Контрольная работа

Контрольная_работа на тему Эмпирический и теоретический уровни научного познания Развитие представлений о пространстве и времени

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-06-30

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 11.11.2024


План

1. Эмпирический и теоретический уровни научного познания

1.1. Понятие эмпирического и теоретического уровней

1.2. Различие эмпирического и теоретического уровней

1.3. Методы, применяемые одновременно на двух уровнях

2. Развитие представлений о пространстве и времени

2.1. Развитие представлений о пространстве и времени в доньютоновский период

2.2. Концепция абсолютного пространства и времени

И. Ньютона

2.3. Концепция относительности пространства и времени

А. Эйнштейна

3. Биоэтика и поведение человека

3.1. Понятие биоэтики

3.2. Запреты

3.3. «Иерархия» потребностей человека.

1. Эмпирический и теоретический уровни научного познания

1.1. Понятие эмпирического и теоретического уровней.

За две с половиной тысячи лет своего существования наука превратилась в сложное, системно организованное образование с четко просматриваемой структурой. Основными элементами научного знания являются: твердо установленные факты; закономерности, обобщающие группы фактов; теории, как правило, представляющие собой системы закономерностей, в совокупности описывающий некий фрагмент реальности; методы как специфические приемы и способы исследования реальности, исходящие из особенностей и закономерностей изучаемых объектов; научные картины мира, рисующие обобщенные образы всей реальности, в которых сведены в некое системное единство все теории, допускающие взаимное согласование.

Главная опора, фундамент науки – это, конечно, установленные факты. Это – эмпирический, т.е. опытный, базис науки. Количество накопленных наукой фактов непрерывно возрастает. Естественно, они подвергаются первичному эмпирическому обобщению, приводятся в различные системы и классификации. На теоретическом же уровне исследование связано с изучением сущности объекта. На этом уровне не работают логические способы исследования.

1.2. Различие эмпирического и теоретического уровней.

Наука потому и считается делом сложным и творческим, что от эмпирии к теории нет прямого перехода. Итак, проблема различия теоретического и эмпирического уровней научного познания коренится в различии способов идеального воспроизведения объективной реальности, подходов к построению системного знания. Отсюда вытекают и другие, уже производные отличия этих двух уровней. За эмпирическим знанием, в частности, исторически и логически закрепилась функция сбора, накопления и первичной рациональной обработки данных опыта. Его главная задача – фиксация фактов. Объяснение же, интерпретация их – дело теории.

Различаются рассматриваемые уровни познания и по объектам исследования. Проводя исследование на эмпирическом уровне, ученый имеет дело непосредственно с природными и социальными объектами. Теория же оперирует исключительно с идеализированными объектами. Все это обусловливает и существенную разницу в применяемых методах исследования. Для эмпирического уровня обычны такие методы, как наблюдение, описание, измерение, эксперимент и др. теория же предпочитает пользоваться аксиоматическим методом, системным, стуктурно-функциональным анализом, математическим моделированием и т.д. Наблюдение - это такой метод получения эмпирического знания, при котором главное - не вносить при исследовании самим процессом наблюдения какие-либо изменения в изучаемую реальность. В отличие от наблюдения, в рамках эксперимента изучаемое явление ставится в особые условия. Математический эксперимент - это современная разновидность мысленного эксперимента, при котором возможные последствия варьирования условий в математической модели просчитываются на компьютерах. Дедукция - вывод по правилам логики; цепь умозаключений (рассуждение), звенья которой (высказывания) связаны отношением логического следования. Индукция - умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению). Идеализация - процесс идеализации, мыслительное конструирование понятий об объектах, процессах и явлениях, не существующих в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в реальном мире (напр., «точка», «абсолютно твердое тело», «идеальный газ»). Формализация - представление и изучение какой-либо содержательной области знания (научные теории, рассуждения, процедура поиска и т. п.) в виде формальной системы или исчисления; связана с усилением роли формальной логики и математических методов в научных исследованиях. При характеристике научной деятельности важно отметить, что в ее ходе ученые порой обращаются к философии.

1.3. Методы, применяемые одновременно на двух уровнях.

