Контрольная_работа на тему Быт женщины-дворянки во второй половине XIX века и начале XX века
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-06-29Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Содержание
Введение
Исторические предпосылки для создания быта женщины-дворянки во второй половине 19 века и начале 20 века
2. Быт женщины-дворянки во второй половине 19 века и начале 20 века
Заключение
Литература
Введение
Тема данной работы «Быт женщины дворянки во второй половине 19 века и начале 20 века». Для изучения данной темы выявим, что подразумевается под такими терминами, как «быт» и «дворянка».
Во-первых, рассмотрим понятие «быт». В Российской Большой энциклопедии данному термину дано следующее определение.
«Быт – сфера внепроизводственной социальной жизни, включающая как удовлетворение материальных потребностей людей в пище, одежде, жилище, лечении и поддержании здоровья, так и освоение человеком духовных благ, культуры, человеческое общение, отдых, развлечения. В широком смысле быт – уклад повседневной жизни.
Быт оказывает огромное влияние на др. области социальной жизни и, прежде всего, на труд, настроение и поведение людей.
Различают общественный, городской, сельский, семейный, индивидуальный быт. Структура быта может рассматриваться с точки зрения соотношения: материальной и духовной сторон; социального и индивидуального аспектов; видов затрат времени и деятельности (удовлетворение физиологических потребностей, бытовой труд, досуг); типов социального объединения и общения (семья, соседство, товарищеские компании, молодёжные группы и т.д.). Под влиянием социальных, а также географических условий у различных народов вырабатывается комплекс приёмов, обычаев, обрядов, связанных с удовлетворением потребностей. При этом в условиях антагонистического общества у различных классов и социальных групп, в городе и деревне складываются разные формы быт, выражающие свойственные этому обществу социальные противоречия.
В ходе исторического развития общества изменяется характер как самих элементов быта, так и его структуры. В основе этих изменений в конечном счёте лежит развитие производительных сил и смена способов производства. Значение быта в жизни людей изменяется в связи с процессом урбанизации и увеличением свободного времени. Расширение сети бытовых предприятий, рассчитанных на массовые потребности и массовое обслуживание (в сфере как материального, так и духовного потребления), оказывает влияние на семейный и индивидуальный быт.
Наряду с процессом интернационализации быт сохраняет национальные и социальные особенности у разных народов и социальных групп».
Следующее, интересующее нас понятие – «дворянство», так как женщина-дворянка, это женщина, которая принадлежит к дворянскому сословию.
Итак, «Дворянство, сословие светских землевладельцев, обладавших наследственными привилегиями; вместе с духовенством составляло господствующий класс в феодальном обществе; в ряде стран в той или иной степени сохранило свои привилегии и при капитализме. Первоначальное значение русского термина «дворянство» и западно-европейских терминов, переводимых на русский язык как «дворянство», не идентично: если на Руси дворянство при своём возникновении – это военно-служилый слой, противопоставляемый боярству (см. Бояре), то франц. термин noblesse, англ. nobility, нем. Adel первоначально означали, прежде всего, знать, аристократию (от лат. nobilis – знатный). По мере объединения всех светских феодалов в единое сословие эти терминологические различия исчезали.
Дворянство принадлежало прямое политическое господство в феодальном обществе. Основой экономического и политического могущества дворянства являлась феодальная собственность на землю. Вместе с верхушкой духовенства (также как, правило, происходившей из дворян) дворянство противостояло эксплуатируемому классу феодально-зависимого крестьянства, значительная часть продукта труда которого оно присваивало в форме феодальной ренты. Среди других сословий дворянство выделялось своим положением, привилегиями, воспитанием, бытом, особым кодексом дворянской морали, согласно которой дворянин являлся господином по отношению к любому представителю «низших» сословий; дворянство отличалось от них даже одеждой, причёской и т.д.
Дворянство в России как низшая прослойка феодального военно-служилого сословия, составлявшая двор князя или крупного боярина, возникла в 12–13 вв. В отличие от зависимых слуг, занятых в хозяйстве феодала, дворяне назывались «вольными слугами». С 14 века феодал «жалует» им за службу землю (зародыш поместья). По мере объединения Северо-Восточной Руси под властью московского великого князя шло развитие феодального вассалитета и концентрация служилых людей под непосредственным главенством великого князя. Дворянство, заинтересованное в прекращении произвола бояр и феодальных междоусобиц, явилось важнейшей социальной опорой велико-княжеской власти в процессе объединения русских земель в централизованное государство. При Иване III Васильевиче в летописях сообщается о сборе великим князем большого войска из служилых людей, о раздаче им земель, отписанных у новгородского боярства, и т.д. Судебник 1497 г. впервые называет «поместника, за которым земли великого князя». Консолидация дворянства сопровождалась поглощением смежных социальных категорий господствующего класса: детей боярских, послужильцев и др.
