Кодекс и Законы Методические особенности преподования декоративной композиции в бисероплетении
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-29Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
Федеральное агентство по образованию
Нижегородский государственный педагогический университет
Технолого-экономический факультет
Кафедра декоративно-прикладного и изобразительного искусства
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ В БИСЕРОПЛЕТЕНИИ
дипломная работа
по педагогике, психологии и методике обучения ДПИ
Работа допущена к защите Студентки VI курса з/о
Зав.кафедры ДП и ИЗО Отд.«Декоративно-прикладное
Оболенская О.Н.________ искусство»
Юрковец М.В.
Научный руководитель:
Доцент Кострова Н.А.
Нижний Новгород
2008
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………3-5
ГЛАВА 1. Психолого-педагогические основы преподавания декоративной композиции в старших классах……………………………………………………
1.1. Психолого–педагогические особенности развития творческих способностей у старшеклассников…………………………………………….6-9
1.2. Анализ развития творческих способностей……………………………10-16
Выводы по главе……………………………………………………………............
ГЛАВА 2. Методические особенности преподавания декоративной композиции…………………………………………………………………………
2.1. Законы построения композиции и методы, используемые в педагогическом процессе……………………………………………………17-26
2.2. Программа кружка «Декоративная композиция в бисероплетении»...27-34
Выводы по главе……………………………………………………………………
ГЛАВА 3. Организация этапов последовательности выполнения творческой работы……………………………………………………………………………….
3.1. Историко-искусствоведческий аспект проблемы…………………..…35-40
3.2. Технологические особенности творческой композиции…………...…41-49
3.3. Идея и воплощение творческой композиции………………………....50-51
Выводы по главе……………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………….…52-54
Список литературы…………………………………………………………55-56
Приложение……………………………………………………………………57
ВВЕДЕНИЕ
В любом виде искусства композиционное мастерство является основой творческого процесса. В переводе с латинского слово «композиция» означает «сочинение, составление, связь, построение, структура». Композиционное построение имеет своей целью создание гармоничного, художественно выразительного произведения. Композиция орнамента - это объединение различных элементов в одно художественное целое, единое по форме и содержанию. При разработке композиции нельзя рассматривать орнамент отдельно от украшаемого предмета. Орнамент является частью общей композиции декорируемого предмета, поэтому его расположение и цвет играют очень большую роль в восприятии изделия в целом. Создавая любой орнамент, необходимо стремиться к его цельности, подчиненности образу, форме и назначению украшаемого предмета. Следует учитывать, что сам фон и конфигурация декорируемой поверхности есть элемент общей композиции, подчеркивающий особенности узора. Для орнамента характерно чередование элементов или групп элементов, соразмерность его частей. Орнамент может украшать все изделие или какую- либо часть. В построении любой, в том числе и декоративной, композиции используются различные приемы, позволяющие наиболее полно выразить идею произведения.
Зная законы и применяя различные средства построения композиции, нетрудно добиться, чтобы изделия, выполненные с использованием разработок, отличались высоким эстетическим и художественным вкусом.
Поэтому тема «Методические особенности преподавания декоративной композиции в бисероплетении» актуальна на сегодняшний день.
Для решения данной проблемы требуется определенная подготовка, а значит, изучение основ декоративной композиции и основ цветоделения. Рассматривая декоративную композицию как средство человеческой самореализации, можно выявить новые неистощимые импульсы, способные оказывать воздействие на исторический процесс, на самого человека.
Предмет исследования: декоративно-прикладная деятельность
Объект исследования: декоративная композиция как средство развития творческих способностей старшеклассников.
Гипотеза исследования: если на уроках со старшеклассниками заниматься декоративной композицией, то в результате художественного процесса будет происходить развитие творческих способностей.
Основная цель данной работы: Развитие творческих способностей старшеклассников при использовании методических особенностей декоративной композиции.
В настоящем исследовании были поставлены и решались следующие задачи:
- проанализировать психолого-педагогические особенности развития творческих способностей старшеклассников
- разработать методическую программу кружка «Декоративная композиция бисероплетения»
- изучить историю развития бисероплетения как одного из направлений декоративно прикладного искусства
- описать организацию и этапы самостоятельной работы над декоративной композицией в бисероплетении
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, содержащего 35 источников и приложений.
В первой главе анализируем психолого-педагогические исследования по проблеме развития творческих способностей старшеклассников в декоративно-прикладном искусстве, взгляды на творческие способности как показатель декоративно-прикладного творчества учащихся.
Во второй главе рассматриваются методические особенности преподавания основ декоративной композиции и законов построения композиции. Предлагается подробная программа кружка «Декоративная композиция в бисероплетении».
Третья глава включает историко-искусствоведческий аспект, технологические особенности творческой композиции, а также этапы самостоятельной работы над творческой частью.
ВКР содержит приложение последовательного создания работы над украшением.
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ В СТАРШИХ КЛАССАХ
1.1.
