Кодекс и Законы Законодательство в XVII-XVIII веке по отношению к разбойничеству
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-29Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
Законодательство в
XVII
-
XVIII
веке по отношению к разбойничеству
К 1727 году в России было 14 губерний, 47 провинций и более 250 самосто-ятельных уездов. Власть на местах принадлежала губернаторам и воеводам. Инструкция 1728 года обязывала их «строго следить за исполнением законов, охранять тишину и спокойствие на вверенной им территории, ловить беглых крепостных, рекрутов, солдат» и «всяких гулящих и слоняющихся людей», вести борьбу с разбоем, расправляться быстро с ворами, чтобы, видя «скорый розыск и экзекуцию, имели страх и унимались другие воровать и разбойничать».
Итак, стоит начать с того, что первым, наиболее значимым средоточием законов уголовных норм следует признать Судебники 1497 и 1550 гг. Преступления рассматриваются как нарушение законов, воли государя, т.е. интересов феодального государства и класса феодалов. Все тяжкие преступления - разбой, убийство, поджог, были выделены в особую группу и квалифицировались как «лихое дело». За тяжкие преступления, совершенные «лихими людьми» Судебники предусматривали только смертную казнь, но способы приведения этого наказания в жизнь не определялись, а уголовное право точно не разграничивало стадии преступных действий.
Однако, уже в XVII веке Уголовное законодательство на Руси принимало все более определенный и сложный характер. Оно было изложено в Соборном Уложении 1649 года, которое стало важной основой для дальнейшего развития уголовного законодательства[1].
Соборное Уложение дало детальную классификацию преступлений. Особенное внимание было уделено главе Уложения «О разбойных и татиных делах». Глава содержит в себе 104 статьи, которые отражают все повинности разбойников и воров («тать») перед законом[2].
Разбой и татьба считались крупнейшими преступлениями против личности. Уложение различало разбойные нападения на жилище, поселения, ограбления в пути. Разбой, как действие, сопряженное с применением насилия против личности, использованием оружия и обычно предполагавшее групповые нападения, квалифицировался как преступление гораздо более опасное, чем татьба, а потому и был наказуем суровее, особенно если он носил повторный характер или сопровождался убийством, сожжением двора и хлеба. Наказывались такие преступления смертельной казнью[3].
Самосуд над людьми, замешанными в разбое и татьбе, в свою очередь рассматривался как уголовное преступление и карался законом – у помещиков отбирались поместья, а если же крестьяне без ведома хозяев своих творили самосуд над разбойниками, то они также подвергались смертной казни.
В Уложении была широко разработана тема «поноровки» и попустительства разбоям и татьбе. Эти действия предусматривались в весьма различной форме. Важнейшей из них была организация «станов и приездов» разбойников и татей, т.е. предоставление постоянного и временного убежища. К этому примыкали также «подвод» и «поноровка». Пособников и укрывателей разбойников ждал допрос и то же самое наказание, которое было предписано разбойнику. Также, предусматривалась поноровка и со стороны низших звеньев исполнительной власти на местах – недельщиков и губных целовальников. Преднамеренное пособничество каралось штрафом до пятидесяти рублей[4].
Уложение помимо пристанодержательства выделяло и другие формы укрывательства – ложные показания в обыске, молчание местных жителей о проживании у них преступников. За недоносительство назначалась пеня в размере 10 рублей в пользу государя – «чтобы всяким людем у себя воров и татей и розбойников держати было неповадно». Закон ставил целью лишить преступников убежища «…а татем бы и розбойником нигде пристанища не было.»
Уложение различало укрывательство преступников и укрывательство краденых вещей, последнее – в форме поклажи или покупки разбойной и татиной рухляди. В таком случае виновные возмещали иски пострадавшим, а сами отдавались «на чистые руки с записью». Если же порук не было – заключались в тюрьму. За покупку разбойной рухляди без поруки взималась выть. Купленное же «за чистое с порукою» взысканию не подлежало.
Были в XVII веке и особые меры наказания преступников. Но, в отличие от ранних стадий, где основной целью наказания было возмездие, Уложение предусматривало наказание с целью устрашения. Именно отсюда, отдельная часть статей содержала особую приписку «Чтобы на то смотря и иным не повадно было так делать». Наказания как бы носят наставительный характер. Прежние цели наказания оставались, но имели подчиненный характер. Возникла также и новая цель – изоляция преступника от общества.
Наказания, предусмотренные Уложением, делятся на виды: смертная казнь, телесные наказания, лишение свободы, лишение чести, имущественные взыскания. Смертная казнь назначалась в Уложении по шестидесяти пяти-семидесяти статьям и делилась на простую и квалифицированную. К первой относились отсечение головы, повешение, утопление. Ко второй – сожжение, залитие горла металлом, четвертование, колесование, закапывание в землю по плечи, «посажение» на кол, и т.п. С целью достижения наибольшего эффекта устрашения смертные казни проводились публично. Срочность их осуществления и сама процедура казни зависели от характера преступления. В отличие от государственных преступников, которых казнили вскоре же, татей и разбойников, приговоренных к казни, сажали в тюрьму на шесть недель для «покаяния». Возможна была отсрочка и до полугода в том случае, если пойманные разбойники оговаривали соучастников, которых надлежало найти. Однако, вне зависимости от того, нашли или не нашли соучастников – разбойников все равно казнили[5].
К преступникам также применяли телесные наказания - отрезание некоторых частей тела (руки, ноги, пальцы, уши, нос, язык, и т.п.) и болезненные (битье кнутом). Средством мечения преступников, осужденных за разбой и татьбу служили частичное отрезание ушей, вырывание ноздрей. Битье кнутом было одним из наиболее тяжелых наказаний, и делилось на простое и нещадное, служившее часто замаскированной смерной казнью[6].
Следующим по тяжести наказанием было лишение свободы. Оно подразделялось на тюремное заключение и ссылку, причем ссылка в украинные города и другие окраины в отношении татей и разбойников следовала непосредственно за отбытием тюремного заключения[7].
Для Уложения 1649 года была характерна множественность наказаний за одно и то же преступление. Приведенного в губу татя с одной татьбой пытали и в иных татьбах и в убийстве. Если на пытке он утверждал, что воровал впервые, то за первую татьбу его били кнутом, отрезали левое ухо и заточали в тюрьму на два года. Имущество татя отдавалось истцам в погашение иска. Из тюрьмы таких лиц посылали в кандалах на работы. По окончании тюремного заключения отсылали в украинные города, «На какое дело сгодится», предварительно получив письменное свидетельство, заверенное дьяком, об отбывании заключения. Так же поступали и с приведенным впервые в губу разбойником – с той разницей, что отрезали правое ухо и заключали в тюрьму на три года. Отрезанные уши были опознавательным признаком татей и разбойников. Вторичное уличение в татьбе или разбое влекло за собой пытку с целью узнать о других татьбах и разбоях. Если тать винился в двух татьбах без убийства, то его били кнутом, урезали правое ухо и заключали в тюрьму на 4 года, используя на работах в кандалах[8].
По окончании заключения отсылали в украинные города с письмом об отсидке срока. Повинного во втором разбое, даже без убийства, ожидала смертная казнь. За третью татьбу назначалась смертная казнь, а имущество татя шло истцу. Татьба и разбой, сопряженные с убийством, также карались смертной казнью.
В судопроизводстве по разбойным (как и по политическим) делам безраздельно господствовал розыскной, инквизиционный процесс, в котором активная роль принадлежала не сторонам, а судьям как представителям государственной власти[9].
Политический процесс всегда начинался с извета представителю власти на то или иное лицо о его замысле относительно преступления или уже совершенном преступлении. Необходимость извета вытекала из обязанности, возложенной на каждого жителя государства безотносительно к его сословному положению, доносить властям о замыслах и действиях любых лиц, угрожающих безопасности государства.
Следующий за изветом этап политического процесса – сыск: «сыскивать против извету». Средствами сыска были очная ставка изветчика с обвиняемым (одновременный допрос (в присутствии друг друга) двух ранее допрошенных лиц), показания свидетелей и повальный обыск. В задачу сыска входило установить, действительно ли виноват обвиняемый или изветчик «затеял на него такое дело, поклепав напрасно». В силу этого и подозреваемый и изветчик на время процесса брались под стражу. Оба выступали перед судом в одной ипостаси.
Целью сыска было домогательство признаний любыми средствами – вплоть до угроз с пыткой или применение самой пытки. Сыск начинался с «расспроса». Сначала допросу подвергался изветчик. За расспросом изветчика, если он подтверждал извет, шел расспрос обвиняемого и свидетелей. Затем проводился обязательный элемент процесса сыска – очная ставка изветчика с обвиняемым. За сыском следовал приговор: «по сыску указ учинить».
Уголовные дела отмечались в Уложении 1649 года в главе XXI. Разбойные и татинные дела отличались от политических прежде всего тем, что политические дела были направлены против государства и особы государя, а татинные и разбойные – против личности, ее имущества, здоровья и жизни. Основное назначение законов в этом случае состояло в охране имущества и жизни представителей господствующих классов общества.
Второе отличие состояло в системе подсудности. Если политические дела после розыска, произведенного на местах и в приказах получали завершение путем приговора, вынесенного верховной властью, то разбойные и татинные дела были под ведомством Разбойного приказа, за исключением преступлений, совершенных в Москве, которые входили в компетенцию Земского приказа.
