Контрольная работа

Контрольная работа Рисуночно-проективные методики

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 25.11.2024


Оглавление

Введение

1. Общая характеристика проективных методик

1.1 Проективные методики: понятие и виды

1.2 Техника применения проективных методик

2. Использование рисуночных проективных методик в диагностике школьного развития

Заключение

Библиографический список

Введение

Проективные техники – методики, основанные на феномене проекции. Они предназначены для исследования тех глубинных индивидуальных особенностей личности, которые менее всего доступны непосредственному наблюдению или опросу.

Проекция – особый феномен психической жизни, который выражается в приписывании внешним объектам (в частности, другим людям) особых свойств, находящихся в определенной взаимосвязи с психическими свойствами, присущими самому индивиду. Она основана на том, что восприятие и интерпретация действительности, предъявляемых стимулов и пр. в определенной степени зависит от потребностей, мотивов, установок, психического состояния личности.

Методический прием проективных методов заключается в предъявлении испытуемому недостаточно структурированного, неопределенного, незавершенного стимула. Стимульный материал, как правило, не безразличен испытуемому, так как вследствие апелляции к прошлому опыту приобретает тот или иной личностный смысл. Это порождает процессы фантазии, воображения, в которых раскрываются те или иные характеристики личности. При этом происходит проекция (приписывание, перенос) психических свойств испытуемого на материал задания (фотоизображение, рисунок).

Таким образом, специфика проективного метода состоит в его направленности на выявление прежде всего субъективно-конфликтных отношений и их представленности в индивидуальном сознании в виде «личностных смыслов» или «значимых переживаний».

Объектом исследования данной работы является рисуночные проективные методики.

Предметом исследования – применение рисуночных проективных методик при диагностике школьного развития.

Целью данной работы является непосредственный анализ рисуночных проективных методик и их возможностей при диагностике школьного развития.

Задачи работы:

1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

2. Определить сущность рисуночных проективных методик.

3. Охарактеризовать виды рисуночных проективных методик.

4. Выявить возможности рисуночной проективной методики при диагностике школьного развития.

База исследования МОУ СОШ №2, г. Абакана, учащиеся 2А класса (всего 24 человек).

Теоретической основой курсовой работы стали работы Выготского Л.С., Сластенина В.А., Столяренко Л.Д. и др.

1. Общая характеристика проективных методик

1.1 Проективные методики: понятие и виды

Проективные методики – это методики, несомненно требующие от специалиста психологической подготовки, несмотря на то, что внешне некоторые из них выглядят пустяковой шуткой (особенно рисуночные методики).

Прежде всего, следует разобраться с самим названием этого класса методик. Они названы таким образом, потому что все они основываются на едином психологическом механизме, который вслед за основателями психоанализа Зигмундом Фрейдом и Карлом Юнгом принято называть «проекция». З. Фрейд называл проекцией приписывание другим людям социально неприемлемых желаний, в которых человек отказывает сам себе. В дальнейшем, в ходе развития психологии личности и психодиагностики, термин «проекция» получил более расширительное толкование.

Стало традицией вести счет проективным методикам с теста словесных ассоциаций К. Юнга. 3. Фрейд и К. Юнг показали, что бессознательные переживания, порожденные неосознаваемыми влечениями человека, доступны объективной диагностике, так как отражаются в характере быстрых словесных ассоциаций, непроизвольных оговорок, в содержании сновидений, фантазий, в определенных симптоматических ошибках психики. Связь образов фантазии с основополагающими свойствами и чертами личности одним из первых также убедительно доказал Герман Роршах – автор вышедшей в 1921 году книги «Психодиагностика», в которой нашел обоснование его знаменитый тест «чернильных пятен». Разглядывая поочередно предъявляемые 10 чернильных пятен (5 черно-белых и 5 цветных), испытуемый должен про каждое из них сказать, что оно ему напоминает, на что оно похоже.