Психолого – педагогические особенности развития творческих способностей у старшеклассников
Важным общеобразовательным предметом, призванным решать задачи воспитания и обучения старшеклассников, является развитие способностей к творческому декоративно – прикладному искусству.
Большое внимание в настоящее время уделяется совершенствованию методов учебно-воспитательной работы. «Методы обучения и воспитания привести в соответствие с содержанием образования, требованиями жизни». «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания старшеклассников общеобразовательных школ и подготовки к труду.
Совершенствование учебно-воспитательного процесса на уроках декоративно – прикладного искусства во многом зависит от использования учителем научно отвечающей современным требованиям методики преподавания декоративной композиции в старших классах.
В психолого-педагогической науке сложились, по меньшей мере, три точки зрения на соотношение преподавания и развития творческих способностей. Первая и наиболее распространенная заключается в том, что преподавание и развитие рассматривается как два независимых друг от друга процесса. Но преподавание как бы надстраивается над созреванием мозга. Таким образом, преподавание понимается как чисто внешнее использование возможностей, которые возникают в процессе творческого развития. В.Штерн писал, что преподавание следует за развитием творческих способностей и приспосабливается к нему. А поскольку это так, то не надо вмешиваться в процесс умственного созревания, не надо мешать ему, а терпеливо и пассивно ждать, пока созреют возможности для обучения способностям.
Ученые, придерживающиеся второй точки зрения, сливают преподавание и развитие, отождествляют тот и другой процессы (Джеймс, Торндайк).
Третья группа теорий объединяет первые две точки зрения и дополняет их новым положением: преподавание может идти не только вслед за развитием творческих способностей, не только нога в ногу с ним, но и впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразование.
Эту существенно новую идею выдвинул Л. С. Выготский. Он обосновал тезис о ведущей роли обучения в развитии творческих способностей. В связи с этим Л. С. Выготский выделил два уровня развития. Первый – уровень актуального развития способностей как наличный уровень подготовленности учащихся, которые характеризуются тем, какие цели и задачи им поставлены для выполнения самостоятельных работ. Второй, более высокий уровень, который он назвал зоной ближайшего развития творческих способностей, обозначает то, что старшеклассник не может выполнить самостоятельно, но с чем он справляется с небольшой помощью. То, что сегодня старшеклассник делает с помощью взрослого, отмечал Л. С. Выготский, завтра он будет делать самостоятельно; то, что входило в зону ближайшего развития творческих способностей, в процессе обучения переходит на уровень актуального развития творческих способностей.
Психологам давно известно, что в наибольшей степени личностные характеристики связаны с показателями творческой деятельности. Показано, что старшеклассники с развитым творческим потенциалом отличаются развитым чувством индивидуальности, стремлением опираться на собственные силы, желанием работать самостоятельно, уверенностью в себе, уравновешенностью и напористостью. Для творческих ребят в сравнении с их менее продуктивными сверстниками свойствен развитый самоконтроль, организованность, умение дисциплинировать себя.
Под развитием применительно к обучению понимают два разных, хотя и тесно взаимосвязанных друг с другом, явления:
-собственно биологическое, органическое созревание мозга, его анатомо-биологических структур;
-психическое (в частности, умственное) развитие как определенная динамика его уровней, как своего рода умственное созревание.
Приступая к педагогической работе со старшеклассника, прежде всего, нужно разобраться в том, что дано от природы и что приобретается под воздействием среды.
Развитие человеческих задатков, превращение их в способности – одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знаний и развития познавательных процессов нельзя. По мере их развития, совершенствуются и сами способности, приобретая нужные качества. Знание психологической структуры познавательных процессов, законов их формирования необходимо для правильного выбора метода обучения и воспитания. Большой вклад в изучение и развитие познавательных процессов внесли и такие ученые, как: Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, Л.С. Сахаров, А.Н. Соколов, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн и др.
Л.С. Выготский (1896 – 1934) – отечественный психолог; автор культурно-исторической теории развития человека; видный теоретик психологии; оказал влияние на развитие смежных с психологией наук – дефектологии, языкознания, этнографии и др.
Развивающие умения предполагают определение «зоны ближайшего развития» (Л.С. Выготский) отдельных учащихся, класса в целом; создание проблемных ситуаций и других условий для развития познавательных процессов, чувств и воли воспитанников; стимулирование познавательной самостоятельности и творческого мышления, потребности в установлении логических и функциональных отношений; формирование и постановку вопросов, требующих применения усвоенных ранее знаний; создание условий для развития индивидуальных особенностей, осуществление в этих целях индивидуального подхода к учащимся.
А.Н. Леонтьев (1903 – 1979) – выдающийся психолог и педагог. Исследовал проблемы развития психики, инженерной психологии, а также психологии восприятия, мышления и др. Главное научное достижение Леонтьева связано с разработкой общепедагогической теории деятельности. Основные работы: «Умственное развитие ребенка», «Потребности, мотивы и эмоции», «Деятельность, сознание, личность», «Проблемы развития психики».