Разбойный приказ был образован еще в XV веке из Думской комиссии по разбойным делам и Разбойной избы. Разные источники дают сведения о том, что входит в круг вопросов, решаемых разбойным приказом. В одном из источников говорится, что Разбойный приказ имел в своем ведении "дела по искоренению разбоев, уголовный суд, тюрьмы и учреждение выборных губных властей". Например, в XVI веке, ведомство Разбойного приказа определено так: "Там бояре и дьяки сыскивают всех злодеев".
Третье отличие разбойных дел от политических касалось процессуальных моментов. В делах о разбое и татьбе не было изветчика. Здесь не привлекались родственники обвиняемого, поскольку в их отношении не ставился вопрос о «ведении» или «неведении».
Глава XXI Уложения источником которой являются Уставные книги Разбойного приказа 1616-1636 гг. и 1635-1648 гг. предусматривает как исходный момент процесса иск или «письменную явку» потерпевшего о краже или захвате его имущества вследствие разбойного нападения. С момента привода к властям кого-либо с поличным устанавливался двухнедельный срок для подачи челобитной и возбуждения иска. Тем, кто был в отлучке, предоставляли поверстный срок. Если иск не возбуждался в течение двухнедельного или поверстного срока, то истцам отказывали, в приведенных с поличным отпускали. Иск и челобитье предъявляли в приказ, а в городах – воеводам и губным старостам. Требовалось в иске «свои животы описывати имянно» и подкреплять описание указанием на поличное, «язычную молку», или «облихование лихого человека» путем обыска. Достаточно было наличия одного из этих доказательств, чтобы делу давали ход розыскным путем. При их отсутствии челобитье отсылалось в один из судных приказов по подсудности истца, где оно разбиралось в судебном порядке. Если в результате расследования дело доходило до пыток, то и истца и ответчика направляли в Разбойный приказ[10].
В делах о татьбе и разбое примирение сторон запрещалось законом. Даже устанавливалась ответственность за примирение с татями или разбойниками[11].
Поличное, или вещественное, доказательство играло существенную роль в процессе по разбойным и татебным делам. Не всякий предмет, добытый преступным путем, имел значение поличного, а только тот, который изымался с соблюдением определенных формальных условий. Для изъятия поличного необходимо участие пристава из приказа и понятых, «сторонних людей добрых, кому мочно верить». Поличное с участием тех же лиц отводилось в приказ совместо с татем или без него, если на месте изъятия поличного никого не оказалось. Сопротивление, оказанное при изъятии поличного, или захват поличного и татя силой у официальных лиц влекли компенсацию убытков, понесенных истцом, и применение пытки по поличному.
Привод татей и разбойников в Разбойный приказ, схваченных в Москве – в Земский, а в городах – в губные избы, еще задолго до Уложения был обязанностью населения, уклонение от которого каралось по Уложению штрафом в размере полтины с человека. В Москве, на посадах в городах, в селах и деревнях о необходимости задерживать татей, разбойников, и лиц с резанными ушами, не имеющих письменных свидетельств об освобождении из тюрем, население оповещалось через биричей (люди, которые объявляли всенародно распоряжения государя). Обязательным было и оказание помощи лицам, которых грабят и избивают. Отказ от помощи в ответ на их призыв и уклонение от погони за нападавшими рассматривалось как своеобразная форма пособничества и карались штрафом или кнутом. В этой связи законодатель устанавливал гарантии безопасности преследователей и лиц, приводящих татей и разбойников к властям, предписав, что оговор их в татьбе и разбое со стороны задержанных ими преступников не имел силы.
Особое значение в отношении судопроизводства над разбойниками придавалось пыткам. Вся глава XXI Уложения представляет собой «законченный и систематический свод правил, регулирующих пыточное производство по уголовным делам»[12]. Даже признание приведенного с поличным в татьбе или разбое, данное им в допросе до пытки, не освобождало его от пытки и предполагаемых «иных разбоях и в татьбах, или в убийстве и дворовом пожоге». Не освобождало от пытки и заявление преступника, что он знает «государево великое дело». Его пытали по обвинению в татьбе или разбое, и лишь после этого допрашивали о государевом деле.
Показания, данные преступником до пытки считались недействительными, если он менял их во время пытки. И также, когда тати и разбойники, сидя в тюрьме, оговаривали кого-либо, о ком не говорили на пытке, их новые показания тоже не считались действительными. Не брались во внимание и показания разбойников перед казнью.
Для проверки показаний, данных под пыткой, использовалась очная ставка или повальный обыск. Если оговоренный на пытке в татьбе и разбое и опознанный на очной ставке не признавал вины, он мог просить о повальном обыске. Право на обыск особо подтверждалось в отношении знатных людей – если те не были замешаны в татьбе и разбое, но оказались оговоренными татями и разбойниками во время их пытки. Если разбойник на пытке отрицал свою причастность к разбою, а «многие люди» в обыске обвиняли его, то его «по обыскам» пытали вторично. При отрицании вины на второй пытке закон требовал его «по обыском вкинуть в тюрьму». Уложение предписывало определенную процедуру оформления обыска в отношении татей и разбойников. Оговоренных на пытке и опознанных на очной ставке, если они просили об обыске, отдавали за пристава, т.е. брали под стражу.
Дальнейший ход дела зависел от результатов обыска. За ложные показания при повальном обыске обыскные люди привлекались к ответственности. Сам факт ложных показаний расценивался как укрывательство татей или разбойников[13].
Итак, заключая обзор судопроизводства XVII века и процессуального права в отношении разбойных и татенных дел, стоит отметить, что детальная регламентация наказаний, следствия, судебного процесса в Уложении – есть несомненный шаг вперед уголовного законодательства и прочная основа для дальнейшего его развития.
В ХVIII веке уголовное право уже было гораздо более развитым. Появился современный термин для обозначения уголовного правонарушения - «преступление». Особое значение в сфере уголовного законодательства имело законодательство Петра I и прежде всего его воинский Артикул, созданный в 1715 году. Также, продолжало действовать Уложение 1649 года. Были попытки создать новое уложение, однако, ввиду противоречивых интересов различных сословий, новое Уложение так и не было создано.
В петровском законодательстве были сделаны новые шаги к разграничению преступлений по субъективной стороне. Предусматриваются умышленные, неосторожные и случайные деяния. Однако терминология еще не была устойчива: Артикул воинский часто путает неосторожные и случайные деяния. Ответственность наступала только за совершение умышленных или неосторожных преступных действий. Также, затрагивался вопрос о вменяемости совершивших преступления. Совершение преступления в состоянии душевной болезни вело к смягчению наказания и даже к неприменению наказания. Предшествующее законодательство обычно мягче наказывало преступление, совершенное в состоянии опьянения. Совершенно иначе этот вопрос решался в XVIII веке. В отдельных случаях пьянство само по себе составляло преступление. И, как общее правило, совершение преступления в пьяном виде усиливало ответственность[14].
Разбой с целью хищения чужого имущества, без кровопролития, определялся как имущественное преступление - кража, грабеж, поджог, насильственное истребление или повреждение чужого имущества. Поджигатели считались наиболее серьезными преступниками, поджигательство каралось сожжением. Имущественные преступления наказывались чрезвычайно жестоко - колесование, сожжение, повешение, отсечение головы, шпицрутены, отсечение носа и ушей, каторга[15].
При определении меры наказания за кражу имели значение и ее повторность (рецидив), и цена похищенного имущества. Укравшего имущества ценой более 20 рублей, либо в четвертый раз, либо во время наводнения и пожара, а также из государственных учреждений, у своего господина, на месте, где нес караул, наказывали повешением. Кража людей наказывалась отсечением головы. Ночного вора можно было убить на месте преступления без суда.
А если разбой нес в себе лишение человека жизни, то это уже считалось преступлением против личности. Артикулу воинскому известны: умышленное убийство (каралось отсечением головы); неосторожное убийство (наказывалось тюремным заключением, денежным штрафом, шпицрутенами); случайное убийство (не наказывалось).
К наиболее тяжким видам убийства законодательство относило: убийство по найму, отравление, убийство отца, матери, младенца, офицера. За такое убийство налагалась самая суровая мера наказания – колесование. Система наказаний усложнялась. Главной целью наказания по-прежнему являлось устрашение: «дабы чрез то другим страх подать и оных таких непристойностей удержать». К устрашению добавились возмездие - за убийство – смертная казнь, и, изоляция преступников от общества. Еще более широкое распространение получили в это время ссылка и тюремное заключение, членовредительные наказания и клеймение. Каторга могла быть пожизненной, срочной и бессрочной. Срочная назначалась на 10-20 лет, и в ссылку отправлялась также семья заключенного. Пожизненных каторжников клеймили.
Смертная казнь делилась на обыкновенную и квалифицированную. К первой относились: отсечение головы, повешение, расстрел.
К квалифицированным видам смертной казни относились следующие: четвертование, колесование, сожжение, залитие горла расплавленным металлом[16]. В первой половине XVIII века известно несколько случаев применения такого вида казни, как закапывание заживо в землю. В начале восемнадцатого века применялась смертная казнь в виде повешения за ребро на железном кресте, вонзавшемся осужденному между ребрами.
