Кодекс и Законы

Кодекс и Законы Теории происхождения государства и права 3

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-29

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 21.9.2024





Тверской Государственный Университет.
Юридический факультет.

Специальность: таможенное дело.

Кафедра гражданского процесса и правоохранительной деятельности.
Курсовая работа.
На тему: Теории происхождения государства и права.
Выполнил:

Студент I курса, 65 группы, Тихонов А.Д.
Научный руководитель:

 доцент

Русланов Г.Н.
Содержание:

1. Введение;

2. Происхождение государства:

         2.1. Возникновение государства;

         2.2. Теории происхождения государства;

3. Происхождение права:

         3.1. Понятие права;

         3.2. Закономерности формирования права;

         3.3. Теории происхождения права;

5. Заключение.   

6. Список используемой литературы.
Введение.

Формирование государства и права у разных народов шло различными путями, непохожими друг на друга. Это обусловило различные точки зрения в объяснении причин возникновения государства и права.

Изучение процесса происхождения государства и права имеет не только познавательный характер, но и политико-практический. Оно позволяет глубже понять социальную природу государства и права, их особенности и черты. Также дает возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития. Позволяет четче определить все свойственные им функции.

Познание государства и права следует начинать с вопроса о происхождении государства – всегда ли в истории человечества существовал этот социальный институт. Или же он появился на определенном этапе развития общества. Только такой поэтапный подход позволяет уяснить и понять причины и формы появления государства и права, его характерные, сущностные черты.

Вопрос о возникновении государства и права волнует умы многих ученых, политиков, историков, юристов. Как известно, сколько людей, столько и мнений (а именно – теорий возникновения государства и права). Неудивительно, что люди спорят между собой, выдвигают свою точку зрения, доказывая свою правоту. Это естественно для людей. Когда-то давно древний римский мимический поэт Публий Сир сказал: «В споре всегда теряется истина». Но ведь любой политолог, историк, или любой другой человек, всегда заведомо уверен в том, что его точка зрения есть истина... И поэтому, я считаю, нужно стараться быть беспристрастным человеком, чтобы уловить весь спектр чужих мнений и не попасть под влияние какого-то одного. А потом уже, на основе логического мышления, сделать вывод о том что достоверно, а что просто выдумки.

Происхождение государства.
1.Возникновение государства.

Человекоподобные существа появились на земле по крайней мере два млн.лет тому назад. Это были представители человеческого рода, который мы называем homo habilishomo erectus (человек умелый – человек прямоходящий), а мы – представители homo sapiens (человек думающий) – появились как минимум 200 тыс. лет назад.

         Первобытный строй был самым длительным по времени этапом истории человечества. Закончилась эта эпоха приблизительно около пяти тыс. лет назад. Считается, что возникновение раннеклассовых обществ и появление первых государств произошло в Азии и Африке на рубеже четвертого и третьего тысячелетий до Р.Х., в Америке – в первом тысячелетии Р.Х., а в других регионах земного шара – еще позднее[1].

         О первобытных людях мы знаем немного, но все же общее впечатление об их жизни можно себе составить.

Первобытные люди жили одиночными семьями или родами численностью 20-30 человек. Лишь для крупной охоты они собирались небольшими отрядами, по несколько десятков человек. Роды группировались во фратрии[2]. Фратрии могли быть исходными, первоначальными или разветвленными родами, но могли и возникать в результате искусственного объединения нескольких родов.

Постепенно сообщества людей увеличиваются. Фратрии объединяются в племена. Укрупнение общественных структур было выгодно всем: оно позволяет успешнее противостоять силам природы, использовать более совершенные орудия и способы труда, отражать нападение соседей, вести борьбу за захват территорий, источников питания. Племя выступает верховным собственником территории, носителем определенных культов. Люди живут как бы поселками. Скотоводы составляли большие лагеря. Когда истощался корм в округе, весь лагерь передвигался на новое место. Земледельцы составляли общину и разделяли между собой большую поляну, окруженную лесом, или часть речной долины. Они жили сплоченной деревней. Скотоводы, суровые и смелые люди, часто ссорились с соседями, делали на них набеги, пытаясь отобрать добычу или отвоевать территорию для откормки скота. Земледельцы особой воинственностью не отличались. Они боялись войны, во время которой растаптывались поля и огороды и погибал труд многих лет.

