Кодекс и Законы Развитие экономической мысли Древней Руси
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-29Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
Содержание
Введение. 3
1. Исторические факторы развития экономической мысли Древней Руси. 4
2. Политико-правовые идеи в «Слове о Законе и Благодати» Киевского митрополита Иллариона. 7
3. Общая характеристика политической и правовой мысли Древней Руси. 4
Заключение. 4
Список литературы. 4
Введение.
Умение анализировать отечественные политико-правовые учения будет актуально во все времена. Это нужно для того, чтобы овладеть ключом к пониманию многих происходящих в наше время политических процессов, развитию права. Эти знания и умения помогут проследить специфику формирования русского политического мышления, российских государственных и правовых институтов, дадут представление об особенностях отечественного менталитета в целом.
Особенно для меня важным является этап становления, зарождения русской политико-правовой мысли. Я отношу это к этапу11-14 вв, и связываю прежде всего с Киевской Русью, появлением христианства, его становлением на Руси, вплоть до этапа становления Московского государства.
Миссией изучения данной темы является составление общей характеристики политической и правовой мысли данного этапа на основе систематизации знаний о содержании первых политико-правовых памятников Руси.
В работе обращено особое внимание на важнейшую акцию правящей верхушки Киевской Руси - принятое в
Чтобы понять и определиться в формировании и специфике развития политической мысли на Руси, мы должны разобраться с ее исторической частью этого культурного наследия, а именно с политико-правовой русской культурой. Это также поможет проанализировать политические процессы, происходящие в наше время, изучить способы общего развития и формирования русского мышления, государственных институтов.
Исследование будет состоять из трех этапов:
начать необходимо с формирования государства русского для выявления истоков будущих учений;
затем будут исследованы памятники политической и правовой мысли Руси;
будет составлена общая характеристика политико-правовых учений 11-14 вв. на Руси.
3
1. Исторические факторы развития экономической мысли Древней Руси.
Когда первобытнообщинный строй в течение длительного времени начал преобразовываться в феодализм, у восточных славян началось первое зарождение государственности. Киев – центр Руси на Приднепровье начал образовываться в VII-XIII вв. путем слияния союза полян с Приднепровья. Второе зарождение, во главе с Новгородом, образовалось немного позже.
И. Беллярминов и В. Бутромеев – историки дореволюционного времени. Они изучили сказание, написанное киевским монахом-летописцем, которого звали Нестор. Это «Повесть временных лет», созданная в XII веке. Историки объяснили прошедшие события.
Были раздоры и вражда между собой у кривичей и ильменских славян. Тогда они решили собрать вече, на котором выберут нового правителя из другого рода и отправили в варяжскую сторону послов. От варягов пришло три брата: Синеус, Трувор и Рюрик (из рода и племени русь). Трувор отправился в Изборск, Синеус – в Белозер, а Рюрик изначально был в Ладоге, затем – в Новгороде. Через некоторое время Синеус и Трувор умерли и Рюрик стал один княжить Новгородскою областью.
Именно с начала правления Рюрика в Новгороде, по описанию Нестора это было в 862 году, начинается основание русского государства.. Уже во время правления Рюрика в Новгороде два витязя, Дир и Аскольд, отделились от его дружины. Они заключили договор с полянами (Киев), стали защищать их и править в Киеве. Благодаря торговым отношениям он в скором времени стал побогаче и посильнее Новгорода. Когда князь Рюрик умер, его брат Олег убил братьев Аскольда и Дира, затем захватил сам Киев. После этого он перенес туда столицу из Новгорода, и назвал Киев матерью городов русских.
Так появилась Киевская Русь - Русское государство с центром в Киеве. Как единый политический организм Киевская Русь просуществовала до середины XII в., однако в качестве этнической, культурной, религиозной и, до некоторой степени, правовой общности она продолжала существовать вплоть до формирования новых политических и правовых традиций новой этнической и культурной общности — Московского царства, или Московии. Раздробление единого государства Киевской Руси на ряд самостоятельных в политическом отношении княжеств не повлекло за собой распада сформировавшейся в его рамках древнерусской народности, исчезновения общности языка и духовной культуры, раздробления церковной организации. Законодательство Киевской Руси продолжало действовать на территориях обособившихся русских княжеств.