Большое распространение получило тюремное заключение, которое делилось на простое и жесткое, сопровождавшееся заковыванием в «железо». Появляются новые виды мест лишения свободы – смирительные и работные дома для менее опасных преступников.
В заключение следует отметить, что воинский Артикул Петра I был прогрессивным шагом в процессе кодификации и унификации уголовного права России в целом. Однако, регламентация уголовных норм оставалась всё же несовершенной и имела ряд существенных недостатков, присущих всем исследованным законодательным актам (Судебник
а) неопределенность законодательных формулировок, в результате чего невозможно было определить вид наказания;
б) отсутствие равенства каждого сословия перед законом;
в) мучительность уголовных наказаний.
История разбойничества в России (
XVII
-
XVIII
вв.)
В древней Руси разбой и войны часто отождествлялись; даже лучшие князья, как Владимир Мономах, допускали походы с характером разбоя (например, при взятии Минска). О разбойниках часто упоминают жития русских святых — Феодосия Печерского, Кирилла Белозерского и др. Следы древнейшего разбойничества сохранены народной поэзией в песнях о встрече Ильи Муромца с разбойниками.
Разбои стали усиливаться в Московском государстве после татарского нашествия и с XIV столетия приняли широкие размеры, причем главной ареной разбойничества с течением времени становились районы, где население было редким, а центральная власть была достаточно слабой.
Время наибольшего развития в России разбойничества —XVII и XVIII вв. Именно в это время происходили крупнейшие крестьянские волнения, протест народа на жестокое обращение с ним русской власти. Тяжелые условия жизни, желание лучших условий порождало в бедняках злость и агрессию, и как следствие – разбойные действия, как способ разбогатеть, повысить уровень собственной жизни, отомстить богатым.
Одним из известнейших мест обитания разбойников был Курский край. Вообще, во всех таких же пустынных краях, каким был Курский. О безопасности и мечтать было невозможно - путники даже от села к селу ездили с провожатыми. Разбой был постоянным занятием не только для беглых крестьян, но и для мирных обывателей, которые нередко смотрели на это, как на занятие, дающее отличный заработок.
В этих условиях из жителей Курска сформировался особый тип людей, известных в XV-XVII вв. под именем севрюков. Е.Л.Марков, щигровский помещик, краевед и писатель описывал их как людей, живших среди глухих лесов и болот, вечно на стороже от воровских людей, вечно на коне или в засаде с ружьём или луком за спиною, с мечом в руке. В течение времени севрюки стали такими же ворами своего рода, незаменимого в борьбе с иноплеменными ворами и хищниками, все сноровки которых им были известны, как свои собственные.
Несмотря на устоявшиеся разбойничьи привычки курского народа, основная часть разбойников формировалась за счет беглых, массами прибывших сюда из центральных районов России. Одни из них поступали на службу в гарнизоны пограничных городков, другие оседали на землю и занимались хлебопашеством, а самые беспокойные подавались в разбойники. Наживу себе искали они и за счёт татар, и за счёт "литовских людей", не брезгуя и грабежом соотечественников.
Например, известно, что в начале XVII в. "воры черкасские Мишук и Сенька Колпаков житьём жили по Осколу и Сейму, причём шайка Мишука была настолько сильна, что разбивала посланные против неё отряды, доходила до Рыльска и Новосиля, а угнанный скот сбывала крымцам.
Правительство усиленно боролось с разбойниками, и в этой борьбе отличились тогда служилые казачьи атаманы Яков Лысый и Аггей Мартынов. Первый из них разбил черкасского атамана Лазаря, отняв у него награбленное добро и оружие, а затем покончил с шайками Берчуна и Карнауха. В свою очередь, Аггей Мартынов разгромил атаманов Колошу и Сеньку Колпакова.
Нередко разбои и грабежи приобретали "классовую" окраску и направлялись против господствующих сословий. Так, в
Особенно эти явления усиливались во время крупных народных волнений. Например, во время восстания Степана Тимофеевича Разина порубежные воеводы с тревогой отмечали появление "воровских шаек" в окрестностях пограничных крепостей и даже нападения их на небольшие воинские отряды "служилых людей". Так, в октябре
Богородицкий воевода Нелединский послал погоню за "разбойниками", схватил их сообщников из числа местных крестьян, у которых были найдены награбленные вещи. Погоня преследовала напавших, и те бежали "за вал под Моячной к воровским козакам, а вал прошли меж Яблонова и Корочи в Хмелеватые ворота." Однако Нелединскому удалось настичь их, и он с гордостью доносил курскому воеводе Г.Г.Ромодановскому о том, что "разбойников и становщиков тех переимал ... и на Воронеж дороги от воровства очистил." В целом же пёстрое и беспокойное население приграничного края вполне оправдывало сложившуюся в те времена поговорку: "Нет у Белого Царя вора супротив курянина."
В южных губерниях России (Курская, Воронежская, Орловская, Тамбовская) местные жители называли разбойников "кудеярами", по имени знаменитого легендарного разбойника Кудеяра. В основном легенды о "кудеярах" были распространены в юго-западных районах Курского края. По записанной в прошлом веке легенде, в середине XVIII столетия на территории Рыльского и Путивльского (совр. Сумская обл., Украина) уездов Курской губернии действовала большая шайка кудеяров. Главное убежище их находилось в так называемом "Мачулинском" лесу, неподалеку от с. Кремянного (совр. Кореневский р-н), в котором они ютились по оврагам и буеракам, "не стараясь, впрочем, нисколько о том, чтобы замаскировать свое присутствие, так как им не страшны были ни воеводские войска, ни тем более местные безоружные жители, которые сами смертельно боялись их и стремились только к одному - чтобы жить с ними в мире и согласии. В этой шайке ...по рассказам старожилов, было до 300 человек разбойников".
Такие же ватаги обитали у деревни Ишутиной, на Коневецкой или Клевенской горе, на "Погорелом" городище близ с. Большие Угоны (современный Льговский р-н), в урочище "Кучугуры" (современный Большесолдатский р-н) и т.д. Вероятно, одному из таких "кудеяров" принадлежал клад, найденный 24 июня
По рассказам старожилов, кудеяры редко нападали на крестьянские поселения, во-первых, потому, что щадили крестьян вообще, относясь к ним дружелюбно, ввиду того, что крестьяне сами усердно во всем помогали им, а во-вторых, потому, что взять у крестьян было нечего.
Из сказаний они представляются скорее не разбойниками, а вольными казаками с широкими рыцарскими замашками, со строго регламентированным, хотя и несколько своеобразным, понятием о чести. Так, если случалось им останавливать бедняка-крестьянина, ехавшего на базар с возом муки, то они не только не обирали его, но даже наделяли его деньгами, напаивали водкой и отпускали на все четыре стороны, оставляя при нем все его пожитки. Если же останавливали на дороге помещика, то не церемонились с ним, обирали его начисто и отпускали в чем мать родила, предварительно надругавшись над ним начисто. Много раз, по жалобе крестьян, кудеяры делали нашествия на помещичьи усадьбы только для того, чтобы наказать помещиков за их жестокость по отношению к своим крепостным, и если такова была цель их прихода, то не брали обыкновенно в усадьбе ничего - ни денег, ни хлеба, ни пожитков, говоря, что "все равно когда им это понадобится - все будет ихнее, от их рук не уйдет".
Единственное зло, которое причиняли кудеяры крестьянам, заключалось в том, что они "воровали деревенских девок" для своей потребы. Этого крестьяне не могли простить кудеярам еще и в XIX в., хотя и рассказывали об этом уже "без всякой злобы, скорее даже с усмешкою", но все-таки очень подробно и приводя различные анекдоты по этому поводу. Согласно народным преданиям, главнейшим занятием кудеяров было бражничество, которому они преимущественно и посвящали все свое время.
Если же у них не хватало хлеба, то они посылали "грамотку" к какому-нибудь помещику с приказанием доставить немедленно им того-то и того-то, и если помещик не торопился исполнить их "приказание", они тогда уже приходили к нему сами и вооруженной рукой брали то, что им было нужно. Этим главным образом и исчерпывалась их враждебная деятельность по отношению к местному населению.
Денежную добычу доставляли им, в большинстве случаев, проезжие, чужие лица, попадавшие так или иначе в Курские края; кудеяры таким спуска обыкновенно не давали и "ощипывали елико возможно чисто".
По свидетельству А.Н.Александрова, жители Льговского уезда называли "кудеяр" "воропанами", так как, согласно преданию, среди разбойников было немало и помещиков. Отсюда, якобы пошла и фамилия живших у Ивановского городища (современный Рыльский р-н) дворян Воропановых.
От некоторых местных старожилов А.Н.Александрову "приходилось также слышать..., что будто бы предки этих рассказчиков были в числе разбойников, живших на городище". Но не все деньги, добытые во время грабежей и разбоев, пропивались или становились кладами. Возможно, Курск, так никогда бы не украсился одним из своих красивейших храмов - Сергиево-Казанским собором, возведенным в 1752 -
Но ни многочисленность разбойничьих шаек, ни хорошее знание местности, ни поддержка местного населения не спасли "кудеяров" от истребления, когда, после выхода России на Черноморское побережье, через Курский край пролегли важнейшие магистрали, связывающие центр и юг страны, и местные власти принялись серьезно решать проблему безопасности на догогах.
