Контрольная работа

Контрольная работа на тему Общественная благотворительность в России

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2014-06-30

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 29.12.2024


                                                    ПЛАН
Введение
1. Императорское Человеколюбивое Общество
2. Ведомство Учреждение императрицы Марии Федоровны
3. Российское общество Красного Креста
4. Развитие общественной благотворительности
Заключение
Список использованной литературы

                                            ВВЕДЕНИЕ
Ряд дореволюционных и современных исследователей определяют несколько этапов благотворительной деятельности в России. Нам ее основные этапы представляются в таком виде: I этап – до IX века – догосударственный; II этап – IX конец XVII столетия – княжеско-церковный; III этап – рубеж XVII – XVIII веков – до реформы 1861 года – государственный; IV этап – 1861 г. – начало XX в. – общественное, частное призрение.
История отечественной. Социальной работы как профессии, теория и практика государственного, общественного и частного призрения и благотворительности конца XIX – начала ХХ в., формирование системы подготовки кадров, разработка теоретических, научных и организационных основ образовательной деятельности в области социальной работы в России до сих пор не были предметом детального изучения.
Лишь в 1990-е годы в нашей стране впервые были начаты исследования по теории и технологии социальной работы, о месте, роли и профессиональной деятельности социального работника в обществе, формах и методах и путях работы с различными категориями населения.
Появились также статьи, учебные пособия и учебники по истории социальной работы в России, затрагивающие вопросы благотворительности, меценатства, государственного призрения, деятельности отдельных, ранее не известных благотворителей из числа царственных особо, князей, купцов, предпринимателей в период XIX – ХХ веков.
Среди наиболее известных благотворительных обществ XIX – начала ХХ вв. следует выделить:  Императорское Человеколюбивое общество,  Ведомство Учреждений императрицы Марии Федоровны и Российское общество Красного Креста.
Цель данной работы: дать характеристику общественной благотворительности в России во второй половине XIX – начало ХХ века.
В ходе написания работы были поставлены следующие задачи:
1) охарактеризовать Императорское Человеколюбивое общество;
2) дать представление о деятельности Ведомства Учреждение императрицы Марии Федоровны;
3) дать представление о деятельности Российского Красного Креста;
4) выявить особенности общественной благотворительности во второй половине XIX – начало ХХ в.

