Кодекс и Законы

Кодекс и Законы Форма правления и ее правовое закрепление. Приоритет прав человека как признак правового государ

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-29

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 23.11.2024





МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ КАЛУЖСКИСКИЙ ФИЛИАЛ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине:

«Политология»

Контрольное задание № 5
Выполнила студентка группы ЭЗПС-09

Малинкина Е.С.

Проверил  доцент Наседкин В.И.
Дата сдачи «___» _______________2010 г.
Калуга, 2010 г.
Содержание

1.Содержание концепции идеального государства Платона                           3

2.Проблема соотношения морали и политики                                       5

3.Понятие и типы ресурсов власти                                                         7

3.1.Понятие ресурсов власти                                                                  7

3.2.Типология ресурсов власти                                                              8

4.Ответы на вопросы                                                                              10

5.Упражнения                                                                                          14

6.Список используемой литературы                                                      15
1.Содержание концепции идеального государства Платона

Платон - древнегреческий философ, классик философской традиции. Учение Платона пронизывает не только мировую философию, но и мировую культуру.

Одна из основных тем учения Платона - справедливое (идеальное) государство. Она претерпевала изменения от момента несправедливого осуждения Сократа в Афинах и до конца жизни Платона.


Теория идеального государства наиболее полно представлена Платоном в труде „Государство” и развита в „Законах”. Истинное политическое искусство есть искусство спасения и воспитания души, а потому Платон выдвигает тезис о совпадении истинной философии с истинной политикой. Только если политик становится философом (и наоборот), можно построить подлинное государство, основанное на высшей ценности Правды и Блага. Построить Город-Государство означает познать до конца человека и его место в универсуме.

Государство, по Платону, как и душа, имеет трехчастную структуру. В соответствии с основными функциями (управление, защита и производство материальных благ) население делится на три сословия: земледельцы-ремесленники, стражи и правители (мудрецы-философы). Справедливое государственное устройство должно обеспечить их гармоничное сосуществование. Первое сословие образовано из людей, в коих преобладает вожделеющее начало. Если в них преобладает добродетель умеренности, своего рода любовь к порядку и дисциплине, то это достойнейшие люди. Второе сословие образовано из людей, в коих преобладает волевое начало, долг стражника - бдительность по отношению как к внутренней, так и к внешней опасности. Согласно Платону, государством призваны управлять только аристократы как лучшие и наиболее мудрые граждане. Правителями должны быть те, кто умеет любить свой Город более других, кто способен исполнить свой долг с наибольшим усердием. А всего важнее, если они умеют познавать и созерцать Благо, то есть в них преобладает рациональное начало и их можно по праву назвать мудрецами. Итак, совершенное государство - это такое государство, в первом сословии преобладает умеренность, во втором - мужество и сила, в третьем - мудрость.

Концепция справедливости заключается в том, что каждый делает то, что ему надлежит делать; это касается граждан в Городе и частей души в душе. Справедливость во внешнем мире проявляется только тогда, когда она есть в душе. Поэтому в совершенном Городе должно быть совершенным образование и воспитание, причем для каждого сословия оно имеет свои особенности. Большое значение придает Платон воспитанию стражей как активной части населения, из которой выходят правители. Воспитание, достойное правителей, должно было сочетать практические навыки с освоением философии. Цель образования - через познание Блага дать образец, которому должен уподобиться правитель в своем стремлении воплощать Благо в своем государстве.

