание в Ликее, привлекавшее многочисленных учеников. Смерть Александра (323 г. до н. э.) вызвала антимакедонское восстание в Афинах. Аристотель, известный своими македонскими симпатиями, был обвинен, поскольку политических оснований ему не могли предъявить, в "безбожии" на том основании, что он сочинил в память Гермия пеан и надпись к его статуе в Дельфах в выражениях, подобающих лишь богам, а не смертным. Философ вынужден был бежать в Халкиду на о. Эвбея, где у него было поместье. Летом 322 г. он умер.

     Сохранившиеся произведения Аристотеля относятся в основном к ликейскому периоду, однако в них сохранены идеи и прямые отрывки из более ранних произведений, что свидетельствует об известной целостности его воззрений после выхода из Академии. Сохранилось также немало фрагментов, относящихся к первому, платоническому, периоду его развития. Вопрос о хронологической последовательности сочинений Аристотеля чрезвычайно труден, поскольку они несут отпечаток разновременности. Однако несомненно, что более ранние произведения пронизаны платонизмом. Так, фрагментарно сохранившийся диалог "Евдем", или "О душе", содержит доказательства бессмертия души, сходные с аргументами платоновского "Федона". Следуя Платону же, он "провозглашает душу формой (eidos), и потому хвалит здесь (ср.: Арист. О душе, III, 429а) тех, кто рассматривает ее как местонахождение идей" (Розе фр. 46). Опять-таки в соответствии с Платоном пишет он, что "жизнь без тела представляется для души естественным состоянием, [тогда как связь с телом - болезнью] " (фр. 41).Другое крупное сочинение, дошедшее до нас в значительном числе фрагментов - "Протрептик" ("Увещание" - впоследствии распространенный жанр философских произведений, приглашающих к изучению философии и побуждающих к созерцательной жизни; значительная часть произведения Аристотеля содержится в "Протрептике" неоплатоника Ямвлиха). Разделяя еще платоновскую теорию идей, Стагирит апеллирует к "созерцательной жизни", а высшим благом провозглашает "мышление" (рhгоne- sis). Причем слово это он употребляет в его платоновском значении проникновения философского ума в высшую реальность - мир идей. Впоследствии этот термин стал означать у него просто житейскую мудрость. Лишь в сочинении "О философии", некоторыми исследователями относимом ко второму периоду творчества мыслителя, Обнаруживаются существенные отклонения от платонизма. Так, он критикует теорию идей, сводя, подобно Спевсиппу, идеи к математическим сущностям - числам. "Если поэтому идеи означают какое-то иное. число, чем математические, - пишет он, - то это вовсе недоступно нашему пониманию. Ибо как простому человеку понять [какое-то] иное число?". Вместе с тем, Аристотель опровергает и воззрение пифагорейцев и Платона, утверждая, что из бестелесных точек не могут образоваться ни линии, ни тем более тела. В этом же сочинении он писал о двойном происхождении веры в богов: через вдохновение, нисходящее на душу во сне, и через наблюдение упорядоченного движения светил. Показательно при этом переосмысление образа "пещеры". В своем "Государстве" (V 11, 51 4а - 51 7с) Платон уподобил наш мир пещере, в которой сидят прикованные пленники, видящие перед собою лишь тени вещей, существующих в "подлинном" мире, т. е. мире идей. Узники эти ничего не знают о подлинном мире. Аристотель же говорит, что обитатели самой прекрасной и благоустроенной пещеры, только слышавшие о богах, лишь выйдя на поверхность земли и узрев красоту земного мира, "действительно поверят в то, что есть боги, и что все это - произведение богов" . Таким образом, не созерцание запредельного мира идей, а наблюдение и исследование нашего, посюстороннего земного мира ведет к высшей истине. Это различие теоретических установок Платона и Аристотеля составило главную основу их расхождения. Уже перечень произведений Аристотеля показывает энциклопедичность его учения. В нем не только охвачены все области тогдашнего знания, но и произведена его первичная классификация, так что впервые из философии как таковой выделены специальные науки. Каждой работе Стагирита предшествует краткое изложение и критический разбор предшествующих учений по данному вопросу. Тем самым осуществляется первый подход к проблеме, которая затем решается в духе собственного учения Стагирита. Последний выступает поэтому и первым историком науки, хотя его изложение учений древних требует критического подхода.
1.2 Учение о силлогизме

