Кодекс и Законы

Кодекс и Законы Мазепа герой или предатель

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-29

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 23.11.2024






Герой или предатель?
       Основной идеей книги является несогласие автора со сложившимся мнением об украинском гетмане XVII века Иване Степановиче Мазепе и попытка доказать читателю, что Иван Степанович Мазепа – очень сложная, противоречивая личность и его нельзя оценивать однозначно, как это делали историки. Для его описания нужно использовать полную палитру красок.                             

       Мазепа обучался в знаменитой Киево-Могилянской академии. Закончил обучение классом риторики. Отсюда – прекрасное знание языков, поражавшее современников. Иван Степанович, кроме украинского, русского и польского, свободно владел латынью, говорил по-итальянски и по-немецки, очень хорошо знал и татарский язык. Там же ему привили любовь к поэзии – от греческой классики до Ренессанса. Впоследствии гетман сам станет писать стихи. В Голландии Мазепа изучал артиллерию. Кроме того он был в Италии, Германии, в Париже, на юге Франции. В этот период он закончил курс философии – высший этап в системе образования того времени. В то же время он был человеком глубоко верующим. Мазепа живо интересовался и разбирался в богословских вопросах. Как только у него появятся деньги и власть, он будет всячески поддерживать украинское духовное возрождение, делать всё возможное и невозможное, чтобы способствовать настоящему рассвету православной мысли в Украине.

       Однако, при всём этом Иван Степанович был человек скрытным, не доверяющим никому, сдержанным на эмоции и держащим за семью печатями свои мечты и планы. Весьма показательны два независимых отзыва людей, хорошо знавших Мазепу. Его близкий друг и помощник Орлик писал: «От покойного Мазепы научился я, что когда в свою очередь нужно высказать своё мнение, то нередко бывает лучше совсем промолчать.». А французский дипломат Жан Балюз отмечал, что когда Мазепа «разговаривает, то больше любит молчать и слушать других… Он принадлежит к тем людям, что предпочитают или вообще молчать, или говорить и не сказать». И это при том, что Мазепа оставался надменным гордецом, способным на безудержную страсть, не лишённым тщеславия и не безразличным к внешним атрибутам своей власти.

       Иван Степанович Мазепа родился 20 марта 1639 года в селе Мазепинцы на Правобережной Украине, когда Украина ещё была единым государством.  В начале 60-х годов XVII века происходит, пожалуй, самое трагичное событие в истории Украины  - раскол на Правобережье, которое осталось за Москвой, и Левобережье, признавшее польского короля.

       Попытка соединить две части в одно целое, стремление  к образованию Единой Украины – основная жизненная цель Мазепы-патриота и основная политическая задача Мазепы-гетмана. Исходя из этого, автор пытается доказать, что Мазепа не был предателем. Он не преследовал свои личные цели, не жаждал обогащения, как пишут о нём некоторые историки.
3

        Речь идёт о Северной войне – самом трагичном периоде гетманства Ивана Степановича Мазепы. В этой войне Украина выступала на стороне России в качестве союзника против Швеции. В результате сложных военных событий, манипуляций со стороны врагов Мазепы и всей сложившейся ситуации, гетман был вынужден перейти на сторону шведов. О чём в последствие  историки будут кричать, как о предательстве. Именно эту линию и проводит через всю книгу автор. Она опровергает мнение, что Мазепа изначально не был честен в отношениях с Россией, а наоборот говорит о том, что он на протяжении всего своего гетманства всесторонне поддерживал Петра, сохранял дружеские отношения с Россией. Но обстоятельства сложились таким образом, что сам Пётр не оставил гетману права выбора. Иван Степанович прекрасно понимал, что даже если он останется верен Петру, то его мечты о воссоединении Украины и её автономии никогда не осуществятся. К тому времени у Петра уже сложился свой политический план, в котором не было места Украине, как независимому сильному соседу России. 