Киевская Русь представляла собой раннефеодальную монархию, которая в определенных своих чертах была сходна с раннефеодальными монархиями Западной Европы. Так же, как и в западноевропейских раннефеодальных монархиях, центральное управление Киевской Русью сосредоточивалось в руках монарха (великого князя), опиравшегося в первую очередь на группу приближенных к нему профессиональных воинов (дружину), а сама система центральной администрации была дворцово-вотчинной. "Русская Правда" — важнейший правовой памятник Киевской Руси — явственно напоминает характером своего юридического мышления, а во многом и содержанием своих норм правовые памятники раннефеодальных государств Западной Европы, называемые по этой причине в нашей исторической литературе "правдами".
4
Однако, несмотря на то, что Киевская Русь имела в своем социально-политическом строе и правовой культуре немало общих черт с раннефеодальными монархиями Западной Европы, в целом она являла собой государство весьма самобытное, существенно отличавшееся от западноевропейского варианта раннефеодальной государственности. В Киевской Руси более значительную роль в общественных процессах играла государственная власть. Многое из того, что в Западной Европе обусловливалось главным образом имущественным фактором, в Киевской Руси определялось в основном фактором политическим — институтами власти. В рамках Киевской Руси существовали своеобразные, отличные от западноевропейского механизм властвования, порядок княжения и передачи княжеской власти. Своеобразными были и статус князя в обществе, взаимоотношения княжеской власти и церкви.
Вся эта специфика государственной власти находила свое отражение в политической и правовой мысли.
Факторы определившие развитие политико-правовой мысли:
1. Богатейшая политическая практика Древней Руси. Дошедшие до нас памятники древнерусской письменности показывают, что политическая жизнь была чрезвычайно бурной, полной разнообразных конфликтов. Острая борьба внутри господствующего слоя за высшую государственную власть, происходившая на протяжении всей истории Киевской Руси, давала почву для размышлений о сущности и пределах этой власти, о ее назначении в общественной жизни, о качествах, которыми должен обладать ее носитель — великий князь. Наличие в Киевской Руси, наряду с институтами светской власти, институтов православной церкви закономерно направляло политическую мысль к решению проблемы соотношения власти церковной и власти светской.
2. Культурный фактор. Киевская Русь представляла собой общество и государство с высокоразвитой духовной культурой. "Появление русской литературы в конце X — начале XI века "дивлению подобно", — отмечал академик Д. С. Лихачев. — Перед нами как бы сразу произведения литературы зрелой и совершенной, сложной и глубокой по содержанию, свидетельствующей о развитом национальном и историческом самосознании".
По степени развитости духовной культуры Киевская Русь значительно превосходила современные ей государства Западной Европы. Русские летописи поют настоящий гимн книге и учености. "Велика бо бываеть полза от ученья книжного; — говорит "Повесть временных лет", — книгами бо кажеми и учими есмы пути покаянью, мудрость бо обретаем и въздержанье от словес книжных. Се бо суть ръкы напаяюще вселенную, се суть исходища мудрости; книгамъ бо есть неищетная глубина; сими бо в печали утЪшаеми есмы; си суть узда въздержанью".
Политическая и правовая мысль Киевской Руси — неотъемлемая часть ее духовной культуры, и, естественно, что содержание и формы выражения политических и правовых идей во многом определялись характером этой культуры.
3. Православное христианство. Оно начало распространяться среди населения с VIII в., а в 988 году князь Владимир провел крещение Руси, и христианство стало государственной религией. Это было важнейшим идеологическим действием тогдашнего правления Киевской Руси. Он произвел крещение всех жителей города в Днепре и велел уничтожить все, что связано с языческой верой. Всех языческих идолов истребили. Вслед за этим князь Владимир произвел крещение остальных жителей городов и сел русских.
5
Так, следом за датой 862 года - основания государства - в русской истории появилась вторая великая дата - 988 - год крещения Руси.
Именно в этот период появляются первые политические и правовые теории, получившие свое выражение в достаточно полной, доктринальной форме.
Первые служители церкви на Руси были выходцами из болгар и греков. После крещения Владимир приказал забирать детей у русской знати и обучать их священному делу. Так появились священники и причетники с русскими корнями, один из которых по имени Иларион, в последствии стал первым русским митрополитом
Православное христианство несло с собой соответствующее мировоззрение, которое задавало определенные стереотипы и политического мышления, и правосознания. Одновременно оно было для русской культуры тем каналом, через который в нее лился поток духовных ценностей, выработанных в "Империи Ромеев" — Византии. Обогащая духовную культуру Киевской Руси, византийское идейное наследие обогащало и ее политическую и правовую мысль.