         Люди, одни для нападения, другие для защиты, соединялись в союзы племен. Союзы эти были невелики по сравнению с государствами или областями нашего времени. Однако их можно все же считать прообразами народности.

В первобытном обществе в общей сложности можно выделить шесть органов управления. У одних племен были простейшие органы власти, у других же использовалась более сложная ее система. Кроме того, следует заметить, что разветвленная властная организация встречается на более поздней стадии развития первобытного общества. Теоретический анализ, позволяет нам выстроить в ряд и кратко охарактеризовать органы управления в первобытном обществе:

1. Старейшины. Это предводители, главы семей или родов. Старейшиной становился зрелый человек, обладающий особыми личностными качествами: жизненным опытом или мудростью (которая приходила с годами), умением предвидеть события хотя бы на шаг вперед. Старейшину не выбирали – старейшинами становились фактически. То есть все сородичи как бы молчаливо признавали, что данный человек выделяется среди них особыми качествами, за что его боялись, уважали, слушались и даже почитали.

2. Совет старейшин. Когда надо было обдумать важное решение, затрагивающее жизнь всего поселка, собирали предводителей всех семей (родов). Среди них выделялся главный. Каждый по очереди брал в руки палку или скипетр и говорил свое мнение. Вопросы, которые решал этот коллегиальный орган, были достаточно важными. Совет старейшин разрешал споры между родами, согласовывал действия семей общины и т.д.

3. Военные предводители. Это в основном главы племен. Предводителями становились люди, как правило, выделяющиеся своей храбростью, смелостью, ловкостью, силой, а также умением прогнозировать наступление или защиту от врага.

4. Советы военных предводителей. Они собирались для решения вопроса о том, продолжать ли затянувшуюся осаду или возвращаться домой, а также для выработки тактики боя.

5. Собрание взрослых членов (воинов). Созыв всех воинов.

6. Жрецы (колдуны, гадатели, ведуны, шаманы, священники, знахари). Этот орган управления занимался, условно говоря, организацией сознания людей. Жрецы помогали “задобрить” богов путем совершения культовых обрядов и жертвоприношений, вселяли веру в то, что силы природы будут милостивы к человеку. Эта уверенность придавала людям силу, так как отвлекала их сознание от возможной борьбы с опасностью, раскрепощала их.
2. Теории происхождения государства[3].

1. Ирригатационная теория.

В древнем Египте, где вначале на берегах Нила жили кочевые племена, люди постепенно переходили к оседлой жизни. Они приобретали трудовые навыки, научились управлять ежегодными наводнениями, распределять воды Нила на более обширные территории с помощью строительства каналов. Ирригационные работы, являясь довольно сложными и трудоёмкими, требовали умелой организации. Ее стали осуществлять специально на то поставленные люди, способные охватить своим умом весь ход ирригационного строительства. Считают, что эти организаторы впоследствии и стали государственными служащими. Таким образом, в создании государства главным оказался ирригационный фактор.

Автор теории концентрирует свое и наше внимание лишь на отдельной, пусть и очень важной стороне жизни общества, а именно на строительстве ирригационных сооружений.

2. Патриархальная теория.

Данную теорию основали Платон и Аристотель. Согласно патриархальной теории, государство – это продукт разросшейся семьи. Первоначальной форма была семья. Люди, как правило, естественным образом размножаются. Появляются племена, союзы, общины, народности. В этом ряду социальных превращений наступает такой момент, когда утрачивается чувство кровного родства и создается власть, лишенная семейной основы. Это и есть основополагающий принцип данной теории.

Большим плюсом этой теории служит то, что она позволяет установить в обществе порядок, как результат подчинения “воле отца”. Также, она поддерживает веру людей в нерушимость мира.

3. Теологическая теория.