Смысл этой методики для неспециалистов можно пояснить следующим образом. Любому наблюдательному взрослому, тем более педагогу, известно, как развита у детей фантазия. Разглядывая на небе облака или морозные узоры на окне, они гораздо чаще, чем взрослые, видят в них образы сказочных существ – злых или добрых. При этом происходит мысленное одушевление, наделение вещей и явлений неживой природы признаками живых существ. Происходит «проекция» – символический перенос содержания внутреннего мира на внешний мир. Содержание этих фантазий очень много говорит о внутреннем мире ребенка. В своих рисунках, в фигурках, слепленных из пластилина, в поделках и играх со своими игрушками ребенок как бы «проигрывает» те впечатления, которые он получает от общения с людьми, от книг и фильмов. Дошкольникам такая активность вообще необходима просто по психогигиеническим соображениям. Если какие-то сильные впечатления не проиграны ребенком или не «отреа-гированы», то, будучи «подавленными», вытесненными в сферу подсознания, они могут превратиться в необъяснимую причину страхов и тревог, источник внутреннего конфликта, обусловливающего определенные искажения психического развития на долгие годы.

Широкую известность в психодиагностической практике, кроме «чернильных пятен» Роршаха, получили тематический апперцептивный тест ТАТ (Морган, Мюрей, 1935), а также фрустрационный тест (Розен-цвейга, 1964). В тесте ТАТ испытуемый сочиняет так называемый «рассказ по картинке», глядя на специально созданные «нечеткие» и неоднозначные фотоизображения человеческих фигур и лиц в различных ситуациях. Необходимость сочинить рассказ провоцирует и усиливает особый тип активного восприятия, названный в психологии апперцепцией, которая от обычного восприятия (перцепции) отличается тем, что человек акцентирует свое внимание на тех деталях изображения, которые позволяют ему предложить определенный связный сюжет.

В тесте Розенцвейга задача испытуемого состоит в том, чтобы приписать какую-нибудь реплику персонажу, изображенному на рисунке, отражающем конфликтную ситуацию. В этом смысле последний тест является гораздо более узким и специализированным, чем ТАТ, и изучает не столько «проекцию» внутреннего конфликта на внешне нейтральную неопределенную ситуацию, сколько тип реакции (агрессивный, самообвинительный или рационализирующий) на уже заданную конфликтную ситуацию, вызывающую фрустрацию – переживание столкновения потребности с преградой.

В психодиагностической работе с детьми следует обязательно учесть, что классические варианты известных проективных методик, таких, как, например, упомянутые выше ТАТ и тест Розенцвейга, разрабатывались на взрослых и не могут быть автоматически перенесены на детей. Следует пользоваться специальными, адаптированными для детей версиями этих методик. Среди них можно указать, например, специальную версию ТАТ для подростков (Саймондс, 1949) и отечественный детский вариант теста Розенцвейга (Прихожан, Толстых, 1982). Но и в том случае необходимо учитывать, что возможности любых «вербальных» (основанных на анализе речевой продукции) проективных методик ограничены уровнем речевого развития ребенка. Если ребенок не обладает развитой речью, то повышенный процент недиагностичных (непроективных, неинформативных) ответов – так называемых «формул-клише» – – еще не говорит об отсутствии внутренних конфликтов и проблем, а говорит лишь о том, что средства речевого выражения мыслей и чувств у данного ребенка слишком бедны и неразвиты, чтобы служить надежным «каналом» для проекции внутренних переживаний и впечатлений.

Кроме того, ребенок далеко не всегда владеет психосимволическим значением определенных элементов проективных тестовых стимулов. Совершенно понятно, что ребенок по-другому, нежели взрослый, ищет на картинках персонажей, с которыми он может себя идентифицировать. Если на картинке изображен взрослый мужчина и ребенок, то взрослый испытуемый скорее будет идентифицировать себя с первым персонажем, а ребенок – со вторым. Из-за этого проективный смысл стимула может поменяться с точностью до обратного. У взрослых испытуемых данный стимул может быть провокатором возможных агрессивно-авторитарных тенденций, а у ребенка – пассивно-оборонительных.