Середина 16 века характеризуется особенно быстрой консолидацией дворянства и усилением его роли. «Уложение о службе» (1555–1556 гг.) с установлением норм поместного жалования и занесением в списки дворян и детей боярских оформляло переход службы в руки дворян и определяло порядок её отбывания. Пересмотр иммунитетных грамот (тарханов) на боярское землевладение и распространение иммунитета на владельцев поместий были первым шагом по пути сближения вотчин и поместий. Одновременно оформлялись политические права дворянства, его участие в государственном управлении: дворянство организуется в качестве особого чина в составе Земского собора, а по губной и земской реформам с отменой кормлений (1555–56 гг.) двыорянство возглавило местное управление. С конца 16 века и в 1-й половины 17 века дворянство добивалось от самодержавия полного закрепощения крестьянства, что было узаконено Соборным уложением 1649 г. Оформление сословия дворянства сопровождалось стремительным ростом его землевладения: по переписи 1678 года светские феодалы владели 595 тыс., или 67% крепостных дворов, из которых дворянству принадлежало 507 тыс., или 85%. В 17 веке дворянство вносится в специальные разрядные списки, а родословные дворянства записываются в Государственный родословец и Бархатную книгу. В составе самого дворянства обозначаются разные разряды; его верхний слой составляет московское дворянство, стоящее ближе к центральному управлению, нижний – городовое дворянство. Общая консолидация дворянства сопровождалась отменой местничества (1682 г.), фактически упразднившей служебные привилегии родовитого боярства и подготовившей его поглощение дворянства в 18 веке. Поместья постепенно превращались в наследственную собственность.
Торжество абсолютной монархии при Петре I сопровождалось превращением государства в чиновничье-дворянскую монархию. Указ о единонаследии (1714 г.) юридически закрепил фактическую ликвидацию разницы между поместьями и вотчинами. Табель о рангах (1722 г.) определила бюрократическую иерархию чинов в армии, флоте и гражданской администрации. Даже самый низкий ранг давал права личного дворянства, а более высокие ранги – права потомственного дворянства. Приобретение дворянского звания по табели о рангах способствовало тому, что дворянское сословие пополнялось за счёт выходцев из других сословий, получавших дворянство в результате продвижения по государственной службе, а также за счёт пожалований дворянства по личному усмотрению царя.
На протяжении 18 века расширялись права и преимущества дворянства. В 1736 г. был издан указ об ограничении срока обязательной службы дворянства 25 годами. Манифест о вольности дворянства (1762 г.) освободил дворянство от обязательной государственной службы и установил его монополию на землевладение. Генеральное межевание способствовало дальнейшему расширению землевладения дворянства. Наряду с укреплением прав дворянства на землю шёл процесс расширения дворянского землевладения: путём пожалований из фонда дворцовых и чёрных земель, колонизации свободных земель на окраинах, насильственного захвата земель черносошных крестьян и ясачных людей. Учреждение о губерниях 1775 г. и Жалованная грамота дворянству 1785 г. при Екатерине II, определив сословные права и привилегии дворянства, завершили юридическое оформление дворянской корпорации. Эксплуатация крестьянства приняла в 18 веке особенно уродливые формы, а в юридическом отношении крестьяне оказывались совершенно бесправными: дворянство – помещики имели право торговать крепостными, ссылать их на каторгу, отдавать в солдаты.
Сохраняя экономическое могущество и используя политическое господство, дворянство в 18 веке начало приспосабливаться к развивавшимся буржуазным отношениям, обращаясь к промышленности, торговле и организуя производство хлеба и других сельскохозяйственных продуктов на продажу.
К 18 – началу 19 вв. относится расширение дворянства на многонациональной основе. В 1723 г. в состав русского дворянства было включено финл. «рыцарство». Присоединение Прибалтийских провинций сопровождалось (с 1710 г.) оформлением остзейского дворянства Указом 1783 г. права российских дворян были распространены на шляхетство трёх украинских губерний, в 1784 г. – на князей и мурз татарского происхождения. В последней четверти 18 века началось оформление донского дворянства, в начале 19 века оформляются права бессарабского дворянства, а с 40-х гг. 19 века – грузинского. К середине 19 века с русским дворянством уравнивается в личных правах и дворянство Царства Польского.
Дальнейшее развитие капиталистического уклада и начало разложения феодальной системы в 1-й половине 19 века породило в общественной жизни явление дворянской революционности, направленной на уничтожение феодальной системы и утверждение нового, буржуазного строя.
Для правительственной политики 1-й половины 19 века характерно укрепление сословных начал: дворянство как сословие стало более замкнутым, были повышены классы чинов, дававших право на личное и потомственное дворянство, резко поднят ценз для участия в дворянских собраниях.
Отмена крепостного права 19 февраля 1861 означала крушение феодальной системы, представлявшей основу социальной и политической силы дворянства. Тем не менее в условиях утверждения капиталистических отношений сохранялись значительные остатки феодальной системы, прежде всего дворянское землевладение. За дворянами числилось в итоге реформы около 80 млн. десятин земли, в 1877–73,1 млн. дес., в 1905–53,2 млн. дес. На 1877 г. это составляло около 80% всей частновладельческой земли, на 1905–62%. Вместе с тем общий объём дворянского землевладения сократился за 40 лет на 41%. Однако в 1877 г. в Европейской России 30 тыс. помещичьих семей (около 150 тыс. чел.) имели 70 млн. дес. земли, на долю 10,5 млн. мелких крестьянских дворов (около 50 млн. чел.) приходилось 75 млн. дес.