Это одна из первых теорий, возникшая для объяснения происхождения государства. Смысл данной теории заключается в том, что государство – это результат “божественного промысла”; оно вечно, как и сам Бог; государь наделяется Церковью правом повелевать людьми и призван реализовывать волю Божью на земле; люди должны беспрекословно подчиняться воле государя. Именно так эта идея звучит в учениях различных религиозных деятелей (католических, православных, мусульманских).

Оценивая эту теорию, созданную в VI-XIII вв., надо отметить, что она была создана под влиянием всеобщего религиозного сознания людей, которое доминировало в те далекие времена. В более позднее время, эту теорию стали использовать для оправдания неограниченной власти монарха. Стоит отметить немаловажный факт – теория ненаучна, потому что нельзя доказать то, что ею провозглашается, так же как нельзя её, впрочем, и опровергнуть – в это можно только верить. Но это уже вопрос мировоззрения.

4.Теория насилия.

Теория состоит из двух теорий:

А. Теория внешнего насилия;

Ее авторами считаются Каутский, Гумплович ( XIXв.).

Суть теории в том, что государство возникает в результате завоевания одного племени (народа) другим. Необходимо применять насилие не только в ходе завоевания, но и после оного, для того, чтобы не было постоянной войны между ними.

По мнению представителей этой теории, государство более необходимо слабым племенам, нежели сильным. Будучи инструментом управленческого воздействия на них, государство становится мощным инструментом защиты завоеванных от возможных посягательств со стороны других сильных племен. Возникает вполне предсказуемый вопрос, неужели люди могут существовать в постоянной вражде? Каутский и его сторонники пытаются доказать, что при дальнейшем развитии общества государство формируется в инструмент всеобщей гармонии, в орган защит и обеспечения всеобщего блага как сильных, так и слабых. По мнению Каутского и его сторонников, в своем развитии государство проходит следующие фазы: 1)покорение одного народа другим; 2) возникновение каст (классов); 3) постепенное смягчение их неравенства; 4) замена военного господства господством права; 5) Возникновение государства, где все люди имеют права и обязанности; 6) соединение людей в однородный народ; 7) рождение и развитие чувства патриотизма и образование нации.

Давая оценку данной теории, стоит отметить что она далеко не универсальна и не может объяснить образование государства во всех регионах Земли. Например, государства в Египте и Китае, появились помимо военного вмешательства, как говорится, естественным путем. А в тех регионах, где имели место быть факты завоевания, они все же носили вторичный характер.

Таким образом, фактор завоевания в образовании государств не имеет первопричинного характера, хотя его нельзя сбрасывать со счетов. История дает множество примеров порабощения одного народа другим.

Б. Теория внутреннего насилия.

Автор теории – Дюринг (нем.1833-1921.Соч. “Ценность жизни”)

Дюринг считал, что основой общественного развития являются формы политических отношений, а экономические отношения – следствие политических актов. Дюринг предлагал представить общество в виде двух человек. Две человеческие воли вполне равны друг другу, и ни одна из них не может предъявить другой никаких положительных требований. При таком положении дел, когда общество состоит из двух равных лиц, неравенство и рабство невозможны. Но равные люди могут бесконечно спорить по определенным вопросам. И тогда Дюринг предложил привлечь третьего человека, так как без него нельзя принять решение большинством голосов и разрешить спор не представляется возможным. По мнению Дюринга, собственность, классы и государство возникают как результат насилия одной части общества над другой.[4]
Происхождение права.
1. Понятие права[5].

На протяжении всей истории существования права так и не сложилось единое общее, устраивающее всех определение права, поскольку это очень сложное и многоаспектное явление. Даже в русском языке слово «право» используется в разных значениях («правило поведения», «правда», «справедливость» и т.п.).

Надо отметить, что в современной юридической науке сложились в основном три подхода к пониманию права: а) нормативный; б) социологический и в) философский (его иногда называют нравственным).