С 60-х годов начал разрабатываться и получил широкое распространение тест Роршаха для исследования общения – Совместный тест Роршаха (Соколова, 1987). Его использование в работе с родительско-детской парой может дать психологу гораздо больше информации о ребенке в значимом для него окружении, чем изолированное обследование ребенка. Ситуация проективного исследования в данном случае провоцирует не только реакции ребенка, но и вторичные реакции его матери (или отца) на эти реакции, показывающие психологу то, в какой эмоциональной атмосфере протекает жизнь ребенка, и его психическое развитие в семье.

Особого внимания и, по-видимому, более широкого применения в работе с детьми заслуживают графические проективные методики. Это известные техники «нарисуй дерево», «нарисуй человека», «нарисуй животное». В отличие от «вербальных» методик они предоставляют ребенку более гибкий и доступный ему канал для воплощения своих образов, своего субъективного видения мира.

Внешне простота графических методик, однако, обманчива. Опытный психолог никогда не следует инструкциям по интерпретации подобных рисунков буквально, не дает выводов на основании отдельных элементов и признаков, а учитывает эти признаки в комплексном контексте вместе с известными ему обстоятельствами из жизни ребенка. Если ребенок нарисовал животное с большими зубами и рогами, то это еще ровным счетом ничего не говорит об уровне скрытой агрессивности. Скорее всего бывает так, что эти признаки являются результатом того, что накануне ребенок посмотрел какой-то фильм по телевизору (может быть, даже про животных) и это обыкновенный след временных, преходящих впечатлений.

Многое может рассказать опытному психологу о семейной ситуации ребенка методика «Рисунок семьи» (Хоментаускас, 1987). Около 85% детей 6– 8 лет, нормального интеллекта, проживающих в семье, изображают семью полностью и себя вместе с семьей. Наряду с простейшими индикаторами (психологическую дистанцию с разными членами семьи на рисунке буквально выражает метрическая удаленность изображения «Я» от изображений соответствующих членов семьи), в этой методике существует масса более тонких и сложных для интерпретации индикаторов (графических признаков), однозначный психологический смысл которых может быть надежно раскрыт и объяснен только при соотнесении с комплексной информацией о жизни ребенка в семье, полученной из бесед с ним, родителями, из наблюдений учителя и т.п. Для повышения надежности в фиксации индикаторов в особо важных диагностических случаях к работе привлекается несколько независимых специалистов, и определенное заключение делается только в том случае, если их оценки совпадают1.

1.2. Техника применения проективных методик

Следует специально подчеркнуть, что практически все проективные методики обладают повышенным риском появления таких артефактов, как инструментальные ошибки и ошибки психодиагноста. Первый тип ошибок обусловлен тем, что нельзя наверняка прогнозировать, как именно воспримет проективную методику сам испытуемый. Например, очень часто дети пытаются догадаться, каким бы мог быть в данном случае «правильный» ответ. При этом они, конечно, невольно стремятся выдать наиболее типовой, так называемый «клишированный» ответ, и никакой проекции не происходит. Для сокращения риска инструментальных ошибок необходимо задействовать несколько независимых методик с разным методическим принципом построения.

Ошибки психодиагноста возникают с повышенной вероятностью в тех случаях, когда психодиагност, не имея достаточного профессионального опыта, сам не отдает себе отчета в том, что по отношению к порожденному испытуемым материалу проявляет как бы «вторичную проекцию» – интерпретирует его, исходя из собственных весьма субъективных представлений. При этом нельзя исключить прямую проекцию собственных психических состояний или проблем, которые испытывает в данный момент исполнитель методики. Например, у тревожного исследователя повышается субъективная чувствительность к признакам тревожности (ассимилятивная проекция, или проекция по сходству), а авторитарно-ригидному исследователю в рисунках детей будут мерещиться признаки нонконформизма и анархического беспорядка (контрастная проекция). В ряде случаев плохую службу в интерпретации проективных методик может сослужить предварительное знакомство исполнителя с испытуемым; психодиагност невольно ищет в проективном материале признаки, подтверждающие уже сложившееся у него представление об испытуемом. Сократить вероятность ошибок психодиагноста можно только путем привлечения опытных и независимых исполнителей. Приведенные здесь соображения еще раз иллюстрируют обоснованное требование: выполнение проективных методик – дело психологов, а не педагогов-предметников. Да и не все психологи одинаково готовы к применению этих методик. Подготовленными можно считать только тех, кто прошел специальную стажировку по использованию данной методики на нескольких десятках протоколов под руководством опытного профессионала.