                          Императорское Человеколюбивое общество
Человеколюбивое общество было основано в 1802 году по инициативе Александра и поначалу носило название «Благодетельного». В задачу общества входило оказание разносторонней помощи бедным, нуждающимся людям. В 1812 году общество было названо Человеколюбивым. Московский Попечительский комитет Человеколюбивого общества был учрежден в 1818 году.    Во второй половине XIX в. деятельность Человеколюбивого общества расширилась, развиваясь по трем основным направлениям: 1) упорядочение работы Общества; 2) реорганизация действовавших благотворительных заведений; 3) открытие новых заведений и Отделений Общества.
К мероприятиям по упорядочению работы Общества можно отнести следующие учреждения: учреждение специального Хозяйственно-технического комитета, в функции которого входили организация торгов, поиск выгодных подрядов и производственная деятельность; образование так называемых «кружечных комиссий» (в Петербурге и по линиям железных дорог) для сбора добровольных пожертвований; учреждение особого учебного комитета для наблюдения за учебно-воспитательным процессом в своих заведениях. Кроме того, была восстановлена деятельность ученого комитета.
В составе московского отделения Человеколюбивого общества действовала на автономных началах благотворительная организация, именуемая Обществом поощрения трудолюбия. Оно было создано по инициативе  одной из подвижниц русской благотворительности Александры Николаевны Стрекаловой. Этой сердобольной и деятельной женщине Москва обязана созданием нескольких благотворительных учреждений. В 1861 году она основала Общество распространения полезных книг, которое поставило перед собой просветительские цели. Вместе с профессором Московского университета М. Н. Капустиным Александра Николаевна организовала издательство для выпуска дешевых книг: исторических рассказов, очерков, описания путешествий, книг по народному и юридическому образованию. При участии А. Н. Стрекаловой в Москве была создана Комиссия публичных и народных чтений. В 1863 году А.Н.Стрекалова воодушевляется на создание нового благотворительного общества по оказанию трудовой помощи женщинам. Оно было названо Обществом поощрения трудолюбия. На первых порах учредители общества ставили перед собой цель – организацию труда женщин на дому с реализацией готовой продукции через магазин общества. В последующем благотворительная деятельность общества заметно расширилась и приобрела более упорядоченный характер: стали создаваться швейные мастерские, а при них школы кройки и шитья, то есть своеобразные дома трудолюбия.[1]
Во время русско-турецкой войны, в 1877 году, А. Н. Стрекалова устроила приют для детей убитых воинов. В 1893 году Стрекалова учредила благотворительное общество «Московский муравейник», целью которого было оказание помощи беднейшим женщинам путем предоставления им работы. Наконец, незадолго перед своей кончиной она организовала последнее в своей жизни общество, названное «обществом исправительно-воспитательных приютов». Кстати, А. Н. Стрекаловой принадлежит заслуга в организации первого в России исправительно-воспитательного детского приюта, которому было присвоено имя его директора Н. В. Рукавишникова.
Открылись новые отделения Общества в провинции (Казани, Воронеже, Уфе, Костроме, Угличе, Скопине [ныне Рязанская область], Пензе  др.). В недрах Общества велись работы по благотворительной тематике и в 1887 г. увидело свет семи томное издание «Сборник сведений по вопросам общественной и частной благотворительности».
К началу 1900-х гг. Человеколюбивое общество превратилось в весьма разветвленную структуру, включавшую в себя различные типы благотворительных заведений. Отделения Общества имелись в двух столицах и в 25 провинциальных городах и местечках. Насчитывалось до 210 заведений общества (в том числе: 57 учебно-воспитательных заведений для сирот и детей бедных родителей (на 5500 мест); 63 богадельни (на 2000 мест); 32 дома бесплатных и дешевых квартир (на 2500 мест); 7 народных столовых (на 2500 обедов в день); 6 домов трудолюбия (на 1000 человек); 26 комитетов, оказавших временную помощь бедным; 19 больниц и лечебниц).
Ежегодно Общество расходовало на благотворительные цели до 1,5 млн. рублей. «Общество оказывает помощь ежегодно 150 000 – 160 000 бедным, расходуя на это ежегодно свыше полутора миллиона рублей».[2] Источниками средств являлись как частные пожертвования, взносы сотрудников Общества и императорской семьи, так и проценты с капиталов и доходы с недвижимой собственности (последняя на начало 1897 г. оценивалась в 10,4 млн. рублей). Членов Общества от попечителей, почетных и действительных членов до воспитателей, преподавателей, врачей и др.) насчитывалось около 4,5 тыс. человек.
Во второй половине XIX в. нарастал процесс постепенного «огосударствления» Общества. С 1897 г. работа в Обществе стала приравниваться к государственной службе и сочетаться с обычной чиновной службой по «Табели о рангах», вплоть до V класса включительно. Чиновникам Общества отныне полагались государственные пенсии и льготы. В том же году был учрежден особый наградный знак Императорского Человеколюбивого Общества.
Для поощрения деятелей и жертвователей в разнообразных видах благотворительности сего общества и для привлечения впредь неограниченного числа членов, Советом Общества исходатайствованы и Высочайше утверждены 17 мая 1897 г. следующие положения: 1)о предоставлении Императорскому человеколюбивому Обществу права замещать классные, установленные по ведомству Общества должности, как платные, так и не оплачиваемые содержанием до V класса включительно, лицами. Не имеющими соответственных чинов, или не имеющими вовсе чинов, с предоставлением сим лицам прав действительной государственной службы, если они по своему происхождению и образованию пользуются правом поступления на таковую службу, и с распространением сей льготы на лиц, как занимающих вышеупомянутые должности, со дня определения на оные; и 2) об установлении в ведомстве Императорского Человеколюбивого Общества, для деятелей и жертвователей оного, особого нагрудного знака, состоящего из инициалов Императорского Человеколюбивого общества, помещенных под Императорской Короной в овале из дубовых и лавровых листьев, перевитых лентой, на которой написано: «Возлюби ближнего, как самого себя».[3]
                 Ведомство Учреждений императрицы Марии Федоровны
Другой крупной благотворительной организацией в первой половине XIX века становится Ведомство Учреждений императрицы Марии Федоровны. Названное ведомство возникло 12 ноября 1796 г., когда супруга Павла I императрица Мария Федоровна приняла на себя руководство Обществом благородных девиц и его мещанским отделением. Мария Федоровна жертвовала Обществу по 15 тыс. рублей ежегодно. Общество носило чисто образовательный характер, однако в мае 1797 г. Мария Федоровна приняла на себя руководство Петербургским и Московским воспитательными домами и коммерческим училищем.