Нормативный подход трактует право как совокупность охраняемых государством норм. Таким образом, основной акцент делается на нормативности права, его формальной определенности и обеспеченности государственным принуждением. Позитивным в таком подходе является то, что он ориентирует на соблюдение законов, дает точные критерии тем, кто применяет право, — они должны соблюдать законы, действующие в данный момент. Отрицательный же момент в нормативном подходе заключается в том, что государство объявляется главным источником правовых норм и, следовательно, то, что оно создает, и является правом. Отсюда — игнорирование содержания права, степени свободы личности, соответствия правовых норм потребностям общественного развития. Нормативный подход базируется на теории позитивного права, которая отождествляет право и закон, и считает, что свои права человек получает не от абстрактной природы, а в силу закрепления этих прав в законе.

Социологический подход трактует право, как регулируемые им общественные отношения. Сторонники данного подхода считают, что право надо искать не в нормах, а в самой жизни. При этом они различают право и закон, но полагают, что норма права, взятая вне регулируемых ею общественных отношений, теряет свои регулятивные свойства. Иначе говоря, при этом подходе право рассматривается не как система абстрактных норм, а как сеть конкретных правоотношений, как нормы, фактически применяемые на практике.

Данный подход не дает четких ориентиров для правоприменителей и таит в себе опасность произвола, "вольного" обращения с законами. Он применим главным образом в законотворчестве и служит ориентиром для законодателя, который должен анализировать, что реально складывается на практике, какие нормы применяются, а какие — нет.

Философский подход связывает право с мерой свободы и справедливости. Эта позиция основывается на естественно-правовой теории, которая различает право и закон. При этом право трактуется как высшая идея представления о справедливости и свободе — извечные идеалы человечества. Если нормативные установления государства не соответствуют идеям свободы и справедливости, то они не являются правом. Отсюда различают правовые и неправовые законы.

Данный подход дает ориентиры для законодателя, который при создании новых норм должен основываться на такой высокой идее о справедливости и свободе. Однако для правоприменителей обязательны нормы закона, а не права.

Все три подхода имеют право на существование, так как подчеркивают ту или иную особенность права и формы его выражения. Право может существовать и в виде норм (нормативный подход), и в виде общественных отношений, порождающих правовые нормы и испытывающих, и в свою очередь, воздействие этих норм, и, наконец, в форме идеи, правосознания, представлений о праве.

Обычно право воспринимается как совокупность правил поведения, установленных государством и обеспеченных, в случае их невыполнения, принудительной силой государства. В целом это определение права правильно. При таком подходе выделяются следующие признаки права:

1) Нормативность, т.е. оно состоит из правил поведения, которые четко определяют права и обязанности людей. В нормах права закрепляется эталон, масштаб, модель поведения, возможного и должного с точки зрения государства.

2) Общеобязательность, т.е. нормы права обязательны для всех членов общества и в случае их нарушения государство может применить принуждение.

3) Формальная определенность. Это означает, что нормы права всегда существуют в письменной форме и обязательно облекаются в строго установленную форму — законов, указов, постановлений. Эти акты принимаются по определенной установленной процедуре, нарушение которой влечет признание акта недействительным, не имеющим юридической силы.

4) Неперсонифицированность, т.е. отсутствие конкретного адресата. Нормы права адресуются всем членам общества, а не отдельным гражданам или организациям.

Исходя из указанных выше признаков права, можно определить право как систему установленных или санкционированных государством общеобязательных, формально определенных нормативных предписаний, регулирующих общественные отношения и обеспеченных к выполнению принуждением со стороны государства.

Выделяют две главные функции права — регулятивную и охранительную.

Регулятивная функция направлена на регулирование, упорядочение общественных отношений, установление правил поведения людей. Эта функция опирается на способность права предписывать, устанавливать те или иные варианты поведения. В регулятивной функции проявляется главное назначение права — упорядочивать общественные отношения.

Охранительная функция направлена на защиту, охрану наиболее важных для жизни общества отношений. При этом право объявляет их неприкосновенными, а нежелательные, чуждые обществу отношения стремится вытеснить, ликвидировать. Данная функция имеет своей задачей обеспечить выполнение требований законов, установить режим законности в обществе.