Чтобы развить у учащихся творческие способности, преподаватель должен прежде всего обращать их внимание на красивое в жизни, научить их замечать, чувствовать, воспринимать красоту, любоваться ею, радоваться ей. Вкус – это не прирожденное качество человека, он развивается, и развивать его в школе должен в первую очередь преподаватель декоративно-прикладного искусства.
Познания закономерностей развития творческих способностей является сдвигом развития учащихся в сторону более раннего, открывает огромные резервы способностей, которые не всегда достаточно хорошо развиваются у старшеклассников в школьном возрасте поможет, создать условия, при которых станет возможным развитие всех творческих сил человека.
Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.
Педагогический процесс – творческий процесс, поэтому учебную программу надо рассматривать не как догму, а как общее руководство к действию. В программе дается лишь основные направления, а реализация его, решение многочисленных частных вопросов дело самого педагога, организатора работы.
1.2. Анализ развития творческих способностей.
1. Понятие «способности». Структура и виды способностей.
Проблема способностей всегда волновала умы и с теоретической, и с практической стороны. Встречая проявление ярких способностей, мы удивляемся и восхищаемся ими. Почти каждому хочется узнать потенциал своих способностей. Как их раскрыть, развить? Почему у одних они есть, а у других - нет?
Что же представляют из себя способности? Для того чтобы лучше разобраться в этой категории, рассмотрим три подхода: житейский, этимологический и научный.
Житейский подход к понятию «способности». В наших обыденных разговорах мы часто употребляем термин «способности» не только относительно человека, но и относительно других предметов (например: «Алмаз способен резать стекло»), т.е. используем данный термин для обозначения свойства. Тот же смысл мы вкладываем, когда сообщаем кому-либо о поразивших нас способностях (быстрый счет, воспроизведение мелодии, искусственная работа). В обыденной практике способностями мы называем любые умения и навыки человека, которыми он обладает, независимо от того, являются ли они врожденными или приобретенными, элементарными или сложными.
Этимологический подход к понятию «способности». В толковых словарях русского языка термин «способный» чаще всего связывается с другими терминами - «одаренный», «талантливый» и употребляется как их синоним. Таким образом, способность имеет разную степень выраженности. В толковом словаре В.Даля «способный» определяется как «годный к чему- либо или склонный, ловкий, пригодный, удобный». В этом же словаре имеются другие термины: «способливый» и «способляться». Способливый человек- это находчивый, изворотливый, умеющий сладить, управиться, устроить дело. Таким образом, здесь термин «способный» определяется через соотношение с успехом в деятельности и приравнивается к понятию «умный».
Научный подход к понятию «способности» отличается от житейского повседневного более узким значением. В науке способности классифицируются на врожденные (от задатков) и приобретенные (от знаний, умений, навыков).
Способности (как и человек в целом) изучают различные науки - философия, социология, медицина и др. Но ни одна из них не рассматривает так глубоко и разносторонне проблему способностей, как психология. Серьезный вклад в изучение проблемы способностей внесли отечественные ученые С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, Н.С.Лейтес и др.
В отечественной психологии в трактовке проблемы способностей можно выделить два направления. Первое - психофизиологическое, которое исследует связи основных свойств нервной системы (задатков) и общих психических способностей человека. Другое направление- исследование способностей в индивидуальной, игровой, учебной, трудовой деятельности. Это направление в большей степени рассматривает деятельностные детерминанты развития способностей, при этом роль задатков либо не рассматривается, либо подразумевается. Затем в рамках школы С.Л.Рубинштейна сложилась компромиссная точка зрения на исследование проблем способностей. Ученые, разделяющие эту точку зрения, рассматривали способности, возникающие у человека на основе задатков, как развитие способов деятельности.
В науке четко разделяют понятия «задатки» и «способности».
Задатки – это врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, органов чувств и движения, функциональные особенности организма человека, составляющие природную основу развития его способностей. Люди от природы наделены различными задатками, они лежат в основе развития способностей. Не развитые вовремя задатки исчезают. Многим известны случаи, когда дети, попав в логово зверей и не получив, таким образом, возможности развивать свои задатки, теряли их навсегда.
Способности - это формирующиеся в деятельности на основе задатков индивидуально- психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит успешность деятельности.
Другой подход к структуре способностей выявляет два их вида с точки зрения развития: потенциальные и актуальные. Потенциальные - это возможности развития индивида, проявляющие себя каждый раз, когда перед ним возникают новые задачи, требующие решения. Однако развитие индивида зависит не только от его психологических свойств, но и от тех социальных условий, в которых могут быть реализованы или не реализованы эти потенции. В таком случае говорят об актуальных способностях. Это объясняется тем, что далеко не каждый может реализовать свои потенциальные способности в соответствии со своей психологической природой, для этого может не иметься объективных условий и возможностей. Таким образом, можно заключить, что актуальные способности составляют только часть потенциальных.