В финале IX книги «Государства» говорится, что «не так важно, как должно или как может быть» в идеальном государстве, достаточно уже, если кто-то один живет по законам этого Города, то есть по закону Блага, Добра и Справедливости. Ведь прежде, чем возникнуть в реальности внешне, то есть в истории, платоновский Город родится внутри человека.[5,с.540]

2.Проблема соотношения морали и политики

Взаимоотношение политики и морали – одна из вечных проблем. На политиков возглавляется выполнение государственных задач в интересах общества, как целого; они располагают в связи с этим особыми средствами принуждения и могут ими злоупотреблять, используя их к собственной выгоде и в ущерб многим людям. Следовательно, постоянно существует озабоченность тем, чтобы политика с ее целями и средствами вписывалась в рамки существующих представлений о добре и зле. Но такова лишь одна сторона взаимоотношения политики и морали. В свою очередь, и мораль может подходить к политике с ожиданием, которых та не может оправдать. Попытки политически добиваться реализации определенных моральных представлений или притязаний также могут приводить к опасному извращению политики.[6,с.372]

Мораль как совокупность норм, правил поведения и отношений людей друг к другу, закрепленных в обычаях и традициях, имеет первенство по отношению к политике. Она старше политики, более глубока по содержанию, более человечна. Мораль имеет первенство функциональное, ибо отсутствие надлежащего этического гуманистического обоснования, прочных нравственных предпосылок ведет к деформации политики и ее результатов. Устойчивый авторитет веками выработанной человеческой нравственности выше престижа любой политики. Но и для политики не могут быть безразличны существующие в обществе моральные ценности. Не случайно в стабильных высокоразвитых странах требование к политике и политикам предъявляются строгие нравственные требования.

Мораль и политика относительно автономны по отношению друг к другу. Разделяющая их функциональная автономия делает их отношения несимметричными. Политика организует совместную жизнь людей и их деятельность, регулирует и контролирует жизнь общества. Мораль также является регулятором моральных отношений, осуществляет оценку политики, в то время как политика не может быть критерием оценки морали.

Мораль в отличие от политики не имеет вещественных воплощений в аппаратах власти, но она как бы присутствует во всех проявлениях политики. И, к сожалению, нравственный прогресс не всегда сопровождается соответствующим прогрессом в политике. В политике действуют жестокие законы и правила, борьба различных сил. Но и в этой борьбе есть граница переступать которую никому не позволено. Ведь в борьбе за власть действуют люди, несущие в себе приобретенные за тысячелетия законы и нравственные правила.

Итак, возможны следующие варианты взаимодействий между политикой и моралью:

1. Этическое обоснование политики, провозглашение первенства морали перед политикой вплоть до полного подчинения моралью политики.

2. Обоснование автономности морали и политики до полного разрыва между ними.

3. Обоснование права политики в необходимых случаях действовать не согласуясь с нормами морали.

4. Оправдание аморализма политики, игнорирование ею морали.

5. Взаимодействие политики и морали в процессе их взаимного влияния друг на друга.

Возникновение политики и морали обусловлены различными причинами, формы отражения политической идеологии и морального сознания также различны. Политическая идеология вырабатывается отдельными идеологами класса, нормы же морали – всем обществом, в том числе представителями существующих классов. То, что делает политика, не делает мораль, поэтому их соединение оказывается столь сложным и нестойким.[7,с.75]


3. Понятие и типы ресурсов власти.

3.1..Понятие ресурсов власти

Власть как способность и возможность проводить свою волю даже вопреки сопротивлению других основа на использовании различных методов и средств, к которым относится влияние, авторитет, закон, прямое насилие и т.д. С их помощью власть оказывает воздействие на личность, группы, общество в целом и достигает поставленных целей.

Совокупность средств и методов, применение которых обеспечивает возможность субъекту власти осуществлять влияние на объект, называется ресурсами власти. Р.Даль отнес к ресурсам власти № все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других». Ресурсы находятся между субъектом и объектом власти и «материализуются» отношения зависимости между ними.[3,с.52]

По мере развития человеческого общества ресурсы властвования изменялись. В примитивных обществах власть опиралась в основном на авторитет правителя (вождя, военачальника и т.д.). Изменение характера отношений между людьми, переход от кровнородственных к имущественным отношениям привели к смене ресурсов власти, которыми стали богатство и сила.