Помимо названных, право выполняет также воспитательную, идеологическую и информационную функции.

Воспитательная функция заключается в воздействии права на волю, сознание людей, воспитывая у них уважительное отношение к праву.

Идеологическая функция состоит во внедрении в жизнь общества идей гуманизма, приоритета прав и свобод человека, идей демократизма.

Информационная функция позволяет информировать людей о требованиях, которые предъявляются государством к поведению личности, сообщать о тех объектах, которые охраняются государством, какие поступки и действия признаются общественно полезными или, напротив, противоречит интересам общества.
2. Закономерности формирования права[6].

Возникновение права, как и государства, занимало целые эпохи, испытывало различные внешние влияния. Поэтому общетеоретическое схематическое изложение не отражает всех особенностей происхождения права у разных народов.

Одним из источников права были обычаи, сложившиеся в период формирования древних цивилизаций и освящаемые религией, и охраняемые государством (обычное право или правовой обычай). Среди них все большее значение приобретали обычаи, закрепляющие неравенство членов сельской общины, привилегии высших сословий и обязанности низших. В дальнейшем многие нормы обычного права составили основу первых писанных законов (Законы ХII таблиц, «варварские правды»).

Большую роль в формировании права сыграли судебные органы. Они содействовали разрушению системы обычаев родового строя, закрепляя в своих решениях нормы, которые соответствовали новым порядкам. Постепенно возникает прецедентное право, т.е. решение суда по конкретному делу превращается в общую норму (судебный прецедент).

С развитием письменности появляются и первые писанные законы. Становление государства требовало все более прочного закрепления правовых норм, придания им высокой степени формальной определенности. Возникающее право опиралось на принудительную силу государства, иначе бы ему не вытеснить родовые обычаи.

Формирующееся право преследовало двоякую цель: с одной стороны — закрепление классового (кастового, сословного) господства и, с другой — установление и поддержание единого для всего населения страны порядка в общественных отношениях, без чего невозможна нормальная жизнь любого общества.

Установлению единого правового порядка у некоторых народов способствовали победоносные междоусобные или межгосударственные войны.

Государственное объединение племен в единые народы способствовало и правовой защите их внешнеполитических интересов. Вырабатывались нормы, касающиеся межгосударственных союзов, установления таможенных правил и т.п. Начинается формирование зачатков международного права.

Ученые правоведы, такие как: Алексеев С.С., Пиголкин А.С., Манов Г.Н. выделяют два пути возникновения права: восточный и западный.

К первому относятся государства, в которых приоритетным является государственная собственность на средства производства, правовые нормы фиксируются в сборниках (Коран в мусульманских странах, законы Ману в Индии); ко второму — страны, в которых приоритетным является частная собственность, обеспечивающая равные права собственников.

Первый путь был обусловлен необходимостью вести масштабные ирригационные работы, низкой орудийной развитостью. Первоначально возникли должности управляющих резервными пищевыми фондами, управляющих распределением продуктов, но со временем они обособились в особую группу управленцев. Социальная дифференциация в восточном обществе происходила на основе политического неравенства (функциональная система) — положения личности в системе власти. Экономика основана на государственной и общественной форме собственности, частная собственность не играет значимой роли. Это характерно для тех стран, в которых господствующее положение занимала государственная собственность. Основной источник (способ фиксирования правовых норм) — сборники нравственно-религиозных положений. Нормы носят казуальный характер и дополняются в случае необходимости другими обычаями или установлениями монарха.

Второй путь присущ странам, где явно доминировала частная собственность, которая устанавливала равенство собственников, нормы отличаются более высокой степенью формализованности и определённости. Очень хорошо развито гражданское право. Право возникает в результате имущественного неравенства, появления частной собственности и раскола общества на классы. Земля, главным образом, находится в частной собственности. Идёт постоянная борьба имущих и неимущих. Наиболее богатые занимают и наиболее высокие должности в государственном аппарате. Афины — классический пример такого пути возникновения права. Спарта — это государство отличается от афинского тем, что основную массу населения составляли захваченные спартанцами племена. Рим — здесь складывается похожая ситуация, но в процесс становления и формирования права активно вмешивается третья сила — плебс.