Общие способности – это те, которые одинаковым образом проявляют себя в различных видах человеческой деятельности. К ним можно отнести, например, уровень общего интеллектуального развития человека, его обучаемость, внимательность, память, воображение, речь, ручные движения, работоспособность.
С общим интеллектуальным развитием связано и развитие воображение. Сближение воображения с теоретическим мышлением дает импульс к творчеству: подростки начинают писать стихи, серьезно заниматься разными видами конструирования. Воображение подростка менее продуктивно, чем воображение взрослого человека, но оно богаче фантазии ребенка. Отметим, что у старшеклассников существует и вторая линия развития воображения. Далеко не все подростки стремятся к достижению объективного творческого результата, но все они используют возможности своего творческого воображения, получая удовлетворение от самого процесса фантазирования. Это похоже на детскую игру. Как считал Л.С. Выготский, игра ребенка перерастает в фантазию подростка.
Специальные – это способности к определенным видам деятельности, таким, как музыкальные, лингвистические, математические. В состав каждой способности, делающей человека пригодным к выполнению определенной деятельности, всегда входят некоторые операции или способы действия, посредством которых эта деятельность осуществляется. Именно поэтому, как говорил С.Л.Рубинштейн, ни одна способность не является актуальной, реальной способностью, пока не вобрала в себя систему соответствующих общественно выработанных операций. С этой точки зрения определенная способность всегда представляет собой сложную систему способов, действий и операций.
5.
Профес-
сиональные
способности
4. Групповые
Способности
3. Специальные
Способности
2. Общие способности
1. Задатки
РИСУНОК 1.
Основы способностей заложены генетически, они зависят от задатков. Так, люди могут овладеть членораздельной речью и логическим мышлением. Задатки на рисунке 1 расположены в основании конуса. Далее представлены общие и специальные способности. Групповые способности, которые группируются и развиваются на базе задатков, общих и специальных. В 16-18 лет, когда происходит выбор профессии, у личности меняется и структура способностей, проявляются профессиональные способности, которые и завершают конус. На рисунке продемонстрировано, как по мере развития способностей суживается диапазон возможностей, но зато увеличивается специализация способностей. Из рисунка также следует, что «конус способностей» формируется по направлению снизу вверх, а их разрушение идет в противоположном направлении.
2.Природа человеческих способностей.
Природа человеческих способностей вызывает достаточно бурные споры среди ученых. Сторонники идеи способностей утверждают, что способности биологически обусловлены и их проявление целиком зависит от унаследованного генетического фонда. Обучение и воспитание, считают ученые, стоящие на этой позиции, может лишь ускорить процесс проявления способностей, но и без педагогического воздействия они обязательно проявятся.
По мнению американского ученого Ушби, способности определяются, прежде всего, той программой интеллектуальной деятельности, которая была сформирована в детстве. В соответствии со своей программой одни люди решают творческие задачи, а другие - только репродуктивные. В настоящее время приверженцы этой идеи в США создают специальные центры «выращивания» одаренных детей. Известно много случаев, когда в различных областях деятельности (науки, искусства) вокруг одного учителя возникала большая группа талантливых учеников, по своей численности и уровню способностей необъяснимая с точки зрения простых законов статистики.
3. Развитие способностей.
Перед психологией очень остро стоит проблема выявления механизмов формирования и развития творческих способностей. Точные механизмы такого процесса еще не известны. Однако некоторые сведения могут быть привлечены к обсуждению этого вопроса.
Это прежде всего данные о сензитивных периодах формирования функций. Каждый ребенок в своем развитии проходит периоды повышенной чувствительности к тем или иным воздействиям, к освоению того или иного вида деятельности. Известно, например, что у ребенка 2-3 лет интенсивно развивается устная речь, в 5-7 лет он наиболее готов к овладению чтением; в среднем и старшем дошкольном возрасте дети увлеченно играют в ролевые игры и обнаруживают чрезвычайную способность к перевоплощению и вживанию в роль.
Важно отметить, что эти периоды особой готовности к овладению специальными видами деятельности рано или поздно заканчиваются, если какая-то функция не получила своего развития в определенный период, то впоследствии ее развитие очень затруднено, а то и вовсе невозможно.
Данные показывают, что практически не существует возрастных границ развития способностей, хотя их надо развивать в самом раннем детстве.
Способности - понятие динамическое. Они формируются, развиваются и проявляются в деятельности. Без собственной активной деятельности нельзя развить способности. Свои способности можно определить, только попытавшись приложить их. Только в трудовой деятельности можно найти ту основную среду, которая сформирует ваш талант.
Способности человека развиваются и формируются посредством овладения знаниями, умениями и навыками, требуемыми для данной профессии.