   Аристотель - признанный основатель логики. Правда, не он дал науке это имя, пущенное в оборот его комментатором Александром Афродизийским полтысячи лет спустя. Однако уже в трудах Стагирита логика достигла такого совершенства, что еще в конце XVIII в. И. Кант мог сказать, что после него она "до сих пор не могла сделать ни шага вперед и, судя по всему, она кажется наукой вполне законченной и завершенной1". Иначе говоря. Аристотель выработал парадигму логического исследования, которая господствовала на протяжении более двух тысяч лет. Радикально новое в логике рождается только в XIX-XX вв. на основе диалектики, с одной стороны, и математического истолкования логической науки-с другой. Порядок логических произведений Аристотеля, в котором они печатаются и перечислены выше, не случаен. Он отражает дидактическую структуру логического знания, восходя от простого к сложному. В "Категориях" идет речь о словах, высказываемых "без какой-либо связи" и обозначающих самые общие характеристики бытия. Аристотель перечисляет 10 категорий (kategoreo - высказываться, утверждать, судить): сущность, качество, количество, отношение, место, время, положение, обладание, действие, страдание. Они отвечают на вопросы: "что именно есть?", "какое?", "сколько?" и т. д. В "Метафизике" Аристотель или сводит все категории к трем (сущность, свойство, отношение (см.: Арист. Мет., XIV, 2, 1089b)), или же подводит четыре последние категории первого списка под одну - движение (Х, 2, 1054а). Далее Аристотель рассматривает модальности высказываний: возможность и невозможность, случайность и необходимость, также прослеживая, какие высказывания, выражающие их, совместимы, а какие нет. Взаимоотношения высказываний (суждений) определяются правилами или законами мышления: это закон тождества (А есть А, т. е. понятие должно употребляться в рассуждении в одном определенном значении); закон исключения противоречия (А не есть не-А), и закон исключенного третьего (А или не-А, т. е. или А, или не-А истинно, "третьего не дано"). Иными словами, в суждении и умозаключении понятия (термины) и суждения (высказывания) не должны друг другу противоречить, истинность утвердительного суждения означает ложность его отрицания, и т. д. На этой основе строится учение о силлогизме. Силлогизм-"речь, в которой, если нечто предположено, то с необходимостью вытекает нечто, отличное от положенного в силу того, что положенное есть" (Арист.1 анал., 1, 24b). Так, из того, что все люди смертны и Сократ человек, вытекает, что Сократ смертен. Аристотель различает три фигуры силлогизма (четвертая была открыта позже), каждая из которых включает 16 модусов. Совершенными Аристотель считает силлогизмы первой фигуры, из модусов которой правильны лишь четыре. Силлогизмы второй и третьей фигур "несовершенны", поскольку дают частный, а не общий вывод3. Смысл силлогизма состоит в том, что в нем два крайних термина (S и Р) соединяются через посредство третьего, среднего (М), общего обеим посылкам. Отсутствие такого общего термина или употребление его в разных значениях, ведущее к "учетверению термина", разрушает силлогизм. Силлогизм подчинен правилу, называемому dictum de omni et nullo: все, что утверждается о целом роде или виде, утверждается также и о любом понятии, подчиненном этому роду или виду, а все, что о них отрицается, отрицается и о нем. Последний есть по существу метод раскрытия имплицитного содержания уже готового знания: вывод содержится в посылке. Поэтому силлогизм нельзя отождествить с доказательством вообще. Уже сам Аристотель знает непосредственное умозаключение: из того, что некоторые политики-лгуны, следует, что некоторые лгуны - политики. Он пишет о "диалектическом силлогизме", видя в нем "способ, при помощи которого мы в состоянии будем из правдоподобного делать заключения о всякой предполагаемой проблеме и не впадать в противоречие, когда мы сами отстаиваем какое-нибудь положение" (Топ,, I, 1, 100b). Итак, "диалектический" (диалогический) метод рассматривается Аристотелем как путь к "началам". Однако это, как и вся логика Аристотеля, есть по существу учение о доказательстве, осуществляемом посредством сведения к общим принципам или выведения из них. Откуда же берутся сами эти общие принципы отдельных наук или знания вообще? Иными словами, может ли существовать логика открытия? Нет, не может! Даже индукция (наведение - epagoge) рассматривается Стагиритом лишь как доказательство общего тезиса, исходящее из частного: это силлогизм особого рода, в котором большая посылка (общее) подтверждается, исходя из малой (малых). Так, если в силлогизме собственно доказывается, что Сократ смертен на основе того, что смертен человек вообще, то в индукции смертность человека (людей) выводится из смертности Сократа, Платона, Калликла и т. д. Но ведь подлинного вывода здесь нет - мы не можем перечислить всех людей и зафиксировать, что все они смертны, ибо для этого надо зафиксировать и нашу собственную смерть. Поэтому перед нами только подтверждение общего тезиса. Лишь индукция через простое перечисление, когда фиксируется, что все предметы данного вида обладают некоторым свойством и каждый из них им обладает, дает достоверное общее знание. А следовательно, отыскание общих начал дело не логики, а "первой философии" (метафизики). Оно состоит в усмотрении умом, в умозрительном постижении сущности вещей, их "формы" и "сути бытия". Логика Аристотеля завершается анализом логических ошибок, сознательно или бессознательно совершаемых людьми. В своем последнем логическом трактате "О софистических опровержениях", который иногда рассматривается. как последняя (девятая) книга "Топики", он показывает, что все логические ошибки суть не что иное, как погрешности в силлогизме. Они, в свою очередь, разделяются на языковые ошибки (двусмысленность слов - омонимия или выражений - амфиболия; неправильность соединения или разделения мыслей, ошибки в ударениях и подстановка одной грамматической формы вместо другой) и ошибки внеязыковые (собственно логические: подмена сущности случайным признаком, смешение абсолютного и относительного, незнание сущности доказательства, предвосхищение основания, предположение причины в том, что не может ею быть, и соединение многих вопросов в один). Такова классическая, выработанная в педагогических целях система аристотелевской логики. Она оправдана, поскольку логике в течение двух тысячелетий отводилась главным образом роль учебной дисциплины. Последние исследования по истории логики подводят к выводу, что путь исследования логических вопросов был противоположен пути изложения. Исследование начинается с реальной практики диалогического мышления, с платоновского диалога ("Топика"), отсюда переход к абстрактным формам умозаключения ("Аналитики"), и лишь затем идет теория суждения или высказывания ("Об истолковании") и учение о терминах или понятиях ("Категории"). С этой точки зрения становится понятно, почему "Категории" могут рассматриваться и рассматривались как последний трактат логики и первый - "метафизики". Исследованные там понятия действительно стоят ближе к тем "причинам и являются предметом "первой философии ".
2. Разновидности силлогизмов

