Кодекс и Законы

Кодекс и Законы Политическая мысль древнего мира Платон. Аристотель

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-29

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 25.11.2024





Политическая мысль древнего мира! Платон. Аристотель.

Политическая мысль зародилась в глубокой древности в странах Древнего Востока, но наивысшего расцвета в Древнем мире она достигла в Древней Греции и Риме.

Видное место в истории политической мысли античности занимают взгляды Платона (427 — 397 гг. до к. э.), изложенные им в произведениях «Государство», «Законы». Предшественники Платона — софисты (Протогор, Продик и др.) утверждали, что политика — это чисто человеческое дело. «Человек—есть мера всех вещей», а потому справедливость не является каким-то природным или божественным установлением. Любой закон есть продукт соглашения между людьми, противоречивое и изменчивое творение человеческого разума.

Подобные учения Платон находил неверными и вредными, ибо они, по его мнению, призывают людей к неповиновению законам. Ведь люди могут договориться о чем угодно и тем самым нарушить незыблемый порядок в обществе. Согласно Платону,_ «естественным путем возникают лишь «порочные» формы государства». К таким порочным формам он относит тимократию, олигархию, демократию и тиранию. Тимократия — это власть честолюбцев. Честолюбие влечет за собой страсть к обогащению. В результате тимократия превращается в олигархию — господство немногих богачей. При этой форме общественного устройства существует как бы два государства: одно богатых, другое бедных. Между ними идет непрерывная борьба. Эта борьба заканчивается установлением демократии — власти большинства. Демократическое государство «сверх должного опьяняется свободой». Чрезмерная свобода для отдельного человека и для государства превращается в рабство. В условиях такого общего беспорядка власть захватывает какой-либо сильный род, а самый ловкий и коварный из его среды становится тираном. Так демократия неизбежно превращается в тиранию — наихудшую форму государственного устройства. Но и она не вечна, а постепенно разлагается. Все опять повторяется заново.

В отличие от Платона, Аристотель (384-322 гг. до н. э.) делает попытку анализа реальных форм государственного устройства посредством изучения фактического материала. Аристотель утверждал, что человек - «политическое животное и поэтому несет в себе инстинктивное стремление к совместному жительству», развитие общества идет от семьи к общине, а от нее к государству-полису. Он связывает функции и предназначение государства с высшей природной целью человеческих существ — общением. Государство, как семья и община, выступает формой общественных связей, к тому же высшей. Поэтому, по мысли Аристотеля, человек есть «животное государственное». Задача политологии как науки о государстве заключается в том, чтобы научить политического деятеля искусству государственного управления, показать ему какой государственный строй при данном состоянии общества является наиболее пригодным.

Все формы государства Аристотель разделяет на правильные и неправильные. Правильными являются те, где истинная цель государства состоит в общем благе. К неправильным относятся такие формы, в которых имеются выгоды одних правителей, а не народа. Государственный строй, по Аристотелю, представляет из себя такой порядок, при котором господство принадлежит законно установленной власти. К правильным государствам он относит монархию или царство, аристократию или господство лучших и «политию» или республику. Каждой правильной форме противопоставляется неправильная: тирания, где имеется в виду только польза правителя; олигархия, где правят богатые для собственной выгоды; демократия, где властвуют бедные, имея в виду только самих себя.

В учении Аристотеля, как и у Платона, имеют место тоталитарные тенденции: человек — часть государства, личные интересы строго подчинены общественному благу. Гражданин — это частица единой политической общности. Граждан Аристотель называл свободными людьми, но свободу он понимал как противоположность рабству. Граждане занимаются военными, судебными и законодательными делами, а сельское хозяйство и промышленное производство -— это удел рабов. Граждане могут иметь частную собственность, но пользоваться ею, по мнению Аристотеля, следует сообща, т. к. неравенство становится причиной возмущения и переворотов. Политический идеал Аристотеля — государство, в котором только закон есть сила, а наиболее подходящей в политическом отношении выступает смешанная форма государственного строя, основанная на стремлении объединить интересы бедных и богатых.

Политическая мысль периода средневековья. Нового времени.