Для исследования межличностных отношений ребенка со сверстниками, родителями и педагогами самым высоким диагностическим потенциалом обладают ролевые игры. В настоящее время к играм обращаются в большей степени как к особому активному методу воспитании и психолого-педагогической коррекции. Но в том, какую роль выбирает для себя – ребенок в ролевой игре, как он относится к назначенной роли, как исполняет он свою роль, какие элементы импровизации вносит он в свою роль от себя, – во всем этом ребенок «проецирует» на игру свои собственные представления о социальном мире. Если ребенок, получив в игре «власть учителя», начинает презрительно высмеивать, понукать и жестоко наказывать своих подопечных, то в этом мы увидим ярчайший пример актуализации неудовлетворенной потребности в отреагировании того антипедагогического стиля поведения каких-то учителей в классе, от которого пострадал данный ребенок или продолжает страдать в данный момент. Безусловно, ролевые игры – очень сложная техника, требующая от исполнителя не только теоретической подготовки, но и определенного личного артистизма, обаяния и находчивости. Созвездием этих качеств вовсе не обязаны располагать даже специалисты-психологи, не говоря про учителей-предметников. Более реальные перспективы в расширении применения ролевых игр в диагностической практике открывают ролевые компьютерные игры, в которых необходимая изобретательность проявлена уже однажды, прежде всего разработчиком компьютерной программы, после чего она может быть размножена и растиражирована на всех компьютерах стандартного типа.

Без активного использования проективных методик в практике школьной психологической службы невозможно решить задачу выявления глубинных причин эмоционально-личностной дезаптации школьников на определенном этапе возрастного развития и социализации1.

2. Использование рисуночных проективных методик в диагностике школьного развития

Экспериментальное исследование проходило на базе МОУ СОШ №2 г. Абакана, учащиеся 2А класса (всего 24 человек).

Для исследования был применен цвето-рисуночный тест диагностики психических состояний младших школьников1.

Цвето-рисуночный тест разработан А.О. Прохоровым и Г.Н. Ге-нинг. Он предназначен для диагностики психических состояний младших школьников в ходе учебной деятельности. Он создан на основе обследования около 1000 младших школьников и апробирован в разных школах. Тест имеет высокие корреляты с референтными методиками диагностики психических состояний: тестом Люшера, методикой Лутошкина. Он доступен и удобен в применении как учителем в процессе обучения, так и психологом в условиях психологического консультирования. В рисунках и цвете дети выражают то, что им трудно сказать словами в силу недостаточного развития самосознания, рефлексии и способности к идентификации. Кроме того, вследствие привлекательности и естественности задания, эта методика способствует установлению хорошего эмоционального контакта психолога с ребенком, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования.

Для проведения теста необходимо иметь лист белой бумаги и цветные карандаши: красный, желтый, синий, зеленый, черный, коричневый, оранжевый, голубой, розовый. На листе бумаги с левой стороны должен быть нарисован квадрат размером 50x50 мм (правая сторона листа предназначена для рисунка).

Инструкция 1: «Ребята! Перед каждым из вас лежат листок бумаги и цветные карандаши. На листке бумаги с левой стороны нарисован квадрат. Сейчас вы должны будете в этом квадрате цветом нарисовать ваше состояние, т.е. то состояние, которое вы в данный момент испытываете (для учащихся 1-х классов термин «состояние» можно заменить словом «настроение»). Если ваше состояние нельзя нарисовать одним цветом, то разделите квадрат на несколько частей и закрасьте его различными цветами». При этом рекомендуется показать мелом на доске, как можно разделить квадрат (одной диагональю, двумя диагоналями, горизонтальной линией, двумя перпендикулярами на четыре части, горизонталью и перпендикуляром к ней на три части и т.д.)