2.1Сложные  силлогизм

    Основными условиями истинности вывода являются истинность посылок и соблюдение правил или аксиомы силлогизма. Нарушение правил силлогизма при достоверных посылках тоже не ведет к истине. Один из способов установления правильности силлогизмов заключается в следующем: необходимо проверить, соблюдены ли правила силлогизмов. Их можно разбить на две группы: правила терминов и правила посылок.

а) Правила терминов.

А1. В каждом силлогизме должно быть только три термина - больший, меньший и средний.

А2. Средний термин должен быть распределен, т.е. взят в полном объеме, хотя бы в одной из посылок.

А3. Термин, не распределенный в посылках, не может быть распределен в заключении.

б) Правила посылок.

А4. Из двух частных посылок невозможно сделать вывод.

А5. Если одна посылка частная, то вывод будет частный.

А6. Из двух отрицательных посылок нельзя сделать вывод.

А7. Если одна посылка отрицательная, то вывод будет отрицательный.

Факт неправильности силлогизма можно также обнаружить посредством установления, что какие-то правила фигур силлогизмов не соблюдены.

Фигуры силлогизмов - это типы силлогизмов, выделяемые на основе способов расположения терминов в посылках. Силлогизмы различаются положением среднего термина в суждениях-посылках: он может стоять на месте субъекта или на месте предиката.