В политической мысли средних веков происходит отход от этой парадигмы. Дело в том, что в Средневековье (V-XVвв.) вся политическая жизнь в Европе вращалась вокруг христианской религии, была подчинена католической церкви, папе римскому. Церковь, исходя из Библии, считала человека рабом божьим, который должен замаливать как первородный грех своих прародителей – Адама и Евы, так и собственные грехи, чтобы сохранить и очистить душу от пороков и скверны, а затем, после смерти, попасть в рай. Это породило принципиально иные взгляды на политику, власть и государство.

Аврелий Августин (Блаженный) (345-407 г.г.) – церковный идеолог того времени. В своем сочинении «О граде Божьем и граде земном» проповедовал не только о их существовании, но и о верховенстве первого над вторым. Первопричина рабства и тяжелой жизни – от первородного греха. Необходимо насильно приобщать людей к церкви для искупления грехов, ибо люди не ведают, что творят. Это явилось теоретическим обоснованием первенства церковной власти над людьми, а позднее – деятельности и преступлений инквизиции, борьбы со свободомыслием (еретиками).

Другим видным представителем средневековой политической мысли был Тома Аквинский (1225-1274 гг.) – монах и философ, который приспособил взгляды Аристотеля на политику и власть к догмам католической церкви. Он заявлял, что разделение людей на сословия установлено Богом, поэтому подняться выше своего сословия грешно. Власть государя от Бога, государь не только правитель, но и творец государства. Обосновывая эту мысль, он утверждал, что светская власть – это тело, а церковная власть – душа, значит, церковная власть выше светской. Насколько Бог выше человека, настолько духовная власть выше власти земного государя. Из этого следовало, что верховная всеобъемлющая власть принадлежит церкви. Римский папа – наместник Христа на Земле, которому, как вассалы, должны подчиняться все монархи, князья и государства.

На протяжении веков католическая церковь боролась за власть над светскими государями, организуя крестовые походы, гуситские и гугенотские войны, деяния и преступления Священной инквизиции, контролируя коронацию императоров и королей. Борьба была сложной и затяжной. Но светские государи все-таки одолели церковь.

Новое время (конец XVIII – XIX вв.) – это время становления индустриальной цивилизации, урбанизации, развертывания технической и социальных революций, массовых потрясений. Оно характеризуется рождением и распространением новых многочисленных политических идей, проектов и учений. Их центром становится Германия, а выразителем – философия.

Родоначальником классической немецкой философии является Иммануил Кант (1724-1804 гг.). Вслед за Руссо он развивал идею о верховной власти народа, но пришел к выводу, что суверенитет народа на деле не осуществим и, что воля народа должна оставаться в полном подчинении существующей власти. Одновременно Кант стремился обосновать, что существующее положение вещей может быть изменено. Он отвергал утверждения немецких крепостников, что народ «не созрел для свободы», противопоставлял феодальному бесправию и произволу свободу и буржуазный правопорядок. Он выдвинул и обосновал идею о правовом государстве как прообразе будущего устройства государственной власти.

Исходя из того, что идеальное состояние общества – это мир между людьми и государствами, Кант, в своей работе «К вечному миру», разработал проект установления такого мира, в котором доказывал, что будущее общество – это федерация равноправных государств республиканского типа. Он обосновал необходимость для прочного мира экономического сотрудничества наций, просвещения и воспитания народов, а также обязательств благоразумия государственных правителей. Сегодня эти политические мысли и идеи Канта практически реализуются в Евросоюзе.