Дворянство в пореформенной России сохранило свою корпоративную организацию, а также господствующее положение в управлении страной, особенно в органах местного управления: предводитель дворянства возглавлял уездное по крестьянским делам присутствие, дворянское собрание избирало непременного члена губернского присутствия, дворяне возглавляли училищные советы, занимали первое место в воинских присутствиях и определяли личный состав мировых судей. В созданных в 1864 г. земствах дворянству отводилась преобладающая роль. «Контрреформы» ещё более усилили роль дворянства в местном управлении. Закон 1889 г. о земских участковых начальниках (только из потомственных дворян) передал в их руки судебно-административную власть на местах. Земская контрреформа 1890 г. утвердила их первенствующее положение в земстве. Одновременно правительство принимало меры для поддержания экономического положения дворянства (учреждение Государственного дворянского земельного банка, 1885 г.). Однако экономическое развитие России привело и к тому, что некоторая часть дворянства обуржуазивалась.
Политическая активность дворянства и его контрреволюционная роль возросли в начале 20 века. Во время Революции 1905–07 гг. дворянство было главной опорой самодержавия в борьбе с революционным движением. В 1906 г. был создан «Совет объединённого дворянства», ставший центром реакции и имевший огромное влияние на правительство. Под угрозой новой революции складывался контрреволюционный блок дворянства и верхушки буржуазии. После Февральской революции 1917 г. председатель дворянского Земского союза князь Г.Е. Львов возглавил Временное правительство.
Октябрьская революция уничтожила дворянское землевладение [Декрет о земле 26 октября (7 ноября)], что фактически ликвидировало дворянство как привилегированное сословие. 10 (23) ноября был принят декрет ЦИК и СНК «Об уничтожении сословий и гражданских чинов.
1. Исторические предпосылки для создания быта женщины-дворянки во второй половине 19 века и начале 20 века
Рассмотрев понятие «дворянство», надо также уяснить, что женщина-дворянка получала это сословие только по наследству, т.е. для этого она должна быть рождённой в дворянской семье, женщины в России не служили, и соответственно не могли получить дворянского сословия по службе.
Задача данной курсовой работы состоит в том, чтобы показать быт женщины-дворянки в определённый исторический период, а именно – вторая половина 19 века – начало 20 века. Для этого совершим краткий исторический экскурс и вспомним, что же произошло в XIX столетии.
Итак, во второй половине XIX столетия достоянием человечества стали два открытия:
– электрическая энергия, которая начала использоваться в двигателях, средствах связи (телеграф и телефон), для освещения;
– двигатель внутреннего сгорания (1860 г.), благодаря чему появился автомобиль (1885–1886 гг.).
Использование электрического двигателя и двигателя внутреннего сгорания внесло существенный вклад в развитие производительных сил общества.
В XIX веке Европу потрясли буржуазно-демократические революции (во Франции, Германии, Австро-Венгрии и Италии) и войны.
К концу XIX века завершился раздел мира между крупнейшими капиталистическими державами. Сформировалась колониальная система, ставшая одним из важнейших источников получения прибыли.
В XIX столетия в странах Романо-германской цивилизации сложилась новая социальная структура. Теряет былое господствующее положение дворянство, уступая его буржуазии. Капиталистическое производство воспроизводит главного противника буржуазии – пролетариат. Формируется сильный интеллектуальный слой, который начинает играть возрастающую роль в духовной жизни и занимает влиятельное положение в социальной структуре общества.
Изменившиеся социально-экономические условия привели к существенным переменам во всех областях культуры – науке, литературе, искусстве. Бурный рост производства, необходимость его обслуживать дал толчок развитию научных фундаментальных и прикладных исследований, особенно естественных и технических.
В XIX веке продолжала терять своё влияние религия. Развитие науки и научно-технический прогресс углубили процесс секуризации. Несмотря на снижение влияния религии на систему воспитания и образования, где ведущие позиции занимали научные дисциплины, она в силу традиций сохраняла большое количество приверженцев. Однако сложным и противоречивым было положение не только религии. Не могли избежать такой же участи живопись, музыка, театр, художественная литература.
В искусстве сохранили своё влияние старые и возникли новые стили, школы, направления. Это можно объяснить рядом обстоятельств. Во-первых, старые формы перестали соответствовать новому содержанию; во-вторых, искусство почувствовало себя невостребованным. Пришедшая к экономической и политической власти буржуазия имела, как правило, невысокий культурный уровень, несомненно, проигрывая в этом отношении уходящему в прошлое дворянству. Художественные потребности и запросы новых богачей были более чем скромными. Они во многом носили утилитарный и рациональный характер.
И несмотря ни на что, в 19 веке в России успешно развивались общественные науки – история, философия, языкознание, политическая экономия. Небывалого подъёма и расцвета достигли русская литература, живопись, музыка, театральное искусство, архитектура – русская культура вышла на передовые мировые рубежи.