В зависимости от положения среднего термина различают четыре фигуры силлогизма:

1-я фигура - средний термин может стоять на месте субъекта в большей посылке и предиката - в меньшей;

2-я фигура- он может быть предикатом в обеих посылках;

3-я фигура - средний термин может оказаться субъектом в обеих посылках;

В повседневной речи нередко употребляются силлогизмы не в развернутом виде, а сокращенно, когда опускают одну из посылок или заключение. Такой сокращенный силлогизм, в котором опущена одна из составных частей, называется энтименой. Чаще всего опускается большая посылка, как наиболее легко подразумеваемая и высказываются только меньшая посылка и заключение. Иногда опускается меньшая посылка, а приводятся большая и заключение. Например: “Петров - юрист, потому что он знает законы”. Очевидно, что суждение “Петров - юрист” - заключение, т.к. второе суждение “Он знает законы” - служит обоснованием первого. Значит меньший термин силлогизма - Петров, больший - юрист. Второе суждение является меньшей посылкой, т.к. в не входит меньший термин “Петров” (“Он”), а термин “человек, знающий законы” (“знает законы”) - средний термин. Следовательно, данный пример - энтимена с пропущенной большей посылкой. Составим силлогизм полностью.

Все юристы знают законы Петров знает законы Следовательно, Петров - юрист   

P  -   M      P  -   M

S  -   М      S  -   М

Этот силлогизм построен по второй фигуре с двумя утвердительными посылками, что не соответствует правилу этой фигуры, согласно которой одна из посылок должна быть отрицательной. Нарушение произошло потому, что нарушено правило тезиса - средний термин оказался нераспределенным ни в одной из посылок. Следовательно, приведенное в эпихейреме рассуждение является логически неправильным.

Сложный силлогизм (полисиллогизм) - рассуждение, состоящее из нескольких простых силлогизмов, связанных между собой таким образом, что заключение предшествующего силлогизма становится посылкой последующего.

Общая формула полисиллогизма:

М - Р

С - М

С - Р

S - С

S - Р

Пример:       Все люди сильной воли не боятся трудностей, Все смелые люди обладают сильной волей, Все смелые люди не боятся трудностей, Все профессионалы - смелые люди, Все профессионалы не боятся трудностей.

Полисиллогизмы бывают двух видов: прогрессивный и регрессивный. В прогрессивном полисиллогизме заключение становится большей посылкой, а в регрессивном - меньшей посылкой.

Рассмотренный нами пример - прогрессивный полисиллогизм.

Особый вид сложного силлогизма - сорит
Сорит - полисиллогизм, в котором опущены промежуточные заключения и большие или меньшие посылки.

Общая формула сорита:          S -В

                                       В - С

                                       С - Р

                              следовательно, S - Р

Пример:       Борьба за независимость - справедливая борьба; справедливая борьба ставит возвышенные цели; возвышенные цели вызывают самоотверженность масс; самоотверженность масс порождает массовый героизм, Следовательно, борьба за независимость порождает массовый героизм

В составе каждой эпихейремы можно выделить три силлогизма: два посылочных и один составленный из заключений посылочных силлогизмов. Последний силлогизм лежит в основе окончательного вывода.

Пример:       Некоторые умышленные преступления особо опасны; т.к. они связаны с посягательством на жизнь граждан. Вооруженный грабеж - умышленное преступление, т.к. вооруженный грабеж совершается преднамеренно. Следовательно, вооруженный грабеж - особо опасное преступление.

Чтобы проверить правильность выводов в эпихейреме, нужно проверить правильность всех трех силлогизмов.

В эпихейреме находят основание не только вывод, но и каждая посылка. Таким образом, эпихейрема сближает умозаключение с доказательством.
2.2 Простой категорический силлогизм

Особый интерес к категорическим высказываниям объясняется прежде всего тем, что с исследования их логических связей началось развитие логики как науки. Кроме того высказывания этого типа широко используются в наших рассуждениях.

Категорическое высказывание – это высказывание, в котором утверждается или отрицается наличие какого-то признака у всех или некоторых предметов рассматриваемого класса.