В память об императрице по указанию Николая I было создано специальное Ведомство Учреждений императрицы Марии Федоровны, а вошедшие в его состав учебно-воспитательные заведения стали именоваться «Мариинскими».
Основным в деятельности Мариинского ведомства оставалась работа по призрению. Во второй половине XIX в. выделился ряд ее направлений:
1. Призрение младенцев. Имелось два воспитательных дома в Москве и Петербурге, ежегодно принимавших более 20 тыс. незаконнорожденных. Кроме того, под покровительством Домов находилось до 80 тыс. человек, находившихся в частном воспитании. Для обучения сирот содержалось около сотни школ. Наблюдались и новые явления; так в 1880 – 1890-е гг. ширится сеть «яслей» при некоторых губернских и уездных детских приютах (в Вологде, Риге, Керчи, Полтаве, Томске, Таганроге и др.).
2. Опека над подростками. К началу 1900-х гг. имелось 176 детских приютов (на 14 тыс. детей), в том числе 4 тыс. пансионеров находилось на полном содержании заведений. Все призреваемые в обязательном порядке проходили курс народной школы.
3. Призрение слепых и глухонемых. Для лишенных зрения детей было открыто 21 училище (2 в столицах и 19 в провинции), где обучалось более 700 детей. Кроме того, содержалось 6 заведений для помощи взрослым слепым. Имелось училище и для глухонемых детей (на 250 человек).
4. Призрение престарелых и оказание врачебной помощи. В 36 богадельнях (в том числе двух столичных вдовьих домах) находилось на попечении ведомства до 5 тыс. человек. Под контролем Ведомства работало 40 больниц (на 4200 мест), ежегодно их услугами пользовалось до 25 тыс. неимущих больных.
Под патронажем Ведомства действовал целый ряд общественных благотворительных организаций: Попечительство императрицы Марии Федоровны о слепых, Императорское Женское патриотическое общество, Московское благотворительное общество 1837 г., Московское Дамское попечительство о бедных и др. Так, к примеру, последнее, созданное в середине 1840-х гг. по инициативе жены московского генерал-губернатора С.С.Щербатовой, к концу XIX в. содержало 33 благотворительных учреждения, в которых не только призревали, но учили грамоте и ремеслу.[4]   
Здесь прослеживается еще одна небезынтересная тенденция в развитии российской благотворительности. Почти по всех перечисленных обществах ведущие места заняли женщины, что являлось ярким свидетельством прогрессирующего прогресса женской эмансипации в России.
                             Российское общество Красного Креста
Во второй половине XIX в. в стране появляются члены благотворительных общественных организаций, обществ и попечительств, представители различных профессиональных групп, волонтеры-добровольцы, работники социальных учреждений, которые выполняли функции социальных работников. Так, в 1844 г. в Санкт-Петербурге впервые в Европе принцессой Терезой, дочерью великой княгини Елены Павловны, была создана женская Никольская община, начавшая подготовку палатных сестер милосердия. Десять лет спустя, когда возникла необходимость оказания помощи раненым и увечным воинам крымской войны, была образована Кресто-Возвиженская община, которая начала готовить сестер милосердия для оказания раненым помощи на полях сражений.[5]
Пример бескорыстной деятельности сестер милосердия в годы Крымской войны побудил к созданию в 1867 г. Российского общества попечения о больных и раненых воинах, которое в 1879 г. было преобразовано в Российское общество Красного Креста. Кроме того, в 1860-е годы в большинстве губерний России активизировался процесс создания сети женских общин христианок-доброхоток, или сестер милосердия, вошедших в состав Российского общества Красного Креста.
Деятельность общин не ограничивалась помощью раненым во время военных кампаний. В своих стенах общины открывали специализированные больницы, где четверть мест всегда была предназначена для бедных, содержали чадолюбивые приюты для сирот и детей из малообеспеченных семей, постоянно посещали нуждающихся в ночлежных и работных домах.
С женских общин сестер милосердия начинается процесс становления социальной работы как профессиональной деятельности, ведь все члены организации не просто являлись добровольцами, а проходили курс обучения по специально разработанной программе и только после получения соответствующего аттестата приступали к работе.
После окончания крымской войны у М. С. Сабининой и баронессы М. П. Фредерикс возникла идея создания Общества попечения о раненых и больных воинах, а в мае 1867 г. был утвержден его устав. Общество не получало государственных дотаций и должно было существовать исключительно на членские взносы и частные пожертвования. Тогда же состоялось и первое заседание новообразованного Общества, первым его председателем стал генерал-адъютант А. А. Зеленой. В 1876 г. Общество было переименовано в Российское общество Красного Креста.
В основу деятельности Общества был положен принцип полной самостоятельности в мирное время местных организаций, действующих в рамках Устава. Было достаточно пяти человек для создания такой организации – отделения Красного Креста. Сфера деятельности Общества постепенно расширилась и в его задачи вошло оказание помощи нуждающимся во время эпидемий, голода, пожаров и т.п. Центральным органом Красного Креста стало Главное управление, находившееся в Петербурге. Несмотря на некоторую аморфность Общества и его ориентацию исключительно на добровольные пожертвования и взносы, к началу 1900-х гг. насчитывалось около 100 тыс. членов и 450 местных отделений по всей России.
Именно начало ХХ в. стало расцветом Общества.
Одним из ведущих направлений деятельности общих сестер милосердия в начале ХХ в. оставалась социальная помощь и поддержка, оказываемые населению. При этом особое внимание уделялось беднейшим слоям, людям престарелым, больным хроническими заболеваниями, детям, обитателям трущоб. Кроме работы в открывшихся при общинах приютах, бесплатных столовых, богадельнях, больницах, сестры милосердия активно работали в различного рода социальных учреждениях и вне территории общины.
В годы Первой мировой войны, несмотря на активное участие общин в оказании помощи раненым, обездоленным, в работе медицинских бригад на переднем крае фронта, не прекращалась образовательная деятельность Общества Красного креста. Так, по данным отчета Никольской общины, в Москве в 1914-1915 гг. продолжали обучение все пять курсов сестер милосердия. Экзамен выдержали 1042 сестры, из них 90% уже обучались на базе среднего и высшего образования. В другой общине, Александровской, в 1914 г. было подготовлено 400 сестер милосердия для фронта и тыла.[6]             
В годы Первой мировой войны Общество Красного креста сконцентрировало в своих руках практически всю работу в области здравоохранения, заменив собой правительственные учреждения. Кроме того, в структуру Общества были включены созданные в начале войны Всероссийский земский союз и Всероссийских союз городов помощи больным и раненым-воинам. Бедствия войны привели к массовому появлению новых объектов социального призрения – больные и раненые воины, калеки, солдатские семьи, беженцы, беспризорные дети.