Существуют, конечно, и методы, применяемые на всех уровнях научного познания: абстрагирование, обобщение, аналогия, анализ и синтез и др. Абстрагирование – форма познания, основанная на мысленном выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, частных его свойств и связей; общее понятие – как результат процесса абстрагирования; синоним «мысленного», «понятийного». Аналогия – сходство явлений, процессов в каких-либо свойствах. Умозаключение по аналогии – знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта, переносится на менее изученный, сходный по существенным свойствам, качествам объект; такие умозаключения – один из источников научных гипотез. Анализ – расчленение (мысленное или реальное) объекта на элементы. Синтез – соединение (мысленное или реальное) различных элементов объекта в единое целое (систему). Моделирование – одна из основных категорий теории познания: на идее моделирования по существу базируется любой метод научного исследования – как теоретический (при котором используются различного рода знаковые, абстрактные модели), так и экспериментальный (использующий предметные модели. Но все же разница в методах, применяемых на теоретическом и эмпирическом уровнях, не случайна. Более того, именно проблема метода была исходной в процессе самого осознания особенностей теоретического знания.

2. Развитие представлений о пространстве и времени

2.1. Развитие представлений о пространстве и времени в доньютоновский период.

Пространство и время как всеобщие и необходимые формы бытия материи являются фундаментальными категориями в современной физике и других науках. Расширение и углубление знаний о мире связано с соответствующими учениями о пространстве и времени.

В доньютоновский период развитие представлений о пространстве и времени носило преимущественно стихийный и противоречивый характер. И только в «Началах» древнегреческого математика Евклида пространственные характеристики объектов впервые обрели строгую математическую форму. В это время зарождаются геометрические представления об однородном и бесконечном пространстве.

Коренное изменение пространственной и всей физической картины произошло в гелиоцентрической системе мира, развитой Н. Коперником в работе «Об обращениях небесных сфер». Подлинная революция в механике связана с именем Г. Галилея. Он ввел в механику точный качественный эксперимент и математическое описание явлений. Первостепенную роль в развитии представлений о пространстве сыграл открытый им принцип классической механики – принцип относительности Галилея.

Таким образом, развитие представлений о пространстве и времени в доньютоновский период способствовало созданию концептуальной основы изучения физического пространства и времени.

2.2. Концепция абсолютного пространства и времени И. Ньютона.

Новая физическая гравитационная картина мира, опирающаяся на строгие математические обоснования, представлена в классической механике И. Ньютона. Ее вершиной стала теория тяготения, провозгласившая универсальный закон природы – закон всемирного тяготения. Согласно этому закону сила тяготения универсальна и проявляется между любыми универсальными телами независимо от их конкретных свойств. Она всегда пропорциональна произведению масс тел и обратнопропорциональна квадрату расстояния между ними.

Распространив на всю Вселенную закон тяготения, Ньютон рассмотрел и возможную ее структуру. Он пришел к выводу, что Вселенная является не конечной, а бесконечной. Лишь в этом случае в ней может существовать множество космических объектов – центров гравитации. Так, в рамках ньютоновской гравитационной модели Вселенной утверждается представление о бесконечном пространстве, в котором находятся космические объекты, связанные между собой силой тяготения.

В 1687 г. вышел основополагающий труд Ньютона «Математические начала натуральной философии». Этот труд более чем на два столетия определил развитие всей естественно-научной картины мира. В нем были сформулированы основные законы движения и дано определение понятий пространства, времени, места и движения. Раскрывая сущность времени и пространства, Ньютон характеризует их как «вместилище самих себя и всего существующего. Во времени все располагается в смысле порядка последовательности, в пространстве – в смысле порядка положения». Он предлагает различать два типа понятий пространства и времени: абсолютные (истинные, математические) и относительные (кажущиеся, обыденные) и дает им следующую типологическую характеристику.

Абсолютное, истинное, математическое время само по себе и по своей сущности, без всякого отношения к чему-либо внешнему, протекает равномерно и иначе называется длительностью.

Относительное, кажущееся, или обыденное, время есть или точная, или изменчивая, постигаемая чувствами, внешняя мера продолжительности, употребляемая в обыденной жизни вместо истинного математического времени, как-то: час, день, месяц, год.

Основные положения этой картины мира, связанные с пространством и временем, заключается в следующем.

Пространство считалось бесконечным, плоским, «прямолинейным», евклидовым. Оно рассматривалось как абсолютное, пустое, однородное и изотропное (нет выделенных точек и направлений) и выступало в качестве «вместилища» материальных тел как независимая от них инерциальная система.

Время понималось абсолютным, однородным, равномерно текущим. Оно идет сразу и везде во всей Вселенной «единообразно и синхронно» и выступает как независимый от материальных объектов процесс длительности. Значение указаний времени в классической механике считалось абсолютным, не зависящим от состояния движения тела отсчета.