Например, в высказывании "Все динозавры вымерли" всем динозаврам (или, что то же самое, каждому из динозавров) приписывается признак "быть вымершими". В высказывании "некоторые динозавры летали" способность летать приписывается некоторым динозаврам. В высказывании все кометы не астероиды отрицается наличие признака быть астероидом у каждой из комет. В высказывании "некоторые животные не являются травоядными" отрицается травоядность некоторых животных.

Если отвлечься от количественной характеристики, содержащейся в категорическом высказывании и выражающейся словами "все" и "некоторые", то получится два варианта таких высказываний: утвердительный и отрицательный. Их структура:

"S есть P" и "S не есть P",

где буква S представляет имя того предмета, о котором идет речь в высказывании, а буква P – имя признака, присущего или не присущего этому предмету.

Предмет, о котором говорится в категорическом высказывании, называется субъектом, а его признак – предикатом. Субъект и предикат именуются терминами категорического высказывания и соединяются между собой связками "есть" или "не есть" ("является" или "не является" и т.п.). Например, в высказывании "Солнце есть звезда" терминами являются имена "Солнце" и "звезда" (первый из них – субъект высказывания, второй – его предикат), а слово "есть" – связка.

Простые высказывания типа "S есть  P" называются атрибутивными: в них осуществляется атрибуция (приписывание) какого-то свойства предмету.

В категорическом высказывании не просто устанавливается связь предмета и признака, но и дается определенная характеристика субъекта высказывания. В высказываниях типа "Все S есть  P" слово "все" означает "каждый из предметов соответствующего класса". В высказываниях типа "Некоторые  S есть (не есть) P" слово "некоторые" употребляется в не исключающем смысле и означает "некоторые, а может быть все". В исключающем смысле слово "некоторые" означает "только некоторые", или "некоторые, но не все".

  Каждое из этих выражений является логической постоянной (логической операцией), позволяющей из двух имен получить высказывание. Аристотель истолковывал рассматриваемые четыре выражения именно как логические постоянные, не имеющие самостоятельного содержания и позволяющие из двух обладающих содержанием имен получать содержательные, являющиеся истинными или ложными, высказывания.

В традиционной логике предполагалось также, что имена, подставляемые вместо переменных, не должны быть единичными или пустыми. Иначе говоря, высказывания типа "Платон – человек", "Все золотые горы – это горы" не относятся к категорическим в традиционном смысле, поскольку "Платон" – единичное имя, а "золотые горы" – пустое имя.

А теперь перейдем непосредственно к предмету, рассматриваемому в данном реферате. Категорический силлогизм (или просто: силлогизм) – это дедуктивное умозаключение, в котором из двух категорических высказываний выводится новое категорическое выс­ка­зы­вание.

Логическая теория такого рода умозаключений называется силлогистикой. Она была создана еще Аристотелем и долгое время служила образцом логической теории вообще. В силлогистике выражения "Все S есть P" , "Некоторые  S есть P" , "Все S не есть P" , "Некоторые S не есть P" рассматриваются как логические постоянные, т.е. берутся как единое целое. Это не высказывания, а определенные логические формы, из которых получаются высказывания путем подстановки вместо переменных каких-то имен. Подставляемые имена называются терминами силлогизма.

Существенным является следующее традиционное ограничение: термины силлогизма не должны быть пустыми или отрицательными.

Примером силлогизма может быть:

Все жидкости упруги.

Вода – жидкость.

Вода упруга.
В каждом силлогизме должно быть три термина: меньший, больший и средний. Меньшим термином называется субъект заключения (в примере таким термином является термин "вода").
Бо¢
льшим термином
именуется предикат заключения ("упруга"). Термин, присутствующий в посылках, но отсутствующий в заключении, называется средним термином ("жидкость"). Меньший термин обозначается обычно буквой S, больший – буквой P и средний - M. Посылка, в которую входит больший термин, называется большей. Посылка с меньшим термином называется меньшей. Большая посылка записывается первой, меньшая – второй.