                              Развитие общественной благотворительности
Вплоть до начала 1860-х гг. развитие общественной благотворительности сдерживается как трудностями регистрации обществ, так и подозрительным отношением со стороны государственной власти. Однако вторая половина XIX в. ознаменовалась появлением массы новых обществ, носивших как общероссийский, так и местный характер. Во многом способствовало этому то, что право утверждать уставы благотворительных обществ, в задачи которых входило призрение бедных, устройство ночлежных и работных домов, приютов для больных и для детей, было передано в 1862 г в ведение Министерства внутренних дел и более не требовало утверждения императором.
Все благотворительные организации были разделены на две группы: собственно благотворительные общества и благотворительные учреждения. Если под благотворительными обществами понимались добровольные объединения лиц, имевшие цель помогать нуждающимся и содержавшие для этого те или либо иные заведения, то благотворительные заведения – это учреждения для удовлетворения потребностей нуждающихся в стенах заведения.
В 1897 г. были разработаны нормальные (примерные) уставы, определявшие общий порядок организации и деятельности благотворительных обществ (их цели, состав, порядок формирования средств, органов управления, порядок прекращения деятельности и т.д.). Все члены обществ были разделены на три категории: соревнователи (сотрудники), действительные и почетные (пожизненные) члены. Деление было чисто условным и зависело от суммы уплачиваемого членского взноса. Средства благотворительных обществ слагались из взносов и пожертвований, поступлений по займам, процентным бумагам, от проведения увеселений, базаров и лотерей, доходов от недвижимости и т.п.
В марте 1906 г. были приняты «Временные правила об обществах и союзах». По Правилам 1906 г. учреждался заявительно-разрешительный характер регистрации обществ: для их создания было необходимо подать письменное заявление по установленной форме. Если в течение двух недель не было получено обоснованного отказа в регистрации, то общество могло открыть свои действия. Регистрация же общества производилась путем внесения в реестр и публикации информации в местной печати. После регистрации общество имело право образовывать капиталы, заключать договоры, устраивать различные мероприятия, проводить сборы пожертвований и т.п.
Специальным законодательным актом, регулировавшим создание и деятельность всех благотворительных обществ, стал Устав об общественном призрении 1912 г. В частности, по уставу особые требования предъявлялись к частным благотворительным обществам: право утверждения их уставов также предоставлялось МВД, но далее уставы представлялись в Кабинет министров и требовали Высочайшего разрешения.
Особое значение в пополнении капиталов обществ на рубеже XIX – ХХ вв. приобрело проведение благотворительных лотерей, устраиваемых, как правило, в двух вариантах – лотерей-аллегри, когда розыгрыш производился немедленно после покупки билета, и беспроигрышных лотерей0томбол, или базаров. В то же время сумма разыгрываемых призов не могла превышать 15000 руб. в год, денежные выигрыши были запрещены и были представлены более или менее ценными вещами (посудой, коврами, мебелью и др.). Не могли разыгрываться процентные бумаги, предметы культу (кресты, иконы) и спиртные напитки.
Возникли общества попечения о тюрьмах, вспомоществования учащимся, посещения бедных, попечения о гувернантках, подаяния помощи братьям-славянам и др. 
На новый уровень своего развития поднялась общественная благотворительность в начале ХХ столетия, охарактеризовавшись как созданием общероссийских организаций, так и созывом всероссийских съездов по вопросам общественного призрения.