Если у детей возникнут вопросы, то инструкцию следует объяснить индивидуально.

После того как школьники справятся с заданием, экспериментатор дает инструкцию 2: «Ребята! Сейчас каждый из вас нарисовал свое состояние цветом, а теперь подумайте, на что похоже ваше состояние, в виде какого образа вы могли бы его пред ставить и нарисовать. Это могут быть и окружающие вас предметы: парта, доска, наш класс, а могут быть и предметы, которых здесь нет, но на которые похоже ваше состояние. Например: цветок, мяч, солнце, дождь и т.д. Если вы затрудняетесь нарисовать свое состояние одним предметом или образом, то нарисуйте целую композицию (рисунок). Рисовать нужно на правой стороне листа».

Время для проверки теста не должно ограничиваться.

Ключ к обработке результатов:

Цвет (в квадрате)

Рисунок

Состояние

Красный

Тетрадь

Парта

Класс

Доска и др.

Школьные атрибуты

Активность (активация)

Красный, сочетание красного и желтого

Радуга

Новый Год, елка

Торт, мороженое

Конфеты

Подарок

Горка

«5»

Солнце

Воздушные шары

Радость

Зеленый

Светофор

Машина

Телевизор

Беговая дорожка

Жонглер в цирке

Классная доска

Внимание, сосредоточение

Розовый

Робот

Компьютер

Машина

Принцесса

Кукла

Мечтание, фантазирование

Черный

Дождь

Клякса

Ребенок спит за партой

Утомление, усталость

Оранжевый

Цветы

Дети играют

Животные

Ребенок помогает старушке

Дружелюбие, доброжелательность

Желтый

Разбитая ваза

Ребенок с учительницей, мамой

Искренность

Голубой

Душ

Бассейн

Море

Бодрость

Синий

Скакалка

Волейбол

Футбол

Поднятая рука

Азарт

Синий

Дети с учительницей, со старшими

Уважение

Коричневый

Поле

Скорая помощь

Могилка

Ребенок упал

Мама гладит по голове ребенка

Сочувствие, сострадание

При обработке результатов нужно также учитывать особенности изображения. Наличие сильной штриховки, маленькие размеры рисунка часто свидетельствуют о неблагоприятном физическом состоянии ребенка, напряженности, скованности и т.п., тогда как большие размеры часто говорят об обратном.

Пользуясь данной методикой, экспериментатор должен помнить, что динамическая структура психического состояния может и не иметь «монохарактеристики», так как доминирующее значение на какое-то время может приобрести не один, а несколько компонентов психики. Например, в 1-м классе состояние интереса, активации, радости и внимания чаще всего объединены в одно «полисостояние», где ведущим является состояние интереса. Поэтому дети изображают эти состояния одним цветом – красным.

Анализ полученных результатов по цвето-рисуночному тесту А.О. Прохорова и Г.Н. Генинга, представлен в таблице 1.

Таблица 1. Анализ полученных результатов по цвето-рисуночному тесту А.О. Прохорова и Г.Н. Генинга

Цвет (в квадрате)

Количество детей

Красный

18 (80%)

Красный, сочетание красного и желтого

0

Зеленый

1 (3%)

Розовый

1 (3%)

Черный

0

Оранжевый

1 (3%)

Желтый

1 (3%)

Голубой

1 (3%)

Синий

1 (3%)

Синий

1 (3%)

Коричневый

0

Таким образом, из таблицы видно, что 80% детей выбрало красный цвет, это говорит о том, что у данных детей ведущим состояниями являются интерес, активация, радость и внимание; 3% детей выбрало зеленый, розовый, оранжевый, желтый, голубой и синий цвета; черный и коричневый цвет никто не выбрал.

Заключение

Проективные методики – методики, основанные на феномене проекции. Проекция – особый феномен психической жизни, который выражается в приписывании внешним объектам (в частности, другим людям) особых свойств, находящихся в определенной взаимосвязи с психическими свойствами, присущими самому индивиду. Она основана на том, что восприятие и интерпретация действительности, предъявляемых стимулов и пр. в определенной степени зависит от потребностей, мотивов, установок, психического состояния личности.