Вывод: Важной задачей для старшеклассника на современном этапе является развитие творческих способностей. В этой связи она не может отвергать проблемы возраста, не опираясь на декоративное творчество. В переходный период у старшеклассников развивается осознание всех трудностей жизни идет в нерасторжимом единстве чувства и мысли, что является незаменимой силой декоративного искусства. Переходный возраст – самый оптимальный для слияния с декоративным искусством, для развития творческих способностей. Именно педагог в процессе обучения помогает учащимся активизировать их мыслительную деятельность, помогает им выразить свою индивидуальность в декоративно-прикладном искусстве.
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ОСНОВ ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ В БИСЕРОПЛЕТЕНИИ.
2.1. Методические особенности преподавания основ декоративной композиции.
Для занятия декоративно- прикладным творчеством требуется не только овладение конкретными техническими приемами того или иного народного промысла, но и знание основ композиции, цветоведения, единых как для станкового, так и для декоративного искусства. Без этих знаний невозможно избежать досадных ошибок в процессе создания декоративного изделия, не появится уверенность в собственных силах. Только сочетание теоретических знаний, детального изучения истории и традиций низания бисером, уверенное владение техническими приемами в совокупности с собственными эстетическими представлениями позволит выработать индивидуальный авторский стиль изделий, подняться на высокий художественный уровень.
Рассмотрим некоторые теоретические основы композиции, которые в дальнейшем будут необходимы для разработки эскизов любых декоративных изделий. Форма художественного произведения, предметное воплощение художественной идеи строится по определенным правилам, в основе которых заложены законы пластической организации формы и пространства. Различают четыре основных закона композиции: закон цельности, закон типизации, закон контрастов и закон подчиненности единому замыслу.
Закон цельности обуславливает восприятием художественного изделия как единого целого. Главная черта закона цельности - неделимость композиции. Это означает, что композиция не должна восприниматься как сумма нескольких самостоятельных частей. Неделимость закладывается через конструктивную идею, которая способна объединить в целое все компоненты изделия. Разработка деталей допустима после определения положения основных частей композиции.
Другая составляющая закона цельности - необходимость связи и взаимной согласованности всех элементов. В композиции должен быть выделен центр, подчиняющий себе второстепенные детали. Форма и цвет должны выступать как части целого. В совершенной композиции все должно быть настолько уместно, чтобы невозможно убрать ни одной детали без ущерба целому. В той же мере это касается и невозможности привнесения чего-либо в композицию.
Наконец, в третьих, закон цельности подразумевает неповторимость элементов композиции - форм, размеров, интервалов. Это значит, что все похожее должно либо объединиться в цельный композиционный элемент, либо индивидуализироваться.
Закон типизации характеризуется:
Во-первых, узнаваемостью стилизованного образа. При построении композиции необходимо стремиться передать через характерное типичное, например, в растительной композиции должен угадывать лист или цветок. С другой стороны, через единичный элемент должна решаться вся композиция, например, цветок- принадлежность растительного орнамента - нельзя включать в стилизованное геометрическое построение композиции.
Во-вторых. Закон типизации позволяет передать ощущение движения. Различные средства композиции способствуют тому, что художественное изделие производит впечатление либо давящей холодной тяжести, либо парящей воздушности, легкости.
В-третьих, закон типизации делает изделие высокохудожественным посредством новизны. Эстетические качества должны сочетаться в нем с новизной решения.
Закон контрастов является воздействующей силой композиции, определяющей ее выразительность. Необходимо учитывать особенность восприятия человеком предметов по контрасту их силуэтов и фона. Форма предмета воспринимается только благодаря контрасту света и тени. Полное отсутствие светотени создает иллюзию плоскости. Этот закон особенно важен при построении объемных композиций, но не менее значим и при плоскостном построении. Умелым подбором теплых и холодных цветов можно придать плоским композициям объемность. Здесь поможет знание основ цветоведения.
Существенную роль играют в композиции контрастны величин. Одинаковые детали, набранные из элементов разного размера, воспринимаются по-разному. Роль закона контрастов универсальна, так как они имеют отношение ко всем элементам композиции.
Главный закон композиции - закон подчиненности единому замыслу. Он требует учета соотношения размеров, цвета, тона и формы, которые должны соответствовать назначению изделия. В противном случае даже при мастерском исполнении изделия композиционное решение в целом окажется неудачным.
Законы композиции реализуются через средства композиции. Средства композиции играют исключительно важную роль в создании художественного изделия. Основными средствами композиции является: ритм, симметрия, асимметрия и равновесие.
Ритмом называется повтор и чередование элементов изделия. Он является одним из главных средств реализации ощущения протяженности. Ритм возникает в результате взаимодействия ритмических элементов- акцентов и интервалов.
Акцент - это повторяющаяся фигура, цветовое пятно или форма.
Интервал - это пространственный промежуток, определяющий ритмические акценты друг от друга.