По записанному Н.Добротворским во Льговском уезде преданию, "кудеяры долго буйствовали в наших местах, но потом на них войска стали посылать и солдаты их одолели, загнали их, говорят, до самой Калуги и там уже всех перебили".
В окрестностях Курска последняя шайка, грабившая в урочище "Солянка" (современная черта города) была уничтожена в начале 1860-х гг. при губернаторе В.И.Дене. Для поимки разбойников он велел наполнить два воза солдатами и накрыть их рогожами. Бросившиеся на предполагаемую добычу разбойники были переловлены все до одного и "с тех пор разбои прекратились".
Нельзя не сказать и о Поволжском крае. История разбоя на Волге – особенная. Именно Волга обычно служила ареной, на которой разыгрывались драмы, немыслимые для остальных местностей России. На Волгу обыкновенно выходили со своей удалью новгородские «ушкуйники» и, награбив там, где могли, возвращались в Великий Новгород. На Волге промышлял и Степан Разин, и Пугачев. По волге рыскала понизовая Вольница до конца XVIII века: атаманы и разбойники. Неумеренный разгул, неумеренная широта натуры, порыв страстей, воля и безволье, бедность и горе, крепостничество, неумеренное давление властей – все это были причины, которые выделяли из масс таких людей, которые погибали потом в тюрьмах и в Сибири, тех, которые искали спасение в разбойничьих шайках.
Самой известной шайкой на Волге и Поволжье была шайка Сивого Беркута, который учинял разбой по всему нижнему Поволжью в конце XVIII века, после народного восстания под предводительством Емельяна Пугачева.
Сивый Беркут предводительствовал большим количеством людей – в шайке их число доходило до 200 человек. Однако вся шайка собиралась редко – только в случае крайней необходимости (внезапное нападение на военные разъезды, взятие штурмом караванов, находившихся под защитой солдат). У Сивого Беркута были притоны по всему нижнему Поволжью. Разбойничьи станы состояли большей частью в землянках, или в лесных оврагах.
Новых людей, попадавших в шайку, не вели сразу в стан атамана, а подвергали его разбойничьему искусу. Искусы эти были различные – или как экзамены в ловкости будущего разбойника, или как испытание их верности. Таким искусом например, считалось задание: нужно было украсть лошадь из ватаги купцов и приказных рабочих, которая была хорошо подготовлена и защищена от нападений разбойников. После того, как разбойник своровал лошадь, он должен был приехать на этой лошади в разбойничий стан. После этого разбойника вели к атаману, которому он давал клятву в верности.
Как правило шайка разбойников имела своих «шпионов» в городе – когда несколько членов шайки выезжали в город за порохом и свинцом, они между тем узнавали, готовится ли от городского коменданта высылка воинских людей в море для преследования и поимки воровских шаек. Разбойники имели в городах союзников, которые узнавали от приказных людей о предстоящих командировках воинских разъездов, о составе командируемых отрядов, о времени отправления в путь. Обычно, на шайку Беркута военная экспедиция снаряжалась экстренно, так, чтобы Беркут не мог к ней основательно подготовиться.
Вообще, шайка Беркута много кочевала, переходя из одной местности в другую. Она обошла всё Поволжье. Далеко не все вылазки разбойников были удачны – они часто терпели неудачи, если вся шайка не была в сборе. Они часто испытывали недостаток – слишком быстро растрачивали награбленное. Зимой обычно они расходились по местным деревням и нанимались в батраки. Лишний раз они не убивали – атаман Беркут лично запретил им убивать.
О шайке стали много говорить – слухи появились после того, как разбойники Беркута разорили в Астрахани судно и освободили бурлаков. Постепенно, разбойники пробрались в самую глубь Волги, до Черного Яра, Царицына, Саратова. Беркут приобретал всё большую известность, что делало небезопасным пребывание «лихих людей» в нижнем Поволжье и на Дону.
Последние похождения атамана Беркута и его шайки ограничиваются экспедицией на левое прибрежье Каспийского моря. Шайка в астраханском остроге лишилась есаула (помощник атамана) и, тогда, Беркут и остатки его шайки бежали в Азию.
Огромная Шацкая провинция также издавна была известна как край беспокойный, воровской. Шацкий край находился на юго-восточной границе рязанских земель и Русского государства. Поэтому в 1551 году после очередного нападения ногайцев на Русь Иван Грозный повелел построить крепость на месте военного поста Шацкие ворота. Изначально город размещался на высоком холме, защищённым с одной стороны глубоким оврагом. Позднее Шацк стал основой для сооружённой в XVI—XVII веках Шацкой засечной черты, являвшейся крайней восточной частью Большой засечной черты. Первыми жителями города были стрельцы, пушкари, казаки. В 1708 году Шацк с прилегающей территорией был включён в состав Азовской губернии, в 1719 году став центром Шацкой провинции. В 1725 году Азовская губерния была переименована в Воронежскую, а к концу XVIII века Шацк был назначен уездным городом Тамбовского наместничества, а затем Тамбовской губернии.
Бесконечные глухие леса этой провинции надежно укрывали ватаги «гулящих людей», грабивших жителей окрестных сел. Не боялись разбойники нападать и на воевод местных крупных сел. Так, в 1730 году был ограблен шацкий воевода Карташёв. Разбойников, напавших он назвал «неведомыми пришлыми злодеями». А в ночь под 24 августа 1749 года в селе Костине Шацкого уезда "неведомые люди" окружили дом боярина Тарбеева, прислугу, старост и приказчиков перебили, так как они вздумали защищаться, и все барские пожитки пожгли и пограбили.
«Лихие люди» Шацкой провинции отличались особой жестокостью и склонностью к издевательствам над своими жертвами. Так, были случаи, когда разбойники своих жертв нагими окунали в снег и остригали. Некоторые «кудеяры» убивали всех встречных без разбора. Разбойничали в основном по рекам Выша, Вад, Парца, Виндрей. «Разбойники ходили по селам и деревням нарядным делом, — писал в конце XIX века исследователь нашего края И. Дубасов, — и чинили разбои и огнём людей жгли и было от них огненное хоромное запаление ...». Одна из причин этих их бед, по выводам С. Соловьёва, крылась в "неразвитости общественной жизни, непривычки к общему делу." Публицист XVIII в. И. Посошков, выходец из крестьян, свидетельствовал: в иной деревне ... много дворов, разбойников придёт немного к крестьянину, станут его мучить, жечь, пожитки его на возы класть, соседи всё слышат и видят, но из дворов своих не выйдут, и соседа от разбойников не выручат.»
В начале XVII века в Шацкой провинции свирепствовали кудеяры Караулка, Иван Бородавка, Зляйха Чекашева. В 1710 году в окрестностях Шацка наводили на местных жителей ужас шайки Никиты Ишикина и Максима Калыкина. Разбойники, ватагами более ста человек плавали на лодках по Цне, Выше и другим рекам, грабя села и пристани. Не страшились разбойники нападать и на монастыри, хотя монахов разбойники не трогали, но деньги из монастыря забирали.
А к 70-м годам XVIII века число разбойничьих ватаг по всей Шацкой округе значительно возросло.
Увеличению количества «разбойных шаек» в это время способствовала жестокость властей – так, неплательщиков налогов содержали под караулом и нещадно били, а рекрутов-новобранцев заковывали в кандалы, чтобы призывники не бежали в леса к какому-нибудь «кудеяру». Под страхом жесточайших наказаний каждого восемнадцатого мужчину забирали на стройки к Азову и Петербургу. Местные помещики порою были страшнее лесных грабителей, своей жестокостью они напоминали простому народу злодеев золотоордынских времен. Господа тиранили семьи, засекали неугодных до смерти, издевались над женщинами и стариками. Народный гнев, скрываемый до поры, неожиданно взрывался восстаниями, неповиновением властям, бунтами, самосудом над помещиками-тиранами. Бунтовали даже монастырские села, считавшиеся всегда спокойными. Так, в августе 1756 года спасские крестьяне проявили полное неповиновение своим монастырским властям. Для усмирения бунта был послан отряд солдат под начальством капитана Северцева. Бунтовщики не только не испугались присланной воинской команды, но смело вышли навстречу солдатам, разоружили и избили их. Понадобились более крупные силы, чтобы усмирить непокорных крестьян, которые не успели скрыться в лесах.
Шацкая провинциальная канцелярия, обеспокоенная таким положением дел, доносила Воронежской губернской канцелярии: "Между Тамбовом и Шацком появилось столь много разбойников, что и проезду иметь проезжающим не можно..." (журнал ТУАК от 3 декабря 1885 года). (СНОСКА!)
Из Новохоперской крепости для борьбы с разбойниками в Шацкую провинцию была прислана казачья команда поручика Переверзева, но из донесения Шацкой канцелярии Воронежскому губернатору от 1776 года следует, что команда "от постоянных разъездов пришла в крайнюю худобу; у многих казаков лошади охромели и одряхлели, немалое число лошадей пало, а сами казаки в одежде и обуви имеют крайнюю нужду".