Политическая мысль Киевской Руси

Процесс формирования социально-политической мысли украинского народа начался еще в Киевской Руси в IX-XI вв. Не смотря на то, что она формировалась под влиянием взглядов античных и особенно византийских авторов, она, тем не менее, отличалась самобытностью и была направлена на решение вопросов политики, религии и морали, осознание места человека и украинского народа в мире. В социально-политических взглядах мыслителей Киевской Руси утверждаются социально-политические концепции, в которых содержится главная идея - объединение всего восточного славянства в единую державу. Впервые ее обосновал Киевский митрополит Илларион. В своем произведении "Слово о законе и благодати", он высказывает такие основные идеи: -величия и славы древнерусского народа, создавшего свое государство; -экономической, политической и культурной независимости Киевской Руси; -равенства всех народов, принявших христианство. Вопрос о роли государства, о единении всех славян, общей основе их происхождения ставят авторы знаменитой "Повести временных лет" - монах Киево-Печерского монастыря Нестор и иегумен Выдубецкого монастыря Сильвестр. Основная политическая идея - величие, единство и независимость Киевской Руси. В летописи предпринята попытка объяснить происхождение государственной /княжеской/ власти взаимной договоренностью /легенда о призвании варягов/. Поскольку государство имеет договорное происхождение, оно должно беспокоиться о добродетели, целомудрии, высокой нравственности своих жителей и карать злых людей. Князья не подчиняются народу, а должны поступать по воле бога, поскольку государство имеет еще и божественное происхождение. История сохранила еще несколько памятников социально-политической мысли Киевской Руси. В "Поучении Владимира Мономаха" излагаются правила высокой личной и общественной морали, провозглашается идея правосудия великого князя. Владимир требует от сынов всегда придерживаться норм законодательства, справедливости и правосудия. В произведении содержится идеальный образ русского князя - политика, воина, государственного деятеля и монарха. Значительную роль в развитии политической мысли сыграло "Слово Даниила Заточника" /начало XII в./. В нем сильны социальные мотивы: в обществе существует социальное неравенство; положение человека определяется не разумом и способностями, а богатством. При этом автор высмеивает тупоумие и ограниченность феодалов. Чтобы ликвидировать социальную несправедливость, нужна сильная княжеская власть. Большое значение в развитии государственно-политической мысли Киевской Руси имело "Слова о полку Игоревом" /ХII в./, в котором важное место занимала идея необходимости политического объединения русских земель и прекращения междоусобной борьбы. Важной вехой в утверждении традиций украинской государственности была политическая деятельность князя Галицко-Волынского княжества Данила Галицкого /1200-1264/. При нем создавалась модель государственного управления, которая ни в чем не уступала европейским институтам. Было много сделано для ограничения произвола светских и церковных феодалов, укрепления верховной власти, осуществлена ориентация на Европу и предприняты попытки ее объединения, для совместной борьбы против татаро-монголов, что нашло отражение в "Галицко-Волынской летописи" /ХII в./. В целом же для украинской политической мысли эпохи Киевской Руси характерными чертами являются: склонность к индивидуальной свободе /отсутствие рабства, вольный переход из сословия в сословие /, народоправие в публичной жизни /народное вече, выборы князя, подписание договора с ним, существование самоуправления), зачатки федерализма (удельные княжества).

Идеи национальной государственности

Прежде всего, нужно прояснить вопросы семантики. В английском языке термин «национализм» употребляется для обозначения любого сознательного стремления к национальному самовыражению. В таком широком смысле об украинских патриотах всех идеологических оттенков: демократах, консерваторах и даже национал-коммунистах – можно говорить как о националистах. Но в украинской политической терминологии этому слову придают особый оттенок, оттенок фанатизма, понимая под ним горячую, воинственную и исключительную преданность своей нации. Что бы избежать терминологической путаницы и ясно разделить широкое и узкое понимание слова «национализм», в дальнейшем будет использоваться термин «интегральный национализм».

Националистическое течение зарождалось в 1920-е годы как реакция на поражение борьбы за государственную самостоятельность Украины. Ядро этого движения составили ветераны украинской армии, и в первую очередь молодые офицеры, которые не смирились с поражением и решили продолжать вооруженную борьбу за национальное освобождение революционными средствами из подполья. Для этого они уже в 1920 г. создали тайную Украинскую военную организацию (УВО), руководителем которой стал полковник Евгений Коновалец (1891-1938). Первоначально УВО мыслилась как непартийная организация и объединяла людей с разными политическими убеждениями.