В таких государствах создавалось более высокое законодательство, в том числе гражданское, регулирующее имущественные общественные отношения, а частное Римское право дожило и до сегодняшних дней.

3. Теории происхождения права[7].

Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой действительности. Они являются гражданами (или подданными) определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в глубокой древности они стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения права. Создавались самые разнообразные теории, по-разному отвечающие на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали. Раскрыть все теории не представляется возможным в силу их многообразия, поэтому остановимся лишь на некоторых из них, наиболее известных и распространённых. К числу последних справедливо будет отнести: теологическую (божественную), патриархальную, договорную, насилия, психологическую, расовую, материалистическую (классовую) теории.


4.1 Роль религии в возникновении права

В глубокой древности наиболее сложившейся идеологической силой выступала религия. Особую роль она сыграла в возникновении права у народов, где в производящем хозяйстве доминировали скотоводство и земледелие. Так, естественной для земледельцев, особенно в странах жаркого климата, стала религия Солнца (Месопотамия, Передняя Азия, Индия, Древний Египет, Месоамерика, Горное Перу). Возникновение культа высшего божества содействовало возвышению племенных обычаев над обычаями отдельных родов и вело к упрочению веры в единый для всего народа порядок, данный свыше верховным божеством. Жрецы, носители новой религии, выработали представления о временах года, воплотившиеся в древних агрокалендарях, устанавливающих для всех цикличность проведения сельскохозяйственных и ирригационных работ, сопровождавшихся религиозными обрядами поклонения Солнцу. Этот порядок поддерживался властью первых городов-государств, находившейся в руках царей, военной верхушки и бюрократии.

В Древней Греции, Древнем Риме и у славянских народов, кельтов, германцев, где поливное земледелие было неразвитым, а полевые работы оставались делом сельской общины, календари природы и поклонение Солнцу не получили столь явного «огосударствления».

В глубокой древности источник, из которого проистекает позитивное право, видели, прежде всего, в воле богов и их «помазанников» — правителей государств (Индия, Китай, Египет и т.п.). Влияние религии, как доминирующего мировоззрения, на содержание законов и права в средние века привело к почти тысячелетнему господству теологических воззрений, утверждавших божественное происхождение права и законов. Наиболее последовательным их выражением является учение средневекового теолога Фомы Аквинского. Но и в настоящее время религиозное понимание сущности права как творения Бога до сих пор остается одним из направлений его теоретического осмысления (Ж. Маритен).
4.2 Патриархальная теория
Патриархальная теория происхождения права берет свое начало еще в Древней Греции. Родоначальником ее считается Аристотель. Среди заметных сторонников данной теории выделяется англичанин Филмер (XVII в.) и русский исследователь государствовед Михайловский (XIX в.).

Право, по Аристотелю, является не только продуктом естественного развития, но и высшей формой человеческого общения. Оно охватывает собой все другие формы общения (семью, селения). В нем последние достигают своей конечной цели — «благое жизни» — и завершение. В нем же находит свое завершение и политическая природа человека.

Правовая власть, по мнению сторонников патриархальной теории, есть ничто иное, как продолжение отцовской власти. Патриархальная теория служила в средние века обоснованием абсолютной («отеческой») власти монарха.
4.3 Договорная теория

С середины XVII века теологическое направление происхождения права начинает уступать первенство гуманистическим и светским теориям.

Договорная теория (теория договорного происхождения права) объясняет происхождение права общественным договором — результатом разумной воли народа, на основе которого произошло добровольное объединение людей для лучшего обеспечения свободы и взаимных интересов. Отдельные положения этой теории развивались в V — IV веках до н. э.

Условия жизни людей и характер человеческих взаимоотношений в естественном состоянии представлялись не однозначным образом. Гоббс видел естественное состояние в царстве личной свободы, ведущей к «войне всех против всех»; Руссо считал, что это есть мирное идиллистическое первобытное царство свободы; Локк писал, что естественное состояние человека — в его неограниченной свободе.