В документах
Из этого следует, что для борьбы с разбойниками нужны были огромные силы. После того как Шацк утратил оборонное значение в связи с расширением государства, Петр I возложил на город полицейские функции, и во времена его правления в Шацкую и Тамбовскую провинции посылались многочисленные воинские команды, которые успешно боролись с «воровскими людьми». Кроме того, была организована общественная охрана.
Но, у разбойников в лесах и оврагах были свои тайные пещеры, земляные «городки», остатки которых сохранились до наших дней. Разбойники пугали своей жестокостью жителей лесных деревень. Те же, платили дань разбойникам, что бы не оказаться разоренными.
Особой жестокостью прославились разбойники подлясовских и закаргашинских лесов, жившие на высоком правом берегу Парцы в местечке, называемом ныне Бузарма. Заповедей христианских они не признавали, грабили не только дома крестьян, но нападали даже на церкви. По преданию, они похитили большой медный колокол, приволокли его к Бузарме и в нём хранили награбленные сокровища. Все попытки в дальнейшем отыскать этот клад–колокол с драгоценностями потерпели неудачу.
В народной памяти сохранились любопытные легенды о сражениях одного из разбойников с войсками в лесах между реками Выша и Удёв. Притон разбойников находился недалеко от кордонов Безявка и Сапожок. Казаки из Шацка напали на бандитов, побили многих из них, но основные силы ушли к Удёву. Было ещё несколько сражений, в которых всегда побеждали казаки.
Названия многих местных урочищ связаны с историей воровских погромов. Так, например, бугор, на котором были разбиты основные силы, называется Сеча, а в овраге, у местечка Кресты, разбойники якобы спрятали своё знамя. Сам атаман, как утверждают местные жители, похоронен вместе со всем награбленным богатством у реки Удёв неподалеку от Киселевского кордона — это урочище называется Золотые ворота.
В XVIII веке особое место в истории разбоя в России занимал Вятский край. Вятский край занимал обширный регион северо-восточной части Европейской России (в бассейне р. Вятки и ее притоков - Лузы, Летки, Чепцы и др.). Вятские уезды - Хлыновский, Котельнический, Орловский, Шестаковский, Слободской - составили в
Из всего этого становится понятным, что население Вятки находилось в противоречивых условиях, вызываемых особенностями переходной эпохи, в которой сложно переплеталось новое со старым, рождая социальные конфликты.
Власти особенно опасались вспышек социального протеста именно в волжско-камском регионе, который рассматривался ими в качестве связующего звена между центром страны и Уралом, Сибирью, Нижним Поволжьем. 13 июля
Между тем, в самом Вятском крае (воровства и разбою, как отмечалось в протоколах местной провинциальной канцелярии за
Особенно часто подвергались нападениям «разбойников» деревенские хозяйства вятских купцов. Еще в
Огряды "воров и разбойников» вместе с хозяйством уничтожили «крепости на пожни», «книги доимочные в платеж кабальных долгов». Так, осенью
В мае
Расследовавшее в 1744 году подобные случаи «казначейство» Богословского монастыря подвергло аресту и заключению 11 крестьян, совершавших регулярные «разбои» в монастырских владениях. Среди них оказались жители Устюжского, Каргопольского, Котельнического и др. уездов. Поселившиеся на Вятке выходцы из других районов нередко оказывали властям яростное сопротивление, не давая высылать их на родину. Провинциальный канцелярист Иван Лобовиков, посланный летом
В начале 40-х годов XVIII вв. участились случаи возмущений нерусского населения, недовольного насильственным насаждением православной религии. Существовавшая с
Самое известное открытое вооруженное сопротивление, переросшее в настоящий бой, произошло 1 марта
Ружейный огонь заставил «толпу» отойти к с. Касинскому, где была избрана делегация, направившаяся в Хлынов для подачи в провинциальную канцелярию жалобы на действия воинской команды и ее командиров. В селе оказалось до 150 крестьян с «дубьем, рогатинами и бердышами, с луками и со стрелами». На увещевания местных священников разойтись крестьяне ответили отказом, заявив, что они будут ждать вестей из Хлынова от своих челобитчиков. Большинство крестьян, вероятно, думало, что вятский воевода станет на их сторону и «ежели не велит подписатца, то де никогда подписыватца не будут, а об указе де говорили они ... , что тот де указ из губернской канцелярии, а не из Сената, а нам де надобно указ из Сената…» Однако, не дождавшись одобрения своих действий из Хлынова, бунтовщики двинулись к д. Скороходовой, постепенно расходясь по своим жительствам и лесам.
Социальная социальная нестабильность на Вятке в 20 - 50-х гг. ХУIII в. вынудила местные и центральные власти принимать самые разнообразные меры. Наряду с прямым насильственным подавлением недовольства, они искали пути его мирного устранения. Одним из них было использование следственных комиссий (комиссия И.Л. Полянского, посланная для решения социальных конфликтов на Вятке). Стихийный характер крестьянских выступлений сочетался с надеждами крестьян на помощь со стороны монарха и центральной администрации. На фоне массовых выступлений в духовных вотчинах абсолютистское правительство страны шло навстречу подобным ожиданиям. Государству было выгодно приобрести новых плательщиков государственных податей. Комиссия И.Л. Полянского, которая изучала конфликты и жалобы угнетаемых крестьян чиновниками, рассматривалась правительством в качестве средства прекращения социального конфликта на Вятке. Компромиссный характер ее решений вызвал у крестьян двойственное отношение – крестьяне, принуждаемые к работе в пользу духовных властей были причислены к разряду государственных, но меньшая часть крестьян была утверждена в статусе зависимых от монастырской и архиерейской власти. Итак, решения комиссии не внесли полного успокоения - волна «отпирательств» от церковной зависимости полностью не угасла, продолжая создавать питательную среду для новых социально-политических проблем в крае.
Разбойничество на Урале (1723-1780е гг.)
Разбой на Урале получил своё место с началом строительства крупных заводов и их развитием, в XVIII веке. Первоначально возникла идея строительства Екатеринбурга - как крупного, ничем не уступающего частным предприятиям завода по переработке руды. История города начиналась с 7 ноября 1723 года, когда в цехах нового завода состоялся пробный пуск кричных боевых молотов. Именно эту дату стали считать днём основания Екатеринбурга, однако статус города был получен только в 1781 году.
Строительство завода в Екатеринбурге по указу императора Петра I началось весной 1723 года на берегах реки Исеть. Подразумевалось, что основная тяжесть строительных работ ляжет на плечи крестьянства и солдат. К ведению Бергамта (горнозаводская администрация) было приписано в общей сложности 20 крестьянских слобод. А дисциплинированной силой на строительстве должны были стать солдаты Тобольского гарнизонного полка[17].
Строительство завода не шло гладко. На рождавшийся завод обрушивались одна за другой напасти. Уже в апреле выяснилось, что строителям не хватает запасенного продовольствия. Крестьяне отпрашивались за хлебом в родные деревни и, не получив разрешения, уходили самовольно. А у солдат была выявлена «французская болезнь»: ели из общих котлов, никакой санитарии... Вдобавок появились случаи пьянства, впрочем, быстро и безжалостно пресеченные.
Началось брожение среди нестойких духом солдат. Никто не жаловался на кормежку, и солдатское жалованье выплачивалось без задержек, но организм не выдерживал беспрерывной работы. К маю множество солдат и унтер-офицеров свалились в болезнях, а некоторые без христианского покаяния испустили дух.
Многие из солдат бежали на Волгу. Около двадцати человек благополучно скрылись из города, остальных же переловили – под пытками они выдали всех, кого знали. Дознание велось в Уктусском заводе. Трибунал, или «кригс-рехт», вершился на основании Военного артикула, причем самого страшного пункта его – о бунте и возмущении: «Всякий бунт, возмущение и упрямство без всякой милости имеет быть виселицею наказан». Еще говорилось о восставших на юге башкирах («которые, как слышно, подымаются, а незнаемо, против кого»), и что за побег со строительства крепости не щадят[18].
Всего к смертной казни приговорили восемнадцать человек. Около двадцати человек получили приговор в виде шпицрутенов – проходы через полковой строй. Четверых по наказании кнутом и с вырезанием ноздрей определили навечно в заводскую каторгу. Рожденный в муках Екатеринбург, можно сказать, умылся кровью[19].
А в 1720-30-х годах, видя массовое расхищение своих земель, нарушение исконных прав и свобод, башкиры начали подниматься на восстания, от которых нимало страдал зарождающийся Екатеринбург.
Однако, прошла эпоха великих потрясений и событий. Город вступил на полосу затишья. Беспорядки постепенно прекратились, а башкирское восстание было подавлено. В 1740-1742 году через Екатеринбургский каторжный двор прошло более трехсот пленных башкир. Мужчин вскоре сослали на вечную ссылку, а женщин и детей насильно крестили и раздавали в дворовые люди.
С тех пор каторжный двор практически не использовался, а немногочисленные и смирные каторжники Екатеринбургской тюрьмы доставляли мало хлопот. Из уголовных преступников в основном сидели «бытовики», пойманные беглые и два-три грабителя. Однако, пришла пора городу обретать своих демонов.