Первая половина 20 века ознаменовалась для России двумя кровопролитными войнами и тремя революциями, в результате чего огромная империя выпала из мировой капиталистической системы.
2. Быт женщины-дворянки во второй половине 19 века и начала 20 века
Быт дворянки, как и быт любого другого человека, определялся не только историческим временем, т.е. тем временем, в какую эпоху жил данный человек, но и принадлежностью к данному сословию, обществу, окружающему данного человека. Немногие дворянки принадлежали к высшему обществу – это зависело от многих причин, в том числе и от материального состояния дворянской семьи. По окончании войны 1812 года многие московские дворянские семьи потеряли при пожаре дома, мебель, и всё домашнее имущество, вторым ударом по дворянству стала отмена крепостного права в России. После отмены крепостного права, материальное состояние некоторых дворянских семейств было настолько расстроено, что они потеряли всякую надежду вернуться в высшее общество.
Все эти и многие другие предпосылки и обуславливали настоящий быт женщины-дворянки. Все эти факты очень хорошо были отражены в историческом романе Л. Толстого «Война и мир».
…«Несмотря на то, что в Москве Ростовы принадлежали к высшему обществу, сами того не зная и не думая о том, к какому они принадлежали обществу, а Петербурге общество их было смешанное и неопределённое. В Петербурге они были провинциалы, до которых не спускались те самые люди, которых, не спрашивая их, к какому они принадлежат обществу, в Москве кормили Ростовы.
Ростовы в Петербурге жили так же гостеприимно, как и в Москве, и на их ужинах сходились самые разнообразные лица: сосед по Отрадному, фрейлина Перонская, сын уездного почтмейстера, служащий в Петербурге…».
«Петербургский высший круг, собственно, один, все знают друг друга, даже ездят друг к другу. Но в этом большом круге есть свои подразделения…».
Дворянские семьи отличались от других семей, тем что дворянские дети должны были уметь не только читать и писать, но хорошо говорить на французском и других языках, уметь музицировать, хорошо танцевать и многое другое.
«…Все члены этой семьи, в особенности женская половина, представлялись ему покрытыми какой-то таинственной поэтической завесой, и он не только не видел в них никаких недостатков, но под этой поэтическою завесой предполагал самые возвышенные чувства и всевозможные совершенства. Для чего этим трём барышням нужно было говорить через день по-французски и по-английски; для чего они в известные часы играли попеременкам на фортепиано, звуки которого всегда слышались по всему дому; для чего ездили эти учителя французской литературы, музыки, рисования, танцы; для чего в известные часы все три барышни подъезжали в коляске к тверскому бульвару в своих атласных шубах; для чего им, в сопровождении лакея с золотою кокардой на шляпе, нужно было ходить по Тверскому бульвару…».
Очень большое значение имел дом, в котором постоянно проживала дворянская семья, некоторые дворянские семьи имели не один, а несколько домов, и усадеб.
«Барский двор состоял из гумна, надворных построек, конюшен, бани, флигеля и большого каменного дома с полукруглым фронтоном. Вокруг дома был рассажен молодой сад. Ограда и ворота были прочные и новые; под навесом стояли две пожарные трубы и бочка, выкрашенная зелёной краской; дороги были прямые, мосты были крепкие, с перилами. На всём лежал отпечаток аккуратности и хозяйственности…».
В обустройстве дома почти всегда большое участие принимала хозяйка дома, хотя переустройство и постройка новых зданий и надворных построек полностью ложились на плечи хозяина – дворянина, но внутреннее убранство комнат, расположение комнат для членов семьи, всё внутреннее устройство быта семьи, вплоть до этикета – был уделом женщины-дворянки.
Имея в виду всё выше сказанное, не следует думать, что хозяин и хозяйка всегда самолично строили, убирали, готовили и прочее, прочее, прочее. В каждой дворянской семье были управляющие делами, экономки, кухарки, лакеи, приказчики, няньки, кормилицы, горничные, повара, официанты, прачки, служанки, и т.д.
Но присматривала за ведением хозяйства и руководила всё-таки хозяйка (дворянка).
Правда не каждой женщине-дворянке это было под силу, и не каждая женщина умело могла вести хозяйство.
«Графиня Лидия Ивановна исполнила своё обещание. Она действительно взяла на себя все заботы по устройству и ведению дома. Но она не преувеличивала, говоря, что она не сильна в практических делах. Все её распоряжения надо было изменять, так как они были неисполнимы, и изменялись они Корнеем, камердинером, который незаметно для всех повёл теперь весь дом».
Как известно жизнь человека начинается с его рождением, так и жизнь любой дворянки начинается с рождения. И от того, в какой семье она родится, зависело какой она будет в дальнейшем, какое воспитание, привычки, навыки, устои, обычаи она унаследует, впитает в себя.
Женщина-дворянка рожала детей дома, под присмотром акушерки и по возможности доктора, но не всегда роды протекали благополучно, медицина иногда была бессильна, да в самом смысле медицины в то время практически не было, всё было настолько примитивно, единственное, что отличало роды дворянок от женщин многих других сословий – это чистота и наличие ухаживающего персонала за роженицей и её младенцем.