       Во время всего своего правления, не исключая последнего года жизни, когда он перешёл на сторону шведов, Мазепа следовал лишь интересам страны, пытался сохранить её автономию и соединить в единое государство. В сохранившихся до наших дней высказываниях Мазепы очень чётко отслеживается мысль, что гетман рассматривал себя не как военачальника, но как «государя» подвластного ему края. Поэтому и заботился о своих подданных, их «жёнах и детях», об «отчизне нашей малороссийской». То есть разделял интересы Украины и России, не считая себя обязанным заботиться об общеимперских интересах.

       В период Северной войны Мазепа до последнего момента пытался найти альтернативу в отношениях со шведским королём Карлом XII. Даже торопившая его с отправкой к шведам универсала Станислава старшина не могла повлиять на его скорое отречение от Москвы. Гетман всеми силами пытался сохранить прежние отношения с Москвой и, по-видимому, только крайние обстоятельства вынудили его пойти на предательство. Этому способствовала также и политика Петра I. Многолетние сотрудничество и верная служба Ивана Степановича Мазепы  не были оценены им по достоинству. В такой сложный период для обоих государств Пётр совершенно не думал об Украине, а преследовал лишь свои цели. Ярким примером этого является тот факт, что вместо плана защиты Украины на военном совете в Жолкве Мазепе был представлен план «выжженной земли», который был принят, как главная доктрина предстоящей военной кампании. От Пскова до Северной Украины на глубину 200 вёрст должна была возникнуть «мёртвая зона», откуда эвакуировалось население, хлеб прятался в ямы, а всё оставшееся предписывалось «сжечь без остатку». На том же роковом военном совете Мазепа просил царя для защиты Украины от шведов послать хотя бы десять тысяч регулярного войска. На это Пётр ответил: «Не
4

только десяти тысяч, но и десяти человек не могу дать. Как можете, сами обороняйтесь».

       Всё это свидетельствует о том, что Пётр не только не позаботился о

защите Украины, но был уверен, что, как и в прежние времена, Украина будет безоговорочно выполнять его указания, как преданный вассал.

       Но даже это не сразу побудило Мазепу принять решение перейти на сторону врага. Это ещё раз опровергает мнение историков, утверждавших, что предательство гетмана было шагом, давно и тщательно спланированным и решённым.

       Ситуация складывалась совсем не так, как хотелось бы Мазепе. Вместо того, чтобы идти на Смоленск и Москву, оставив Украину в тылу и избавив её, таким образом, от участи «выжженной земли», Карл повернул на юг. Узнав об этом, украинский гетман произнёс свою знаменитую фразу: «Дьявол его сюда несёт!» это была не игра, как ошибочно считали многие историки, но искренняя досада. Изменившиеся планы шведов не позволяли Мазепе дальше выдерживать паузу, сохраняя нейтралитет и выжидая развития событий. «Без крайней и последней нужды не переменю я верности моей к царскому величеству», - сказал он в своё время Орлику и очень надеялся, что эта «крайняя нужда» будет не скоро.                           

       Уместно привести здесь высказывание Макиавелли, которого очень ценил   Иван Степанович: «Государю ради сохранения государства часто приходится нарушать свои обещания. Так что в душе он всегда должен быть готов к тому, чтобы изменить направление, если изменятся обстоятельства, или ветер удачи начнёт дуть в другую сторону».

       Долго колеблясь и взвешивая все «за» и «против», Мазепа ушёл к карлу. Он руководствовался не логикой «изменника», но логикой политика. В заявлении Ивана Степановича, процитированном Орликом, что делал он это ради всех подданных, находящихся под его властью, их жен и детей, было много истины. Эти же слова повторяли и его ближайшие сторонники в своих обращениях к народу. Обвинители Мазепы, объясняя его переход к шведам, обвиняют его в честолюбии. Но такое обвинение явно нелогично: гетман в октябре 1708 года был в весьма преклонном возрасте, обладал огромным богатством, домами и поместьями в Украине, имел дом в Москве и имение в Рыльском уезде, носил титул князя. Какие ещё блага мог он искать у шведов? Наоборот, он рисковал всем ради своих убеждений и идеалов.