Одним из первых известных в Екатеринбурге преступных лиц стал Макар Юла – умелый уральский татя и опытный разбойник, который доставил Уралу немало хлопот[20]. Это был 40-летний разбойник, беглый крепостной крестьянин Тверской провинции Макар Воробьев, он же и Старцев, он же и Юла. Макар был атаманом шайки в Кунгурском уезде, где пограбил нескольких купцов, рудопромышленников и зажиточных крестьян, а заводскому мастерству обучился укрытый приказчиком на Иргинском заводе Петра Осокина. Он дважды уходил в башкирский уход - новозаписанным казаком и солдатом под чужим именем, оба раза бежал, увозя на казенной подводе казенное оружие и мародерские пожитки и при второй поимке был приговорен как дезертир полковником Тевклеевым в Миасской крепости к расстрелу, но в ночь перед казнью, подговорив одного караульного и оглушив другого, бежал в третий раз. Он дал себя поймать людям кунгурского воеводы и, получив в очередной раз плетей, проработал год в ссылке в Екатеринбурге.
Здесь Макар сошелся со своим временным пособником – Максимом Масловым, с помощью которого он совершил самое свое знаменитое ограбление. В октябре 1738 года дворовый Угримова Максим Маслов объехал на хозяйской бричке все именитые дворы Екатеринбурга, созывая богатых офицеров и купцов на званный обед к хозяину в Главный командирский дом и прося его именем серебряной посуды. Потом, укрывши серебро мешковиной, тихо выехал за Пороховые ворота и был таков. В поднявшейся суматохе мало кто обратил внимание, что вместе с Максимом Масловым из города также исчез из дощатой фабрики недавно принятый из каторжников мастер Макар Воробьев[21].
Украденного ворами серебра было так много, что в бегах пришлось призвать в помощь еще одного помощника, однако Юла был беспощаден: обоих своих подельников он зарезал на привале где-то в землях Невьянской слободы. Пойман он был в Невьянском заводе, отправлен в Екатеринбург, и лихие люди нападали на конвой в пути, однако отбить атамана Юлу они не смогли. Три года Юлу жгли огнем, тщетно допытываясь, где закопана гора награбленного серебра. И так Макар Юла преступным путем стал одним из самых богатейших людей Екатеринбурга, в Екатеринбургской тюрьме, тайком получая от жены то горсть монет, то туес вина[22].
Итак, в Екатеринбургской тюрьме сидел он с
Двадцать с лишним лет сидел он в заключении в Екатеринбурге. В тюрьме Макару Юле вынесли два смертных приговора – через повешение и колесование, дважды приговаривали в вечную каторгу с вырезанием ноздрей и дважды к битью кнутом нещадно, причем в последний раз палачу полагалось невзначай переломить казнимому хребет. Трижды Юла кричал с дыбы «слово и дело» на расследователей, два раза ложно объявлял серебряные руды, хотя по-прежнему молчал о кладе серебряной посуды, дважды произносил «неистовые слова» на царствующих особ, и однажды караульный слышал, как разбойник молится чёрту. В последний раз демон Екатеринбурга пытался бежать, назвавшись чужим именем и попросившись в связку на базар, но уже в воротцах тына его признал один старый солдат.
И последний раз напомнил о себе Макар Воробьев в сентябре 1761 года, к тому времени уже немощный, почти ослепший старик-арестант по имени, по прозвищу Юла. Тогда он попросил перевести его из «будки» (карцера) в общую камору: «А я, нижайший, заключен был в самое крепкое место, в котором мало мог и свету видеть, от чего пришел в немалое неистовство, и в помрачение глаз, и в великую дряхлость». Но он получил отказ[24].
И возможно, где-то на небесах было записано, что дрогнут уральские заводы от руки тверского крестьянина – узника Екатеринбургской тюрьмы. Однако, не от руки Макара Юлы, а от другого демона-душегуба.
Итак, 31 июля 1766г. крестьяне села Воскресенского с реки Синары привезли в Екатеринбург трех пойманных конокрадов, среди них и ссыльного крестьянин из Тверской провинции, 15 лет проживший на Урале, Афанасий Соколов, он же и Хлопуша, который, впоследствии, стал не просто банальным уголовником, а фигурой великой, особо известной по Крестьянской войне Емельяна Пугачева[25].
Итак, Афанасий Тимофеевич Соколов родился в сельце Машкович в вотчине тверского архиерея Митрофана. До пятнадцати лет он «жил в доме своем безотлучно». Затем, получив паспорт, от домовой конторы, попадает в Москву, где подрабатывает извозчиком, выплачивая свой оброк тверскому владыке. Однако, извозом занимался он недолго. Неискушенный тогда еще, деревенский парень оказался замешанным в деле об ограблении: преступники наняли его дрожки, когда пытались скрыться от полиции. В участке тогда, по научению своих «товарищей», Хлопуша представился беглым солдатом. За это мнимое дезертирство и участие в уголовном преступлении, Афанасий был приговорен к наказанию шпицрутенами (“сквозь строй”) через тысячу человек шесть раз[26].
После наказания, Хлопуша готовился к отправке в полк и двадцатипятилетней службе в армии. Но, он совершил побег и вернулся на родину, в сельце Машкович. Три года прожил он, усердно исполняя различную крестьянскую работу. Так и жил бы он в деревне всю жизнь, если бы не новая беда: любитель и знаток лошадей, он в Торжке «выменял у мужика лошадь, которую привел домой, коя у него и была с год». Но, в Тверскую канцелярию поступила челобитная, в которой говорилось, что Хлопуша эту лошадь украл. Его приговорили к битью кнутом и ссылке в Оренбург.
Для Хлопуши начался новый период в жизни. Доставленный по этапу в Оренбург, Афанасий был определен на поселение в Бердскую слободу, которая во время крестьянской войны станет главной опорой Пугачева под Оренбургом. В Бердской слободе прожил Хлопуша 15 лет. Здесь он женился, обзавелся своим домом, пошел работать по вольному найму на Покровский рудник медного завода, принадлежащего графу А.И. Шувалову. То, с чем столкнулся Афанасий Соколов-Хлопуша, мало отличалось от каторги. Условия работы на заводе были крайне тяжелые, плата за труд низкая. Также нередко к рабочим применялись телесные наказания и унижения за любые проступки. Такое жестокое обращение толкало работных людей к стихийному протесту. Это выражалось не только в подаче челобитных, но и в массовых побегах, убийствах приказчиков. Нередки были случаи, когда крестьяне собирались в целые ватаги и грабили местных богатеев.
В 1768 году пришло распоряжение очистить рудник ото всех беспаспортных. Хлопуша перебрался на строительство крепости на реке Белой, и уже там сошелся с бедовыми людьми. Он стал «добрым» разбойником, который боролся против богатых и защищал обездоленных. Итак, Хлопуша решился на конокрадство: "Согласясь, пошли пешком для кражи лошадей, где попадется». Вшестером украли в степи шесть башкирских лошадей и ограбили купцов-татар, захватив еще пять. Вскоре же Хлопушу с двумя товарищами схватили башкиры и доставили на Вознесенский рудник. По странному стечению обстоятельств, те башкиры входили в команду старшины Кинзи Арсланова, известного в будущем сподвижника Пугачева. Ночью разбойники бежали, уведя трех лошадей из рудничного табуна, причем Хлопуша взял своего собственного чалого мерина. (Хлопуша не стал уточнять, что бежали они при прямом попустительстве, если не пособничестве, своего знакомца - молодого рудничного управителя. И что он как-то проиграл ему в карты двух краденых лошадей.) После побега, Хлопуша отправился на завод, а его товарищи «по Московской дороге в домы свои»[27].
Вскоре сотоварищи были пойманы, на допросе они выдали Афанасия Соколова. Хлопушу разыскивала Оренбургская губернская канцелярия, и он, с одним из своих сотоварищей, «бежали и пошли … в Екатеринбург для найму в работу». Потом беглецов поймали крестьяне Воскресенского села Клеопиных, ложно обвинив в угоне сорока лошадей. Хлопушу доставили в Екатеринбург, в Земскую контору. Здесь Хлопушу били кнутом и допросили. После окончания следствия, дело было передано в Екатеринбургскую канцелярию главного управления уральских заводов. По ее решению, Хлопуше предстояли два с лишним года Екатеринбургской тюрьмы, наказание кнутом с вырезанием ноздрей, и ссылка на Нерчинские сереброплавящие заводы[28].
После «определения» Екатеринбургской канцелярии Хлопуша был наказан кнутом «с вырыванием ноздрей и поставлением на лице знаков, был сослан на каторжную работу в Тобольск». Вскоре, с тремя товарищами он бежал, но около Оренбурга он был пойман и перевезен в город, где снова претерпел наказания кнутом и клеймение. Из Тобольска был Хлопуша переправлен в Омск, откуда опять бежал, и вновь был пойман. И наконец, по предложению надворного советника Тимашева, бывшего хозяина Хлопуши, оренбургский губернатор решил послать вечного каторжника к Пугачеву. Однако, непродолжительным, хоть и ярким было пребывание Хлопуши в стане Пугачева и участие в крестьянской войне. В 1774 году он был пойман в Каргалинском городке татарскими старшинами и отправлен в Оренбург. Там его приговорили к смертной казни. В приговоре предписывалось «отсечь голову, для вечного зрения посадить на кол, а тело предать земле». 18 июня
Начало 70-х годов XVIII века ознаменовалось для Урала временем беспокойным и страшным. В начале 1771 года весь горнозаводской Урал от Петропавловского завода и Чердынского уезда на севере, до района Каслинского и Кыштымских заводов на юге, охватила тревога - повсюду видели в лесах неведомых людей, как магнитом притягиваемых заводами, отовсюду приходили вести о грабежах и разбойных нападениях. Причем, если в прежние годы крестьянство страдало от разбоев в первую очередь, то теперь оно могло спать спокойно. Теперь разбойников интересовали иные люди, ибо сами они были заводские изгои, и знали, кто хорошо живет в этом мире и за чей счет[30].