Многие дворянки сами вскармливали своих грудных детей, не прибегая к помощи кормилиц. Такой пример, мы видим в историческом романе Л. Толстого «Война и мир».
«Наташа вышла замуж…и спустя семь лет у ней было уже три дочери и один сын, которого она страстно желала и теперь сама кормила».
Но большинство женщин-дворянок имели для своих новорожденных детей кормилиц, хотя и много времени уделяли своим детям.
«Кормилица-итальянка, убрав девочку, вошла с нею и поднесла её Анне. …Нельзя было не улыбнуться, не поцеловать девочку, нельзя было не подставить ей палец, за который она ухватилась, взвизгивая и подпрыгивая всем телом: нельзя было не подставить ей губу, которую она, в виде поцелуя, забрала в ротик. И всё это сделала Анна, и взяла её на руки, и заставила её прыгать, и поцеловала её свежую щёчку и оголённые локотки…Она отдала девочку кормилице…».
Некоторые женщины-дворянки старались проводить лето с детьми в деревне, на даче…
«Дарья Александровна проводила лето с детьми в Покровском, у сестры Кити…Кроме Облонских со всеми детьми и гувернанткой, в это лето гостила у Левиных ещё старая княгиня, считавшая своим долгом следить за неопытною дочерью…».
Женщины-дворянки, находясь летом с детьми в деревне или на даче, водили детей в лес за грибами и ягодами, на речку удить рыбу, купаться, что доставляло всем огромное удовольствие.
«…Грибов набрали целую корзину, даже Лили нашла берёзовый гриб. Прежде бывало так, что мисс Гуль найдёт и покажет ей; но теперь она сама нашла большой берёзовый шлюпик, и был общий восторженный крик: «Лили нашла гриб!
Потом подъехали к реке, поставили лошадей под берёзками и пошли в купальню…Хотя и хлопотливо было смотреть за всеми детьми и останавливать их шалости, и хотя и трудно было вспомнить и не перепутать все эти чулочки, панталончики, башмачки с разных ног и развязывать, расстёгивать и завязывать тесёмочки и пуговки, Дарья Александровна, сама для себя любившая всегда купанье, считавшая его полезным для детей, ничем так не наслаждалась, как этим купаньем со всеми детьми. Перебирать все эти пухленькие ножки, натягивая на них чулочки, брать в руки и окунать эти голенькие тельца и слышать то радостные, то испуганные визги; видеть эти задыхающиеся, с открытыми, испуганными и весёлыми глазами лица, этих брызгающих своих херувимчиков было для неё большое наслаждение».
Среди женщин-дворянок были те, кто очень любил заниматься ведением домашнего хозяйства и могли себе позволить заниматься любимыми занятиями.
«На террасе собралось всё женское общество. Они и вообще любили сидеть там после обеда, но нынче там было ещё и дело. Кроме шитья распашонок и вязанья свивальников, которым все были заняты, нынче там варилось варенье по новой методе, без прибавления воды. Кити вводила эту новую методу, употреблявшуюся у них дома…
… – Сделайте, пожалуйста, по моему совету, – сказала старая княгиня, – сверху положите бумажку и ромом намочите: и безо льда никогда плесени не будет». «В ленинском давно пустынном доме теперь было так много народа, что почти все комнаты были заняты….И для Кити, старательно занимавшейся хозяйством, было немало хлопот о приобретении кур, индюшек, уток, которых при летних аппетитах гостей и детей выходило очень много…».
Все эти советы и нововведения говорят о том, с какой любовью женщины относились к своим обязанностям хозяйки дома.
Женщины-дворянки любили обустраивать своё жилище и всегда радовались всему новому, улучшающему его.
«Оставшись одна, Дарья Александровна взглядом хозяйки осмотрела свою комнату. Всё, что она видела, подъезжая к дому и проходя через него, и теперь, в своей комнате, всё производило в ней впечатление изобилия и щёгольства и той новой европейской роскоши, про которые она читала только в английских романах, но никогда не видала ещё в России и в деревне. Всё было ново, начиная с французских новых обой до ковра, которым была обтянута вся комната. Постель была пружинная с матрасиком и с особенным изголовьем и канаусовыми наволочками на маленьких подушках. Мраморный умывальник, туалет, кушетка, столы, бронзовые часы на камине, гардины и портьеры – всё это было дорогое и новое…
…В детской роскошь, которая во всём доме поражала, ещё больше поразила её. Тут были и тележки, выписанные из Англии, и инструменты для обучения ходить, и нарочно устроенный диван вроде бильярда, для ползания, и качалки, и ванны особенные, новые. Всё это было английское, прочное и добротное и, очевидно очень дорогое. Комната была большая, очень высокая и светлая…».
«Обед, столовая, посуда, прислуга, вино и кушанье не только соответствовали общему тону новой роскоши дома, но, казалось, были ещё роскошнее и новее всего. Дарья Александровна наблюдала эту новую для себя роскошь и, как хозяйка, ведущая дом, – хотя и не надеялась ничего из виденного применять к своему дому, так это всё по-роскоши было далеко выше её образа жизни…».
«Кровать была высокой, с перинами, с пятью всё уменьшающимися подушками, с огромным одеялом».