В индустриальных обществах преобладающим ресурсом властвования становится организация: бюрократия, партии, движения. В современных обществах властные отношения все больше зависят от того, кто обладает информацией, которая, при сохранении роли других ресурсов, становится важнейшим средством властвования. Отсутствие информации вызывает у человека ощущение страха, дискомфорта, желания подчиниться. Информация способна создавать желательные властям настроения и убеждения у населения, для чего создана разветвленная система манипулирования общественным сознанием.[4,с.111]
3.2 Типология ресурсов власти

Классификация ресурсов властвования может осуществляться по различным основаниям. Одна из наиболее ранних и общераспространенных систем типологий – антропологическая. В ней типы властвования различаются устойчивыми мотивами, которые лежат в основе субъекта и объекта власти.

Н.Макиавелли положил в основу классификации типов властвования иные мотивы человеческого поведения. Он выделил два главных мотива поведения людей – любовь и страх. Тот, кого боятся, способен управлять так же легко, как и тот, кто любим. Однако оба ресурса различаются способом воздействия. Страх прочнее и тверже, любовь же очень тонка, она держится на крайне зыбкой основе – человеческой благодарности. Злому человеку ничего не стоит разрушить человеческую благодарность ради личной корысти. Помимо страха и любви в качестве ресурса власти Н.Макиавелли рассматривал человеческие страсти и пороки (лживость, боязливость, алчность).

Антропологический принцип использовался и в более поздних классификациях, однако в них к страху, на котором власть всегда держалась прежде, добавились убеждение (особенно в период развития средств массовой информации) и интерес. Ресурс убеждения может использоваться в качестве источника власти как в демократических обществах, так и в тоталитарных системах. Ресурс интереса является основой взаимоотношений власти и индивида в демократических системах с развитым гражданским обществом, где политика лишена какой-либо таинственности и выступает как своеобразная сфера купли и продажи: политики покупают избирателей обещаниями в обмен на их голоса, а избиратели голосуют за тех, кто реально может удовлетворить их материальные интересы, то есть имеет место обмен ресурсами.[8,с.196]

Одна из наиболее современных типологий ресурсов власти, в которой используются смешенные критерии, представлена американским социологом О.Тоффлером. Он отметил значительные изменения в системе ресурсов власти современного общества. По этой причине его концепция называется теорией «смещения власти». В истории человечества власть, по О.Тоффлеру, опиралась на три ресурса – силу, богатство и знания. Данные факторы взаимосвязаны и направлены на поддержание власти и порядка на любом уровне социальной жизни: как на уровне повседневных взаимодействий человека, так и отношениях с государственной властью.

В зависимости от того, какому ресурсу отдается предпочтение, могут устанавливаться различные типы властвования. Если власть основана на силе, она представляет собой тип властвования низкого качества. Власть среднего качества связана с богатством. Власть высшего качества основана на знаниях. Определяющей тенденцией мирового развития является переход от типа властвования низшего качества, основанного на силе, к власти высшего качества. Власть силы, по мнению О.Тоффлера, изжила себя, несмотря на использования как в прошлом, так и настоящем. Решающим ресурсом власти становится знание. Массовое развитие и использование информационной техники, способной хранить, перерабатывать и передавать знания, делают ненужными огромный штат управленцев-бюрократов, необходимый для контроля и обработки этой информации. Таким образом, современное общество, по мнению О.Тоффлера, развивается в направлении «антибюрократических» форм власти.[4,с.112]
 
4.Ответы на вопросы по работе «Политика» Аристотеля:

А) каким образом автор характеризует власть и ее носителей

Аристотель характеризует власть как свойство (принадлежность) любой сложной системы. Все, что состоит из нескольких частей, имеет властвующий элемент и подчиненный элемент, таков “общий закон природы”. Власть у Аристотеля играет роль активной формы, трансформирующей пассивную материю в реальные предметы. В социальной жизни власть обеспечивает организацию совместной деятельности и стабилизирует отношения в социальной системе.[2,с.512]

Аристотель также выдвигает идею разделения властей в государстве на три части:

·        законодательный орган, ведающий вопросами войны, мира, союзов и казней;

·        должностной орган;

·        судебный орган.