Другой исток интегрального национализма нужно искать в кругах молодой интеллигенции, преимущественно студентов, во Львове, в Праге и Вене, где в 1920-е годы были большие украинские общины. В этих группах велись жаркие споры о причинах недавнего краха украинской государственности. Руководителей Украинской Народной Республики осуждали за «мягкотелость» и за то, что они, якобы, гуманитарными и космополитическими идеями отвратили народную энергию от высшей цели – национальной независимости. Чтобы исправить недостатки своих народнических предшественников, националисты призывали взращивать и беречь «новый дух» бескомпромиссной воинственности и решительного утверждения примата национальных интересов.
Идеологические националистические группы и УВО, из которых постепенно вышли те их члены, которые имели другие политические убеждения, сближались между собой. Они объединились на Первом конгрессе украинских националистов, который состоялся в Вене в 1929 году. На конгрессе была образована Организация украинских националистов (ОУН), руководителем которой был провозглашён Коновалец. ОУН должна была объединить в себе функции «подпольной армии», которая борется с иностранными правителями Украины, и политического движения, фактически партии (хотя этого слова и избегали), стремящейся занять господствующее положение в украинском обществе. В соответствии с программой ОУН, высшей цели – национальной независимости – предстояло достичь революционными средствами. Украинские массы следовало держать в состоянии постоянного возбуждения, чтобы не допустить закрепления власти «оккупантов». Цепь актов террора, проявления гражданского неповиновения, местные столкновения и восстания должны были, вскоре, перерасти в большой пожар, из которого восстанет самостоятельное украинское государство.

Националисты с презрением отбрасывали какое бы то ни было приспособление политики Украины к реальному положению вещей, которое обличали как позорный оппортунизм и предательство национальных идеалов. Они принципиально отказывались сотрудничать со всеми другими украинскими партиями и политическими движениями, которые, как они утверждали, были поражены оппортунизмом. ОУН видела будущую независимую Украину как государство с диктатурой одной партии. Националистов не слишком заботили социальные и экономические проблемы, они только в самом общем виде ратовали за «национальную солидарность», то есть за такой общественный строй, в котором борьба классов и групп с разными экономическими интересами неуклонно бы угасала. Тому, что интегральный национализм отбрасывал демократию, было несколько причин: убеждённость в том, что именно демократия в первую очередь ответственна за крах украинского государства в 1917 – 1921 годах; возмущение политикой западных демократических государств, которые отказывались признать и поддержать украинскую нацию; стремление повторить успех большевиков и диктаторского режима Пилсудского в Польше: а также понимание того, что противостоять жестокости и цинизму иностранных угнетателей можно только такими же бескомпромиссными и безжалостными способами.
Интегральные националисты, вполне сознавая своё идеологическое родство с западным фашизмом, способны были заработать политический капитал на стремлении к переменам в международных отношениях, очень распространённом в украинском обществе. Игнорируя предостерегающие высказывания немногих прозорливых публицистов, украинцы, в целом, недооценивали опасности, которую представляла для их народа фашистская Германия. Они полагались на то, что немецкий и украинский этнические ареалы не пересекаются, и были убеждены в том, что в случае большого общеевропейского столкновения Германия, исходя из собственных интересов, вынуждена будет поддержать украинские требования, как это было во времена Брестского договора. Десятилетие между 1929 и 1939 годами стало периодом быстрого распространения   интегрально-националистического движения. Штаб ОУН находился за границей, но основным полем деятельности были этнические украинские земли в Польше. Согласно доктрине националистов, революционная борьба против всех «оккупантов» должна была вестись одновременно, но фактически террористическая деятельность ОУН была направлена тогда только против Польши. Антирусская позиция националистов в то время выражалась в покушениях по случаю на советских дипломатов и в ожесточённой борьбе против каких-либо проявлений коммунистических симпатий среди украинцев за пределами СССР. Националисты смогли привлечь на свою сторону значительную часть революционно настроенного элемента  среди населения Галиции и Волыни, на которые ранее имела влияние Коммунистическая партия Западной Украины. Успехом ОУН, имеющим особое значение, было то, что она приобрела прочную поддержку среди молодёжи. Интегральный национализм имел характер молодёжного движения, и антагонизм между ОУН и традиционными демократическими партиями приобрёл психологическое измерение конфликта поколений. Хотя старые партии оставили за собой роль официального выразителя интересов украинского меньшинства в Польше и руководство «легальными» общественными организациями (кооперативы, образовательные учреждения), разрешёнными польским правительством, их позиции, чем дальше. тем больше, ослабляло националистическое подполье.
Подъём интегрального национализма необходимо рассматривать на историческом фоне 1930-х годов. Для украинского народа это был действительно трагический период: время сталинских чисток и массовых убийств в Украинской ССР, усиления шовинизма и угнетения польских правителей в Западной Украине. В таких условиях националистическое движение выступало воплощением страстного желания украинского народа выжить. Ореол героизма и самопожертвования, который имела ОУН, привлекал тысячи молодых идеалистов – мужчин и женщин. Ни вялая оппозиция старых демократических партий, ни репрессивные меры польской администрации были не в состоянии остановить эту волну. Бреши в рядах организации, вызванные арестами, легко заполняли новые члены. В польских тюрьмах и концентрационных лагерях зелёная молодежь превращалась в несгибаемых профессиональных революционеров – категорию людей, ранее в Западной Украине не известных. В те годы по Галиции и Волыни ходило высказывание, что «тюрьма – это украинский университет». Но за такое превращение платить приходилось очень дорого – человеческими жизнями, искалеченными судьбами. Для заинтересованных наблюдателей, даже для тех, кто сам участвовал в движении, со времен становилось всё понятнее, что украинский интегральный национализм страдает серьезным внутренним заболеванием. Оно привело к притуплению морального  чувства, проявившемуся в использовании физического и нравственного террора против украинских политических оппонентов. Волюнтаристский характер националистической идеологии, её опора на миф, а не на знание, помешали объективному восприятию реальности, и, следовательно, сделать рациональные и ответственные выводы. Интегральный национализм поднял воинственность и жизнеспособность украинского народа в час великих потрясений, но, одновременно, понизил уровень его гражданской зрелости.