Но не все женщины-дворянки могли себе позволить такую роскошь, некоторые жили намного скромнее.
«Та же степенность, та же чистота, та же тишина были в этом доме, те же мебели, те же стены, те же звуки, тот же запах и те же робкие лица, только несколько постаревшие».
Высшее светское общество имело свои привычки, устои, традиции, и люди принадлежащие к этому обществу, должны были следовать всем правилам, по которым это общество жило.
Очень часто (особенно в Москве и Петербурге) в дворянских домах давали балы, где молодые девушки-дворянки могли найти себе женихов, повеселиться и потанцевать.
«31 декабря, накануне нового года, был бал у екатерининского вельможи. На бале должен был быть дипломатический корпус и государь.
На Английской набережной светился бесчисленными огнями иллюминации известный дом вельможи. У освещённого подъезда с красным сукном стояла полиция, и не одни жандармы, но и полицеймейстер на подъезде и десятки офицеров полиции. Экипажи отъезжали, и всё подъезжали новые с красными лакеями и с лакеями в перьях на шляпах. Из карет выходили мужчины в мундирах, звёздах и лентах; дамы в атласе и горностаях осторожно сходили по шумно откладываемым подножкам и торопливо и беззвучно проходили по сукну подъезда…».
«Наташа ехала на первый большой бал в своей жизни. Она в этот день встала в восемь часов утра и целый день находилась в лихорадочной тревоге и деятельности. Все силы её с самого утра были устремлены на то, чтоб они все были одеты как нельзя лучше. Соня и графиня поручились вполне ей. На графине должно было быть бархатное платье, на них двух белые дымковые платья на розовых шёлковых чехлах, с розанами в корсаже. Волоса должны были быть причёсаны a la grecque.
Всё существенное было уже сделано: ноги, руки, шея, уши были уже особенно старательно, по-бальному, вымыты, надушены и напудрены; обуты уже были шёлковые ажурные чулки и белые атласные башмаки с бантиками; причёски были почти окончены…»
В этом отрывке из романа Л. Толстого «Война и мир», прослеживается приготовление девушек и женщин дворянок к большому новогоднему балу, хотя балы в дворянском обществе проходили очень часто – этот бал был особенно торжественным, так как на этом балу ожидали приезд государя и его семьи.
«Наташа с утра этого дня не имела минуты свободы и ни разу не успела подумать о том, что предстоит ей.
В сыром, холодном воздухе, в тесноте и неполной темноте колыхающейся кареты она в первый раз живо представила себе то, что ожидает её там, на бале, в освещённых залах, – музыка, цветы, танцы, государь, вся блестящая молодёжь Петербурга. То, что её ожидало, было так прекрасно, что она не верила даже…
…Она поняла всё то, что её ожидает, только тогда, когда, пройдя по красному сукну подъезда, она вошла в сени, сняла шубу и пошла рядом с Соней впереди матери между цветами по освещённой лестнице».
«Бал только что начался, когда Кити с матерью входила на большую, уставленную цветами и лакеями в пудре и красных кафтанах, залитую светом лестницу…
…Несмотря на то, что туалет, причёска и все приготовления к балу стоили Кити больших трудов и соображений, она теперь, в своём сложном тюлевом платье на розовом чехле, вступала на бал так свободно и просто, как будто все эти розетки, кружева, все подробности туалета не стоили ей и её домашним ни минуты внимания, как будто они родились в этом тюле, кружевах, с тою высокою причёской, с розой и двумя листиками наверху…».
Девочек воспитывали так, что все события, происходившие в их жизни, они обсуждали с матерью: просили их разрешения, совета, участия в их судьбе.
«В то время как отец объяснялся с сыном, у матери с дочерью происходило не менее важное объяснение. Наташа, взволнованная, прибежала к матери.
– Мама!. Мама!. он мне сделал предложение…».
Первым у кого «просили руки дочери» – конечно была мать девушки-дворянки.
«– Я приехал, графиня, просить руки вашей дочери, – сказал князь Андрей».
И только после разговора с матерью девушки, жених делал предложение и объяснялся в любви самой девушке.
«- Я полюбил вас с той минуты, как увидел вас. Могу ли я надеяться?.
– Любите ли вы меня?».
Получив положительный ответ, дворянин с этого дня считался женихом, а девушка, которой он сделал предложение – невестой.
Начинались приготовления к свадьбе.
Для содержания жены, родители невесты давали её будущему мужу приданное, которое выражалось или в деньгах, или в наследственном имении, а также было положено дать бельё, одежду, посуду, и другие вещи, для обустройства нового дома.
«Берг уже более месяца был женихом, и только неделя оставалась до свадьбы, а граф ещё не решил с собой вопроса о приданном и не говорил об этом сам с женою. Граф то хотел отделить Вере рязанское имение, то хотел продать лес, то занять денег под вексель…».
Хотя малое приданное девушке-дворянке готовилось практически самого её рождения, то большое приданное иногда было спорным для родителей на момент свадьбы, так как у дворянина могло быть несколько дочерей, и это зависело от того, какая из дочерей первой выйдет замуж, какой жених ей достанется и многие другие факторы.