Аристотель, утверждавший в своей работе “Политика”, что властный механизм необходим для организации и регулирования “общения между людьми”, поскольку “верховная власть повсюду связана с порядком государственного управления...”. В  трактате Аристотеля прежде всего можно усмотреть  власть господскую и политическую. Душа властвует над телом, как  господин, а разум над нашими стремлениями - как государственный муж. Отсюда ясно, сколь естественно и полезно  для тела быть в подчинении у души, а для подверженной аффектам части  души - быть в подчинении у разума и рассудочного элемента души и, наоборот, какой всегда получается вред при равном или обратном соотношении. Из предыдущего ясно и то, что  власть господина и власть  государственного мужа, равно как  и все виды власти, не тождественны, как это утверждают некоторые.  Одна - власть над свободными по  природе, другая - власть над рабами. Власть господина в семье - монархия (ибо всякая семья управляется своим господином монархически),власть же государственного мужа - это власть над свободными  и равными.

Господином  называют не за знания, а за природные  свойства; точно также обстоит дело с рабом и свободным.

Наука о домохозяйстве предполагает  три элемента власти: во-первых, власть  господина по отношению к рабам  (об этом мы говорили выше); во-вторых, отношение отца к детям;  в-третьих, отношение мужа к жене. Действительно, властвуют и над женой, и над детьми как существами свободными, но осуществляется  эта власть не одинаковым образом.

Власть мужа над женой можно сравнить с властью политического  деятеля, власть отца над детьми - с властью царя. Ведь мужчина  по своей природе, исключая  лишь те или иные ненормальные  отклонения, более призван к руководительству, чем женщина, а человек старший и зрелый может лучше руководить, чем человек молодой и незрелый.

При замещении большей части государственных  должностей между людьми властвующими и подчиненными соблюдается очередность: и те и другие совершенно естественно  стремятся к равенству и к  уничтожению всяких различий. Тем  не менее, когда одни властвуют, а  другие находятся в подчинении, все-таки является стремление провести различие между теми и другими в их внешнем  виде, в их речах и в знаках почета.

Но уже в раннюю эпоху истории политической мысли была замечена и обратная сторона феномена власти. Тот же Аристотель (а позднее Монтескье) указывал на опасность злоупотребления властью лиц, ею наделенных, использования ими властных возможностей для своей частной пользы, а не для общего блага.
Б) что такое государство и что понимается под правильным и неправленым государственным устройством.

Государство предстаёт в его сочинении, как естественный и необходимый способ существования людей - «общение подобных друг другу людей в целях возможно лучшего существования». А «общение, естественным путем возникшее для удовлетворения повседневных надобностей, есть семья», - утверждает Аристотель.

Для Аристотеля государство представляет собой некое целое и единство составляющих его элементов, но он критикует платоновскую попытку «сделать государство чрезмерно единым». Государство состоит из множества элементов, и чрезмерное стремление к их единству, например предлагаемая Платоном общность имущества, жен и детей, приводит к уничтожению государства.

Государство, замечает Аристотель, понятие сложное. По своей форме оно представляет собой известного рода организацию и объединяет определенную совокупность граждан. С этого угла зрения речь идёт уже не о таких первичных элементах государства, как индивид, семья и т. д., а о гражданине. Определение государства как формы зависит от того, кого же считать гражданином, т. е. от понятия гражданина. Гражданин, по Аристотелю, это тот, кто может участвовать в законосовещательной и судебной власти данного государства.

В зависимости от целей, которые ставят перед собой правители государства, Аристотель различал правильные и неправильные государственные устройства:

· правильный строй — строй, при котором преследуется общее благо, независимо от того, правит ли один, немногие или многие: монархия, аристократия, полития.