Акцент, чередуясь с интервалом, создает ритмический ряд. Характер ритма зависит от числа акцентов, от их формы, положения, светлоты, цвета, а также величины акцента и интервала. Большее число акцентов и интервалов образует ритмический ряд, в котором движение, заключенное в форме акцента, перетекает через интервал к другому акценту и от него последовательно передается всем остальным акцентам, вызывая «пульсацию» всего ритмического ряда. Через ритм можно создать ощущение непрерывного движения, что является одной из основ построения плоскостной композиции из бисера. Асимметрия формы акцента и небольшой интервал усиливают ощущение движения. Симметрия и большая протяженность интервала производят впечатление монолитности, тяжести и громоздкости.
Ритмичность - это характеристика ритма. Ритмичность проявляется по-разному: в одном случае через строго равномерное чередование одних и тех же акцентов и интервалов, в другом - через равномерный повтор одних и тех же акцентов и интервалов, но с постоянным убыванием или нарастанием их массы, светлоты, цвета, а в третьем – через приблизительно одинаковый повтор разных акцентов и интервалов.
Первый вид ритмичности применяется там, где необходимы строгость, монументальность и завершенность формы. Второй больше подходит для выделения главного элемента, например кулона, ослаблением или усилением звучания второстепенных элементов. Третий вид оживляет геометрическую строгость формы изделия с помощью свободного чередования приблизительно одинаковых или разнородных фигур.
Таким образом, ритм членит форму, выделяет главное, ослабляет значение второстепенного, делает предмет статичным или динамичным, цельным или разобщенным.
Симметрия выступает средством статического решения композиции. Как правило, симметричная композиция остается холодной и тяжелой даже при удачном цветовом решении композиции.
Асимметрия всегда вызывает ощущение движения. Возникающие в асимметричном элементе легкость и движение перетекают на соседние элементы.
Равновесие - средство, через которое передается зрительное восприятие массы изделия. Человек воспринимает предмет целостно, т.е. прежде всего его массу, положение в пространстве, взаимодействие масс. При таком восприятии возникает ощущение зрительного веса массы: изделие кажется легким или тяжелым.
Легким воспринимается изделие с сильно изрезанными контурами и светлоокрашенными поверхностями. Тяжелым кажется изделие со сглаженными контурами и темноокрашенными поверхностями. Равновесие устанавливается в результате равенства зрительного веса всех элементов изделия. Простейшим средством достижения композиционного равновесия служит симметрия. При составлении композиции необходимо стремиться к достижению равновесия сочетанием и размещением «легких» и «тяжелых» частей за счет больших и малых интервалов.
Зная законы и применяя различные средства построения композиции, нетрудно добиться, чтобы изделие, выполненные с использованием разработок, отличались высоким эстетическим и художественным вкусом.
Методы осуществления педагогического процесса на уроках.
Наглядный показ может осуществляться с использованием слайдов, красочных таблиц и др. Однако более эффективным является практический показ исполнения тех или иных действий учителем или кем-либо из учащихся. При обучении сложным приемам деятельности наиболее оправдывает себя комплексный показ, когда учитель сочетает устное разъяснение, ознакомление с примерным решением и показывает решение задачи, сопровождая показ детальным объяснением (В.М.Коротов).
Наблюдение как активная форма чувственного познания, как, в свою очередь, деятельность восприятия широко применяется при изучении дисциплин естественнонаучного цикла. Оно имеет своим назначением подготовку учащихся к необходимым обобщениям и выводам или подтверждение их. Поэтому необходимо различать наблюдения по их месту в учебно-воспитательном процессе: при изложении нового материала, при закреплении и при повторении. По другому основанию их можно рассматривать как качественные и количественные. Качественные наблюдения направлены на получение определенных знаний и обычно проводятся с помощью специальных приборов (телескоп, микроскоп, индикаторы, наблюдения за изменениями в природе, за жизнью животных, растений и т.п.). Количественные же наблюдения всегда предполагают использование приборов — измерителей температуры, плотности жидкостей, массы тела, давления, напряжения и т.п.
По форме организации наблюдения могут быть самостоятельные, например домашнее задание, и осуществляемые под руководством учителя. Но в любом случае они проходят с соблюдением целого ряда требований: тщательный отбор объектов наблюдения и при необходимости их специальная подготовка; адекватность методики наблюдения характеру исследуемых явлений; осознанность учащимися цели наблюдения; обязательное наличие плана; владение техникой фиксирования результатов наблюдения (записи, зарисовки, фотоснимки, таблицы и др.).
Сущность метода иллюстрации и демонстрации заключается в наглядном представлении показе учащимся натуральных предметов, явлений, процессов или их макетов, моделей и изображений в зависимости от конкретных учебно-воспитательных задач. Иллюстрации и демонстрации всегда сочетаются с наблюдением и словесными методами, объяснением. Они могут сопровождать устное изложение, тем самым, активизируя познавательную активность учащихся; могут использоваться при повторении и закреплении знаний. Но они в отдельных случаях имеют и самостоятельное значение, приобретая исследовательский характер. В этих учебных ситуациях учащиеся должны самостоятельно сделать выводы, обобщения и защитить их на последующем занятии.