Теоретические истоки проективных методик находятся, прежде всего, в ассоциативной психологии и психоанализе. Согласно ассоциативной психологии ведущим принципом организации сознания является ассоциация. Данное положение послужило основой возникновения специальной методики – теста свободных словесных ассоциаций, систематизированного Френсисом Галь тоном (1822–1911). Применяя эту методику, экспериментатор по очереди открывал испытуемому список из 75 слов, предлагая ему отвечать на слово-раздражитель первой пришедшей в голову ассоциацией. Время ответа фиксировалось с помощью секундомера. Авторы при создании теста преследовали двоякую цель: получить средство для выявления нарушений в мыслительных процессах и рассмотреть области значимых внутренних конфликтов. Обычно анализируется доля привычных или распространенных ответов, время реакции, нарушение ассоциативных связей, ухудшение воспроизведения при повторном тестировании. Идеи, лежащие в основе данной методики, использовались в дальнейшем при создании специального вида тестового испытания – так называемого детектора лжи.

Методический прием проективных методов заключается в предъявлении испытуемому недостаточно структурированного, неопределенного, незавершенного стимула. Стимульный материал, как правило, не безразличен испытуемому, так как вследствие апелляции к прошлому опыту приобретает тот или иной личностный смысл. Это порождает процессы фантазии, воображения, в которых раскрываются те или иные характеристики личности. При этом происходит проекция (приписывание, перенос) психических свойств испытуемого на материал задания (фотоизображение, рисунок, двусмысленный незавершенный текст, неоднозначную ситуацию, проективную роль и т.п.).

Таким образом, специфика проективного метода состоит в его направленности на выявление прежде всего субъективно-конфликтных отношений и их представленности в индивидуальном сознании в виде «личностных смыслов» или «значимых переживаний». Основой всех проективных методик является возможность посредством косвенного воздействия на значимые области переживания и поведения человека («комплексы») вызывать такие отклики человека на предъявляемый стимул, которые менее всего подвержены тенденции следовать социально приемлемым образцам поведения.

Проективные методики предназначены для исследования тех глубинных индивидуальных особенностей личности, прежде всего мотивационных образований, которые менее всего доступны непосредственному наблюдению или опросу. Эти методы возникли сначала в условиях клиники, но в дальнейшем стали интенсивно использоваться и в экспериментальной психологии.

Применение проективных методик требует высокой профессиональной подготовки и развитой интуиции психолога, проводящего обследование.

Библиографический список

  1. Бабинский Ю.К. Педагогика. М.: Просвещение, 1983.

  2. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-х т. Т. 1 / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Педагогика, 1979.

  3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.

  4. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов н/Д., 1997.

  5. Зинченко В.П. Психологическая педагогика. Ч. 1. Живое знание. Самара, 1998.

  6. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. – Самара, 1994.

  7. Педагогика / Под ред. В.И. Ядешко. – М.: Наука. 1986. – 786 с.

  8. Педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 1989.

  9. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

  10. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов н/Д., 2000.

  11. Якунин В.А. Педагогическая психология. СПб., 1998.

1 Зинченко В.П. Психологическая педагогика. Ч.1. Живое знание. Самара, 1998. С. 204.

1 Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов н/Д., 2000. С. 283.

1 Краевский В.В. Методология педагогического исследования. – Самара, 1994. С. 349.


1. Реферат О различении понятий богослужебного пения и музыки на Руси
2. Реферат на тему Боги
3. Реферат на тему Софизмы
4. Шпаргалка на тему История россии общественные движения даты II половина XIX века
5. Реферат на тему Elephant Man Essay Research Paper Ashley Montagu
6. Реферат на тему Беларуская гістарыяграфія ў перыяд накаплення гістарычных ведаў IX-XVII стст
7. Контрольная работа на тему Психологические школы менеджмента
8. Реферат Короткоухий прыгунчик
9. Реферат на тему Willa Cather Essay Research Paper There are
10. Курсовая Институт судебного представительства в гражданском процессе