Сторонники естественного права считают государство результатом юридического акта — общественного договора, который является порождением разумной воли народа, человеческим учреждением или даже изобретением.

Классическое обоснование договорная теория получила в трудах Руссо.

Руссо считает, что в интересах создания правомерного государственного устройства и восстановления истинного равенства и свободы надо заключить свободный общественный договор. Главная задача этого договора состоит в том, чтобы «найти такую форму ассоциации, которая защищала и охраняла бы общей совокупной силой личность и имущество каждого участника и в которой каждый, соединяясь со всеми, повиновался бы, однако, только самому себе и оставался бы таким же свободным каким он был раньше» [14, 211].

Сторонники естественно-правовой теории происхождения права исходят из того, что народ обладает естественным, неотчуждаемым правом не только на сознание своего права на основе Общественного договора, но и на его защиту.

Сторонники договорной теории различают два вида права. Одно — естественное, предшествующее обществу и государству. Второе — позитивное право — является порождением государства. Естественное право включает в себя такие неотъемлемые права человека, как право на жизнь, свободное развитие, участие в делах общества и государства. Позитивное же право основывается на требованиях естественного права.

Понятие естественного права включает в себя представления о прирожденных правах человека и гражданина, которые являются общеобязательными для каждого государства.

Римские юристы наряду с гражданским правом и правом народов выделяли естественное право (jus naturale) как отражение законов природы и естественного порядка вещей. Цицерон говорил, что «закон государства, противоречащий естественному праву, не может рассматриваться как закон» [16, 17]. Тем не менее, «закон, властвуя над людьми, принуждает его ко многому, что противно природе» [16, 18].
4.4 Теория насилия

Теория насилия принадлежит к числу относительно новых теорий права. Идейные истоки этой теории зародились еще в эпоху рабовладения. Ее представители считали, что право может возникнуть лишь в результате насилия и завоевания. Научное обоснование теория насилия получает в XIX-XX веках.

Наиболее характерные черты теории насилия изложены в работах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и других. Дюринг считал, что основой общественного развития являются формы политических отношений, а экономические явления — это следствие политических актов. Первоначальный фактор возникновения права следует искать в непосредственной политической силе.

Каутский также видит источник происхождения права во внешнем насилии, в войнах. Племя-победитель, по его утверждению, подчиняет себе побежденное племя, присваивает землю этого племени, а затем принуждает его систематически работать на себя, платить дань или подати, устанавливая определенные правила существования и, соответственно, правовой аппарат.

При этом насилие рассматривается не как некое ограниченное, локальное, а как глобальное, к тому же «естественное» явление, порождающее не только единство противостоящих друг другу «элементов» государства — победителей и побежденных, правящих и управляемых, но и имеющее далеко идущие социально-экономические последствия.

Отвергать полностью теорию насилия нельзя не только из формальных соображений, но и на основании исторического опыта, который подтверждает, что завоевание одних народов другими являлось реальным фактором существования государственности исторически длительное время (например, Золотая Орда). В более позднее время непосредственное насилие сыграло решающую роль в образовании американского государства: борьба между Севером и рабовладельческим Югом в итоге привела к образованию США. Ясно, что эти реальные факты исторической действительности лишь частично подтверждают истинность теории насилия, но не позволяют игнорировать ее научные положения.



4.5 Расовая теория


Расовая теория берет свое начало еще в эпоху рабовладения, когда в целях оправдания существующего строя развивались идеи естественного деления населения в силу у прирожденных качеств на две породы людей — рабовладельцев и рабов. Наибольшее развитие и распространение расовая теория права получила в конце XIX — первой половине XX в. Она легла в основу фашистской политики и идеологии.

Содержание расовой теории составляли развиваемые тезисы о физической и психологической неравноценности человеческих рас. Положения о решающем влиянии расовых различий на истории, культуру, государственный и общественный строй. О делении людей на высшую и низшую расы. Из которых первые являются создателями цивилизации и призванная господствовать в обществе и государстве. Вторые не способные ни только к созданию, но даже и к усвоению сформированной цивилизации. Их удел — слепое и беспрекословное повиновение. С помощью государства и права высшие расы должны господствовать над низшими.