Национально политические доктрина конца XIX начала XX ст

украинская советская политическая жизнь.диссидентство

В 1960-е годы термин «диссидент» был введён в употребление для обозначения представителей оппозиционного движения в СССР и странах Восточной Европы, которое (в противоположность антисоветским и антикоммунистическим движениям предыдущего периода) не пыталось бороться насильственными средствами против советского строя и марксистской идеологии, а апеллировало к советским законам и официально провозглашаемым ценностям[1][2]. Термин сначала стал применяться на Западе, а затем и самими инакомыслящими.

С тех пор диссидентами часто называют главным образом людей, противостоящих авторитарным и тоталитарным режимам, хотя это слово встречается и в более широком контексте, например для обозначения людей, противостоящих господствующему в их группе умонастроению.

Термины «диссидент» или «инакомыслящий» вызывали, да и сейчас вызывают терминологические споры и критику.[3]. Слово «диссидент» утратило негативную коннотацию, когда советские правозащитники стали называть себя и своих друзей диссидентами, — сперва, возможно, в шутку, но потом уже совершенно серьёзно. Согласно Л.Терновскому [4], диссидент — это человек, который руководствуется законами, писаными в стране, где он живёт, а не стихийно установившимися обычаями и понятиями. [5]

Диссиденты отмежёвывались от какого-либо терроризма [6]:

…Диссиденты относятся к террору с негодованием и отвращением. … Мы обращаемся к работникам средств информации во всем мире с призывом употреблять термин «диссиденты» только в этом смысле и не расширять его включением лиц, применяющих насилие. … Мы просим помнить, что каждый журналист или комментатор, который не проводит различия между диссидентами и террористами, помогает тем, кто старается возродить сталинские методы расправы с инакомыслящими.

В официальных советских документах и пропаганде термин «диссидент» обычно употреблялся в кавычках: «так называемые „диссиденты“». К диссидентам в официальных советских документах и пропаганде применялись термины «антисоветские элементы», «антисоветчики», «отщепенцы».


1. Реферат Проблема интертекстуальности в теории переводa
2. Реферат Прием и первичная обработка входящих документов
3. Реферат Сущностные характеристики массовой коммуникации. История и методология исследования МК
4. Реферат Сталинградская битва 9
5. Лекция на тему Інноваційні стратегії
6. Диплом Управління оборотними активами підприємства
7. Реферат на тему Crime And Punishment
8. Курсовая на тему Методы сортировки Их сравнительный анализ
9. Реферат Этические дилеммы в социальной работе
10. Доклад на тему Становление характера Ивана Грозного