Логическая форма приведенного силлогизма такова:

Все М есть P

Все S есть М

Все S есть P

Общие правила силлогизма включают в себя правила терминов и правила посылок. Как видно из названия первые относятся к терминам, другие – к посылкам.
2.3 Разделительный силлогизм

 

  Разделительный силлогизм является одной из разновидностей дедуктивных умозаключений. Разделительными, или дизъюнктивными, силлогизмами называются такие, первая посылка которых есть разделительное (дизъюнктивное) суждение. Вторая посылка и вывод суть суждения разделительные или категорические. Схема дизъюнктивного, или разделительного, суждения, образующего первую посылку дизъюнктивного силлогизма, имеет такой вид: S есть или А, или В, или С.Каждое из суждений, входящее в данное разделительное суждение (S есть А, S есть В, S есть С), называется альтернативой. В данном разделительном суждении содержатся три альтернативы. Существуют чисто разделительные и разделительно-категорические умозаключения. В чисто-разделительном умозаключении обе (или все) посылки являются разделительными суждениями.

В традиционной логике принята следующая его структура:

S есть А,  или В, или С.

А есть или А1, или А2.

S есть или А1, или А2, или В, или С.

Здесь из суждения «S есть  А» образуются еще две альтернативы, которые составляют два члена новой дизъюнкции. В разделительно-категорическом умозаключении одна посылка – разделительное суждение, другая – простое категорическое суждение. Это вид  силлогизма имеет два модуса: а. S есть А, или В, или С;

         S не есть ни А, ни В .

       Следовательно, S есть С.

      В этом модусе разделительного силлогизма во второй посылке отрицается все, кроме одной, альтернативы; поэтому в выводе утверждается эта оставшаяся альтернатива. Так как в выводе мы приходим к утверждению, то модус называется утверждающим, и так как к этому утверждению мы пришли посредством отрицания альтернатив, кроме одной, то модус получает название модуса, утверждающего посредством отрицания  или отрицающее–утверждающий (tollendo ponens).
Но, данное заключение не достоверное, а вероятное, так как в первой разделительной предпосылке перечислены не все возможные причины разрешения дома (например, в результате провала земли и т.д.)

б. S есть или А, или В, или С;

    S
есть А.


    Следовательно, S не есть ни В, ни С.

В этом модусе во второй посылке утверждается одна альтернатива; поэтому в выводе все оставшиеся альтернативы отрицаются. Этот модус по своему итогу оказывается отрицающим, а способ получения этого отрицания у него – утверждение. Вследствие этого полное наименование этого модуса такое: модус, отрицающий посредством утверждения  или утверждающе - отрицающий (ponendo tollens).

Для правильности построения разделительного силлогизма, необходимо соблюдение следующих двух правил построения разделительного силлогизма как условий истинности его вывода:

а. в разделительном суждении должны быть приведены все возможные альтернативы. Другими словами, деление субъекта суждения должно быть полным, исчерпывающим;

b. необходимо учитывать точное значение союза «или», которое может быть и чисто-разделительным и соединительно-разделительным, так как при чисто-разделительном значении союза «или» все альтернативы исключают одна другую, а при соединительно-разделительном значении союза «или» альтернативы не исключают одна другую.

Существуют также условно-разделительные (лемматические) силлогизмы.В таких силлогизмах одна посылка является условным суждением, а вторая – разделительным. В зависимости от количества альтернатив, содержащихся в разделительном суждении этого силлогизма, он называется дилеммой, трилеммой, полилеммой. Дилеммы бывают двух видов: конструктивные (созидательные) и деструктивные (разрушительные); обе формы дилеммы в свою очередь могут быть простыми и сложными.
Заключение
  Изучение законов и форм мышления помогает человеку сознательно применять их в процессе познания с целью воздействия на окружающий мир и его преобразования.

Значение науки логики заключается в том, что она является основой формирования научного аппарата – системы понятий в сфере научных исследований на уровне теоретического мышления, а также и в учебном процессе для раскрытия сущности изучаемых общих понятий различных дисциплин, для осуществления преемственности понятийного аппарата изучаемых наук.

Логика, кроме всего прочего, имеет большое значение для выражения мыслей в письменной и устной речи. Ведь слушатель или читатель с большей легкостью воспринимает мысли, излагаемые другим человеком, если им придан логический порядок.