                                               ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Этап, начавшийся в 1861 г. и продолжавшийся до начала столетия ХХ столетия, можно охарактеризовать как период общественного, частного призрения, которое восприняло опыт общественного призрения предшествующего этапа. В пореформенный период, в годы активного утверждения капиталистических отношений, общество потребовало новых форм и методов социальной политики и практики, его не устраивали жесткие бюрократические установления, ограничивавшие самодеятельность, новаторство в социальной сфере.
Совершенствование системы общественного призрения и частной благотворительности проходило в противоречивых условиях усиления социальной поляризации общества, роста числа людей, лишенных традиционных основ жизни и источников существования.
К середине XIX в. идеи гуманизма находили отклик среди либерально настроенных и прогрессивно мыслящих россиян, стремившихся своим конкретным вкладом облегчить страдания наименее социально защищенных соотечественников – убогих и престарелых, нищих, больных, сирот. Благодаря их инициативам в России создавались новые благотворительные общества, увеличивалось число учреждений общественного призрения, совершенствовались содержание и формы их работы, методы управления. Реформы 6—70-х годов XIX в. оказали значительное влияние на судьбу общественного и частного призрения России, способствовали их последующему развитию.
Нестабильная социально-экономическая ситуация в конце XIX – начале ХХ в. и усугубившаяся социальная обстановка с началом первой мировой войны потребовали как от Российской империи, так и от других государств более четкой постановки вопроса о проведении социальной работы на профессиональном уровне. Этого требовало общественное призрение и благотворительность, претерпевшие качественные изменения и перешедшие к новым принципам организации и деятельности обществ и учреждений, количество которых активно росло благодаря децентрализации управления и развитию местного самоуправления.
На первый план выдвинулось «открытое призрение», особе внимание стали уделять трудовой помощи, патронажу, профессиональному обучению и переобучению при поиске работы, воспитанию и образованию, медицинскому обслуживанию, снабжению жильем.
Процесс в России в начале ХХ в. носил общественно-благотворительный характер, нежели государственный. 