Если в механике Ньютона силы зависят от расстояний между телами и направлены по прямым, то в электродинамике (теории электромагнитных процессов), созданной в XIX в. английскими физиками М. Фарадеем и Дж. Максвеллом, силы зависят от расстояний и скоростей и не направлены по прямым, соединяющим тела. А распространение сил происходит не мгновенно, а с конечной скоростью. Как отмечал Эйнштейн, с развитием электродинамики и оптики становилось все очевиднее, что «недостаточно одной классической механики для полного описания явлений природы». Из теории Максвелла вытекал вывод о конечной скорости распространения электромагнитных взаимодействий и существовании электромагнитных волн. Свет, магнетизм, электричество стали рассматриваться как проявление единого электромагнитного поля. Таким образом, Максвеллу удалось подтвердить действие законов сохранения и принципа близкодействия благодаря введению понятия электромагнитного поля.

2.3. Концепция относительности пространства и времени А. Эйнштейна.

Итак, в физике XIX в. появляется новое понятие – «поле», что, по словам Эйнштейна, явилось «самым важным достижением со времени Ньютона». Открытие существования поля в пространстве между зарядами и частицами было очень существенно для описания физических свойств пространства и времени. Как заметил Эйнштейн, теория относительности возникает из проблемы поля.

Специальная теория относительности, созданная в 1905 г. А. Эйнштейном, стала результатом обобщения и синтеза классической механики Галилея – Ньютона и электродинамики Максвелла – Лоренца. «Она описывает законы всех физических процессов при скоростях движения, близких к скорости света, но без учета поля тяготения. При уменьшении скоростей движения она сводится к классической механике, которая, таким образом, оказывается ее частным случаем».

Создатель теории относительности сформулировал обобщенный принцип относительности, который теперь распространяется и на электромагнитные явления, в том числе и на движение света. Этот принцип гласит, что никакими физическими опытами (механическими, электромагнитными и др.), производимыми внутри данной системы отсчета, нельзя установить различие между состояниями покоя и равномерного прямолинейного движения.

В общей теории относительности Эйнштейн доказал, что структура пространства-времени определяется распределением масс материи. Когда корреспондент американской газеты «Нью-Йорк Таймс» спросил Эйнштейна в апреле 1921 г., в чем суть его теории относительности, он ответил: «Суть такова: раньше считали, что если каким-нибудь чудом все материальные вещи исчезли бы вдруг, то пространство и время остались бы. Согласно же теории относительности вместе с вещами исчезли бы и пространство, и время».

3. Биоэтика и поведение человека

3.1. Понятие биоэтики.

Биоэтику (или сложные поведенческие программы, при­сущие животному миру) следует рассматривать как естествен­ное обоснование человеческой морали. Ведь много призна­ков, присущих человеку, генетически обусловлено. И толь­ко часть человеческих черт обусловлена воспитанием, обра­зованием и другими факторами внешней среды обитания. Поэтому суть эволюции составляет процесс передачи генов от поколения к поколению. Все человеческие действия — это его поведение. Хронометрия человеческого поведения показывает, в какой значительной степени биологично все наше поведение.

С помощью биоэтики можно ответить на вопрос о проис­хождении таких важнейших проявлений человеческого ра­зума, как мораль и этика.

Отвечая на этот вопрос, следует учитывать, что этологи (специалисты по поведению животных) открыли у живот­ных (и не только у высших) большой набор инстинктивных запретов, необходимых и полезных в общении с сородича­ми.

Так каковы же основные прин­ципы биоэтики? По мнению выдающегося австрийского этолога Конрада Лоренца, это — создание естественным способом врожденного запрета выполнять обычные про­граммы поведения в некоторых случаях возникающие при общении с себе подобными, т.е. полезный необходимый инстинкт остается неизменным (у хищника это загонять добычу, убивать ее, рвать на части и пр.), но для особых случаев, где его проявление было бы вредно, вводится спе­циальный механизм торможения.

3.2. Запреты.

Все запреты возникают под жестким давлением от­бора ради выполнения задачи сохранения вида. К важ­нейшим из таких запретов относятся следующие.

«Не убей своего» — первый и основополагающий запрет у очень многих видов. Чтобы выполнить его, необ­ходимо безошибочно узнавать своих, безошибочно отличать их от чужих.