Центром разбойничьего нахрапа оказался запад Екатеринбургского ведомства и смежные земли.
Разбойники промышляли близ казенной Уткинской и частных чусовских пристаней, в округе Билимбаевского, Ревдинского и Шайтанских заводов. В апреле 30 головорезов некоего Андрея Плотникова-Рыжанка пытались с весельных лодок взять абордажем очередной ревдинский караван[31].
Весной 1771 года в деревне Волеговой на реке Чусовой, ограбили дом богатого крестьянина, а жителей означенной деревни за сопротивление мучили и стегали плетьми. На реке Чусовой ограбили плывших на судке екатеринбургских рот сержанта Алексея Саламатова с приказчиком, взявши у них денег 300 руб. и много разного платья. На той же реке ограбили караван сысертского заводчика Алексея Турчанинова, где взяли много денег и разного имущества, но на. какую сумму - неизвестно. На Чусовой же напали на нижне-тагильское судно Никиты Демидова, взявши на нем денег 265 руб. 65 коп. и разные вещи, а приказчика и служащих каравана за утайку денег стегали плетьми и стращали зарезать. Напали на караванное судно уткинского дворянина Александра Демидова, отнявши косную лодку и взявши в число своей шайки одного бурлака. В неизвестной деревне ограбили дом крестьянина, взяли там одежду и много мяса.
Нападали, на ревдинский караван на реке Чусовой, но были отбиты пушечными выстрелами, причем, Рыжанка, плывший на караване в качестве бурлака и трое из разбойников во время перестрелки были ранены. В неизвестной деревне, расположенной на реке Чусовой, ограбили дом богатой старухи и так как старуха не сказывала, где хранятся ее деньги, то ей связали руки и ноги и, подвеся на жерди, жгли ее на огне. На Чусовой ограбили коломенку графа Романа Ларионовича Воронцова, на коей ехали купцы, взяли у них денег 450 руб. и разного товара на 4606 рублей. В одной деревне, по указанию местного, целовальника, ограбили дом богатого крестьянина, взявши денег 150 руб. и много разных пожитков, а хозяина дома, за сопротивление и утайку денег, били и жгли на огне. В той же деревне ограбили и другие обывательские дома, из коих один сожгли. Здесь разбойники, услышав о посланной для поимки их сыскной команде, разделились на партии и частично с фальшивыми, частично с взятыми на судах у бурлаков паспортами, разошлись по разным местам для найма в работы[32].
А вскоре имя атамана Рыжанка начало поминаться уже повсеместно, и не ясно было - одна ли это шайка или сразу многим захотелось потрепать хозяев жизни. И всякий видел: это не производственные конфликты, не возмущение, это слепая ярость, разрушительный протест жестокому обращению с рабочими[33].
Основной удар по Уралу был нанесен разбойниками в том же злосчастном 1771 году, с 8 на 9 июня, когда работные люди специально пригласили отряд беглых во главе с атаманом Рыжанко учинить расправу над деспотичным заводовладельцем Ефимом Ширяевым. Разбойники жгут в заводской конторе все бумаги, раздают собравшемуся народу хозяйские деньги, пряники и сахар, избивают оказавшегося в заводе Ефима Ширяева, а затем стреляют как собаку, а затем не спеша уходят, загрузив на подводы заводскую казну, собрав все ружья, пистолеты, порох и свинец. (Перед расстрелом атаман Рыжанко крикнул собравшимся, не было ль у кого обид на хозяина - но заводчане промолчали)[34].
Никто из работных людей и служащих завода не видел больше Плотникова после его ухода, но народ надолго запомнил его имя. Золотой Атаман, как прозвали Рыжанко в народе, был типичным Уральским «Робин Гудом». Он путешествовал — плавал по реке Чусовой; он трудился — грабил богатых; он облегчал жизнь — раздавал награбленное.
Такое чрезвычайное происшествие испугало как народ так екатеринбургские власти. Подобный случай на Урале произошел в далеком 1746 году, когда «лихие люди» разорили Рождественский завод. А сейчас для борьбы с разбойниками была создана военная команда под руководством боевого офицера Бибикова. Основные силы по борьбе с разбойниками были возложены на Монетную роту. Команде неслыханно повезло – в июне 1771 года в деревню, в которой расположилась рота на первый ночлег, забрел из леса неведомый мужик купить хлеба. Явного разбойника схватили и заставили скрытно вывести на товарищей. В ходе кратковременной перестрелки погиб один разбойник, а остальные разбежались. В плен попал раненый атаман Рыжанко. Его доставили в Екатеринбург, где по решению суда Рыжанко и его сотоварищи были сосланы на вечную каторгу[35].
Вот так в Судной и земской конторе начались ежедневные допросы и пытки. Одних разбойников сменяли другие. Допрашивали асессор Метлин, новый полицмейстер капитан Сергей Ерапольсков, а со следующего года и новый управитель конторы Николай Охлябинин.
И казалось, разбойники как будто затихли, но следующей весною опять напомнили о себе. Лишились покоя Сылвенский, Шайтанские и Уткинские заводы, загорелись разграбленные амбары Нижне-Тагильского завода на Усть-Утке. В апреле отбиваться пришлось провожатым шайтанского каравана. Кучковавшиеся возле Каслей "артельщики" всерьез намеревались разбить Уфалейский завод. Той "артели" не повезло - почти всех переловили; большинство же других безнаказанно ушли на Каму. А в июле раскольники Таватуйской деревни выследили, схватили и доставили в Екатеринбург одного из множества тогдашних атаманов Ивана Блоху (Завьялова). А в 1773 году разбойники завелись близ Ачитской и Бисертской крепостей.
Однако, в конце 1773 года Урал настигла новая беда – отряды пугачевских атаманов взяли Красноуфимскую крепость и надвинулись на Кунгур, второй по важности центр горнозаводского Урала. Бои за Кунгур – ключевое событие Крестьянской войны на Урале. Пугачев не встретил серьезного сопротивления со стороны местных властей и военных, которых охватила настоящая паника, вся административная система региона рухнула в одночасье. Постепенно пугачевскими союзниками были взяты Ачитская крепость, Уткинский завод Демидовых, Билимбаевский завод Строгановых и многострадальные Шайтанские заводы. Но, продвижение отрядов Пугачева на север остановили не правительственные войска, а стихийное сопротивлением городов и заводов[36].
На севере Башкирии все заводы, ранее захваченные Пугачевым, весной
Крестьянская война напомнила городу, сколь враждебным может быть окружающий мир. И опять завелись теперь уже неискоренимые разбойники – под Сергинскими заводами; и последний раз в XVIII веке был разорен завод – Таманский. Екатеринбургу приходилось привыкать к новым реалиям, к тому, что изменился народ и Екатеринбург в целом.
Итак, следует сказать, что атаки Екатеринбургского народа разбойниками, такое явление как крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева, коснувшаяся абсолютно всей России, есть не что иное, как протест против излишних притязаний крестьянства и заводских рабочих государством – силой, рабочим людям противоположной.
История мореходства (пиратства) в России (
XVII
-
XVIII
вв.)
Главной формой морского разбоя в России были набеги казаков на турецкие и татарские владения на берегах Азовского и Черного морей. В условиях обострившейся классовой борьбы в начале XVII века, первой крестьянской войны в России, польско-шведской интервенции. Для первой четверти XVII века наиболее характерны самостоятельные походы казаков. В мае 1602 года на 30 чайках и нескольких галерах, отбитых у турок, казаки вышли в море из Днепра и вступили в бой с вражеской эскадрой под Килией. В этом сражении казаки захватитили у противника одну галеру и несколько купеческих судов. В днестровском лимане казаки напали на галеру турецкого военачальника Гасан-аги, подошли к Белгороду и затем, дождавшись попутного ветра, направились к Днепру[38]. А в
Они штурмом овладели городом и предали его грабежу, убив около тысячи жителей. По возвращении казаки были настигнуты хивинцами на Амударье и истреблены.
В
В 1613 году казаки успешно ходили на Черное море, успешно разоряя города Крыма. Но одним из самых ярких и значительных эпизодов истории морского разбоя являются морские походы запорожских и донских казаков в 1620-1625 гг.
В феврале
Вместе с запорожцами активно выступали и донские казаки. Весной
А летом
В
В рукописи Афонского Иверского монастыря, содержащей одну из редакций хронографа Псевдодорофея, находится греческая запись о нападении казаков на Стамбул 9 июля
Однако, уже события следующего года показали, что обезопасить побережье Черного моря так и не удалось. По свидетельству де Сези, от 12 марта
Почти одновременно весной 1500 тыс. запорожских и донских казаков под предводительством Демьяна Черкашенина на 55 стругах вышли Доном в Азовское море, разорили Старый Крым и улусы возле Керчи, разделили добычу и возвратились одни на Дон, другие в Запорожье, но у первого бурей было разбито 12 стругов.