                      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.                Антология социальной работы : в 5 т. – Т. 1. – История социальной помощи в России / Сост. М. В. Фирсов. – М.: Сварогъ – НВФ СПТ, 1994. – 288 с.
2.                Благотворительность в России : социальные и исторические исследования. – СПб.: Лики России, 2003. – 640 с.
3.                Кузьмин К. В. История социальной работы за рубежом и в России с древности и до начала ХХ века) : учеб. пособие. – М.: Академический Проект; Трикста, 2005. – 3-е изд., доп. и испр. – 624 с.
4.                Помоги ближнему. Благотворительность вчера и сегодня / Под ред. В.В.Меньшикова. – М.: ИПО «Полиграп». 1994. – 200 с.
5.                Прохоров В. Л. Этапы развития благотворительности в России // Вопросы истории. – 2005. - № 3. – С.158-163.
6.                Тевлина В. В. Социальная работа в России в конце XIX – начале ХХ века // Вопросы истории. – 2002. - № 1. – С.116-124.


[1] Власов П. В. История благотворительности в России // Помоги ближнему! Благотворительность вчера и сегодня / Под ред. В.В. Меньшикова. – М., 1994. – С.49.
[2] Волков Н. Краткий очерк Императорского Человеколюбивого общества // Антология социальной работы : В 5 т. – Т.1. История социальной помощи в России / Сост. М.В.Фирсов. – М., 1994. – С. 160.
[3] Волков Н. Краткий очерк Императорского человеколюбивого Общества // Антология социальной работы. – В 5 т. – Т.1. – История социальной помощи в России/Сост. М.В. Фирсов. – М., 1004. – С.161.
[4] Кузьмин К.В.,  История социальной работы за рубежом и в России (с древности и до начала ХХ века). – М., 2005. – С. 534.
[5] Тевлина В. В. социальная работа в России в конце XIX – XX века // Вопросы истории. – 2002. - № 1. – С.117.
[6] Тевлина В. В. Социальная работа в России в конце XIX – начале XX века // Вопросы истории. – 2002. - № 1. – С.119.

1. Курсовая Видение бизнеса на примере компании Hewlett-Packard
2. Конспект Кредитные деньги 3
3. Реферат на тему Capital Punishment For And Against Essay Research
4. Реферат на тему A Discussion Of Feminism And Lesbianism Essay
5. Реферат Посттравматические стрессовые расстройства 2
6. Реферат Бонч-Бруевич, Владимир Дмитриевич
7. Реферат Питання з екзамену Господарське право
8. Биография Грейг, Самуил Карлович
9. Задача Вероятностные пространства
10. Реферат на тему Слуховая и вестибулярная сенсорные системы их вспомогательный аппарат