Второй запрет непосредственно вытекает из первого — чтобы не убить своего и не быть убитым им, нельзя нападать неожиданно и сзади, без предупреждения и без проверки, нельзя ли разрешить возникший конф­ликт без схватки.

У хорошо вооруженных природой животных есть зап­реты применять смертоносное оружие или убийственный прием в драке со своими.

Следующий запрет, опять-таки более абсолютный у сильно вооруженных животных (в основном, хищников), не позволяет бить того, кто принял позу покорности.

И еще один очень важный принцип поведения, ха­рактерный для многих животных: победа с тем, кто прав.

Хотя социальные и нравствен­ные аналогии в поведении некоторых животных извест­ны давно, но выводы делаются различные и даже диамет­рально противоположные. Этологи и их сторонники (К. Лоренц, Р. Ардри, Дж. Скотт и др.) считают, что человек произошел от животного мира и должен обладать всеми теми свойствами, которые присущи животным, включая и биологическую основу мотивации его агрессивного по­ведения, что человек бессилен против инстинктов собствен­ной природы, которые неотвратимо приводят его к соци­альным конфликтам и борьбе. Ученые, стоящие на марк­систских позиция (В. Холличер) утверждают, что человек далеко ушел от животного мира и обладает характерны­ми, специфическими только для него чертами.

3.3. «Иерархия» потребностей человека.

Безусловно, поведение человека не ограничивается врож­денными животными программами. Ведь человек живет и действует, побуждаемый множеством потребностей.

А. Маслоу, один из ведущих психологов США в области исследования мотивации, разработал «иерархию» потребно­стей человека.

Физиологические потребности — это низшие, управ­ляемые органами тела потребности: дыхательная, пищевая, сексуальная, потреб­ность в самозащите.

Потребность в надежности — стремление к материальной надежности, здоровью, обеспечению по старости и т.п.

Социальные потребности — удовлетворение этой по­требности не объективно и трудно описуемо. Одного челове­ка удовлетворяют очень немногие контакты с другими людь­ми, в другом человеке эта потребность выражается очень сильно.

Потребность в осознании собственного достоинства — здесь речь идет об уважении, престиже, социальном успехе. Вряд ли эти потребности удовлетворятся отдельным лицом, для этого требуются группы.

Потребность в осуществлении самого себя — это по­требность в развитии личности, в самореализации, самоактуализации, в осмыслении своего назначения в мире.

Маслоу отмечает, что нехватка благ, блокада базовых физиологических потребностей в еде, отдыхе, безопасности приводит к тому, что эти потребности могут стать для обыч­ного человека ведущими - человек может жить хлебом еди­ным, когда его не хватает. Но если базовые, первичные потребности удовлетворены, то у человека могут прояв­ляться высшие потребности, метамотивации (потребно­сти к развитию, к пониманию своей жизни, к поиску смыс­ла своей жизни). Для многих людей присущи так называе­мые «неврозы существования», когда человек не понимает зачем живет, и страдает от этого.

Использованная литература

  1. Потеев М.И. Концепции современного естествознания. – СПб.: Питер, 1999.

  2. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. – М.: Гардарики, 2000.

  3. Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания. – Владос, 1998.

  4. Аженов Г.П. О причине времени // Вопросы философии. – 1996. - № 1.

  5. Жаров А.М. Об эмпирическом и теоретическом обосновании одномерности времени //Вопросы философии. – 1968. - № 7.

  6. Потеев М.И. Концепции современного естествознания. – СПб.: Питер, 1999.

  7. Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. – М.: Прогресс, 1994.

  8. Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики. – М.: Молодая гвардия, 1996.

  9. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Разд. III. – М.: ПБОЮЛ Грачев С.М., 2000.

  10. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. – М.: Логос, 2000.

  11. Концепции современного естествознания. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.


1. Реферат на тему Инфекционно-токсический шок Этиология патогенез клиника лечение
2. Доклад Потребительский кредит понятие, виды, значение, роль
3. Реферат на тему Colony Groups Essay Research Paper Colony GroupsThe
4. Реферат на тему Повреждение нижних конечностей
5. Реферат Инфляция, её причины, формы и факторы
6. Реферат История Андалусии
7. Реферат на тему Анализ рентабельности предприятия ОАО Горизонт
8. Диплом Юридический статус адвоката
9. Курсовая Проект строительства линейных сооружение районной АТС
10. Реферат Экспедиции на Чукотку и Камчатку