Свадьбе девушки-дворянки предшествовала помолвка и обручение.
Свадьба девушки-дворянки занимала огромное место в её жизни.
Так как свадебная церемония начиналась с венчания молодых в церкви, девушка задолго готовила себя к таинству венчания, которому предшествовала церемония таинства причащения и всех церковных мероприятии, которые сопровождали это событие.
Задолго начинались приготовления к свадьбе, шили венчальное платье, обсуждали и готовили приданное, приглашали гостей, заранее готовились закуски, вина и прочее, всё то, что требовалось для свадебного стола, приглашали музыкантов, танцоров и т.д.
Торжественный обряд венчания был наиглавнейшим во всей свадебной церемонии и готовился он особенно тщательно. После свадьбы молодые уезжали на постоянное место жительства, т.е. девушка-дворянка покидала родительский дом, переезжая к мужу. В доме мужа ей предстояла новая жизнь, нужно было привыкать к своему новому положению жены, хозяйки, а затем и матери.
Хотя жизнь на новом месте многое меняла в обычном укладе жизни теперь уже женщины-дворянки, оставались старые друзья, привычки, и всё то, что она получила в родительском доме.
Женщина-дворянка по образу и подобию своего родительского дома старалась создавать быт и уют в новом доме, добавляя элементы нового, своего, присущего только ей.
Женщины-дворянки интересовались не только ведением своего дома, но и делами мужа, новостями светской жизни, принимала гостей, выезжала в гости сама, посещала театры, много читала, вела активную переписку с родными и друзьями, и многое другое.
Очень модным увлечением молодых девушек и женщин-дворянок было ведение дневника или записок о жизни. В свободное время девушки, а также и женщины увлекались гаданием на картах, раскладыванием пасьянсов, музицировали, разучивали новые музыкальные композиции и произведения, читали модные журналы. Но жизнь дворянки в столице и в губернском городе имела большие различия: жизнь в провинции протекала менее интересно, скучно, т. к. была ограничена многими факторами.
Так дворянка-женщина, проживающая в столице больше времени уделяла своему дальнейшему просвещению, интересовалась политикой, зарубежными новостями и т.д.
Не чужды ей были прогулки, маскарады, всякие увеселительные мероприятия. Так, например, зимой кроме катания на санях и санках девушки-дворянки увлекались катанием на коньках, для чего они посещали катки, где могли также знакомиться с молодыми людьми, общаться.
Женщины-дворянки увлекались игрой не только в настольные игры, но и в крокет и другие не менее интересные игры.
«Общество партии крокета, на которое княгиня Тверская приглашала Анну, должно было состоять из двух дам с их поклонниками. Две дамы эти были главные представительницы избранного нового Петербургского кружка…».
Большим увлечением дворянских семей была охота. Некоторые женщины-дворянки принимали непосредственное участие в этом интересном мероприятии.
Некоторые девушки и женщины дворянки хорошо умели держаться в седле, не уступая иногда мужчинам, принимая в охоте скорее роль зрителей, чем самих охотников. Они наслаждались прекрасной природой, атмосферой напряжённой скачки за зверем, любопытством к финалу всей этой интересной затеи – поимки зверя.
После окончания охоты всё дворянское общество, которое принимало участие в охоте собиралось на домашний деревенский ужин. После ужина все веселились, пели, смеялись, иногда плясали и вспоминали самое интересное, что произошло на самой охоте. На ужин подавались самые незамысловатые закуски и угощенья: грибы, лепешки, орехи, мёд варёный и шипучий, яблоки, сотовый мёд, варенье на меду и на сахаре, ветчина, жареная курица и т.д.
«Вронский и Анна прожили всё лето и часть осени в деревне. Было между ними решено, что они никуда не поедут: но оба чувствовали, чем долее они жили одни, в особенности осенью и без гостей, что они не выдержат этой жизни и что придётся изменить её.
Жизнь казалось, была такая, какой лучше желать нельзя: был полный достаток, было здоровье, был ребёнок, и у обоих были занятия. Анна без гостей всё так же занималась собою и очень много занималась чтением – и романов и серьёзных книг, какие были в моде. Она выписывала все те книги, о которых с похвалой упоминалось в получаемых ею иностранных газетах и журналах, и с тою внимательностью к читаемому, которая бывает только в уединении, прочитывала их. Кроме того, все предметы, которыми занимался Вронский, она изучала по книгам и специальным журналам, так что часто он обращался прямо к ней с агрономическими, архитектурными, даже иногда коннозаводческими и спортсменскими вопросами…».
Многие женщины-дворянки могли себе позволить путешествия за границу, и не только на лечение, а просто посмотреть мир.
«Вронский с Анною три месяца уже путешествовали по Европе. Они объездили Венецию, Рим, Неаполь и только что приехали в небольшой итальянский город, где хотели поселиться на некоторое время».
За границей они посещали не только исторические памятники, театры, но и встречались с художниками, поэтами, жившими и творившими свои шедевры вне России.