Мыслить логично – это значит мыслить точно и последовательно, не допуская противоречий в своих рассуждениях, уметь вскрывать логические ошибки. Эти качества мышления имеют большое значение в любой области юриспруденции, требующей точности мышления, обоснованности выводов. Так, например, приговор суда должен основываться на тщательно проверенном фактическом материале. Для правильного судебного решения важное значение при разбирательстве дела имеет также убедительность, логическая стройность речи прокурора и защитника. Таким образом, в представленной работе рассмотрена в большей мере дедукция как особая форма мышления. Рассмотрение дедукции и особеннстей дедуктивных умозаключений представилось интересным в связи с рассмотрением силлогизма.

Именно дедукция, а следовательно и силлогизм ( как частный случай дедукции) позволяет нам основываясь на нескольких разрозненных фактах - посылках сделать выводы в доказательство или в опровержение доказательств в любом судебном разбирательстве.

Делая вывод из настоящей работы, позволим себе прибегнуть к следующему силлогизму “Умозаключения играют огромную роль в процессе познания и в общей системе представлений человека о мире, Силлогизм - это умозаключение, следовательно Силлогизм играет огромную роль в процессе познания и в общей системе представлений о мире”.
Глоссарий

 

  Аристотель - (384-322 до н. э.), великий учёный-энциклопедист, родился в городе  Стагире. Его отец был врачом македонского царя Аминты III. В 17 лет Аристотель уехал в Афины, стал учеником Платона и провёл в его Академии 20 лет. После смерти учителя Аристотель покинул Афины. В 343 г. до н. э. наследник Аминты III Филипп Македонский попросил философа стать воспитателем своего юного сына Александра, будущего великого полководца.

Дедукция - форма умозаключения от общего к частному и единичному, характеризующаяся тем, что новое знание о предмете или группе однородных предметов выводится на основании:

- знания класса, к которому принадлежат исследуемые предметы; и

- общего правила, действующего в пределах данного класса предметов.

Детерминизм - альтернативное индетерминизму учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности всех явлений в природе и обществе.

Логика - совокупность наук о законах и формах правильного мышления.

Платон - (428 или 427 – 348 или 347 до н. э.), древнегреческий философ, родоначальник европейской философии. Ученик Сократа. После смерти учителя совершил путешествие в Южную Италию для знакомства с пифагорейцами. В 387 году до н.э. основал в Афинах школу – Академию. Среди выпускников этой школы были Аристотель и Евдокс Книдский.

Посылка - суждение, на основании которого делается вывод или умозаключение

Силлогизм - умозаключение, состоящее из двух посылок, из которых следует третье суждение (вывод).

Термин - слово или словосочетание, являющееся точным обозначением определенного понятия какой-либо области знания. В тексте, предназначенном для перевода, термин выступает как единица перевода.

Умозаключение - рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений (посылками умозаключения) выводится новое суждение, логически вытекающее из посылок.

Эпихейрема - сложносокращенный силлогизм, в котором посылками служат этимены.
Список Литературы
1.   Горский Д.П. Логика. -М. Ж Учпедгиз, 1963 - 292 с.

2.   Гетманова А.Д. Логика. -М. Высш. школа  1986. - 286 с.

3.   Гетманова А.Д. Учебник по логике. 2-е изд.-М.: «ВЛАДОС», 1995.

4.   Формальная логика. Под ред. Чупахина 1995

5.   Иванов Е.А. Логика: Учебник для юридических вузов. – М.: Бек, 1996

6.   Ивин А.А. Логика Учебник для гуманитарных факультетов.
 – М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999


7.   Кэррол Л. История с узелками. Пер. с англ. Ю.А.Данилова – М.: "Мир", 1973

8.   Мельников В.Н. Логические задачи. Высш. школа 1989 – 343

9.   Романов В.В. Логика. Курс лекций. Екатеринбург: Изд-во Екатеринбургской высшей школы МВД России, 1995.


1. Реферат Зикора, Виталий Григорьевич
2. Курсовая Безработица и ее типы. Проблемы безработицы в России
3. Реферат Понятие благ в современной экономике
4. Реферат Макдональд, Аласдер
5. Реферат на тему Suicide Essay Research Paper Becoming a teacher
6. Реферат Многообразие определений в понятии культура в современной культурологии
7. Реферат на тему The Fall Of Communism In Russia Essay
8. Реферат на тему European Government In The 19Th Century Essay
9. Курсовая на тему Изготовление шкатулки для девочки
10. Реферат Эффективность проекта NPV