Весной
Донские казаки подошли к Трабзону раньше и, боясь потерять внезапность, решили штурмовать город, но смогли овладеть лишь внешними укреплениями. Не помогла и помощь подоспевших запорожцев. Понеся значительные потери, казакам пришлось отказаться от штурма цитадели. Донской атаман был убит, и дальше казаки действовали отдельными отрядами. [47]
Донские казаки вернулись домой, где нашли разоренные азовским гарнизоном жилища и городки. Движимые чувством мести, они штурмом овладели одной из Каланчинских башен[48] - разорили ее, захватив при этом 9 пушек и 117 пудов меди. [49]
В 1625-1630 гг. было временное «затишье» морского разбоя на русских морях. А в
В
Содружество запорожских и донских казаков обеспечивало успешные действия на море. « А у нас де, у Донских казаков, с Запороскими черкасы приговор учинен таков: как приходу откуды чаять Донских людей многих на Дон или в Запороги, и Запороским черкасам на Дону, нам, казакам помогать, а нам, Донским казаком, помогать Запороским черкасом»[52]. Такого рода соглашения в разное время заключались и подтверждались, несмотря на то, что запорожцы и донцы находились в зависимости от разных государей, часто враждовавших между собой[53].
В
К середине XVII в. русское мореходство и морской разбой поддерживались силами донских казаков, продолжавших совершать смелые набеги на приморские города и селения Турции и Крыма и уничтожать турецкие суда.
В
Ко второй половине XVII в. главной фигурой морского разбоя в России стал Степан Разин. Родившийся около
Помимо беспокойных явлений на Дону, которыми было обеспокоено царское правительство, с С 1660 по 1663 годы по Волге к Каспию разбойничали казаки во главе сначала с Иваном Кондыревым, который получил атаманство после казака Парфена Иванова, с отрядом казаков в 200 чел. действовал на Волге и Каспийском море и доходил до Персии. Разин планировал осуществить то же самое, только в большем масштабе[55]. Зимой 1667 люди Разина захватили царский струг на Каспии, в апреле на Тереке напали на купеческий караван. В мае двухтысячный казачий отряд вышел к Волге севернее Царицына. Оттуда атаман Степан Разин послал сообщение своим сторонникам на Яике. Первым значительным актом пиратства Разина стал захват торгового каравана, куда входили струги патриарха, богатого волжского купца Шорина и суда со ссыльными, которых везли в Астрахань и на Терек. Перебив начальников и купеческих приказчиков, разинцы освободили и присоединили к себе большинство стрельцов, рабочих и ссыльных. Укрепив свои силы, атаман направился к морю. Миновав Царицын и избежав боя с войсками, которые были собраны на берегу у Черного Яра, он разбил отряд стрельцов ниже этого города и в начале июня вышел на Каспий вблизи Красного городка. Воеводы пробовали преследовать разинцев, выслав несколько разрозненных отрядов на стругах и по берегу, но безуспешно. Разин разгромил при устье Яика один из посланных против него отрядов стрельцов и затем хитростью овладел Яицким городком. Три сотни стрельцов из гарнизона присоединились к разинцам. Посланные с целью вернуть крепость стрелецкие полки несли поражения, частично переходили к казакам. Не удалось усмирить атамана и дипломатическим путем. Разин старался тянуть время, пока продолжалась подготовка к походу. В ночь на 23 марта
Поход вдоль восточных берегов Каспийского моря был продолжен весной
После сражения у Свиного, крупные города начали готовиться к обороне от возможных набегов разинцев. Новый атаман Донского казачьего войска Михаил Самаренин получил указание удерживать казаков от похода на Волгу - на Дону находилось немало желающих повторить поход Разина. Воевода Астрахани послал князя С. Львова с 4 тыс. стрельцов на 50 стругах, чтобы выманить казаков с Каспийского моря. На случай, если не удастся решить дело силой, у князя была «милостивая» грамота царя. Когда отряд Разина при приближении превосходящего войска к лагерю у Четырех Бугров ушел в море, Львову пришлось прибегнуть к грамоте[58].
В результате переговоров разинцев с воеводой Астрахани И. Прозоровским было достигнуто соглашение, по которому отряду разрешалось пройти через Астрахань на Дон. Разинцы обещали вернуть взятые ими в крепостях пушки и пленников, а также оставшихся персидских скакунов из дара Алексею Михайловичу. 21 августа отряд вслед за полками Львова прибыл к Астрахани и был встречен с почетом. 26 августа Разин сдал в астраханский приказ символ власти - бунчук, 10 знамен, часть пленных персиян. Позднее он передал тяжелые пушки и большие струги, оставив 20 легких орудий, часть пленных и ценности, награбленные в походе по Каспию. Прозоровский не решился применить силу, так как видел сочувствие пиратам со стороны большинства астраханцев. В начале сентября отряд Разина направился к Царицыну, чтобы перейти на Дон. По пути он обрастал добровольцами. Видимо, слабость, проявленная воеводой, и рост численности отряда побудили атамана решиться на новый грандиозный поход[59].
Дальнейшие действия Степана Разина трудно квалифицировать только как пиратство. Он собрал большое войско на Дону из казаков и беглых крестьян, перешел с ним на Волгу и двинулся по реке, захватывая город за городом.пoxoд на Москву проходил под лозунгом истребления изменников-бояр, из-за которых народу тяжело жить. Главные силы десятитысячного войска весной
После этих успехов Разин задержался в Царицыне. Тем временем царское правительство стягивало войска, чтобы разбить восставших. 5 июня пополнившаяся массои добровольцев повстанческая армия направилась вниз по Волге. Разин командовал войсками на судах, а конницу вел берегом атаман Шелудяк. По пути повстанцы взяли Черный Яр и разгромили сильный отряд стрелецкого войска. Успеху способствовал переход на сторону разинцев массы простых стрельцов. Оставшийся в Царицынe отряд овладел при помощи хитрости Камышином.
19 июня главные силы Разина подошли к Астрахани. Город был сильно укреплен. Однако успеху штурма способствовала помощь жителей и стрельцов, которые начали сами избивать начальников. Разин продолжал казнить начальных людей. Но убийства и грабежи не были самоцелью. Добычу делили не только среди участников похода, но и среди местных стрельцов. В занятых городах атаман устанавливал казачью систему управления, разбивая жителей на тысячи и сотни, руководителей которых они выбирали сами. Такая политика позволяла Разину пополнять свои войска. Атаман готовился продолжить наступление в пределы России, когда будет собран урожай[61].
В июле, оставив пятую часть сил в Астрахани, Разин с остальными направился вверх по Волге. В Царицыне был принят план движения к Москве по Волге в надежде на помощь жителей поволжских городов. Теперь атаман посадил на суда все десятитысячное войско. 15 августа караван прибыл к Саратову, который местные жители сдали разинцам. Затем взяли Самару. Движение речной флотилии служило запалом для восстания местных крепостных. [62]
Пользуясь тем, что население Симбирской засечной черты уже бунтовало, Разин захватил и Симбирск, но стрельцы укрылись в крепости. Разинцы разгромили конницу князя Барятинского, шедшего на помощь осажденным. Однако при трех штурмах осаждавшие понесли большие потери. Сам Разин в бою с воijrками Барятинского, вновь подошедшего к Имбирску, был тяжело ранен. 4 октября его без сознания отправили вниз по Волге. Оставшись без вождя, разинцы потерпели поражение и оставили город.
Осенью
Прекращение поставок хлеба на Дон, задержка идущих к казакам беглецов, поддержка домовитыx казаков привели к тому, что казацкий старшина получила перевес на Дону. Разин пытался захватить Черкасск, но потерпел неудачу. 14 апреля
Разина казнили 6 июня на Лобном месте в Москве. После его смерти восстание пошло на убыль. [64]
С морскими разбойниками боролись все русские правители, но, без особого успеха. Пиратов подвешивали за вбитый под ребра железный крюк, а мертвые тела в назидание сплавляли на плотах вниз по реке[65].
После Степана Разина традицию походов «за зипунами» (за добычей) продолжили яицкие казаки. Ранней весной
Однако и другие группировки казаков-пиратов продолжали свои бесчинства. За наведение порядка на Волге взялся Петр I - в указе от 18 июля 1722 года предписал бурлакам хранить хозяйское добро. Царь Пётр сломил сопротивление донских казаков, поднявших в
В заключение следует отметить, что казаки, разбойничавшие по морям и рекам России были не только пиратами, но и землепроходцами, открывшими и присоединившими к Российскому государству Сибирь и Дальний Восток. К концу XVІІ в. они по суше, рекам и морям вышли на берега Тихого океана.
Петр Великий принял строгие меры к искоренению не только пиратства, но и разбоя в целом, разослал сыскные команды, поставил старост для розыска, суда и наказания воров. Эти строгие меры не помогали ввиду того, что тягости крепостничества осложнились новыми народными тягостями, в особенности суровой паспортной системой и тяжелой рекрутчиной. Пиратство, как и разбой в целом, удалось практически искоренить к концу XVIII в[68].