«Вронский, Анна и Голенищев, возвращаясь домой, были особенно оживлены и веселы. Они говорили о Михайлове и его картинах. Слова талант, под которым они разумели прирождённую, почти физическую способность, независимую от ума и сердца, и которым они хотели назвать всё, что переживаемо художником, особенно часто встречалось в их разговоре, так как оно было необходимо, для того чтобы назвать то, о чём они не имели никакого понятия, но хотели говорить. Они говорили, что в таланте ему нельзя отказать, но что талант его не мог развиться от недостатка образования – общего несчастия наших русских художников».
Некоторые женщины-дворянки уезжали за границу по совету докторов – на лечение.
«…Уже перед концом курса вод князья Щербацкие поехали в Карлсбад, Баден и Киссинген к русским знакомым…Взгляды князя и княгини на заграничную жизнь были совершенно противоположные…Княгиня находила всё прекрасным и, несмотря на своё твёрдое положение в русском обществе, старалась за границей походить на европейскую даму, чем она не была, – потому что она была русская барыня, – и потому притворялась, что ей было отчасти неловко…».
Огромное значение на протяжении всей жизни дворянки имела религия, вера в Бога, послушание и уважение к родителям.
Всех детей родившихся в христианской семье – крестили, с этого начинали свой христианский путь и девочки-дворянки. И далее их воспитывали в вере и любви к Богу, поэтому их жизнь не представлялась без веры и послушания.
«Петровками, в воскресенье, Дарья Алексеевна ездила к обедне причащать всех своих детей. Дарья Александровна в своих задушевных, философских разговорах с сестрой, матерью, друзьями очень часто удивляла их своим вольнодумством относительно религии. У ней была своя странная религия метемпсихозы, в которую она твёрдо верила, мало заботясь о догмах церкви. Но в семье она – и не для того только, чтобы показать пример, а от всей души – строго исполняла все церковные требования, и то, что дети около года не были у причастия, очень беспокоило её…».
«Однажды вечером, когда старая графиня, вздыхая и кряхтя, в ночном чепце и кофточке, без накладных буклей и с одним бедным пучком волос, выступавшим из-под белого коленкорового чепчика, клала на коврике земные поклоны вечерней молитвы, её дверь скрипнула, и в туфлях на босу ногу, тоже в кофточке и в папильотках, вбежала Наташа. Графиня оглянулась и нахмурилась. Она дочитывала свою последнюю молитву. Молитвенное настроение её было уничтожено».
Старые женщины-дворянки всячески старались поддержать своих детей, советом, наставлением, утешить в тяжёлую минуту, и всё женское было им не чуждо, хотя вели они себя очень сдержанно, из-за старомодного воспитания, из-за своего преклонного возраста, утраченного здоровья, и т.д.
Заключение
Подводя итоги данной работы, надо отметить, что невозможно охватить и отразить полностью быт женщины-дворянки, которая жила на стыке XIX и XX вв., так как быт каждого человека универсален, мы можем только обобщить все накопленные знания быта прошедших веков. Шло время, менялись эпохи, но в жизни дворян не было резких переходов, что-то старело, менялось, что-то на протяжении долгих лет оставалось неизменным.
Конечно, открытия XIX в. Внесли новую лепту в быт женщины-дворянки, она стала пользоваться благами цивилизации: так женщины стали пользоваться услугами железной дороги, посещая заграницу или перемещаясь внутри России. Изобретение электричества и телеграфа стало непременным атрибутом, сопровождавшим в жизни женщин-дворянок, они почти первыми стали пользоваться новыми услугами данного вида связи, что, несомненно внесло определённые удобства в их быт.
«Анна приехала в Петербург рано утром; за ней была выслана карета по её телеграмме, и потому Алесей Александрович мог знать о её приезде».
Этот маленький отрывок красноречиво говорит сам за себя, что в жизни и быту женщины-дворянки, все открытия цивилизации находили место быть, и женщины с удовольствием ими пользовались.
Но как мы уже отметили быт каждой женщины, в том числе и женщины-дворянки – индивидуален и зависит от многих причин: от родословной семьи, от места, которое занимает эта семья в обществе, от материального состояния семьи, от круга родственников, знакомых, друзей, соседей, от привычек, характера, воспитания, от физического состояния, и от многих других факторов. Каждая женщина-дворянка проделывала свой жизненный путь, иногда похожий на другие, иногда нет – от этого зависел и её быт.
Литература
1. Викторов В.В. Наука о культуре. Учебное пособие. – М., Финансовая академия при Правительстве РФ, 2000.
2. Зуев М.Н. История России. Учебник для вузов. – М., ПРИОР, 2000.
3. Мунчаев Ш.М. История Российского государства. Учебник для вузов. – М., ЮНИТИ, 2000.
4. Силичев Д.А. Основы культурологи. Учебное пособие. – М., 1997.
Толстой Л.Н. Анна Каренина. – Л., «Художественная литература», 1982.
6. Толстой Л.Н. Война и мир. – М., «Просвещение», 1981.
7. Тургенев И.С. Дворянское гнездо. – М.,» Правда», 1980.
8. Шишова Н.В. и др. История и культурология. Пособие для студентов. – М., Логос, 2000.