Один из основателей расовой теории француз Ж. Гобино (1816-1882 гг.) объявлял арийцев «высшей расой», призванной господствовать над другими расами. В фашисткой Германии была предпринята попытка переписать всемирную историю заново как историю борьбы арийской расы с другими расами. Носительницей духа высшей арийской расы объявлялась Германия. К низшим расам относились семиты, славяне и другие.

Важным средством решения всех важнейших государственно-правовых и божественных проблем объявлялась война.

Исторически расовая теория изжила себя и была полностью дискредитирована несколько десятилетий назад. Она не используется больше как официальная или даже полуофициальная идеология. Но как «научная», академическая доктрина она имеет хождение в некоторых странах и в настоящее время.
Заключение.
Я рассмотрел основные теории происхождения государства и права. Разумеется, я привел не все взгляды современных исследователей, в учебной и научной литературе встречаются и другие мнения.

Подводя заключение своей работе, можно сказать, что государство и право существовали не всегда, а появились на определенном этапе развития общества. Этому этапу предшествовал первобытный строй. Жизнь строилась на началах самоуправления.

Опыт исторического развития показывает, что при­чины происхождения общества и государства следует искать во всей совокупности закономерностей, порож­дающих индивидуальную и общественную жизнь чело­века. И здесь главная задача состоит в том, чтобы не отрицать разнообразие научных подходов к предмету исследования, а суметь скомпоновать главные выводы в общую теорию, объясняющую сущность явле­ния не односторонне, а во всем разнообразии его про­явлений в реальной жизни.

При всем существующем множестве теорий происхождения государства и права вопрос о причинах и процессе происхождения был и остается ключевым для теории государства и права.

Юридическая наука находится в поисках новой концепции государства и права, современные подходы к исследованию государственно-правовых явлений находятся в центре внимания ученых.

Список используемой литературы:
1) Алексеев С.С. Общая теория права. т.1. М., ПРАВОВЕД,  2003.

2) Марченко М.Н. Теория государства и права. - М.: Зерцало, ТЕИС, 2001.

3) Морозова. Л.А. Теория государства и права. – М.: «Юристъ», 2004.

4) Спиридонов Л.И. Теория государства и права. - М., Инфра-М, 2003.

5) Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Хрестоматия.Под ред. проф. Т.Н. Редько. - М.: Просвещение, 2001.

6) Комаров С.А. Теория государства и права. - М., Инфра-М, 2001.

7) Алексеев С.С. Государство и право. М.: Инфра-М, 2000.

8) Скакун О.Ф. Теория государства и права. - Х., 2000.

9) Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права: Учебник. М.: ТК Велби; Проспект, 2005.

10) Венгеров А.Б. Теория государства и права. Юриспруденция, 2000.




[1] Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. М., 1990. С.6.

[2] Подразделение племени, совокупность нескольких родов (Энциклопедический словарь – www.edudic.ru)

[3] Т.В. Кашанина, Происхождение государства и права, М.,1999.

[4] См.: Дюринг Е. Ценность жизни. СПб., 1894

[5] Марченко М.Н. Теория государства и права. - М.: Зерцало, ТЕИС, 2001

[6] Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Хрестоматия.Под ред. проф. Т.Н. Редько. - М.: Просвещение, 2001

[7] Спиридонов Л.И. Теория государства и права. - М., Инфра-М, 2003.

1. Реферат Станы холодной прокатки
2. Курсовая на тему Лечение бесплодия коров
3. Шпаргалка на тему Конституционное право
4. Реферат на тему ShakespeareS Othello 2
5. Курсовая на тему Особенности сенсомоторной координации у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
6. Реферат на тему Wilt Chamberlain Essay Research Paper There have
7. Реферат Понятие и признаки ценной бумаги
8. Реферат Вели кие географические открытия
9. Реферат на тему Character Development Rev Hale In The Crucible
10. Реферат Ионная терапия