· неправильный строй — строй, при котором преследуются частные цели правителей: тирания, олигархия, демократия.[1,с.508]

В) в чем заключается характеристика аристократии, политии, оли-

гархии, демократии, тирании как типов правления.

Аристократия (греч. aristokratia — власть лучших) — форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит по наследству родовой знати, привилегированному сословию. Власть немногих, но более чем одного.

Полития — Аристотель считал эту форму наилучшей. Она встречается крайне «редко и у немногих». В частности, обсуждая возможность установления политии в современной ему Греции, Аристотель пришёл к выводу, что такая возможность невелика. В политии правит большинство в интересах общей пользы. Полития — «средняя» форма государства, и «средний» элемент здесь доминирует во всём: в нравах — умеренность, в имуществе — средний достаток, во властвовании — средний слой. «Государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй».

Олигархия — блюдет выгоды состоятельных граждан. Строй, при котором власть находится в руках людей богатых и благородного происхождения и образующих меньшинство.

Демократия — выгоды неимущих, среди неправильных форм государства. Аристотель отдавал предпочтение именно ей, считая её наиболее сносной. Демократией следует считать такой строй, когда свободнорожденные и неимущие, составляя большинство, имеют верховную власть в своих руках.

Тирания — монархическая власть, имеющая в виду выгоды одного правителя.[1,с.525]
5. Упражнения из практикума по курсу «Политология»

Тема 4, задание 5.

Существует несколько критериев классификации ресурсов власти:

а) характер и тип носителя власти;

б) зависимость от системы властных структур;

в) антропологический принцип;

г) национально-этническое единство.

Какое основание для классификации  представляется вам более принципиальным?

Более принципиальным основанием из критериев классификации ресурсов власти я считаю антропологический принцип.

Тема 9, задание 6.

С какой целью в ряде стран устанавливается максимум предвыборных расходов?

а) сэкономить бюджетные средства;

б) не допустить полного разорения кандидатов;

в) обеспечить равенство возможностей кандидатов;

г) проконтролировать доходы кандидатов.
Список используемой литературы

1.Аристотель. Политика // Аристотель. Сочинения: В 4т.Т.4.- М.: Мысль, 1983. – с.376-644.

2.Денисов И. Трактат Аристотеля «Политика». М., 2002. – с.620.

3.История политических учений // Под. ред. О.В.Мартышиной.- М.: Юристь, 1996. – с.420.

4.Мухаев Р.Т. Политология: учеб. для студентов вузов / Р.Т.Мухаев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008 – с.495.

5.Платон. Собрание сочинений в 4т.Т.3/ Пер.с древнегреч.; Общ. Ред. А.Ф.Лосева, В.Ф.Асмуса, А.А.Тахо-Годи; Авт.вступ.ст. и ст. в примеч. А.Ф.Лосев; Примеч. А.А.Тахо-Годи. – М.:Мысль,1994. – 654,[2] с. – (Филос. наследие).

6.Политология: учебник / под ред. В.А.Ачкасова, В.А.Гуторова. – М.: Высшее образование, 2008. – 692с.

7.Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 559 с.

8.Теория государства и права. Курс лекций./ Под ред. Н.Н.Матузова, А.В.Малько. – М.: Юрист, 2000. – 376с.


1. Контрольная работа Сучасні підходи щодо фінансового регулювання механізму реалізації регіональних цільових программ
2. Реферат Инфекционные болезни птиц вирусной этиологии
3. Реферат Организация производства зерна на примере ОАО Камышино Купинского района
4. Реферат Определение понятия логистики
5. Реферат на тему Apollo 2 Essay Research Paper ApolloTable of
6. Реферат на тему Парагрипп 3 крупного рогатого скота
7. Реферат на тему Returning Sanity To The Streets Essay Research
8. Реферат Развитие прямого налогообложения в налоговой системе России теория и практика
9. Реферат Основные характеристики валового внутреннего продукта
10. Реферат Причины инфляции в современной экономике