       Мазепа поставил интересы своего края и своего народа выше союзнического долга. Но при этом он с самого начала выступал категорическим противником войны со Швецией.

       Отношения между государствами регулируются юридическими договорами. Согласно им Украина продолжала оставаться автономным государством. Целый ряд пунктов был к октябрю 1708 года нарушен Петром. Почему-то представляется естественным и оправданным то, что при завершении Северной войны Пётр добьется сохранением за собой финских
5

земель и отдаст полякам православное Правобережье. Такая позиция, возможно, действительно соответствовала интересам Российской империи. Но очень странно обвинять при это Мазепу в том, что он ставил интересы Украины выше интересов империи.

       В душе Иван Степанович интуитивно чувствовал безнадежность своей попытки обращения к шведскому королю Карлу XII, но при сложившихся обстоятельствах у него не было другого выхода.
6

Заключение.




       Прочитав эту книгу, я открыла для себя личность Ивана Степановича Мазепы более широко. Факты говорят о том, что Мазепа не был «подлым предателем», а был «добрым гением» Украины, опередившим своё время и не понятый современниками. Он всего лишь хотел, чтобы его горячо любимая Отчизна процветала. Но обстоятельства сложились не в его пользу. Ему просто не повезло. Однако, трагическое окончание его гетманства ни коим образом не умаляет заслуг Ивана Степановича Мазепы перед Украиной и её народом. Нельзя забывать, что именно Иван Степанович вывел страну из «Руины» и практически объединил Левобережную Украину с Правобережьем.

       Но как бы ни был оправдан автором поступок Мазепы, он изменил своим союзническим обязательствам. А мы знаем, что Россия никогда, ни в каких войнах (например, Первая и Вторая Мировые войны), не смотря на ужасные потери и лишения, не изменяла своему союзническому долгу.

       Автор Татьяна Таирова-Яковлева на мой взгляд очень интересно изложила факты жизни и деятельности выдающегося исторического деятеля Ивана Степановича Мазепы. Повествование ведётся живым литературным языком. Интересно описаны различные факты биографии героя. Автор опирается на различные документальные источники, доказывая свою точку зрения. Одновременно с этим она не уничтожает другие точки зрения, а позволяет читателю самому вникнуть и разобраться в сложной фигуре гетмана Украины Ивана Степановича Мазепы. Автор даёт возможность читателю увидеть героя неординарной, спорной и тем ни менее привлекательной фигурой своего времени. Можно соглашаться или не соглашаться с автором. Но ясно одно, после прочтения этой книги, хочется вернуться к истории взаимоотношений между Украиной и Россией, прочитать другие источники. Потому что только через изучение истории между двумя народами можно лучше понять современные взаимодействия между Россией и Украиной. Понять источник противоречий между этими странами. На мой взгляд книга и должна выполнять подобную цель. Она не должна быть мёртвым источником истории, а будить интерес человека к истории прошлого и современным событиям.
7

Содержание.




Введение.  _____________________________________________________ 2
Герой или предатель? ___________________________________________ 3
Заключение ____________________________________________________ 7
Примечания ___________________________________________________ 8
Список литературы _____________________________________________ 9



1. Курсовая Проектирование инструментов для детали Вал
2. Сочинение на тему Пророчество Платонова в повести Котлован
3. Реферат на тему Employee
4. Доклад Great White
5. Реферат Философия абсурда Альбэра Камю
6. Реферат Анализ воспитательной работы за 2008 2009 учебный год
7. Реферат на тему Hands Essay Research Paper The one adored
8. Доклад на тему Время ОИВТА
9. Краткое содержание Нос
10. Реферат на тему Политология 3