К использованию этих методов также предъявляется ряд требований:
1) тщательный отбор материала (натуральные предметы, макеты, модели или изображения) и определение места и характера демонстрации (в статичном состоянии или в движении);
2) оптимальное количество демонстраций (ни много, ни мало);
3) обеспечение качественной стороны иллюстраций и демонстраций, их надежности, техники безопасности при выполнении;
4) доведение до сознания учащихся цели и содержания демонстрации;
5) обеспечение ясности и точности восприятия;
6) коллективное подведение итогов и самостоятельность выводов (при изложении нового материала).
В реализации наглядных методов большую помощью оказывают различного рода технические средства, обеспечивая более яркое, живое и образное восприятие (магнитофон, проигрыватель, эпидиаскоп, кино- и диапроекторы, телевидение).
Репродуктивные и проблемно-поисковые методы отражают характер познавательной деятельности и используются, прежде всего, в организации процесса обучения, хотя могут быть распространены и на весь педагогический процесс. Выделяют объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы, проблемное изложение, частично-поисковый, или эвристический, и исследовательский методы (И.ЯЛернер и М.Н.Скаткин)
Сущность объяснительно-иллюстративного, или информативно-рецептивного, метода состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию. Сообщение информации учитель осуществляет с помощью устного слова (рассказ, лекция, объяснение), печатного слова учебник, дополнительные пособия. Наглядных средств: картины, схемы, кино- и диафильмы. Практического показа способов деятельности (показ опыта работы, примеров склонения, способа выполнения задачи и т.п.).
Репродуктивный метод предполагает воспроизведение и повторение способа деятельности по заданиям учителя. Он используется для приобретения учащимися умений и навыков и достижения второго уровня усвоения знаний.
Применению репродуктивного метода, как правило, предшествует объяснительно - иллюстративный. Оба эти метода характеризуются тем, что они обогащают знания, умения и навыки, формируют особые мыслительные операции, но не гарантируют развития творческих способностей учащихся. Эта цель достигается другими методами, в частности методом проблемного изложения.
Суть метода проблемного изложения в том, что учитель ставит проблему и сам ее решает, показывая тем самым учащимся, путь решения в его подлинных, но доступных для учащихся противоречиях, вскрывает ход мысли при движении по пути познания. Старшеклассники при этом мысленно следят за логикой изложения, усваивая этапы решения целостных проблем. В то же время они не только воспринимают, осознают и запоминают готовые знания, выводы, но и следят за логикой доказательств, за движением мысли учителя или заменяющего его средства (кино, телевидение, книги и др.). У ученика могут возникать сомнения, вопросы, касающиеся логики и убедительности, как доказательства, так и самого решения.
Более высокий уровень самостоятельности несет в себе частично-поисковый метод. Эвристический, как его по-другому называют, метод требует от учителя привлечения учащихся к выполнению отдельных шагов поиска. Учитель конструирует задание, расчленяет его на вспомогательные, намечает шаги помощи, а сами шаги выполняют учащиеся. Пользуясь этим методом, учитель применяет разные средства (устное слово, таблицы,опыт и т.п.), как и при других методах. По способам, характерным для данного метода, ученик воспринимает задание, осмысливает его условие, решает часть задачи, актуализируя наличные знания, осуществляет самоконтроль в процессе выполнения шага решения, мотивирует свои действия. Но при этом его деятельность не предполагает планирования этапов исследования (решения), соотнесения этапов между собой. Все это делает учитель.
Исследовательский метод широко применялся в опыте отечественной школы в 20-е гг. Он используется как наиболее совершенное средство обобщения знаний, но главным образом для того, чтобы ученик научился приобретать знания, исследовать предмет или явление, делать выводы и применять добытые знания и навыки в жизни.
Значение исследовательского метода раскрывается через его функции. Он обеспечивает овладение методами научного познания, формирует черты творческой деятельности, является условием формирования интереса, потребности в такого рода деятельности, дает полноценные, хорошо осознанные, оперативно и гибко используемые знания.
Таким образом, сущность исследовательского метода следует определить как способ организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем. Учитель предъявляет ту или иную проблему для самостоятельного исследования, знает ее результат, ход решения и те черты творческой деятельности, которые требуется проявить в ходе решения. Тем самым построение системы таких проблем позволяет предусматривать деятельность учащихся, постепенно приводящую к формированию необходимых черт творческой деятельности.
Решение поисковых задач осуществляется в несколько этапов: наблюдение и изучение фактов и явлений; выяснение непонятных явлений, подлежащих исследованию (постановка проблемы); выдвижение гипотез; построение плана исследования; осуществление плана, состоящего в выяснении связей изучаемого с другими явлениями; формулирование решения, объяснения; проверка решения; практические выводы о возможном и необходимом применении полученных знаний.