Христианизация Руси не влекла за собой полного искоренения в русском общественном сознании элементов традиционного языческого мировоззрения. Причем не только в силу естественной приверженности ко всему традиционному, устоявшемуся, но и во многом сознательно, стремясь посредством язычества своего сохранить независимость от пришедших на Русь вместе с христианством греческих священников, которые считались ставленниками Византии, проводниками византийской политики. В народной же среде древнее славянское язычество господствовало по меньшей мере до XIII в.
Зарождение древнерусской политической идеологии связано с летописями, появившимися в первой половине XI в. Опираясь на устные сказания, летописцы (главным образом Киево-Печерского монастыря) пытались восстановить историческое прошлое и объяснить настоящее Руси.
Очевидно, что говоря о политической и правовой мысли того или иного общества, мы допускаем определенную условность — не общество само по себе является творцом политических и правовых идей, а индивиды. История сохранила для нас имена многих живших в Киевской Руси выдающихся мыслителей и тексты их произведений. Каждый из них обладал неповторимой индивидуальностью, однако жили и мыслили они все в общих условиях, в одном поле духовной культуры, которое придавало их политическому и правовому сознанию целый ряд общих свойств.
6
2. Политико-правовые идеи в «Слове о Законе и Благодати» Киевского митрополита Иллариона
Во времена великих княжений Владимира Святославича (980—1015) и Ярослава Мудрого (1015—1054) Киевская Русь переживала период своего государственного и культурного расцвета, сопровождавшегося укреплением великокняжеской власти, расширением подвластной ей территории, кодификацией правового материала (Церковные Уставы, Русская Правда), принятием христианства, созданием национальной письменности, на базе которой появились разнообразные политические и правовые произведения, выполненные в различных жанровых формах.
Первым русским политико-правовым трактатом стало «Слово о Законе и Благодати», созданное Киевским митрополитом Иларионом в середине XI столетия.
Иларион был лицом, близким к великому князю Ярославу Мудрому, разделявшим его реформаторские планы и, видимо, даже участвовавшим в их реализации. Сохранились письменные свидетельства о том, что Церковный Устав «князь великий Ярослав, сын Владимиров сгадал вместе со своим митрополитом Иларионом». Вполне возможно, что Иларион принимал участие и в составлении Русской Правды. Иларион открывает собой и по времени и по совершенству своих творений ряд крупнейших писателей Киевской Руси. Помимо "Слова о Законе и Благодати" до нас дошли еще два его сочинения — "Молитва" и "Исповедание веры». Дошедшие до нас творения Илариона содержанием и стилем своим явно свидетельствуют, что написал он гораздо больше. Однако попытки обнаружить новые его произведения пока не привели к успеху.
Главное творение Илариона — "Слово о Законе и Благодати" («Слово…») — создано им в период между 1037—1050 гг. (Один из современных исследователей, предпринявший попытку установить более точное время появления этого произведения, называет дату 25 марта
Илариона интересовали вопросы, связанные с происхождением, сущностью, организацией, целями и задачами верховной власти. Он первым в отечественной истории поднял тему о взаимоотношениях отдельного человека и государства.ъ
Современная историография выделяет в тексте «Слова...» четыре произведения: собственно Слово о Законе и Благодати, Молитву, Толкование символа веры и Запись, сделанную Иларионом по поводу его поставления митрополитом в Киеве и сохранившую его личную подпись1. Переписчики впоследствии объединили все произведения, приписываемые Илариону, поскольку по тематике и способам ее разрешения они были близки и озаглавили творение Иллариона как «Слово о Законе и Благодати».
Политико-правовые мысли в каждой из четырех частей «Слова…»:
1. а) Взаимодействия Закона и Истины. Для средневековой культуры характерно употребление термина "закон" в теологическом и юридическом значении, так как закон
7
рассматривается как проводник чужой воли: государя. Под истиной Илларион понимает совокупность и теологических, и юридических правил. Истина связана с достижением христианином высокого нравственного статуса, с постижением Новозаветного учения и воплощением его требований непосредственно в своем поведении и деятельности. По мысли Илариона, Закон призван определять внешние поступки людей на той ступени их развития, когда они не достигли еще совершенства, он дан им только "на приуготование Благодати и Истины". Закон и Истина не противопоставляются друг другу – напротив, они показаны во взаимодействии, причем с заданной последовательностью. Законопослушное и нравственное поведение человека в обществе связано у Илариона с постижением Истины и достижением в силу этого Благодати как идеала христианина.