Как видно, репродуктивные и проблемно-поисковые методы теснейшим образом связаны с использованием словесных, наглядных и практических методов. То же самое относится и к группе индуктивных и дедуктивных методов, что отчасти было показано при изложении сущности конкретных методов вышеназванной группы. В равной мере индуктивная и дедуктивная логика возможна и при использовании как репродуктивных, так и проблемно-поисковых методов. Это дает основание не повторять изложение логики педагогического процесса, а перейти к группе методов стимулирования и мотивации деятельности и поведения.
Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения школьников. Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. С мотивацией деятельности теснейшим образом связано ее стимулирование. Стимулировать — значит побуждать, давать толчок, импульс к мысли, чувству и действию. В целях подкрепления и усилия воздействия на личность школьника тех или иных факторов применяются различные методы стимулирования, среди которых наиболее распространенными являются соревнование, познавательная игра, поощрение, наказание и др.
2.2. Программа кружка «Декоративная композиция в бисероплетении»
Реализация задач на уроках декоративная композиция и развитие творческих способностей подрастающего поколения требует совершенствования системы знаний старшеклассников и умения применять эти знания на практике.
Дидактические основы активизации художественно-творческой деятельности старшеклассников прослеживаются в специфике на художественной практике которое, складывается в данном случае из художественно-творческих умений и частно - методического подхода к реализации этих умений. А так как дидактические принципы не являются раз и навсегда установленными догмами (Ю.К.Бабанский), то они могут творчески развивать способности в преподавании каждого отдельного предмета декоративной композиции. Поэтому, разрабатывая программу «Декоративная композиция в бисероплетении» как один из видов декоративного искусства и изложив идеи его преподавания в школе, предлагаем программу для проведения художественно-творческих уроков по технологии бисероплетения декоративной композиции.
Программа составлена для старшеклассников, на уроках «декоративная композиция в бисероплетении», в общеобразовательной школе.
Цель данной программы заключается в развитие творческих возможностей и способностей учащихся, ознакомление старшеклассников с различными видами бисероплетения (бижутерия, одежда, сувениры) развитие навыков и умений, учащихся в различных видах и способах низания.
Для реализации этой цели ставятся следующие задачи:
1. Дать знания по истории бисероплетения
2. Дать знания по различным видам декоративно-прикладного искусства (Нижегородской области), умение и навыки работы в этих видах ДПИ.
3. Ознакомить старшеклассников с законами построения композиции и составлением схем.
4. Знакомить учащихся с работой в технике бисероплетение.
Программа включает методические указания по содержанию и типу урока; рекомендации по выбору необходимых материалов и инструментов для проведения практических работ. Эти исходные данные по организации образовательной части урока подводят к результату учебной деятельности, который мы видим в развитии творческих способностей. При составлении программы учебных занятий декоративной композиции мы взяли за организационную единицу урок, а также дополнительные часы к основному уроку, которые можно использовать для обучения в различных формах внеклассной работы. Взаимосвязи между знаниями, деятельностями, методами усвоения этих знаний и превращением их в систему норм, правил поведения, деятельности, общения, в оценочные умения, являющиеся исходным пунктом формирования ценностных ориентаций личности.
Предполагаемая структура урока строится таким образом, чтобы на нем отводилось время для усвоения новых знаний и приобретения новых умений. Большое значение в структуре урока отводится фронтальной беседе, когда можно активно общаться со всеми учащимися. Фронтальная беседа не должна превышать 15 мин, поэтому в программе, в зависимости от сложности темы урока, проставлено примерное количество минут для этого этапа работы. Наиболее эффективной формой работы с учащимися на практическом этапе урока считаем индивидуальные задания, которые способствуют решению творческих задач декоративной композиции.
Ориентирами для планирования программы кружка «декоративная композиция в бисероплетении» были следующие принципы:
-применять систематический метод изучения учебного материала от простого воспроизведения образца к самостоятельной работе.
-применять последовательное продвижение вперед приобретенных навыков творческой работы с учетом возраста.
Предполагаемая программа рассчитана 22 урока на старшеклассников, общее количество занимающихся 17-20 человек. Все темы уроков программы разработаны с учетом возрастных особенностей старшеклассников.
Используя, материал данной программы как организация декоративно-творческой деятельности со старшеклассниками по разделу бисероплетение.
Задачи декоративно-композиционного развития творческих способностей у старшеклассников:
1.Введение индивидуально-творческого обучения.
2.Оптимальное сочетание дополнительных часов по предлагаемому предмету.
3.Приобщение старшеклассников к творческому стилю мышления.
4.Развивать творческое воображение старшеклассников.
В конце учебного года старшеклассники должны знать:
1.Основные данные истории развития декоративного бисероплетения.
2.Основные термины, связанные с разновидностями и техниками бисероплетения.
3.Средствами бисероплетения и декоративно-композиционного решения.
В конце учебного года старшеклассники умеют работать с бисером, владеть техническими приемами.
Вид итогового контроля – выставка.