Закон сохраняет человечество, ограничивая насильственно эти столкновения. Закон - это первая ступень в развитии и совершенствовании человека.
Свободным делает человека познание истины, которая представляет собой свободу выбора и ответственность за свои действия. Таким образом, истина - это высшая ступень по отношению к закону. Он говорил: " Рабское исполнение внешних предписаний не есть свобода... Истина воспринимается благодаря закону, закон предтечие и слуга благодати и истины. Душа закона омывается водой закона, чтобы вместить молоко благодати".
Истина высшая ступень в сравнении с подзаконным состоянием
б) Выяснение происхождения, сущности и употребления власти для достижения во всех сферах социально-политической жизни нравственных начал.
Сущность государства (власти) – божественна, так как в своем назначении она реализует божественную линию. Носитель верховной власти – “причастник” и “наследник” небесного Царства. Происхождение власти – наследственное, а родословная современных князей Илларион исчисляет, начиная от “старого Игоря” (отца Олега). Политические успехи в стране Илларион связывает с наличием образованности и распространенности книжного знания.
Полномочия князя, его основные функции.
Власть должна употребляться “праведно”(законно). Этот тезис приводит автора к обсуждению формы правления, способов и методов реализации власти.
Князь должен быть “единодержцем” своей земли. Применяемая Илларионом формула “единодержец своей земли” означает в его понимании, представление о единодержавии как о единой и суверенной власти в пределах всей подвластной князю земли.
Правосудие необходимо совершать по закону и вместе с тем милостиво: “мало казни, много милуй”. Иллариону представляется наиболее приоритетным воздействие на человека милосердием, нежели суровым наказанием, которое противно самой природе человека.
Илларион первым в истории русской политической мысли создал образ правителя христианского типа, разработав нравственные критерии, которым он должен соответствовать. Впоследствии данная тема широко обсуждается в политической средневековой теории, а из близких Иллариону мыслителей найдет подробную разработку у Владимира Мономаха, который практически воспринял и развил весь комплекс идей, рассмотренных Илларионом. В дальнейшем они получат свое продолжение в произведениях Даниила Заточника, а затем станут активно обсуждаться в политической литературе Московского государства.
2. Ответственность князя перед подданными, обеспечение им мира. Князь обязан,
8
утверждает Илларион, “без блазна же перед Богом данные ему люди управившу”, ибо он несет отвественность “за труд паствы людий его”. Во второй части Иларион восхваляет князей земли русской.
3. В третьей части своего произведения, в которой в виде молитвы сформулированы пожелания своей стране на будущие времена, Илларион прежде всего советует правителям избавить страну от войн.
Кроме этого, 3-я часть трактата рассматривает определенные перспективы развития Русской государственности, выраженные в виде молитвы-пожелания. Прежде всего это:
1. Мощная верховная власть.
2. Высоко моральный облик правителя.
3. Законность происхождения и деятельности власти.
4. Мирный курс внешней политики.
5. Четко подчеркивается значимость Русской земли.
Основные политико-правовые взгляды, изложенные Илларионом в «Слове…»:
1. Утверждается идея о равноправии всех народов, живущих на земле, подчеркивается, что время избранничества одного народа прошло. Бог не делает различий между эллином, иудеем и каким-либо другим народом, ибо его учение равно распространяется на всех без исключения людей, независимо от расы, пола, возраста и социального состояния. Иларион осуждает притязания Византии на гегемонию во всем христианском мире.
2. Стремился показать международное значение Русского государства как равноправного среди других западных и восточных стран.
3. Источник верховной власти Илларион усматривает в божественной воле, поэтому сам великий князь воспринимается как «причастник Божественного царства», который обязан перед Богом отвечать «за труд паствы люди его», обеспечивать мир («ратные прогони, мир утверди, страны укороти») и хорошее управление. Князь должен быть мужественным, умным («острым умом»), милосердным и законопослушным. Ответственность русских князей за управление государством повышается еще и тем, что великий князь киевский владычествует «не в худе бо и неведомой земле... но в русской, ряже ведома и слышима есть всеми четырьмя конце земли».
9